Начать данную публикацию пожалуй стоит с того факта, что жанр "чистых" квестов, как и эдвенчур, так и классических RPG в отдельности, мне достаточно чужд - ранее за всё время, в контексте первых двух жанров, по существу были осилены только три проекта - ремастеры Grim Fandango (1998), Leisure Suit Larry 1: In the Land of the Lounge Lizards (1991) и Another World (1991). Помимо этого первый и второй проходились с существенной опорой на руководства, без которых в частности я навряд ли когда-нибудь разгадал бы загадку с воздушными шарами в случае первой игры. Помимо чисто обще жанровых предпочтений есть и несколько дополнительных факторов, которые вычеркнули для меня эти сегменты игровой индустрии - тупиковые ситуации, регулярное отсутствие какого-либо понимания что делать дальше, пиксель-хантинг (порой за всякими рамками разумного), своеобразная логика в контексте тех или иных пазлов, моментальная погибель героя от случайной, не той выбранной фразы или иного действия и последующий старт игры с самого начала, если нет сохранения до (что отчасти применимо к одной из рассматриваемых далее игр), местами встречающееся ограничение по времени, медлительность игрового процесса.
В определённой степени особняком от данного явления разместились проекты с элементами FMV, в среде которых мне удалось отыскать несколько, что наиболее приглянулись на фоне прочих как по антуражу, так и по отсутствию, во всяком случае отчасти, упомянутых проблем. О них - в сегодняшнем материале.
1. Roberta Williams' Phantasmagoria (1995).
* В стилистическом плане Phanstamagoria в чём-то напоминает эдакую помесь Alone in the Dark (1992) и Vampire: The Masquerade - Bloodlines (2004) - двух проектов, в которых я некогда провёл достаточно большое количество времени.
* Сюжетная канва поначалу достаточно интересна, напоминает крепкие триллеры категории "B", с элементами мистики, снятых в 90-х, где-то может быть скомканных и не взрачных, но по своему уникальных произведений, способных дать фору многим современным творениям. Примерно же с середины и несколько позже былая атмосфера улетучивается и повествование скатывается в типичный трэшовый ужастик по типу тех работ, что в частности особо массово начнут выкатываться на рынок с наступлением нулевых, а отдельно взятые и попрятанные там и здесь сцены смертоубийств и вовсе тянут на "шедевры" уровня какой-нибудь "Пилы" (2003), не меньше. Учитывая заданный вектор финал становится по своему предсказуемым.
* С геймплейной составляющей всё, с одной стороны, гладко. Ходи себе неспешно туда-сюда, любуйся в зеркала, исследуй особняк и окрестности, оперируй предметами, число которых никогда не достигает числа доступных слотов, коих восемь. Действия, в массе своей, логичны, обстановка камерная, немногочисленные персонажи вполне колоритны. Один эпизод, всего их семь, проходится за ~ сорок-шестьдесят минут. Подлянка же кроется в финале, причём двойная. С одной стороны в седьмом эпизоде авторы внезапно решили сменить темп и превратить повествование в сумасбродный экшен с элементами QTE - одно неверное движение и героиню ждёт погибель, мешкать некогда. С другой буквально в самом конце может выясниться, что не хватает одного ключевого предмета, который, как оказывается, нужно было выменять в городе, предварительно получше порывшись в сундуке на чердаке. Нет предмета? Что же. Удаляйте сохранение и начинайте прохождение с начала шестого эпизода, ибо просто так откатиться назад не дадут, помимо этого наша героиня откажется ехать в город если за окном наступает вечер, чего ранее, смены времени суток, в целом как-то не наблюдалось. Любые же махинации иного рода могут привести к тому, что сегмент до злополучной кат-сцены и вовсе перестанет загружаться, так что лучше не экспериментировать.
Вердикт - оставляет двоякое впечатление. С одной стороны в каждой тёмной подворотне записывается в однозначную классику, вполне понятно почему, с другой создаётся ощущение, что чёткого виденья что же они создают у авторов всё же не было.
Напоследок для интересующихся три наименования для потенциального просмотра - "Crying Freeman" (1995) (краткое описание можно найти здесь), "Kindred: The Embraced" (1996), "Dark Realm" (2000).
Ссылки.
Учитывая исходную комплектацию в семь дисков, а также определённую специфику с запуском, наиболее простым методом запуска сегодня будет вариант добычи копии игры в GOG или Steam.
2. Sacred Pools (1997 / ? / 2022).
Вторым по счёту проектом из запланированного списка с серьёзной ставкой на FMV стал достаточно не очевидный представитель, что добрался до широких масс населения в октябре 2022 года. Исходя из дошедшей до наших дней информации планировалась данная игра как своего рода флагман, что должен был возвести к тому моменту, рубеж 1996-1997 годов, в целом угасающую моду на "живое" видео на принципиально иной уровень. Сделать это причём планировалось с не характерными для проектов, когда речь заходит о Sega, элементами - ставкой на взрослую аудиторию. Несмотря на довольно интересную концепцию, помпезную подачу на E3 1996, встреченную впрочем по имеющимся данным холодно, а также разработку, местами переходящую в стадию одержимости, на проекте, как и попутно на смелых и неординарных идеях в целом, в итоге было решено поставить крест.
* Общий затраченный хронометраж в моём случае уложился в ~ 10 часов. Из них порядка трёх на первичные изыскания и настройку, пять часов на неспешное прохождение и исследование обжитого астероида и сбор пяти особых кристаллов, затем ещё ~ полтора-два на ускоренное прохождение, полностью сконцентрированное на сборе предметов и прохождении в несколько иной последовательности с общим игнорированием головоломок и общения с персонажами.
* Я практически никогда не останавливаюсь на не выпущенных проектах, в особенности если речь идёт о том, чтобы детально ознакомиться с ними, так что этот случай можно по своему назвать уникальным. Несмотря на то, что широкой публике был предоставлен альфа-билд игры, в процессе прохождения этот аспект, как таковой, не ощущается и по существу есть только два момента, выдающих эту составляющую - временами повторяющиеся кат-сцены, не привязанные к какой-то чёткой последовательности действий и порой не совсем логичным триггерам, а также факт отсутствия, во всяком случае пока его вроде бы найти никому не удалось, явного эпилога - повествование после сбора особых кристаллов обрывается / заходит в тупик.
* Сюжетная завязка, на первый взгляд, не замысловата. Главный герой, являющийся космическим морским пехотинцем путешественником терпит бедствие и его корабль пробивает загадочный астероид. Согласно заданным на тот момент трендам далее стоило бы ожидать что-нибудь в духе Quake II (1997), но нет - вместо этого товарища встречает дружелюбная блондинка, выдаёт ему склянку для пополнения здоровья, представленного здесь отдельной шкалой, и рекомендует ему отправиться в ближайший бар за помощью. В последующем выясняется, что а) Земля, как водится, в опасности б) на обжитом астероиде идёт междоусобная война между двумя местными фракциями, по своей структуре напоминающих племенной строй; основным ядром раздора между ними становятся некие особые кристаллы. С одной стороны на них зиждется всё местное мироздание, с другой стороны при попадании в плохие руки они способны служить как оружие. Не устояв перед чарами голубоглазой мадам пропагандист отправляется на их поиски, сулящие изучение каждого тёмного угла и общением с попадающимися на глаза субъектами.
* Техногенно-окаменелую станцию глобально можно разбить на несколько основных частей:
- Однотипные, серые коридоры со множеством ответвлений и скрытых проходов. В них довольно легко заблудиться. - "Фиолетовая" техногенная комната, она же резиденция условного местного сопротивления, ограниченного парой обитателей. В ней можно разблокировать местный ИИ, что, в свою очередь, позволить открыть большинство, кроме двух и требующих кристаллы, закрытых дверей.
- "Красная" комната, что-то вроде производственных помещений.
- "Синяя" - темница, где, при определённом раскладе, можно встретить злого стражника. - Бар и его странные, в массе своей не дружелюбные, обитатели. - Комната в стилистике Марокко - населена преимущественно симпатичными, но местами опасными особами, среди прочего также исполняющих экзотические танцы.
- Пещеры - место обитание местных, как бы их назвать, "хранительниц очага"? Сирен? Одним словом местами дружелюбного племени, основная задача которого заключалась в поддержании баланса и хранении искомых объектов.
* Блуждая по обозначенным локациям герой может собирать множество разноцветных кристаллов, представленных в четырёх формах. Часть из них выступает в качестве расходников, требующих применение для, например, открытия двери или решения какой-либо головоломки. Часть выступает предметом обмена с местными обитателями. Другая позволяет пополнять здоровье и снижать уровень радиации. Ещё одна защищаться от атакующих недоброжелателей и активировать щит. В сущности весь геймплей как таковой полностью строится вокруг данной механики - собрать нужные кристаллы, понять какой за что отвечает, вовремя и в нужном месте применить тот или иной.
* Управление дискретное, как в старых RPG по исследованию подземелий. Игрок волен двигаться в четырёх направлениях, перетаскивать и активировать предметы мышкой, но mouse look здесь, как такового, нет. Сражаться с противниками герой не может. На выбор в этом случае по существу есть три возможности - убежать, стерпеть атаку, попытаться блокировать таковую за счёт собранных кристаллов. Резерв здоровья достаточно приличный и легко восполняемый собираемыми предметами, большинство атак легко можно избежать. При получении урона, помимо потери здоровья, также может расти уровень радиации и, реже, ещё некая шкала, видимо символизирующая что-то вроде отравления. По ходу также могут встречаться ловушки, часть из которых отключаема, другие же нужно обходить. В случае попадания в ту или иную грозит отправка в открытый космос, откуда можно вновь вернуться на астероид, но число таких попыток ограничено тремя и одна из них может пригодиться для получения одного из пяти предметов, которые ищет герой.
* Основной же особенностью данной игры является антураж и атмосфера. С одной стороны пожалуй больше не получится назвать ни одного проекта с серьёзной ставкой на FMV, где на квадратный метр отдельно взятого помещения было бы размещено такое количество колоритных персонажей, в равной степени сочетаемых с фактом того, что существенное большинство из них являются особами фото-модельной внешности. Помимо этого, несмотря на подобную арт-подачу и условно эротический уклон, ощущение общего баланса остаётся на месте и нечто в духе рассматриваемого далее Blue Heat (1997) или, в особенности, чего-нибудь такого, где уровень 18+ был бы выражен более чем явно / "выходил за рамки", вроде какой-нибудь "Michael Ninn's Latex: The Game" (1996), что и "игрой" назвать можно весьма условно, здесь ожидать явно не стоит. С другой - окружение, отражающее редкое и не ординарное сочетание sci-fi, мистики и ближневосточного колорита.
Подытоживая можно отметить, что отсутствие возможности выйти на логически завершённый эпилог несколько удручает, как и местами странно работающие триггеры и некоторая однотипность блужданий туда-сюда, но общая неординарность увиденного и умеренный хронометраж позволяет на какое-то время позабыть про эти составляющие, позволив погрузиться в процесс прохождения проекта из былой эпохи, что, по видимому, ушла навсегда.
Ссылки.
PC-версию можно раздобыть здесь.
Техническая информация.
1. Игра без проблем устанавливается в 64-битной системе.
2. Чтобы нивелировать проблемы с запуском достаточно обзавестись DxWnd. Проверял на версии 2.06.06. Main -> Patch -> прокладываем путь к SACRED.EXE. 3. Разрешение можно задать какое по нраву или просто установив метку напротив пункта "Desktop".
3. Разрешение можно задать какое по нраву или просто установив метку напротив пункта "Desktop".
4. Оставляем включённым параметр "Run in Window", тем самым решая проблему со сменой дисков и сохранениями. Для смены диска нажимаем клавишу "Win", монтируем требуемый диск.
*. При выходе из игры может выдавать ошибку, но на геймплей это никак не влияет.
3. Blue Heat: The Case of the Cover Girl Murders (1997).
Третья остановка в нише FMV. На этот раз во внимание попал триллер с элементами детективного расследования, эротики и, местами, своеобразного юмора. Число подобного рода проектов к моменту 1997 года в целом было достаточным, как и подобный выбор вероятно можно назвать одним из наиболее очевидных / простых с позиции реализации, в частности с учётом того, что схожего рода истории, часто метящие в категорию "B", давно было поставлены Голливудом на поток, а в 80-х и 90-х годах 20-го века так и вовсе сыпались как из рога изобилия. В памяти в частности отметились такие наименования как: Роковой звонок (1988), Море любви (1989), Острые ощущения (1994), Стриптиз (1996) и другие. Как итог предложить что-то неординарное не было сколько-нибудь простой задачей, но, как ни странно, авторам данного проекта это вполне удалось.
* Действие разворочается в Лос-Анджелесе. Некто убивает поначалу двух, а затем, в общей сумме, четырёх девушек, ведущих особо фривольный образ жизни. Заключается последний в обширном диапазоне, стартующим от оголённой (и не очень) съёмки для широко известного тематического журнала и работы в одном из местных стрип-клубов, заканчивая употреблением запрещённых веществ, активным участием в загадочной секте, а также интимных отношений с каждым встречным-поперечным. В довесок к этому добавляются: итальянская мафия, чудаки всех возможных разновидностей, от гулящего фотографа и его ревнивой жены, озабоченного доктора и сурово-меланхоличного главы модельного агентства до поехавшего крышей журналиста-любителя, ведущего собственное расследование и готового ради сенсации пойти на что угодно, а также спонтанные, и не совсем спонтанные, междоусобные разборки между рядом перечисленных и не перечисленных фигур. Как итог количество подозреваемых быстро разрастается до 14-ти, но полиция в силах совладать только с 6-ю. От явной безысходности органы правопорядка решаются на неординарное решение - отправить свою рыжеволосую коллегу, детектива, поработать под прикрытием и с головой погрузиться в тёмный омут местных страстей. Коллега особо не раздумывая соглашается, ведь в случае успеха мероприятия ей сулит продвижение по карьерной лестнице (gold badge).
* На расследование отводится ровно 7 дней. Основной геймплей заключается в перемещении по ограниченному количеству локаций, общении с разными колоритными персоналиями, выяснении и уточнении фактов и поиске улик, что можно затем отправлять на дальнейший анализ. Как водится согласно законам жанра местные обитатели могут реагировать на задаваемые вопросы по разному, в зависимости от того какие реплики выбраны. Не правильный подбор слов в частности может привести к тому, что нашу героиню раскроют и расследование будет провалено. С другой стороны есть риск упустить важные детали, за счёт которых может засчитываться мотив или алиби того или иного подозреваемого. Неудача в последнем случае впрочем не означает, что процесс сразу зайдёт в тупик - как правило есть несколько путей установки мотивов, но вот с уточнением алиби возможностей несколько менее.
* Один из ключевых аспектов детективной работы, сбор и анализ улик, реализован несколько неоднозначно, если не сказать коряво. Можно собрать груду фактов и предметов для анализа и при этом не иметь ни одного одобренного алиби или мотива, на что местный лаборант по ходу дела посетует и порекомендует начать всё заново. Почему так? Потому что жать кнопку "Submit" зачастую нужно в середине того или иного диалога, чтения какого-нибудь файла или сразу после прослушивания записи. Тоже самое касается отдельно взятых предметов.
Наглядный пример. Отправляемся в "Candi's House", где обнаружена очередная жертва. Можно найти кучу предметов и отправить их на анализ в лабораторию, что ничего по итогу не даст, так подавляющая масса из них не имеют никакой практической ценности с позиции расследования. При этом если ткнуть по стационарному телефону, то можно найти фото с неким Бруно. Забрать его с собой нельзя, при этом оно является мотивом. Выбрать его в последующем в качестве мотива, без повторного визита в ту же локацию, то есть например из списка возможных улик, тоже нельзя. Нужно именно в момент просмотра фото зайти в PDA и нажать кнопку "Submit". Помимо это нужно иметь ввиду, что для дополнительной слежки за подозреваемыми полиции, помимо времени, будут нужны как мотив, так и алиби. Следить органы порядка одновременно могут только за 3-мя субъектами. Мотивы, в отличии от алиби, никак кроме как "Approved" не помечаются. Без слежки же добраться до финала, судя по всему, нельзя. Отдельно стоит отметить тот факт, что количество всех потенциально собираемых предметов для анализа пусть и не существенно, но несколько превышает лимит возможностей местной лаборатории, который равен 6-ти предметам в день. Как следствие выбирать таковые нужно с умом.
В остальном же если изначально не разобраться в данной специфике есть весомый шанс просто завалить прохождение с наступлением 7-го дня, так как осталось больше 6-ти подозреваемых, повторно посещать локации и собирать предметы можно, но анализировать их будет некогда, помимо этого если оставшиеся вопросы упираются не в них, а в элементы того или иного диалога, то всё, поезд уехал, можно начинать процесс по новой. Одним словом определённых упущений уровня L.A. Noire (2011) данная игра не дозволяет. Как итог рекомендовал бы обзавестись руководством, написанным, судя по всему, ещё в 1998 году некоей особой. Даже если не планируете им пользоваться, то при случае местами всё равно может пригодиться.
* Что касается контента условного формата 18+, то здесь он, в отличии от ряда собратьев по жанру, присутствует более явно, но за рамки привычно допустимого, в частности упомянутых триллеров с уклоном в эротику, не выходит. Оголённых тел по ходу дела встретится достаточно, как и будет несколько "по киношному стилизованных" сцен любви, но не более того. Градус же всякого разного связанного с так сказать "смертоубийственными аспектами" здесь по факту на порядок ниже чем в ранее упомянутой Roberta Williams' Phantasmagoria и в категорию ужасов происходящее метить не пытается - всё в рамках того, что допускает усреднённый триллер.
Итог - если выбирать из списка старых около детективных FMV-триллеров какой-то один, то субъективно я бы рекомендовал остановиться именно на данной игре, хотя и не то чтобы лично сильно знаком с прочими. Не последними факторами, помимо общей атмосферы, здесь являются умеренный порог вхождения и общая продолжительность, укладывающаяся в ~ 5 часов.
Ссылки.
1. Настроенная для запуска версия игры на базе DosBox Daum и Windows 3.11 доступна здесь.
Смена диска осуществляется нажатием сочетание ctrl+F4.
2. Руководство по прохождению можно найти здесь.
4. Noctropolis (1994).
В тёмном-тёмном городе, на тёмной-тёмной улице, в тёмном-тёмном доме, блуждает в раздумьях тёмный тёмный человек... Примерно так, согласно известной расхожей страшилке, можно было бы охарактеризовать синопсис местных событий, или, во всяком случае, какую-то их часть. Как не покажется с позиции сегодняшнего дня странным, но вроде как лежащая на поверхности концепция по прямолинейному сочетанию FMV-вставок и комиксов, позволяющая в частности полноценно "оживить" персонажей последних, широкого распространения не получила и данный проект является одним из немногих примеров такого рода.
* По стечению обстоятельств повествование выдёргивает героя из привычного ему мира и отправляет прямиком в другую реальность, сошедшую со страниц серии комиксов, которую он собирал на протяжении многих лет, но выпуск которой недавно прекратился без особых объяснений. Местный город, наполненный довольно странными обитателями, живёт в атмосфере вечной ночи. Антураж, стилистика, как и многие враги вполне походят на, местами наспех, скроенную кальку с того, что можно было лицезреть в работах про Бэтмена. Так в частности Харли Квинн здесь условно заменила суккуб, Безумного Шляпника съехавший с катушек учёный-садист, что, как и первый, может проникать в сны своих жертв, а местная злая версия Затанны отпускает непристойные шутки. Существенная же разница кроется в более, насколько это в принципе применимо в таком ключе, мрачном повествовании и некотором уклоне в готику и ар-деко. Помимо этого наш новоиспечённый герой не чурается при случае навсегда и без лишних эмоций избавиться от того или иного злодея, что в чём-то равняет его с Бэтменом эпохи 1940-х.
* Геймплейная специфика типична для помеси квеста и приключения. Есть ограниченное количество локаций и карта, где они отображаются. Герой волен свободно перемещаться по городу, заводить новые знакомства в попытке получить полезную и не очень информацию, что в частности раскрывает не только какие-то сюжетные тонкости и отмечает новые места на карте. По ходу дела можно собирать предметы, большинство из которых затем можно будет применить в той или иной ситуации. Само взаимодействие, как с персонажами, так и с предметами, сводится к стандартному набору команд вида "посмотреть", "открыть", "подойти", "использовать" и т.п.
* Статичный фон здесь сочетается с FMV-вставками. Все диалоги как с ключевыми так и второстепенными персонажами подаются по средствам таковых. Помимо этого местами встречается что-то вроде подобия кат-сцен, когда герой ограничен в действиях и, зачастую со стороны, наблюдает за некими событиями, представленными заданным сочетанием.
* Несмотря на в целом невысокую продолжительность, порядка ~ 3,5-5 часов, если более-менее понимать куда идти и что делать / или если проходить игру согласно руководству, хронометраж без последнего местами искусственно растягивается несколькими, в первом приближении не особо приятными, аспектами:
1. Традиционный для жанра квестов пиксель хантинг / не очевидные решения. Так при первой попытке прохождения я, как мне показалось, зашёл в сюжетный тупик, так как выбирал не те опции в диалогах, что следует. По факту оказалось, что в местном крематории нужно... выбрать гроб, в котором спрятана потайная лестница, ведущая совершенно в другое место. Если непосредственно не применить определённую последовательность команд к таковому, то герой просто будет стоять на месте и ничего не будет делать. В последующем встретится ещё несколько подобных моментов.
2. Имеется несколько сегментов, прохождения которых, хотя и не сильно жёстко, ограничено по времени.
3. Иногда не правильный выбор опций в диалогах может привести к моментальной погибели.
* Из отдельных интересных особенностей можно отметить тот факт, что большую часть игры главного героя будет сопровождать напарница, представленная здесь симпатичной блондинкой в обтягивающем костюме. Характерной спецификой также является то, что она не просто ходит за избранным по пятам, но и периодически может вступать в диалоги, помогать решать головоломки и участвовать в точечных потасовках с местными архи-злодеями.
* Ряд мест не является обязательным для посещения и служит скорее номинальным дополнением к общей истории. Впечатление игра оставляет вроде бы как, с одной стороны, положительное. Неплохо нарисованные задники, оригинальный антураж, колоритные персонажи, изредка ломающаяся "четвёртая стена", когда в частности суккуб говорит, что знает о существовании мира главного героя, в отличии от большинства иных персоналий. В тоже время чем дальше, тем больше ощущается некая вторичность. На мой взгляд авторы слишком увлеклись взятой на вооружение комиксовой спецификой, что можно было бы ограничить только рамками общей подачи, но процесс пошёл дальше и, за некоторым исключением, свёл весь расклад к набившему оскомину прямолинейному противостоянию добра и зла. В тоже время мог бы получиться проект не хуже Meat Puppet (1997).
Ссылки.
2. Руководство по прохождению можно найти здесь.
5. Revolution X (1994). Версия с аркадных автоматов.
На рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века выходило достаточное количество того, что обозначили как "рельсовые" шутеры, или, иными словами, работ в жанре виртуального тира. Отдельные структуры, вроде той же American Laser Games, и вовсе поставили производство подобных, как правило незамысловатых, проектов на поток, меняя по ходу дела антураж, но по сути никак не трогая геймплейные и иные составляющие. Характерным элементом для большинство таких проектов стала короткая продолжительность, зачастую помноженная на искусственно перекрученную сложность, что объясняется исходной платформой, игровыми автоматами, ведь как иначе заставить целевую аудиторию потратить побольше монет, если весь геймплей от силы укладывается в один час, а то и менее? Другой характерной особенностью, не зависимо от наличия или отсутствия FMV-вставок, стала эксплуатация наиболее очевидных и простых в реализации тематик - вестерн, различные разборки полиции и бандитов, отстрел зомби на отдельно взятом затерянном острове и т.п. Как итог по мере перетекания аудитории из торговых центров домой, а также выхода всё более продвинутых 2,5D, а затем и полноценных трёхмерных шутеров, подавляющему большинству таких проектов было суждено остаться вехой своего времени, не особо занимательным приключением на вечер-другой, вызывающими сегодня у кого-то редкую ностальгию, а у кого-то былую оторопь, ибо часть проектов со временем получили "культовый", но в плохом смысле, статус, вроде ответвлений основной линейки Resident Evil в лице Resident Evil: Survivor (2002). Тем не менее и в этом специфическом жанре можно найти некоторые вещи, выгодно отличающиеся от своих собратьев и что сегодня могут смотреться вполне бодро.
* Одним из таких проектов стал Revolution X, обыгрывающий условную антиутопическую тематику, где некая радикально настроенная группа с названием NON берёт под свой контроль усреднённый американский город. Согласно продвигаемым им порядкам все развлечения, в первую очередь игры и музыка, в частности и в особенности рок, должны быть запрещены. Возглавляет данную структуру строгая мадам в чёрном с позывным Хельга, более широко известная массам по другим проектам как Соня Блейд из Mortal Kombat 3 (1995) / 4 (1997) и Киа (на последнем фото посередине) из Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero (1997), она же Кэрри Хоскинс. Характерно, что помимо роли основного антагониста ей также досталась роль исполнительницы экзотических танцев в местном баре. Волей обстоятельств безымянный главный герой остаётся последним человеком в возрасте от 18 до 30, что не был порабощён упомянутой структурой. Прорываясь сквозь дебри врагов он объединяет свои усилия не с кем-нибудь, а с самой группой Aerosmith и совместно они выходят на тропу вражды.
* Геймплей вполне стандартен. Противники нескольких видов, часть покрепче других. Вступление и эпилог, разделённые между собой тремя локациями, в конце каждой из которых поджидает босс. Специфика же кроется в деталях:
1. По ходу можно собирать бонусы, в частности позволяющие либо временно усиливать основную атаку, либо использовать в качестве альтернативной стрельбы... CD-диски, что также, в более ультимативном сочетании, могут быть подожжены.
2. На уровнях присутствуют развилки.
3. Наличествует расширенный финал, если по ходу дела удастся отыскать всех участников группы.
4. В качестве саундтрека выступают известные композиции группы.
5. Там и здесь могут встречаться симпатичные заложницы, что будут рады если герой их освободит.
* Хотя локаций, что в целом типично для игр подобного жанра, мало, они достаточно существенно отличаются стилистически. Помимо этого сочетание нарисованных фонов и FMV позволяет получаемому на выходе изображению выглядеть вполне приемлемо, чего не сказать о проектах, что делали ставку размером в 100% только на "чистый" FMV и не получили более поздних переизданий. Для понимания контекста - тот же оригинал "Who Shot Johnny Rock?", вышедшей в том же 1994 году, имел разрешение видео размером в 298х186, в переиздании 2003 года повысило его до 352х240. То есть не было не то что 640x480, не было полноценных 320x240.
* Проект вышел на множестве платформ, в диапазоне от аркадных автоматов до SNES, Sega Genesis, Sega Saturn, PSX и PC. Версию на персональных компьютерах можно назвать наиболее продвинутой / приближенной к аркадному оригиналу, впрочем и вышла она через два года после релиза на таковых, в тоже время я решил остановить свой выбор именно на оригинале.
* Битвы с боссами местами ощущаются несколько затянутыми, но и здесь нашлось место нескольким не неожиданным поворотам.
Больше сказать особо нечего, кроме пожалуй того факта, что вероятно найти более интересное сочетания FMV и виртуального тира не просто.
Ссылки.
Настроенная для запуска версия игры на базе Retroarch доступна здесь.
6. Realms of the Haunting (1996).
Сын священника, давно не видевшийся со своим отцом, получает письмо. В отдалённом захолустье творится что-то неладное. Немного поразмыслив наш герой отправляется в путь и прибывает в загадочный особняк. С первых минут завязка местного сюжета наводит параллели с Alone in the Dark (1992), в последующем же находятся и другие схожие элементы - сбор и оперирование различными предметами, решение головоломок, обход ловушек и побег от разномастных монстров. Не обойдётся и без напарницы, что будет сопровождать героя на протяжении большей части местного хронометража. Как водится безлюдное поселение лишь стартовая точка долгоиграющей пьесы - по мере продвижения по сюжетной канве доведётся посетить несколько других миров, метод перемещения между которыми, а также определённая специфика таковых, во многом напоминает Primal (2003). Как и в упомянутом случае баланс добра и зла был нарушен и его необходимо восстановить.
* По ходу дела можно собирать множество газетных вырезок, записок и другой макулатуры, но, если особо не вдаваться в их специфику, что, как в Dark Souls (2011), будет интересна только наиболее хардкорным любителям квестов, и ограничиваться только просмотром многочисленных кат-сцен, то сводится расклад к затяжному противостоянию добра и зла, где последнее начало брать верх. В немалой степени тому поспособствовала не какая-то случайность, а несколько колоритных персоналий, которые встретятся по ходу прохождения. Среди них:
- похожий на Калеба из Blood (1997) немногословный товарищ в плаще и шляпе со своеобразным чувством чёрного юмора, таскающий с собой колоду карт.
- некто вроде безумного учёного, жаждущего власти и познаний любой ценой.
- предположительно некий оккультист с нарочито модными усами и тростью с черепом на наконечнике, некогда являвшийся, судя по всему, другом ничего не подозревавшему отцу главного героя. Носит тёмные очки и отражает здесь амплуа главного, харизматичного антагониста.
Характерной деталью также становится тот факт, что непосредственно прямого столкновения упомянутые тёмные личности избегают, оставляя этот аспект разбросанным по локациям монстрам, предпочитая вместо этого вести неспешные диалоги, а затем, также неспешно, отправляясь дальше вершить свою тёмную миссию.
* Хотя определённые элементы экшена и условного "хоррора на выживание" и присутствуют, квестовая составляющая и порой достаточно сложные, а иногда и не логичные головоломки, превалируют над таковыми. Трёхмерные монстры, представленные здесь россыпью от условных многоликих демонов до красных драконов и товарищей с парой револьверов, бьют больно, но, в большинстве своём, достаточно медлительны, редко встречаются в большом количестве и не могут открывать двери. Как итог, в большинстве случаев, их можно игнорировать, что тот же AitD (1992) или Resident Evil (1997) допускали редко. Герой по умолчанию передвигается нерасторопно, но может переключаться на бег, которым я лично не пользовался. Здоровье можно пополнять только за счёт редко встречающихся склянок.
* Арсенал орудий достаточно не стандартен - начав отсчёт с обычного пистолета к середине удаётся обзавестись различными посохами и мечами различной степени убойности, а если исследовать поместье получше, то можно найти средней полезности мушкет.
* В контексте антуража намешано всего понемногу. Готика и средневековье, отстранёно абстрактное и фэнтезийное, современность и далёкое прошлое. В одном сегменте открываем ранее закрытую дверь в заброшенном доме, в следующем бредем в эдакую пустоту, служащую хабом для перехода в другие миры, блуждая по пещерам находим кристалл и вручаем его демону, представленному в виде статуи, в благодарность за что он активирует мост неподалёку, следуем по заросшему "зелёному" лабиринту, как Лара Крофт из Tomb Raider: Anniversary (2007), к замку, где у входа поджидает добычи грозный страж, а за ним россыпь занимательных головоломок, сегментом позже исследуем полную паутины противоположность в поисках предметов для активации машины, будто сошедшей с полотен Гигера. Подобного рода варьирование встречается не часто, в особенности так, чтобы, не смотря на очень разную специфику, не возникало ощущение того, что что-то здесь лишнее. Местный мир и его редкие обитатели, живущие местами согласно только им понятным порядкам, смотрится на редкость цельным.
* Несмотря на витающую в воздухе определённую тяжеловесность и многочисленные головоломки, среди которых встретится достаточное число оригинальных и интересных, место для характерных, для классических квестов, риторических вопросов формата "Куда теперь идти?", "Не пропустил ли я что-то важное?", хотя иногда и находится, но не то чтобы часто. Основная проблема в этом ключе сводится к либо точечно раздражающим головоломкам, так мне пришлось несколько повозиться в комнате с зеркалами, либо к нелогичному сочетанию тех или иных предметов и их последовательности / точки применения. Впрочем, как водится в таких случаев, всегда можно обратиться к одному из руководств, что позволит несколько понизить уровень негативного восприятия.
* На прохождение потребовалось ~ 10 часов.
Данная игра - редкое по удачности жанровое сочетание. Вероятно она далеко не всем придётся по вкусу из-за неспешности повествования, где-то набивший оскомину ещё к 1996 году уклону в средневеково-фэнтейзийную тематику, так как ввиду наличия достаточно продолжительных кат-сцен, но, если порог вхождения преодолеть удастся, то есть шансы ознакомиться с одним из наиболее примечательных экспонатов формата приключений с элементами FMV.
Ссылки.
2. Руководство по прохождению можно найти здесь.
7. The Adventures of Batman & Robin (1995) (Sega CD).
- Make it easier on yourself, ladies. Where is your pretty boss?
- Flattery will get you nowhere, Batman... except to an early grave.
---
- Popcorn! Get your yummy, delicious, popcorn! Hi-e, bats. Wanna bite?
...
- But don't you sit there, bats. If your wanna see Mr. J. you gotta follow me.
---
- Yauza-Yauza ladies and gems! Let's make a big lenght of laugh welcome to your pal and his... Batman. Hehe-h! I'm delighter to see your made this far! But I've knew those loosers can't put you out of action, at least not like I can. EHEHEHEH!
Седьмая и последняя остановка в моём FMV-экскурсе. Когда речь заходит о сочетании FMV и анимации, то вероятно первая ассоциация которая возникает у большинства игроков связана с чем-то архаичным и ориентированным на QTE, вроде бесчисленных переизданий Dragon's Lair (1983) или Space Ace (1984), более поздних "однокнопочных" игр на Philips CD-i и 3DO, или же не очень удачных экспериментов формата DVDi, вроде той же Lara Croft: Tomb Raider - The Action Adventure (2006). К 1995 году, параллельно засилью новой волны моды на FMV, в активную стадию вошла золотая эпоха развлечений на IBM PC в широком диапазоне от условного Doom II: Hell on Earth (1994) до Command & Conquer (1995), день шёл за три, а конкуренция на консольном рынке кратно ужесточилась с выходом PSX за пределы Японии. Между тем в SEGA наметились первые признаки серьёзных противоречий и, попутно развитию новой консоли и определённой ставки на PC, компания решается на не сыскавший широкого спроса эксперимент по "поддержке до последнего" своей консоли 1991 года в лице Sega Genesis. Заключалась та в различных железячных дополнениях, одним из которых стал адд-он формата CD-ROM, что позволил бы разработчикам доверху набивать отныне поддерживаемые диски различных контентом. Официально было выпущено порядка 220 игр ориентированных на подобный формат, но зачастую даже те проекты, что в своё время стали культовыми на оригинальной платформе, в переизданном виде, вроде той же расширенной и дополненной версии Eternal Champions: Challenge from the Dark Side (1995) с трёхмерными FMV-вставками, широкого распространения не получили и зачастую холодно принимались критиками. Место же для чего-то действительно оригинального и эксклюзивного находилось редко и, вероятно, что точно не ожидалось при таком раскладе, так это аркадной, но при этом достаточно хардкорной, гоночной игры, ко всему прочему выполненной по мотивам культового мультсериала 90-х.
На четвёртом поколении консолей вышло три игры с подзаголовком The Adventures of Batman & Robin. В декабре 1994 года на SNES - классический beat 'em up с элементами платформера и оперирования с инвентарём. В июне 1995 года на Sega Genesis - run & gun в духе Contra (1987). И позже, в том же 1995-ом, ещё одна игра, но на Sega CD, олицетворяющая в принципе не сильно тогда распространённый, по меркам обеих упомянутых консолей, жанр.
* Повествование разделено на несколько сегментов, в трёх из которых доведётся управлять скоростным авто известного героя, а в последнем, здесь действительно уникальный случай, бэт-крылом. Каждый сегмент в свою очередь разбит на несколько логических этапов, что могут протекать в разной местности. Цель, как правило, сводится к тому, чтобы догнать и одолеть известных антагонистов, попутно расправляясь с мешающей техникой и объектами. Разновидность последних обширна - начиная от обычных вооружённых до зубов автомобилей противников и растущих прямо посреди дороги деревьев и прыгающих тыкв, до, минутой позже, вываливающихся из грузовиков прямо на ходу оловянных солдатиков и выступающих дополнительных препятствием передвигающихся по полю шахматных фигур. Традиционно найдётся здесь и место заброшенному, но простому лишь с виду, парку аттракционов, а также полётам под арками длинного моста.
* Сюжет подаётся в виде анимационных FMV-вставок, сумма которых тянет на отдельный, и по своему неплохо обставленный, эпизод мультсериала.
* Прогресс осуществляется постепенно. Во-первых непосредственно сразу сразиться с архи-злодеями игроку не дадут, вначале к ним нужно будет подобраться поближе, миновав различные препятствия. Во-вторых, не зависимо от стараний игрока, после получения определённой степени урона очередной антагонист на какое-то время скрывается из поля зрения и его нужно догнать. Сложностей в процессе поимки возникают две. Первая - время на прохождение каждого отрезка того или иного уровня ограничено, порой весьма жёстко. Вторая - авто нашего героя имеет свойство получать повреждения и чем дальше, тем больше придётся следить за его статусом, в ином случае велик риск, что доехать до условного счастливого финала просто напросто не удастся.
* Число возможностей продолжить погоню изначально ограничено, впрочем пользы от них в любом случае мало. При потери всего текущего запаса "обычных" повторных попыток Бэтмена отправляют не на последнюю контрольную точку того или иного сегмента, а в его начало. Специфика же местных трасс такова, что они местами требуют сочетания молниеносной реакции и определённого заучивания некоторых триггеров. Как итог остаётся либо пробовать вновь и вновь, либо налегать на возможность сохранения состояний в эмуляторе. В данном случае я сделал акцент на втором.
* По умолчанию в арсенале имеется одна "пушка", с который потребуется проходить большую часть игры. Изредка попадаются бонусы, делящиеся на два типа. Первый - серьёзно ограниченные в запасе особые патроны, использовать которые лучше всего для точечного уничтожения наиболее проблемных целей. Второй - ускорение, место применение которого также стоит выбирать грамотно.
* Графически игра смотрится достаточно занимательно и ничем не уступает своим "старшим" собратьям. В определённой степени здесь Готэм где-то ощущается даже более живым.
* Отдельно стоит отметить, здесь вероятно очевидная заслуга формата, наличие неплохого электронного саундтрека.
* С учётом проб и ошибок на прохождение может потребоваться ~ от 2 до 4 часов, если сохраняться по ходу достигнутого прогресса. В ином случае цифру вероятно можно умножать по крайней мере на два.
* Ранее для эмуляции я использовал Gens/GS r7, но, на сколько удалось понять, конкретно с Sega CD он порой работает не особо, поэтому переключился на Kega Fusion 3.64, попутно немного изучив имеющиеся плагины и настройки, задав их таким образом: Video - Scanlines - 100%, Filtered - on, Render plugin - Scale 4x, Full Screen Resolution - 1920x1080; Options - Perfect Sync - on (без этой опции возможны зависания при старте нового сегмента); Region - NTSC.
Итог - имеющий определённый порог вхождения, но по своему уникальных проект, что, среди прочего, дозволяет ещё раз встретиться с некогда полюбившимися широкой публике и ныне ставшими классикой, образами героев и злодеев, от Ядовитого Плюща до... впрочем обойдёмся без спойлеров.
Ссылки.
Полный комплект для запуска можно забрать здесь.