Поделюсь своим опытом. Сразу оговорюсь, что я UX-дизайнер в чистом виде. То есть, со шрифтами не играюсь, цвета не подбираю, картинки не рисую. Делаю интерактивные прототипы в Axure (да-да, даже в 2024 году) и пишу функциональные спецификации.
Уйдя на вольные хлеба в 2008 году, я назначил стоимость своего часа для клиентов. 1 000 рублей. Это было больше, чем в среднем по рынку, но в целом со мной не отказывались работать, ибо я был неплохим специалистом и сарафанное радио отрабатывало очень хорошо. В портфолио уже тогда было около сотни прототипов, оставшихся в наследство от работы в агентстве и до него. Особенно моими услугами интересовались студии. С почасовой оплатой всё было прозрачно и красиво.
Проблема всплыла через десяток проектов. Берём, например, прототип интернет-магазина или тематической социалки, которые тогда появлялись, как грибы после дождика (а потом так же быстро исчезали). Когда ты их сделал уже несколько штук, каждый следующий проект не занимает много времени. Это раз. Не содержит в себе большинства граблей, ибо они собраны в прошлом. Это два. И получалось, что прототип интернет-магазина я делал в течение десяти-пятнадцати часов.
Сюда входили и переговоры, и пара итераций с комментариями. Итого: 10-15к за работу, которую легко можно было бы продать под ключ за 50-70к. Увеличение стоимости часа до 4−5 тысяч рублей приводило к тому, что с тобой отказывались работать, ибо цена превышала среднерыночную в разы.
Выводы по часам
За почасовую оплату выгодно «учиться» на клиентах. Пока опыта мало, будут серьёзные ошибки в объёмах и сроках работ. При невысокой стоимости часа это и не ударит клиенту по карману, и позволит исполнителю не перерабатывать за бесплатно.
На практике, делая работу за 10-15 часов многие спокойно называют 20-30 часов просто потому, что работа реально выглядит на эти 40-50 тысяч. Причём, тут до абсурда доходит. У меня были случаи, когда я, выступая в качестве клиента, платил дизайнеру по часам так, словно он работал по 15 часов в сутки в течение трёх дней. Было понятно, что на работу уходило гораздо меньше. Вот так делать не надо. А вот сделать вид, что работал по семь часов в день, на самом деле работая по четыре… ну, тоже нехорошо. Но я так делал по юности.
Когда вы называете свою цену за час, её всегда будут сравнивать со средней ценой по рынку. И даже если вы очень хороши в своём деле, без рекомендаций с вами никто работать не будет, если цена выглядит неадекватной на фоне рынка.
Один из минусов — это постоплата. Деньги приходят после отчёта о проделанной работе, а не наоборот. Хотя для кого-то это плюс. Ведь многие, получив предоплату, теряют мотивацию к работе. Для таких людей у меня есть отдельная статья.
Теперь про попроектную оценку. Я перешёл на неё, как только понял, что меньше 3к в час с моими опытом и скоростью работы запрашивать не стоит. А в те времена это уже было довольно много для проектировщика интерфейсов. Теперь интересное. По типовым проектам на рынке тоже есть своя средняя стоимость. У фрилансеров одна, у студий другая, значительно больше. Если у проектировщика не хватает опыта и паттернов, он будет называть среднюю стоимость по рынку, браться за эту работу и, собирая шишки и затягивая процесс из-за потока комментариев, приближать стоимость своего часа к той самой тысяче рублей. А если это уже десятый подобный проект, то он, наоборот, сделает 50-тысячный проект сильно быстрее, чем за 10 часов, используя наработки и предвосхищая комментарии и вопросы, таким образом приближая стоимость своего часа к отметке 5+ тысяч рублей. И вот я, относя себя ко вторым, более опытным, даже мог позволить себе немного демпинговать, называя 40 вместо 50 и при этом за час зарабатывая в несколько раз больше, чем те, которые называют 50-60.
Выводы по попроектной оценке
Нужен определённый опыт, чтобы не ошибаться в объёмах работ и потенциальных итерациях с комментариями (под опытом подразумевается именно похожий проект, сделанный и выпущенный в прошлом). В случае ошибки каждый дополнительный потраченный час будет снижать стоимость всех предыдущих.
Нужен доступ к клиенту. Работая на субподряде и общаясь только с менеджером проекта, вы не получите ответов на некоторые вопросы, влияющие на ценообразование. Редкие исключения есть. В качестве примеров могу привести Анну Третьякову из Елегиона или Елену Божек из московской компании Айпартнер. Но повторюсь: идеально, когда вы нашли собственного клиента и работаете с ним напрямую.
Из приятного: предоплата. Вы получаете часть денег перед началом работы. При работе по часам обычно платят по факту.
Работая по рекомендациям, вы можете называть цены работ выше среднерыночных, что увеличивает стоимость вашего часа ещё больше. Клиентам обычно психологически проще согласиться на проект за 80к вместо 50к, чем на три тысячи в час вместо двух тысяч.
Полезные ссылки
Главы из моей книги нормального фрилансера. Если вы фрилансер и ещё её не читали — рекомендую. Ни одного негативного или даже нейтрального отзыва я ещё не получал. Это бесплатно и от души.
Ценность услуги в глазах клиента
Ну и мой Телеграм-канал. Он про фриланс и проектирование интерфейсов.