Без исследования понятно, что шутеры – это один из наиболее популярных жанров видеоигр. Да и разнообразные опросы это также подтверждают. Кто-то в детстве даже умудрялся играть вдвоём за одного персонажа в Doom или Duke Nukem – пока один передвигался, другой отвечал за стрельбу.
Предлагаю окунуться в историю жанра, чтобы понять, как он сформировался и какие самые популярные франшизы можно выделить, какие самые известные российские шутеры можно назвать.
И, по традиции, давайте в комментариях обсудим эту тему – пишите, какие шутеры вы считаете самыми важными и во что любите играть сами.
![Serious Sam Serious Sam](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/882/9a5/676/8829a5676f1f26ea0f151f067718cf88.png)
Прадедушки Doom
В далёком 1973 году в исследовательском центре NASA разработали игру «Война в лабиринте» – Maze War. По сути, именно её можно назвать первым шутером от первого лица. Перемещаясь по лабиринту вперёд-назад, поворачиваясь на 90 градусов вправо или влево, заглядывая в двери, нужно было первым увидеть соперника и выстрелить в него, чтобы заработать очки.
Примерно в то же время (1973-1974 годы) вышли ещё две игры – Empire и Spasim. Empire была прообразом мультиплеерных шутеров. Она стала источником вдохновения для создателя Spasim – в эту видеоигру могли играть до 32 человек. В этих играх участники управляли космическими кораблями. В Spasim было необходимо высчитывать правильные координаты для перемещения.
Игры Empire и Spasim создавались для компьютерной системы PLATO.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/efa/44b/4e3/efa44b4e3cecb8f03fd3518d46ffe1fd.png)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/64d/d83/635/64dd83635bc7374a94623d83f4552ab1.png)
![Maze War Maze War](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/68e/5d6/337/68e5d6337482580839a3e3909bb2e7c2.png)
![Empire Empire](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/19f/044/739/19f044739c6e602c7feab8e5c0f089e0.png)
![Spasim Spasim](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/cfe/327/d03/cfe327d03a884ea36f42151d5e5ae548.png)
С этими зачатками шутера как жанра мы подходим к 1990-м годам – к десятилетию мощного развития компьютерной техники и её популяризации, создания и проникновения интернета по всему миру и первым полноценным шутерам.
1990-е
Одна из видеоигр, которые максимально близки к современному нашему пониманию шутеров, вышла в 1991 году. И её появлению мы обязаны компании id Software.
В Hovertank 3D управлять приходится не человеком, а танком, спасающим заложников. Обратите внимание на стены: никаких интересных текстур. Их мы увидим чуть позже…
А именно – в Catacomb 3D тех же Кармака и Ромеро. Вы управляли магом, который спускался в подземелье на поиски друга.
Это второй проект id Software с трёхмерной графикой и видом от первого лица. И впервые команда использовала технологию наложения текстур.
Но всё это было, по сути, разминкой перед знаменитой Wolfenstein 3D. Эта игра, кроме прочего, становится первой в череде шутеров, раскрывающих тему Второй мировой войны.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/325/928/735/3259287357880f4f5f2239007a062ea3.png)
Следующий проект id Software многие в принципе считают первым шутером в истории. Хотя, как мы ранее говорили, это неправильно. Но тут уже сформировались основные принципы жанра.
Если на создание Wolfenstein 3D у команды ушло 6 месяцев, то на первый Doom, вышедший в 1993 году, уже год. И в него играют до сих пор, создают новые моды.
Кроме того, уже мемом стали попытки запустить первый Doom на самых разных устройствах: на банкомате, тесте на беременность, сканере для диагностики болезни сердца, фотоаппарате, офисных телефонах и на кубике Lego.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/817/860/5a1/8178605a1472fffc9477a53d9f12ec01.png)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c3c/cfa/7ac/c3ccfa7ac28bc5ae965b9f365dc05eb5.png)
Управление, WASD и киберспорт
Внешний вид шутера сложился во времена Wolfenstein 3D и первого Doom. Но стандартизация управления потребовала ещё несколько лет развития.
Ещё в 1984 году проходили турниры по Spasim. Если, конечно, мы отнесём эту видеоигру к разряду шутеров. Однако, сейчас считается, что первый киберспортивный турнир по шутерам прошёл в 1996 году, и это была игра Quake. В 1997 году победителем первого национального турнира Quake Tournament стал Деннис Фонг. Главным призом стал личный Ferrari 328 Джонна Кармака, основателя id Software.
![Деннис Фонг на фоне своего приза Деннис Фонг на фоне своего приза](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/6b3/4a9/416/6b34a9416457ed0a836621b02eb422a5.png)
Важно, что в Doom не так уж сильно нужна была мышь, так как не было необходимости менять положение прицела по вертикальной оси – вы и так попадали в монстров, находившихся на линии огня, будь они выше или ниже. В Quake, напротив, нужно было целиться в соперников. Для удобства можно было использовать трекбол или мышь. Брат Денниса Фонга использовал трекбол, и Деннис ему проигрывал. Всё изменилось, когда будущий чемпион взял в правую руку мышь.
И тогда клавиши перемещения героя должны были находиться в левой части клавиатуры, чтобы удобно было их применять левой рукой. Мы могли бы играть стрелочками, к примеру, комбинациями ASDX, ZXCV или ESDF. Но на том судьбоносном чемпионате Деннис Фонг использовал именно WASD. Не он эту комбинацию придумал, но он стал одной из причин её популяризации.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b1f/acd/403/b1facd40350015d191f021592bbf87bb.png)
Хотя до того, как она стала стандартом, прошло ещё несколько лет. Во вторую часть Quake разработчики добавили дополнительную раскладку имени Фонга – с комбинацией WASD, но именно в Half-Life в 1998 году она стала основной.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/aa7/1eb/855/aa71eb855f44475c50a65fd1643df841.png)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/529/32f/fbb/52932ffbb0e6cab0c4fb818905cf6ca2.png)
Сейчас шутеры входят в число самых популярных киберспортивных дисциплин. В том числе:
Valorant
Counter Strike
PUBG
Fortnite
Apex Legends
Call of Duty
Free Fire
Overwatch
Rainbow Six Siege
Halo
Главные франшизы
Как определить, какие именно франшизы стали главными в истории шутера как жанра? Здесь я приведу несколько примеров, но жду, как всегда, множество дополнений в комментариях!
Wolfenstein 3D был одним из самых первых шутеров, похожих на современные примеры (с учётом развития графики тех лет), со схожим управлением и темой, которую затем будут использовать многократно разработчики в новых играх. В Германии, к слову, релиз Wolfenstein 3D состоялся только в 2022 году.
Это одна из самых долгоиграющих компьютерных франшиз. С 1992 года вышло 13 игр серии. Последняя на данный момент – Wolfenstein: Cyberpilot, выпущенная в 2019 году. В ней уже используются очки виртуальной реальности.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/bb0/e56/03c/bb0e5603cea22d7072162f3f268b2437.png)
![Wolfenstein: Cyberpilot Wolfenstein: Cyberpilot](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/bdc/7dc/d8e/bdc7dcd8ee14b1292aae48f2c343ab89.png)
Следующий по хронологии – Doom. Первая игра вышла в 1993 году, за ней последовали пять основных игр и ряд ответвлений. Но очень скоро, в 2025 году, все ждут выпуска Doom: The Dark Ages. Череподробительный трейлер уже многие, думаю, видели.
В первой части Doom уже реализовали возможность играть по сети друг против друга – по системе «клиент-клиент». Чуть позже, в Quake, уже можно было играть с подключением к серверу. Так и зарождался киберспорт.
Кроме того, по Doom сделали два фильма. В 2005 году в экранизации снялись Карл Урбан (многим сейчас известен по сериалу «Пацаны») и Дуэйн Джонсон. В 2019 году фильм «Doom: Аннигиляция» вышел сразу на DVD. Смотреть фильмы стоит фанатам серии, хотя и их может ждать разочарование.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/734/a52/a22/734a52a226a775d7dc1146b6379e32ed.png)
![Doom: The Dark Ages Doom: The Dark Ages](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/6d0/da6/957/6d0da6957be4beea209a74e193183bd4.png)
![Кадр из фильма «Doom», 2005 год Кадр из фильма «Doom», 2005 год](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/5a4/8d3/466/5a48d3466f84257f7019ba5ac1f4fa6f.png)
В 1998 году стартовала серия игр Unreal. Собственно Unreal было выпущено две части, но кроме них были созданы киберспортивные ответвления Unreal Tournament и Unreal Championship.
Появившийся в процессе разработки движок Unreal сегодня является одним из основных в игровой индустрии наравне с Unity, CryEngine и Godot.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/bc2/195/88d/bc219588d8cd1374dc67f3d68fdeaddf.png)
В списке наиболее продаваемых франшиз наивысшую позицию среди шутеров занимает Call of Duty. Франшиза была включена в Книгу рекордов Гиннесса как самая продаваемая серия шутеров в мире – 400 млн копий было продано на 2021 год.
Выпущенная в 2003 году игра посвящена, как и в случае с Wolfenstein, событиям Второй мировой войны. Последующие игры продолжали эту тему, касались холодной войны, а также раскрывали идеи о войнах будущего. С 2003 по 2023 год видеоигры серии выпускались ежегодно. И в этом году ждём Call of Duty: Black Ops 6.
В Call of Duty есть и многопользовательский режим, и зомби-режим. Некоторые части сегодня являются киберспортивными дисциплинами.
![Call of Duty, 2003 год Call of Duty, 2003 год](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ad8/c28/37d/ad8c2837de779ced290cd8d46337c50a.png)
![Call of Duty: BlackOps Call of Duty: BlackOps](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/5ee/8a8/688/5ee8a8688ac38d748196bb0aa645c432.png)
Ещё до Call of Duty была создана одна из самых популярных киберспортивных дисциплин: мод к Half-Life под названием Counter Strike. Вышедший в 2000 году многопользовательский шутер в итоге для многих стал чуть ли не синонимом киберспорта.
Крупнейший призовой фонд в истории турниров по Counter Strike был в 2021 году на PGL Major Stockholm – 2 млн долларов.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/882/0e8/a4c/8820e8a4c95c66695468aa29d0b685c1.png)
И о прародителе CS забывать, конечно, не стоит. Вышедшая в 1998 году Half-Life, как ранее упоминалось, закрепила в качестве основной раскладку WASD, тем самым оказав влияние на управление в шутерах.
В 2020 году вышла Half-Life: Alyx – шутер от первого лица для устройств виртуальной реальности.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/18f/0c8/174/18f0c8174faca4ec2a02b31d3bbb23c0.png)
![Half-Life: Alyx Half-Life: Alyx](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/dbc/87c/f88/dbc87cf88771e09db2b48a07a4d9891e.png)
В 2002 году берёт своё начало серия Battlefield. Суммарно за эти годы вышло почти 20 видеоигр: и про Вторую мировую войну, и про Вьетнам, и про будущее, и про современные боевые действия.
![Battlefield 1942 Battlefield 1942](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/73d/4d2/669/73d4d266946fee78aa88afc64f2992d8.png)
![Battlefield 2042 Battlefield 2042](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a82/a13/bc9/a82a13bc9dd0931df062ae7f2383d880.png)
В 1999 году для первой PlayStation вышла видеоигра Medal of Honor. Что интересно, создал эту серию видеоигр режиссёр Стивен Спилберг.
Вышедшая в 2020 году видеоигра Medal of Honor: Above and Beyond была разработана для шлемов виртуальной реальности.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/e33/ffb/a2d/e33ffba2d8853dacd74af4503e9b5139.png)
![Medal of Honor: Above and Beyong для VR-шлема Medal of Honor: Above and Beyong для VR-шлема](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/124/db5/9a0/124db59a0f1bb2335fd76197a58fe9a3.png)
Российские шутеры
В 1995 году вышла видеоигра «Подземелья Кремля». В ней главный герой, диггер, сталкивается с пробудившимся древним злом. Стоит сделать скидку на то, что игре уже 30 лет, и создавали её два человека, а не целая студия – как это было с Doom и Quake.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/e04/d46/15c/e04d4615c129de9ef1da4e5ada2e106b.png)
В 2002 году в Санкт-Петербурге была основана студия Saber Interactive. Первой игрой, которую она выпустила, стал шутер Will Rock. Ubisoft выступила в качестве издателя.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/54a/400/b60/54a400b60d518765bfdb59f3b1439c5d.png)
Та же студия позже выпустила TimeShift – это научно-фантастический шутер, в котором игрок имеет способность управлять временем.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/254/b38/344/254b38344bdca29c980413e39f189dad.png)
Воронежская студия Burut CT в 2005 году выпустила шутер «Восточный фронт: Неизвестная Война». Главный герой – немец, который во время Второй мировой войны помогает сопротивлению. Задача – не дать фашистам разработать препарат по подавлению воли и оживляющую установку, а в числе способов защиты от врагов (а среди них – ещё и СС) – энергетический щит.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d03/369/51b/d0336951b4387e90fe1405045dda1224.png)
В 2015 году была анонсирована, а в 2017-м – запущена в бета-тестирование многопользовательская видеоигра Escape from Tarkov. В числе ключевых свойств шутера – реалистичная система физики и баллистики. В 2021 игру экранизировали – сняли по ней фильм «Побег из Таркова. Рейд».
Интересный факт: одним из источников вдохновения для Elden Ring гейм-дизайнер Хидетака Миядзаки назвал Escape from Tarkov. А эта игра собрала в 2022 году большое количество наград.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/60b/2cc/533/60b2cc533804a592884c69b67ee0b56d.png)
В 2017 году был запущен шутер Standoff 2 для мобильных устройств на Android, чуть позже – для iOS. В третьем квартале 2021 года он вошёл в тройку самых доходных на российском рынке игр. Разработала видеоигру студия компания Axlebolt.
Отличительная черта Standoff 2 – гибкая настройка управления, возможность перемещать, изменять видимость и размеры элементов интерфейса. В числе режимов – закладка бомбы и командный бой.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/802/f8e/428/802f8e42879f353a5c5b043bf3b73007.png)
В 2019 году студия 1C Game Studios выпустила многопользовательский шутер от первого или третьего лица «Калибр». В игре воспроизведён внешний вид, вооружение и экипировка сил спецназа разных стран, в первую очередь – России и СНГ. Разработчики сотрудничают с концернами «Калашников» и Lobaev Arms.
Сейчас это одна из киберспортивных дисциплин, по которым проходят турниры и состязания, в том числе среди студентов.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b67/a5b/a4e/b67a5ba4e2523d9add233a3310a609af.png)
Atomic Heart полюбилась многим в том числе благодаря атмосфере – в ней показана параллельная реальность, в которой развитие технологий пошло по иному пути, и СССР с огромным количеством роботов.
Шутер стал настолько ожидаемым, что за первые несколько часов после запуска в Steam побил рекорд продаж и вошёл в топ-100 по выручке в сервисе, пиковый онлайн превысил 38 000 игроков, и игра возглавила список продаж, обогнав Counter Strike. Только в течение первых трёх недель в Atomic Heart сыграли более 5 млн человек.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/21d/583/eb2/21d583eb21e8eab3906299ae87693638.png)
В комментариях дополняйте – какие франшизы, на ваш взгляд, являются самыми важными в истории шутеров. А также рассказывайте, в какие видеоигры вы предпочитаете играть.
Комментарии (16)
bilskirnir
29.07.2024 07:04+6У нас в школе Quake был на компьютерах в кабинете информатики. Перед уроком информатики и после него играли. Правда, места приходилось отвоёвывать у других классов. Сейчас уже точно не помню, но, кажется, иногда два урока шли подряд - и это был лучший день в неделе.
impwx
29.07.2024 07:04+3какие франшизы, на ваш взгляд, являются самыми важными в истории шутеров
Имхо, такие культурно значимые игры как Duke Nukem, Serious Sam, Quake, Unreal Tournament, Crysis, Bioshock, Overwatch и Fortnight стоило упомянуть больше чем одним словом или скриншотом
движок Unreal сегодня является одним из основных в игровой индустрии наравне с Unity, CryEngine и Godot.
Поставить Unreal и Godot в одну линейку - это мощно
ivansychev
29.07.2024 07:04+2Во все три части BioShock играл с удовольствием. И когда Atomic Heart вышел, сразу сходство отметил. Тоже понравилось, прошли с женой за неделю.
И в детстве Doom и Duke Nukem вдвоём с братом играли на одной клавиатуре. Один ходил, второй на кнопку выстрела нажимал.
Willy64
29.07.2024 07:04Про WASD: когда основной игрой был Quake, меня научили другой комбинации - ASD и правая кнопка мыши - вперед. Идея была такова - для большей маневренности исключался перенос пальца, а в игре с большим количеством акробатики это экономило время и давало возможность уворачиваться от вражеского огня. На этой комбинации играли чемпионы города на тот момент. У меня же сила привычки к этой комбинации была такова, что на WASD в шутерах я перешел только пару лет назад, да и после Quake игры стали не такие скоростные, уже второй был замедлен.
Qoragar
29.07.2024 07:04+5пишите, какие шутеры вы считаете самыми важными и во что любите играть сами.
По-моему, ещё незаслуженно забыт Descent (1995). Это была тоже крайне важная веха — едва ли не первый шутер (хоть и леталка) с полной степенью свободы в 3D, безо всяких "псевдо".
kora11
29.07.2024 07:04+2Medal of Honor - с теплотой вспоминаю, отличнейшая игра. Мой первый шутер на PS.
VBDUnit
29.07.2024 07:04Ностальгия, однако. Неплохо бы упомянуть, какие именно новшества и идеи привносили те или иные игры в жанр
Feeel
29.07.2024 07:04+1Max Payne, замедление времени на тот момент было мега-имбой! И сюжет был, и графика вполне на уровне.
dokito
Atomic Heart - просто отличнейшая игра. Правильная музыка и атмосфера решают. Очень уж родной кажется.
lokey
Что "На недельку до второго" и "Трава у дома" будут - я знал и до того, как поиграл.
Но когда там Цой запел в одной из локаций - тут уже в саундтрек совсем влюбился. Вроде "Хочу перемен" была песня.
dokito
И "Звезда по имени Солнце" была. С музыкой они хорошо угадали.