Сегодня мы снова поговорим о технологических чудовищах, порожденных периодом Холодной войны. В конце 50-х годов в ученые головы обеих сторон конфликта почти одновременно пришла светлая мысль, что если на самолёт установить ядерную силовую установку, то время его нахождения в воздухе будет ограничено, по сути, только запасом прочности самого самолёта и экипажа. А значит бомбардировщики с атомными бомбами на борту смогут неделями, если не месяцами, курсировать вдоль границ, чтобы в случае чего обрушить немирный атом на головы не особо-то потенциального противника. Также открывались совершенно новые перспективы для воздушной разведки и научных исследований.
Общий концепт был такой:
Разработки были начаты и в СССР и в США. В СССР разработкой занимались КБ «Мясищева» (М-30 и М-60), КБ «Антонова» (Ан-22ПЛО) и КБ «Туполева» (Ту-95ЛАЛ). В США в рамках проекта NEPA (Nuclear Energy for the Propulsion of Aircraft) работала компания Convair (Сonvair X-6), а разработку двигателей с использованием ядерного реактора поручили компании General Electric. Перед ней же встал вопрос об обслуживании как реактора, так и атомолёта в целом. Ведь последний тоже, в случае различных аварий, запросто мог превратиться в летающую «грязную бомбу». Неизвестно, привлекали ли «электрики» уже известного нам Роберта ЛеТурно, но результат разработки машины для обслуживания вылился в нечто хтоническое.
Знакомьтесь — мобильный манипулятор GE Beetle (Жук). За основу было взято шасси ЗСУ М42 Duster, с двигателем 500 л. с. Для сохранения аэродромного покрытия металлические гусеницы заменили на усиленные резиновые. На шасси была установлена кабина с 2 манипуляторами и множеством вспомогательных устройств. Управлялось всё это богатство одним оператором, которого закрывала от радиации сплошная защита из свинцовых пластин 30 см. толщиной. Такая защита позволяла человеку без каких-либо проблем работать по 12 часов в зоне излучения до 3000 рентген в час. При этом забор воздуха осуществлялся снаружи, проходя через изогнутый воздуховод со сложной системой фильтров, которая отсеивала даже мельчайшие частицы радиоактивной пыли. Не считая этого, «Жук» представлял собой, по сути, тот же батискаф, только для работы не море, а в смертоносных волнах радиации.
Рабочее место явно не для людей с клаустрофобией
Комфортная температура в кабине поддерживалась кондиционером. Имелось две системы связи, а также внешний громкоговоритель. Обзор осуществлялся за счёт нескольких внешних телекамер и только в случае крайней необходимости — через закрытое толстым многослойным стеклом окошко.
Общий вес машины составлял 77 тонн. Из них 50 — антирадиационная защита. Один только люк операторской кабины весил 7,5 тонн и поднимался отдельной гидравлической системой. Максимальная скорость передвижения — 12 км/ч. Кабина была оборудована гидравлическими домкратами, которые могли поднимать ее на высоту до восьми (!) метров.
Превед!
Но главной особенностью «Жука», разумеется, были сложнейшие манипуляторы. В каждом по четыре «сустава», и все они могли вращаться на 360 градусов и изгибаться в обе стороны. «Локтевой сустав» можно было также выдвигать вперед. С их помощью можно было проводить тончайшие операции, вплоть до закручивания гаек и в то же время они обладали достаточной мощью и прочностью, чтобы пробить кирпичную стену. В зависимости от задач они оснащались целым арсеналом сменных инструментов — захваты, буры, клещи и так далее.
Разумеется, управление настолько сложными манипуляторами требовало от оператора невероятной концентрации, терпения и ловкости. Работа, мягко говоря, не для всех. Тем не менее, оператор Тэкс Скраппер, который управлял «Жуком» во время испытаний на Невадском полигоне, с ней вполне освоился. На фото выше видно, что он мог манипулировать даже такими мелкими и хрупкими предметами, как куриное яйцо.
Или блондинка!
Но увы, такая сложность конструкции имела свою цену. Многофункциональные манипуляторы постоянно заклинивало в той или иной плоскости. Гидравлика то тут, то там давала течь. Электрику (одних проводов в «Жуке» было четыреста метров!) регулярно коротило. После каждого испытания машина проводила дни и недели в ремонте. Но самое главное — «Жук» оказался проектом-сиротой. Конструкторы атомолётов, ради обслуживания которых он создавался, столкнулись с не меньшим, а даже большим числом проблем. Большой бомбардировщик требовал мощных двигателей, которые требовал реактор, который требовал мощной защиты, которая существенно увеличивала массу самолёта, которому теперь требовались более мощные двигатели, которым в свою очередь… Ну вы поняли. Новый член уравнения — необходимость защиты от радиации — по сути замыкал формулу разработки самолёта в бесконечную ленту Мебиуса. Эффективного выхода из этого «штопора» конструкторы найти так и не сумели. В то же время развитие методов дозаправки в воздухе уже позволяло достичь сравнимой длительности полёта, а межконтинентальные ракеты — дальности доставки ядерных зарядов.
В итоге, в середине 1960-х годов проекты атомолётов были свернуты и в США и в СССР. Вместе с ними канул в небытие и «Жук». Его окончательную судьбу мне выяснить, увы, не удалось. Возможно он был демонтирован, а возможно всё еще ждёт своего часа в дальнем углу какой-нибудь Зоны 51. Но я всё же склоняюсь к тому, что его разобрали, иначе бы мы его увидели в 1986 году…
- Журнал Popular Mechanic's, 1962
- Журнал Popular Science, 1962
- Department of Defense’s report, 1963
Комментарии (22)
olartamonov
24.12.2022 16:04+4В 1986 эта хтонь скорее всего была бы малополезна. Слишком тяжелая, слишком неповоротливая, слишком сложная в обслуживании, при этом слишком мало работ, которые она способна выполнить.
fio
24.12.2022 17:27+20Интересно, а зачем оператор находился именно внутри?
Основным каналом получения информации там были телекамеры, управление шло тоже по проводам. Можно было пересадить оператора очень далеко и избавиться от 50 тонн лишнего груза (защиты), ну или сделать её гораздо легче, защитив только какие-то узлы.
tzlom
25.12.2022 10:56Я не думаю что там управление с камеры, Корее всего прямоугольник спереди это свинцовое стекло. Конечно камеры тогда уже существовали, но они были очень тяжёлыми, в основном чб и не радиостойкими.
fio
25.12.2022 10:59Из статьи
Обзор осуществлялся за счёт нескольких внешних телекамер и только в случае крайней необходимости — через закрытое толстым многослойным стеклом окошко.
VT100
25.12.2022 18:55+1Электронная элементная база, думаю. Локальный оператор в то время был проще и надёжнее.
victor_1212
24.12.2022 17:53+18> в рамках проекта NEPA (Nuclear Energy for the Propulsion of Aircraft) работала компания Convair (Сonvair X-6),
небольшое дополнение, на самом деле летал NB-36H 1955-57, 89 полетов с работающим реактором = прототип двигателя вес 16 тонн, размещался в бомбовом отсеке, кабина экранирована свинцом, вес защиты 11 тонн, для обслуживания на поле было оборудован типа подземный отсек, куда реактор опускался после полета, и поднимался, подвешивался перед каждым полетом, главной проблемой безопасности было что делать в случае катастрофы, для этого в каждом полете второй самолет с охраной следовал за экспериментальным, типа если что парашютисты должны были организовать эвакуацию и оцепление, проект закрыли как слишком дорогой, упомянутый X-6 остался на бумаге
Lirix_vladimir
24.12.2022 19:00+10Куриное яйцо ничего так. Симпотная
Mingun
24.12.2022 20:44+1Вынужден вас разочаровать, но куриное яйцо на самой первой картинке поста, по не ясной причине превратившееся в просто «фото выше», что вводит в заблуждение (хотя формально фраза и не содержит какого-либо обмана).
vazir
24.12.2022 20:25+2На просторах есть фильм документальный, там утверждается что ссср сделал таки этот самолет, решил проблему радиациии он летал, в нем есть съёмки данного самолёта, в том числе в полете. Смотрел лет 20 назад, так что дипфейк ещё не изобрели
Wizard_of_light
24.12.2022 21:12+1ТУ-95ЛАЛ. Он вроде даже с работающим реактором летал, но реактор не был подключен к двигателям, проверяли надёжность экранирования.
vazir
24.12.2022 21:45Утверждать не могу, слишком давно смотрел. Но в голове отложилось что наш именно летал на реакторе, в отличие от американцев, которые так и не побороли вопрос экранирования.
victor_1212
24.12.2022 23:12+4> вроде даже с работающим реактором летал, но реактор не был подключен
причем реактор с водяным охлаждением, два контура, но двигателя не было кроме как на бумаге, на фото виден заборник воздуха, за ним радиатор
v1000
25.12.2022 08:36вроде смотрел что-то такое по Дискавери. особенно позабавил хитрый план, когда американцы решили построить такой самолет, но быстро поняли, что там много технических проблем, поэтому они решили в секретных документах указать, что такой самолет создан и успешно испытан. А когда эти документы будут в распоряжении русских, те быстро начнут создавать свою версию в качестве противовеса американской, и ,в случае успеха, у русских можно будет вовремя подсмотреть нужные технические решения, чтобы создать свой американский аналог.
randomsimplenumber
24.12.2022 23:14+7одних проводов в «Жуке» было четыреста метров
Это несерьёзно. "40 лет назад на первом поколении Volkswagen Golf был установлен 191 кабель общей длиной 214 метров.". Так это гражданский автомобиль, не ОБЧР.
Rhoads
25.12.2022 09:15+4Пояснение к фото с блондинкой: девушку, конечно, никто не захватывал и не поднимал (уверен, что тогда без травм бы не обошлось). Она подошла к машине, просунула руки в захваты манипуляторов, ухватилась за выступы и повисла на них, просто подогнув ноги.
vassabi
так вот ты какой - ОБЧР 1950ых !
Hidden text