В ноябре и декабре 2024 года мир столкнулся с новой угрозой для цифровой инфраструктуры — сразу тремя повреждениями подводных интернет-кабелей в течение пары недель. Эти события вызвали сбои в связи: относительно незначительные, благодаря своевременному перенаправлению трафика и оперативному ремонту. Пока эксперты ищут виновников, международное сообщество разрабатывает планы защиты, понимая, что без интернета остановятся не только лайки в соцсетях, но и бизнес-процессы, финансы и коммуникации. Об этом сегодня и поговорим.

Глубоководная проблема: где оборвались нити интернета

За последние несколько недель стало известно о выходе из строя сразу трех интернет-магистралей. На первый взгляд, в этих инцидентах нет ничего экстраординарного, но их близость друг к другу по времени породила вопросы. В первую очередь — кто виноват и что делать?

Повреждение и восстановление кабеля BCS East-West Interlink

17 ноября 2024 года в Балтийском море зафиксирован обрыв подводного кабеля связи BCS East-West Interlink, соединяющего литовский город Швянтойи со шведским островом Готланд. Магистраль введена в эксплуатацию в ноябре 1997 года. Она — один из трех основных каналов передачи данных между Литвой и Швецией. Кабель обеспечивает значительную часть интернет-трафика в регионе.

Обрыв произошел около 10 утра по местному времени. Инцидент привел к снижению пропускной способности интернета в Литве где-то на треть. Компания-оператор заявила, что раньше кабель неоднократно повреждался якорями судов.

Ситуация осложняется тем, что повредили BCS East-West Interlink почти одновременно с прорывом магистрали C-Lion1 (об этом — ниже). Оба повреждения были обнаружены в пределах 10 квадратных километров друг от друга, и это вызвало сомнения в случайности произошедшего.

Ремонтные работы на BCS East-West Interlink начались незамедлительно. Специалисты оценили время восстановления в пару недель, в зависимости от погодных условий. Прогнозы были точными — уже к 28 ноября 2024 года кабель отремонтировали.

Расследование причин продолжается, власти Литвы и Швеции стараются выяснить, что произошло и почему.

Повреждение и восстановление кабеля C-Lion1

Подводный телекоммуникационный кабель C-Lion1 укладывается на дно Балтийского моря кабелеукладочным судном Ile de Brehat у побережья Хельсинки. Источник
Подводный телекоммуникационный кабель C-Lion1 укладывается на дно Балтийского моря кабелеукладочным судном Ile de Brehat у побережья Хельсинки. Источник

На следующий день, 18 ноября, произошло повреждение подводного кабеля связи C-Lion1. Магистраль соединяет Хельсинки с немецким портовым городом Росток. Ее протяженность около 1,2 тыс. километров. Она обеспечивает высокоскоростную передачу данных между Финляндией и Германией.

Оператор кабеля, финская компания Cinia, сообщила о неисправности и быстро приступила к ремонтным работам. Специализированное судно Cable Vigilance отправилось из французского порта Кале и быстро прибыло к месту повреждения. Слаженная работа и благоприятные погодные условия позволили завершить ремонт 28 ноября 2024 года в 21:00 по восточноевропейскому времени.

Сейчас кабель C-Lion1 полностью восстановлен и функционирует в штатном режиме. Как и в предыдущем случае, причины повреждения остаются невыясненными. Компания Cinia подала официальный запрос в Национальное бюро расследований Финляндии, изучение инцидента продолжается.

Расположение кабелей (источник)
Расположение кабелей (источник)

Кто повредил кабели? Как отмечают собеседники CNN, причиной обрыва может быть якорь проходившего рядом судна. Американские официальные лица и сотрудники западных разведывательных служб выразили мнение, что, возможно, виновник — китайское судно Yi Peng 3. Оно прошло вблизи мест повреждений незадолго до обрывов магистралей.

Эти два случая не редкость. Похожий инцидент произошел осенью 2023 года, тогда был поврежден подводный газопровод Balticconnector, соединяющий Финляндию и Эстонию. Как оказалось, трубопровод задел якорь китайского грузового судна Newnew Polar Bear. Китай тогда подтвердил, что повреждение Balticconnector произошло из-за их судна по случайности.

Расследование пока продолжается.

Обрыв кабеля между Швецией и Финляндией

Не успел затихнуть информационный шум в связи с первыми двумя инцидентами, как стало известно о новой проблеме. В ночь на 3 декабря 2024 повредили магистраль, соединяющую Швецию и Финляндию. Инцидент произошел на территории Финляндии, о чем сообщила шведская газета Aftonbladet со ссылкой на данные Агентства по чрезвычайным ситуациям Швеции.

Министр транспорта и связи Финляндии Лулу Ранне заявила, что власти серьезно относятся к произошедшему и вместе с оператором магистрали проводят тщательное изучение инцидента.

Повреждение привело к сбоям в интернет-соединении в обеих странах. По данным финского управления транспорта и связи Traficom, повреждения произошли в ходе строительных работ, и ремонтные работы были оперативно завершены. 

Нужна надежная защита

Сейчас НАТО усиливает меры по защите критически важной подводной инфраструктуры. С декабря 2024 года Альянс начнет мониторинг критических объектов в Балтийском море на базе нового морского центра, созданного в Финляндии. Организация планирует использовать передовые технологии, включая роботов, и программное обеспечение для отслеживания состояния подводных коммуникаций и оперативного реагирования на возможные угрозы.

Демонстрация работы подводного робота, его запускают для обследования состояния интернет-кабеля
Демонстрация работы подводного робота, его запускают для обследования состояния интернет-кабеля

К тому же НАТО планирует создать флот морских беспилотников для патрулирования и защиты подводной инфраструктуры в Балтийском и Средиземном морях. Аппараты оснастят современными сенсорами для обнаружения и предотвращения потенциальных угроз.

Кстати, идея защиты интернет-магистралей не нова. В мае 2024 года в штаб-квартире НАТО состоялось первое заседание, посвященное защите критически важной подводной инфраструктуры. На встрече ведущие эксперты из стран-членов Альянса обсудили стратегии и меры по укреплению безопасности глубоководных кабелей и трубопроводов. Тогда подчеркивалось, что в проекте должны принимать участие разные государства и частный бизнес.

В дополнение к этим инициативам Германия и Норвегия предложили разделить территорию НАТО на пять морских зон для более эффективной защиты подводной инфраструктуры. В рамках этого плана Германия выразила готовность взять на себя ответственность за безопасность объектов в Балтийском море.

Что в итоге?

Инциденты с повреждением подводных кабелей связи в Балтийском море подчеркивают растущую уязвимость глобальной инфраструктуры. Магистралей становится больше, курсирующих над ними судов тоже немало. Время от времени происходят аварии из-за неосторожности моряков или по другим причинам.

Прорывы кабелей вызывают перебои в интернет-соединении и угрожают стабильности критически важных коммуникаций, от которых зависят международные финансовые операции, энергетика и национальная безопасность. Так что вопрос о защите подводной интернет-инфраструктуры вовсе не праздный. Государственным организациям и частным компаниям нужно разработать действительно надежный план, который позволит если не решить проблему полностью, но хотя бы снять часть угроз. Будем следить за ситуацией дальше.

Комментарии (3)


  1. Pyroraptor
    08.12.2024 18:51

    А как же повреждения хасидами двух интернет-кабелей в Красном море?

    В интернете потом по разным каналам долго гуляла эта картинка


    1. BugM
      08.12.2024 18:51

      Хасиды, хуситы и хаоситы это три разных человека