Привет, жители Хабра! С вами Александр Баулин, ведущий менеджер МТС Диджитал и фанат науки и технологий.
Есть такое изречение: «Если у тебя в детстве не было велосипеда, а сейчас есть Bentley, то все равно у тебя не было велосипеда». Хочу сказать, что в моем случае это не так. Правда, сегодня речь не о велосипедах или люксовых авто — поговорим про ретроконсоли.
Недавно ко мне в руки попала Sega Master System II, которой в детстве у меня не было. И я рад, что стал ее владельцем сейчас — ни о чем не жалею. Подробно об этом и о самом девайсе рассказываю под катом.
Как детская мечта сбылась во взрослом возрасте
У меня в детстве не было приставок — в СССР была только «Ну, погоди». Dendy, Sony PS1 и другие появились, когда я готовился поступать в университет. Тогда было не до игр. В универе появилась Sega Genesis — очень крутая, провел сотни часов за прохождением самых разных игр. А потом я сразу купил себе ПК. Так что большая часть игровых гаджетов 90-х прошла мимо меня.
Но мне и моей Sega хватало с головой. Благодаря ей я не только играл, но и узнавал много нового об игровом мире. Тогда на «Горбушке» и в Митино продавали, кроме картриджей, еще и руководства к прохождению игр, а в них иногда описывались другие консоли. Именно так я узнал о Sega SD, например, и о Sega Master System II.
Мне хотелось собрать все эти модели разных консолей от Sega и беспрерывно играть. Но юношеским мечтам в то время не суждено было сбыться. Правда, горевал я недолго — через пару лет приобрел настольный компьютер и погрузился уже в изучение ПК. Конечно, не только «железа», но и ПО, включая игры. Так что на долгие годы я забыл о мечте коллекционировать игровые консоли.
Но недавно я приобрел Sega Mega Drive на одном из онлайн-аукционов, поиграл немного и решил все же стать «ретроколлекционером». Несколько недель назад купил еще и Sega Master System II, причем не одну, а сразу две. Можно сказать, гештальт закрыт.
Думаю, многие из вас слышали о Sega Master System II. У кого-то она была в детстве (счастливчики). Кто-то играл у друга или просто, как и я, читал о ней в журнале. Для тех, кому этот девайс интересен и кто не особо знаком с ним, я проведу краткий экскурс в историю и расскажу, что это за приставка. Конечно, сфотографирую и свое приобретение.
Sega Master System II — что это за консоль?
Все началось с проекта Sega Master System, она выпущена в середине 80-х годов XX века. Сначала появилась японская приставка Sega Mark III 1985-го года, а потом Sega разработала ее адаптацию для Северной Америки, назвав новинку Sega Master System.
Характеристики Sega Master System:
ЦП: z80 с частотой 4 МГц;
ОЗУ: 8 Кб;
ПЗУ: 8 Кб;
видеопамять: 16 Кб;
графика: Sega VDP, изображение 256 × 192, 32 цвета одновременно из палитры 64 цветов;
звуковой чип: Yamaha YM2413 SN76489;
звук: 3 импульсных волновых канала и 1 канал шума. В японской версии есть дополнительный чип YM2413;
порты: 2 порта джойстиков, слот картриджа, слот карточки Sega Card, слот расширения, ВЧ;
ТВ-выход (RF OUT), композитные выходы (A/V OUT), питание;
медиа: световой пистолет Light Phaser, джойстик Control Stick, штурвал Handle Controller, очки 3D, Rapid Fire Unit, контроллер SG Commander;
хранение информации: игровой картридж, карточка Sega Card.
Попала консоль и в другие страны, она быстро стала популярной. К концу 1980-х годов в Великобритании Master System опережала NES по продажам. В Европе за тот же период было продано 918 000 приставок Sega по сравнению с 655 000 проданными приставками Nintendo. Это самая популярная консоль Sega за счет продаж в США, Европе и Бразилии.
Sega Master System II — уже более новый вариант первой консоли. Ее выпустили в 1990-м году как удешевленную Sega Master System. Но это не значит, что консоль плохая — у нее просто убрали слот для карточек Sega Cards (из-за чего она не поддерживает 3D-очки). К тому же разработчики отказались от кнопки сброса, индикатора питания и композитных выводов. А еще почему-то решили убрать вступительную заставку в Bios. Зато корпус у этой приставки выглядит более современно — мне он нравится и сейчас.
Характеристики Sega Master System II:
ЦП: z80;
тактовая частота: 4 МГц;
ОЗУ: 8 Кб;
ПЗУ: 8 Кб;
видеопамять: 16 Кб;
графика: Sega VDP, изображение 256 × 192, 32 цвета одновременно из палитры 64 цветов;
звуковой чип: SN76489;
звук: 3 импульсных волновых канала и 1 канал шума;
порты: 2 порта джойстиков, слот картриджа, ВЧ ТВ-выход (RF OUT), питание;
устройства ввода-вывода: контроллеры;
хранение информации: игровой картридж.
Приставка больше похожа на Sega Mega Drive/Genesis, чем на своего прямого предка. Эта консоль тоже была популярна. Ее появление позволило продлить интерес к 8-битным играм Sega и дало компании возможность расширить рынок.
Что я приобрел?
Консоли
Ко мне в руки попало сразу две консоли Sega Master System II. Одну из них я купил в интернете как нерабочую. У нее не было крышки слота для картриджей (на фото она внизу), но, как оказалось, консоль вполне работоспособная. Я купил еще и джойстик — тоже в рабочем состоянии.
В памяти одной из приставок зашита игра Alex Kid. В дополнение к ней у меня есть еще и два картриджа с другими играми.
Фото
Кабеля для ТВ не было, его я купил на «Алиэкспресс». Блок питания продавец предоставил. Кстати, он у приставок от Sega непривычный. Центральный пин — это «земля», а не «плюс», в отличие от большинства современных адаптеров. Так что, если проверяете девайс путем включения через лабораторный блок питания, имейте это в виду.
Игры
Вернемся к играм! Вот так выглядит тот самый Alex Kid:
А это — любимый многими Sonic:
Как только включаю, сразу чувствую себя тем самым юношей, который только что открыл волшебный мир видеоигр. Тогда я радовался каждому новому картриджу и побежденному игровому боссу.
И есть еще Populous! Эта игра была первой на моей 16-битной Sega в детстве. В день, когда в моем доме появилась Sega Genesis, я играл в Populous II 8 часов кряду. Потом даже глаза болели. Сейчас немного поиграл в 8-битную версию для Master System II — и ведь это тоже шедевр!
К сожалению, времени сейчас не так много, чтобы полностью погрузиться в геймплей. Но часик за игрой провел. Приятных эмоций — на месяц вперед, наверное.
Вот, кстати, 16-битный Populous II — именно тот, в который я играл, когда был подростком. Кто еще был им увлечен, ставьте плюс статье!
В планах — покупка Sega CD. Очень хочется подключить этот модуль к Sega Mega Drive.
Еще у меня есть портативная консоль — Sega Game Gear, о ней тоже как-нибудь напишу.
На сегодня все. Есть вопрос к вам: если у вас была Master System, первая или вторая, расскажите, как она вам? Какие игры были любимыми и почему? Ну и в целом рассказывайте, в какие приставки играли в детстве и во что играете сейчас.
shiru8bit
Master System есть (+флеш-картридж), Game Gear был, с 2000 года. И не просто был, я для них ещё и писал кой-чего (вышедших релизов нет). Как они мне? Честно: да так себе.
Графика конечно хорошая, особенно в плане цветности, но впечатляющими визуальными эффектами почти не балует. Как правило в играх строго плоский однослойный скролл с панелькой сверху. Абсолютно унылый звук. Как вызов для композитора - интересно (писал треки, делал музыкальные редакторы), как средство создания атмосферы в играх - едва-едва хватает. Попробуй сделай качающую мелодию, когда у тебя самая низкая нота - A-1, а из средств выразительности только громкость. Гении могут, но игры, к сожалению, озвучивали в основном не они. С FM другая история, но он мало где поддерживается.
Библиотека игр небольшая (около 300 релизов) и не очень интересная. Хитов мало, эксклюзивов мало, просто хороших играбельных игр мало. Часть игр - ухудшенные версии 16-битных аналогов. Нет, кое-что конечно есть: Aladdin (интересная версия, прикольные псевдо 3D-эффекты), Aleste (кто любит, тот знает), серия Alex Kidd (мне не нравится сам герой), The Flash (эксклюзив про красного супергероя), Castle of Illusion и Land of Illusion (милые платформеры с Микки Маусом), Ninja Gaiden (уникальная версия), Sonic 1-2 (геймплейно совсем другие), Vampire: Master Of Darkness (бесстыжий клон Castlevania). Но и почти всё.
Game Gear отдельная песня. Всё то же самое, но карманное, для человека с гигантским карманом, зрением орла и чемоданом батареек. Круто, что цветная, но видно очень плохо (хотя и лучше, чем на Game Boy), требует шесть батареек AA, садится моментально. Звук точно такой же унылый, но теперь в стерео.
Резюмируя, это интересный артефакт игровой индустрии для ознакомления, но не очень удачная игровая платформа. Историческими конкурентами у неё были чуть более старый Famicom/NES и чуть более новый PC Engine/TurboGrafx16. И там и там совершенно другой уровень во всём.
AlexBaggins Автор
Какой огонь!
Простите, а писали -- прям для Sega?
shiru8bit
Нет, это было уже сильно после конца коммерческой жизни платформы, в 2006-7 году, как homebrew. Но платформа тогда была невостребованной, очень нишевой, и остаётся такой сейчас, поэтому крупных проектов так и не случилось. Я потом перешёл на другие ретроплатформы, где сделал кучу всего.