Может ли интересную игру создать один человек? Когда-то Пажитнов сделал Тетрис, а одним из развлечений программистов было создание или портирование игр с одной платформы на другую. 

Есть зарубежные игры, созданные в одиночку и заработавшие миллионы – о них на Хабре уже писали. Мы поговорим об интересных инди-проектах от российских разработчиков. Одни имеют коммерческий успех, другие только начинают свой путь, третьи – уже стали легендами. 

Эти примеры могут вдохновить кого-то на создание собственной видеоигры, доказать, что с достаточной долей веры в себя и упорством всё становится возможным. 

Антон Райот и Don’t open the doors 

—Ваша любимая игрушка в детстве? 

— Пластилин. 

— Что из него получалось? 

— Всё. 

(интервью с Виктором Цоем).

При создании игры можно использовать готовые 3D-модели, дорабатывая их, и можно создавать модели с нуля. А можно добиваться фотографического качества, применяя старый добрый пластилин, как в мультфильме «Падал прошлогодний снег». 

Антон Райот выбрал вариант с пластилином. Он слепил и сфотографировал всё, что было в игре – главного героя, монстров, тыквы, деревья, двери. На создание он потратил 20 месяцев, сделал 8 000 снимков к релизу в Steam в 2016 году. 

Действие наполнено весьма своеобразным юмором. Играть в это крайне интересно.

На момент начала создания игры у Антона уже был опыт – ещё в школе он делал простые flash-игры для социальных сетей и продолжал работать с этой темой после вуза, став разработчиком игр в разных студиях. 

Интересно, как именно Антон придумывал и создавал разные объекты. Особенно – воду и взрывы, которые крайне тяжело даже представить сделанными из пластилина. Как много внимания уделял мелочам. Об этом он рассказывал сам

Константин Кошутин и Hammerfight

В 2009 году в Steam появилась игра Hammerfight. Это инди-проект разработчика Константина Кошутина. Издателем выступил Андрей «КранК» Кузьмин. Он входит в Зал Славы видеоигровой индустрии России. 

Игра вышла в 2009 году и получила хорошие оценки от игроков и критиков. А «КранК» говорил об игре так: «Без сомнения лучший инди-проект сделанный когда-либо в России, причём всего одним (!) человеком. Когда я впервые увидел игру, то сразу почувствовал некий “вангеровский” дух. После знакомства с автором, он подтвердил мои лучшие опасения :)».

Главной особенностью Hammerfight стал её необычный геймплей: вы управляете летательным аппаратом, улучшаете его с помощью колюще-режущего и дробящего оружия и сражаетесь с противником. Игромания писала: «Симулятор летающей бочкиКошутин отмеч с булавой на цепи. Возможно, первый полноценный инди-хит родом из России».

Разработчик отмечал, что после Hammerfight у него появились опыт, связи и бюджет, а также уверенность в том, что одному можно создать игру. И поэтому реализовал следующий проект – Highfleet. 

Олег Казаков и Gedonia

Проект Gedonia российского разработчика Олега Казакова получил в Steam более 2,7 тысяч положительных отзывов и заработал для автора 7 млн рублей (по данным на 2021 год).

Gedonia – игра в жанре RPG с открытым миром. Вы создаёте персонажа, становитесь воином, лучником, магом, некромантом или вовсе придумываете уникальный класс. Исследуете различные локации, выполняете квесты и дерётесь с боссами. Прокачиваете персонажа. Игру сравнивают с The Legend of Zelda: Breath of the Wild и Genshin Impact.

Олег создаёт игры один, хотя привлекает фрилансеров, например, для того, чтобы сделать некоторые модели или сочинить музыку. 

Это далеко не единственный проект Казакова: в Steam есть шутеры от первого лица Putrefaction и Putrefaction 2, хоррор The Tape, симулятор выживания в пост-апокалипсисе Envy the Dead, пошаговая тактическая игра Galaxy Squad. А начинал он с игр для «Вконтакте» и «Одноклассников». 

Rone Vine и Estencel 

В начале этого года в Steam появилась игра Estencel, её описывают как «динамичный экшен в сеттинге тёмного фэнтези». Кто-то вспомнит сериал «Хеллсинг» и игры « Devil May Cry». Сам разработчик рассказывал в блоге, что вдохновлялся игрой Bloodborne, эксклюзивом от Sony. 

Вы управляете главным героем и пытаетесь выбраться из «проклятого города», сражаясь с чудовищами с помощью косы, топора, ружья и другого оружия. 

На создание игры у Rone Vine ушло более трёх лет. Работал он один.

Давид Панков и Project RPG

В случае с Project RPG мы посмотрим на пример игры, которая ещё не вышла. Разработчик Давид Панков создаёт мобильные игрушки и простую консольную игру, как он объясняет в блоге. А его RPG – это хобби; в выходе этой игры он даже не уверен.

Тем не менее, он уже сделал довольно интересную с визуальной точки зрения игру, вдохновляясь «Ведьмаком». Этот проект доказывает, что в одиночку можно сделать и то, что обычно делают крупные студии с большим количеством специалистов. Вот что пишет Давид: 

«Каждый раз, когда я сажусь за клацанье моего проекта, я получаю дозу эндорфина. Сам факт того, что мой проект из кучи ассетов может хотя бы на пару процентов приблизиться к уровню "Ведьмака", во мне вселяет восторг и гордость. Вряд ли этот проект когда-нибудь вообще выйдет, ибо я полностью осознаю, что заниматься таким проектом в одиночку на полном серьезе с надеждой выпустить — полный идиотизм».

Антон и Escape From Calypso

В сентябре этого года на Питерском питчинге от Индикатора СПб и Indie GO занял проект Escape from CALYPSO. Также игра участвовала в шоу НАШЫ ИГРЫ от IXBT.

По сюжету главный герой пытается выбраться из космического корабля, который в определённый момент должен самоуничтожиться. Корабль поначалу кажется заброшенным, но на самом деле на нём есть некое загадочное существо, от которого предстоит прятаться и убегать. 

В игре смешиваются жанры хоррора и выживания. Прохождение до нескольких вариантов концовок зависит от действий или бездействий игрока. Уже из названия можно понять, что игра содержит отсылки на древнегреческую мифологию. 

О разработке автор рассказывает в телеграм-канале.

Тара и Provoron

В 2023 году началась разработка инди-игры в жанре квест-адвенчуры про ворон, издателем выступил проект «Indie Go». На презентациях игра получала хорошие отзывы от игроков и других разработчиков. 

Сюжет игры расскажет об антропоморфном белом воронёнке по имени Анку, который видит то, чего не видят другие — чертей, огромного таракана, говорящих кошек и собак. Желая избавить мир от чертей, что копошатся в головах у других ворон, герой сбегает из дома.

Механика игры описывается её же слоганом — «Если я тебя не вижу — значит, тебя нет»: Когда главный герой закрывает глаза, из реальности временно пропадают черти, вороны и некоторые другие существа.

После выхода этого проекта Тара планирует начать разработку спиноффа, который подробнее раскроет антагониста Provoron.

Итог

Как правило, один человек не способен знать всё обо всём. Кто-то может работать с визуалом, кто-то – писать сценарии и диалоги, третий же увлекается музыкой и может сделать отличное звуковое сопровождение видеоигры. Однако, есть множество примеров, когда всего один человек может управлять всем процессом и всё делать руками. 

Конечно, это не должно исключать возможной помощи от коллег, привлечения фрилансеров, покупки необходимых плагинов. И искусственный интеллект уже можно использовать – для визуала и текстов. Всё становится проще и благодаря возможности использовать готовые игровые движки. 

Если вы прямо сейчас занимаетесь разработкой игры, рекомендуем обратить внимание на действующую в Москве систему поддержки инди-разработчиков – проект IndieGO. Разработанные молодыми командами видеоигры отсматривают реальные инвесторы и лучшие привлекают финансирование и менторов.

Комментарии (36)


  1. dokito
    18.12.2023 08:13

    Я, честно говоря, слабо представляю, как один человек может в принципе уместить в себе даже на минимальном уровне все знания и навыки для создания целой игры. Особенно когда речь идёт не о клоне платформера вроде Супер Марио, где персонаж только прыгает и ест грибы. Поэтому моё почтение в принципе всем людям, кто решился на подобные проекты.


    1. bilskirnir
      18.12.2023 08:13

      Цитата Давида Панкова про "полный идиотизм" - как раз о том, что это сложно реализуемая тема.

      Хотя он сам, судя по ролику, неплохую игру уже сделал. Хоть бы в один уровень поиграть, посмотреть, насколько она от Ведьмака далеко.


    1. nameisBegemot
      18.12.2023 08:13

      А как школьники пилят свои инди на стиме? Про очередного афро-россиянина Виталю или про монстра из столовки


      1. falcon4fun
        18.12.2023 08:13

        Да полно проектов. Hidden: Source вообще или дипломная или проектная работа одного или двух студентов.


    1. timiryazevec
      18.12.2023 08:13

      Про марио это шутка какая то? Взять последний Super Mario Wonder, там механик хренова гора.


      1. Palesandr
        18.12.2023 08:13

        ну понятно, что про Марио имели ввиду классику.


    1. Dominux
      18.12.2023 08:13

      Навыков нужно столько же, сколько и фуллстекеру, и там, и там ширина и глубина навыков зависит от сложности проекта


    1. Seruios
      18.12.2023 08:13

      Извиняюсь, но вы видели игру Bright memory? Один человек написал, удивительно.


      1. vasiliyovchinnikov Автор
        18.12.2023 08:13

        Сейчас посмотрел. китайский разраб одиночка. Очень хорошие на Стиме отзывы и очень плохие в апстор.


  1. bilskirnir
    18.12.2023 08:13

    Призыв к Давиду Панкову: дай, пожалуйста, хоть в один уровень поиграть. Красиво же выглядит.


    1. Yana189
      18.12.2023 08:13

      люто плюсую!!


  1. lokey
    18.12.2023 08:13

    Игра про ворону выглядит ещё более сюрреалистично, чем даже из пластилина.

    Пока писал комментарий, появилась идея игры про пластилиновую ворону...


  1. Yana189
    18.12.2023 08:13

    вот это щас от первой игры флэшбекнуло к neverhood))


  1. WMBS
    18.12.2023 08:13

    Provoron крайне заинтересовала!


  1. Pav83-48
    18.12.2023 08:13

    Панков все-таки "наклацает" на пару уровней!


  1. janvarev
    18.12.2023 08:13

    В тему статьи - крайне рекомендую тоже игру от 1 человека, Кирилла Пестрякова, Heroines of Swords & Spells (ссылка на Стим). Имхо очень доставляет именно текстами.

    Игра стала событием в RPG Maker сообществе, потому что оказалось, что в общем и на стандартной графике (да, она тут из мейкера во многом) можно делать очень интересные штуки, если хотеть.


    1. morokk
      18.12.2023 08:13

      Да, на РПГмейкере много интересных отечественных проектов 18+.


      1. Alexey2005
        18.12.2023 08:13

        Проблема в том, что в России создавать такое незаконно, поэтому российские разработчики в пролёте мимо весьма прибыльного и не слишком сложного в разработке сегмента игр. Некоторые из российских разработчиков (например, автор игры "Крылья осквернителя") уже поимели серьёзные проблемы с законом из-за создания 18+ игр.


        1. vasiliyovchinnikov Автор
          18.12.2023 08:13

          А есть где-то кейс что за проблема?


      1. sanchezzzhak
        18.12.2023 08:13

        Я в подростковом возрасте делал бомбермена 3д на гейммаркете в пространстве, сделал боевку, редактор уровней, а завис я на сетевом режиме. Мой ком не позволял запустить 2 игры и сервер для нормальной разработки.

        Тогда денег не было от слова совсем, я даже через интернет подключался через диалап к другу, что бы получить информацию, накачать книг. За это я своему лучшему другу очень благодарен. Это сейчас я могу себе позволить каждый месяц покупать айфон и не питаться дошиками.

        Если ваши дети, чем то увлекаются из мира ит не рубите это на корню, лучше помогите. Мне не помогали, но и не мешали. Копил деньги на подработках подметал кафешки, крутил гайки, шкурил в автосервисе грунтовку, сдавал бутылки до этого. Ещё и умудрялся ходить на баскет школу 100рублей в месяц. Мне кажется без всех этих трудностей, я бы не стал ит специалистом.

        К сожалению, я утратил исходники с переездом, хард помер не выдержал он путешествия в 10к км, обидно и жалко.


    1. vasiliyovchinnikov Автор
      18.12.2023 08:13

      Спасибо! Буду знать.


  1. k12th
    18.12.2023 08:13

    Provoron выглядит многообещающе. К сожалению, не гуглится, где можно следить за проектом?


    1. fasvik
      18.12.2023 08:13

      А как же стим? Очень даже гуглится, обособьте название в кавычки, будет искаться точное совпадение


      1. k12th
        18.12.2023 08:13

        Спасибо!


    1. Ungeziefer
      18.12.2023 08:13

      Есть группы в Вк и Телеге


  1. GaricT
    18.12.2023 08:13

    Небольшое интервью автора Gedonia для iXBT.games:


    1. vasiliyovchinnikov Автор
      18.12.2023 08:13

      Кстати спасибо! Пропустил


  1. zergon321
    18.12.2023 08:13

    Тетрис же!

    А ещё Udongein X и Udonge in Interspecies Cave


    1. zergon321
      18.12.2023 08:13

      А, вторая не, ошибся


    1. vasiliyovchinnikov Автор
      18.12.2023 08:13

      С тетриса и начал заметку :)))


  1. NutsUnderline
    18.12.2023 08:13

    опять между тетрисом и дальнейшим материалом пропущено две-три эпохи когда люди делали игры в одиночку на 8битках, 286 и т.д. Правда уже тогда были коллективы из програмистов, художников и кодеров, и даже сценаристов. но были уникумы которые осиливали все сами и получались игры уровня гораздо выше тетриса и шариков.


    1. vesper-bot
      18.12.2023 08:13

      Тут на 5 эпох тянет, как минимум полностью обойден Flash, а там инди пилили вполне серьезные вещи в одного. Сколько я знаю, Sonny (1, 2) писаны одним человеком, Gemcraft (он правда TD, а их делать проще) тоже, а у него пять частей. Покопаться, возможно ещё найдутся шедевры сопоставимого уровня.


      1. vasiliyovchinnikov Автор
        18.12.2023 08:13

        спасибо за отличную идею! Следующую статью на эту тему подготовлю :)))


  1. spbru
    18.12.2023 08:13

    В современном мире, сделать игру не сложно. Много готовых движков, много готового типового кода, AI поможет дописать код, AI поможет нарисовать. Проблема возникнет на стадии продвижения и монетизации. Вот тут и начнётся реальная магия. Как в одиночку, без команды, без бюджетов довести игру до широкой аудитории и заработать.


    1. NutsUnderline
      18.12.2023 08:13

      а просто не надо делать игры чтобы заработать, а делать игры чтобы играть. об этом совершенно забыли


    1. AntonRiot
      18.12.2023 08:13

      В современном мире, построить дом не сложно. Много камней на дороге, много готовых срубленных деревьев.

      В современном мире, записать альбом не сложно. Много готовых аккордов, много типовых рифм.

      В современном мире, ..

      (автор, спасибо за статью \m/)