Вот вам типичная история: есть компания N численностью 2 тыс. сотрудников, люди работают на производственных площадках и в офисах. Вдруг усилилась текучка, и поток новичков ломает хоть как-то выстроенные процессы. Руководители жалуются, что в компании нет централизованной базы знаний — люди элементарно не понимают, как оформить нужные документы и получить технику, задают много вопросов (или не задают и ничего не понимают). Да и погружение в рабочие задачи  хорошо идёт только там, где за этот процесс взялся прямой руководитель (читай: бросил часть дел и отвечает на все вопросы). 

Кто виноват и что делать? Мой ответ такой: конечно, нужно прописать регламенты и создать нормальную систему интеграции новых сотрудников в компанию. Но быстрое решение — хотя бы собрать единую базу знаний с ответами на часто задаваемые вопросы и разместить её на корпоративном портале. По опросам, 57% сотрудников считают интранет и корпортал делом бесполезным, но это у них нормального не было. В этой статье я расскажу, каким внутренний портал может быть, какие проблемы он может решать и чем он вообще полезен. 

Что такое корпоративный портал

Корпоративный портал компании – это внутренний ресурс, где сотрудники могут найти информацию о компании, корпоративные новости, внутренние документы, контакты коллег и многое другое. 

Функциональность современного корпоративного портала может включать:

  • различные средства коммуникации, 

  • аналитику, 

  • сервисы для сотрудников от HR до IT, 

  • целые процессы, например, СЭД и CRM.

При этом портал также может интегрироваться с учётными системами для большего удобства пользователей. Всё чаще это не простенький сайт, а целая платформа, которая становится настоящим «электронным офисом» сотрудника, доступным в любое время с любого устройства. Здесь он может как выполнять свою работу, так и получать нужные ему услуги от смежников.

А теперь о том, как он работает на практике.

  1. Онбординг и обучение персонала

А вот и ответ на вопрос, как можно решить проблему новичков с помощью портала. На нём можно публиковать ссылки на материалы базы знаний и новые инструкции, а также разместить оргструктуру компании с контактами сотрудников.

Расскажу, как это работает у нас. Каждый отдел в оргструктуре связан со статьёй из базы знаний. Материал помогает понять, чем занимаются сотрудники этого отдела и с какими вопросами к ним можно прийти. Руководителям не нужно отвечать на десятки однотипных вопросов в том, к кому обратиться за справкой или кто может помочь со входом в систему. 

Вот так выглядит описание одного из наших отделов. Ребята, привет :)
Вот так выглядит описание одного из наших отделов. Ребята, привет :)

Внутренние тренинги, инструктажи и синхронизации по текущему положению дел тоже проходят в системе. Объявления о событиях мы публикуем на портале, чтобы коллеги точно знали, куда и во сколько подключаться.

Даже курсы английского для всех желающих проводим
Даже курсы английского для всех желающих проводим
  1. Информирование сотрудников 

Корпоративный портал даёт организованный доступ к необходимой информации. Возьмём, например, новости: в крупной компании они часто локализуются в отделах и подразделениях, а остальные сотрудники могут упустить важное. С корпоративным порталом такого не будет (главное — не забывать публиковать что-то на него).

Например, одна бывшая коллега делилась со мной, что в новой компании важная информация доходит с задержкой. Когда на майских праздниках командам обновили посменный график работы, не все узнали об этом вовремя. Кто-то и вовсе проснулся 2 мая от звонка начальства.

У нас в компании на портале публикуются ссылки на статьи, объявления, напоминания о новых регламентах. Новости можно лайкать и обсуждать в комментариях  
У нас в компании на портале публикуются ссылки на статьи, объявления, напоминания о новых регламентах. Новости можно лайкать и обсуждать в комментариях  
  1. Доступ к оперативной аналитике

Посмотрим, чем ещё корпоративный портал помогает руководителям. Его можно интегрировать с BI-системами, чтобы было проще мониторить KPI, финансовые потоки и маржинальность  проектов в реальном времени. Так можно быстрее принимать управленческие решения.

Данные можно отобразить в виде диаграмм, таблиц, списков — как удобно сотрудникам. Например, у нашего отдела техподдержки есть дашборд, который помогает контролировать обращения клиентов и собственную эффективность. 

Важные показатели кликабельны — можно перейти в карточку клиента или конкретную задачу, посмотреть детализацию расчётов.

Ещё наши админы очень любят разбивку вопросов по категориям — помогает быстро настроиться на тему обращения
Ещё наши админы очень любят разбивку вопросов по категориям — помогает быстро настроиться на тему обращения
  1. Централизованный сбор заявок сотрудников в различные отделы

Пока в компании не очень много сотрудников, работать с их обращениями можно вручную. Раз в год кто-то запросит новую мышку, раз в месяц что-то случится с техникой — тут автоматизация не нужна. 

Но с ростом компании можно автоматизировать работу с запросами в IT и другие отделы. Так было и у нашего клиента, компании «Световые Технологии». Чтобы сотрудникам не нужно было вручную управлять обращениями, настроили портал для отправки заявок во все службы. 

На нём можно:

  • подать заявку в любое подразделение — запросить справку 2-НДФЛ, заказать новую мышку; 

  • посмотреть аналитические данные;

  • предложить идею для развития компании;

  • узнать показатели своего отдела по закрытым в срок задачам и многое другое.

Сейчас, кроме единого окна обращений, в системе автоматизировано 60 бизнес-процессов. «Первую Форму» каждый день  используют 550+ сотрудников в восьми городах России, европейских странах и даже в Индии, для этого система переведена на разные языки.

Я не могу показать портал «Световых Технологий», поэтому покажу портал с другими данными 
Я не могу показать портал «Световых Технологий», поэтому покажу портал с другими данными 

Портал значительно сокращает время на рутинные действия, например, на оформление отпусков. Покажу, как это устроено у нас в компании. В системе есть: 

  • шаблоны документов, которые система заполняет сама, 

  • автоматический запрос подписей у согласующих,

  • интеграции с календарями и 1С. 

Система сама ставит задачи кадровому отделу, пересылает данные в 1С и проставляет отсутствие сотрудника. А во время отпуска все его задачи сотрудника передаются его заместителю. Там же на портале можно посмотреть, кто именно останется ответственным.

И даже не нужно тратиться на бумагу
И даже не нужно тратиться на бумагу
  1. Среда для общения сотрудников и документооборота

Ещё одна функция портала — упрощение документооборота. Конечно, в каждой компании свой процесс работы с документами: есть уникальные  матрицы согласования, особенности подписания, запроса мнения и прочего.

В фармацевтических компаниях документооборот вообще должен соответствовать стандарту GMP о соблюдении на производстве правил безопасности и требований к качеству. Все документы должны храниться в структурированном архиве с возможностью проводить регулярный аудит, отслеживать версии и управлять доступом для сотрудников.

Такой документооборот я однажды настраивала для нашего клиента из сегмента фармы. Мы с командой внедрили его в корпоративный портал, который помогает отслеживать местонахождение документов, сроки возврата и многое другое. А система контролирует, чтобы сотрудники заполняли всю информацию о документах — так поиск по архиву становится более точным.

В компании каждый год обрабатывают около 3 тыс. документов, и чтобы на этот процесс не тратили много времени, на портале есть нужные шаблоны. Из них система сама генерирует документы и контролирует процесс их согласования. Там же можно посмотреть сводный реестр по всем документам и регламентам. 

Здесь я не могу показывать клиентскую систему, поэтому покажу нашу
Здесь я не могу показывать клиентскую систему, поэтому покажу нашу
  1. Все данные о сотруднике в личном кабинете

Здесь можно разместить индивидуальные показатели KPI и прогресс по ним, подробную информацию о мотивации, отчёт о зарплатных начислениях. Кабинет также можно интегрировать с HRM и ERP-системами, чтобы сотрудник всегда был в курсе, например, сколько дней отпуска ему сейчас доступно. 

Для себя мы ещё настроили интерактивные списки ближайших отпусков и дней рождений коллег. Очень удобно, когда планируешь свой отдых заранее, — можно избежать пересечений. А дни рождения — просто для души и возможности сделать сюрприз коллеге в командном чатике ?.

Списки можно выгрузить в Excel
Списки можно выгрузить в Excel

При этом доступ ко всем данным в кабинете есть только у пользователя, который прошёл аутентификацию. Она может быть защищена дополнительным фактором, например, по SMS, пушу или через Telegram.

Самое важное в корпоративном портале

Корпоративный портал собирает все нужные пользователю процессы в одном месте.  У каждого отдела при этом может быть свой портал, где можно посмотреть важные для работы данные:

  • проекты в работе,

  • HR-задачи,

  • документы,

  • запросы в отдел закупок,

  • обращения в поддержку,

  • клиентов в воронке продаж и другое.

Самое главное в корпоративном портале — то, что он позволяет эффективно выполнять должностные обязанности. Он подсвечивает самое нужное, но и редко используемые сервисы тоже остаются в доступе.

That’s all! Надеюсь, корпоративный портал поможет вам также, как помогает нам :).

Комментарии (31)


  1. astra_lora
    26.06.2024 09:37
    +2

     По опросам, 57% сотрудников считают интранет и корпортал делом бесполезным

    А 43% просто живут без корпортала в принципе =))


    1. ceochupin
      26.06.2024 09:37

      и зря!


    1. 1forma
      26.06.2024 09:37

      Но что это за жизнь....


  1. IvanSTV
    26.06.2024 09:37
    +2

    Вдруг усилилась текучка

    вот эту проблему и надо решать, а не корпоративным порталом сотрудников чипировать.


    1. astra_lora
      26.06.2024 09:37
      +2


      1. purtova Автор
        26.06.2024 09:37

        это шедевр


      1. lutlet
        26.06.2024 09:37

        ну и зря, я б с удовольствием сейчас :DDD


    1. purtova Автор
      26.06.2024 09:37

      да, но мы приносим пользу в зоне своего влияния


  1. kadel
    26.06.2024 09:37

    шеирпоинт заменит?
    интеграция с 1с есть?

    сорри если невнимательно прочел


    1. 1forma
      26.06.2024 09:37

      Да, Шерпойнт можно заменить и с 1С интегрироваться тоже


  1. lutlet
    26.06.2024 09:37

    Это всё выглядит, конечно, ладно и складно. Можно всё настроить и т.д.
    Можно, да, а как сотрудников дисциплинировать? Чтобы они реально всеми этими примочками пользовались


    1. purtova Автор
      26.06.2024 09:37

      тут легко: если портал действительно полезный, если на нём размещены материалы и сервисы, которые нужны сотрудникам, то заставлять будет не нужно


      1. PereslavlFoto
        26.06.2024 09:37

        Во вводной вы писали, что начальник не может бросить свою работу и отвечать на вопросы сотрудников.

        А кто же может бросить свою работу и заполнять портал? Ведь это должны делать носители знаний, сиречь начальники. А сейчас у них нету времени даже на обучение своих подчинённых.


        1. purtova Автор
          26.06.2024 09:37

          так мы из этой предпосылки и исходим. если компания понимает, что у них на регулярной основе возникают задачи, где нужно сильное вовлечение в онбординг - они создают инструмент, который это на себя берёт. иначе они не выйдут из замкнутого круга


          1. PereslavlFoto
            26.06.2024 09:37

            Для запуска инструмента нужны ресурсы, которых нет. Вот в чём засада.

            Инструмент сам по себе не содержит никакой информации, поэтому не может ничего делать. Чтобы насытить его информацией, нужно привлечь к этому сотрудников. Сотрудники заняты и поэтому не могут насытить его информацией (они даже обучать своих подчинённых не могут).

            Что делать в этой ситуации? Может быть, довести рабочий день до 11 часов, а рабочую неделю до 6 дней?

            — Нет, закон не позволяет.

            Может быть, уменьшить число задач?

            — Нет, бизнес не позволяет.

            Может быть, реже собирать совещания?

            — Совещания завотделами уже только раз в неделю, куда уж реже.

            Может быть, потратить больше денег на увеличение числа сотрудников?

            — Но ведь их некому обучать.

            Может быть, запретить телефонные переговоры и отключить восьмёрку?

            — Уже сделали, не помогает.

            Может быть, ввести дневники учёта рабочего времени?

            — Люди не успевают их вести.

            Может быть, купить более производительное оборудование?

            — Тогда не хватит денег на зарплату.

            В общем, задача остаётся по-прежнему нерешаемой.


            1. purtova Автор
              26.06.2024 09:37

              по частям можно съесть лягушку любого размера, поговорите со знающими руководителями проектов


              1. PereslavlFoto
                26.06.2024 09:37

                То есть руководитель, у которого нет времени на обучение сотрудников, вдруг найдёт время на заполнение портала? Боюсь, это время ему сразу займут другими задачами.


  1. ionicman
    26.06.2024 09:37

    В большинстве случаев корппорталы - эту ужасная хрень из цикла "мы вместе, поднатужимся и станем лучше" - обычно там корпгазеты и новости (никто не читает), выс..ры меркетологов (аналогично), достжения корпы (вообще никто не открывает) и т.д.

    Самое главное - орагнизовано это так, что пользоваться или найти там что-то категорически невозможно - оттуда и отношение соотвествующее.

    Хороший портал - это корп. телефонный справочник, заявки в техслужбу (а также на занимание пегеоворок и тд), емердженси-объявляения и типичные документы (заявы на отпуск) + удобная навигация по этому И ВСЕ! Да, совсем. Т.е. правильный корппортал - очень лакончиная, четкая по структуре и дизайну система с только нужными функциями и сервисами с прозрачной навигацией - все остальное там не неужно.

    Но маркетолухи, красные директора и эффективные менеджеры сделать такое не дадут - какже юез новостной ленты и достижений и другого буллщита - и все оно в резуьтате в нем и тонет и никто не пользуется (ибо большинство сотрудников клали на все успехи, спичи и достижения корпы - и это правильно - им достаточно своего отдела и своей работы).


    1. ceochupin
      26.06.2024 09:37

      Сотрудникам одно: объявления, контакты с занятостью, свой лк, где посмотреть прошлые/будущие выплаты, справки и тд. Руководителям подразделений другое: kpi по отделу, сводные отчеты по смежным подразделениям. ТОП-менеджменту третье: финансовые и фактические/плановые показатели всей компании


      1. ionicman
        26.06.2024 09:37

        Вы мешаете корппортал и совсем другие бизнес сервисы, которые должны быть отдельными системами (но да, можео сделать для них быстрые линки на портале).

        Их все нужно делать отдельными системами, хотя-бы потому что функционал разнится очень сильно + предотвращение утечек, минимизация возможности взлома и диверсификация отказоустойчивости.

        Корппотал - это то, что доступно ЛЮБОМУ сотруднику корпорации, независимо от должности или чего-то еще.

        Никаких ЛК на корппоратле быть не должно. Именно из-за стремления свести все что только можно в него, он и превращается в неюзабельную помойку.


        1. PereslavlFoto
          26.06.2024 09:37

          Если делать их отдельными системами, будет ли результат дешевле, чем один корпоративный портал? Можно ли будет сэкономить на стоимости ПО и аппаратуры?


          1. ionicman
            26.06.2024 09:37

            Естественно, при такой сложности, будет и дешевле и проще управляемей и проще обновляемей и безопасней. Недаром народ монолиты на микросервисы расколачивает (хотя, естественно и те и те имеют право на жизнь).

            Пример - ваши программисты доьавляют код с уязвимостью на портал-монолит - этим компромитируют ВСЕ сервисы целиком, другой пример - добавляют его на корппортал на котором нет особо чувствительных данных - проблема есть но гораздо менее катострофичная. Другой пример - вам надо добавить новый функционал в какую либо часть монолита - требуется согласование и проверка на совместимость со всеми вашими системами и сервисами на монолите, или вдля одной системы - что проще?


            1. PereslavlFoto
              26.06.2024 09:37

              Возьмём пример.

              Корпоративный портал работает на компьютере. Этот компьютер уже не справляется, поэтому надо его заменить. Денег на покупку другого компьютера нет, то есть надо разделить корпоративный портал на три — чтобы эти три подсайта могли или работать на том же компьютере, но быстрее, — или чтобы эти три подсайта могли работать на другом компьютере, подешевле. А этот передать на более важную задачу, например, для сбора записей видеонаблюдения.

              Помогут ли микросервисы сэкономить на компьютере?


              1. ionicman
                26.06.2024 09:37

                Грубо, если есть 3 подсайта - их, в отличии от монолита, можно разнести по 3 слабым компьютерам, или по 2. Это раз, во-вторых по производительности (но не по ресурсам) 3 подсайта будут работать быстрее, чем один монолит.

                Поэтому ответ - да, помогут.


                1. PereslavlFoto
                  26.06.2024 09:37

                  Спасибо!

                  По условиям задачи есть только 1 слабый компьютер. Поэтому надо разнести сайт по этому слабому компьютеру так, чтобы в результате получившиеся сайты работали быстрее. Например, чтобы человеку, который работает на этом компьютере, можно было открыть вторую программу.


            1. Volan-De-Mort
              26.06.2024 09:37

              Дак проще, "управляемей", "обновляемей", дешевле и безопасней для кого? Вендора ПО или конечного клиента?)

              Явно в бизнес-части провал и что такое TCO не знакомо.

              Зачем добавлять код с уязвимостью, если у тебя есть отдел ИБ, который это "убьет" на корню. А что будет с агрегацией данных из разных систем, сколько это будет стоить компании?

              Монолит/микросервисы - не важно. Если у тебя единая шина данных - то уж этим точно проще управлять - разграничить доступы по ролям еще никто не отменял (единый лог, аллерты - пожалуйста, управляй).

              Единая авторизация во все рабочие сервисы и такая же блокировка учетки со стороны админа. Почему ЛК не может быть в корпортале, если я пришел туда за справкой, оформить отпуск, ознакомиться с регламентом по нововведениям моей деятельности. Список контактов зачем мне на портале, чтобы скопировать тележку и продолжить общение в мессенджере? Системы с единым окном и создаются, чтобы у тебя был фокус на рабочих процессах, а не трата времени на переключение между сервисами

              Плюс основная уязвимость это все таки пользователь


  1. ressiwage
    26.06.2024 09:37
    +1

    корпоративные порталы -- бесполезная трата времени и сил. да, его возможно сделать полезным, но как правило компания сначала делает мвп, а потом эффективные менеджеры говорят что коммерческое развитие первично.


    1. purtova Автор
      26.06.2024 09:37

      бывает по-разному, но если у компании есть потребность, надо делать


  1. Batalmv
    26.06.2024 09:37

    Вот вам типичная история: есть компания N численностью 2 тыс. сотрудников, люди работают на производственных площадках и в офисах. Вдруг усилилась текучка, и поток новичков ломает хоть как-то выстроенные процессы. Руководители жалуются, что в компании нет централизованной базы знаний — люди элементарно не понимают, как оформить нужные документы и получить технику, задают много вопросов (или не задают и ничего не понимают). Да и погружение в рабочие задачи  хорошо идёт только там, где за этот процесс взялся прямой руководитель (читай: бросил часть дел и отвечает на все вопросы).

    Что интересно, именно это и есть идеальное место применения условного Gen AI + база знаний в виде корпоративных процедур, после чего получаешь вполне приличного бота, который дает ответы на всякие глупые или не очень вопросы

    Но ... да уж, порталы и базы знаний с обычным поиском - наше все

    Все остальное - в целом нормально, если просто надо чтобы было :)

    Функциональность современного корпоративного портала может включать:

    • различные средства коммуникации, 

    • аналитику, 

    • сервисы для сотрудников от HR до IT, 

    • целые процессы, например, СЭД и CRM.

    Коммуникация живет в корпоративном мессенджера и почте, тянуть ее в Портал ... странно, зачем?

    Аналитика живет в BI и отлично, при необходимости вставляется в любую веб-морду. Ну всунули в портал ... такое. Смысла ноль, но чисто потратили время

    Сервисы ... в реальности уже давно базовые сервисы живут там где им полагается, а именно в достуности в один клик. К примеру, мне нужно найти коллегу. Я отрываю Тимз (это не реклама, просто у нас в конторе все живел на мелкосотфе) и сразу могу ему позвонить, написать, посмотреть где он, кто его начальник, и т.д. Зачем портал - неясно?

    Про доку написал выше, повторяться не буду.

    Какие еще сервисы? Новости компании - спасибо, не надо. И так приходит в день 10ка писем, две секунды и в спец. папочку :) Ходить читать специально - зачем?

    Процессы - опять же, это возможно, если под капотом большая платформа, ну типа Salesforce. Тогда понятно, просто получается ествественным образом, потому что платформа.

    -----------------------

    Интересно, ко-пилот хоть есть, или все по старинке, как деды завещали?


    1. purtova Автор
      26.06.2024 09:37

      1. "Именно это и есть идеальное место применения условного Gen AI"  - мы как раз его внедряем, так и должно работать

      2. "Коммуникация живет в корпоративном мессенджера и почте" - намного удобнее, когда вся коммуникация в едином пространстве, там же проекты/задачи. наступает новая жизнь, где вам не нужно ходить в почту или искать переписки по каждому вопросу

      3. Конечно, BI - это круто, но нам удобнее смотреть на статистику там же, где мы работаем. банально увидеть свой KPI, не заходя в доп сервисы

      4. Про Тимс - рады, что вы можете использовать сервисы Майкрософта, но, к сожалению, не у всех есть возможность использовать зарубежные сервисы

        И кажется главная проблема в разнице нашего восприятия. Конкретно Первая Форма - это не отдельный корпортал с плюшками, это и есть "большая платформа под капотом", о которой вы говорите. Большая полноценная BPMS

        Может быть, если мы пытаемся рассказать о системе вот так на пальцах, это кажется странным, но на деле это реально удобно


      1. Batalmv
        26.06.2024 09:37

        1. Ну тогда и напишете, вот будет интересно :)

        2. Тимз + Аутлук - но это не единственные варианты. Портал для коммуникации - это извращение какое-то, как минимум в сравнении с этой опцией

        3. Я ж написал, большинство BI решений имеют опцию встраивания как виджет/фрейм в условно любую Веб морду.

        4. Ну тогда смысл писать, что используется что-то, что цивилизованный мир уже давно прошел и выкинул как устаревшее?