Я программист. И я всегда хотел по-настоящему понять квантовую механику, но каждый раз натыкался на стену парадоксов. Сам термин "запутанное состояние" звучит запутанно. Десятки видео про эксперимент с двумя щелями, наблюдателя и прочее, и всё это не объясняло, а только глубже погружало в туман.
В какой-то момент я уперся в простую мысль: когда объяснение понятное, оно должно быть понятно на бытовом уровне. А всё, что я слышал, просто не укладывалось в единую, непротиворечивую картину.
Тогда я решил потратить время, чтобы самому разобраться в математике, которая стоит за этими выводами. Я потратил больше трёх месяцев, чтобы построить для себя рабочую ментальную модель.
Здесь я изложу всё в форме мифа: просто и прямо, без сказочности. Это тот же набор фактов и экспериментов, только на языке, который легко держать в голове. Использовал LLM для форматирования и стилизации.
Я попробую передать в виде мифа то, что учёные обычно выражают формулами. Они столкнулись с непривычной реальностью, и её сложно объяснить словами. Здесь разобраны четыре ключевых парадокса, о которых говорят учёные. Вы увидите простую логику, которая за ними стоит. В конце — «Карта соответствий»: для каждой сцены по предложению о её физическом смысле.
Пролог: Печь
Мастер жил тысячи лет. Он был очень умён и бесконечно логичен. Он действительно был Мастером: собрать любое, самое сложное инженерное устройство не составляло для него труда. За свою долгую жизнь Мастер пришёл к выводу, что он понял всё. Он знал ответ на каждый вопрос. А если не знал — со временем поддавались любые загадки. И они всегда, всегда поддавались его любимому инструменту — Логике. Мир для него был идеальной Фабрикой: один чертёж — одна деталь, а две детали — как близнецы.
Пока однажды в самом дальнем и пыльном углу своего цеха, где, как он был уверен, не было ничего, он обнаружил её — Печь. Она стояла там, будто была всегда, просто Мастер впервые по-настоящему её увидел. Она не дымилась, не пылала жаром. Она просто была — тёмная, как космос.
Мастер требовал полного послушания. Печь подчинялась, была абсолютно исполнительна и, казалось, следовала его логике. И всё же он решил её проверить: действительно ли она действует по тем же правилам, что и его Фабрика.
I. Две одинаковые чашки
Мастер решил проверить Печь. Он создал идеальный чертёж чашки из чистого света — безупречный, без единого изъяна. Он открыл заслонку Печи, положил внутрь ком космической пыли и приложил к нему точный эскиз с полностью заданными параметрами. «Сделай», — сказал он, закрывая заслонку.
Через миг Печь тихо вздохнула. Мастер вынул из неё чашку. Она была совершенна.
Мастер улыбнулся. «Хорошо», — сказал он. — «Теперь сделай точно такую же».
Он снова взял точно такой же чертёж и такой же комок пыли, открыл Печь и положил их внутрь. Ещё один тихий вздох — и Мастер достал вторую идеальную чашку. Но когда он поставил их рядом, его сердце дрогнуло. Они не были копиями. Микроскопический узор на поверхности глазури, игра света на изгибе — всё было уникальным.
«Это не копия!» — возмутился Мастер.
«Это чашка по твоему чертежу», — беззвучно ответила Печь своими действиями.
Мастер создал тысячу чашек. Все они были безупречны, и все — уникальны. Но он заметил странность: узоры со временем повторялись и подчинялись строгой математике. Все чашки вместе рассказывали больше, чем каждая по отдельности.

Эта мысль не отпускала его: одинаковые условия, разные чашки. Он решил смотреть внимательнее и задать вопрос точнее.
II. Две тропы
Мастер нахмурился. Он собрал простой макет: две каменные плиты — стартовую и приёмную — а между ними две узкие тропы.
«Я буду каждый раз класть одну песчинку на стартовую плиту, перед тропами», — сказал он. — «А ты при обжиге переноси её на приёмную плиту. Каждый раз — одна песчинка, один след».
Сначала он оставил открытой только левую тропу. После каждого обжига на приёмной плите появлялась крошечная случайная точка. После тысячи таких одиночных запусков точки сложились в ровный холм слева. Всё было логично.

Потом он закрыл левую и открыл только правую. Ещё тысяча одиночных запусков — и такой же холм получился справа.

Наконец он открыл обе тропы и продолжил класть песчинки по одной. Он ожидал, что два прежних холма просто сложатся.
Но когда он вынул приёмную плиту, Печь снова удивила его. Вместо двух ровных холмов проступил полосатый узор: плотные красные полосы чередовались с чистыми белыми дорожками — целыми местами, куда песчинки будто перестали попадать.

«Как? — воскликнул Мастер. — Каждая песчинка шла в одиночку. Между ними ничего не было. Откуда пустоты там, где точки точно должны были быть?»
Печь не говорила — она делала одно: исполняла его инструкцию на свой лад.
Он смотрел на плиту и всё равно не видел никакого «противоречия» на самих тропах. Это только усилило его недоумение.
III. Шпион у тропы
Мастер решил, что дело может быть в самих тропах. Он оставил тот же макет: две каменные плиты и две узкие тропы между ними.
Сначала он проверил без вмешательства, и всё повторилось. Потом он подослал «шпиона». У левой тропы он поставил крошечный огонёк‑наблюдатель: если песчинка проходила рядом, огонёк едва вспыхивал. Одного этого касания хватало, чтобы оставить метку.
Со «шпионом» он снова повторил три случая:
открыта только левая: один холм слева;
открыта только правая: один холм справа;
открыты обе: никаких полос. Вместо узора два обычных холма!
Мастер опешил. А затем вспыхнул: да она издевается! Она «чует», когда он проверяет, и прячет узор.
Печь не говорила и отвечала лишь результатом. Подсмотреть значит коснуться: пока есть сведения о том, по какой тропе прошла песчинка, общий вопрос меняется, и узор невозможен.
Его вопрос менял ответ — это стало очевидно.

IV. Дальние близнецы
Мастер понял, что проигрывает. «Хорошо, — сказал он. — Если ты такая изворотливая, вот тебе условия, которые выполнить невозможно. Я могу их описать логически, но уверен: ни одна фабричная машина их не исполнит». Он решил создать для Печи идеальную логическую клетку.
«Создай пару камней-близнецов, рождённых из одного вздоха», — приказал он. — «Пусть разлетятся в разные края мира, без всякой связи. Но вот тебе нерушимое правило: если один при измерении окажется белым, другой обязан быть чёрным. И пусть цвет выбирается в самый последний миг, случайно!»

Печь приняла заказ. Мастер и его друг на другом конце Вселенной начали проверку. Он был уверен, что правило рухнет. Когда они встретились и свели тысячи пар наблюдений, оказалось: по отдельности цвета камней совершенно случайны — обещание сдержано.
Мастер не мог в это поверить. Тогда он усложнил эксперимент, пытаясь выведать загадки Печи. Он ввёл элемент случайности в саму проверку: он и его друг договорились о трёх простых способах проверять камень. Перед каждым измерением каждый из них случайно выбирал один из своих трёх способов. Они долго записывали пары результатов, а потом свели всё в одну картину — для каждой пары способов посчитали, как часто совпадают цвета.
И тогда в этой таблице проявился не хаос, а ровный волновой рисунок — гладкая косинусоидальная кривая в корреляциях. Они оба его видели, и всё же не могли в это поверить. Это выглядело как пощёчина: все его три тысячи лет ремесла и логики не помогали принять происходящее.

Никакая заранее прописанная инструкция, никакая «фабричная» логика не могла создать такой узор. Печь выполнила условия — и проявила логику, которую Мастер никогда не видел. Математически это был «косинус»: строгий волновой узор корреляций. Но понять, а главное — принять это он не мог.
Мастер опустил руки. Он смотрел на эту кривую и понимал: Печь действует не по его правилам, у неё своя, непривычная логика. Её можно точно описать уравнениями, но вписать в привычную фабричную картину — нет. И это оказалось для него самым трудным.
Эпилог: Мастер перед народом
Мастер вышел на главную площадь своего города. Тысячи жителей, привыкших к его ясным чертежам и безупречной логике, собрались, чтобы услышать о его последнем открытии. Он всегда был честен с ними: любую, самую сложную машину он мог разобрать на винтики и объяснить. Но сегодня ему предстояло рассказать о Печи.
Он стоял на возвышении, глядя на лица, полные доверия, и видел в них ожидание нового, простого и гениального чертежа.
«И сегодня я вышел, чтобы объяснить вам... эту запутанную запутанность», — сказал он и начал.
Он вынес пергаменты и чертежи, терпеливо выводил на досках формулы, описывающие элегантную кривую «Дальних близнецов», рисовал волны, гаснущие друг друга в пустоте «Двух троп», говорил о вероятностях, которые не складываются, и о свойствах, что рождаются лишь в момент вопроса.
И всё же главное ускользало: он видел, как отношения между частицами складываются в узоры — математически точные, элегантные и каждый раз неповторимые; он чувствовал их логику, но перестал её узнавать — она всё время ускользала. Он говорил часами, но люди слушали с уважением и без понимания: они пришли за чертежом моста, а им показывали ноты к музыке, которую они никогда прежде не слышали; для них само понятие «музыка» было новым — перед ними были лишь листы с нотами и попытка объяснить, что это такое.
Площадь медленно пустела: сначала ушли дети, потом — ремесленники. К вечеру остались лишь самые стойкие, и в их глазах читалась усталость и вежливое недоумение.
Когда зажглись первые звёзды, Мастер остался один. Перед ним стояли доски, исписанные идеальными, но никому не понятными уравнениями.
Он не смог передать простоту. Он снова и снова пытался рассказать Поэму языком Фабрики.
И в этой оглушительной тишине Мастер, впервые за тысячи лет, почувствовал себя по-настоящему одиноким.
Карта соответствий: что стоит за историями
I. Две одинаковые чашки → Квантовая случайность. Одинаковые начальные условия приводят к одинаковым распределениям вероятностей. Каждый отдельный исход случаен и неповторим. Пример: радиоактивный распад — известна статистика распадов, но не момент распада конкретного атома.
II. Две тропы → Суперпозиция и интерференция. Система идёт по обоим путям сразу. Амплитуды складываются и могут усиливать или гасить друг друга. Эксперимент: двухщелевой опыт — интерференционная картина на экране.
III. Шпион у тропы → Декогеренция и эффект наблюдателя. Любое измерение — это взаимодействие, оставляющее след о пути. Этот след разрушает фазовую согласованность, и интерференция исчезает. Пример: подсветка в двухщелевом эксперименте убирает интерференцию.
IV. Дальние близнецы → Запутанность и нарушение неравенств Белла. Корреляции сильнее, чем допускают локальные «скрытые инструкции». Узор корреляций имеет косинусоидальную форму — признак единого, неразделимого состояния. Эксперименты: проверки неравенств Белла (Аспект и др.) подтверждают нелокальные корреляции.
Комментарии (11)

RoasterToaster
13.10.2025 04:37Но 1 это обычная случайность, ничего квантового нет в том , что средний возраст населения известен, а среднюю жизнь любого человека на этом основании не предскажешь.

danielSwift Автор
13.10.2025 04:37Пример с человеком это не классическая система.
В классической системе рандом = незнание, мы подразумеваем что если мы знаем все исходные данные системы мы можем в точности восстановить ее состояние. В изолированной детерминированной системе рандома нет, например кодом мы можем генерировать только псевдорандом.
А в квантовой наоборот рандом фундаментальный - от него нельзя избавиться. Даже если со временем мы узнаем больше о кванте его фундаментальное свойство уникальности состояний/событий не изменится. То есть случайность кванта инвариантна к нашему знанию вообще. По этому его используют в банках крипте и много где еще

GospodinKolhoznik
13.10.2025 04:37Ну а зачем все эти сомнительные аналогии из привычного нам быта и народного хозяйства? Ну не сводится квантовая механика к бытовым аналогиям. И на то есть причины. Довольно простая задача посчитать длину волны де Броиля для макроскопического объекта, минимального, который можно увидеть глазом - пылинка массой 1мг и пусть скорость её 1 микрометр в секунду (висит в воздухе почти неподвижно). Получится где то 10^(-21) метра. Вот на таких масштабах пылинка проявляет квантовые свойства. Для объектов, больших чем пылинка длина волны будет ещё меньше.
Поэтому мы никогда не замечаем в быту квантовых явлений. И пытаться привязать аналогии дело довольно бессмысленное - понимания больше не станет. Никто же не пытается объяснить принцип работы парового двигателя с помощью аналогий из жизни лесных зверей. Например паровой двигатель можно объяснить как белку собирающую в лесу шишки и прячущую их в дупло осенью, а потом она достаёт и съедает их зимой. Белка кладет шишки в дупло это подача пара в цилиндр, белка есть шишки это рабочий ход поршня, белка выбрасывает пустые скорлупу из дупла это выброс отработанного пара в атмосферу. Глупо! А с квантовой физикой постоянно пытаются провести такого рода аналогии. По моему, если хочется изучить науку, лучше брать и честно её изучать, не пытаясь с помощью всяких сомнительных аналогий скомпенсировать своё незнание физики.

amazingname
13.10.2025 04:37Я программист. И я всегда хотел по-настоящему понять квантовую механику, но каждый раз натыкался на стену парадоксов.
Еще есть шанс это сделать. Для этого достаточно почитать пару популярных учебников. Типа Леонарда Саскинда или Иванова. Или хоть лекции того же Саскинда в Ютубе посмотреть. В конце концов, спросить у чата gpt или посмотреть Ютуб шортсы.

Nuflyn
13.10.2025 04:37Фейнман кажется говорил, что "если вам кажется что вы понимаете квантовую механику - вы не понимаете квантовую механику" К счастью у нас есть математика.
riv9231
Так объяснить квантовую механику мог попытаться только ИИ. Опять llm...
IMHO
danielSwift Автор
Я стилизировал и правил текст с помощью ИИ это видно по форматированию, но сценарий и понимание личное. Указал это в предисловии
riv9231
Меня стригерило на чашках из чистого света. Обычно llm добавляет объекты из чистого света, а процесс описывает как танец, схемы у них обычно узор. Мне кажется если не возникнет отвращение к таким приемам - сам начинёшь так писать: сначала на пункты разбивать где не надо, потом добавятся танецы каких-нибудь объектов из света и пошло поехало.
LLM такими пояснениями на добавляют ясности, а наоборот убавляют, превращая смысл в набор плохо притянутых штампов.
ЗЫ. Представление о колапсе волновой функции который мнгновенно меняет всю реальность вокруг, мне напоминает анекдот.
Жена мужу: - Дорогой будь осторожен, по радио передали, что како-то безумец едет по шоссе по встречной полосе.
Муж жене: - Да он тут не один, их тут тысячи!
Не логичнее бы было представить это как изменение самого сознания, которое подсмотрело путь частицы и теперь видит только проекцию реальности, где этот путь определён.
danielSwift Автор
Спасибо за разбор. Чашки из света это про идеальный чертеж, одинаковый вход даёт одинаковое распределение, но конкретный исход случаен вне зависимости от качества чертежа.
Про коллапс: это не мгновенная смена всей реальности а регистрация лога, след о результате, и для нас эта операция необратима. Термин сознание не обязателен, в эксперименте интерференция исчезает, как только информация о пути утекает в окружение. Если инфу стереть до публикации лога интерференция возвращается. Хотя саму тему сознания не выкинуть из км
Анекдот смешной =) в квантовой механике выбор того что мы наблюдаем буквально задает множество допустимых ответов
0
riv9231
Не буду спорить или что-то утверждать, поскольку я нифига в этом не разбираюсь и даже не знаком с математикой. Я всего лишь создал у себя в голове некий непротиворичивый конструкт, который пока не разрушился каким-то новым не известным мне парадоксом. Но хочется заметить, что с точки зрения моего понимания, важно только окснулась вас эта информация или нет. Если она утекла куда-то в комнату вокруг вас, то она неизбежно коснулась вас, всё теперь уже не получится стереть эту информацию, ведь вы её узнали. Если же информация утекла куда-то в черную дыру, то ничего страшного, все можно ещё вернуть назад для вас, но не для обитателей черной дыры. По этому, многомировая интерпретация лично мне нравится больше.
Сознание может быть важно как процесс который требует собсвенной устойчивости для существования. Быть может, что где-то совсем рядом, в поралельных ветках, законы физики меняются и все взрывается или схлопывается в точку, а может быть превращается в хаос, но в этих ветках и сознание не может существовать. Тогда можно подумать, что наша реальность - это что-то вроде тонкой пленки зажатой между пластами других реальностей где никаких сознаний быть не может. А мыслительные процессы могут идти только в реальности наполненной всевозможными симметриями. По этому мы, может быть и видим такой мир вокруг себя, поскольку только в таком мире и можем существовать.
А единсвенная доступная вариативность как раз в не большом люфте, который проявляет себя как квантовая запутанность: да измерение одной запутанной частицы случайно (неравества Белла и всё такое), но это автоматически налагает ограничение на вторую частицу. Может быть и вторая частица тоже ведет себя случайно, но заметить мы это не можем, поскольку в этих ветках реальности сознание распадается и не может осознать результат эксперемента нарушающий видимые нами закономерности.
И основная мысль: мы наблюдаем не декогеренцию квантовой связи, а некую форму декогеренции самого сознания наблюдающего эксперемент.
Давно хотел эту мысль высказать, но не было повода. Спасибо вам за него.