Создание современного качественного вебсайта уже сегодня все больше похоже на съемку художественного фильма или театральную постановку: персонажи, сценарии, фон и декорации, многочасовые и даже многодневные репетиции (тестирования). Но очень уж хочется дожить эти чертовы пару-тройку лет до той прекрасной поры, когда разрозненные источники и форматы информации наконец сольются в единый общий поток данных, с которым можно будет свободно взаимодействовать в любой точке этого самого мощного потока. Как мне кажется, следующей крупной революцией, причем скорее нашего сознания, чем технологий (они то уже лет 5 как готовы), будет всеобщая унификация медиа, веба, звука, изображения, тактильных сигналов в единое инфопространство. Фильм-игра-магазин-концерт в одном флаконе, единый и неделимый, воздействующий на все органы чувств сразу, не ограничивающийся, как сейчас, одной лишь визуальной картинкой. Продающий и развлекающий сразу, дарящий новые игровые статусы и осуществляющий карьерный и зарплатный рост человека в зависимости от успехов его персонажа.
А теперь переходим к основной мысли данной заметки, вынесенной специально на всеобщее обсуждение: долго ли коротко ли, но вся информация и медиапространство мира сойдутся в единой точке, называемой «сознание пользователя». Интересно, какие же именно смежные навыки потребуются при этом сегодняшним специалистам в самом обозримом будущем?
Например, на всевозможных дизайн-конференциях с завидной регулярностью упоминается про storytelling, прием, в котором предлагаемый товар или услуга увязывается в красивую легенду, историю, вызывающую дополнительные эмоции сочувствия. Значит ли это, что совсем скоро каждый веб-дизайнер будет обязан обладать навыками писателя и сценариста, чтобы готовый товар уметь вписать не просто в экран монитора, но в увлекательный остросюжетный нарратив?
Или вот, давно известно, что гильдия сценаристов США пишет свои творения строго по выданным маркетологами сверху лекалам, где в идеальной пропорции уже смешаны все необходимые ингредиенты будущих кассовых сборов, и следует лишь добавить свежий задний фон к отработанным годами позам, фразам и выражениям лиц выдуманных персонажей. Получается, что растыкать необходимые к продаже товары по стандартному прототипу сюжета и выгоднее посветить их в удачном ракурсе — это все, что будет нужно от профессии дизайнера?
Или например, давно очевидно, что каждый современный эксперт по UX, не имеющий навыков составления качественного бизнесплана — будет абсолютно бесполезен и в деле планирования структуры будущего сайта и оптимизации сценариев взаимодействия. Просто потому, что без осознавания глубинных причин и перспектив, у него не будет полноценных ответов на все его «Пять почему?». Понятно, что в крупных компаниях при внедренном принципе разделения труда не обязательно регулярно делать все бизнес-планы, но именно штатный юзабилист должен уметь это делать, и понимать для чего собственно все это делается, уметь читать и даже корректировать те бизнес-планы, что принес ему заказчик от очередного фрилансера.
- Оценка целевой аудитории, их потребностей, платежеспособности, поведенческих и мыслительных стереотипов? — Бизнес-план.
- Оценка конкурентов? Выработка уникального преимущества при выходе на рынок? Оценка расходов, а также необходимого среднего чека покупателя с рекомендациями по его постепенному повышению? — Опять же бизнес-план.
- Учет эргономики и анатомии? Выявление необходимых для перманентной аналитики коэффициентов? Перечень этапов разработки и планы выхода на самоокупаемость? — Хороший бизнес-план обязательно содержит в себе все это.
Чем же тогда остается заниматься сегодняшнему проектировщику интерфейсов, не желающему углубляться в продуктовый маркетинг, в техпроцесс, в аналитику продаж? Видимо, придется становиться настоящим адвокатом клиента, но только не тем, который сейчас — на конференциях с микрофоном о себе для своих про свое; а таким, которого можно вызвать на дом в случае проблемы и заставить разбираться с нерадивой доставкой товара из интернет-магазина, глюками в операционной системе умного дома или при ДТП с участием спроектированного им автомобильного навигатора.
Проджект-менеджер, по всей видимости, постепенно мутирует в режиссера-постановщика, такого, который воплощает имеющийся сценарий и первичную раскадровку в живое динамическое зрелище. «Камера, свет, мотор — дали эмоцию зрителю, массовка вперед — пошли продажи!»
В кого в таком случае превратится программист — в видеооператора и монтажера будущего медиапроекта? Возможно.
Ну а Заказчику остается лишь продюсировать созданное, обеспечивая сборы от проката, прибыль от продаж и успех внутренних покупок во время игро-просмотра.
Ссылки по теме
Как прототипируют фильмы
Идеальный бизнес-план
Настала пора не рисовать новое, а стирать лишнее
Комментарии (4)
norlin
04.11.2015 14:13+2скорее нашего сознания, чем технологий (они то уже лет 5 как готовы)
унификация медиа, веба, звука, изображения, тактильных сигналов
воздействующий на все органы чувств сразу
Покажите мне хотя бы технологии тактильной отдачи, не говоря уж о «на все органы чувств». Технологии даже близко не приблизились к такому уровню, а вы утверждаете, что «уже 5 лет как готовы».
teifo
04.11.2015 14:25При фразе «общее инфопространство», мне оно видится в виде, уже всем знакомого по фильмам, некого 3Д облака с тегами в виде сфер. Где от каждого понятия, определения тянутся тематические связи разного рода к другим понятиям и так далее.
teifo
04.11.2015 14:32Представим на минутку: вы смотрите очередной фильм, и каждый увиденный в фильме товар является не просто пассивным product placement — теперь можно кликнуть на него, позвонить или отправить заказ.
Вполне ожидаемо, что именно так и будет скоро, но я очень хочу надеяться, что зрительно оно останется в том же виде, что и сейчас. То есть телефон в руках ГГ как был так и останется телефоном, только при клике на него откроется нужная страница в браузере.
А если концовка фильма не устраивает, и хочется исправить мнение, навязанное тупым сценаристом — то ничего не стоит взять управление персонажами в свои руки, довести его до альтернативной концовки и расшарить друзьям в сеть, как орки под твоим умелым командованием побеждают эльфов и гномов в «Битве пяти воинств».
Чтобы это сделать хорошо, потребуются знания, аппаратура, время, деньги, иначе как с игрозорами. Скучный самодел никому не нужен. Значит возникнет проблема монетизации таких альтернативных концовок и или монетизация будет идти за счет еще большего количества рекламы или за счет платных подписок. Но самое сложное не это, самое сложное это как решить проблему законного использования фильма для его улучшения сторонними людьми в мире вечного копирайта.
GLaNIK
На этом любое определение искусства и его роли решительно уходит в лес.