За последние несколько лет все уже привыкли к новостям о неполадках с IT у крупного бизнеса, многие с ними столкнулись сами. Кто-то обнаружил свои данные утекшими из сервиса доставки, кто-то не мог получить посылку из-за шифровальщика, одолевшего логистического оператора, а кто-то не заказал железнодорожный билет вовремя из-за умершего приложения госкорпорации. Все эти происшествия били по эмоциям, но не имели серьёзных последствий. Так что кажется, будто так обычно и бывает.
Однако неполадки в компьютерной системе госкорпорации могут превратить жизни множества людей в настоящий сюжет антиутопии. Как это уже было в истории с британской почтой и софтом Horizon от японской компании Fujitsu: тысячи разрушенных репутаций, 700 обвинительных приговоров и 236 человек, по ошибке отправленных за решетку. Не говоря уже о нескольких суицидах…
История не одного города
В конце прошлого века в Великобритании была широко распространена практика открытия частными лицами почтовых отделений в своих магазинчиках. В те годы такие заведения легко становились «сердцами» деревень или небольших городков, выступая в роли чего-то вроде клубов, где можно было общаться с односельчанами, узнавать местные новости, организовывать культурные мероприятия, общаться с чиновниками и т.д.
Логично, что владельцы таких магазинов были в своих поселениях публичными и уважаемыми людьми, к которым часто обращались за помощью по разным вопросам. Более 12 тысяч этих «деревенских старост» связали себя с госкорпорацией Post Office контрактом, по которому они обязались оказывать гражданам почтовые услуги, перечисляя компании выручку.
Бурному росту сети почтовых отделений при частных лавочках способствовала активная цифровизация британской почты, упрощающая любой учет. Так, еще в середине 90-х «Почта Британии» объявила тендер на внедрение бухгалтерского софта, который выиграла International Computers Limited (ICL), поглощенная гигантом Fujitsu. Именно ей принадлежит авторство ПО Horizon, версия которого Legacy Horizon IT System («LHITS») получила впоследствии печальную известность.
Корпорация очень зла
Поначалу все шло нормально, однако уже в 1999 Legacy Horizon начал завышать в отчетах суммы, находившиеся в кассах почтовых отделений. Хотя расхождения быстро стали массовыми и продолжали расти, недостачу проще было объяснять старым добрым человеческим фактором. Менеджмент «Почты Британии» и слушать не желал взволнованных почтмейстеров, ссылаясь на опыт отделений, где бухгалтерская программа успешно маскировалась под незабагованную.
Так, Джейсон Койн из Best Practice Group, назначенный судом как независимый эксперт в разбирательстве между корпорацией и Джулией Уолстенхолм из почтового отделения в Кливлинсе, Ланкашир, в 2003 проанализировал журнал звонков в поддержку. Он пришел к выводу, что не менее 63 обращений были связаны с техническими неисправностями Horizon и лишь 13 касались вопросов по работе с его интерфейсом. В своем отчете он недвусмысленно высказался о неисправности оборудования или ПО, добавив, что Fujitsu и/или Post Office по каким-то причинам отказываются анализировать и решать проблему на своей стороне.
А между прочим правительственные корпорации Британии в тот период обладали ныне пересмотренным правом самостоятельно возбуждать уголовные дела. За несколько лет «Почта Британии» в полуавтоматическом режиме выдвинула обвинения против 3500 владельцев почтовых отделений, которые стали для честных почтмейстеров едва ли не гражданской казнью, да и в долги вгоняло зачастую очень серьезные. Заподозренные в обкрадывании своих соседей многие из этих людей обанкротились, были вынуждены уехать из родных мест.
Кроме разрушенной репутации и долговой ямы были и куда более серьезные последствия: как уже говорилось выше, несколько сот человек отправилось за решетку, а четверо даже наложили на себя руки — кто-то не вынес позора, а кто-то «потерял» сто тысяч фунтов стерлингов.
Кто такой Алан Бэйтс?
Как и для многих других жертв этой истории для Алана Бэйтса, бывшего заместителя начальника почты, все началось с покупки магазинчика с почтовым отделением в Уэльсе. Алан вложил в этот бизнес практически все свои деньги (65 тысяч фунтов стерлингов) и был неприятно удивлен, когда со стороны британской почты на него начали сыпаться обвинения в утаивании выручки.
Спустя годы количество найденных в Legacy Horizon IT System ошибок будет таким, что их начнут называть по номерам почтовых отделений, в которых они впервые нанесли удар по репутации честных почтмейстеров. Однако на рубеже веков информация распространялась не в пример медленнее дня сегодняшнего, и многие почтовики оговаривали себя, убежденные, что их случай единичный и что это они неправильно работали с компьютерами. Так, разлученная из-за тюремного срока на 9 месяцев с двумя маленькими детьми, управляющая почтой Джанет Скиннер в беседе с BBC призналась, что на протяжении всего следствия понятия не имела, что параллельно с ее делом в последние годы были возбуждены сотни аналогичных.
Алан Бэйтс не только отверг подобные подозрения в свой адрес, но и возглавил борьбу за обеление репутации сотен своих коллег. Вооружившись телефонным справочником, Алан составил список владельцев почтовых отделений, после чего начал бомбардировать их звонками. До социальных сетей и групповых созвонов было еще больше десятилетия, однако Бэйтс, вооруженный личной харизмой и титанической работоспособностью смог убедить сотни почтмейстеров, что они не одиноки в своей проблеме с Horizon. Результатом этой кооперации стала статья в журнале Computer Weekly в мае 2009, где впервые на широкую аудиторию был выдвинут тезис о том, что бухгалтерский софт Horizon нестабилен.
На волне общественного внимания к происходящему, осенью того же года Алан создал организацию «Справедливость для сотрудников почты». Увы, до первых успехов в разворачивающемся противостоянии было еще много лет.
555 самураев
Юридические тяжбы с такой махиной, как «Почта Британии» высасывали из борющихся все соки. Чтобы продолжать оплачивать услуги юристов, Алану пришлось потратить до фунта все деньги, вырученные от продажи магазина. Параллельное расследование со стороны Post Office, не выявившее никаких неполадок на платформе Horizon, а также завуалированные угрозы, которыми корпорация засыпала сторонников Бэйтса, не упрощала задачу.
Однако переломный момент все же наступил в 2019: группа из 555 человек, двумя годами раньше зарегистрировавшая коллективный иск к «Почте Британии», сумела прийти к досудебному соглашению с корпорацией. Согласно этой договоренности, пострадавшие владельцы почтовых отделений получали компенсацию, которая по разным источникам оценивается от 58 до 73 миллионов фунтов.
Хотя большая часть этой суммы моментально ушла на закрытие долгов перед юристами, которые вели это дело, эта сделка считается первой вехой успеха в кровопролитной борьбе за справедливость, ведь после этого вышло постановление Высокого суда Англии и Уэльса. Из него следовало, что бухгалтерская система LHITS содержит ряд критических неисправностей, и именно на ней лежит ответственность за большую часть недостач.
Маятник правосудия
В последние годы о борьбе Алана Бэйтса регулярно писали в газетах, а на радиостанции BBC Radio 4 вышел подробнейший 10-серийный документальный подкаст об этой трагедии. Даже Риши Сунак, будучи еще премьер-министром Великобритании, выступил с заявлением о необходимости окончательно разобраться в произошедшем и компенсировать моральный и материальный ущерб пострадавшим.
По этому скандалу у власти Великобритании сложился полный консенсус. Министр юстиции предложил Парламенту принять закон, пакетно аннулирующий приговоры всем фигурантам этого дела (до недавнего времени оспорить удалось меньше сотни). Скотланд Ярд же инициировал расследование возможных махинаций внутри уже самой «Почты Британии» – не остались без внимания и попытки давления со стороны юристов корпорации на независимых IT-экспертов, а также трата огромных ресурсов на то, чтобы скрыть истинное положение дел с Horizon.
В общем, как это иногда бывает, маятник качнулся в обратную сторону. Теперь на официальном сайте Post Office можно познакомиться с дорожной картой выплат почмейстерам со стороны госкорпорации.
Любопытно отметить, что возглавляющий это расследование сэр Уин Уильямс, в прошлом главный судья Англии и Уэльса, регулярно критикует эту политику компенсаций, как недостаточную и спускающую дело на тормозах. На сайте курируемой Уильямсом Post Office Horizon IT Inquiry, где собраны все улики по Британскому почтовому скандалу, можно найти гигантский восьмидесяти страничный отчет POL00028094 - BA/POCL Automation Programme Review, HM Treasury Independent Panel Report, который призван помочь разобраться в конкретных причинах сбоев в работе Horizon, сломавших жизни стольких людей.
Слово Fujitsu
Наверняка многим интересно, затронул ли как-то британский почтовый скандал корпорацию Fujitsu. На момент выхода сериала ее капитализация составляла 24$ млрд. Некоторые издания отмечали падение стоимости за полгода примерно на 1$ млрд., но такие колебания абсолютно нормальны в среднесрочной перспективе, так что едва ли британский почтовый скандал как-то скажется на финансовом благополучии ее акционеров.
Чего же нельзя исключать в обозримом будущем, так это громких судебных процессов, особенно любопытных в свете того, что всю последнюю четверть века госструктуры Соединенного Королевства продолжали заключать с Fujitsu многомиллиардные контракты. А из FAQ к программе Horizon Shortfall Scheme интересно узнать, что новые версии того же бухгалтерского софта продолжают использоваться тысячами почтовых отделений по всей стране – речь идет о Horizon Online HNG-X («HNG-X»), выпущеной в 2010 и Horizon Online HNG-A («HNG-A»), вышедшей в 2017. Независимо от того, будет ли кто-то судиться с Fujitsu, наверняка имя корпорации еще много раз появится на страницах СМИ в связи с британским почтовым скандалом.
Пока же пострадавшим от уязвимостей и багов Horizon остается довольствоваться извинениями. Недавно их принес финансовый директор компании Такеши Исобе. Он подчеркнул, что Fujitsu уже не та, что в 90-е, и придерживается сегодня высочайших этических стандартов ведения бизнеса.
К извинениям присоединились директор Fujitsu Services Пол Паттерсон и генеральный директор Fujitsu Такахито Токита. Едва ли это растрогает сердца близких тех владельцев почтовых отделений, которые не успели дожить до «реабилитации» после «репрессий». Но кто знает, какой окажется точка в этой истории, если она когда-нибудь будет поставлена?
Мораль сей басни
Феномен Британского почтового скандала можно рассматривать под разными углами. Но прежде всего это история о том что корпоративные ошибки бывают смешные, а бывают такие, что с легкостью разрушают жизни тысяч людей. И, с другой стороны, что Давиду, роль которого примерил на себя Алан Бэйтс, иногда все-таки удается справиться с Голиафом.
Однако горько-сладкий привкус сюжета о восстановлении попранной справедливости лишь подсвечивает страх перед ошибками компьютерных систем, влекущими за собой катастрофические последствия.
Подливает масло в огонь таких страхов и заявление на одном из судебных заседаний сотрудника Fujitsu, что данные в системе Legacy Horizon в теории можно было менять и удаленно. Другой же бывший сотрудник, Джеральд Барнс, заявил, что его работодатели знали о проблемах с их софтом, но вместе с «Почта Британии» скрывали это, т.к. доработка и обновление системы в сжатые сроки обошлись бы всем слишком дорого.
Для кого-то мысль о том, что среди сотрудников Post Office могли скрываться злоумышленники, накручивающие своим жертвам недостачу, успокоительная. Ведь тогда проблема заключается в банальной человеческой алчности, а не превратностях слепой цифровой стихии.
Для других, идея о том, что анонимные преступники могут десятилетиями прикрываться дырами в бухгалтерской системе, подводя под монастырь сотни людей – еще более антиутопична.
Как ни странно, когда слово в очередной раз дали Алану Бэйтсу, в своем интервью The Times он довольно мягко отметил, что произошедшее имеет много причин, и нет никакой нужды выбирать между некомпетентностью госкорпорации и злым умыслом. А что бы ответили на его месте вы?
Комментарии (25)
newintellimouse
13.10.2024 10:03Как ни странно, когда слово в очередной раз дали Алану Бэйтсу, в своем интервью The Times он довольно мягко отметил, что произошедшее имеет много причин, и нет никакой нужды выбирать между некомпетентностью госкорпорации и злым умыслом.
Мягко? Он назвал чиновников некомпетентными И злонамеренными одновременно :)
yoz
13.10.2024 10:03Не очень понятно как такая ситуация могла возникнуть, тем более в те годы. Не было параллельного подсчета денег? Чеки\журналы прихода-расхода\сдача инкассации?
Sly_tom_cat
13.10.2024 10:03Вот мне тоже подумалось - люди даже сами себя готовы были обвинить на столько системе доверяли. Вот у нас бы точно вели бы "бумажную" бухгалтерию в параллель. И это бы стало очень серьезным аргументом в суде.
salnicoff
13.10.2024 10:03В бухгалтерии есть понятие «проводка», которая связывает два счета. Похоже, что бухгателрская программа писала неправильную сумму какой-то проводки. Получалось, что оказали дорогую услугу вместо дешевой, и теперь в кассе должно быть много денег. Если их нет, значит, их украл кассир, потому что проводка считается правильной. Теперь начинаем трясти деньги с кассира...
Mingun
13.10.2024 10:03Да, вот от статьи хотелось бы больше технических подробностей, как так получилось, что программа начала «завышать в отчетах суммы, находившиеся в кассах почтовых отделений». И почему со стороны почты прокатывала отмазка «это всё человеки напутали, а наша программа никогда (ни-ни) не ошибается».
al_kotler
13.10.2024 10:03Вот тоже с 30 годами стажа в банковской автоматизации, с опытом участия во внезапных проверках касс не понимаю - как можно было не сравнивать и не фиксировать ежедневные остатки в ПО и в хранилище.
Ya_na_habre
13.10.2024 10:03Так в чём "ошибался" этот софт конкретно? Примеры есть?
perfect_genius
13.10.2024 10:03Вот это каждый раз удивляет меня из этой истории. Сколько про неё пишут, а никто не удосужился заставить раскрыть разработчиков причины багов, чтобы знали все.
Видимо, всё ещё ищут. Годами.
JYE
13.10.2024 10:03Не понятно как именно проявлялся баг, и почему пострадавшие не могли его доказать.
Ileots
13.10.2024 10:03Одна из ошибок, названная «ошибкой Далмеллингтона» в честь деревни в Шотландии, где оператор почтового отделения впервые стал ее жертвой, приводила к зависанию, когда пользователь пытался подтвердить получение наличных.
Если, уже после зависания, пользователь повторно нажимал Enter, запись снова обновлялась - подтверждая получение им новой суммы.
В Далмеллингтоне эта ошибка привела к расхождению в размере 24 000 фунтов стерлингов, за которое почтовое отделение пыталось возложить ответственность на оператора почтового отделения.
Ileots
13.10.2024 10:03ps кроме собственно багов, там вообще система не была защищена никак от внешнего вмешательства - сотрудники Fujitsu (наверняка не только Fujitsu...) могли удаленно получать к ней неограниченный и неаудируемый доступ.
KVentz
13.10.2024 10:03О, снова ошибка двойного клика. Помнится, на заре интернет-платежей это много головной боли принесло: на сайтах часто при оплате по карте каждый клик по сабмиту создавал новую транзакцию, даже даблклик. Пользователи тогда ещё не привыкли, что в Интернете всё делается одинарным кликом и по привычке даблкликали. Плюс диалап тормозил и некоторое время ничего не происходило, некоторые кликали дважды ещё раз. И так по два-четыре раза сумма списывалась. Только спустя какое-то время в платёжных формах стали большими буквами предупреждать, что кликать нужно только раз. А потом догадались и кнопку блокировать после первого клика.
Roo-ed
13.10.2024 10:03Ну вот кстати здесь такие есть примерчики:
«Уже в 2001 году команда Макдоннелла обнаружила «сотни» ошибок. Полный список так и не был составлен, но последовательные обвинения операторов почтовых отделений показали, какого рода проблемы возникали. Одна из них, названная «багом из Далмеллингтона» по имени деревни в Шотландии, где оператор почтового отделения впервые стал ее жертвой, приводила к тому, что экран замирал, когда пользователь пытался подтвердить получение наличных. Каждый раз, когда пользователь нажимал «ввод» при застывшем экране, программа обновляла запись [видимо, увеличивая выручку]. В Далмеллингтоне эта ошибка привела к расхождению в 24 000 фунтов стерлингов, за которое почтовое ведомство пыталось привлечь к ответственности оператора почтового отделения.
Другая ошибка, названная «ошибкой Каллендер-сквер» - по имени первого отделения, пострадавшего от нее, - приводила к дублированию транзакций из-за ошибки в базе данных, лежащей в основе системы: несмотря на то, что дубликаты были явными, ответственность за ошибки снова возложили на оператора почтового отделения».
То есть там не было какого-то ключевого бага, там была целая россыпь. Не приложение, а минное поле.
perfect_genius
13.10.2024 10:03Иронично, если работники в свободное от уклонения таких "мин" время, ещё играли в Сапёра.
Sunrise77g
13.10.2024 10:03Больше всего меня удивляет то, что НИКТО из гос.говна даже не попытался задать себе вопросы "А что я вообще делаю? Может я что-то делаю не так?". Видимо, туда набирают какую-то специальную породу антропоморфов, которую с таким рвением и культивируют государства.
VADemon
13.10.2024 10:03имхо, это сорт людей "работа обеспечена до конца жизни". Но меня интересует как такая мантра приводит к такой гомоморфной когорте людей. Это заметно в интернациональном разрезе с небольшой поправкой на культуру.
JYE
13.10.2024 10:03У нас пользователи 1с не сильно отличаются, особенно если это какой то оператор - им сказали делать так, они не думая будут "копать от забора и до обеда"
VADemon
13.10.2024 10:03Алан Бэйтс не только отверг подобные подозрения в свой адрес, но и возглавил борьбу за обеление репутации сотен своих коллег. Вооружившись телефонным справочником,
Обращаю ваше внимание, что это сделал один человек. История вершится людьми -- нередко одиночками. Был бы кто-то ещё, если не Бэйтс? Помните об этом и своих решениях.
perfect_genius
13.10.2024 10:03Как-то кто-то на игровом сайте интересовался, а есть ли какой-то известный японский софт, умеют ли они программировать? Вопрос возник у него в теме про ужасный код в японских играх. Теперь есть что ему ответить.
fugasio
13.10.2024 10:03Есть отличный полудокументальный игровой сериал про эту историю: https://www.kinopoisk.ru/series/5436617/
aik
Гордон Диксон, "Перфокарты не обсуждают" (Computers Don't Argue).
Когда "наша сертифицированная система не ошибается, потому что она сертифицирована сертификатом".