На примере семи игр проанализируем возможность получения схожего звучания без наличия под рукой, по нынешним меркам, достаточно редко встречающихся и достаточно не дешёвых, звуковых карт, впервые представленных в районе марта 1994 года, а также сравним полученный результат с записанным звучанием на реальном железе. Стойких аудиофилов и сторонников единственного верного подхода использования реального железа заранее предупреждаем, что тема рассматривается:

а) С позиции простого обывателя, что не отличает .flac от .mp3, не видит разницы в битрейте, а также, по каким-либо причинам, желает вкусить нечто, насколько это возможно, идентичное или схожее по звучанию. Продукт звукосодержащий, идентичный натуральному.

б) Изначально предполагает общую простоту реализации и использования, в купе с универсальностью, полностью акцентированные на эмуляции. Как следствие всё, что в эти два критерия не вписывается, в том числе не железные, но софтверные вариации, ориентированные на специфические кастомные патчи, дизассемблирование, тонкую настройку 86Box / PCem, танцы с UNISOUND и т.д. и т.п. рассматриваться не будет.

в) Обозначенная тема носит экспериментальный характер.


Выбранные игры.

1, 2. Doom (1993) и, отдельно, Doom II: Hell on Earth (1994) в связке с GzDoom.

3. В довесок добавил на базе GzDoom Hexen: Beyond Heretic (1995).

4. Hi-Octane (1995).

5. Claw (1997).

6. Eradicator (1996).

7. Tyrian (1995).

4-я, 5-я и 6-я позиции были добавлены в рассмотрение на базе того, что, по словам одного из пользователей ресурса Vogons, они некогда фигурировали в списке на официальном сайте Creative Labs.


Заблуждения.

Разберём некоторые из распространённых.

1. В своё время карты формата AWE 32/64 были не просто "какими-то драйверами" или "софтверной оболочкой". Это было отдельное железо, достаточно ощутимо отличное как от типичных карт того времени с поддержкой того же Sound Blaster 16, так и от современных встроенных аналогов и отдельных PCI-E совместимых плат. Разница в звучании могла варьироваться, как в случае Doom (1993), в диапазоне от принципиально иного, до, как, например, в случае Eradicator (1996), большей "объёмности" звуковых эффектов, или же местами сочетания последнего с более "чистым" звучанием, как в случае других рассматриваемых экземпляров.

2. Никакой магии нет. Если на борту нет определённых составляющих, то их нужно чем-то заменять. Виртуально же или физически это, грубо говоря, детали.

Skie:

Creative/E-Moo have yet to provide a solution to this problem, as did the entire SB Live! community, or so it seems, so I have ripped all the ROM samples from my AWE32 PnP's ROM chipset and placed them in an sf2 file that can be loaded on any Sound Font compatible sampler.

В данном случае в качестве такой подмены используется банк со звуковыми эффектами, некогда собранный воедино товарищем под ником Skie, где-то ориентировочно в районе 2000 года.

3. Команды вида SET BLASTER=A220 I5 D1 H5 P330 или SET BLASTER=A220 I5 D1 H5 P330 E620 T6 (последние два параметра добавлялись при наличии AWE-карты) в данном случае сами по себе не могут оказать какого-либо эффекта.


Установка, базовая настройка.

*. Этот раздел можно было начать и сразу закончить рамками одного пункта. Берём готовую, кастомную сборку 86Box / PCem, например 86Box отсюда, где в качестве виртуальной платы указано то, что нужно, само же ПО давно поддерживает виртуализацию из коробки. Устанавливаем игру с образа диска, переключаем нужную настройку и всё, идём играть.

weasel:

if PCem/86box are running like garbage for you the only advice I can offer is to trim the fat. Disable extra hardware devices that you don't need, like 3D graphics or network cards, reduce the CPU specs, that sort of thing. It's a very demanding emulator because it's emulating so many distinct components

So, my "win3ultra" setup (which is basically pure DOS, that I just installed awe32 support on) goes down to around 75% emulation speed, but the game itself is running more or less OK on the emulated 486dx4-100

the nicer sounds are Neat but I could probably live without them

Only thing for it is to get a beefier host CPU

That's Emulation, Baby!™️

Но если речь идёт о игре, вышедшей во второй половине девяностых, исходно ориентированную на использование 3D-ускорителей, то велика вероятность упереться в вопросы от хрипящего звука до хромающей производительности и не факт, что совладать с этим до уровня выше чем "пойдёт" удастся. И это не говоря о специфике игр, что могут быть запущены только в среде Windows 9.x с рядом отдельно подогнанных параметров и т.д. На том этот пункт исключаем как не универсальный и сложный и идём дальше.

1. Загружаем банк со звуками, aweromgm.rar.

2. Нужно ПО, чтобы подтягивать этот самый банк в нужный момент, причём такое, что будет работать как в Windows 11, так и в DosBox-X, так и, например, GzDoom. Под эти критерии подходит VirtualMIDISynth. Последний билд, на момент написания этих строк, 2.13.9. На всякий случай также может потребоваться MIDIMapper, билд 2.1.2. Загружаем, устанавливаем.

3. Открываем VirtualMIDISynth. В графе "Soundfonts" жмём + и прокладываем путь до AweROMGM.sf2.

4. Соседняя вкладка. Выбираем VirtualMidiSynth #1.

5. "Options". Выбираем устройство, что используется для воспроизведение звука по умолчанию. У меня, помимо встроенного звука, имеется современная, подключаемая по PCI-E, карта Sound Blaster Z, по сей день существующая в нескольких ревизиях.

6. "Shorcuts". При желании можно указать горячие клавиши, но навряд ли указанные здесь эти потребуются. Я задал редко используемые + и -.


Переходим к конкретным играм. Запуск будет осуществляться в DosBox-X или в среде Windows 11.


+ 1. Doom (1993).

Оригинальная версия Doom из трёх эпизодов, последний билд, 1.9. Сравним его, в свою очередь, с shareware демоверсией.

1. Вначале запускаем setup.exe. Здесь и далее в настройках звука выбор всегда должен быть сделан в сторону "General MIDI", так как именно его будет подменять VirtualMIDISynth.

2. Запускаем игру. Сравниваем.

Первое - звучание на оригинальном железе. Второе - связка VirtualMIDISynth, aweromgm и DosBox-X. Третье - The Ultimate Doom с обычным звучанием. В частности можно в самом начале обратить внимание на заставку, затем переключиться на 13:59 (E1M1).


2. Doom II (1994). Теперь опробуем сиквел классического шутера на базе GzDoom 4.14.0.

*. Запуск в связке Steam был подробно описан здесь. Вообще же, в самом простом приближении, достаточно перетащить DOOM2.wad на .exe от GzDoom.

1. В настройках выбираем наш MidiMapper.

2. Начинаем прохождение.

Первое - звучание на оригинальном железе. Второе - связка VirtualMIDISynth, aweromgm и GzDoom. Третье - Doom II с обычным звучанием.


+ 3. Hexen: Beyond Heretic (1995).

Настройки идентичны Doom II.

Первое - звучание на оригинальном железе. Второе - связка VirtualMIDISynth, aweromgm и GzDoom. Третье - Hexen: Beyond Heretic с обычным звучанием.

По сравнению с Doom I/II разница не столь заметная, но "глубина" добавляется.


? 4. Hi-Octane (1995).

1. Для рассмотрения взял CD-версию игры, запускаться можно прямо с диска, но т.к. нужно сохранить настройки, то я скопировал содержимое на жёсткий диск.

2. Как и в случае Doom (1993) вначале заглядываем в настройку звука, в данном случае по средствам запуска setsound.exe. Опций здесь целое множество. Вначале пробуем задать в первом случае - Sound Blaster 16, шестая строка, во втором - обычный Sound Blaster, первая строка. Стоит иметь ввиду, что выбор сомнительного сочетания может привести к тому, что либо не будет звука, либо игра может не пойти дальше заставки.

mount c e:\games\old\hioctane

setsound

3. Запускаем игру.

hioctane

4. Проводим сравнение.

Первое - звучание на оригинальном железе. Второе - связка VirtualMIDISynth, aweromgm и DosBox-X.

Если сравнить сегмент на 0:15 и 1:52, где висит вывеска "Ramp Ahead. Danger.", то можно заметить отличие в звучании музыки. По ходу трассы также можно заметить разницу. Если же сравнить тот же звук подбора предметов, 5:37 и 10:46 соответственно, то разницы, как таковой, нет.

5. Возвращаемся назад в настройки. Перебор некоторых других вариантов либо ссылается на отсутствия железа на борту, либо даёт схожий эффект, либо приводит к зависаниям после заставки.

Итог - разница вроде как есть, но довольно таки сомнительная, идентичного результата добиться не удалось, разнообразием треков игра не отличается.


- 5. Eradicator (1996).

Тесты проводились на основе Steam-версии игры. Настройка звука исходно выставлена на сочетание SB16 и AWE32. "General MIDI" в опциях отсутствует, что, без разбора местного .exe в HEX-редакторе или других методов, в данный момент нивелирует шансы на запуск. В PCem и 86Box данный тайтл идёт не важно.

Первое - звучание на оригинальном железе. Второе - обычный запуск на базе DosBox-X.

Основная фишка здесь сводится к "более объёмному" звучанию отдельно взятых эффектов.

Пока до конца неизученным здесь остаётся специфический вариант запуска вида DosBox-X + Dos-V (вариант DOS для Японии, где, вроде как, была как нативная, так и не нативная поддержка поддержка AWE-карт) + Eradicator.


+ 6. Claw (1997).

1. Установка. Копируем содержимое DVD-издания на жёсткий диск, запускаем кастомный инсталлятор для 64-битных систем из той же папки, затем заменяем исходные файлы патчем, затем копируем дополнительные уровни в папку "Custom". Отдельно подтягиваем к делу dgVoodoo, файлы из папки MS/x86, а также те, что в корне, для вывода на весь экран и отсутствия проблем с производительностью.

2. Отдельной настройки звука нет.

3. Запускаем, сравниваем.

Слева - звучание на оригинальном железе. Справа - связка VirtualMIDISynth, aweromgm и dgVoodoo. Снизу, с 7:09 - оригинал с dgVoodoo, без VirtualMIDISynth.

Для сравнения можно взять сегмент из второго уровня. На 4:22, 3:49 и 13:13 соответственно. Музыка без AWE, как реальной, так и условно эмулируемой, звучит глухо, в то время в двух других случаях отдельные сегменты звучат отчётливее. В случае же звуковых эффектов особой разницы не заметно.


+ 7. Tyrian (1995).

1. Для изучения взял CD-версию игры, установил патч 2.1.

2. Запускаем setup.exe. Выбрал в первой настройке Midi 330h, во второй SoundBlaster.

3. Сравнение.

Первое - звучание на оригинальном железе. Второе - связка VirtualMIDISynth, aweromgm и DosBox-X. Третье - оригинал.


Вердикт, дополнительные ссылки.

Как заметно на вышеуказанных примерах разница плавает в диапазоне от едва заметной до, по сути, совсем другого звучания. Часть же старых тайтлов оказалась, порой жёстко, завязана на наличия на борту реального железа, что несколько нивелирует возможность доступных экспериментов.

А. Подборка из 8 игр 1995 года выпуска с демонстрацией специфики AWE32 на реальном железе. Рассмотрены:

1. Descent (1995),

+ 2. Tyrian (1995),

3. Rise of the Triad (1995),

? 4. Hi-Octane (1995),

+ 5. Hexen: Beyond Heretic (1995),

6. Terminal Velocity (1995),

7. Fade to Black (1995),

8. MechWarrior 2: 31st Century Combat (1995).

Б. Список игр и программ с сайта Creative Labs. 1995-1998 годы.

1. Battle Arena Toshinden (1996). Fighting.

+ 2. Claw (1997). Arcade / Platformer.

3. Dungeon Keeper (1997). Strategy / Dungeon Simulator.

4. Eradicator (1996). 3D Action / Shooter. ? 5. Hi-Octane (1995). Racing.

5. Koan Pro 2 (?). Программа для работы со звуком.

6. Koan X Platinum (?). Аналогично пункту 6.

7. Magic Carpet II (?). Action.

8. Micro Machines 3 (1998). Racing.

9. Quest For Fame (1995). FMV-игра.

10. Road Rash (1996). Racing.

11. Terra Nova (1996). Action.

12. The Tour (?). ?.

13. Ultima Online (1997). MMO RPG.

14. Virtual Guitar (?). ?.

15. War Hammer. Судя по всему имелся ввиду Warhammer: Dark Omen (1998). Strategy.

16. Winter Race 3D (1997). Racing.

17. Zombieville (1997). Adventure.

3. Список из 592 игр с тэгом AWE32 - Tech-Specs > Sound Devices Supported > Sound Blaster AWE32 - MobyGames.

4. Toy: MT-32 General Midi drivers for Miles Sound System and HMI SOS games \ VOGONS.

5. Unisound.

В контексте обратной эмуляции (AWE -> General MIDI):

6. Soundfonts für AWE32/SB32/AWE64 unter DOS/Win 3.11 & Win 95 - DOSReloaded.de – Das Retro-Forum rund um DOS!. Материал на немецком от 10.06.24. Попытка эмуляции через AWEUTIL и модифицированный DOS.

7. DOS32AWE - DOS/4G compatible DOS Extender with Sound Blaster AWEUTIL MIDI synthesizer support for Protected mode,VIASB \ VOGONS. Модифицированный DOS. Банки со звуками подтягиваются только в формате .SBK, .SF2, судя по всему, не поддерживается (для этого нужен Windows). Можно заменить DO4G.EXE / DOS4GW.EXE в папке с конкретной игрой. AWE Util в комплект не входит.

8. AWE Util - VOGONS Vintage Driver Library.

9. AWE64 Legacy или новая жизнь старой платы - AWE64 Legacy \ VOGONS.

10. Подборка различных утилит, что могут быть преимущественно полезными при наличии реальной карты.


Комментарии (0)