Вы ещё не слышали байку про авантюрное пари, которое заключил гроссмейстер XIX века Иоганн Цукерторт? Рассказывают, что однажды он вызвал на необычный игровой поединок двух сильнейших шахматистов — Вильгельма Стейница и Джозефа Блэкберна.

По условиям пари Цукерторт должен был провести сеанс одновременной игры вслепую (не глядя на доску и помня все ходы по памяти) с обоими соперниками. При этом он должен был набрать не менее одного очка. В шахматных турнирах одно очко даётся за победу, ½ очка — за ничью и 0 очков за поражение. Учитывая, что оба гроссмейстера были гораздо сильнее Цукерторта, они охотно согласились на эту авантюру.

Говорят, что Цукерторт выиграл это пари с использованием универсального метода, который вместо него мог бы использовать любой игрок. Более того, для того, чтобы воспользоваться этим методом, не обязательно даже уметь играть в шахматы...

Вы, возможно, уже догадались, какой именно метод рассказчики приписывают находчивому Цукерторту. Он просто организовал всё так, чтобы противники, сами того не осознавая, играли друг с другом. Ходы Стейница он использовал в игре против Блэкберна. Ответные ходы Блэкберна он «транслировал» Стейницу. Естественно, Цукерторт не раскрывал оппонентам подробности своего коварного плана.

Великий комбинатор или шахматный гений

В современном мире для определения такого поведения есть меткое словечко «читерство». Если уж называть вещи своими именами, то это обычное мошенничество. Остап Бендер, будь он похитрее, мог бы использовать этот метод в своём сеансе одновременной игры. Возможно, тогда ему и не пришлось бы экстренно удирать от разъярённой толпы шахматистов-любителей.

Конечно, Цукерторт не был низкопробным мошенником и «великим комбинатором». Напротив, он был незаурядной и всесторонне развитой личностью, настоящим интеллектуалом своего времени. Шахматный журналист, редактор и основатель шахматных изданий, автор шахматного учебника, музыкальный критик, философ и полиглот…

Интересные факты о гроссмейстере Иоганне Германе Цукерторте:

  • изучал медицину в университете Бреслау;

  • совместно с Адольфом Андерсеном основал журнал «Шахматный ежемесячник»;

  • владел множеством языков: немецким, английским, французским, испанским, итальянским, польским, русским, латынью, древнегреческим, арабским, санскритом, ивритом (правда, в разных источниках количество языков сильно варьируется);

  • обладал феноменальной памятью, помнил наизусть все свои партии;

  • установил мировой рекорд игры вслепую — сыграл одновременно 16 партий, удерживая все позиции и ходы в своей голове.

Именно про таких незаурядных людей частенько и сочиняют всяческие исторические байки и анекдоты.

Кстати, Цукерторт не раз встречался с Стейницем и Блэкберном за шахматной доской на различных турнирах. На международном соревновании в Лондоне в 1883 году Цукерторт обошёл всех сильнейших шахматистов мира и занял первое место. Стейниц тогда занял второе место.

В 1886 году состоялся своеобразный матч-реванш за первенство мира между Цукертортом и Стейнецем. Эту встречу называли противостоянием шахматных романтизма и реализма. В этом матче Цукерторт проиграл — победили реализм и сухая теория.

Орудие мошенника или метод решения задач

Байку про пари Цукерторта я почерпнул из книги астрофизика и писателя-фантаста Павла Амнуэля «Как опередить время и конкурентов». Поначалу название мне категорически не понравилось: может показаться, что это очередной опус по саморазвитию, который претендует на истину в последней инстанции.

Если бы не имя автора, я бы автоматически «отфильтровал» эту книгу в списке изданий и пошёл дальше. Однако Павел Амнуэль как автор ещё ни разу не подводил меня как читателя. Поэтому я всё-таки решил не обращать внимания на название. И не пожалел об этом.

Книга посвящена теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Автор стоял почти у истоков этой теории. Изобретатель ТРИЗ — советский писатель-фантаст и изобретатель Генрих Альтов (Альтшуллер) — был учителем и наставником Павла Амнуэля.

К ТРИЗ можно относиться по-разному. Сколько копий уже сломано в холиварах по поводу этой теории и её применимости в современном мире! Однако в любой теории всегда можно почерпнуть какие-то идеи, приёмы и методы, которые можно использовать при решении рабочих и повседневных задач.

В книге автор приводит историю про гроссмейстера Цукерторта как пример использования приёма объединения в ТРИЗ. На первый взгляд такой способ «опередить время и конкурентов» выглядит сомнительным. Однако давайте попробуем «выжать» из этой идеи что-нибудь полезное.

Афера века

В этой же книге есть ещё одна история, которая иллюстрирует приём объединения.

Один из музеев Германии приобрёл в одном из музеев Франции картину Рубенса. Немецкие эксперты, исследовав на месте полотно, признали его подлинным, что и подтвердили своими подписями на обратной стороне картины. После этого картину упаковали и отправили в Германию. По прибытии на место провели повторную экспертизу и обнаружили, что это подделка. Но на обратной стороне подделки были подписи экспертов, удостоверявшие подлинность картины! И подписи были подлинными. Как была проведена эта «афера века»?

Чтобы разгадать эту загадку, Павел Амнуэль предлагает использовать приёмы объединения и разделения во времени. Картины действительно было две — подлинная и поддельная. Только в один временной промежуток они были объединены, в другой — разделены.

Перед отправкой подлинник и подделка были объединены в одной раме: сверху подлинное полотно, а под ним подделка. Эксперты видели подлинник, а подписи ставили на обороте подделки. В дороге подлинник был украден.

Эти примеры, хоть и связаны с мошенничеством, но вполне наглядны. С помощью подобного «читерства» объектов и процессов можно успешно решать различные технические и организационные задачи.

Объединяем, улыбаемся и машем

Давайте попробуем использовать приём объединения для решения технических задач. У него есть несколько различных вариаций:

  • соединить несколько одинаковых или разнородных объектов;

  • поместить один объект внутрь другого;

  • объединить в пространстве или времени обычно разнесённые объекты или операции.

В качестве примера первого варианта объединения обычно приводят швейцарский нож. Но мне кажется, что это не очень подходящий пример — скучный и банальный. Если использовать этот вариант «в лоб», то ничего хорошего не получится. Мы-то знаем, что выходит, если пытаться запихнуть в одну программу неимоверное количество функций.

Тут гораздо интереснее подумать о том, чтобы объединить что-нибудь совершенно разное и в результате получить что-то особенное, полезное и удобное. Примером такого объединения может служить идея использования мерцания светодиодов для генерации случайных чисел.

Если же говорить про технологии, то вся архитектура современных компьютеров базируется на одной гениальной идее: хранить в одном месте данные и инструкции для их обработки.

Ещё один вариант объединения объектов — поместить один объект внутрь другого. Тут тоже надо быть аккуратным — нам не хочется получить в результате очередной монструозный монолит с сотней функций, каждая из которых реализована кое-как. Объединение должно порождать новые функциональные возможности, которых не было у исходных объектов.

Пример удачного объединения объектов — конструкция телескопа-рефлектора. Ещё в 1668 году Исааку Ньютону пришла в голову гениальная идея объединить телескоп и зеркало. Это помогло избавиться от хроматической аберрации — главного недостатка «классических» телескопов-рефракторов.

Хитро[умный] Вася и пиринговые сети

Теперь поговорим про объединение разнесённых объектов или операций. Цукерторт из анекдота ловко самоустранился и напрямую «законтачил» двух своих противников, заставив их бороться друг с другом. При этом сам он получал гарантированную прибыль от выигранного пари. Это немного похоже на рассказы о том, как современные IT-специалисты передают свои задачи на аутсорс.

Схема проста и гениальна: некий разработчик Василий получает в своей компании рабочие задачи и неплохую зарплату. Зарплату он почти полностью забирает себе, а вот задачи делегирует некоему абстрактному аутсорсеру Раджешу. Аутсорсер выполняет работу Васи за скромную плату, которая составляет лишь небольшую часть зарплаты Васи. Незадолго до наступления срока сдачи проекта Вася с гордостью выгружает в репозиторий код, разработанный Раджешем. Трудозатраты Василия уходят только на поиск Раджа, постановку задачи и проверку полученного кода. Всё остальное время Вася расслабляется в шезлонге под пальмой, изредка ставя лайки сообщениям в корпоративном мессенджере.

Мы же можем внимательно посмотреть на свои процессы (технологические, организационные, программные) и подумать: нельзя ли где-то «срезать путь» и напрямую закоротить то, что раньше казалось несоединимым. Например, убрать из процесса взаимодействия лишние транзитные звенья (начальство? бюрократию?), в которых сущности и данные никак не меняются и не преобразовываются, а только передаются следующему узлу.

Яркий пример объединения ранее несвязанных напрямую объектов — технология пиринговых сетей. Кому нужны какие-то там ненадёжные сервера, когда сообщениями можно обмениваться напрямую!

Под флагом Цукерторта

История про авантюрное пари хитрого Цукерторта — это, конечно же, байка. Но метод объединения — это мощный и эффективный приём, который помогает нам не просто плодить очередные микросервисы, а создавать новые сущности и идеи.

Никогда не знаешь, к чему в будущем приведёт простое, казалось бы, объединение объектов. Видел бы Ньютон современные башенные телескопы! Видел бы фон Нейман современные компьютерные системы!

Каждый из нас — это триллионы клеток, которые собрались вместе с чётко определёнными целями и функциями. Однако мы сами понятия не имеем, зачем они это сделали. Может быть, для того, чтобы мы могли на своём уровне продолжить великий процесс объединения объектов?

Комментарии (1)


  1. Paranoich
    21.07.2024 13:47
    +3

    Остап Бендер, будь он похитрее, мог бы использовать этот метод в своём сеансе одновременной игры. Возможно, тогда ему и не пришлось бы экстренно удирать от разъярённой толпы шахматистов-любителей

    Бендер ведь белыми играл. То есть ходил первым («передвинул королевскую пешку с клетки е2 на клетку е4»). Как бы он «транслировал» следующему противнику ход предыдущего? Это ведь возможно лишь при игре с противниками, играющими разными цветами фигур.

    Или где я ошибся?