Региональная карта помех GPS на 5 августа 2024 года, источник
Давно известно, что сигнал GPS подвержен джаммингу (глушению) и спуфингу (подделке). Орбита спутников находится на высоте 20 180 км, так что сигнал на Земле легко заглушить. Но вот спуфинг считали слишком сложным и дорогостоящим.
Сейчас всё изменилось. В наше время энтузиаст-любитель с парой сотней долларов и инструкциями на Github может подделать сигнал GPS. Правительства тоже стали активно искажать сигналы систем навигации в рамках электронных войн. Спуфинг перешёл из теоретических научных статей в реальную жизнь.
К сожалению, помехи GPS распространяются далеко за пределы зон военных конфликтов, что влияет на повседневную жизнь простых людей в Москве и Санкт-Петербурге, Латвии, Эстонии, Финляндии, Беларуси, Турции и др. (на КДПВ).
Автомобилисты на территории РФ часто жалуются на проблемы в работе спутниковых систем навигации (GNSS), в том числе автомобильных навигаторов. На самом деле проблемы наблюдаются не только в РФ, но и в других странах. Помех в эфире всё больше, а джамминг и спуфинг становится обычным делом.
▍ Проблемы гражданской авиации
Согласно данным регуляторов безопасности ЕС, электронные войны Ближнего Востока и Украины влияют на воздушное сообщение вдали от полей сражений. Наиболее пострадавшие регионы включают в себя небо над Чёрным морем от Турции до Азербайджана, Средиземное море от Кипра до Ливии, Балтийское море в районе Польши и Латвии, Арктику в районе Финляндии и Норвегии:
«Нынешняя ситуация обнажила непредвиденные последствия тактики [джамминга и спуфинга GPS]. По мнению экспертов, в будущем ситуация станет только хуже. Самолёты теряют спутниковый сигнал, перенаправляются по другому курсу. Пилоты получают ложные сообщения о местоположении или ложные предупреждения о приближении земли».
В 2022−2023 годах в регионе Восточной Европы и на Ближнем Востоке резко выросло использование средств радиоэлектронной борьбы. Мощные глушилки устанавливаются повсеместно.
Кроме того, на вооружении армии есть несколько моделей передвижных глушилок типа R-330BMV:
К сожалению, это искажает спутниковый сигнал за сотни километров (до 300 км) от места боевых действий. По данным организации Opsgroup, отслеживающей риски в авиационной отрасли, системы самолётов «оказались практически неспособны обнаружить спуфинг GPS и скорректировать его». В сентябре 2023 года один из рейсов Embraer в Дубай едва не вошёл в воздушное пространство Ирана, прежде чем пилоты поняли, что самолёт следует ложному сигналу GPS.
По словам пилотов, обычно самолёты безопасно летают без спутникового сигнала, а у крупных коммерческих моделей не менее шести альтернативных навигационных систем. Бизнес-джеты вроде Dassault Falcon, Gulfstream и Bombardier более восприимчивы к спуфингу (подмене) сигнала, заявило Агентство авиационной безопасности Европейского союза.
Анализ данных Flightradar24 об интеграционной целостности GNSS (доля самолётов, которые сообщали о помехах), источник
Подробнее по некоторым городам:
Примеры конкретных авиарейсов, которые подверглись спуфингу GPS-координат:
Джамминг и спуфинг GPS применяется на государственном уровне. Например, в октябре 2023 года Израиль официально заявил об ограничении работы GPS в регионе, и предупредил пилотов, чтобы они не полагались на спутниковые навигационные системы при посадке. В 2019 году аналитическая группа C4ADS задокументировала спуфинг GPS на терриитории Сирии. В их отчёте также упоминается практика GPS-спуфинга при сопровождении высокопоставленных лиц на территории Крыма.
Помехи (джамминг) — обычное дело в зонах конфликтов. А вот подмена сигнала до недавнего времени была редкостью. Рост интенсивности и изощрённости радиопомех поражает воображение. Airbus в 2022 году она зафиксировала почти 50 тыс. случаев помех на своих самолётах, что в четыре с лишним раза больше, чем годом ранее:
Это на фоне более чем 20-кратного роста числа радиопомех с 2017 по 2018 год, зафиксированного системой Евроконтроля, с последующим спадом:
На Ближнем Востоке спуфинг широко распространён: ложный сигнал сообщает пилотам, что их самолёт находится прямо над аэропортом в Тель-Авиве, в то время как он далеко от него. Компания Opsgroup сообщает о 50-ти подобных случаях.
В некоторых случаях бортовое оборудование показывало, что самолёты приближаются к аэропортам в Багдаде, Каире или Бейруте, хотя это было не так. Эти инциденты от сентября 2023 года показаны на карте:
Оборудование для джамминга и спуфинга GPS сейчас общедоступно. Его используют водители грузовиков, желающие дольше поработать и больше заработать, жулики в Pokémon Go и даже автоугонщики, которые выводят из строя навигационную систему автомобиля. Все они создают непреднамеренные помехи в эфире.
Если с глушилками можно справиться, то от спуфинга не защищён никто. Даже европейская навигационная спутниковая система Galileo с системой аутентификации не может защитить от одного из самых продвинутых видов спуфинга, известного как meaconing, когда злоумышленник записывает спутниковый сигнал, а затем ретранслирует его с усилением или задержкой.
Эти проблемы распространяются по всему миру. Даже в США гражданская авиация страдает от помех или потери GPS-сигнала из-за военных учений местной армии. Например, за шесть месяцев 2017 года зарегистрировано 173 таких инцидента. При том, что в США глушилки GPS вне закона, в отличие от РФ (см. ниже).
▍ Отслеживание помех
Есть несколько сайтов, которые производят глобальный мониторинг помех GPS. Например, сервис GPSJam (запущен в июле 2022 года) обрабатывает информацию о сигналах ADS-B с самолётов. Частью ADS-B являются данные о силе сигнала GNSS на самолёте. Но это не даёт сведений о глушении на других частотах и о слабых глушилках, так что «зелёные» области на картах GPSJam вовсе не свободны от радиопомех.
Джамминг GPS также можно детектировать со спутника, такого как HawkEye 360, и он как раз отметил сильное увеличение количества помех в 2022 году, так же как и другой сервис спутникового мониторинга Aurora Insight (спутник Charlie).
▍ Геомагнитная навигация и другие альтернативы
В июне 2024 года компания SandboxAQ (CEO Эрик Шмидт, бывший гендиректор Google) представила навигационную систему AQNav, которую разрабатывала последние полтора года по контракту Direct-to-Phase-II Small Business Innovation Research от ВВС США. Система использует алгоритмы ИИ, квантовые сенсоры и магнитное поле земной коры для обеспечения геомагнитной (геофизической) навигации в реальном времени в отсутствие сигнала GPS.
Ключевой элемент AQNav — чувствительные квантовые магнитометры, которые и регистрируют характеристики магнитного поля. ИИ-алгоритмы сопоставляют рисунки земной коры с известными магнитными картами, что позволяет AQNav точно и быстро определять своё положение.
ИИ-алгоритмы используются для повышения соотношения сигнал/шум, что позволяет исключить механические, электрические или другие помехи, которые могут повлиять на способность системы точно определять местоположение. Это защищает AQNav от джамминга и спуфинга, считают в компании.
По состоянию на июнь AQNav испытывается на четырёх различных типах самолётов, сделано более 40 установок и зарегистрировано более 200 часов лётных испытаний, включая испытания ВВС, Boeing и Airbus Acubed.
Вероятно, подавить такую систему будет значительно труднее, чем GPS. Кроме того, её можно использовать под водой, куда не доходит сигнал со спутника.
Кроме геомагнитной, есть несколько разработок по атомным навигаторам, где в качестве акселерометров используются атомы. А в лондонском метро в этом году начали тестировать первый в мире квантовый акселерометр:
В стальном шкафу находится контейнер с несколькими миллиардами атомов рубидия и лазерная система, чтобы охладить установку до околонулевой по Кельвину температуры:
Российская компания Cognitive Pilot разработала систему навигации для трамваев Cognitive Navigation, способную игнорировать глушилки GPS-сигналов:
«Система навигации использует гироскоп для ориентации трамвая в пространстве, одометрический датчик, измеряющий пройденное расстояние через угол поворота колёс, а также схемы рельсовых путей».
В конце концов, можно вернуться к бумажным картам, они всегда будут работать как положено. К примеру, вот наручный свиток-навигатор Plus Four Wristlet Route Indicator образца 1927 года:
▍ Массовый спрос на глушилки в РФ
Удивительно, но в РФ до сих пор можно свободно купить и использовать глушилку GPS, которая позиционируется как средство противодействия БПЛА. Сегодня вообще нет документов, регламентирующих использование глушилок GPS для широкого круга пользователей.
Только в конце июля Государственная комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) рассмотрела проект решения, который запрещает свободную продажу глушилок, а требует получения разрешения на покупку.
В документе речь идёт о радиоблокираторах, работающих в полосах 1164–1300 МГц и 1559–1610 МГц, с мощностью, которая обеспечивает подавление на дистанциях свыше нескольких десятков и сотен метров:
«В нижнем диапазоне работают системы радионавигации, используемые военными и гражданскими самолётами, в верхнем — системы спутниковой навигации: американская GPS, российская ГЛОНАСС, китайская Beidou…
В диапазоне 1559–1610 МГц работают все мировые навигационные системы, которые в том числе используют беспилотные летательные аппараты и средства их подавления, отметил партнёр ComNews Research Леонид Коник.
«Эти средства продаются в интернете. Например, устройство ЛПД-801, способное подавить сигнал любой навигационной системы, а также систем управления беспилотниками в полосах 2,4 ГГц или 5,8 ГГц, можно купить за 900–970 тыс. рублей, а схожий «Дрон-1200» — за 160–170 тыс.», — приводит он примеры.
Люди и бизнес на фоне новостей о сбитых над российской территорией беспилотниках стали массово скупать такие устройства, отметил Леонид Коник. Не имея технической квалификации, они способны принести вред другим пользователям радиочастотного спектра — от аэропортов до спецслужб, полагает эксперт.
▍ Выводы
Таким образом, одной из причин массовых сбоев в работе GPS и других навигационных систем можно назвать массовое применение средств РЭБ в рамках электронных войн на государственном уровне, а также самими гражданами. От этого страдает население в окружающих регионах, где трудно пользоваться даже обычным GPS-навигатором. Спуфинг GPS также повышает риски в гражданской авиации.
По мнению экспертов, спуфинг выявил фундаментальный недостаток в авиационной электронике, которая основана на идее, что сигналам GPS можно доверять и они не нуждаются в проверке. Практика показывает, что это далеко от реальности. Что бы ни показывал спутниковый сигнал, доверять ему нельзя.
К счастью, технологии не стоят на месте и уже идёт работа над альтернативными способами навигации. Например, геомагнитная навигация ориентируется по магнитному полю земной коры, которое подменить будет гораздо сложнее, чем сигнал со спутника.
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
Комментарии (144)
Jury_78
12.08.2024 09:30+5систему навигации для трамваев
Им то это зачем?
aborouhin
12.08.2024 09:30+6Диспетчеру - видеть, все ли трамваи двигаются по расписанию. Пассажиру на остановке - когда придёт следующий трамвай...
HardWrMan
12.08.2024 09:30+8Т.е., сделать обычную систему контроля прохода по ветке пути через контрольные точки на столбах, например, это для них непосильно? Учитывая, что трамвайный интерком давно уже работает по питающей сети через ВЧ (по крайней мере у нас так) а стрелки автоматические - сами переключаются в зависимости от трамвая (выходящего вагоновожатого с ломиком для переключения стрелки я не видел с середины 90х). Опять же, в метро нет никакого GPS, а все поезда контроллируются на ура.
leon-mbs
12.08.2024 09:30+4В моемм в городе весь транспорт видно на сайте или специальном приложении ю у каждого трамвая трелейбкса и автобуса трансполндер или типа того). очень удобно - не торчишь на остановке а смотришь где он и как даигается по маршруту
qyix7z
12.08.2024 09:30+17очень удобно - не торчишь на остановке а смотришь где он и как даигается по маршруту
А еще очень удобно, когда пришел за минуту до требуемого времени на остановку, стоишь на пустой улице и смотришь в приложении, как твой автобус строго по расписанию проезжает мимо тебя (хотя в реальности улица как была пустой, так и остается) /s
В вашем городе еще такого нет? В моем уже есть.
geher
12.08.2024 09:30+2Транспорт передает координаты раз в несколько минут или даже реже. Остальное время положение пытаются вычислить. В результате транспорт на карте может прыгать вперед и назад на достаточно большое расстояние, и расчитывать, что он находится на указанном месте не приходится, можно даже видеть на карте подходящий к остановке транспорт, а в реальности уже уходящий от нее.
qyix7z
12.08.2024 09:30+1Транспорт передает координаты раз в несколько минут или даже реже. Остальное время положение пытаются вычислить.
Насколько я понимаю, в предельном случае транспорт стоит на конечной и передает координаты раз в час, остальное время система удачно вычисляет его на маршруте по расписанию.
AKudinov
12.08.2024 09:30Я своими глазами наблюдал, как исчезает целый трамвай. Вот табло на остановке показывает, что до трамвая осталось 3 минуты, 2, 1, 0... и пустота. Потом, строго по расписанию, приходит трамвай, который следовал за ожидаемым. Как трамвай-то смог сбежать?
Ни о каких единиц минут экстраполяции речь не идёт.geher
12.08.2024 09:30Ни о каких единиц минут экстраполяции речь не идёт
Наблюдал такое. Автобус торчит на конечной и через какой-то интервал передает свои координаты. Приложение периодически "отправляет" автобус на маршрут. Тот успевает "проехать" значительную часть маршрута, после чего "прыгает" на конечную. И так несколько раз.
corex14
12.08.2024 09:30В моём городе наоборот, бывает, автобуса в приложении нет, а по факту он едет.
qyix7z
12.08.2024 09:30Мне кажется это удобнее, чем когда есть и не едет. Особенно, если он по расписанию едет.
geher
12.08.2024 09:30Это часто бывает. Или агрегат от вибрации отваливается, или водитель по каким-то причинам отключает, например, чтобы конкуренты не видели.
avost
12.08.2024 09:30+11Т.е., сделать обычную систему контроля прохода по ветке пути через контрольные точки на столбах, например, это для них непосильно?
Наверняка, можно было даже живого нормировщика под каждый столб посадить, чтобы записывал проходящие трамваи в бумажный журнал и отзванивался по проводному телефону с дисковым номеронабирателем. Всё можно. Но, очевидно, что во времена, когда никто не предполагал репрессий против своего народа и гражданской инфраструктуры, было проще оснастить трамваи копеечными gps-gsm свистелками и развернуть совершенно стандартную систему мониторинга этого. Это же совершенно стандартное, недорогое и абсолютно адекватное решение для работы в нормальном мире. Никто не закладывается в таких системах на работу в условиях ядерного взрыва.
И даже когда противоестественно-сексуальнооринтированные tovarisch-и всё сломали, полагаю, оказалось проще и дешевле дополнить мобильные передатчики инерциальными модулями, чем городить контактный столбовой мониторинг с нуля и оснащать им сотни и тысячи столбов.Опять же, в метро нет никакого GPS, а все поезда контроллируются на ура.
Да не особо они контролируются вне станций. На станции счётчик сбрасывается автоматом, а на перегоне не особо ошибусь, если всё, что есть из навигации - это визуальные метки и светофоры для машиниста, а из мониторинга - голосовая связь этого машиниста с диспетчерской.
выходящего вагоновожатого с ломиком для переключения стрелки я не видел с середины 90х
Ну, а на моей "малой родине" наоборот - в 90е перешли на электрострелки, а сейчас опять ломик, а в трамвай и садиться страшно - пару лет назад был там, когда ехал в трамвае, из него пошёл дым, вышла вагоновожатая, открыла лючок в полу, откинула кресло с ящиком доя песка, покидала в люк песка и мы поехали дальше. Я офигел, но остальные пассажиры даже не моргнули. Когда это повторилось в другом трамвае, я понял, что это уже норм. Зато эти трамваи оснащены телевизорами с яркой рекламой, чтобы жизнь не казалась пассажирам слишком беспросветной. Gps модули там, наверняка, тоже есть и вполне нормально фунциклируют - до тех мест царёк не доезжает и глушить там нет смысла.
Это, кстати, ещё одна причина почему так - встроить гпс в инфотабло и оснастить ими трамваи существенно проще, чем договориться с этой трамвайно-железнодорожной шоблой о развёртывании чего-то железного на их внешней инфраструктуре. В том же моём городке вопрос согласования расширения жд переезда до двух полос занял три десятилетия...HardWrMan
12.08.2024 09:30+5Но, очевидно, что во времена, когда никто не предполагал репрессий против своего народа и гражданской инфраструктуры, было проще оснастить трамваи копеечными gps-gsm свистелками и развернуть совершенно стандартную систему мониторинга этого.
И даже в такой ветке надо приплести политику, да? Хотя верно, подобная схема обычна для распила бюджетов, что мы и наблюдали в чехарде наклеивания шильдиков в последние 10-15 лет.
Да не особо они контролируются вне станций. На станции счётчик сбрасывается автоматом, а на перегоне не особо ошибусь, если всё, что есть из навигации - это визуальные метки и светофоры для машиниста, а из мониторинга - голосовая связь этого машиниста с диспетчерской.
У меня другая информация, взятая из яндекса:
Как работает табло обратного отсчета времени до прибытия поезда на БКЛ??
Положение состава отслеживается через рельсовые цепи
Данные передаются в Единую систему диспетчеризации
Информация поступает в автосистему расчета времени — вычисляется и меняется среднее время прохождения поезда по перегонам
На участке «Савеловская» – «Хорошевская», откуда составы уезжают по 2 направлениям, время рассчитывается на основании расписания поездов
Еще на станциях с вилочным движением на табло показано время до прибытия сразу 2 поездов — которые едут по основному кругу БКЛ и по ответвлению до «Делового центра».
Т.е., всё немного сложнее, чем вы описали, верно?
Ну, а на моей "малой родине" наоборот - в 90е перешли на электрострелки, а сейчас опять ломик, а в трамвай и садиться страшно
Ну, если брать, например, Омск то там тоже всё печально, а 70% путей давно тупо закатаны асфальтом сверху. А вот у нас городок небольшой и трамвайное хозяйство развивается и поддерживается. Есть как старые, который Усть-катаевские, такие при СССР ходили ещё, но их поддерживают в хорошем состоянии, так и новые, как Усть-катаевские так и белорусские, вроде, ENRC завозило. А таких ужасов, как у вас, я даже в 90е не помню, 1 раз сходил с рельсов на главной улице - громкое дело было помню.
Hidden text
sim31r
12.08.2024 09:3070% путей давно тупо закатаны асфальтом сверху
Наверное это неизбежно. Трамвай не просто вид транспорта и разновидность автобуса, это выделенная полоса и планировка всего города должна это учитывать. В идеале минимум пересечений с дорогой для скоростного трамвая, отдельные развязки. Мне кажется в городе Старый Оскол так сделано, был проездом, выглядит хорошо система. Такая система должна централизованно планироваться, а не стихийно "рыночно", когда бизнес может пробить строительство дома посреди трамвайной линии в ходе уплотнительной застройки, а пути кое-как перенесут создавая конфликты с дорожным полотном и тротуарами. И обратно ошибки планирования не откатить, дом не снести просто так.
Из плюсов трамвая кстати отсутствие резиновой канцерогенной пыли от колес, которую и тяжелые электромобили будут в воздух поднимать.
выяснилось, что 60% всех загрязняющий веществ в городах — это пыль от истирающихся шин. С колеса легкового автомобиля 15-го диаметра за 50 000 км эксплуатации сходит в среднем около 1,86 кг мельчайшей резиновой крошки. А с колеса УАЗа — до 4 кг.
... А все из-за милых веществ под общим названием N-нитрозамины. Эти канцерогены содержатся в маслах, используемых при производстве резины. Содержание N-нитрозаминов в воздухе около автомобильных трасс превышает предельно допустимые концентрации в разы.
mivlad
12.08.2024 09:30С колеса легкового автомобиля 15-го диаметра за 50 000 км эксплуатации сходит в среднем около 1,86 кг мельчайшей резиновой крошки. А с колеса УАЗа — до 4 кг.
Это странно, казалось бы, большое колесо должно медленнее изнашиваться. Кроме того, главный фактор износа — (частичное) проскальзывание при разгонах, торможениях и поворотах на скорости, чем УАЗ, в общем-то, не блещет.
ksbes
12.08.2024 09:30Главный фактор износа - нагрузка и степень деформации. Чем УАЗ (по сравнению с легковушкой) как раз блещет (особенно в последнем - ввиду высокого профиля).
mivlad
12.08.2024 09:30+1Более высокий профиль не приводит к большей деформации. А вот меньший диаметр колеса приводит. Посмотрите статью по ссылке выше, там много любопытных формул.
Wesha
12.08.2024 09:30Эти канцерогены содержатся в маслах, используемых при производстве резины. Содержание N-нитрозаминов в воздухе около автомобильных трасс превышает предельно допустимые концентрации в разы
...потому-то мы и видим, как водители-дальнобойщики, проводящие значительную часть жизни на этих самых трассах, мрут от рака как мухи. Видим же? (Падме.жпг)
sim31r
12.08.2024 09:30Да, дальнобойщики очень опасная статистика, там правда ДТП, сердечнососудистые и язвы всякие перебивают статистику по раку, но и он у них есть статистически, вот собственно оно и есть:
Загадочная опухоль
До сих пор у учёных нет однозначного понимания, почему у человека появляется злокачественная опухоль мочевого пузыря. Однако известны факторы риска, которые в значительной степени способствуют её развитию.
Среди причин могут быть папилломавирусная инфекция, работа в химической промышленности, например, когда в производстве используется анилиновый краситель.
Часто с этим заболеванием сталкиваются дальнобойщики и другие водители, которые по роду своей профессии не всегда могут вовремя опорожнить мочевой пузырь. Они длительное время находятся в пути с полным мочевым пузырем, а в это время возможные канцерогены в моче воздействуют на слизистую. Профессия водителя связана с горюче-смазочными материалами. Вредные вещества могут попадать в организм через дыхание, кожу и в конечном итоге выводятся с мочой, оказывая влияние на слизистую мочевого пузыря.Wesha
12.08.2024 09:30Логично, однако с другой стороны вторым фактором, как правильно отмечено, является (вынужденная) проблема с мочеиспусканием? В том смысле, что, возможно, если бы они вовремя опрожнялись, то статистика упала бы обратно?
Но хорошо, "дальнобойщики" — это только одна профессия, представители которой постоянно толкутся в зоне превышения ПДК. Кто у нас ещё там? Предположу, что водители автобусов (но тут та же самая проблема с опорожнением) и, наверное, таксисты, у которых эта проблема должна быть менее выражена — уж они-то могут отливать гораздо чаще.
sim31r
12.08.2024 09:30Есть более общая статистика, но и тут может влиять просто выхлоп автомобилей, шум, обычная пыль
Британские ученые проанализировали состояние здоровья людей, проживающих в условиях высокой загрязненности воздуха, по 13 показателям и затем сравнили полученные результаты со средними показателями по региону. У детей, проживающих вблизи оживленных трасс, было выявлено замедленное развитие легких: на 14% — в Оксфорде, 13% — в Лондоне, 8% — в Бирмингеме, 5% — в Ливерпуле, 3% — в Ноттингеме и 4% — в Саутгемптоне. Также выяснилось, что у людей, живущих в радиусе 50 м от крупной трассы, на 10% выше риск развития рака легких. Исследование проводилось в 13 городах Великобритании и Польши.
Ученые уверены, что, если бы содержание вредных примесей в воздухе снизилось хотя бы на пятую часть, это серьезно бы снизило заболеваемость бронхитом среди детей.
avost
12.08.2024 09:30+1И даже в такой ветке надо приплести политику, да?
В ветке, обсуждающей способы мониторинга взамен тех, которые siloviki сделали невозможными к использованию, в комментариях к статье, в которой описан способ обхода блокировки silovikami гражданской инфраструктуры нельзя упоминать эту блокировку? Серьёзно? А про что ещё вы мне тут запретили говорить? Про "иноагентский" GPS тоже нельзя упоминать? А вы в курсе, что и интернет изобрели ненавистные вам "враги"? Тфу.
Хотя верно, подобная схема обычна для распила бюджетов, что мы и наблюдали в чехарде наклеивания шильдиков в последние 10-15 лет.
"подобная схема" обычна и широко используется во всём мире. И только исконно-посконные считают её распилом. А ваша православная-столбовая (без шильдиков и на радиолампах) хоть где-то у вас заработала, а? Не сомневаюсь, что многократно "внедрялась" зато. Вот это и есть распил.
Кстати, во многих местах система отслеживания вообще не трамвайщиками делалась и не им принадлежит - у них и денег нету и мониторинг этот не особо нужен. Так что "распил" тут вообще даже за уши не притянуть. Мониторинг трамвайщикам нужен лишь в нескольких местах, где, вот эти, автономные трамваи пытаются заставить ездить.Т.е., всё немного сложнее, чем вы описали, верно?
Неверно. Вы практически слово в слово повторили то что я написал.
Факт нахождения состава на станции автоматически считывается через рельсовые цепи и сбрасывет таймер (добавлю сюда светофоры - перед ними тоже устанавливают рельсовые контактные системы)
2 и 3. Прохождение перегонов оценивается либо по среднему, либо вообще по расписанию.
Просто интересно, что вы доказать-то этим хотели? :)
таких ужасов, как у вас, я даже в 90е не помню,
В 90-е как раз в основном трамваем пользовался и ситуация была многократно лучше.
kisaa
12.08.2024 09:30на перегоне не особо ошибусь, если всё, что есть из навигации - это визуальные метки и светофоры для машиниста
Светофоры для машиниста - блок-участки для диспетчера. Диспетчер видит состояние каждого блок-участка (их длина в метро, емнип, порядка 100-150 метров, так что точность приемлемая).
konst90
12.08.2024 09:30+2Банально для унификации. Чтобы поставить одну систему на автобусы, трамваи и троллейбусы.
gres_84
12.08.2024 09:30Так и есть. Как минимум в Москве и Питере системами оплаты и управления наземным транспортом занимаются одни и те же подрядчики что на автобусах, что на трамваях. Дешевле перенести и поддерживать автобусное решение, чем городить новое.
Dr_Faksov
12.08.2024 09:30Вообще-то стрелку переводит сам трамвай. В зависимости от того, проехал от точку переключения с включённым или выключенным мотором. А вагоновожатыи с ломиком - плохой вагоновожатыи, который прощёлкал точку переключения.
Javian
12.08.2024 09:30+1В Евпатории с 2006 года автоматическую стрелку не чинят :)
1 января 2005 года в связи с неисправностью автоматической стрелки маршрут № 3, следовавший от железнодорожного вокзала, укорочен до гостиницы «Украина».
Вторая стрелка сломалась чуть позже и тоже до сих пор не работает:
Мойнаки? Стрелку на Лимане таки починили впервые за 12 лет?
"Стабильность". Я как не приеду туда - стараюсь попасть к этим стрелкам "вдруг отремонтировали" :)
HardWrMan
12.08.2024 09:30Кстати да, я помню тот короткий момент в начале 90х, когда вагоноважатый дёргал за трос пантографа при подъезжании к стрелке. Однако, у нас почти все стрелки находятся рядом с остановкой а там рядом столб и эту неудобную схему сначала заменили на схему с магнитной антенной а в итоге всё развилось до отдельного устройства, о чём я написал ниже.
AKudinov
12.08.2024 09:30+2Есть ещё куча причин, по которым может не сработать стрелка. Вода/грязь/снег, попавшие в стрелочный перевод, и т.п.
A_Green
12.08.2024 09:30Они не переключают, а ДОВКЛЮЧАЮТ стрелку. Часто наблюдаю на старых стрелках, привод в одну сторону не может включить.
morijndael
12.08.2024 09:30ЕМНИП, это часть проекта беспилотного трамвая
HardWrMan
12.08.2024 09:30Я считаю, что как и в случае с поездами, трамвай едет только по рельсам, при этом он очень тяжёлый и ошибка "пилотирования" будет более жестокая, чем у автобуса. Вставший по середине переезда трамвай заблокирует движение по всем направлениям, а если наедет на преграждающую машину то раздавит её. И при реальной возможности точного локального контроля позиции подвижного состава полагаться на сторонний сервис да ещё и чужого государства (второй параметр не обязательно критичен) как минимум глупо.
geher
12.08.2024 09:30а если наедет на преграждающую машину то раздавит её
Не раздавит. Только помнет и отбросит. Может и сам сойти с рельсов.
HardWrMan
12.08.2024 09:30+2Ну не знаю. Насколько фото под спойлером соответствует вашему "просто помнёт и отбросит" по вашему мнению?
Hidden text
geher
12.08.2024 09:30+3Интересное кино. У этих трамваев будто специально спереди вырез для подминания препятствия под трамвай.
HardWrMan
12.08.2024 09:30+1И это там ещё есть слабенький путеочиститель. Не знаю, что он может сбросить, мелкие камешки, на которые трамваю пофиг?
Кстати, вот яркий пример колхозинга для автоматизации подвижного состава старого образца:
Вон тот бублик сверху. Это обычная магнитная антенная. У нас оно как было: сначала в нескольких местах города были установленный такие одноместные будочки, где сидел человек с постоянной надёжной связью с трамвайным управлением. Будочки ставились в узлах и перекрёстках, где несколько веток пересекаются. А на трамваях были такие антенны и когда они проходили в относительной близости (по сути - пересекали перекрёсток) сигнал передавался в будочку. Потом я заметил, что будочки убрали - это же человек нужен там, а ему нужен туалет и еда - а на некоторых столбах на перекрёстках установлены подобные антенны поменьше. А теперь у них в кабине вагонвожатого стоит какое-то устройство, с виду самопальное, но везде одинаковое - явная серия, хоть и маленькая - куда вставляется SD карта, есть двухстрочный экран 1602, пара кнопочек и лампочек и подключена система оповещения в вагоне + микрофон, в который может при необходимости говорить вагонвожатый. И я так понимаю, что на SD записан маршрут, который выдают при выходе вагона на маршрут и он катается. Интересно то, эта шайтан-коробка на двух языках объявляет остановку, объявляет закрытие дверей, объявляет следующую остановку, при этом вагонвожатый на неё ничего не нажимает, только управляет собственно трамваем. Но оно точно определяет остановки и точно не использует GPS потому что на одном маршруте помню что объявления сбились на 2 остановки, хотя последовательность воспроизводили правильно. Видимо, для исключения подобных случаев есть функционал синхронизации маршрута, но только на конечных остановках.
Ах да, с появлением этих шайтан-коробок все антенны со старых составов убрали. А так же я несколько раз был очевидцем, что вагонвожатый вёл двухстороннюю беседу с диспетчером через тот же микрофон из шайтан-коробки и динамик внутри коробки, оповещение в салон при этом было отключено.
Wesha
12.08.2024 09:30Насколько фото под спойлером соответствует вашему "просто помнёт и отбросит" по вашему мнению?
Неслабо так посоны тачилу занизили!
domix32
12.08.2024 09:30Спуфинг GPS также повышает риски в гражданской авиации.
Интересно, насколько он у нас в принципе развит. Дроны вроде к этому не относятся или да? В любом случае сейчас их запуск без разрешения по идее запрещён.
опять я некрокомменчу из-за этих ваших референсов.
QwertyOFF
12.08.2024 09:30Неожиданно, но в МО можно легально запускать БПЛА. Летающие там грустят без навигационных режимов и возврата домой
Karlson_rwa
12.08.2024 09:30+3в МО можно легально запускать БПЛА
Где?
QwertyOFF
12.08.2024 09:30+1Посмотрите в приложении небосвод карту, там и заявку подать можно. Я оттуда где летать нельзя, поэтому с процедурой не знаком. Но коллеги из Подмосковья вполне получают разрешения на полеты.
domix32
12.08.2024 09:30+2Собственно я и сказал "без разрешения". До СВО дрон можно было запускать много где в Мск, а в МО так и вовсе почти где угодно без дополнительных разренений. Сейчас же, ввиду особого режима и взведённого ПВО, за самовольный запуск вполне могут и посадить. Ну а пилотируемая авиация вроде и без этого требует некоторого согласования с ближайшей башней.
Zenitchik
12.08.2024 09:30+1Просто сквозь пальцы смотрели. По закону - можно было в парке играться, не выше деревьев. Или вдали от нас.пунктов, где падать не на кого.
CitizenOfDreams
12.08.2024 09:30ИМХО летательным аппаратам может помочь физическая блокировка сигналов из нижней полусферы
Я не представляю себе антенну с такой диаграммой направленности. Даже у параболической антенны метрового диаметра соотношение front-to-back на частотах GPS будет в районе 30-35dB, что явно недостаточно для подавления мощной местной помехи.
Wizard_of_light
12.08.2024 09:30Парабола слишком направленная, я думал скорее о каком-нибудь штыре-полудиполе лямбда/4, который снизу каким-нибудь проводящим листом подпёрт. Или несколько полудиполей в чём-нибудь типа чашки, у которой выпуклая сторона к земле.
CitizenOfDreams
12.08.2024 09:30Парабола слишком направленная, я думал скорее о каком-нибудь штыре-полудиполе лямбда/4, который снизу каким-нибудь проводящим листом подпёрт.
Ну так параболическая антенна примерно и есть штырь, подпертый проводящей тарелкой. И все равно сигнал с противоположной стороны тарелки ослабляется недостаточно.
QwertyOFF
12.08.2024 09:30Чуть проще, приемник gps складывают в ванну из меди, закрывая ему сигналы снизу-сбоку. Говорят работает, но не панацея
DvoiNic
12.08.2024 09:30+1Делают "решетку" из 8 антенн, уже значительно ослабляя сигнал с нижней полусферы.
Un_ka
12.08.2024 09:30Существует антенны с контролируемой диаграммой направленности (CRPA). Их применяют в основном военные. В авиации помимо удобных в использовании спутниковых систем есть радиомаяки.
leon-mbs
12.08.2024 09:30+2Прикольно когда воздушная тревога - GPS показывает что находишся почреди пруда за городом
Zenitchik
12.08.2024 09:30Оборудование для джамминга и спуфинга GPS сейчас общедоступно.
А за это разве не сажают? Гражданским, как я слышал, совсем вообще нельзя ставить помехи в эфире.
vadimk91
12.08.2024 09:30Ну если помехой заинтересуется ГРЧЦ - тогда точно скажут, что за это будет. А покупать видимо можно, пока никому не помешал ("неуловимый Джо")
Aelliari
12.08.2024 09:30+1А аппаратные платформы SDR уже запрещены? Я вон, ads-b слушаю, какие ко мне ещё вопросы? А то что моя sdr-ка может и на излучение - так это дело десятое. И все
До тех пор пока регулятор не словил тебя за руку за спуфинг gps.
Более тупые железки можно тоже купить относительно свободно, правда если не повезёт - таможня ими заинтересуется. Если повезёт - тогда на свой страх и риск, в надежде что регулятор за руку не поймает
Zenitchik
12.08.2024 09:30А аппаратные платформы SDR уже запрещены?
Туристические рации тоже не запрещены. Помехи физически можно ставить с помощью любого передатчика. Но юридически - нельзя.
Javian
12.08.2024 09:30Населению мешает только не работающие карты в телефоне - в Яндекс Картах и так порядка не было с общественным транспортом, а с подменной GPS там ничего нет.
cahbeua
12.08.2024 09:30+1Казалось что самолётам больше мешают ракеты которые в них прилетают в зонах глушения ЖПС сигнала, но раз есть более страшные вещи то ок...
dimaaannn
12.08.2024 09:30Что самое интересное, все технологии противодействия подделке сигналов давным давно изобретены.
Почти невозможно подделать SSL сертификат, подтверждающий что ты заходишь по корректному доменному имени. И уж точно не получится "записать" ответ от сервера, и выдать его за настоящий из за банального таймстампа в ответе.
Почему нельзя это сделать с GPS сигналом? Полагаю что можно, и без особых проблем. Просто по какой то причине этого не делают на текущий момент.
Zenitchik
12.08.2024 09:30+4Почему нельзя это сделать с GPS сигналом?
Потому что размер сигнала экономят. А защита до недавнего времени не требовалась.
venanen
12.08.2024 09:30+11Просто по какой то причине этого не делают на текущий момент.
По причине того, что SSL сертификат работает после обмена ключей (TSL handshake). GPS не обменивается ключами, работает в одну сторону, сверху вниз. Если его подписать - ключ все равно будет общий, т.к. каждому отдельный ключ не выдать.
Вторая причина: GPS очень, очень требователен к времени отправки сигнала. Если сигнал притормозит на миллисекунды, которые потребуются для шифровки и дешифровки сигнала - точность исчезнет совсем.
Третья причина: те данные, которые спутник отдает записаны в спутнике. Будем летать к каждому спутнику и перепрошивать (если это вообще возможно)?
Четвертая причина: полная обратная несовместимость. Миллиарды устройств перестанут работать с GPS, если протокол измениться. Вещать сразу в старом и новом формате, скорее всего, невозможно.
Пятая причина, и самая важная: а зачем? Ради чего? Ну, конфликты, ну глушат. Конфликт пройдет, глушить перестанут. А на такие действия нужно очень много денег, чтобы в итоге такси лучше на карте видно было? А военным не нужно это, у них свои системы.
Wizard_of_light
12.08.2024 09:30+7Почти невозможно подделать SSL сертификат, подтверждающий что ты заходишь по корректному доменному имени. И уж точно не получится "записать" ответ от сервера, и выдать его за настоящий из за банального таймстампа в ответе.
А теперь учитываем, что передача данных односторонняя. И даже таймстамп включить не получится - реципиент не знает, насколько точно его время, и синхронизирует его по данным из самого сигнала. "Удачи, Гарри!" (с).
XDred
12.08.2024 09:30+3Почему нельзя это сделать с GPS сигналом? Полагаю что можно, и без особых проблем.
Уже есть:
Для военных пользователей дополнительно доступны сигналы в диапазонах L1/L2, модулированные помехоустойчивым криптоустойчивым P(Y)-кодом (модуляция BPSK (10)). Начиная с аппаратов IIR-M введён в эксплуатацию новый М-код (используется модуляция BOC (10, 5)). Использование М-кода позволяет обеспечить функционирование системы в рамках концепции Navwar (навигационная война). М-код передается на существующих частотах L1 и L2. Данный сигнал обладает повышенной помехоустойчивостью, и его достаточно для определения точных координат (в случае с P-кодом было необходимо получение и кода C/A). Ещё одной особенностью M-кода станет возможность его передачи для конкретной области диаметром в несколько сотен километров, где мощность сигнала будет выше на 20 децибел. Обычный сигнал М уже доступен в спутниках IIR-M, а узконаправленный будет доступен только при помощи спутников GPS-III. (Википедия)
ogost
12.08.2024 09:30Я может щас глупость сморожу, но толку от SSL если сам канал весь в помехах? НЯЗ зачастую сигнал GPS ниже фонового шума, и чтобы вычленить его оттуда требуется нехилая такая математика с физикой.
vikarti
12.08.2024 09:30Это не спасет от replay-атак (с SSL - клиент общается с сервером, c GNSS системами - клиент слушает спутники). И не спасет от того что один раз расковыряем приемник и привет - у нас доступ к ключу (с сервером то общения нет). А желание расковырять - будет. Именно поэтому в том числе - военные приемники ТАК берегут.
Это никак не поможет с помехами.
Нужно обновлять все железо.
Смотрим кто именно имеет GNSS-созвездия (из полноценных то сейчас - GPS NavStar, ГЛОНАСС, Beidu, Galileo) и кто - занимается глушением и спуфингом и зачем. Выгодным становится положить глушением все не свое а со своим - развлекаться как удобно (например на мотив как со спутниковым ТВ доступ CAM-картами ограничивают). В пределе - вообще забивать чужие созвездия стационарными глушилками на своей территории а свои - см выше.
Что делать если мы видим 2 из 4-х созвездий GNSS и все 2 - показывают разные данные (потому что глушилка - от разработчиков одного из созвездий и к ключу доступ есть). Разрешаем только приемники которые используют свою систему
У военных - уже есть, но вот как быть не военным?
Слишком хорошо работающие приемники на условно-гражданских системах (которые по факту в военных целях используются но военных приемников НЕ имеют) которые нельзя заспуфить и заглушить - приведут либо к тому что в цели которые считаются эквивалентными властями тех стран куда летят "условно гражданские" системы - полетит такая же ответка, от "неизвестных", даже если они вообще странах. Ну и становится выгодным прямо заявить что вашу систему в военных целях используют, или пусть не используют или может что-то случится с ней. Невозможно? nerd harder.
Format-X22
12.08.2024 09:30+2Живу на Кипре, но судя по GPS я 50% времени обитаю на взлетной полосе аэропорта Бейрута, иногда посещаю центр Каира, а пару дней назад бывал в Атлантическом океане у Африки. Очень и очень жизненная проблема последние полгода.
siealex
12.08.2024 09:30+3Харьков - постоянно спюфят во время воздушной тревоги (и не только) ‐ или вообще не ловит, или показывает в одну точку за пределами города. А с апреля этого года и Глонасс с Бейдоу начали глушить.
JediPhilosopher
12.08.2024 09:30+3Летаю на параплане, стало грустно с GPS.
В Ленобласти глушат над Таллинским шоссе. А в последние недели и до нашего поля под Волосово добрались.
В Пятигорске глушили так, что пришлось отменять запланированный тут Кубок России.
Для нас GPS это во-первых всякие помогайки в полете (например, вычисление скорости ветра). А во-вторых запись треков, по которым потом судят соревнования. Сама навигация нам не так критична, с воздуха можно сориентироваться и по неинтерактивной карте, это даже интересно. А вот без электронных помощников бывает сложнее летать и восходящие потоки искать.
Wesha
12.08.2024 09:30+3Летаю на параплане, стало грустно с GPS.
Придётся учиться летать по карте. Ну, как в прошлые 80 лет.
Cerberuser
12.08.2024 09:30+1Придётся учиться летать по карте.
Сама навигация нам не так критична, с воздуха можно сориентироваться и по неинтерактивной карте, это даже интересно.
Is this intentional?
Abwindzentrierer
12.08.2024 09:30+5Как проводили соревнования в доGPSовую эпоху: все летали с плёночными фотоаппаратами. Задача была пролететь над поворотными точками, и сфотографировать их из воздуха с определённого ракурса. На посадке стояла фотолаборатория, которая быстро проявляла и печатала фотографии. По фотографиям проверяли, пролетел ли пилот заявленный маршрут через поворотные точки, или нет.
Есть старое видео про чемпионат 1991 года - там коротко показано, как судили подобные соревнования без igc-файлов :)
https://youtu.be/maZX-fC4RIw?si=CYzPjK5vDXlpQqGS&t=404
А в заочных соревнованиях на дальность полёта надо было после посадки найти какого-нибудь свидетеля приземления, взять его контакты и попросить подписать "маршрутный лист", подтверждающий, что пилот приземлился именно в том месте, где приземлился.j_larkin
12.08.2024 09:30Т.е. вы не видите проблем в откате к старым способам, из-за текущей, как сказал один поехавший, "ситуации"?
Abwindzentrierer
12.08.2024 09:30+1Своим сообщением ни в коем случае не хотел обесценивать проблемы, с которыми сталкиваются люди. Мой комментарий носит исключительно информационный характер немножко не по теме топика.
HardWrMan
12.08.2024 09:30+4Старые способы тоже можно проапгрейдить: сейчас любой спортсмен может нацепить на голову GoPro и пролететь маршрут единым кадром. В 4К. Судьи посмотрят ключевые моменты а тебе останется клёвое кино пролёта. Уверен, что сейчас многие и так летают с камерами для себя.
JediPhilosopher
12.08.2024 09:30У GoPro батареи и типичной флешки хватает на час записи, а соревновательный полет по задаче может быть и 3-4 часа. Даже с внешним аккумулятором гоупроха скорее всего просто перегреется и сдохнет.
По факту проблемы пока не такие серьезные, соревнования пока проводятся. Даже в Ленобласти. Хотя один таск вот отлетали с фотофиксацией, как выше предлагали.
Zenitchik
12.08.2024 09:30Я использую не ГоПро, а копеечную экшен-камеру (Дигма, кажется). Всегда с питанием от аккума по USB (встроенный аккум - говно). И в каждом водном походе она стоит на носу лодки и пишет как раз примерно 4 часа почти без перерывов (периодически перезапускаю, а то вдруг глюкнет) - выходит около 16 гигов (пишу на 32 гиговую карту).
Аккум - страйкбольный, переходник на USB - обычный пятивольтовый с Али.
Wesha
12.08.2024 09:30+2А что делать в случае, если вероятный противник выведет на орбиту вагон щебёнки? Складывать лапки и медленно ползти на кладбище? Или всё-таки лучше вспомнить достижения древней цивилизации?
JediPhilosopher
12.08.2024 09:30+1Ну вот так потихоньку и приходится. В Ленобласти в мае на соревах один таск такой был, с фотофиксацией. В Московской области вроде уже целые соревнования так проводили. Но в целом пока еще достаточно регионов где можно соревноваться с GPS. Да и я в Пятигорске на днях полетал и проблем не ощущал, они видимо не постоянно глушат.
dsprts
12.08.2024 09:30+3Государство постоянно палки в колеса сует. По три четыре раза приходится на объект гонять чтобы геодезические координаты снять для межевого плана
Wesha
12.08.2024 09:30+1геодезические координаты снять для межевого плана
Теодолит, нивелир? Да не, ерунда какая!
Zenitchik
12.08.2024 09:30+5Так геодезические знаки не везде сохранились... Уже лет 20 как все на спутник перешли.
Wizard_of_light
12.08.2024 09:30+3Теодолит, нивелир?
И пара километров через лес от ближайшего сохранившегося репера, муахаха. И ещё пять до второго, через второй лес, реку и болото, для проверки привязки! Не, всё-таки до появления спутниковой навигации прикладная геодезия была ночным кошмаром.
mayorovp
12.08.2024 09:30+1Список неполон без охранника, который не пускает к точке без пропуска, а также вандалов, которые зачем-то перетащили точку на пять метров в сторону.
dsprts
12.08.2024 09:30+1Одному не реально. Плюс искать тахеометр где то. В городе есть только у одной фирмы и то там геодез постоянно в запое. Кстати буквально 500м оттуда я смог поработать. Правда за шумовым забором ЖД это. А тут берег водохранилища
Wesha
12.08.2024 09:30Одному не реально.
Микроминиатюризация? Не вижу причин, по которым здоровенный жбан начала 1980-х невозможно ужать до банки газировки.
Wizard_of_light
12.08.2024 09:30+2Второй рейку держит. Жбан (теодолит или тахеометр), кстати, примерно таким же по размеру и остался, несмотря на весь прогресс. Принцип - чтобы можно было посмотреть глазом и покрутить ручками, если автоматика накроется, в итоге получается примерно тот же формфактор - габариты оптики такие же, потому что от параметров глаза пляшут, а габарит обвязки в основном определяется необходимостью обеспечения поворота оптики и удобством кручения руками. Единственная радость - оно уже не чугуниевое, так что немного полегче. А по цене так вообще как чугуниевый. Причем если с полной автоматикой - то как чугуниевый мост.
Wesha
12.08.2024 09:30если автоматика накроется,
...возьмём ДВЕ банки! (одну — в левый карман, другую — в правый).
А по цене так вообще как чугуниевый.
Первые сотовые тоже примерно так стоили. Есть такое слово — эффект масштаба.
Wizard_of_light
12.08.2024 09:30Так этот эффект масштаба и уронил цену ГНСС-решений, а тахеометр слишком уж нишевый инструмент. Если только лидары автопилотов разовьются до нужной точности...
Wesha
12.08.2024 09:30Так текущие события в мире могут уронить и спутниковую группировку, и придётся опят по пачке "Беломора" летать.
Shluzzz
12.08.2024 09:30+3Большая печаль с глушением. В геодезии - так это прям конкретный шаг назад. Там, гдн задачи просто и быстро решались с ГНСС-оборудованием, теперь нужно проводить трудоёмкие наземные измерения.
pavelsc
12.08.2024 09:30Мне, как энтузиасту-любителю с парой сотней долларов, сразу захотелось заспуфить GPS, чтоб затроллить Яндекс такси, и они не могли найти мой дом )
Zenitchik
12.08.2024 09:30+2А толку тебе с этого? Ну встанет такси у чёрта на рогах и скажет, что приехал, бесплатного ожидания сколько-то минут.
CitizenOfDreams
12.08.2024 09:30+2Ну встанет такси у чёрта на рогах и скажет, что приехал
Особо умные таксисты и без глушилок так делали, когда им не нравился заказ.
Ilya_JOATMON
12.08.2024 09:30+1Нефтезавод в москве в капотне сделает это за вас. Проезжая мимо него обнаружил себя в навигаторе на другом конце москвы. Как работает яндекс-такси в ближайших к нему районах ХЗ, но машины такси там ездят.
Javian
12.08.2024 09:30В некоторых телефонах можно в настройках переключить с Точного (GPS), на позиционирование по WiFi и Мобильным вышкам, что требует интернет на устройстве.
Didimus
12.08.2024 09:30А есть примеры, что если не глушить, случается что-то плохое?
Javian
12.08.2024 09:30+1В ТГ на украинских каналов примеры. Отечественные СМИ о таком не пишут.
Didimus
12.08.2024 09:30А глушение gps мешает? Как мы видим, нет. Зато гражданские не могут вовремя укрыться или уехать без навигации
HardWrMan
12.08.2024 09:30+5Зато гражданские не могут вовремя укрыться или уехать без навигации
Вот и настало время, когда гражданские не могут никуда уехать без подсказки навигатора...
Javian
12.08.2024 09:30+1Окраина убогого села. По грязной улице ползет большой, сверкающий огнями городской джип.
Проезжает последний покосившийся дом, упирается в упавший забор, за которым овраг, и замирает.
Две старушки в фуфайках поодаль:Семеновна, гляди, еще одни с навигатором.
Глушение очень даже мешает. HIMARS теряет сверхточность GPS, и долетает с меньшей точностью (навигационный блок Universal Positioning Navigation Unit (PNU) обеспечивает навигацию для HIMARS: GPS, инерциальную навигацию и одометр ).
Ну а мелкие пластиковые дроны такого не умеют и промахиваются значительно.Wesha
12.08.2024 09:30HIMARS теряет сверхточность GPS, и долетает с меньшей точностью
(характерным жестом поправляя очки на переносице): Никогда не знал, что колёсная усковая установка ещё и летать умеет!
vikarti
12.08.2024 09:30+2Украинскими каналами примеров хватает - другое дело что там не особо поможет потому что туда летает два разных класса оборудования:
тот против которое глушение и спуфинг может помочь потому что приемник гражданский, инерциалка если есть то кривая, управление как минимум иногда - вообще по 4G(!) ...но по сути это мишени для ПВО, которые могут причинить все же ущерб и поэтому - сбивать надо но вот только - ракеты ПВО могут быть дороже чем цель. Ну и - запросто может прилетить не туда если глушить.
-
тот против которого глушение и спуфинг не особо поможет - приемники все равное военные, есть инерциальное наведение и прочие хитрости, ах да - еще и сбить...проблемно очень. Глушить толку особо нет, максимум - точность упадет (и то не факт), надо сбивать, с чем проблемы. Если прилетает по объекту - его как минимум в ремонт надолго,
Российские сми пишут. Правда часто в контексте что удалось предотвратить. Те моменты про закрытие аэропортов. Ну и иногда - про прилеты успешные, той техники против которой глушение не особо помогает.
Javian
12.08.2024 09:30Тем не менее инерциальная стала применятся и на мелких дронах (Взлетный вес: 5 кг)
полетный контроллер БПЛА Лелека-100.
***
Сам контроллер умеет определять подавление ГНСС и переходить на инерциальную систему.
>Российские сми пишут. Правда часто в контексте что удалось предотвратитьЛибо невозможно спрятать последствия - противник начинает распространять спутниковые фото "До и ПОСЛЕ" и надо через несколько дней как-то нивелировать медиаэффект.
APh
12.08.2024 09:30+2Если не глушить, то высокоточные боеприпасы попадают в цели с известными координатами. Удивительно! Не так ли?
APh
12.08.2024 09:30+1геомагнитная навигация ориентируется по магнитному полю земной коры
Представляю, как автор удивится, что магнитное поле образуется внешним жидким ядром, а не корой. )))
A_Green
12.08.2024 09:30Справедливости ради кора вносит искажения, местами значительные благодаря своей "начинке": Курская магнитная аномалия
Мечта военных - высокоточный магнитометр на спутнике. Были сообщения что подводные лодки пытаются обнаруживать.
AbuMohammed
12.08.2024 09:30Волею судеб последние 3 года занимаюсь визуальной навигацией (слам, сфм, мвс и все такое), а предыдущие 12 занимался путеизмерением(красно желтый поезд в метро видели? Он самый...). Могу сказать что современные наработки визуальной навигации еще очень далеки до использования в качестве основной системы, так что гнсс и иже с ними еще будут основными системами. А насчет спуфинга.. Первый раз я увидел его гдето посредине июля 2014 года, когда одна из подконтродьных пс на октябрьском ходу стала писать с приемника полную ахинею в высотном канале. До-никогда не замечал, после начала августа того года-тоже, а вот аккурат посреди месяца помню хорошо.
Wizard_of_light
ИМХО летательным аппаратам может помочь физическая блокировка сигналов из нижней полусферы, по крайней мере на трассе. Летучие спуферы пока редкость.
vesowoma
НЯЗ на БПЛА типа "крыло" так и делается, антенна на верхней плоскости крыла смотрит в небо
VO_Obsidian
Не особо эффективно, чисто геометрией антенны можно добиться подавления в 10-15 дБ в большой области, когда нужно 30 и выше
sim31r
Ставят же 4 антенны и чипами FPGA сравнивают фазы сигналов, полезный сигнал сверху, помехи сбоку и игнорируются
Javian
"CRPA антенны" - если требуется найти подробности.
Про "Комету" надо искать "Комета P8"
VO_Obsidian
Да, только эта штука на 4 элемента стоит от 500 тыс. рублей
Wesha
Каждая штука стоит ровно столько, сколько покупатель готов за нё отдать. Экономика, первый курс.
VO_Obsidian
У МО такие деньги есть. Сотовые операторы, которых обязали покупать их, такие деньги найдут. А вот как это поможет мирному населению, про что статья, - не особо понятно.
DvoiNic
поясните, плз, "кто на ком стоял"?
ksbes
Человек сказал,, что сотовых операторов обязали покупать CRPA антенны или "Комета P8", как я понял.
Wesha
А я понял, что речь шла о GPS-приёмниках для мопедов (ЕВПОЧЯ).
DvoiNic
понятно, что "решетки" ставят на "мопеды", но причем тут ОПСОСы?
VO_Obsidian
Для синхронизации времени на сотовых вышках используют ГНСС. И каким-то там указом операторов обязали ставить помехоустойчивые приемники. Сходу не могу найти документ
DvoiNic
понятно, спасибо.
Хотя лично мне не совсем ясно, зачем на каждой БС синхронизация времени - но я не спец в области сотовой связи. Запомню как данность.
sim31r
Тем более у них оптоволокно у всех почти и могут получать время от NTP серверов. И время копеечным кварцем с термостабилизацией можно удерживать с точностью в 10 ppm. Нужно ли БС еще более точное время? Тоже непонятно. Поискал:
Хотя мне кажется БС станции проще между собой синхронизировать, а не со спутником. Сигнал мощнее, задержки меньше.
Wesha
Лет много назад ставил одному багбуру пикосоту — к ней прилагался GPS-приёмник на десятиметровом кабеле. Тоже недоумевал — зачем?
(Кстати, пристроить приёмник так, чтобы в даунтауне, где вокруг сплошные небоскрёбы, так, чтобы он видел достаточно неба — та ещё задача.
Bagatur
Летательные аппараты могут пользоваться VOR/NDB, ADF и т.д.? Их-то спуфить или глушить вряд ли кому-то придёт в голову...