Привет! Меня зовут Павленко Виталий, и сегодня я хочу поговорить об онлайн-курсах программирования. Это не реклама онлайн-курсов и даже не антиреклама. Я сам сотрудничаю с двумя известными онлайн-школами. Эта статья скорее является ретроспективой на онлайн-образование в IT и попыткой решить существующие проблемы.

Онлайн-школы имеют большой штат сотрудников, постоянно переписывают и актуализируют свои курсы, стараются учитывать все негативные отзывы, постоянно улучшать процессы, создавать разные SLA для наставников и т.д. Но я хочу поговорить не о каких-то проблемах в моменте, типа “почему мы учим это, если сейчас на рынке используют это”, а о более фундаментальных проблемах.

В цитатах я буду вставлять реальные отзывы студентов, которые мне приходилось слышать самому.

Естественный отбор

Нам показывают в примере 2+2, а потом в домашке мы должны собрать космический корабль

Понятное дело, что студенты бывают разного уровня, а программа у всех одна. И это одна из самых главных проблем потоковых курсов.

Кому, как правило, больше всего заходят курсы? Тем, кто приходит не нулевой конечно же. Если я знаю верстку и более-менее JS, то больше шансов что мне курс по профессии фронтенд-разработчика залетит:

  • я закреплю знания по HTML/CSS

  • я получше освою JavaScript

  • а к концу курса еще и React освою, просто супер

Но часто приходят люди с нулевыми знаниями, которые даже навыков программирования не имеют – не знают, что такое условие, цикл и прочие штуки, очевидные для многих на старте.

И что происходит с таким студентом? Скорее всего, он просто споткнется где-то на 20% курса, разочаруется и забросит всё. Но это не значит, что не стоит продолжать для него, конечно же нет. Просто такому студенту курсы могут сильно навредить, сломать его самооценку и убить в нем саму идею входа в IT. Это очень серьезная проблема.

Неестественный процесс

Накидывают одну тему за другой. Не успел усвоить в голове одно, как уже другая тема следом, и нужно уже по ней домашку делать. И просто в какой-то момент ты уже совсем теряешься и не понимаешь что происходит

Давайте посмотрим, как мы усваиваем какие-то новые технологии в реальности:

  1. Мы уже что-то умеем делать и делаем как можем

  2. Узнаем про какую-то технологию

  3. Потихоньку вкатываем ее в текущий проект

  4. Постепенно читаем документацию по мере необходимости

  5. Закрепляем знания в течение какого-то времени, в зависимости от сложности технологии

А как это происходит на курсах. За N месяцев мы должны освоить профессию: осваивайте все современные фреймворки, библиотеки, обмазывайтесь линтерами, и гит обязательно и так далее и так далее.

Что здесь не так? Все эти технологии разработчик осваивает за несколько лет, постепенно вкатывая новое в свою текущую работу, развивая и закрепляя навык постепенно. А в курсах несколько лет сжимаются в несколько месяцев, что не каждый выдержит, особенно если у тебя есть еще какая-то работа параллельно.

Нет мотивации

Неинтересно делать какой-то очередной чат или туду лист. Я не вижу в этом ценности и не хочется вкладываться в такой проект

Конечно можно было бы сказать что заплаченные деньги за курс и есть мотивация. Но мы здесь говорим больше про какие-то дофаминовые подпитки. Давайте подумаем как в реальности мы мотивируемся что-то делать, изучать, внедрять и т.д. А все просто, это:

  1. Либо деньги. Разработчикам, как правило, не сильно важна суть продукта, если они получают за это компенсацию в виде ЗП

  2. Или когда ты делаешь что-то интересное и важное для себя.

В курсах же, как правило, все дружно делают какой-то один проект. Согласитесь, если бы каждый студент делал что-то относительно уникальное, мог выбирать проект или воплощать свои идеи, то было бы совсем другое дело. Пусть даже если бы он не получил за это поощрение в виде зарплаты.

Взращивание фрилансеров

Что остается на руках у студента, окончившего онлайн-курсы? Пару шаблонных проектов на реакте, которые он вымучивал несколько месяцев. Конечно же он чему-то научился:

  • освоил какие-то технологии

  • научился работать по тз

  • искать информацию для решения проблем

А как же это связано с реальным IT? Очень отдаленно конечно же, потому что студент не получил никакого командного опыта, он стал фрилансером и почти все курсы взращивают фрилансеров. Хотя и появляются экспериментальные командные треки в конце обучения, но это еще очень сыро.

Что получаем на выходе

Курсы кому-то точно подходят и могут дать ценность, но для кого-то они могут быть только вредными – в лучшем случае вы просто потеряете деньги, а в худшем похороните в себе идею смены профессии.

А что можно изменить? Относительно самих курсов мало что можно сделать. Но я вижу такие решения проблем:

  1. Смещение в сторону индивидуального подхода. Сейчас тема личных менторов становится все более популярной. И для меня удивительно, почему до сих пор онлайн-школы не подхватили этот тренд и не стали предоставлять услуги проверенных штатных менторов под потребности учеников.

  2. Развитие естественной рабочей среды. На этом этапе нужно создавать реальные проекты, собираться в команды, проводить совместные встречи (от дейликов до ретроспектив). Этот этап позволит студентам научиться работать в командах, познакомит их с процессами, а еще было бы здорово получить на выходе реальный уникальный командный кейс.

Друзья, а какие вы видите проблемы в онлайн-образовании? Давайте обсуждать ????

Комментарии (153)


  1. entze
    01.10.2023 10:10
    +27

    Как-то пререкался тут с авторами курсов. Но мои замечания, что проблема вовсе не пиратство, как утверждали, а низкое качество и отсутствие обратной связи не были услышаны.

    Представьте, если бы откровенно плохо и давно (по меркам индустрии) написанный учебник в виде россыпи txt файлов без форматирования бы продавался тыс так за 70.


    1. Zakhar_82
      01.10.2023 10:10
      +3

      Ну недавно видел как 25 записанных видосов и доступ в чатик продавался за 50


      1. Boilerplate
        01.10.2023 10:10
        +1

        Ну так а вы по 100 продавайте. Скорее всего там есть специальные дни, когда скидка 90% и всё равно никто не берет.


    1. AstroSphynx
      01.10.2023 10:10
      +2

      Представьте, если бы откровенно плохо и давно (по меркам индустрии) написанный учебник в виде россыпи txt файлов без форматирования бы продавался тыс так за 70.

      ну сейчас что то такое в книжных лежит, да


      1. Andrey_Solomatin
        01.10.2023 10:10

        Я на такие языковые курсы хожу, проплаченные моим работодателем.


    1. Arlekcangp
      01.10.2023 10:10
      +3

      Недавно знакомая прислала ссылку на курсы по Excel с целью оценить стоит оно того, что за них просят или нет... Так там вообще правила весёлые были. Россыпь txt вам не оставляют. Все материалы доступны некоторое время (точно не помню но не более 2-х месяцев) после окончания курсов. Затем доступ аннулируется... Офигел от этого и отговорил. Прислал кучку ссылок на бесплатные курсы, которые судя по содержанию ничем не отличаются.

      Что касается курсов по серьёзнее, то озвученные в статье проблемы очевидны и вытекают из того, что модель с индивидуальным обучением не масштабируема в плане бизнеса. Т е на каждого нового ученика нужен кусочек ментора, а их ограниченное количество и каждому нужно платить полнокровную зарплату. При таком раскладе эти курсы будут не по 70-100 тысяч, а в десятеро дороже. Кстати ту же претензию можно предъявить заочному обучению вузов, но там есть нюанс - оно дольше по времени и охват тем шире. Учащимся успевают вдолбить, что невозможно выучить их всему и необходимо их собственное личное участие в процессе их же обучения, т е самостоятельное постоянное обучение, а лекции - это "скелет", на который нужно растить "мясо".

      С проблемой отсутствия коллективной работы, да можно согласиться. Курсы могли бы содержать коллективные задания. Но всё равно, это навык, который можно только на работе получить. Т е один из тех, что входит в графу "опыт работы не менее Н лет".


      1. xSVPx
        01.10.2023 10:10
        +6

        Вы же знаете,что "менторов" набирают по 30-40к, знаете, да :)?


        1. DvoiNic
          01.10.2023 10:10
          +1

          не имею опыта общения с современными менторами от курсов, но некоторое время назад в ЗФТШ подобной деятельностью занимались студенты МФТИ. И это было вполне нормально.
          Я о том, что ментор "курсов для начинающих" не должен обладать уж очень высокой квалификацией.


          1. Areso
            01.10.2023 10:10

            Это к вопросу, что нельзя масштабировать менторов. Можно, но сложнее, чем продажу записанных видосиков.


    1. IIHUNTERII1
      01.10.2023 10:10

      Очень часто приобретаю разные курсы. И, Господи, как же не хватает структуры, скелеты, порядка. Вебинары на 2.5 часа, ни плана, ни выводов. Иногда это убивает, хотя идея обучать онлайн и развиваться - потрясающая.


      1. zhdutramvaya
        01.10.2023 10:10

        А зачем структура, скелеты, порядки?) Это всё придумали скучные методисты-теоретики. И так всё понятно.

        Вам шашечки или ехать?


  1. ujcieqg
    01.10.2023 10:10
    +32

    Для меня курсы это чаще просто инфоциганство, чем что-то полезное, очень мало чего-то нормального


    1. Lizdroz
      01.10.2023 10:10

      От курсов зависит конечно, но я проходил несколько и оказалось полной фигней.


  1. Laurens
    01.10.2023 10:10

    А что насчет курсов от вузов? Например, онлайн-курсы по IT-направлению есть у ВШЭ, МГУ, МГТУ, МФТИ. Не хочется верить, что и такие гиганты как Я...кс сделали свой Прак...ум, где человека "ведут" только до того, как заплатил полностью за курс.


    1. Egor3f
      01.10.2023 10:10
      +19

      Будто яндекс святой, ага


      1. Laurens
        01.10.2023 10:10

        Не, я ж не говорю про благотворительность. Бизнес без прибыли аморален. Хочется надеяться, что крупная компания дорожит репутацией и при создании курсов учитывала не только денежный поток, но и качество более-менее.


        1. s207883
          01.10.2023 10:10
          +3

          Про плохую репутацию яндекса знают те, кто на эти курсы и так не пойдет. А пойдут как раз те, кто плохо знает внутренности it. Так что, репутацией можно пренебречь.


          1. Laurens
            01.10.2023 10:10
            +1

            получается, стоит вузовские курсы брать либо самообучение + ментор на проверку ДЗ? Ибо онлайн-школ валом, но как я понимаю, все они заточены только на эффективный маркетинг по отъему денег.


            1. s207883
              01.10.2023 10:10

              Курсы от вуза вполне могут иметь те же самые минусы, а именно "дорого (или не очень) за хреновое качество".

              Лично мне помог когда-то вариант с ментором + самообучение, причем, это даже было бесплатно. Ментора я нашел чисто случайно, от него понял направление для дальнейшей работы и перенял навыки.


            1. calculator212
              01.10.2023 10:10

               все они заточены только на эффективный маркетинг по отъему денег

              В целом цель курсов получить прибыль, без хорошего маркетинга это трудно сделать. Вообще хоть и принято винить курсы во всех проблемах, по факту 80-90% людей не способны самомостоятельно долго обучаться и плюс далеко не всем нравится программирование. Приведу конкретный пример с которым я часто сталкивался ирл. Есть два человека, которые изучают программирование, но один просто читает и запускает готовые примеры и если что-то не получается то сразу бежит к преподавателю/наставнику и потом использует этот готовый рецепт после того как программа отработает/задание выполнится он считает, что тема пройдена и он переходит к следующей. Второй человек помимо запуска кода ещё проводит некоторые эксперименты, т.е. меняет какие-либо параметры использует разные функции и т.д., если что-то не получается, то пробует решить проблему при помощи чтения ошибок и гугла, если не получается в разумное время это сделать то идёт к наставнику/преподавателю. Суть в том, что первая модель обучения работает, но с таким подходом человек не сможет стать полноценным спецом и на это уйдёт гораздо больше времени. На ютубе есть огромное количество бесплатных курсов, у которых даже на первых видео 1-2к просмотров, у некоторых более популярных 20-30к, но многие люди просто не хотят учиться, а хотят получить сертификат и пойти искать работу за 100к+ после курсов.


              1. Laurens
                01.10.2023 10:10
                +1

                Я читал в Сети, что якобы работодатели с интересом посмотрят сначала на самоучку, а потом на выпускника онлайн-школы. Мол, высокая мотивация, сам смог обучиться по книжке и онлайн-сборникам задач, сам смог найти решения без разжевывания преподавателем.

                Опять же многие рекомендуют Степик (я сейчас про Python). Вот тоже как-то уже остываю нести деньги "школе". Хотя у некоторых даже есть гарантия трудоустройства else: возврат денег. Однако посмотрев программу того же Sky...., я думаю, что для ее освоения с соблюдением требований по гарантии трудоустройства надо сутки увеличить часов на 10, ну или уволиться с нынешней работы.


                1. Source
                  01.10.2023 10:10

                  Вы вот вроде с одной стороны понимаете, что курсы "заточены только на эффективный маркетинг по отъему денег". А с другой - всё ещё верите в какие-то гарантии. Неужели, вы не понимаете, что это тупо часть маркетинга? Воспользоваться такими гарантиями сможет от силы 1% желающих и то чисто для парочки красивых кейсов, т.к. юристы, составляющие договора, отнюдь не дураки.


                  1. Laurens
                    01.10.2023 10:10

                    Ну вот и потому до сих пор не повелся и не купил курс. Хотя знаю людей, которые отучились и смогли трудоустроиться после Ян... (тестер и 2 разраба). Но будущие разрабы еще "подучивались" на Степике - знаю точно.


                    1. Source
                      01.10.2023 10:10

                      Что вам эти курсы сдались. Вы оба тома Лутца уже дочитали что-ли? (если уж речь про Python)


                      1. Laurens
                        01.10.2023 10:10

                        Нет. есть на диске 2 тома его 2019-2020 годов, вроде.


                      1. Source
                        01.10.2023 10:10
                        -1

                        Ну, так изучайте. Чего прокрастинировать, обсуждая курсы. Вам же не 15 лет, чтобы нужен был весёленький интерактивчик, упрощенный материал и аниматор в придачу, чтобы изучить что-то новое?


                      1. Laurens
                        01.10.2023 10:10
                        +1

                        Надеюсь, что вкупе со Степиком и хватит для уровня Джун. Ну понятно, что еще какие-то онлайн-сборники задач надо для тренировки.


                      1. Source
                        01.10.2023 10:10

                        Не совсем. Потом вам надо будет с областью применения определиться: web, ML, игры, devops, QA, IoT, etc.

                        И изучить ещё 2 книги: одну по самой области, а вторую по практическому применению Python в этой области. Проделать упражнения из этой книги тоже. И вот после этого вы уже будете начинающим джуном.


                      1. Laurens
                        01.10.2023 10:10

                        и "перестроить нейронные связи" --- как-то так теория говорит, чтобы мыслить не как гуманитарий, как технарь (ибо не всегда сращиваю, как решить, казалось бы, не мегасложную задачу). тут, конечно, курсы-книжки едва ли помогут.


                      1. Source
                        01.10.2023 10:10

                        А пока вы упражнения из книжек будете делать, они сами перестроятся. Там же чисто вопрос многократного повторения нового пути.


                      1. Laurens
                        01.10.2023 10:10

                        Надеюсь, что смогу разобраться с нейронами!


                      1. eton65
                        01.10.2023 10:10

                        Вам же не 15 лет, чтобы нужен был весёленький интерактивчик, упрощенный материал и аниматор в придачу

                        Если брать только интерактивчик, то это сильно помогает решать задания, двигаясь малыми шагами.


                      1. Source
                        01.10.2023 10:10

                        Для этого REPL вполне достаточно.


                      1. eton65
                        01.10.2023 10:10

                        А проверять кто будет? Не всегда скомпилированный код правильный.


                      1. Source
                        01.10.2023 10:10

                        Зависит от конкретного упражнения. Иногда можно умозрительно результат проверить. Ну, а если нельзя, то самое время учиться писать тесты)


                      1. eton65
                        01.10.2023 10:10

                        Ну, то есть, никакого обучения — спасение утопающих...


                      1. Source
                        01.10.2023 10:10

                        В IT есть только один работающий способ обучения - самообучение. Если им не овладеть, то вы пожизненно будете минимум половину зарплаты менторам отдавать)


                      1. eton65
                        01.10.2023 10:10

                        IT в этом плане ничем не отличается от других профессий — требуется как желание учиться, так и хорошие обучающие материалы. И соответствующий круг общения.


                1. Arseny239
                  01.10.2023 10:10

                  Гарантия трудоустройства - это фикция. Во-первых, вы справедливо пишете, что это обставлено кучей требований. Во-вторых, "гарантируют" трудоустройство, но не зарплату и не место работы. Предложат вам работу за три копейки на другом конце страны - вот вам и "трудоустройство".
                  Ну а если даже такого не найдется - ну, вернут они деньги. Может быть. Через суд.


                  1. Laurens
                    01.10.2023 10:10

                    Одна из школ якобы прописывает минималку - 50 тыс. рублей. Но нету знакомых среди тех, кто там учился.


                  1. eton65
                    01.10.2023 10:10

                    Стартап — компания нанимает сотрудников через прохождение курсов и сдачу сертифицированного экзамена.


                1. data_analyst
                  01.10.2023 10:10
                  +1

                  Опять же многие рекомендуют Степик (я сейчас про Python).

                  Вы про какой именно курс по Python?
                  Если от Института биоинформатики, то это лютый кринж.


                  1. Laurens
                    01.10.2023 10:10

                    Он в том числе был в перечне рекомендуемых. У меня 0 компетенции, не знаю, что там плохого.

                    Советовали еще: "Поколение Python": курс для начинающих.


                    1. Andrusha
                      01.10.2023 10:10

                      Нормальный от института биоинформатики курс, мне в своё время помог с мёртвой точки сдвинуться.


        1. profFortran
          01.10.2023 10:10
          +5

          Бизнес вообще аморален. Хоть с прибылью, хоть без.


          1. Laurens
            01.10.2023 10:10
            +3

            Ничего аморального.. все зависит от того, кто и как управляет, какие принципы лежат в основе. Даже все эти курсы от онлайн-школ(инфоцыган) или вузов -- трудно представить, что там на 100% только приток бабла, а на качество знаний откровенно им забить.


            1. Robastik
              01.10.2023 10:10
              +1

              на качество знаний откровенно им забить

              ЕГЭ позволяет сопоставить уровень выпускников разных школ для контроля проблем образования. (Именно для этого ЕГЭ был придуман изначально, а применение его для поступления - сопутствующая история.)


              Какой механизм позволяет сопоставить качество разных курсов?
              А если нельзя измерить, то зачем вообще этим заниматься? Где взять уверенность, что ваши личные представления о качестве курсов разделяет большинство платящих клиентов?


              Также, например, сервисы знакомств не ставят целью быстрого, простого и приятного знакомства.
              Сервисы досок объявлений не ставят целью быстро продать/снять.
              Российские поликлиники не ставят целью улучшить здоровье. (КПИ - время в очереди и отсутствие хамства.)
              Правила дорожного движения не ставят целью организацию безопасного дорожного движения. (Откройте ПДД и сравните объем их информации с уровнем образования среднего автомобилиста. Могут ли автомобилисты применять такой объем знаний за секунды в стрессовой ситуации?)
              Про юристов-адвокатов-судей даже не стоит начинать.
              То есть ритуальное изображение деятельности вместо достижения реальных результатов - общераспространенное явление в обществе.


              1. VG78
                01.10.2023 10:10

                Отсутствие очередей и хамства не помешают поликлинике превратиться в морг.


            1. Source
              01.10.2023 10:10
              +1

              Онлайн-школы - это в принципе мертворожденный формат обучения. Он появился исключительно из-за спроса на мечту "войти в IT", которая раздулась после обесценивания рубля к доллару в 2015 году.

              Представьте себя на месте специалиста. Что такого должно произойти, чтобы вы из деятельности, которая вам нравится, ушли обучать новичков?

              Да, можно представить желание поделиться знаниями - написать полезную книгу. Это происходит сплошь и рядом. И книг классных очень много. Но книгу написал, издал и пошёл дальше своими делами заниматься.

              Никто из IT-специалистов в здравом уме не пойдёт возиться с новичками на полную занятость, т.к. это совершенно другой род деятельности. Который, во-первых, менее интересен (иначе бы человек изначально пошёл в образование, а не в IT), а во-вторых ещё и оплачивается в 5 раз ниже.

              P.S. Впрочем, я не виню курсы. Если у вас очередь из желающих купить 10% от информации, которую можно из пары книг получить, то глупо не накромсать отрывков из этих книг и состричь бабло с желающих его отдать.


              1. Laurens
                01.10.2023 10:10

                Ну есть энтузиасты. Типо "проповедь полезна для священника".

                Курсы расплодились еще и потому, что появилось валом вакансий. Лет эдак 7+ назад стало немало тех, кто решил работать онлайн/релоцировался -речь про иностранные компании. Ну и развитие самой цифровой сферы.

                Вот эти школы и пытаются заполнить нишу. Все подводится к тому, что быстро, а главное "структурировано" дадут информацию. Учитывая, сколько школ, народ так и прет туда.

                Хотя уже якобы HR'ы и прочие отборщики кандидатов стараются не рассматривать тех, кто закончил разрекламированные школы и приписывают себе Джун+, а то и Миддл.

                Резюмируя: вот так среди этой массы "образовательных контор" нивелируется роль нормальных курсов (ну явно такие могут существовать).


                1. Source
                  01.10.2023 10:10

                  нивелируется роль нормальных курсов (ну явно такие могут существовать)

                  Нормальные курсы есть. Но они выглядят обычно как книга + видео с лекций: https://github.com/ilmoi/teachyourselfCS-RU/blob/master/Teach_yourself_cs-2020-RU.md

                  Но они немодные и по ним надо реально заниматься и вникать, а не сидеть и ждать сертификата об окончании))


                  1. eton65
                    01.10.2023 10:10

                    Нормальные курсы есть. Но они выглядят обычно как книга + видео с лекций

                    А должно быть: короткий текст + задание с проверкой.


                    1. Source
                      01.10.2023 10:10

                      Кому должно быть?

                      Короткого текста не хватит, чтобы понять суть. То, что вы описали, это бесполезная трата времени. Типа как duolingvo для изучения иностранных языков. Иллюзия прогресса есть, а практического толку ноль.


                      1. eton65
                        01.10.2023 10:10
                        -1

                        Короткого текста не хватит, чтобы понять суть

                        Хватит для понимания узкого вопроса. Но это, конечно, зависит от уровня его сложности.


                        То, что вы описали, это бесполезная трата времени

                        Надо уметь готовить (с).


                      1. Source
                        01.10.2023 10:10

                        Так вы не призываете учиться готовить. Вы призываете тупо повторять рецепт, написанный на упаковке. Возможно, что-то получится, возможно это будет даже съедобно, но вряд ли вкусно, и профессиональным поваром вы так не станете.


                      1. eton65
                        01.10.2023 10:10

                        Вы призываете тупо повторять рецепт, написанный на упаковке

                        Да, ведь именно так обучение и работает — вы делаете то, что вам сказали, и получаете ожидаемый результат. Потом постепенно приходит понимание, как это все связать вместе.


                      1. Source
                        01.10.2023 10:10

                        Или не приходит ????????‍♂️

                        Вон ниже препод с курсов статистику приводит, что 90% обучающихся на курсах вообще не одупляют, что они делают. Тупо механически какие-то действия проводят. И это курсы для типа миддлов. На курсах для начинающих - 99% таких.


                      1. eton65
                        01.10.2023 10:10
                        +1

                        Так, стоп, мы не про ошибку человека в выборе профессии говорим, мы про то, как успешно обучать "правильные" 10%.


              1. edogs
                01.10.2023 10:10
                +1

                Представьте себя на месте специалиста. Что такого должно произойти, чтобы вы из деятельности, которая вам нравится, ушли обучать новичков?

                Никто из IT-специалистов в здравом уме не пойдёт возиться с новичками на полную занятость

                Очень упрощенно - усталость от монотонной работы с низкой социальной составляющей. И плюс новички - понятие относительное, в начале курса они новички, но если курс хотя бы годовой - то в конце они уже не особо новички. К тому же обучение тому, чего вроде бы знаешь - помогает систематизации знаний, закрыванию пробелом, наработке альтернативных взглядов.
                На мудрость "кто может - работает, кто не может - учит" вполне можно и по другому посмотреть. Разрабатывать, скажем, новый алгоритм обработки данных намного сложнее, чем преподавать разработку алгоритмов новичкам, хотя объем знаний для качественного преподавания нужен тот же. Со временем уже тяжелее сидеть и впахивать по 8 часов, поэтому преподавание становится вполне привлекательной деятельностью.
                В общем не надо так критично к профессионалам идущим обучать:)


            1. alpha_Dog
              01.10.2023 10:10

              Принцип в основе всегда один - извлечение прибыли и ее максимизация.


              1. Laurens
                01.10.2023 10:10

                Всякий труд должен быть вознагражден. Кому-то деньги, энтузиастам просто лайки. хвалебные отзывы. Вон, на Степике ж выкладывают бесплатные. пишут, что не хлам.


          1. zuekliza
            01.10.2023 10:10

            Ваши отношения с работодателем тоже в какой-то мере бизнес. Вы продаёте свои услуги и получаете за это деньги. Тоже аморально?)) или это совсем другое?)


            1. profFortran
              01.10.2023 10:10
              +1

              Да, аморально в общем случае. Бизнес ведь не про мораль, он про извлечение максимальной прибыли. Никто не мешает мне разрабатывать сайты, скажем, публикующие детское порно, если за это будут хорошо платить. Другое дело, что у каждого человека есть свои моральные рамки, и он не будет заниматься тем, что за них выходит, сколько бы ему за это не предлагали денег.

              Но в общем случае, повторюсь, ни о какой морали разговор не идёт. Нет такого преступления, на которое не пойдёт капиталист ради 300% прибыли.


              1. DvoiNic
                01.10.2023 10:10

                Не всякий капиталист. Есть (ну вот лично знаю) предпринимателей-торгашей, принципиально не работавших с алкоголем и табаком (хотя в 90-х это был весьма высокодоходный и слаборегулируемый сегмент). Работали на менее выгодном товаре. И эта фраза про "300%" сказана в середине 19 века, а с тех пор многое изменилось.


                1. profFortran
                  01.10.2023 10:10

                  Так никто и не утверждает, что всякий. Всегда есть исключения. Но это уже зависит от моральных ограничений конкретных людей, которых вряд ли подавляющее большинство. Система в целом аморальна.


                1. ZirakZigil
                  01.10.2023 10:10
                  -1

                  Справедливости ради, существует вероятность, что отказ от работы с этим товаром была сопряжена с некими опасностями для здоровья, нивелировать которые наличием правильной крыши могло быть невозможным из-за недостаточного "стартового капитала".


              1. Ramiras
                01.10.2023 10:10

                Другое дело, что у каждого человека есть свои моральные рамки

                Нет такого преступления, на которое не пойдёт капиталист ради 300% прибыли


                Взаимоисключающие параграфы. Вы уж определитесь.


                1. profFortran
                  01.10.2023 10:10

                  Нет тут ничего взаимоисключающего. Капитализм как система - аморален. Но и среди капиталистов могут найтись вполне высокоморальные люди.


          1. Lizdroz
            01.10.2023 10:10

            Да, причем порой мораль бизнесу только мешает.


  1. bvfromru
    01.10.2023 10:10
    +3

    А по-моему индивидуальный наставник для самых новичков как раз и не нужен. Там нужна мотивация, которая как раз возникает из общения с другими студентами своего потока, самостоятельное (по большей части) изучение теории и практика + эксперименты.

    Как раз пошел наставничать в одну из крупных школ. Скоро узнаю как обстоят дела изнутри.


  1. blozheupasi
    01.10.2023 10:10
    +19

    Да все с этими курсами не так. Курсы делятся на две категории: клоунада ради заработать денег и развлечение для взрослых, которым делать нехер, и реальное обучение, которое проводят для пары-тройки учеников, потому что там, о боже мой, в поте лица изучать миллион вещей и напрягаться, но никаких денег там закономерно нет - настоящее обучение с правдой жизни никто не купит.

    Извините, коллеги, я просто в полном шоке от курсов, айти колледжей и прочих историй «стань востребованным специалистом и блаблабла».

    При этом курсы сами по себе никому ничего не должны — это просто продукт, за который люди голосуют рублей.

    Отдельной стройкой задолбали те, кто все время «развивается и самосовершенствуется». Работать надо, а не курсы покупать очередные))


  1. WASD1
    01.10.2023 10:10
    +12

    1. Скажите, а курсы на которых вы препоадёте можно оплачивать "помесячно"? Или только единым платежём?
      Вы видите в этом проблему?

    2. Выпускники курсов имеют неверное представление о профессии в целом.
      Вот хотим нанять junior QA (тестера с целью сделать его QA). Все выпускники курсов "знают" postman / jira / sql-запросы (плюс куча технологий написана в кототрых они вообще не разбираются). Понимания что под капотом нет совсем. Почти поверил что это норма, - но в четверг беседовал с парнем-самоучкой. Результат - решили выпускников курсов не рассматривать вообще.

    3. Не знаю как так получается, но выпускиники курсов постоянно врут. Они почти на любой вопрос отвечают "знаю", после проверочных вопросов выясняется что уровень знаний: "на курсах упоминали такую аббривиатуру".


    1. entze
      01.10.2023 10:10
      +6

      Получается, образование дискредитировано.
      У самоучки большой плюс - это самомотивация. В сферическом вакуумном идеале замотивированный выпускник курсов, на которых все было системно изложено, постоянно давалась корректная обратная связь (а не "ну ок") и на выходе были конкретные работы - лучше, чем самоучка.
      Мне кажется, вам не стоит прям резко реджектить всех, но полезно добавить фильтр по школе и результатам.
      Может человек упоминает курсы, но сам пошел глубже и/или бросил, поняв что не дают.

      Вообще, хорошие курсы есть. Даже Udemy за 2$ на 150 занятий может быть очень полезен.


      1. 0Bannon
        01.10.2023 10:10
        +4

        Один известный торент за 0 руб. ещё лучше).


        1. entze
          01.10.2023 10:10
          +1

          Не соглашусь. Курс будет обновляться, торрент - сомнительно.


      1. xSVPx
        01.10.2023 10:10
        +1

        Получается да. Тот кто не осилил бумажный учебник и не осилил торенты и Ютуб априори слабее и бесполезные тех, кто осилил.

        Тот кто не имеет мотивации учиться не будет иметь и мотивации работать....

        Как-то раз участвовал в курсах с ценой более 100к на человека, трёхдневных. К спикеру ноль претензий. Он даже не стал юлить и за 15 минут до конца всё-таки признался, что для нас это все неприменимо и бессмысленно :) из-за лицензионных ограничений... впрочем это можно было выяснить простым емейлом, если бы ответственные были ответственны...

        Остальное что он рассказал - это уровень хорошего учебника. Да, наверное он пару дней сэкономил. Стоят ли эти дни этих денег вопрос индивидуальный.


    1. Horsewithnoname
      01.10.2023 10:10

      А что под капотом у постмана и джиры?


      1. Areso
        01.10.2023 10:10

        у SQL к примеру - теория множеств

        у Postman это то, как работает HTTP(S), заголовки пакетов и иже с ним. Да там что угодно можно спросить, банально, как резолв имени отрабатывает.


        1. Horsewithnoname
          01.10.2023 10:10
          +1

          Воу-воу. Зачем тестировщику знать как устроено ssl шифрование? Заголовки да, но эта элементарщина гуглится за миллисекунду.

          Теория множеств для того чтобы писать sql запросы? Заметьте, примитивные запросы в случае тестировщика.


          1. conopus
            01.10.2023 10:10
            -1

            Ну надо же как-то отсеивать сотни претендентов?


          1. Areso
            01.10.2023 10:10
            +1

            Тестировщику не обязательно знать как устроено ssl шифрование. А вот как _работает_ - знать надо, и это выпускники курсов не знают. Что там должен быть сертификат, что у него есть срок действия, что там есть цепочка доверия УЦ, что есть корневой ЦА, где всё это лежит, и т.п.
            А так же, как "перезаписать" всё это, если сроки горят и надо вчера, а сертификаты девопсы потом поправят.

            И тут даже не вопрос в том, что гуглится, а в том, что надо знать, что гуглить. Для этого нужна банальная эрудиция, а её нет после одних только курсов.


    1. Areso
      01.10.2023 10:10

      1. Потому что им это не дают, а самостоятельно в это лезут единицы. У них есть программа, большинство идёт по ней.

      2. Потому что им это говорят на занятиях, посвященных поиску работы.


    1. AVX
      01.10.2023 10:10
      +1

      Где-то соглашусь. Но как-то пытался свои знания проанализировать, и понял, что нельзя спросить "знаешь такое-то?" - нужно спрашивать по одному предмету несколько вопросов: имеешь представление? знаешь как устанавливается? знаешь и умеешь настраивать? умеешь траблшутить? Или даже больше. И тогда по набору ответов (да-нет) можно понять градацию - а насколько и что именно знает человек?

      Ведь можно "знать" много всего, но окажется, что знаешь что за инструмент, и для чего нужен. А как установить и настроить (или использовать) - и не в курсе. Или даже "смотрел видео как это делают". Но это не то же самое, что "настраивал сам на тестовых машинах", и отдельное "использовал в продакшене".


    1. qzq
      01.10.2023 10:10

      1. Не знаю как так получается, но выпускиники курсов постоянно врут. Они почти на любой вопрос отвечают "знаю", после проверочных вопросов выясняется что уровень знаний: "на курсах упоминали такую аббривиатуру".

      А как челвек должен самостоятельно оценить уровень своих знаний без опыта? Собеседованию к десятому разве что только.


  1. dvglab
    01.10.2023 10:10
    +11

    Проходил я курсы, не программирование но тоже IT. Тут относиться к ним нужно нескольно иначе. Это начальная порция информации которая позволит тебе быстро въехать в тему и начать работать с продуктом. Без сильной личной митивации курсы бесполезны. Мне нужно было в очень сжатые сроки освоить новый для меня продукт. Курсы дали понимание в каком направлении двигаться. Что мне не понравилось, на курсах примеры были из разряда 2+2, к реальным боевым задачам это никакого отношения не имело. То есть хотелось больше жести.. Но вместе с тем в новый продукт въехал, а дальше сам, чаты статьи, оф.дока по продукту.


    1. lovermann
      01.10.2023 10:10
      +1

      Ну, о том и речь, что личная мотивация заменяется "я же столько заплатил", а на практике оказывается, что это не работает.


    1. AnyFeny
      01.10.2023 10:10
      -1

      Почему не ютуб туториал, ну или chatgpt в крайнем случае? Зачем курсы?


      1. dvglab
        01.10.2023 10:10

        Ютубы, туториалы, статьи и тд (чатгпт в тот момент еще не было), на эту тему было в стиле "кто во что горазд", много опять же материала уровня "2+2", какой-то материал раскрывал только один аспект и появлялась куча вопросов "а как сделать вот это или вон то?" и практически весь материал был заточен на облака, когда мне нужно было для onprem, зачем мне нюансы AWS, если у меня тут все иначе. Посмотрел вебинар именно от этой онлайн школы, вот он мне очень понравился, преподаватель вещал прям очень понятно, сразу погрузился в суть и практику, на выходе получилась интересная штука и я подумал - вот то что нужно, и через месяц я должен уметь также, но теории не хватало, а читать документацию и самостоятельно искать правильный путь всё это растянется на полгода минимум, (для меня это выглядело как набор лего перемешанный в куче без схем по сборке). На курсах через месяц я уже понимаю как нужно делать, как не нужно и т.д. То есть курсы это не просто видео и туториал, это выжимка информации которую загружают в твою голову и где ты по ходу дела можешь задавать вопросы, и вот это пожалуй самое главное, спросить, уточнить очень важный опыт, которого нет в ютубе и туториалах. И да еще одним разочарованием было то, что препод был не тот кто вёл вебинар, а совсем другой, который больше специализировался как раз на облаках, поэтому не на все вопросы я получил устраивающие себя ответы. Вместе с тем считаю курсы штукой полезной, где за тебя сделали выжимку из документации, проверили на практике разные варианты работы с продуктом (а их может быть десятки) и выдали тебе набор best practices. А когда есть время я всегда расковыриваю продукт самостоятельно и это правильно. Чатгпт можно использовать когда ты уже знаешь как нужно и можешь увидеть косяки и галюцинации чатбота.
        PS: Намеренно не пишу конкректику, чтобы никого не задеть.


      1. andmerk93
        01.10.2023 10:10
        +1

        Полагаю, потому что есть вещи за пределами "веб-разработки", которые не покрыты ютубом.


    1. Melonom
      01.10.2023 10:10

      Когда перешел на новую должность в должности джун, руководитель предложил выбрать курс что бы "вливание" в тему шло быстрее.

      Выбрал, оплатили. Начал учиться. Для меня курс оказался абсолютно бесполезным. Я шел туда с надежной узнать основы а обучение оказалось формата "вот что бы сработало это, нажми вот на эту кнопку" а зачем нажимать именно её и что там под капотом не слова. В итоге на прошедшие больше половины курса, я не узнал ничего нового. Только потратил нервы на исправление ошибок из примеров курса и ожиданием пока заработает инфраструктура. Были бы это деньги, главе бы на третей, уже требовал деньги обратно.


    1. Sild
      01.10.2023 10:10

      Хороший поинт про "быстро въехать в тему"

      Сам купил недавно курс по разработке потому что "а почему бы и нет":

      • появилось комьюнити в которое я могу задавать вопросы по технологии

      • мне потихоньку объясняют что же под капотом значат те слова, которые я использую в пет-проджектах "чтобы работало"

      • погружение в среду - люди что-то спрашивают, становится интересно, читаешь, гуглишь - учишься понемногу

      (10 лет в разработке, становиться сеньором за пол года необходимости нет)


  1. GBR-613
    01.10.2023 10:10
    +2

    Самая большая проблема для новичков это отсутствие того, что в Союзе называлась "производственная практика". Задачи, которые дают по ходу учёбы, маленькие и чётко определённые. Задачи в реальной жизни большие, сложные для понимания ("чего от меня вообще хотят?"), да ещё требуют какие-то вещи, которых на курсах точно не будет (типа как перенести файл с Windows на Linux, когда в распоряжении есть только SSH). Все это новичка вводит в ступор, если не в истерику.

    Человек умный, мотивированный и т.д. от этого не в ступор впадает, а постепенно начинает разбираться. Но такому человеку и курсы не нужны, он будет учиться сам по скачанным бесплатно книжкам.

    Вывод: курсы имеет смысл делать только при сотрудничестве с крупной фирмой, которя возьмёт выпускников на какую-то совсем смешную зарплату, зато выделит ментора-техлида, который будет с ними возиться. Только через полгода такой работы из них получатся настоящие полноценные джуны.


    1. Format-X22
      01.10.2023 10:10

      Хотел было написать что за 14 лет опыта в айти ни разу не передавал файлы между разными ОС по ssh, но потом вспомнил что осенью 2017 таки было дело один раз, но там был мак и линукс.

      А вообще такое не показатель и то что вводит в ступор - это нормально, узкие кейсы. Я так на собеседование в 2011 пришел, на котором мне сказали «какой же ты программист если в экселе сводную таблицу сделать не можешь». А я вот до сих пор не могу, но это не мешает мне писать суровый финансовый софт.

      Но вообще про ступор справедливо, те кто не способны управлять стрессом в работе с неизведанным через голову - таким классом работ, включая программирование, заниматься не смогут. Но этому можно научиться, если изначально отсутствует.


    1. saboteur_kiev
      01.10.2023 10:10

      да ещё требуют какие-то вещи, которых на курсах точно не будет (типа как перенести файл с Windows на Linux, когда в распоряжении есть только SSH).

      на моем курсе это есть, видимо нужно искать курсы по правильной тематике =)


  1. Almighty_Goose
    01.10.2023 10:10
    +7

    Возможно где-то и есть хорошие курсы, но реклама, которую я вижу на YT, рутьюбе это обычно нативная интеграция, начинающаяся со слов "профессия будущего", "дата сайентист", "тестировщик на пайтон", "зарплата от 200_000". И обязательно обещают скидку по промокоду до 99%, "гарантированное" трудоустройство...

    Налицо мотивация "жадность". Людей, которые пойдут на эти курсы, не будет интересовать задача сделать хороший продукт, а только побольше заработать. Это путь в никуда.


    1. 0Bannon
      01.10.2023 10:10
      +1

      Честно. Четыре года уже как хобби изучаю ИТ, смотрю на описание некоторых курсов, а я там почти всё и так уже сам изучил и даже побольше)).

      Вывод: главное мотивация и заинтересованность в самом ИТ, а не надеяться, что за деньги тебе в голову что-то заложат.


  1. simenoff
    01.10.2023 10:10
    +4

    99% курсов - это посмотреть два видосика в неделю, этим всё сказано


    1. Laurens
      01.10.2023 10:10

      Ну сейчас комбинируют. есть школы, где читаешь теорию с примерами, а не смотришь ролики, записанные пару лет назад. Онлайн-лекции == дело неплохое, но не всегда будет эффективно слушать часа три новый материал, укладывать его в голову с четким пониманием


      1. 0Bannon
        01.10.2023 10:10

        Чем не люблю вебинары так тем, что там уровень у всех слушающих разный, и в чатик начинают писать вопросы, лектор отвлекается и начинает одному человеку объяснять что-то, что непонятно остальным может быть. В итоге не вэбинар, а каша на три часа, ничё непонятно, нужна ли мне эта инфа на данном этапе или ещё нет. И тд.


        1. Markscheider
          01.10.2023 10:10
          +1

          в чатик начинают писать вопросы, лектор отвлекается

          От лектора зависит. Иногда вообще чат вырубают, пока теоретическая часть идет


  1. Batalmv
    01.10.2023 10:10
    +6

    По личному опыту обучающегося. Проходил недавно курсы по PEGA. Нормально, теория, практика, есть виртуальная шаровая среда. Знаний хватило на получение сертификата, там видно будет.

    Аналогично AWS, но там скорее шлифануть имеющиеся практические знания

    Про курсы с другой стороны. Заходит HRка с предложением поработать преподавателем. Архитектура систем и все такое. Спрашиваю сикоко платить будете. Ответ: что-то вроде почасовки, но есди пересчитать в месяц, будет между 2мя и 3мя тыщами баксов в месяц. Спрашиваю, а как ожидается, что курс по архитектуре должен читать "препод" с почасовым окладом вдвое меньшим, чем дают тем же архитекторам рынок (и это явно не потолок). Ответа нет. Вопросов по качеству таких курсов тоже ;)

    В целом, курсы могут быть полезными, как минимум для начинающих. А проблемы ... такое :)


    1. alt78
      01.10.2023 10:10
      -1

      "Спрашиваю, а как ожидается, что курс по архитектуре должен читать
      "препод" с почасовым окладом вдвое меньшим, чем дают тем же архитекторам
      рынок (и это явно не потолок). Ответа нет. Вопросов по качеству таких курсов тоже"
      Не факт. Преподавание КМК это не про деньги, это призвание. Та же причина встречается у медиков, военных, учёных, священников, программистов - и понятно, что не у всех подряд. Но бывает. Тогда качество их работы очень высокое, найдёшь человека считай повезло. Надо смотреть конкретно


      1. DvoiNic
        01.10.2023 10:10
        +3

        Преподавание — это другой род деятельности. Далеко не факт, что хороший специалист будет хорошим преподавателем.


      1. TedDenisenko
        01.10.2023 10:10
        +4

        Преподавание КМК это не про деньги, это призвание

        Давайте не надо, преподавание это работа. Такая же важная, как и любая другая. Поэтому она и оплачиваться должна исходя из потребностей условного рынка. Рассказы про призвание лишь одна из причин платить меньше, во что многие верят, потому что это частично верно, альтруизм в подобных профессиях иногда необходим. Только вот на одной вере во все хорошее прожить получится только до момента, когда очень захочется кушать


        1. alt78
          01.10.2023 10:10

          Коллеги, стоп, я и не говорю что призвание это повод платить меньше. Это огромная проблема нашего образования, что так поступают. А что это есть - факт, вон Савватеева послушаешь про школу так волосы дыбом.. Эта работа (врачи, учителя и т.д.) КМК сильно важнее, нельзя её по рынку регулировать.
          Просто иногда люди остаются преподавать, несмотря на маленькую з/п. У меня коллега такой, вместе учились, он реально крут в электронике, директор, и совмещает почасовиком. Я на полставочки внешником по вечерам, как могу. Денег там нет, это хобби, для удовольствия, затягивает.


      1. Batalmv
        01.10.2023 10:10
        +1

        Интересно. Допустим это так. Тогда вопрос, почему человек согласен на оклад в 2-3 раза меньше? Просто он классный архитектор, поднялся до уровня, на котором способен отрефлексировать и читать лекции другим, и просто решил работать за существенно меньшщие деньги?

        Не верю :)

        Теоретически возможен кейс, когда у тебя есть свободное время, и круто гуру решил заняться таким видом деятельности. Но куда вероятнее, когда наняли "говорящую голову" прочитать по бумажке


        1. SeApps
          01.10.2023 10:10

          Я архитектор, и мне предлагали, и я даже согласился. (Хотя деньги там ну очень маленькие). Если бы не нехватка времени на основной работе, даже остался бы.


          1. Batalmv
            01.10.2023 10:10

            А смысл? Если есть основная работа? Ведь помимо работы еще есть другие активности в жизни. Семья, дети, хобби

            Типа сайд проект?


            1. develmax
              01.10.2023 10:10

              Если это не основной вид деятельности и не ради заработка как такового, то чаще всего это про чвс, власть, и синдром учителя. В ином случае, этим занимаются в конце карьеры, когда уже есть состояние, которое приносит дивиденды и больше работать не нужно, или почти не нужно и ты в удовольствие читаешь лекции.


  1. burn_in_soul
    01.10.2023 10:10
    +3

    Естественный отбор. А где его нет? Увы, не каждый способен стать хорошим специалистом в айти сфере, но сможет найти себя в другой. Я убеждён, что, прежде чем покупать курс, человек должен хоть немного поинтересоваться сам областью, которую хочет изучить. Сам попытаться сделать минимальные шаги. Написать калькулятор какой-нибудь. А если он увидел рекламу "стань сеньором с зп 100500 в секунду за год" и не удосужился ничем поинтересоваться, а сразу пошел покупать курс, тогда это действительно естественны отбор.

    Да и с остальными пунктами та же история. Если человек сам не будет проявлять интерес, сам не будет себя мотивировать и дополнительно развивать, никакие курсы не помогут. Без этих качеств ты будешь или 40-летним джуном со стажем 15 лет, или забьешь на айти.


    1. 0Bannon
      01.10.2023 10:10
      +1

      Я забил. Работаю вахтами в нефть газ , инженер технолог, по пуско наладке. Съездил на один объект, 200к за две недели. А не эти ваши ИТшечки. )


      1. Venje
        01.10.2023 10:10

        А сколько в год?


  1. LyuMih
    01.10.2023 10:10
    -4

    Ответ - онлайн


  1. trabl
    01.10.2023 10:10

    Сейчас учусь на одном из платных курсов на Devops. Индивидуального ментора предоставляют за более дорогой тариф, у меня например самый дешёвый, пока не жалею). Перед зачислением на курс предупреждали, что надо как минимум неплохо знать Linux. То что многие не успевают это правда, так как уровень подготовки у всех разный, время, которое могут выделить на обучение у всех тоже не одинаковое. Общался буквально недавно с человеком, который уже два раза менял поток, по причине неуспеваемости. Командную работу пытаются привить общением с коллегами в чате, мол обсудите своё домашнее задание в чатике своего потока, естественно все забивают на это. Больше раздражают ошибки в описании заданий, которые почему-то не исправляются годами. Ляпы на записях вебинаров, которые почему-то спустя огромное количество времени не отредактировали. Согласен с автором по поводу теории, где описано условное 2+2 и проекты или ДЗ, где требуется построить условный космический корабль. Порой приходится тратить много времени чтобы понять, что именно от тебя хотят, мало разобранных практических заданий и теории, которая коррелирует с заданиями. В остальном, все где-то в глубине души понимают что это не стоит потраченных денег, с другой стороны это осознанный шаг каждого. Я например пока не жалею, учить это всё самостоятельно в определённые сроки меня тяжело заставить, а тут хотя бы дедлайны есть.


    1. 0Bannon
      01.10.2023 10:10
      +2

      Неужели для того, чтобы разобраться в сетевых протоколах нужен целый курс? Или в линуксе? Полно бесплатного материала. Да, линукс сложен, но основы и чуть дальше можно вполне освоить забесплатно самому. Программирование на bash? Есть степик. Питон? Есть книжка даже python for devops. CI/CD? Ну, написать простой бэкенд апи и запушить в гитлаб и тд. Тоже полно материалов бесплатных. В общем, не понимаю, зачем курс нужен. Вот другое дело ментора найти, ну к которому с вопросом можно обратиться.


      1. taujavarob
        01.10.2023 10:10
        +1

        Экономия на поиске материалов.

        На курсе дают уже кем-то заранее собранное и разбитое по темам. - иначе собирать книги, статьи, тексты, отбрасывать устарелое (как? По дате издания книги?) .

        Аналогия? - это как грибы собирать- вот он лес за окном. Грибов много. Какие съедобные? Сортировка и чистка? Время есть на это? - или в магазин сходить, купить и уже тогда кинуть варить или жарить?


      1. SergeyMax
        01.10.2023 10:10
        +3

        Неужели для того, чтобы разобраться в сетевых протоколах нужен целый курс?

        Помнится, у Microsoft был целый двухтомник для подготовки к экзамену по TCP/IP. И, сдается мне, мир сетевых протоколов с TCP/IP только-только начинается.


  1. appet1te
    01.10.2023 10:10

    В основном обсуждение идет платных курсов. У меня первая мысль была про курсы в открытом доступе, преимущество бесплатные. На платформах по типу степика. Они более похожи на ознакомительные и позволяющие "вкатываться". Нет таких ожиданий как от суперультра курса, что за N месяцев и M рублей сделает чудо. Да и сделаны они с душой(хотя я не проходил курсы другие, не могу сравнить точно)


  1. iamkisly
    01.10.2023 10:10
    +7

    Нам показывают в примере 2+2, а потом в домашке мы должны собрать космический корабль

    Купила наша контора курс HTML+CSS+JS у софтлайна, чтобы обучить нескольких инженеров базовым навыкам фронта и очевидно освоить бюджет, потому что что там за 5 дней изучить то можно. Обучение имело потрясающую программу: четыре дня мы как имбецилы раскрашиваем и вращаем <div'ы>, а на финальный нам говорят открыть заранее подготовленный dotnet проект с websocket чтобы сделать на коленке чатик. С тех пор я больше чем уверен, что курсы это очковтирательство чуть менее чем полностью.


  1. Farongy
    01.10.2023 10:10
    +6

    1. Перестать врать людям, что профессию можно освоить за полгода, тратя 2 часа в неделю.


  1. MAXH0
    01.10.2023 10:10
    +1

    Главная проблема курсов - они за деньги :-) Т.е. это обычный рыночный продукт, который необходимо продать потребителям не разбирающихся в продукте...

    Я сам работаю в образовании и понимаю, что учащиеся и студенты имеют весьма приблизительное представление о предмете. А уж тем более имею малое представление о современном процессе разработки. И с трудом могут отличить хорошие практики от плохих.

    В результате рынок курсов превращается, как рынок подержанных авто в США в рынок "лимонов". Ведь авторы курсов, как и хозяева авто, гораздо лучше знают в чем проблема и стремятся её "замазать". иХ же не интересует, как будет ездить авто после продажи, или с какими проблемами столкнется бывший студент на практике.

    Выше @appet1te уже отметил , что бесплатные курсы, зачастую, лучше платных. И сделаны "с душой". Я полагаю, что верной была бы следующая схема: бесплатные курсы + курсы сертифицированные нанимателем (с последующим трудоустройством). Причем реальное трудоустройство, а не преподавателем на такие же курсы по принципу пирамиды (встречал и такое)...


    1. janvarev
      01.10.2023 10:10
      +1

      О, тоже хотел про рынок "лимонов" сказть.

      В курсах сейчас определяет маркетинг, ощущения от курса, а не реальная польза - что приводит к вымыванию курсов "про пользу", и выживанию курсов "про ощущения".

      У меня вот есть хороший курс по Скратчу, честно - но вот экономика привлечения пользователей на него не сходится никак.


  1. LeetcodeMonkey
    01.10.2023 10:10

    Проблема в том что подавляющее большинство потребителей курсов и желающих так вкатиться в айти это люди низкоквалифицированных профессий, и в их понимании айти это точно так же как на кассе стоять - освоил набор нехитрых инструкций, и вперёд. Но айти это ведь в первую очередь инженерная специальность, где нет и быть не может чётких инструкций. Объяснить им как-то надо что айти это геморрой и мозгоёпля - в их терминах.


    1. GenGen
      01.10.2023 10:10
      +1

      К сожалению это не единственная проблема. Восприятие вхождения в ИТ у большинства учащихся, это как просто книжку прочитать. По личному опыту обучения у крупной онлайн-школы, на общих дисциплинах, хотя бы 30-50% группы на семинары с преподавателем приходили. А когда начались спец-дисциплины, то из группы в 35 человек, на живое общение с преподавателем приходили 2-3 человека, а последние курсы я один присутствовал. Самое обидное, что преподаватели эти, живые люди, с интересным бэкграундом и текущей работой. Я то конечно этим пользовался и выяснял все что меня интересовало и с чем я ранее не сталкивался. Но вот 95% остальных учащихся смотрели потом видеозапись. У них видимо никаких вопросов не было.

      Вот и не понятно, зачем люди пошли на курсы, заплатили деньги и самым полезным, общением с практиками, не пользуются. Тут даже и мотивацию как то сложно упоминать. Ну и результат получается соответствующий.


      1. DvoiNic
        01.10.2023 10:10
        +1

        со школы создается мнение (и многие ВУЗы его укрепляют), что "обучение" — это "слушать лекции". а на самом деле обучение — это самостоятельная работа, с обратной связью от преподавателя.


  1. FrontendEnot
    01.10.2023 10:10
    +1

    Здравствуйте.

    Однажды было необходимо сверстать сайт своего спортклуба. Решил за это дело взяться самостоятельно. Чтобы больше понимать в веб-разработке, в июле 2022г. стал (по гранту) студентом одной из IT-школ, которая даже Павла Волю из Камеди Клаб обещала обучить айтишной специальности.

    За все 7 мес. так и не дождался, когда же будем изучать обещанные HTML CSS JAVASCRIPT. Вместо этого нам выдавали 2 месяца C#, потом 2 месяца Python, и 3 месяца из нас делали крепких Java'истов.

    Ни разу на курсе Web-development так и не тронули саму веб-разработку. С такими же бедолагами-сокурсниками создал тг-сообщество, где сообща вгрызались в новые знания. Сейчас с менторами осваиваю React и продолжаю изучать веб-разработку, т.к. очень нравится это направление.

    Понимаю, что этот пост звучит как будто похвастаться и душнилово, тогда прошу смело дизлайкать: все норм.


  1. Sukubus
    01.10.2023 10:10

    Добрый день. Кто-то может рассказать свой опыт от курса девопс от Яндекса? Спрашиваю, потому что заплатил и жду начала. Записался, потому, что мне показалось адекватными несколько вещей:

    1) можно платить помесячно

    2) курс не для новичков, а для сисадминов, аникеев, тех поддержки, в общем тех, кто уже в it и даже вначале есть небольшой тест из 4 заданий, в аннотации к которому написано, что если вы не все сделаете, то подумайте надо ли оно вам

    3) нет видеолекций, для меня +

    4) есть практика. Во многом пошел именно из-за нее. Сам я windows-админ и почти все из девопс мне негде применить. Единственное, что я сделал - развернул мониторинг на Prometheus. Ставить себе задачи после прочтения теории со слитых на торренте курсов? Да и зачастую не понятно правильно ли я все сделал...

    Всвязи с вышеизложенным вопрос: может вы проходили такой курс или собеседовали после этого курса? Что можете про него сказать? Потому что конкретно про этот курс отзывов мало, а те, что есть похожи на заказные. На Ютьюбе нашел один канал, где человек тоже из сисадминов пошел учиться на девопсы от Яндекса....и не закончил.


    1. wengeroff
      01.10.2023 10:10

      У меня очень сильно накипело про них. но до статьи на хабре так и не дорос. времени не нашел. Надо? Кратко - начало нормальное, чем дальше тем хуже - к куберу и терраформу всё разваливается окончательно. инфраструктуру рушат регулярно, но это как раз по-боевому. у настваников руки не доходят ни до кого или мне не повезло. Зато повезло с чатиком группы - все объединились и протащил друг друга до конца. Это плюс


  1. mikegordan
    01.10.2023 10:10

    95% всех "курсовиков" это левые человечки которые решили идти в IT ради денег , знают только то что выучили на курсе , ни в лево , ни в право, ни темболее каких то общих знаний которые есть у люедй которые любям компьютер с дества , ковыряются в нём с дества.

    1) У моего друга большая компания , 1 что они делают сразу определить "курсовик" или нет, что бы сразу отфильтровать.

    2) Ну а когда ко мне в стартап хотят попасть "курсовики" это конечно вообще смех... Плиз "курсовики" не мучайте стартапы, обычно стартап небольшая группа профов которым нужно создать продукт очень быстро на высорком скиле , уметь адаптировать еще на более высоких скоростях.


  1. spirit1984
    01.10.2023 10:10
    +1

    Я бы сказал так - перед тем, как переть на платные курсы по "войти в айти", стоит для начала опробовать бесплатные, особенно те, где можно не только видосики посмотреть.

    Мне кажется, этого будет вполне достаточно, чтобы понять, во-первых, по душе ли вам это айти. Во-вторых, после прохождения этих халявных курсов платные от Яндекс и прочих будут проходить куда эффективнее.

    Есть еще одна проблема, присущая не только платным курсам, но еще обычным вузовским, связанная с повсеместным распространением компьютеров. Школьник не может втихаря самостоятельно повскрывать трупы людей и обучаться анатомии и хирургии на дому, поэтому медвузы все-таки предполагают обучение людей с нуля. Что касается образовательных учреждений по программированию, то здесь в последние годы наблюдается тренд, что к ним должен приходить человек, который уже самоучка и пару лет пописал программы, поэтому базовые вещи могут просто объяснять очень вскользь. Именно поэтому не рекомендую лезть в платные курсы, где обещают всему научить, научить там могут только того, кто уже научен с нынешними подходами к организации образовательного процесса. За одного битого двух небитых дают, ага.


    1. neobuh
      01.10.2023 10:10

      Я считаю, что CS50 - это вообще лучшее, что есть в курсах для начинающих, на EdX можно пройти совершенно бесплатно со всеми лабами и проблемсетами. Дэвид Мэлан - просто звезда преподавания. Дальше у них есть дополнительные курcы по Web разработке, Python, ML, Games. После этого курса становится соверешнно непонятно как наши деятели имеют налость брать деньги за свои поделки.
      Из минусов курса - нужно знание английского, но это в IT и так обязательно.


    1. KMiNT21
      01.10.2023 10:10

      Школьник не может втихаря самостоятельно повскрывать трупы людей и обучаться анатомии и хирургии на дому,

      Кстати, я смотрел некоторые анатомические демки в VR. Вне всяких сомнений, в недалеком будущем это будет обязательным этапом перед практикой. Это касается и множества других профессий/занятий.

      что к ним должен приходить человек, который уже самоучка и пару лет пописал программы

      А с VR придет такой вундер-киндер-сюрприз, и расскажет, что в игре "VR симулятор: Клиника 2033" прошел все уровни на HARD+ и все аддоны перепрошел по десять раз. :) И хочет учиться на хирурга.


  1. arTk_ev
    01.10.2023 10:10

    Если речь про геймдев и разработку - то от курсов требуется только чтобы студенты сделали 1 комплесный проект. Теорию им придется изучать самостоятельно в любом случае.


  1. DragonHobo
    01.10.2023 10:10

    Индивидуальный подход к каждому студенту. Сложно, но можно. А главное как показывает практика.. Эффективно!


  1. Plesser
    01.10.2023 10:10
    +1

    Да все с ними не так. Учился в gb на мобильного разработчика. Начали во здравие, живые лекции, классный преподаватель. Затем начались какие то непонятные в обучении паузы, задержка в проверке домашних заданий, постоянно меняющийся график обучения, и самое главное вместо живых лекций стали показывать записи с прошлогодних потоков, где уже было куча deprecated фич. Через год надоев чувствовать себя идиотом (на тот момент мы прошли только 50% материала, хотя должны были уже заканчивать), написал заявление на прекращение обучения, с просьбой вернуть 50%. gb отморозились, и сказали нет, все деньги потратили уже. Ну ок, пошел в суд, в итоге вернул 100% стоимости обучения плюс моральный ущерб. Заодно им вкатали штраф 50% от стоимости обучения. Вот так и закончилась моя сказка о потерянном времени.


    1. FrontendEnot
      01.10.2023 10:10

      Бро, можешь сообщить номер дела и какой суд (чтоб найти Решение суда на сайте суда)?

      Многим таким обманутым бедолагам будет очень интересно + поучительно ознакомиться с выигрышным делом против gb, и воспользоваться в исковых производствах успешной практикой.

      PS.: ты красава, раз сумел сдернуть с этого гиганта свой кэш+премию:-)



  1. karteller
    01.10.2023 10:10

    Знаю реальные случаи в школах (не буду тыкать пальцем) где преподаватели написано сеньор с 7 летним стажем, а в реальности только пройденная стажировка. Человека взяли преподавать потому что он любитель поговорить. И что такой человек может уникального рассказать и научить? Кроме того что сейчас в интернете навалом. И при этом люди платать немалые деньги и идут учиться к таким.


  1. sfi0zy
    01.10.2023 10:10
    +3

    Расскажу историю со стороны наставника с курсов "для мидлов" (читай "курсов повышения квалификации"). Все же у нас жалуются, что на курсах не анализируют задачи, контекст задач, все валят в кучу, не говорят про классы задач и классы инструментов, реальные практики их использования, как все это работает не на бумаге, про процессы взаимодействия в команде, с заказчиками и подрядчиками. Да? Ну в общем я попробовал. Благо есть чего рассказать. Сделал процесс, который хотел бы сам себе N лет назад. Менеджмент это не особо поддерживал, но и не возражал. Так что в рамках имеющихся у наставника возможностей я составил параллельную учебнику расширенную программу и начал со своими студентами анализировать происходящее и строить им систему в головах.

    Ну и что из этого получилось?

    Обратная связь о том, какие крутые ревью в проверках д/з, обсуждения разных практик на консультациях, никаких вопросов в духе "погуглите за меня", мы разбираем только принципы решения задач, контекст вокруг них, а дальше студент уже сам пробует, и поехал, поехал, поехал, задачи из учебника щелкаются как орешки, а потом он прибегает с вопросами о других практиках, которые он где-то откопал, может на работе у него что-то появилось, мы обсуждаем, и он убегает дальше заниматься. И никто не жалуется на нехватку времени. И, что совсем здорово, студентам даже не нужна какая-то дополнительная командная работа - они с какого-то момента уже играют в шахматы сами с собой, могут все процессы в голове построить. Это, конечно, не так круто, как полноценная команда сложившихся специалистов, но в рамках бюджета - это лучше, чем ничего. К середине курса студента сложно воспринимать как студента. Он - скорее коллега, который просто с какой-то узкой темой не сталкивался. Так и должно работать IT-образование. Да?

    Только вот таких студентов было 2-3 из 100. Есть еще вторая группа студентов - стабильно появляются молодые девушки (искренне не знаю, почему именно девушки), которым не хватает технической подкованности, но они все делают очень аккуратно, и они могут подхватить темы, связанные с построением процессов в команде, начинают видеть контекст, в котором работают. Плюс они хорошо видят свои слабые места. И вырастают они в... я бы назвал это словом "подмастерье". Их можно взять в помощники, делегировать что-то не очень сложное и быть уверенным, что все будет сделано хорошо, особых проблем не будет. А если что - они спросят, куда посмотреть. По крайней мере скрывать проблемы они не станут. Не идеально, но не всем быть архитекторами. Пойдет. Таких может быть 5-7 из 100.

    А почти все остальные, это получается почти 90% студентов, отвергают саму идею анализа задач. Они могут быть более технически подкованными или менее. Это не имеет значения. Для них противоестественна сама мысль, что можно сначала подумать, а потом сделать. Что можно вообще притормозить и подумать. На удивление часто такое отвержение мыслительного процесса доходит до абсурда, когда пытаешься со студентом проанализировать его задачу, дать ему простой универсальный подход ко всем подобным задачам, а он в ответ - "дайте мне правильное решение". Потом следующая задача, по сути такая же, и снова - "дайте правильное решение". Следующая задача - то же самое. Они каждую задачу видят как что-то совершенно новое. Как нейронные сети, которые не помнят истории и каждый раз генерируют что-то с нуля, допуская одни и те же ошибки, привнося одни и те же проблемы в проект. Естественно, что времени и внутренних ресурсов на постоянное изобретение чего-то нужно много. Это очень сильная нагрузка, в которой еще и не видно развития. Каждая задача же решается как новая. Но нет запроса "я что-то запарился, может тут есть какая-то система, которую я не вижу?". Нет. Им не нужно универсальное умение решать задачи в предметной области, им нужно правильное решение для конкретной формулировки в конкретном ТЗ. Им кажется, что все очень сложно, хотя объективно они знают достаточно, просто в голове каша. Факты не собираются в систему для переиспользования. Причем частенько возникает ощущение дежавю, студенты будто говорят одними и теми же предложениями, связанными со словом "правильно". Как зомби. Эти студенты могут "пройти" курс, но будет ли на выходе сильный специалист? Скорее нет. Может быть когда-нибудь, но не сейчас. И что с этим делать - загадка. Иногда кажется, что вот вроде бы подтолкнул студента к каким-то толковым мыслям, но мы переходим в новый модуль, он берет в руки новые инструменты, или просто уходит на новогодние каникулы - и все как с чистого листа.

    Я, конечно, могу поворчать про косяки учебника, отсутствие входных экзаменов и командной работы студентов с разных специальностей. Даже могу согласиться с тем, что сам не идеален, нужно еще учиться и учиться с людьми работать. Но наблюдая такую вот массовую картину, я думаю, что реальная проблема плохого выхлопа курсов (да и IT-образования в целом) закладывается где-то в другом месте.


    1. Source
      01.10.2023 10:10
      +1

      То, чего вам не хватает в 90+% студентов, называется инженерное мышление. И это нормально, оно есть у очень небольшого кол-ва людей. Проблема курсов в маркетинге, который продвигает откровенную ложь о том, что любой может стать программистом (если купит их курс)


      1. sfi0zy
        01.10.2023 10:10

        Про инженерное мышление сложно не согласиться. Только вот проблема в том, что мои студенты - уже программисты. Я вижу резюме большей части из них и там преобладают должности "мидлов" с 2-5 лет опыта, в том числе и в модных компаниях типа Сбера и Яндекса, про которые тут на Хабре принято говорить, что у них вроде как с кадрами все ок. То есть это не вайтишники, которые совсем с улицы к нам попадают. Они уже программисты. Окружающие программисты считают их программистами. А мышления, получается, нет. И это меня ставит в ступор. Либо у нас инженерная культура в целом нащупывет новое дно, либо я чего-то не вижу. На самом деле хочется верить, что второе.


        1. b237
          01.10.2023 10:10

          я себя отношу как раз к этим 90%. цикл обратной связи при "делать" гораздо быстрее, чем при "думать", поэтому "делать" интереснее. только мне наоборот интересны более общие случаи, чтобы можно было один раз подумать, а потом какое-то время работать в режиме конвертации кофе в код, останавливаясь только на граничных условиях, чтобы вспомнить, как их правильно обработать


      1. andmerk93
        01.10.2023 10:10

        Странно. Я вкатыш из другой отрасли. Закончил курсы.
        С инженерным мышлением всё в полном порядке. А с трудоустройством какие-то трудности.
        У других ребят с курсов тоже похожая ситуация: инженерное мышление есть, а работы нет.


  1. inscriptios
    01.10.2023 10:10

    Но часто приходят люди с нулевыми знаниями, которые даже навыков программирования не имеют – не знают, что такое условие, цикл и прочие штуки, очевидные для многих на старте.

    И что происходит с таким студентом? Скорее всего, он просто споткнется где-то на 20% курса, разочаруется и забросит всё. Но это не значит, что не стоит продолжать для него, конечно же нет. Просто такому студенту курсы могут сильно навредить, сломать его самооценку и убить в нем саму идею входа в IT. Это очень серьезная проблема.

    Такому студенту нужно идти на курсы, соответствующие его уровню, а не "курсы могут сильно навредить". Курсы разные бывают, если студент, который сразу записывается на курс по строительству межзвездных кораблей, ещё только окончил школу и не является гением от природы, то, проблема тут не в курсе.


  1. kchhay
    01.10.2023 10:10
    +1

    Тут, на хабре, вообще любят наезжать на курсы и, надо признать, вполне заслуженно.
    Но я, вот, например, получил от них массу пользы. Так уж вышло, что я учился программированию сразу со стороны спортивного программирования. Другого, в рамках моего лицея, тогда не предлагали. И, как оказалось, знания алгоритмов и интуитивного понимания многих вещей - было недостаточно, чтобы пройти собеседование. На курсе мне попался дико прошаренный преподаватель, который (как я уже потом понял) просто шел по книжке Мейерса (про 55 советов) и доходчиво всё это объяснял. Почему-то этого не было в универе, почему-то я не наткнулся на подобную структуру в других местах.
    Стал ли я отличным программистом сразу после курса? Нет. Считаю ли я, что этот курс сполна окупил свою цену? Безусловно. Мой личный вывод - всё зависит от преподавателя и, естественно, желания студентов.


  1. eton65
    01.10.2023 10:10

    Смещение в сторону индивидуального подхода

    Наоборот, это путь в никуда. Как здесь уже отмечали, это приводит к автобусным_факторам, к непонятным преподам и т.д. Проще один раз сделать как надо и потом масштабировать.


    Развитие естественной рабочей среды

    Зачем?! У вас онлайн институт по CS что-ли? Курсы, должны быть наоборот узкими, чтобы пройдя какую-то их комбинацию набраться именно необходимых тебе знаний и навыков. Чтобы это могло быть полезным и школьникам (вкатывающимся в айти), и уже работающим специалистам (для освоения новой технологии).


    Да, где много денег — много мошенников, но кто мешает действовать честно и качественно?


    UPD


  1. RedHead
    01.10.2023 10:10

    Задача учителя — не передать информацию, а вдохновить на самостоятельное обучение. Например — Фейнман. После занятия с таким учителем у тебя будут гореть глаза и ты будешь искать инфу везде: в документации, гитхабе, торрент-курсах, ютубе и т.д.


    1. beevasya
      01.10.2023 10:10

      Где вы увидели эту задачу? Можете дать ссылку на этот документ? :)
      Боюсь представить, как менеджер онлайн-школы объясняет автору что его курс должен вдохновлять :)
      Таких задач даже в государственных образовательных стандартах нет.


  1. beevasya
    01.10.2023 10:10

    Лично у меня два ответа на вопрос статьи:

    1.      Цель любой коммерческой организации - получение прибыли. Онлайн-школы это как раз и есть коммерческие организации, принцип един для всех: минимум затрат, максимум прибыли. Ну а качество вещь гибкая, при этом в этой сфере нет никаких стандартов и требований к самой школе. По сути, дикий запад ????. Даже если кто-то поставит качество курсов на первое место, то конкуренция очень быстро вернет таких людей на землю и им придется гнать халтуру чтобы выжить, ну а гигантов – чтобы получить максимальную прибыль

    2.      Второй ответ из области педагогики. Есть известная фраза «Талантливый человек талантлив во всем!», я не совсем согласен с ней, особенно в ИТ. Я видел множество отличных программистов, которые не могут объяснить другому человеку некоторые технические нюансы. И причин множество, от элементарного неумения общаться до чрезмерных амбиций и снобизма. А тут нужно не просто объяснить, а еще и научить. Я могу точно сказать, наука педагогика не просто так существует. И теперь поинтересуйтесь у авторов курсов, какой педагогический опыт у них имеется? какие курсы проф. подготовки они прошли для преподавания? Ну а профильное педагогическое образование вообще в стороне. Что в итоге имеем? 90% курсов это говорящие головы, демонстрирующие экран, современная форма лектора и доски. Проще говоря, большинство онлайн-школ, имют мощнейшие интерактивные инструменты, но при этом используют малоэффективные, крайне устаревшие педагогические технологии. Ну а результаты этого хорошо описаны в статье ????


  1. LinuxCrm
    01.10.2023 10:10

    Нет проку от курсов. Судари и Сударыни не ведитесь на лохотрон за деньги. Как в любой проффесии научится поможет только практика - тренировка навыков , а теория в виде документации полезно почитать, пользуюсь FreeCodeCamp<точка>org, мало то, что бесплатно так еще и английский подтянул разбирая тз. А самый лучший вариант это, к будущему работодателю в ученики пойти.


  1. mbait
    01.10.2023 10:10
    +1

    Проблема с курсами в том, что их делают не педагоги. А проблема с получением знаний не в том, чтобы выучить всё на свете, а чтобы на кривой обучения выйти на плато, с которого можно спокойно продолжать саморазвитие. И если человек ничего не читал про обучение, то как он может подготовить хороший курс? Дело ведь не в том, из какой компании преподаватели, сколько технологий освоит студент, сколько у них звёзд на гитхабе и так далее. Формально человек с курсов ничем не отличается от человека из университета, но последний обучается по программе, которая долгие годы затачивалась под подготовку специалистов определённого уровня: крупное предптиятие в городе или исследовательский центр. Едва ли можно найти кафедру океанологии где-нибудь в Омске. Поэтому предполагается, что к концу обучения выпускник худо-бедно умеет сам разбираться в предмете. А у современных курсов нет конечной цели, они обучают ради обучения. Кто-то гарантирует трудоустройство, но там столько звёздочек и предложений, набранных первым шрифтом. Структура же курсов, у всех как одна, похожа на шутку про "... а теперь дорисовываем остальные части это ё...ной совы". Вот примерно в этом и проблема. Как только потенциальная аудитория поймёт, что невозможно за 1 месяц выносить ребёнка, даже если отец очень талантливывй человек, а организаторы курсов, что нужно учить основам, а не верхам, то результат изменится. Только вот, скорее всего, пропадёт и разница между обучением в университете и на курсах.


    1. beevasya
      01.10.2023 10:10

      Абсолютно солидарен :)


  1. pavelsc
    01.10.2023 10:10

    Курсы это просто бизнес, а цель бизнеса заработать денег (с лапшой на уши работникам "изменить мир к лучшему"). Перед выходными мне выпало сделать тестовое такому "выпускнику" курсов фронтенда, который после курсов ещё несколько месяцев бесплатно стажировался. Конечно мне пришлось изучить реакт и редакс за 3 часа, так что к вечеру пятницы я набрал примерно год коммерческого (мне ж проставили пиваса) опыта работы на реакте. А то и больше, ведь "выпускник" так и не осилил тестовое после 10 месяцев обучения.