Управление рисками позволяет детализировать, с какими финансовыми, практическими или социальными проблемами может столкнуться бизнес. Выявление рисков помогает бизнесу создавать более совершенные продукты и процессы, а также повышать прибыль за счёт выявления и снижения потенциального негативного воздействия этих рисков. Риск-менеджмент может стать важнейшим навыком для менеджеров и владельцев бизнеса.

В этой статье мы обсудим, как научиться иденифицировать риски и почему это важно, а также рассмотрим восемь рекомендаций по определению рисков.

Что такое идентификация рисков?


Идентификация рисков — это выявление потенциальных рисков и их анализ с целью узнать, как они влияют или могут повлиять на бизнес. Риски проявляются в различных формах, и в разных отраслях могут быть разные риски. Например, компания по разработке программного обеспечения и строительная компания могут разделять риск потери доходов, если они не обновят свои инструменты, которые будут соответствовать современным процессам. Однако эти компании также могут нести свои собственные отраслевые риски — например, вероятность получения травмы на рабочем месте или риски, связанные с интеллектуальной собственностью.

Узнав больше о потенциальных рисках для компании, руководство может перейти непосредственно к решению проблем, стоящих за этими рисками. Также идентификация рисков поможет составить чёткое представление о факторах риска для получения банковских кредитов или средств инвесторов.

Почему идентификация рисков важна?


Идентификация рисков важна на всех этапах жизни бизнеса: она помогает выявить самые серьёзные проблемы и составить более чёткое представление об общем состоянии бизнеса. Вот несколько причин, по которым компании уделяют особое внимание идентификации рисков:

  1. Выявление отраслевых проблем: иногда риски связаны с отраслью и могут быть рисками безопасности или нестабильности, обусловленной самой отраслью. Выявление отраслевых проблем или специализированных рисков помогает предприятию планировать будущие расходы или препятствия и помогает руководству понять, правильно ли оно распределяет ресурсы.
  2. Соблюдение правовых норм: выявление рисков помогает бизнесу понять, нужно ли ему соответствовать определённым юридическим требованиям. Например, у компании, занимающейся продажей продуктов питания, могут быть иные юридические риски, чем у компании, производящей обувь. При производстве продуктов питания должны соблюдаться определённые санитарные нормы, а для производства продуктов питания требуются определённые государственные и местные лицензии.
  3. Привлекательность для инвесторов: инвесторы обычно ищут высокодоходные низкорисковые проекты. Такие инвестиции приносят наибольшее вознаграждение с наименьшими рисками, а идентификация рисков помогает им понять весь потенциал рисков бизнеса. Зная о рисках, с которыми они сталкиваются, инвесторы могут сделать более осознанный выбор в пользу тех предприятий, которые они хотят поддержать.
  4. Повышение эффективности проектов: предприятия также используют идентификацию рисков в меньших масштабах для отдельных проектов или практик. Выявление рисков на ранней стадии планирования проекта помогает команде более эффективно справляться с проблемами путём планирования.

8 способов определения риска


Теперь поговорим непосредственно о том, что помогает выявлять риски.

1. Мозговой штурм


Мозговой штурм предполагает собрание членов команды для обдумывания и обсуждения какого-либо вопроса и выработки решений обнаруженных проблем. Такой вид совещания помогает команде генерировать идеи, обсуждать факты и смотреть на будущее проекта. К мозговому штурму можно прибегать, чтобы выявить, проанализировать и устранить потенциальные риски; выслушать людей, которые работают на переднем крае бизнеса. Члены команды могут лучше понимать, как работает бизнес, и могут поделиться собственным видением рисков компании.

Мозговой штурм — это эффективный метод, поскольку он позволяет всем желающим высказаться и потренировать навыки критического мышления. Вы можете проводить мозговой штурм каждый месяц, чтобы определить, какие риски, по мнению вашей команды, являются наиболее значительными для проекта. Также подобная встреча позволит преодолеть разрыв между руководством и сотрудниками.

2. Интервью со стейкхолдерами


Стейклодерами называют людей, которые заинтересованы в проекте или бизнесе. Разговор с ними может помочь вам лучше понять, какие риски, по их мнению, являются наиболее реальными. Стейкхолдеры часто вкладывают в бизнес значительные ресурсы, будь то время, деньги, труд или все три составляющие. Они понимают риски с точки зрения стороннего наблюдателя — инвестора, а не работника или руководителя. Эта точка зрения может помочь вам узнать, что беспокоит ваших инвесторов и как это решить.

3. Техника NGT


NGT (nominal group technique), или метод номинальных групп, — это ещё одна техника мозгового штурма, которая предлагает более глубокий подход к теме. Участники пишут свои идеи по поводу проблемы, не обсуждая их напрямую с другими членами группы. Затем старший член команды просит каждого участника высказать свои мысли, которые записываются на диаграмме или доске, соединяя повторяющиеся пункты.

Команда обсуждает каждый пункт, чтобы убедиться, что все его поняли, а затем проводится расстановка приоритетов. Команда может продолжить изучение трёх лучших пунктов, анализируя их и предлагая решения. Техника NGT зависит от честности и командной работы и обеспечивает более комплексный подход, чем мозговой штурм.

4. Диаграмма сродства


Диаграмма сродства — это диаграмма, в которой данные распределяются по категориям на основе их сходства. Попросите каждого члена команды написать: что, по их мнению, является потенциальными рисками проекта или компании; а также отнести каждый ответ к нескольким категориям. Например, в качестве категорий можно выделить финансовые, практические риски или риски безопасности. Это поможет разделить риски на категории для индивидуального рассмотрения и упорядочить полученные отзывы. После этого команда может определить приоритетность каждого риска и заняться его устранением.

5. Анализ требований


Включает в себя анализ трудовых, материальных или финансовых требований к проекту. Он позволяет команде регулярно анализировать требования и быстро выявлять потенциальные риски. Команда может проводить анализ требований в течение всего срока реализации проекта, чтобы понять риски и требования на каждом этапе производства. В процессе производства требования могут меняться, что также может привести к изменению рисков. Например, если для процесса потребуется в два раза больше материала, чем предполагалось изначально, финансовый риск проекта возрастает из-за дополнительных затрат.

6. Планы проектов


План проекта — это базовая схема проекта и его потребностей. Он включает в себя такие составляющие, как потребность в материалах и рабочей силе, сроки реализации проекта и все связанные с ним риски. Подробный план проекта помогает команде понять суть проекта и те задачи, которые необходимо выполнить, чтобы достичь его цели. Он также позволяет инвесторам и стейкхолдерам понять, во что они вкладывают деньги, как команда продвигается вперёд и обеспечивает возврат первоначальных инвестиций.

7. Анализ первопричин


Анализ первопричин — это исследование предыдущих рисков проекта и их связи между собой и текущим проектом. Первопричиной может быть что угодно — от финансовых проблем до устаревшего оборудования или некачественных материалов. Поиск первопричины может позволить команде выявить общие проблемы в проекте или бизнесе и свести их к минимуму для повышения эффективности проекта.

8. SWOT-анализ


Это отличный способ понять риски проекта или бизнеса наряду с другими важными факторами. Тщательный SWOT-анализ может показать инвесторам, почему бизнес или проект достоин инвестиций, а команде — лучше понять, насколько эффективно они достигают поставленных целей. SWOT-анализ затрагивает четыре фактора:

  • Сильные стороны: области, в которых команда преуспевает, и то, как они связаны с проектами.
  • Слабые стороны: области, в которых команда может улучшить свою работу, чтобы повысить производительность и эффективность.
  • Возможности: области, в которых команда или бизнес могут улучшаться или расширяться.
  • Угрозы: области риска для проекта или бизнеса и то, как команда может минимизировать эти риски.


Комментарии (1)


  1. TimKady
    24.05.2024 10:16
    +2

    Скажу честно. Это даже не статья из класса «за всё хорошее против всего плохого». Я бы её назвал что‑то вроде «Как сымитировать бурную деятельность, когда начальство потребовало от тебя провести идентификацию и оценку рисков». Нет, ну правда!

    Мозговой штурм? Ну, да, ну, да... Понаблюдаем, как люди умеют подстраиваться в иерархии под мнение высокоранговых особей. Да, именно поэтому придумали NGT. Все же остальные инструменты бесполезны если не знаешь где искать...

    А что делать содержательно, как реально идентифицировать риск? А вот для этого используют подход, связанный с анализом внешней и внутренней среды.

    В рамках анализа внешней среды (если очень‑очень кратко) выявляются те социальные общности или социальные институты, которые имеют мотив, средство или возможность нести собой критический (больше EBITDA, но меньше чистого капитала; кстати, классификацию бы рисков привести, а не общее бла‑бла‑бла от LLM) риск компании. Если вся «ядерная триада» (мотив, средство возможность) присутствуют, то это группа влияния, нет — заинтересованная сторона.

    Для каждой из групп нужна модель ожиданий (наши ожидания от них, их ожидания от нас, позиции группы и представителей группы, что делать). Отсюда можно определить и перечень возможных исходов и их вероятности, а потом методом принятия решений в условиях неопределенности или риска (в зависимости от контекста) принять необходимые решения. Все, что связано с группами влияния включаем в стратегию, с заинтересованными сторонами — в миссию.

    С анализом внутренней среды поможет модель процессов. Каждый процесс обладает своим набором рисков, характерным только для него, поэтому перечень рисков и их анализ проводятся для каждого процесса отдельно. Для этого целесообразно использовать риск‑ориентированный подход, который заключается в идентификации факторов, препятствующих достижению целей (как локальных, так и глобальных). В рамках данного подхода анализ рисков процессов состоит из следующих работ: идентификация возможных рисков; прогнозирование возможных последствий; оценка вероятностных характеристик риска; оценка уровня рисков; итоговая оценка рисков и их ранжирование.

    В мире управления рисками существуют четыре основных стратегии: избегать, передать, сократить, принять риск. Каждая стратегия имеет свои преимущества и недостатки. Выбор проводится сначала локально, а потом консолидировано.

    Да, это кабинетная работа, выполняемая несколькими профильными специалистами, которая не создает должного эффекта «мы вспотели» перед начальством. Да, из коммуникаций нужны глубинные интервью с экспертами и представителями групп влияния и заинтересованными сторонами, а не «массовые шоу». За то это рабочий подход.