Айгуль Шадрина

Эксперт. Основатель бухгалтерской компании S4 Consulting и налоговый консультант.

Продолжаю рубрику с обзором судебной практики.

Покупка имущества через лизинг — дело тонкое. Рассказываю, во сколько может обойтись компании лизинг авто, если сначала взять его на компания, а потом передать своей жене через возврат машины лизингодателю. Как раз такая ситуация была в деле № А12-31097/2022.

В чём суть дела

История произошла в Волгоградской области с неким ООО, назовём его просто «Компания». ИФНС заинтересовала декларация по налогу на прибыль за 2020 год, уточнёнку по которой сдала компания. Инспекторам не понравился заявленный убыток. Они провели камеральную проверку и обнаружили интересную ситуацию с лизинговым автотранспортом.

Компания заключила в декабре 2019 года договор лизинга сроком 11 месяцев на авто марки BMW X1 XDrive 201, год выпуска 2019, тип ТС - легковой. Компания исправно оплачивала лизинговые платежи с января по ноябрь 2020 года на общую сумму 2 315 789,68 ₽, включая НДС.

И с 22.11.2020 должна была рассчитаться по договору, перечислить выкупной платёж в 1 000 ₽ и получить транспортное средство в собственность. Однако, Компания отказалась, сославшись на экономическую ситуацию, и вернула авто лизингодателю.

В процессе камеральной проверки налоговая выяснила, что по данным ГИБДД, Компания сняла с учёта 18.12.2020 транспортное средство. И в этот же день новым владельцем стала некая дама, по сведениям ЗАГС оказавшаяся женой собственника и генерального директора. Лизинговая компания продала ей автомобиль по цене выкупного платежа — за символическую 1 000 ₽.

ИФНС посчитала, что проверяемое юрлицо использовало такую схему, чтобы занизить налогооблагаемую базу по прибыли за 2020 год.

В итоге Компании доначислили по ч.3 ст.122 НК РФ:

  • 368 000 ₽ налог на прибыль;

  • 78 834,21 ₽ пени;

  • 73 600 ₽ штраф.

Доводы налоговой инспекции

На основании материалов камеральной проверки ФНС посчитала, что Компания получила необоснованную налоговую выгоду и сознательно снизила доходы от реализации автомобиля.

Чем руководствовалась налоговая:

  • Компанией не выполнены условия по ст. 54.1 НК РФ — искажены сведения о фактах хозяйственной деятельности, ведь фактически была продажа имущества.

  • Автомобиль приобрело взаимозависимое лицо.

  • Цена сделки была намного ниже рыночной. Инспекторы не смогли сразу выяснить, соответствует ли цена сделки рыночной цене, поэтому привлекли стороннего эксперта на основании п. 9 ст. 105.7 НК РФ. Независимая оценка установила рыночную цену авто 2019 года выпуска — 2 208 000 ₽ с НДС.

ФНС пересчитала базу по налогу на прибыль за 2020 год с учётом рыночной цены сделки и доначислила налог, пени и штраф.

Доводы проверяемой компании–налогоплательщика

Компания не согласилась с решением налоговиков и подала жалобу в вышестоящую инстанцию — УФНС по Волгоградской области, но получила отказ. После этого она обратилась в суд.

Позиция Компании:

  • Экспертное заключение не подтверждает стоимость конкретного авто.

  • Заключение о рыночной стоимости не действительно. Налоговая уже постфактум сообщила Компании о проведении экспертизы, что является нарушением.

  • Компания не владела автомобилем в момент продажи, он не числился у неё на балансе и был в собственности лизинговой компании.

  • По условиям договора по окончанию срока автомобиль нужно было вернуть лизингодателю.

Также компания подала ходатайство с просьбой провести товароведческую экспертизу, чтобы определить рыночную стоимость имущества. Причём поручить это конкретному ООО.

Доводы судов двух инстанций

Суд первой инстанции встал на сторону налоговой и отказал в удовлетворении ходатайства по делу № А12-31097/2022 — товароведческая экспертиза не нужна, ФНС всё начислила верно:

  • Компании не было смысла возвращать автомобиль лизингодателю, ведь все платежи были оплачены по графику и договор исполнен.

  • Основная цель продажи взаимозависимому лицу — занизить налог на прибыль.

  • В договоре не было указано, что предмет лизинга должен был быть возвращён лизинговой компании.

  • Компания должна была по условиям договора сама ставить транспортное средство на учёт в ГИБДД и оплачивать транспортный налог.

  • Компания вернула авто по акту возврата в лизинговую компанию 17.12.2020, само же сняло его с учёта в ГИБДД 18.12.2020 и в этот же день было зарегистрировано за супругой учредителя, а не за лизингодателем.

  • Руководитель компании через личный кабинет после оплаты всех лизинговых платежей обратился в лизинговую компанию с просьбой забрать авто и продать его по выкупной стоимости третьему лицу — его жене. Об этом было написано в дополнительном соглашении к договору лизинга от 17 декабря 2019 года.

  • Все вышеуказанные действия говорят о том, что Компания активно участвовала в сделке по продаже авто.

  • Несвоевременное уведомление о проведении экспертизы налоговой несущественно, оно никак не влияет на решение эксперта и не делает экспертизу недействительной.

  • На допрос в налоговую новая владелица авто не явилась и запрошенные документы, которые подтвердили бы факт совершения сделки купли-продажи, не предоставила.

Суд второй инстанции в постановлении от 12.05.2023 года по делу № А12-31097/2022 согласился с судом первой инстанции и также поддержал налоговую.

Единственное приятное для компании в решении суда второй инстанции — возврат ей переплаты госпошлины в 1 500 ₽.


Добавлю от себя: рекомендую работать только в белую и покупать машины исключительно для нужд бизнеса и никак иначе.

В данном кейсе схема с продажей через лизинговую компанию созависимому лицу была стандартная, но не очень действенная. Иногда компании действительно продают технику после выкупа из лизинга. А бывает, что оставляют машину на балансе и продолжают её использовать, иногда даже в бизнес-целях. Налоговая всё равно бы вычислила всех взаимозависимых лиц и увидела все операции — в ГИБДД, в банках, в лизинговой.

На рынке применяют такие схемы работы:

  • Автомобили берут в лизинг де-юре из-за производственной необходимости, а де-факто передают машину в пользование родственникам или менеджерам среднего звена, последним — как бонус за хорошую работу. Когда полностью рассчитались с банком выжидают какое-то время и после продают по остаточной стоимости. Либо оставляют на балансе компании и используют по документам для нужд бизнеса.

  • Машину приобретают под запрос сотрудника, по внутренним документам закрепляют за ним. Работник постепенно выплачивает стоимость «живыми деньгами» руководителю компании напрямую и радостно пользуется авто.

Плюсы таких схем очевидны, если компания-лизингополучатель работает на ОСН. По новым правилам учёта с 2022 года лизингополучатели:

  • Принимают к вычету НДС и платят меньше налога.

  • Уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли на сумму лизинговых платежей без НДС — учитывает их в расходах.

Например, ежемесячный платеж по лизингу авто равен 250 000 ₽, из которых компания:

  • Ставит на расходы и уменьшает базу по прибыли — 208 333,33 ₽.

  • Принимает НДС к вычету — 41 666,67 ₽.

Давайте посчитаем два варианта.

Первый вариант — покупка автомобиля директору за собственные деньги.

Например, машина стоит 10 млн ₽. Без НДС это будет 8,33 млн ₽.

Как физлицо директор купит машину за 10 млн и вернуть НДС не может.

Сумма на оплату машины выводится через выплату дивидендов/премии: на руки директор получит 10 млн ₽, а компании вместе с зарплатными налогами это обойдётся в 13,5 млн ₽.

Получается, что потратили 13,5 млн ₽, чтобы взять машину за 8,33 млн ₽ без НДС.

Второй вариант — покупка автомобиля в лизинг.

К примеру, в лизинг та же модель стоит на 1 млн ₽ дороже.

Компания берёт машину в лизинг за 11 млн ₽, без НДС это 9,17 млн ₽.

При этом компания учитывает лизинговые платежи в расходах и не платит с них налог на прибыль. И принимает НДС к вычету, то есть по факту не платит его в бюджет.

Получится, что такой же автомобиль компании обойдётся всего в 9,17 млн ₽.

Экономия при лизинговой схеме выходит в 4,33 млн ₽ (13,5 млн - 9,17 млн).

Неплохо, согласитесь? Но такое фиктивное оформление автомобиля — незаконно.

Комментарии (10)


  1. Nansch
    22.11.2024 12:42

    Какие законы, такие и схемы.


    1. Aigul_Shadrina Автор
      22.11.2024 12:42

      Раскроете подробнее тезис?


      1. Qlavrt
        22.11.2024 12:42

        Раскрою: НДС выгоден "лично" государству, но не участникам экономики, потому что у этого налога:

        1) нет функционально-обособленного обоснования; он логически не отличим от налога на прибыль: (приход-расход)*%. Другие налоги имеют в основе некоторый физический смысл: НДПИ - за владение государством полезными ископаемыми на своей территории и т.д. и т.п.

        2) участники экономики, ведущие абсолютно одинаковую деятельность, искусственно разделены на тех кто обязан платить НДС и кто не обязан, однако если вторые продают свои услуги первым, то первые не могут уменьшить свой НДС на "их" НДС - и в результате заплатят его государству.

        Уж извините, что пишу примитивно упрощенно - от бухгалтерии тут стало бы душно...

        Настоящие участники рынка прекрасно понимают эту ситуацию, поэтому тысячи чиновников придумывают, как обобрать предпринимателей, а миллионы предпринимателей - как не дать себя обобрать...


  1. Qlavrt
    22.11.2024 12:42

    Получается, что потратили 13,5 млн ₽, чтобы взять машину за 8,33 млн ₽ без НДС.

    Ну нет же! Автодилер не продаст физлицу "директор" эту машину за 8.33, а продаст за 10! И первая цифра не правильно подсчитана: вы же взяли только 35% налогов на "фонд оплаты труда", но еще есть НДФЛ (в его случае очевидно не менее 15% будет), которая будет удержана из начисленной зарплаты, то есть если директору нужны 10млн "на руки", то начислить ему зарплату надо 10/(100-15%) = 11,765млн. ИТОГО затраты на машину будут 11.765*1.35 = 15,882млн!

    Экономия при лизинговой схеме выходит в 4,33 млн ₽ (13,5 млн - 9,17 млн).

    Ну и тут тоже надо пересчитать.... Зачем вы снова НДС убрали из стоимости авто - компания не заплатит его государству - да, но ведь заплатит его автодилеру! А вот налог на прибыль не учли: 20% от 9,17.

    ИТОГО 15,882-11+9,17*0,2 = 6,71млн


    1. sunnybear
      22.11.2024 12:42

      В 35% входят все налоги. А для ит компании это 25%


      1. Qlavrt
        22.11.2024 12:42

        В 35% входят (ОМС + страх.нетрудоспособности + ОПС) + страх.травматизма. Первые три объединены с 01.01.23 в один платеж - 30%. А страхование от травматизма зависит от вида деятельности: от 0.2% до 8,5%.

        В этих платежах есть несколько дополнительных правил: снижение "единого тарифа" после определенной суммы (там немногим больше 2млн, то есть для описанного случая будет снижение), льготный тариф для предприятия из реестра МСП, льготный тариф для ИТ - как вы и написали. Ну и автор страховку травматизма наверное для ровного взяла 5%...

        НО, это всё начисляется от общей заплаты сотрудника, включающей НДФЛ, который у него удержат и на руки он его не получит!


  1. mixsture
    22.11.2024 12:42

    Инспекторы не смогли сразу выяснить, соответствует ли цена сделки рыночной цене, поэтому привлекли стороннего эксперта на основании п. 9 ст. 105.7 НК РФ

    И эксперт скорее всего проанализировал ровно 0 лизинговых сделок. Притащил сюда данные из совсем другой области: прямой купли-продажи, почему-то полагая, что именно по этой стоимости и обязано уходить авто в лизинговой схеме. А почему не +10% или -10% или еще какое-то число? Насколько я помню, в схемах лизинга применяется (или раньше применялся) повышенный коэффициент амортизации - это эксперт учитывает? А корпоративное использование, которое часто изнашивает машину куда больше - тоже учел? Отбирал только сделки юрлицо => физлицо? Вот же вы сами пишете "К примеру, в лизинг та же модель стоит на 1 млн ₽ дороже.", чем подтверждаете неравность условий с обычной куплей-продажей.

    Думаю, если это так, то с такой "экспертизой" законы бесполезны - они деградировали до "нет оснований не доверять сотруднику полиции".


    1. Qlavrt
      22.11.2024 12:42

      В целом разделяю ваши опасения, но скорее всего задание эксперту было простым: рыночная стоимость конкретной модели авто с конкретным годом выпуска и пробегом в конкретный момент.


  1. Treviz
    22.11.2024 12:42

    Я работал в одной частной конторе. Там в лизинг на юрлицо покупались люксовые автомобили для директоров/собственников фирмы, зато рабочие лошадки для производственных нужд оформлялись за наличные на физлицо. Ибо так выгоднее.
    Грамотных, бывалых бухалтеров и юристов тут ИИ никак не заменит пока.


  1. createaddressforsigning
    22.11.2024 12:42

    тк статья изначально умолчала откуда возникло авто то решил особо дальше не читать ... тк в конце всё равно убийца - садовник