Без исследования понятно, что шутеры – это один из наиболее популярных жанров видеоигр. Да и разнообразные опросы это также подтверждают. Кто-то в детстве даже умудрялся играть вдвоём за одного персонажа в Doom или Duke Nukem – пока один передвигался, другой отвечал за стрельбу.
Предлагаю окунуться в историю жанра, чтобы понять, как он сформировался и какие самые популярные франшизы можно выделить, какие самые известные российские шутеры можно назвать.
И, по традиции, давайте в комментариях обсудим эту тему – пишите, какие шутеры вы считаете самыми важными и во что любите играть сами.
Прадедушки Doom
В далёком 1973 году в исследовательском центре NASA разработали игру «Война в лабиринте» – Maze War. По сути, именно её можно назвать первым шутером от первого лица. Перемещаясь по лабиринту вперёд-назад, поворачиваясь на 90 градусов вправо или влево, заглядывая в двери, нужно было первым увидеть соперника и выстрелить в него, чтобы заработать очки.
Примерно в то же время (1973-1974 годы) вышли ещё две игры – Empire и Spasim. Empire была прообразом мультиплеерных шутеров. Она стала источником вдохновения для создателя Spasim – в эту видеоигру могли играть до 32 человек. В этих играх участники управляли космическими кораблями. В Spasim было необходимо высчитывать правильные координаты для перемещения.
Игры Empire и Spasim создавались для компьютерной системы PLATO.
С этими зачатками шутера как жанра мы подходим к 1990-м годам – к десятилетию мощного развития компьютерной техники и её популяризации, создания и проникновения интернета по всему миру и первым полноценным шутерам.
1990-е
Одна из видеоигр, которые максимально близки к современному нашему пониманию шутеров, вышла в 1991 году. И её появлению мы обязаны компании id Software.
В Hovertank 3D управлять приходится не человеком, а танком, спасающим заложников. Обратите внимание на стены: никаких интересных текстур. Их мы увидим чуть позже…
А именно – в Catacomb 3D тех же Кармака и Ромеро. Вы управляли магом, который спускался в подземелье на поиски друга.
Это второй проект id Software с трёхмерной графикой и видом от первого лица. И впервые команда использовала технологию наложения текстур.
Но всё это было, по сути, разминкой перед знаменитой Wolfenstein 3D. Эта игра, кроме прочего, становится первой в череде шутеров, раскрывающих тему Второй мировой войны.
Следующий проект id Software многие в принципе считают первым шутером в истории. Хотя, как мы ранее говорили, это неправильно. Но тут уже сформировались основные принципы жанра.
Если на создание Wolfenstein 3D у команды ушло 6 месяцев, то на первый Doom, вышедший в 1993 году, уже год. И в него играют до сих пор, создают новые моды.
Кроме того, уже мемом стали попытки запустить первый Doom на самых разных устройствах: на банкомате, тесте на беременность, сканере для диагностики болезни сердца, фотоаппарате, офисных телефонах и на кубике Lego.
Управление, WASD и киберспорт
Внешний вид шутера сложился во времена Wolfenstein 3D и первого Doom. Но стандартизация управления потребовала ещё несколько лет развития.
Ещё в 1984 году проходили турниры по Spasim. Если, конечно, мы отнесём эту видеоигру к разряду шутеров. Однако, сейчас считается, что первый киберспортивный турнир по шутерам прошёл в 1996 году, и это была игра Quake. В 1997 году победителем первого национального турнира Quake Tournament стал Деннис Фонг. Главным призом стал личный Ferrari 328 Джонна Кармака, основателя id Software.
Важно, что в Doom не так уж сильно нужна была мышь, так как не было необходимости менять положение прицела по вертикальной оси – вы и так попадали в монстров, находившихся на линии огня, будь они выше или ниже. В Quake, напротив, нужно было целиться в соперников. Для удобства можно было использовать трекбол или мышь. Брат Денниса Фонга использовал трекбол, и Деннис ему проигрывал. Всё изменилось, когда будущий чемпион взял в правую руку мышь.
И тогда клавиши перемещения героя должны были находиться в левой части клавиатуры, чтобы удобно было их применять левой рукой. Мы могли бы играть стрелочками, к примеру, комбинациями ASDX, ZXCV или ESDF. Но на том судьбоносном чемпионате Деннис Фонг использовал именно WASD. Не он эту комбинацию придумал, но он стал одной из причин её популяризации.
Хотя до того, как она стала стандартом, прошло ещё несколько лет. Во вторую часть Quake разработчики добавили дополнительную раскладку имени Фонга – с комбинацией WASD, но именно в Half-Life в 1998 году она стала основной.
Сейчас шутеры входят в число самых популярных киберспортивных дисциплин. В том числе:
Valorant
Counter Strike
PUBG
Fortnite
Apex Legends
Call of Duty
Free Fire
Overwatch
Rainbow Six Siege
Halo
Главные франшизы
Как определить, какие именно франшизы стали главными в истории шутера как жанра? Здесь я приведу несколько примеров, но жду, как всегда, множество дополнений в комментариях!
Wolfenstein 3D был одним из самых первых шутеров, похожих на современные примеры (с учётом развития графики тех лет), со схожим управлением и темой, которую затем будут использовать многократно разработчики в новых играх. В Германии, к слову, релиз Wolfenstein 3D состоялся только в 2022 году.
Это одна из самых долгоиграющих компьютерных франшиз. С 1992 года вышло 13 игр серии. Последняя на данный момент – Wolfenstein: Cyberpilot, выпущенная в 2019 году. В ней уже используются очки виртуальной реальности.
Следующий по хронологии – Doom. Первая игра вышла в 1993 году, за ней последовали пять основных игр и ряд ответвлений. Но очень скоро, в 2025 году, все ждут выпуска Doom: The Dark Ages. Череподробительный трейлер уже многие, думаю, видели.
В первой части Doom уже реализовали возможность играть по сети друг против друга – по системе «клиент-клиент». Чуть позже, в Quake, уже можно было играть с подключением к серверу. Так и зарождался киберспорт.
Кроме того, по Doom сделали два фильма. В 2005 году в экранизации снялись Карл Урбан (многим сейчас известен по сериалу «Пацаны») и Дуэйн Джонсон. В 2019 году фильм «Doom: Аннигиляция» вышел сразу на DVD. Смотреть фильмы стоит фанатам серии, хотя и их может ждать разочарование.
В 1998 году стартовала серия игр Unreal. Собственно Unreal было выпущено две части, но кроме них были созданы киберспортивные ответвления Unreal Tournament и Unreal Championship.
Появившийся в процессе разработки движок Unreal сегодня является одним из основных в игровой индустрии наравне с Unity, CryEngine и Godot.
В списке наиболее продаваемых франшиз наивысшую позицию среди шутеров занимает Call of Duty. Франшиза была включена в Книгу рекордов Гиннесса как самая продаваемая серия шутеров в мире – 400 млн копий было продано на 2021 год.
Выпущенная в 2003 году игра посвящена, как и в случае с Wolfenstein, событиям Второй мировой войны. Последующие игры продолжали эту тему, касались холодной войны, а также раскрывали идеи о войнах будущего. С 2003 по 2023 год видеоигры серии выпускались ежегодно. И в этом году ждём Call of Duty: Black Ops 6.
В Call of Duty есть и многопользовательский режим, и зомби-режим. Некоторые части сегодня являются киберспортивными дисциплинами.
Ещё до Call of Duty была создана одна из самых популярных киберспортивных дисциплин: мод к Half-Life под названием Counter Strike. Вышедший в 2000 году многопользовательский шутер в итоге для многих стал чуть ли не синонимом киберспорта.
Крупнейший призовой фонд в истории турниров по Counter Strike был в 2021 году на PGL Major Stockholm – 2 млн долларов.
И о прародителе CS забывать, конечно, не стоит. Вышедшая в 1998 году Half-Life, как ранее упоминалось, закрепила в качестве основной раскладку WASD, тем самым оказав влияние на управление в шутерах.
В 2020 году вышла Half-Life: Alyx – шутер от первого лица для устройств виртуальной реальности.
В 2002 году берёт своё начало серия Battlefield. Суммарно за эти годы вышло почти 20 видеоигр: и про Вторую мировую войну, и про Вьетнам, и про будущее, и про современные боевые действия.
В 1999 году для первой PlayStation вышла видеоигра Medal of Honor. Что интересно, создал эту серию видеоигр режиссёр Стивен Спилберг.
Вышедшая в 2020 году видеоигра Medal of Honor: Above and Beyond была разработана для шлемов виртуальной реальности.
Российские шутеры
В 1995 году вышла видеоигра «Подземелья Кремля». В ней главный герой, диггер, сталкивается с пробудившимся древним злом. Стоит сделать скидку на то, что игре уже 30 лет, и создавали её два человека, а не целая студия – как это было с Doom и Quake.
В 2002 году в Санкт-Петербурге была основана студия Saber Interactive. Первой игрой, которую она выпустила, стал шутер Will Rock. Ubisoft выступила в качестве издателя.
Та же студия позже выпустила TimeShift – это научно-фантастический шутер, в котором игрок имеет способность управлять временем.
Воронежская студия Burut CT в 2005 году выпустила шутер «Восточный фронт: Неизвестная Война». Главный герой – немец, который во время Второй мировой войны помогает сопротивлению. Задача – не дать фашистам разработать препарат по подавлению воли и оживляющую установку, а в числе способов защиты от врагов (а среди них – ещё и СС) – энергетический щит.
В 2015 году была анонсирована, а в 2017-м – запущена в бета-тестирование многопользовательская видеоигра Escape from Tarkov. В числе ключевых свойств шутера – реалистичная система физики и баллистики. В 2021 игру экранизировали – сняли по ней фильм «Побег из Таркова. Рейд».
Интересный факт: одним из источников вдохновения для Elden Ring гейм-дизайнер Хидетака Миядзаки назвал Escape from Tarkov. А эта игра собрала в 2022 году большое количество наград.
В 2017 году был запущен шутер Standoff 2 для мобильных устройств на Android, чуть позже – для iOS. В третьем квартале 2021 года он вошёл в тройку самых доходных на российском рынке игр. Разработала видеоигру студия компания Axlebolt.
Отличительная черта Standoff 2 – гибкая настройка управления, возможность перемещать, изменять видимость и размеры элементов интерфейса. В числе режимов – закладка бомбы и командный бой.
В 2019 году студия 1C Game Studios выпустила многопользовательский шутер от первого или третьего лица «Калибр». В игре воспроизведён внешний вид, вооружение и экипировка сил спецназа разных стран, в первую очередь – России и СНГ. Разработчики сотрудничают с концернами «Калашников» и Lobaev Arms.
Сейчас это одна из киберспортивных дисциплин, по которым проходят турниры и состязания, в том числе среди студентов.
Atomic Heart полюбилась многим в том числе благодаря атмосфере – в ней показана параллельная реальность, в которой развитие технологий пошло по иному пути, и СССР с огромным количеством роботов.
Шутер стал настолько ожидаемым, что за первые несколько часов после запуска в Steam побил рекорд продаж и вошёл в топ-100 по выручке в сервисе, пиковый онлайн превысил 38 000 игроков, и игра возглавила список продаж, обогнав Counter Strike. Только в течение первых трёх недель в Atomic Heart сыграли более 5 млн человек.
В комментариях дополняйте – какие франшизы, на ваш взгляд, являются самыми важными в истории шутеров. А также рассказывайте, в какие видеоигры вы предпочитаете играть.
Комментарии (16)
bilskirnir
29.07.2024 07:04+6У нас в школе Quake был на компьютерах в кабинете информатики. Перед уроком информатики и после него играли. Правда, места приходилось отвоёвывать у других классов. Сейчас уже точно не помню, но, кажется, иногда два урока шли подряд - и это был лучший день в неделе.
impwx
29.07.2024 07:04+3какие франшизы, на ваш взгляд, являются самыми важными в истории шутеров
Имхо, такие культурно значимые игры как Duke Nukem, Serious Sam, Quake, Unreal Tournament, Crysis, Bioshock, Overwatch и Fortnight стоило упомянуть больше чем одним словом или скриншотом
движок Unreal сегодня является одним из основных в игровой индустрии наравне с Unity, CryEngine и Godot.
Поставить Unreal и Godot в одну линейку - это мощно
ivansychev
29.07.2024 07:04+2Во все три части BioShock играл с удовольствием. И когда Atomic Heart вышел, сразу сходство отметил. Тоже понравилось, прошли с женой за неделю.
И в детстве Doom и Duke Nukem вдвоём с братом играли на одной клавиатуре. Один ходил, второй на кнопку выстрела нажимал.
Willy64
29.07.2024 07:04Про WASD: когда основной игрой был Quake, меня научили другой комбинации - ASD и правая кнопка мыши - вперед. Идея была такова - для большей маневренности исключался перенос пальца, а в игре с большим количеством акробатики это экономило время и давало возможность уворачиваться от вражеского огня. На этой комбинации играли чемпионы города на тот момент. У меня же сила привычки к этой комбинации была такова, что на WASD в шутерах я перешел только пару лет назад, да и после Quake игры стали не такие скоростные, уже второй был замедлен.
Qoragar
29.07.2024 07:04+5пишите, какие шутеры вы считаете самыми важными и во что любите играть сами.
По-моему, ещё незаслуженно забыт Descent (1995). Это была тоже крайне важная веха — едва ли не первый шутер (хоть и леталка) с полной степенью свободы в 3D, безо всяких "псевдо".
kora11
29.07.2024 07:04+2Medal of Honor - с теплотой вспоминаю, отличнейшая игра. Мой первый шутер на PS.
VBDUnit
29.07.2024 07:04Ностальгия, однако. Неплохо бы упомянуть, какие именно новшества и идеи привносили те или иные игры в жанр
Feeel
29.07.2024 07:04+1Max Payne, замедление времени на тот момент было мега-имбой! И сюжет был, и графика вполне на уровне.
dokito
Atomic Heart - просто отличнейшая игра. Правильная музыка и атмосфера решают. Очень уж родной кажется.
lokey
Что "На недельку до второго" и "Трава у дома" будут - я знал и до того, как поиграл.
Но когда там Цой запел в одной из локаций - тут уже в саундтрек совсем влюбился. Вроде "Хочу перемен" была песня.
dokito
И "Звезда по имени Солнце" была. С музыкой они хорошо угадали.