Мы как-то писали про восстановление обугленных свитков, найденных в Геркулануме. Есть ещё история о пользе бережного хранения документов.
Во время археологической экспедиции 1875 года в доме ростовщика и бизнесмена из Помпеев Луция Цецилия Юкунда нашли целый сундучок с восковыми табличками — античным аналогом современных нотариальных расписок.
Удивительно хорошо сохранившиеся таблички, учитывая их историю
Они были нужны для того, чтобы свести дебет с кредитом, зафиксировать условия сделки и состав участников. Выглядело это примерно так: «Марк Гельвиус Катулл написал по просьбе Умрики Антиохии, что она получила от Луция Цецилия Юкунда 6252 сестерция, за вычетом комиссии, за продажу её раба Трофима на аукционе».
С уважением, дата, подпись, расшифровка.
Луций Цецилий, судя по всему, подходил к работе обстоятельно и сундучок под свою картотеку выбрал надёжный, за что ему большое спасибо.
Если не считать Везувия, Помпеи были расположены очень удачно — на берегу судоходной реки Сарно, в плодородной, удобренной вулканическим пеплом, долине. В распоряжении города были удобная гавань и довольно большой порт.
Одними из первых здесь поселились осканцы, примерно в VIII веке до н. э. Затем — этруски.
В 474 году до н. э. они проиграли грекам в битве при Кумах, и в Помпеях, под греческим руководством, стали жить самниты.
На рубеже III и IV веков до н. э. город стал союзничать с Римом, поддерживая при этом относительную местную автономию. В конце I века до н. э. он, правда, на пару лет присоединился к повстанцам, воевавшим за свободу италийских народов, но довольно быстро вернулся под эгиду Рима и всё-таки стал его колонией.
Впрочем, Помпеи от этого только выиграли. В городе активно стали развиваться торговля и морское сообщение, вырос уровень жизни. Население города тоже увеличилось. В «римские» времена была построена самая большая и известная сейчас часть Помпеев.
Древний самнитский город обозначен красным. Синий район появился в IV веке до н. э. Зелёный появился во время второго расширения. А жёлтый построили римляне, с 89 года до н. э. до извержения Везувия
В Помпеях было всё, что нужно большому богатому городу: храмы, форумы, амфитеатры для театральных спектаклей и гладиаторских боёв, публичные дома, торговые лавки, ремесленные мастерские — одних только пекарен было больше тридцати. Работали термы и уличные фонтаны. Для снабжения горожан и промышленных предприятий водой построили ответвление от большого акведука Серино, обслуживавшего военно-морскую базу в Мизенуме и города Неаполитанского залива.
Помпеи процветали благодаря торговле вином и маслом с Испанией и Провансом. А ещё — благодаря товарам для Южной Италии и Рима, которые разгружали в городском порту, а дальше отправляли вглубь страны по Аппиевой дороге.
На момент извержения Везувия в Помпеях жило, по разным данным, от 10 до 20 тысяч человек. И, кстати, Поппея Сабина, вторая жена Нерона, была родом именно отсюда.
В деловых кругах города значительную роль играли вольноотпущенники — бывшие рабы, которые сумели, получив свободу, взять в свои руки существенную часть промышленности и торговли.
Благодаря Везувию мы довольно многое можем рассказать о его жизни. Отцом Луция Цецилия Юкунда был вольноотпущенник Луций Цецилий Феликс, который был весьма успешным аргентарием, то есть банкиром. Он работал либо в мацеллуме (на рынке), либо в собственном доме вместе с шестью коллегами.
У Луция Цецилия Юкунда было, по крайней мере, два сына — Метелл и Квинт, но семейное дело, судя по всему, никто из них не продолжил и аргентарием не стал.
Выглядел он примерно так.
По крайней мере, этот бюст нашли в его доме
Несмотря на то, что, судя по всему, Луций Цецилий был не римлянином, а латином и имел в Римской империи меньше прав, ему удалось добиться достаточно высокого положения в муниципии. А судя по размерам дома, дела у него шли хорошо и он совсем не бедствовал. Можно предположить, что Луций Цецилий был цепким человеком, который высоко ценил своё богатство и положение в обществе: на полу в атриуме его дома были аккуратно выложены надписи «Прибыль — радость» и «Привет тебе, прибыль».
Если интересно, дом стоял здесь
И, кстати, скорее всего, до извержения Везувия Луций Цецилий Юкунд не дожил. Его записи заканчиваются в 62 году. Так что, с некоторой долей уверенности, можно сказать, что он погиб во время сильного землетрясения, от которого Помпеи пострадали за семнадцать лет до злополучного извержения вулкана.
С деньгами имели дело представители нескольких профессий.
Нуммулярии, то есть менялы, оценивали пробу и достоинство монет, выявляли фальшивые, опечатывали, сортировали и обменивали местные монеты на иностранные. Очень нужное занятие для международного порта.
Аргентарии (от латинского слова argentum — «серебро», из которого в основном и чеканили монеты) занимались более сложными операциями. Они могли выступать поручителями при различных сделках, принимать процентные вклады, давать кредиты под залог недвижимости и делать денежные переводы. Иногда даже безналичные.
Банкиры работали по-разному. Кто-то давал много мелких ссуд, а кто-то предпочитал крупные кредиты небольшому количеству людей.
Римские богачи хранили сбережения в банках и часто давали взаймы. Причём поначалу это были mutuum — беспроцентные ссуды, но затем обычной практикой стало давать деньги под проценты даже друзьям и родственникам. Эти операции тоже контролировали аргентарии. Прибыль от сделки распределялась между вкладчиком и банкиром — аргентарии получали проценты по займу и определённую комиссию, merces.
В разные времена проценты по кредитам варьировались от 6 до 60%. В I веке н. э. законодательно закрепили ограничение — не больше 12% годовых. Профсоюзы аргентариев могли уменьшить их ещё сильнее, до 5–6%.
По закону, аргентарии должны были вести строгий учёт и контроль и записывать информацию по всем операциям, которые они совершали. Для каждого клиента на отдельной восковой табличке открывался свой счёт, ratio. Наверху писалось имя вкладчика, а дальше табличка делилась на две части — accepti и expensi (то есть дебет и кредит). Таблички складывались вместе и составляли книгу codex. Расплатиться можно было наличными, то есть ех area propria, а можно было per mensam scriptarum — то есть поручить платёж банкиру. И тогда он переписывал нужную сумму с одной таблички на другую.
С должниками, по законам Рима, поступали сурово. Если человек не мог или не хотел выплачивать долг, его сначала вели в суд, а затем отдавали в рабство. Из рабства можно было выбраться, помирившись с истцом, но если договориться так и не получалось, должника следовало казнить или продать куда-нибудь за границу, за Тибр.
Кроме того, аргентарии занимались организацией аукционов.
Про аукционы стоит сказать отдельно пару слов. Когда кто-нибудь хотел продать или сдать в аренду какое-либо своё имущество, включая рабов, или же наняться на какую-либо работу, он объявлял аукцион и нанимал коактора, то есть человека, который организовывал весь процесс купли-продажи. А после — разруливал все споры, возникавшие между продавцом и покупателем.
В его доме нашли целое богатство, в прямом и переносном смысле слова, — 153 восковые таблички, на которых по всем нормам римского частного права были описаны банковские операции, в которых участвовал аргентарий. Некоторые сильно пострадали от Везувия и времени, другие же удалось прочитать и расшифровать.
Выяснилось, что Луций Цецилий Юкунд занимался сделками с недвижимостью и выдавал кредиты. Также он регулярно присутствовал на аукционах в качестве оценщика и ростовщика и всегда мог ссудить под проценты немного (или много) денариев покупателю, которому не хватило денег.
Вернуть ссуду можно было, судя по записям Луция Цецилия, в течение периода от нескольких месяцев до года. То есть в качестве оценщика он получал часть выручки аукциона, а в качестве ростовщика — удачно помещал деньги под проценты. Кроме того, Луций Цецилий Юкунд исполнял нотариальные обязанности — подписывал в качестве свидетеля квитанции и собирал платежи от клиентов.
Восковые таблички использовались в качестве тетрадок у школьников и блокнотов для записей у взрослых. Выглядели они как тонкие дощечки с немного приподнятыми краями, покрытые тонким слоем воска. А писали на них специальной палочкой, стилем: с одной стороны она была заострённая, а с другой — лопаточкой, которой можно было заглаживать написанное, если что-нибудь было необходимо исправить.
Таблички выглядели примерно так
Большинство табличек из дома Луция Цецилия Юкунда представляют собой диптихи и триптихи — то есть «книжечки», в которых таблички были связаны по две или три шнурком. На второй и третьей страничках писали основной текст — расписку о выдаче денег кредитору. Потом их складывали «лицом» друг к другу и связывали так, чтобы нельзя было открыть, шнурок пропускали через специальный желобок на четвёртой, не покрытой воском, странице и скрепляли печатями свидетелей, присутствовавших при совершении сделки. Свои подписи они ставили чернилами по дереву. На пятой страничке кредитор писал расписку о том, что он получил эти самые деньги и обязуется их отдать. А на обрезе таблички, как на корешке книги, отмечали, о чём эта расписка, чтобы её было легко найти.
Так выглядит современная реплика триптиха
Свидетелей, как правило, было шесть человек, а всего в табличках фигурируют сто пятнадцать человек. Правда, пока учёным до конца не понятно, кем были эти люди: друзьями, деловыми партнёрами кого-нибудь из участников сделки или просто случайными прохожими. Но, так или иначе, изучение их подписей позволяет лучше узнать, как работала местная экономика, как звали жителей Помпеев и немножко о том, какими они были.
У подписантов, например, очень разный уровень грамотности. Кто-то писал правильно, кто-то путался в написании римских цифр, на одной из табличек латинский текст вообще написан греческими буквами. Кстати, к слову о грамотности. В архиве Сульпициев, который не относится к Луцию Цецилию Юкунду, но тоже был найден недалеко от Помпеев, есть табличка, написанная рабом от имени своего неграмотного хозяина.
Луций Цецилий записывал имена свидетелей в порядке социального статуса, так что можно отслеживать, кто к какому слою общества принадлежал.
Например, в качестве свидетелей несколько раз упоминались владелец пекарни Попидий Приск из старинного знатного рода (настолько старинного, что на камне во дворе Приска его имя написано ещё оскскими буквами) и Теренций Прокул — хозяин целых двух пекарен, который выбился из низов и к помпейской аристократии не принадлежал.
Источник
Четырнадцать табличек, кстати, касаются сделок, которые совершили женщины, но расписки за них писали мужчины. Не потому, что женщины были неграмотными, а потому, что женщина перед тем, как что-то купить или продать, должна была попросить разрешения у своего отца, мужа или опекуна.
Разумеется, таблички были сильно обуглены, и некоторые из них буквально крошились в руках. Но несмотря на это, директор Неаполитанского музея Джулио Петра сумел прочитать большую часть из них.
Некоторые тексты можно прочитать с лёгкостью — если знать латынь, конечно
В основном все эти сделки были совершены в пятидесятые годы. Две самые старые из них изначально принадлежали отцу Луция Цецилия Юкунда, одна из них была написана в 15-м, а вторая — в 27 году.
«520 сестерциев за мула, проданного Марку Помпонию Нико, вольноотпущеннику Марка, — сумма денег, которую Марк Церриний Евфрат, как он сам утверждает, получил в соответствии с договором, заключённым с Луцием Цецилием Феликсом. Марк Церриний Евфрат, вольноотпущенник Марка, заявил, что получил полную оплату вышеупомянутой суммы денег наличными от Филадельфа, раба Цецилия Феликса».
Шестнадцать табличек — об отношениях Луция Цецилия и города. Например, об аренде той самой сукновальни из дома напротив и фермы неподалёку от города, уплате налогов на пастбища и установке стойла на рынке.
«В дуумвирате Луция Альбуция Юстуса и Луция Верания Гипсея я, частный раб колонии, написал, что я получил от Луция Цецилия Юкунда 1652 сестерция из суммы, оставшейся за сукновальню, до этого дня».
Семнадцать — записи о займах, которые аргентарий выдавал покупателям на аукционах.
И ещё сто тридцать семь — квитанции с аукционов от имени третьих лиц, то есть аналог современных нотариальных расписок.
«38079 сестерциев — сумма, которая должна быть выплачена по контракту с Луцием Цецилием Юкундом, за аукцион. Марк Лукреций Лерус заявил, что получил эту сумму наличными от Луция Цецилия Юкунда. Сделка совершена в Помпеях 22 января в консульстве Нерона Цезаря и Луция Антистика».
Дом Луция Цецилия Юкунда очень неплохо сохранился, потому что был крепенько сложен.
В стиле лофт
А здесь — реконструкция того, как он мог выглядеть при жизни Луция Цецилия. За это спасибо шведскому Pompeii Project: учёные с 2000 года изучают один из городских кварталов (insula). В нём были таверна, прачечная, пекарня и несколько крупных домов, в том числе дом Юкунда.
Сундучок для хранения богатств и документов
В любой эпохе для успеха требуются не только деньги и связи, но и деловая хватка и надёжность. Независимо от времени и обстоятельств, люди, умеющие правильно оценивать риски, находить выгоду в сложных ситуациях и действовать в интересах своих клиентов, всегда оказываются в выигрышной позиции. Юкунд был человеком, который умело сочетал все эти качества. И хотя его восковые таблички — всего лишь набор финансовых документов, они служат напоминанием, что даже в далёком прошлом умение работать с людьми и ценить доверие было ключом к долгосрочному успеху.
Во время археологической экспедиции 1875 года в доме ростовщика и бизнесмена из Помпеев Луция Цецилия Юкунда нашли целый сундучок с восковыми табличками — античным аналогом современных нотариальных расписок.
Удивительно хорошо сохранившиеся таблички, учитывая их историю
Они были нужны для того, чтобы свести дебет с кредитом, зафиксировать условия сделки и состав участников. Выглядело это примерно так: «Марк Гельвиус Катулл написал по просьбе Умрики Антиохии, что она получила от Луция Цецилия Юкунда 6252 сестерция, за вычетом комиссии, за продажу её раба Трофима на аукционе».
С уважением, дата, подпись, расшифровка.
Луций Цецилий, судя по всему, подходил к работе обстоятельно и сундучок под свою картотеку выбрал надёжный, за что ему большое спасибо.
Краткая история Помпеев до Везувия
Если не считать Везувия, Помпеи были расположены очень удачно — на берегу судоходной реки Сарно, в плодородной, удобренной вулканическим пеплом, долине. В распоряжении города были удобная гавань и довольно большой порт.
Одними из первых здесь поселились осканцы, примерно в VIII веке до н. э. Затем — этруски.
В 474 году до н. э. они проиграли грекам в битве при Кумах, и в Помпеях, под греческим руководством, стали жить самниты.
На рубеже III и IV веков до н. э. город стал союзничать с Римом, поддерживая при этом относительную местную автономию. В конце I века до н. э. он, правда, на пару лет присоединился к повстанцам, воевавшим за свободу италийских народов, но довольно быстро вернулся под эгиду Рима и всё-таки стал его колонией.
Впрочем, Помпеи от этого только выиграли. В городе активно стали развиваться торговля и морское сообщение, вырос уровень жизни. Население города тоже увеличилось. В «римские» времена была построена самая большая и известная сейчас часть Помпеев.
Древний самнитский город обозначен красным. Синий район появился в IV веке до н. э. Зелёный появился во время второго расширения. А жёлтый построили римляне, с 89 года до н. э. до извержения Везувия
В Помпеях было всё, что нужно большому богатому городу: храмы, форумы, амфитеатры для театральных спектаклей и гладиаторских боёв, публичные дома, торговые лавки, ремесленные мастерские — одних только пекарен было больше тридцати. Работали термы и уличные фонтаны. Для снабжения горожан и промышленных предприятий водой построили ответвление от большого акведука Серино, обслуживавшего военно-морскую базу в Мизенуме и города Неаполитанского залива.
Помпеи процветали благодаря торговле вином и маслом с Испанией и Провансом. А ещё — благодаря товарам для Южной Италии и Рима, которые разгружали в городском порту, а дальше отправляли вглубь страны по Аппиевой дороге.
На момент извержения Везувия в Помпеях жило, по разным данным, от 10 до 20 тысяч человек. И, кстати, Поппея Сабина, вторая жена Нерона, была родом именно отсюда.
В деловых кругах города значительную роль играли вольноотпущенники — бывшие рабы, которые сумели, получив свободу, взять в свои руки существенную часть промышленности и торговли.
В семье одного из таких вольноотпущенников и родился Луций Цецилий Юкунд, бизнесмен и финансист
Благодаря Везувию мы довольно многое можем рассказать о его жизни. Отцом Луция Цецилия Юкунда был вольноотпущенник Луций Цецилий Феликс, который был весьма успешным аргентарием, то есть банкиром. Он работал либо в мацеллуме (на рынке), либо в собственном доме вместе с шестью коллегами.
У Луция Цецилия Юкунда было, по крайней мере, два сына — Метелл и Квинт, но семейное дело, судя по всему, никто из них не продолжил и аргентарием не стал.
Выглядел он примерно так.
По крайней мере, этот бюст нашли в его доме
Несмотря на то, что, судя по всему, Луций Цецилий был не римлянином, а латином и имел в Римской империи меньше прав, ему удалось добиться достаточно высокого положения в муниципии. А судя по размерам дома, дела у него шли хорошо и он совсем не бедствовал. Можно предположить, что Луций Цецилий был цепким человеком, который высоко ценил своё богатство и положение в обществе: на полу в атриуме его дома были аккуратно выложены надписи «Прибыль — радость» и «Привет тебе, прибыль».
Если интересно, дом стоял здесь
И, кстати, скорее всего, до извержения Везувия Луций Цецилий Юкунд не дожил. Его записи заканчиваются в 62 году. Так что, с некоторой долей уверенности, можно сказать, что он погиб во время сильного землетрясения, от которого Помпеи пострадали за семнадцать лет до злополучного извержения вулкана.
Как строились денежные отношения в Древнем Риме
С деньгами имели дело представители нескольких профессий.
Нуммулярии, то есть менялы, оценивали пробу и достоинство монет, выявляли фальшивые, опечатывали, сортировали и обменивали местные монеты на иностранные. Очень нужное занятие для международного порта.
Аргентарии (от латинского слова argentum — «серебро», из которого в основном и чеканили монеты) занимались более сложными операциями. Они могли выступать поручителями при различных сделках, принимать процентные вклады, давать кредиты под залог недвижимости и делать денежные переводы. Иногда даже безналичные.
Банкиры работали по-разному. Кто-то давал много мелких ссуд, а кто-то предпочитал крупные кредиты небольшому количеству людей.
Римские богачи хранили сбережения в банках и часто давали взаймы. Причём поначалу это были mutuum — беспроцентные ссуды, но затем обычной практикой стало давать деньги под проценты даже друзьям и родственникам. Эти операции тоже контролировали аргентарии. Прибыль от сделки распределялась между вкладчиком и банкиром — аргентарии получали проценты по займу и определённую комиссию, merces.
В разные времена проценты по кредитам варьировались от 6 до 60%. В I веке н. э. законодательно закрепили ограничение — не больше 12% годовых. Профсоюзы аргентариев могли уменьшить их ещё сильнее, до 5–6%.
По закону, аргентарии должны были вести строгий учёт и контроль и записывать информацию по всем операциям, которые они совершали. Для каждого клиента на отдельной восковой табличке открывался свой счёт, ratio. Наверху писалось имя вкладчика, а дальше табличка делилась на две части — accepti и expensi (то есть дебет и кредит). Таблички складывались вместе и составляли книгу codex. Расплатиться можно было наличными, то есть ех area propria, а можно было per mensam scriptarum — то есть поручить платёж банкиру. И тогда он переписывал нужную сумму с одной таблички на другую.
С должниками, по законам Рима, поступали сурово. Если человек не мог или не хотел выплачивать долг, его сначала вели в суд, а затем отдавали в рабство. Из рабства можно было выбраться, помирившись с истцом, но если договориться так и не получалось, должника следовало казнить или продать куда-нибудь за границу, за Тибр.
Кроме того, аргентарии занимались организацией аукционов.
Про аукционы стоит сказать отдельно пару слов. Когда кто-нибудь хотел продать или сдать в аренду какое-либо своё имущество, включая рабов, или же наняться на какую-либо работу, он объявлял аукцион и нанимал коактора, то есть человека, который организовывал весь процесс купли-продажи. А после — разруливал все споры, возникавшие между продавцом и покупателем.
Вернёмся к нашему Луцию Цецилию
В его доме нашли целое богатство, в прямом и переносном смысле слова, — 153 восковые таблички, на которых по всем нормам римского частного права были описаны банковские операции, в которых участвовал аргентарий. Некоторые сильно пострадали от Везувия и времени, другие же удалось прочитать и расшифровать.
Выяснилось, что Луций Цецилий Юкунд занимался сделками с недвижимостью и выдавал кредиты. Также он регулярно присутствовал на аукционах в качестве оценщика и ростовщика и всегда мог ссудить под проценты немного (или много) денариев покупателю, которому не хватило денег.
Вернуть ссуду можно было, судя по записям Луция Цецилия, в течение периода от нескольких месяцев до года. То есть в качестве оценщика он получал часть выручки аукциона, а в качестве ростовщика — удачно помещал деньги под проценты. Кроме того, Луций Цецилий Юкунд исполнял нотариальные обязанности — подписывал в качестве свидетеля квитанции и собирал платежи от клиентов.
Собственно, что за таблички
Восковые таблички использовались в качестве тетрадок у школьников и блокнотов для записей у взрослых. Выглядели они как тонкие дощечки с немного приподнятыми краями, покрытые тонким слоем воска. А писали на них специальной палочкой, стилем: с одной стороны она была заострённая, а с другой — лопаточкой, которой можно было заглаживать написанное, если что-нибудь было необходимо исправить.
Таблички выглядели примерно так
Большинство табличек из дома Луция Цецилия Юкунда представляют собой диптихи и триптихи — то есть «книжечки», в которых таблички были связаны по две или три шнурком. На второй и третьей страничках писали основной текст — расписку о выдаче денег кредитору. Потом их складывали «лицом» друг к другу и связывали так, чтобы нельзя было открыть, шнурок пропускали через специальный желобок на четвёртой, не покрытой воском, странице и скрепляли печатями свидетелей, присутствовавших при совершении сделки. Свои подписи они ставили чернилами по дереву. На пятой страничке кредитор писал расписку о том, что он получил эти самые деньги и обязуется их отдать. А на обрезе таблички, как на корешке книги, отмечали, о чём эта расписка, чтобы её было легко найти.
Так выглядит современная реплика триптиха
Свидетелей, как правило, было шесть человек, а всего в табличках фигурируют сто пятнадцать человек. Правда, пока учёным до конца не понятно, кем были эти люди: друзьями, деловыми партнёрами кого-нибудь из участников сделки или просто случайными прохожими. Но, так или иначе, изучение их подписей позволяет лучше узнать, как работала местная экономика, как звали жителей Помпеев и немножко о том, какими они были.
У подписантов, например, очень разный уровень грамотности. Кто-то писал правильно, кто-то путался в написании римских цифр, на одной из табличек латинский текст вообще написан греческими буквами. Кстати, к слову о грамотности. В архиве Сульпициев, который не относится к Луцию Цецилию Юкунду, но тоже был найден недалеко от Помпеев, есть табличка, написанная рабом от имени своего неграмотного хозяина.
Луций Цецилий записывал имена свидетелей в порядке социального статуса, так что можно отслеживать, кто к какому слою общества принадлежал.
Например, в качестве свидетелей несколько раз упоминались владелец пекарни Попидий Приск из старинного знатного рода (настолько старинного, что на камне во дворе Приска его имя написано ещё оскскими буквами) и Теренций Прокул — хозяин целых двух пекарен, который выбился из низов и к помпейской аристократии не принадлежал.
Источник
Четырнадцать табличек, кстати, касаются сделок, которые совершили женщины, но расписки за них писали мужчины. Не потому, что женщины были неграмотными, а потому, что женщина перед тем, как что-то купить или продать, должна была попросить разрешения у своего отца, мужа или опекуна.
Примеры сделок с расшифрованных табличек
Разумеется, таблички были сильно обуглены, и некоторые из них буквально крошились в руках. Но несмотря на это, директор Неаполитанского музея Джулио Петра сумел прочитать большую часть из них.
Некоторые тексты можно прочитать с лёгкостью — если знать латынь, конечно
В основном все эти сделки были совершены в пятидесятые годы. Две самые старые из них изначально принадлежали отцу Луция Цецилия Юкунда, одна из них была написана в 15-м, а вторая — в 27 году.
«520 сестерциев за мула, проданного Марку Помпонию Нико, вольноотпущеннику Марка, — сумма денег, которую Марк Церриний Евфрат, как он сам утверждает, получил в соответствии с договором, заключённым с Луцием Цецилием Феликсом. Марк Церриний Евфрат, вольноотпущенник Марка, заявил, что получил полную оплату вышеупомянутой суммы денег наличными от Филадельфа, раба Цецилия Феликса».
Шестнадцать табличек — об отношениях Луция Цецилия и города. Например, об аренде той самой сукновальни из дома напротив и фермы неподалёку от города, уплате налогов на пастбища и установке стойла на рынке.
«В дуумвирате Луция Альбуция Юстуса и Луция Верания Гипсея я, частный раб колонии, написал, что я получил от Луция Цецилия Юкунда 1652 сестерция из суммы, оставшейся за сукновальню, до этого дня».
Семнадцать — записи о займах, которые аргентарий выдавал покупателям на аукционах.
И ещё сто тридцать семь — квитанции с аукционов от имени третьих лиц, то есть аналог современных нотариальных расписок.
«38079 сестерциев — сумма, которая должна быть выплачена по контракту с Луцием Цецилием Юкундом, за аукцион. Марк Лукреций Лерус заявил, что получил эту сумму наличными от Луция Цецилия Юкунда. Сделка совершена в Помпеях 22 января в консульстве Нерона Цезаря и Луция Антистика».
И, кстати, про дом
Дом Луция Цецилия Юкунда очень неплохо сохранился, потому что был крепенько сложен.
В стиле лофт
А здесь — реконструкция того, как он мог выглядеть при жизни Луция Цецилия. За это спасибо шведскому Pompeii Project: учёные с 2000 года изучают один из городских кварталов (insula). В нём были таверна, прачечная, пекарня и несколько крупных домов, в том числе дом Юкунда.
Сундучок для хранения богатств и документов
В любой эпохе для успеха требуются не только деньги и связи, но и деловая хватка и надёжность. Независимо от времени и обстоятельств, люди, умеющие правильно оценивать риски, находить выгоду в сложных ситуациях и действовать в интересах своих клиентов, всегда оказываются в выигрышной позиции. Юкунд был человеком, который умело сочетал все эти качества. И хотя его восковые таблички — всего лишь набор финансовых документов, они служат напоминанием, что даже в далёком прошлом умение работать с людьми и ценить доверие было ключом к долгосрочному успеху.
Комментарии (5)
Panzerschrek
01.10.2024 07:56А почему для важных документов использовали восковые таблички, а не какие-нибудь папирусные свитки? Их ведь гораздо легче отредактировать, чем последние.
TimsTims
01.10.2024 07:56Возможно и они тоже использовались, просто мы об этом не узнаем, т.к. все они скорее всего там и сгорели :). Т.н. ошибка выжившего.
kenomimi
То есть таблички обуглены, но воск, по которому писали, не расплавился и не испарился? Что за чудеса такие?
Squoworode
Ну фото же в статье есть. Весь воск выгорел до копоти, но где в нём были процарапаны буквы, там светлые линии остались.