В 1994 году Nintendo подала в США заявку на крайне примечательный патент.

Патент US6115036A — «Оборудование для редактирования программ видеоигр/видеографики с функциями остановки программ и передачи данных»

Иными словами:

Nintendo Game Processor — это специализированный компьютер с клавиатурой и мышью, созданный с одной конкретной целью: для визуального создания собственных игр Super Nintendo при помощи drag and drop и записи этих игр на настоящие картриджи SNES.

Вот как мог выглядеть Game Processor:


Обратите внимание на четыре разъёма сбоку в стиле SNES / Super Famicom. Один для клавиатуры, один для мыши и два для контроллеров SNES.

В верхней части устройства находится разъём под картриджи. В этот разъём должен вставляться SRAM-картридж с питанием от батареи. Создав игру, вы могли экспортировать её в SRAM картриджа, а благодаря батарее содержимое оставалось бы в RAM, что позволяло бы играть в вашу игру на любой обычной SNES.

Картриджи на основе RAM назывались «Game Processor RAM Cassettes». Встречаются они не так часто, но некоторые определённо были изготовлены профессионально. Время от времени они даже всплывают на eBay (поэтому мы знаем, как они выглядят):


К сожалению, поскольку данные хранились в RAM с питанием от батареи, шансы найти картридж с сохранной игрой близки к нулю.

Вот как один из таких RAM-картриджей выглядел без корпуса:


Каким же было ПО, позволявшее пользователям создавать собственные игры для Super Nintendo? О нём нам известно не так много. Но, по крайней мере, мы знаем, что одна из возможностей (указанная в самом патенте) называлась «Mario Factory».


Почти аналогично тому, как работает сегодня Super Mario Maker, Mario Factory позволяла создавать карту для проектирования уровней игры. В патенте используется разновидность оригинальной игры «Mario Bros», показанная на этой иллюстрации:


Но очевидно, что она предназначалась для гораздо большего, чем простое создание уровней для игры про Марио. Похоже, большинство аспектов игры программировалось (визуально). Ко всем действиям можно было привязать смену направления спрайтов, воспроизведение звуков и так далее.


Спрайты и анимации на их основе можно было создавать напрямую внутри Mario Factory.


Можно было даже создавать внутриигровую музыку при помощи традиционного интерфейса нотных листов. Здесь сильно заметно влияние «Mario Paint».


Похоже, все аспекты управления спрайтами были настраиваемыми. Здесь показано визуальное представление контроллеров SNES. «Пока нажато [крестовина вправо], двигаться вправо». Есть множество возможных условных операторов для настройки управления: «Только при нажатии», «Пока нажато» и так далее.


Так как же всё это работало? Цитата из патента:

"Основной CPU и CPU игры совместно участвуют в исполнении игры и процессе редактирования таким образом, что экран редактирования, сгенерированный основным CPU, накладывается на экран игры, сгенерированный CPU, исполняющего программу. Обрабатывающая игру консоль содержит разъёмы, подключенные к широкому спектру периферийных устройств, в том числе к стандартному телевизору, клавиатуре, игровым контроллерам, мыши, плате модема и интерфейсной плате для подключения игрового процессора к персональному компьютеру, приводу гибких дисков, внешнему игровому RAM-картриджу и ID-карте пользователя".

Достаточно необычная система.

Насколько я понял, Nintendo Game Processor на самом деле был двумя машинами в одном корпусе: SNES («игровой CPU») и часть, больше похожая на PC («основной CPU»).

Сама игра выполняется на части, относящейся к SNES… а основной CPU накладывает поверх неё все инструменты редактирования. То есть это не эмулятор или симулятор Super Nintendo, нет никакой интерпретируемой среды исполнения, в процессе разработки вы создаёте реальную игру для SNES и запускаете на настоящем оборудовании SNES.

Очевидно, Nintendo намеревалась поставлять эти устройства в школы:

«Благодаря данному изобретению уникальные видеоигры могут с лёгкостью создавать как достаточно неопытные младшие школьники, так и опытные разработчики игр. Уникальная аппаратно-программная платформа позволяет пользователям создавать оригинальные игры, выбирая значки, дающие доступ к более подробным экранам редактирования, где пользователь может напрямую изменять широкий спектр характеристик отображения игр, касающихся движения объектов и игровых фонов».

Большая помощь для «неопытных младших школьников»!

Похоже, эта система в какой-то степени частично существовала. RAM-картриджи можно найти. Даже удалось восстановить некоторые дампы ROM/RAM, которые как будто были созданы в этой системе для давно канувшего в небытие сервиса Nintendo Satellaview (он позволял скачивать обычные игры Nintendo).


Частичный дамп ROM из игры, созданной в «Mario Factory».

Тем не менее, мне пока не удалось увидеть реальные фотографии системы Nintendo Game Processor, как и скриншотов (или любых файлов) самого ПО Mario Factory.

Но можно только представить, насколько круто всё это было бы в 1994 году.

Комментарии (3)


  1. Zara6502
    02.11.2023 11:52
    +2

    Так как ни NES ни SNES у меня не было, то году в 2018-19 я купил NES Mini, накатил на неё hakchi2 и залил просто все игры, подключил к ТВ и стал запускать. После такого знакомства у меня сложилось мнение что игры для NES производились промышленно, в том числе банальной заменой текстур и легким редактированием основного кода, по примеру того как китайцы умудрялись создавать пиратские версии продолжений культовых игр. Так что если устройства и не было, то это не помешало реализовать задумку другими способами.


    1. MaFrance351
      02.11.2023 11:52

      На большинстве дешёвых китайских консолей так и сделано - одни и те же игры, но с разными текстурами, написанные неведомыми китайцами буквально за пару вечеров...


  1. NNMTM
    02.11.2023 11:52

    High Score Girl серии 14-15 рассказывают о этой игре.
    Но если вы не смотрели с начала, то упустите много жизненно важных деталей.