В этой статье мы разберём несколько важных идей, которые неоднократно применялись в задачах по алгебре на вступительных экзаменах в ШАД. Мы намеренно выбрали далеко не самые сложные задачи, ведь за гробовые задачи мало кто берётся на экзаменах в условиях ограниченного времени. Наша задача — обратить внимание на важные идеи линейной алгебры, знание которых составители нередко ожидают от поступающих. Зная эти идеи, решить задачи будет совсем легко. В противном случае придётся снова "изобретать велосипед" или искать какие-то обходные пути.

  1. О матрицах AB и BA

Пусть сначала A и B — квадратные матрицы одного порядка над некоторым полем K (можно считать, что K=\mathbb R или \mathbb C).

Если AB=0, то не факт, что BA=0. В частности, \mathrm{rk}(AB) \ne \mathrm{rk}(BA). В ШАД была задача про равенство рангов AB и BA. Также этот вопрос можно получить на собеседовании. Простой контрпример строится с помощью матричных единиц: e_{11}e_{12}=e_{12}\ne 0=e_{12}e_{11}.

Часто используется такой известный факт: если AB=E, то BA=E.

  1. Пусть X и Y — квадратные матрицы одинакового размера, причемXY=\lambda X+\mu Y для некоторых \lambda,\mu\neq 0. Докажите, что матрицы X и Y коммутируют.

    Решение.

    Имеем

    XY=\lambda X+\mu Y \Longleftrightarrow (X-\lambda E)(Y-\mu E)=\lambda \mu E\ne 0 \Longleftrightarrow(Y-\mu E)(X-\lambda E)=\lambda \mu E,

    так как AB=E\iff BA=E и равенства выше можно разделить на \lambda\mu\ne 0.
    Значит, матрицы X-\lambda E и Y-\mu E коммутируют, а тогда X и Y тоже коммутируют, так как скалярные матрицы коммутируют со всеми.

    Замечание. Продолжая, получим

    \lambda X+\mu Y=XY=YX=\lambda Y +\mu X\Longleftrightarrow (\lambda-\mu)(X-Y)=0,

    откуда \lambda=\mu или X=Y.

    У матриц AB и BA не только одинаковые определители и следы (что хорошо известно), но и, вообще, одинаковые характеристические многочлены (а след и определитель являются, с точностью до знака, коэффициентами характеристического многочлена),

     \chi_{AB}(t)=\chi_{BA}(t) \Longleftrightarrow \det(tE-AB)=\det(tE-BA).  \;\;\;\;\;\;  (1)

    Следующая задача — частный случай этого факта.

  2. Пусть A и B — квадратные вещественные матрицы одного и того же размера.
    Докажите, что \det(E-AB)=\det(E-BA).
    Это равенство получается из равенства (1) подстановкой t=1.

    Решение.

    Если матрица B обратима, тоE-BA=B(E-AB)B^{-1}, откуда
    |E-BA|=|E-AB|.

    Рассмотрим теперь матрицу из формальных переменных X=(x_{ij}). Она, очевидно, невырожденна, поэтому по доказанному |E-AX|=|E-XA| — равенство многочленов от n^2 переменных x_{ij} (1\leq i,j\leq n). Подставив элементы b_{ij} матрицы B вместо x_{ij}, получим требуемое.

    Замечание. 1. Так же доказывается равенство (1).

    1. Трюк с формальными переменными — довольно стандартный способ свести вырожденный случай к невырожденному, хотя увиденный впервые он часто удивляет. В анализе есть другой способ, основанный на предельном переходе, однако он работает лишь над теми полями, в которых можно говорить о сходимости. Пусть K=\mathbb R. Если матрица B вырожденная, то рассмотрим последовательность обратимых матриц вида B_n=B+\epsilon_n E, где \epsilon_n\to 0 (такая найдётся, поскольку значений t, при которых матрица B+tE вырожденна, конечное число, — это корни многочлена |B+tE|). По доказанному |tE-AB_n|=|tE-B_nA|, откуда переходя к пределу при n\to \infty, получаем требуемое.

      Пусть теперь A и B — прямоугольные матрицы размеров m\times n и n\times m и пусть для определённости m\geq n. Равенство (1) допускает следующее обобщение

      \chi_{AB}(t)=\chi_{BA}(t)t^{m-n}.   \;\;\;\ (2)

      Это несложно свести к случаю квадратных матриц дописыванием к A справа n-m нулевых столбцов и к B — внизу n-m нулевых строк.

  3. Гермионе задали задачу: *Пусть A и B — матрицы 3 \times 2 и 2 \times 3 соответственно. Найдите определитель матрицы BA, если известно, что эта матрица невырождена и, кроме того,

    AB=\begin{pmatrix} 8 & 2 & -2\\ 2 & 5 & 4\\ -2 & 4 & 5\ \end{pmatrix}

    Гермиона не смогла решить задачу и попросила помощи у Рона. Рон возвёл матрицу в квадрат после чего Гермиона быстро нашла определитель матрицы BA. А вы сможете это сделать? Объясните ваш ответ.

    Нам не понадобится подсказка про возведение в квадрат. Ответ сразу следует из (2) и вычислления характеристического многочлена матрицы \chi_{AB}(t).

    Решение.

    Имеем \chi_{AB}(t)=t^3-18t^2+81t, поэтому \chi_{BA}(t)=t^2-18t+81, откуда |BA|=81.

    Ответ.

    81.

  1. Устное вычисление одного класса определителей

В нескольких задачах ШАД требуется сосчитать определитель матрицы вида A=\lambda E+B, где B — матрица ранга 1. Это проще всего сделать с помощью собственных значений. Именно, определитель матрицы равен произведению её собственных значений. Далее, прибавление к данной матрице скалярной матрицы \lambda E приводит к прибавлению ко всем собственным значениям числа \lambda. Наконец, собственные значения матрицы B ранга 1 порядка n равны \underbrace{0,\ldots,0},\mathrm{tr} B. Действительно, алгебраическая кратность нулевого собственного значения никак не меньше геометрической кратности, которая равна n-\mathrm{rk} B =n-1. Последнее, n-е значение ищется через след, равный сумме всех собственных значений.

  1. Дана матрица M размера n\times n, где m_{ij}=a_{i}a_{j} при i\neq j и m_{ii}=a_{i}^{2}+k.
    Найдите определитель матрицы M.

    Решение.

    Данная матрица имеет вид kE +B, где B=(a_ia_j)_{ij} — матрица ранга \leq 1. Собственные значения матрицы B равны

    \underbrace{0,\ldots,0}_{n-1},\mathrm{tr} B=a_1^2+\ldots+a_n^2, откуда собственные значения матрицы M равны

    \underbrace{k,\ldots,k}_{n-1},k+a_1^2+\ldots+a_n^2. Их произведение равно искомому определителю.

    Ответ.

    |M|=k^n+k^{n-1}(a_1^2+\ldots+a_n^2).

  2. Пусть J\in Mat_{2n\times2n}(\mathbb{R}) — кососимметрическая матрица, \beta — положительное число, а u\in\mathbb{R}^{2n} — ненулевой вектор. Найти det(E+\beta uu^{T}J).

    Решение.

    Определитель данной матрицы равен произведению её собственных значений, которые равны 1+\lambda_1,\ldots,1+\lambda_n, где \lambda_1,\ldots,\lambda_n — спектр матрицы B=\beta uu^\textsf{T} J. Так как \mathrm{rk} B\leq \mathrm{rk}(u)=1, то \lambda_1=\ldots=\lambda_{n-1} и \lambda_n=\mathrm{tr} B=\beta \mathrm{tr}(GJ), где G=uu^\textsf{T}=G^\textsf{T}. Так как след произведения не зависит от порядка множителей, то

    \mathrm{tr}(GJ)=tr(J^\textsf{T} G^\textsf{T})=\mathrm{tr}(-JG)=-\mathrm{tr}(GJ) \Longrightarrow \mathrm{tr} A=\mathrm{tr}(GJ)=0.

    Ответ.

    1.

  1. Собственные значения целочисленных матриц

  1. Покажите, что у целочисленной матрицы не бывает рациональных нецелых
    собственных чисел.

    Решение сразу следует из хорошо известной теоремы о рациональных корнях многочлена с целыми коэффициентами (каковым в данном случае является характеристический многочлен нашей целочисленной матрицы).

    Теорема. Если несократимая дробь m/n\in \mathbb Q является корнем многочлена
    f(x)=a_kx^k+\ldots + a_1x+a_0\in \mathbb Z[x], a_k,a_0\ne 0, то m\mid a_0 и n\mid a_k.
    В~частности, при a_k=1 всякий рациональный корень многочлена f является целым.

    Решение.

    Характеристический многочлен данной целочисленной матрицы A имеет целые коэффициенты и старший коэффициент 1: |\lambda E-A|=\lambda_n+\ldots+|-A|. Из теоремы о рациональных корнях следует, что любой рациональный корень этого многочлена является целым.

    А вот задача, требующая более тонкого факта.

  2. Докажите, что целочисленная матрица не может иметь собственного
    значения, равного \tfrac 14 (-3+i\sqrt{5}).

    Задача очевидна, если знать про целые алгебраические числа.

    Решение.

    Характеристический многочлен f(t) целочисленной матрицы имеет целые коэффициенты и старший коэффициент 1. Если \alpha=\tfrac 14 (-3+i\sqrt{5}) — его корень, то и \overline{\alpha} тоже, откуда

    (t-\alpha)(t-\overline{\alpha})=t^2-\dfrac 32 t+ \dfrac 78\mid f(t) \text{ в } \mathbb Q[t].

    Из курса алгебры известно и вытекает из леммы Гаусса о примитивных многочленах (см., например, учебник Винберга), что если многочлен над \mathbb Z раскладывается в произведение многочленов над \mathbb Q, то он раскладывается в произведение пропорциональных им многочленов над \mathbb Z. Поэтому

    f(t)=g(t)h(t), \text{ где } g,h\in \mathbb Z[t] \text{ и } g(t)=c\left(t^2-\dfrac 32 t+ \dfrac 78\right), c\in \mathbb N.

    Ясно, что c кратно 8, значит, 8t^2-4t+7\mid f(t)=t^n+\ldots в \mathbb Z[t], что, очевидно, невозможно из сравнения старших коэффициентов.

  1. Неравенства о рангах произведения матриц

Хорошо известно, что \mathrm{rk}(AB)\leq \mathrm{rk} A,\mathrm{rk} B для любых матриц A и B согласованных размеров. Кроме того, если квадратная матрица невырожденна, то умножение на неё не меняет ранг. Часто в задачах требуется оценить ранг произведения снизу. Вот два менее известных неравенства, которые, однако, очень полезны, и их лучше знать (по крайней мере, первое).

Неравенство Сильвестра. Для любых матриц A\in \mathbb M_{m\times n}(K) и C\in \mathbb M_{n\times p}(K) имеем

\mathrm{rk} AC\geq \mathrm{rk} A + \mathrm{rk}  C- n.

Неравенство Фробениуса. Для любых матриц A,B,C согласованных размеров имеем

\mathrm{rk} ABC\geq \mathrm{rk} AB + \mathrm{rk} BC - \mathrm{rk} B.

Отметим, что неравенство Сильвестра — частный случай неравенства Фробениуса (получается из него при B=E).

Вот задача, сразу вытекающая из неравенства Сильвестра.

  1. Пусть A — квадратная матрица n \times n. Докажите, что n-\operatorname{rk} A \geqslant \operatorname{rk} A-\operatorname{rk} A^{2}.

    Решение.

    Это частный случай неравенства Сильвестра. Достаточно положить m=n=p и B=A.

  2. Матрицы A и B таковы, что A^{2}=A, B^{2}=B и матрица
    E-(A+B) обратима. Докажите, что \operatorname{rk} A=\operatorname{rk} B.

    Решение.

    Так как A^2=A, то \operatorname{rk}(E-A)=n-\operatorname{rk} A. Это вытекает либо из приведения A к диагональному виду с нулями и единицами на диагонали (A — проектор), либо из цепочки неравенств, где первое — частный случай неравенства Сильвестра, а второе — неравенство треугольника для рангов:

    0=\operatorname{rk} 0 \geq \operatorname{rk} A+ \operatorname{rk} (E-A)-n \geq \operatorname{rk}(A+E-A)-n=0.

    Отсюда

    n=\operatorname{rk} (E-A-B)\leq \operatorname{rk}(E-A)+\operatorname{rk}(B)=n-\operatorname{rk} A+\operatorname{rk} B\Longrightarrow \operatorname{rk} A\leq \operatorname{rk} B.

    Ввиду симметрии, \operatorname{rk} A\geq \operatorname{rk} B. Значит, \operatorname{rk} A=\operatorname{rk} B.

Автор статьи: Андрей Канунников, к. ф.-м. н., преподаватель ШАД Хелпер.

Статья подготовлена при поддержке ШАД Хелпер.

Комментарии (5)


  1. Olegun
    24.06.2024 19:29
    +2

    ШАД ШАДом ШАД заШАДил. Что такое ШАД не знаю только я?


  1. Arastas
    24.06.2024 19:29

    Можете пояснить во второй задаче, что такое метод формальных переменных?


  1. Naf2000
    24.06.2024 19:29

    В методе формальных переменных перешли от матриц над полем K к матрицам над кольцом K[x11..xnn]. Обратимость таких матриц под вопросом


  1. Hazlarorn
    24.06.2024 19:29

    По поводу задачки 2 есть еще 3 способ решения правда он работает тоже только над полем вещественных чисел / комплексных тоже

    1.Всякая функция равная нулю на всюду плотном множестве (вещ числа) равна нулю и на всем множестве

    2.Множество невырожденных матриц всюду плотно во множестве квадратных матриц (над полем комлексных чисел)


  1. alzobnin
    24.06.2024 19:29

    В решении задачи 1 надо поменять местами лямбду и мю в разложении на множители.

    И ещё, откуда в замечании этой задачи получилось, что $YX = \lambda Y + \mu X$?