Руководство по инструментам предрелизного тестирования в Google Play

Месяцы, предшествующие релизу игры, чрезвычайно важны для ее долгосрочного успеха. В связи с потенциальными затратами на запуск и поддержку игры разработчики все чаще проводят многоуровневое тестирование перед релизом. Это позволяет убедиться, что все проблемы будут устранены до того, как игра станет доступна для пользователей.

В Google Play мы разработали несколько способов помочь разработчикам игр на предрелизном этапе, и в этой статье мы представим обзор инструментов и лучших практик. Варианты тестирования изменяются по шкале от очень ограниченного (для тестирования основных функций и очевидных багов до того, как кто-либо, не связанный с разработкой игры, получит возможность ознакомиться с ней) до практически открытого (когда игра близка к релизу, но определенные элементы экономики или дизайна могут нуждаться в корректировке). Это показано в следующей таблице, а более подробный анализ каждого подхода приведен ниже.

Внутреннее тестирование

Независимо от того, запускаете ли вы игру для нескольких друзей и родственников или даете доступ ключевым внутренним сотрудникам, Google Play позволяет за считанные секунды выкатить приватный APK для 100 пользователей с помощью внутреннего тестирования. Эта функция разработана с учетом реальных потребностей студий, что позволяет каждый день отправлять новые APK QA-командам на широкий спектр устройств. С внутренним тестированием вы также получите полный доступ к функциям Google Play, таким как поддержка Android App Bundle. Чтобы узнать больше о внутреннем тестировании, ознакомьтесь с этим руководством по лучшим практикам.

Закрытая бета-версия

До полного релиза вы, возможно, захотите протестировать игру на небольшой части аудитории. Google Play дает возможность пригласить до 100 тысяч игроков по электронной почте или неограниченное количество, если пригласить их через Google Groups. Для игроков все просто: они получат ссылку на скачивание последней версии APK, но не смогут оставлять публичные отзывы в Google Play. При этом приватные отзывы разработчику они отправлять смогут.

Это бесценный инструмент для стресс-тестирования игры, так как использование большого количества внешних тестеров может помочь обнаружить баги или особенности использования, которые команда QA пропустила или просто не ожидала. Несмотря на то, что вероятность упустить проблемы выше, чем при полном открытом бета-тестировании, период закрытого бета-тестирования — это баланс между конфиденциальностью и прозрачностью, и он также может быть полезен после запуска игры для тестирования новых обновлений или DLC.

Открытая бета-версия

Решение о том, когда начинать принимать публичные отзывы — это поворотный момент в предрелизной стратегии, но есть еще один путь — открытая бета-версия. Она позволит пользователям искать приложение в магазине (в списке «Не выпущено» или «Ранний доступ»), не давая им возможности оставить публичный отзыв — хотя они могут оставлять приватные отзывы. Во время открытого бета-тестирования разработчики по-прежнему могут устанавливать ограничения на количество пользователей, которые могут получить доступ к игре; но пользователям, чтобы принять участие, больше не нужно, чтобы их приглашали или вносили их в белый список, если лимит еще не достигнут.

Поскольку пользователи в открытой бета-версии являются «дикими» (не приглашенными), это сильнее всего приближает нас к тому, как игроки будут взаимодействовать с игрой после запуска. Это делает его идеальным для тестирования ключевых KPI, популярности различных игровых циклов, потока экономики, а также нагрузочного тестирования. Помимо технических преимуществ, это также позволяет тестировать новые рынки, формировать сообщество перед запуском и тестировать нагрузку на серверы с большим количеством людей — без риска того, что ранняя сборка приведет к появлению большого количества 1-звездочных отзывов.

Next Games использует как открытые, так и закрытые бета-версии в своем цикле разработки. По словам Йоонаса Виртанена, директора по дизайну продукта, «значительная часть преимуществ связана с тем, что бета-аудитория выбирает игру, которая, как известно, все еще находится в разработке. Их отзывы более щадящие и конструктивные, а управление ожиданиями является меньшим фактором — эти пользователи также чувствуют себя счастливыми и привилегированными, увидев что-то до полного релиза».

Для Next Games преимущество заключается в том, чтобы узнать, как их продукт выживет в дикой природе. Джеймс Корбишли (James Corbishley), директор отдела бизнес-аналитики, вместе со своей командой разработал «модели для прогнозирования долгосрочного удержания пользователей на основе очень ранних показателей D0 (нулевого дня)», добавив, что «бета-платформа Google Play служит идеальным инструментом как для оценки улучшений после каждого обновления, так и для получения все более точных прогнозов удержания пользователей до «открытия» игры для широкой публики». Это было особенно полезно при разработке их предстоящей игры "Stranger Things". «Даже если результаты не полностью совпадают с реальным миром, главное — проанализировать дельту и понять, как перевести ее в ожидания реального мира», — говорит Джеймс.

Soft launch (мягкий запуск)

Во время Soft launch все игроки в пределах всего географического рынка могут искать и получать доступ к игре и оставлять публичные отзывы, что делает ее пригодной только для самых последних этапов тестирования. В это время игра также начинает появляться в алгоритмических подборках Play Store (например, «Новые релизы», «Рекомендации»), а не только в поиске — и это позволяет проверить органическую виральность игры.

На этом этапе многие разработчики начинают работу по привлечению пользователей. Это дает отличную возможность погрузиться в тестирование монетизации и внести последние коррективы в экономику игры. По мере продвижения Soft launch и роста уверенности в своих силах вы можете продолжать релиз в большем количестве регионов. Некоторые студии идут на риск и проводят Soft launch на рынке первого уровня. Это может дать определенные преимущества, такие как понимание того, как игра работает именно на этом рынке, но если Soft launch окажется непопулярным, вам будет трудно преодолеть это раннее негативное восприятие, когда дело дойдет до полноценного релиза на этом рынке. Google Play предоставляет инструменты, необходимые для достижения успеха, какой бы путь вы ни выбрали.

Чтобы понять, как максимально эффективно использовать Soft launch и быстро понять, сможет ли игра добиться успеха на рынке или нет, мы взяли интервью у Теему Хямяляйнена (Teemu Hämäläinen, руководитель отдела продуктов) и Беркума Таская (Burcum Taskaya, менеджер по маркетингу продуктов) из компании Rovio, которые рассказали о стратегии предзапуска своей последней игры Match 3 под названием Small Town Murders.

Small Town Murders — это увлекательная игра-головоломка, в которой главная героиня, Нора Мистри, пытается разгадать правду о серии странных преступлений, происходящих в провинциальном городке. Поскольку Rovio имеет большой опыт запуска игр-головоломок, команда была твердо уверена в стабильности игры и корректности основных циклов. После короткой серии внутренних тестов (с использованием внутренних тестов Play) они перешли непосредственно к мягкому запуску игры в США, Швеции, Финляндии и Польше в октябре 2019 года.

Soft launch в США позволил Rovio собрать прямые отзывы игроков на своем крупнейшем рынке по темам, которые, по их мнению, нуждались в тестировании: сила IP, ключевые KPI и конкурентоспособность игры (CPIs vs LTV) с первого дня.

До бета-оптимизации
До бета-оптимизации
После бета-оптимизации
После бета-оптимизации

Однако у этой стратегии были свои недостатки. Запуск в производство в США означал, что они не могли запустить кампанию предварительной регистрации в Google Play — хотя Rovio все же включила предварительную регистрацию в других регионах. Изменения основного игрового процесса во время Soft launch также вызвали негативную реакцию среди игроков, которые посчитали, что их прогресс пострадал. К счастью, благодаря вмешательству службы поддержки клиентов и игровой команды Rovio удалось исправить ситуацию и порадовать игроков новым контентом и режимами игры.

Как говорит Теему (Teemu): «Мы многое вынесли из этого опыта. Нам удалось использовать имеющиеся у нас знания по созданию успешных игр-головоломок для запуска Small Town Murders. Но у нас не было бы такого же подхода к запуску игры в жанре, который мы еще не освоили».

В ходе различных запусков Rovio отошла от концепции «глобального запуска». Каждая игра имеет свои возможности и слабости в каждом регионе, и поэтому для нее выгодна своя собственная стратегия предзапуска. Вместо того чтобы стремиться к единому дню запуска, Rovio предпочитает выпускать контент на различных треках волнами. По их собственным словам:

«Для нас определение глобального запуска со временем сильно изменилось. Мы подходим к успеху новых игр как к марафону, а не как к спринту, концентрируясь на постоянном обновлении игры с новым интересным контентом для игроков», — сказал Теему.

Предрегистрация

Единственный пример в этом списке, не ориентированный на тестирование, — это этап предварительной регистрации, и в отличие от того, что мы рассмотрели в этой статье до сих пор, он не ориентирован на тестирование. Этот период предназначен для повышения интереса к игре до ее запуска, чтобы улучшить показатели вовлеченности и удержания игроков после запуска. Разработчики, проводящие кампанию предварительной регистрации, часто отмечают значительное увеличение числа пользователей, остающихся в игре в первый и седьмой день.

Этот этап дает представление о раннем спросе на игру, поскольку вы начинаете собирать предварительные регистрации и можете наблюдать за реакцией сообщества. Пользователи привлекаются органически или с помощью рекламной кампании, и им могут быть предложены вознаграждения за предварительную регистрацию, такие как внутриигровая валюта или уникальные предметы за регистрацию их интереса. Зарегистрировавшиеся получают push-уведомление, когда игра становится доступна в их регионе, что увеличивает количество первых установок. Google Play даже предлагает игрокам возможность автоматической установки игры при запуске, что является отличным способом повысить вовлеченность с первого дня.

Предварительная регистрация доступна за три месяца до запуска, но мы рекомендуем ориентироваться на кампанию продолжительностью один-два месяца, чтобы интерес к игре не угас. Студии обычно отмечают более высокий коэффициент конверсии от предварительно зарегистрированных пользователей, особенно если они могут использовать узнаваемость бренда уже существующей IP для повышения интереса. Хотя это фантастический результат, он заставляет убедиться в том, что игра полностью функциональна в первый день, поскольку вы можете получить гораздо больше установок, чем ожидали. Мы советуем студиям минимизировать размер загружаемой игры, убедиться в стабильности игры и провести тестирование на широком спектре устройств, поскольку все вышеперечисленное является распространенными причинами плохих оценок в обзорах.

«Next Games добилась особого успеха, используя программу предварительной регистрации для игр с сильным IP, таких как Stranger Things или The Walking Dead», — комментирует Йоонас Виртанен (Joonas Virtanen). «Поскольку у этих сериалов огромное количество поклонников, новости о готовящейся игре недолго остаются в тайне, и предварительная регистрация — это хороший способ для нас воспользоваться ажиотажем перед официальным запуском».

Чтобы узнать, как использовать предварительную регистрацию для своих игр, посетите нашу страницу поддержки предварительной регистрации.

Итог

Google Play предлагает ряд способов собрать реальные данные о том, как будет работать игра, не рискуя при этом получить раннее представление о недоработанной сборке. Преимущества могут быть использованы и после запуска игры, если они используются для поддержки успешного запуска загружаемого контента или обновлений, которые нуждаются в финальной проверке перед выпуском.

Последний совет дают Джоонас (Joonas) и Джеймс (James) из Next Games: «Главное — объединить раннюю проверку и ранний дизайн игры: тестируйте часто и тестируйте рано. Даже если результаты тестирования плохие, вы узнаете что-то новое, что поможет при следующем тестировании или при создании другого продукта». Применяя полученные знания в своей студии, не забудьте также подумать о том, как и с какими игроками вы хотите проводить тестирование, и воспользуйтесь инструментами, предлагаемыми Google Play.

А что думаете вы?

Есть ли у вас соображения по поводу предрелизного тестирования мобильных игр? Сообщите нам об этом в комментариях ниже или напишите в Твиттере, используя #AskPlayDev, и мы ответим вам от @GooglePlayDev, где мы регулярно делимся новостями и советами о том, как добиться успеха в Google Play.


Сегодня вечером пройдет открытое занятие, посвященное входу в GameDev через тестирование. На нем поговорим с преподавателями с курса Game QA Engineer о профессии QA-специалиста в геймдеве. Рассмотрим способы попасть в игровую индустрию и найти работу, дальнейшие варианты развития и так ли это просто — быть тестировщиком игр. Преподаватели расскажут о своем опыте и поделятся удачными и неудачными кейсами из практики. Основные темы открытого урока:

  • Кто такой QA в игровой индустрии и чем занимается?

  • Так ли легко попасть в GameDev через тестирование?

  • Точки старта и пути развития

  • Заменят ли автоматизация и нейросети профессию QA?

Записаться на открытый урок можно по ссылке.

Комментарии (0)