Проверка паспортов на действительность — один из самых актуальных запросов информации, с которым банки обращаются к государственным органам. Запрос входит в топ-10 сервисных подключений банков к СМЭВ (Системе межведомственного электронного взаимодействия), наряду с регуляторным сервисом по запросам из ФССП, выписками из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и другими. Как происходит проверка — разберем в статье.
Много лет подряд для проверки подлинности паспортов российские банки регулярно использовали файл с сайта МВД, в котором содержались самые актуальные данные об утерянных и недействительных документах граждан РФ. Неоспоримым плюсом работы с этой базой было ее постоянное, ежедневное обновление и возможность загрузить этот файл в свои системы для запуска массовой проверки, например, в ночное время.
С недавнего времени сервис стал фактически недоступен: несмотря на обращения кредитных организаций, МВД перестало поддерживать актуальность данного файла.
Представители финансовых организаций попытались восстановить право доступа к сервису через обращение в правительство от имени Национального совета финансового рынка (НСФР). Однако попытка не привела к успеху: Центробанк РФ предложил участникам финансового рынка обратиться к альтернативным каналам проверки, включая СМЭВ.
Запас времени на подготовку к отключению файла МВД у банков был: впервые Министерство внутренних дел заявило о планах закрыть возможность проверки по данному файлу еще в 2021 году, предложив воспользоваться альтернативным сервисом на Госуслугах. Но если три года назад НСФР удалось отстоять право доступа к сервису, указав властям на ряд проблем, которые возникают при работе с сервисом на Госуслугах, то в 2023 года решение стало окончательным: МВД официально прекратило актуализацию файла с базой недействительных паспортов.
Какие решения есть
В результате банки столкнулись с ситуацией поиска возможных каналов проверки паспортов, которые позволили бы сохранить скорость обслуживания клиентов и одновременно исполнять положения 115-ФЗ.
Указанный ФЗ разрешает банкам проверять достоверность идентификационных сведений, в том числе паспорта РФ, с применением как государственных, так и иных информационных систем. Под иными информационными системами можно подразумевать различные автоматизированные сервисы, например, сканеры с ИИ. Но на практике, проверка паспорта через СМЭВ 3 остается практически единственным действенным каналом, позволяющим получить легитимные, подтвержденные государством сведения. Причем если раннее проверять паспорта можно было и через СМЭВ 2, то теперь остается только СМЭВ 3, т.к. сервис МВД в СМЭВ 2 в ближайшее время будет отключен.
В числе преимуществ СМЭВ 3 представители Системы называют: надежность 99,9% и постоянная доступность. Простои Системы составляют не более 20 часов в год.
Что касается СМЭВ 4, то сейчас эта экосистема активно наполняются трафиком: к ней подключаются федеральные и региональные органы исполнительной власти. «В СМЭВ 4 нет очередей, нет требований к системам участников. Потребители делают запрос, он попадает в витрину данных владельца, на стороне витрины автоматически готовится ответ (используется типовое ПО), который направляется потребителю», — рассказывают представители Системы.
Как получают данные из СМЭВ
Есть ряд востребованных и основных запросов кредитных организаций через систему СМЭВ. И проверка паспортов является вторым по распространенности запросом, – говорит Анна Назарова, заместитель директора департамента по развитию R-Style Softlab. При этом возможностями СМЭВ могут воспользоваться не только банки, но страховые компании и МФО, хотя для конкретно сервиса по проверке паспортов страховые компании и МФО необходимо дополнительно согласовать доступ.
Коннекторы для проверки подлинности паспортов
Для проверки паспортов на действительность через СМЭВ 3, финансовые организации используют коннекторы — модули для обмена информацией банковской системы с ГИС. Модуль позволяет банку через внешнюю систему СМЭВ 3 автоматически осуществлять проверку паспортов клиентов — физических лиц по базе МВД, а по недействительным паспортам получать информацию о причинах недействительности
Работу модуля можно рассмотреть на примере коннектора «RS-Connect. МВД. Проверка паспорта на действительность». Главными функциями коннектора являются:
Формирование электронного запроса в МВД с целью получения информации о действительности паспорта.
Прием, обработка, сохранение и передача в системы банка ответа, полученного от МВД через СМЭВ
Возможность запроса без интеграции с автоматизированной системой банка.
На практике работа коннектора выглядит следующим образом: RS-Connect получает от банка запрос на проверку паспорта, после чего отправляет в МВД через СМЭВ запрос на проверку; из МВД приходит ответ в RS-Connect о результатах, и RS-Connect передает этот ответ в системы банка.
Достоверность передаваемых сведений через СМЭВ 3 обеспечена верифицированным государственным органом. В случае обращения к ИИ-сервисам такой гарантии у банков нет.
Пользовательский интерфейс модулей RS‑Connect реализован в соответствии с методологией Human‑Centered Design (HCD, ГОСТ Р ИСО 9241–210–2012 «Человеко‑ориентированное проектирование интерактивных систем»). В основе концепции веб‑интерфейса — единая рабочая область приложения, позволяющая в одной копии приложения одновременно работать с несколькими открытыми «скроллингами» и панелями.
Комментарии (14)
cliver
07.09.2023 10:02Интересно, банки уведомляют клиентов о том, что их данные будут проверяться каким-то образом? (то есть будут передаваться третьим сторонам, сведения о времени проверки, откуда проверяют и кто и прочее также могут записываться) Если нет, попахивает нарушением ФЗ "О персональных данных".
R_STYLE_SOFTLAB Автор
07.09.2023 10:02Банки не уведомляют. Обработка персональных данных клиентов (в том числе и проверка паспорта на действительность) выполняется в рамках общего согласия клиента на обработку перс.данных, которое подписывает клиент при принятии на обслуживание.
cliver
07.09.2023 10:02+1Клиент дает согласие конкретно банку на обработку, а не на передачу и "проверку" третьим сторонам. Если банк не просит согласия - это в лучшем случае неуважение к клиентам, а в худшем - нарушение закона.
FreakII
07.09.2023 10:02С руками у нейросеток всё ещё проблемы. Кто ж так печатает, как девушка на картинке?
m0xf
07.09.2023 10:02При использовании старого способа банки каждый раз при обновлении файла проверяли всех клиентов и блокировали ДБО, если паспорт недействительный. Как я понял, теперь нужно формировать отдельный запрос для каждого клиента. Как часто? Выглядит не очень оптимально.
R_STYLE_SOFTLAB Автор
07.09.2023 10:02Да, на текущий момент сервис СМЭВ позволяет формировать только отдельные запросы. Надеемся, что МВД со своей стороны доработает сервис для массовой проверки
shachneff
07.09.2023 10:02+1А как обстоят дела с лимитами в этом сервисе СМЭВ? Что-то мне подсказывает, что как раньше ретроспективно проверять всю активную клиентскую базу после каждого обновления файла станет невозможным.
Более того, теперь, скорее всего, нет этого триггера (обновление базы) вообще.R_STYLE_SOFTLAB Автор
07.09.2023 10:02Лимиты в СМЭВ по умолчанию стандартные: для запросов - 10 обращений в секунду. Поэтому да, как было отмечено выше, ретроспективно проверять всю активную клиентскую базу – пока невозможно. Поэтому все ждут доработку сервиса со стороны МВД
Dolios
07.09.2023 10:02Зачем банки просят актуализировать паспортные данные, если у них есть доступ к базе?
Зачем все делают ксерокопии паспортов?
Estagus
07.09.2023 10:02как минимум подтверждение вашего присутствия. что вы были. хоть какое-то но подтверждение. Это то что мне кажется
Arhammon
07.09.2023 10:02+1Зачем все делают ксерокопии паспортов?
Просто так привыкли. С появление камер неактуально совсем. Более того вроде-как еще и незаконно, но отказавшись вы вероятно столкнетесь с непониманием со стороны обслуживающего персонала. В лучшем случае, после часа препирательств руководство погуглит и даст добро не копировать паспорт)
Sap_ru
07.09.2023 10:02+1Очень интересная статья. Ни черта не описано, ничего не понятно, но прямо веет крутостью и солидностью. "Интерфейсы" и "модули" - круто же!
Ни технологий, ни протоколов, ни структуры, ни сведений по пропускной способности, времени ответа и гарантиям. Даже наборов данных по которым проводится проверка и вынимается ответов не. Нужно лишь восхищаться и верить, что все сделано правильно и очень круто. Правда, почему-то есть уверенность, что по факту там бардак полный и кривизна редкая.
В своё время, видео много подобных текстов и в какой-то момент понял, что если мы витражи какие-то абстрактные рассуждения о запросах, системах и модулях без всякой конкретики, то это гарантированный признак попилов и непрофессионализма.
Вы эту статья написали кому, что сказать вам нечего, но очень нужно где-то указать, что у вас есть статья?
funca
99,9% это не более 8ч 41мин в год, а у них простои в два раза больше - примерно 99,77%.