Привет! Меня зовут Полина, я работаю бизнес-аналитиком в MWS, но еще недавно моя жизнь была связана с рекрутментом: я закрывала вакансии разных уровней вплоть до топ-менеджмента. Все шло неплохо, но в какой-то момент мне захотелось не только собирать команду, но и самой влиять на продукт, делать его более полезным для пользователя.
Так начался мой переход в аналитику, и в нем было много (нет, очень много) обучения. Об этом опыте я и хочу рассказать сегодня. Возможно, он поможет вам определиться с карьерным треком или решиться на ротацию, если нынешняя роль уже не драйвит.

Хотела стать психологом, но решила «войти в IT»
Я училась в МГППУ по направлению «Педагогика и психология девиантного поведения». Мне было действительно интересно, но к концу обучения совершенно изменилось представление о том, где я хочу строить карьеру. Многие друзья работали в ИТ: кто-то в разработке, кто-то продакт оунер, кто-то — в HR-направлении. Я видела, какая эта сфера динамичная, сколько для ребят открывается перспектив, и это вдохновляло. Так что тренд «войти в IT» настиг и меня.
Я всегда хотела работать с людьми, поэтому направление напрашивалось само собой — HR. Параллельно с основной учебой стала посещать курсы по сорсингу и быстро поняла, что сделала правильный выбор. Меня затянуло с головой.
Курсы окончила примерно в одно время с защитой диплома. Добби был свободен и мог целыми днями мониторить вакансии. И тут я столкнулась с суровой реальностью соискателя: иногда мое резюме вообще не просматривали, иногда мне не отвечали, иногда — отказывали. До офера не доходило. Я старалась не хандрить и направить усилия в нужное русло: изучала требования в вакансиях, подтягивала знания, а вместе с ними и свое резюме.
Однажды подруга, которая работала в Stream — дочерней компании МТС, написала мне: «У нас открылась вакансия рекрутера, попробуй». Я решилась. Отправила резюме, прошла первое интервью и… снова получила отказ.

Тогда я сделала вывод, что попасть в крупную компанию у меня пока нет шансов, и продолжила смотреть вакансии «поскромнее». Но через пару недель со мной связались из МТС, где была открыта позиция ресерчера. Мне удалось пройти все этапы, я получила офер, но с решением не спешила — все-таки я хотела быть рекрутером. Пока изучала детали и размышляла, внезапно мне снова позвонили из Stream и пригласили на интервью к лиду Люде Звонковой вот это поворот. Мы отлично пообщались, и я получила заветный офер на позицию рекрутера, о которой мечтала. Так начался мой путь в ИТ-компании.
Научилась искать подход к людям и работать в темпе
Итак, я стала рекрутером. Начинала совсем новичком, но с огромным желанием учиться и четким пониманием, как расти: Люда помогла составить карту развития и погружала меня в ИТ-направления. Почти три года я закрывала позиции — сначала простые, а потом и топовые: CTO, CPO. Все шло хорошо, хотя темп работы был бешеный.
База рекрутера — это коммуникабельность и многозадачность. Я одновременно вела десятки переписок, постоянно общалась с кандидатами и заказчиками, решала конфликты, отвечала на сотни вопросов. Мой телефон разрывался, иногда я выматывалась. Но этот период научил меня отлично понимать людей, договариваться и находить выходы из непростых ситуаций.
Вспомнился случай, как у нас менялся руководитель. В тот момент он вел вакансию архитектора ИБ и передал мне ее «по наследству». Но в нашем кластере не было такой должности, сравнить кандидатов было не с кем, и в целом «портрет был размыт». Сначала я переживала: новая позиция, суровые ИБ-шники, куча вопросов. Но общими усилиями нам с коллегами удалось нащупать подход и довольно быстро найти архитектора ИБ (Паша, привет!), с которым случился 100% мэтч. Он до сих пор у нас работает и даже больше: пригласил к нам в компанию знакомого — тоже сильного эксперта в ИБ (Рома, привет!). После окончания испытательного срока Паша позвонил мне и поблагодарил, что в свое время я с ним связалась. Это было приятно!
Как вы понимаете, в работе бизнес-аналитика все перечисленные навыки мне тоже пригодились.
Создавать команду — круто, но я хотела работать с продуктом
Как уже сказала выше, рекрутером я проработала три года. Все было хорошо и понятно, но постепенно мне захотелось не только закрывать вакансии, но и самой влиять на продукт.
Я решила развиваться в бизнес-направлении: понятно, что мне предстояло многому научиться, но казалось, что текущие компетенции могут в этом помочь. Понимала, что переход будет непростым и потребуется время на самообразование. Подходила к смене роли осторожно, издалека, постепенно изучала, какие именно задачи выполняет специалист, какие навыки необходимы и что в работе самое сложное.
Начать обучение я решила с курсов в корпоративном университете МТС: изучала продуктовую тему, системный и бизнес-анализ. Ну и, конечно, шерстила интернет: мониторила публикации на профильных ресурсах, смотрела разборы задач аналитиков, ролики на YouTube. Занималась по вечерам и в выходные, все это время продолжая работать рекрутером.
На корпоративных курсах я изучила схемы BPMN — сейчас я тоже их использую, но на базовом минимуме. Там же отрабатывала правильное написание текстов, схематичное оформление бизнес-требований. Изучала метрики с точки зрения продуктовой направленности — это помогло мне понять, что вообще происходит в продукте: для чего ты выполняешь эту задачу, на что повлияет фича, увеличит ли конверсию или средний чек? Все это расширяет кругозор, хотя даже и не факт, что пригодится на практике. Зависит от функциональности на конкретном продукте.
Счастливый случай вошел в чатик
Помню момент, который стал переломным. Я по-прежнему была рекрутером, мы собеседовали кандидата на позицию СТО, он рассказывал про метрики и как с ними работает. И тут я поняла, что кандидат отвечает некорректно, и написала об этом собеседующему специалисту в личку. Мне ответили, что я права, и поинтересовались, откуда я вообще это знаю.
Я рассказала, что интересуюсь продуктовой областью, прохожу обучение и планирую развиваться в этом направлении. И тут началась полоса удачи. Оказалось, в компании как раз запускался внутренний проект, который должен был помочь руководителям оценивать эффективность сотрудников и их потенциал. По данным оценки можно составить ИПР (индивидуальный план развития) и выделить уникальные компетенции и знания специалиста. На этот проект искали бизнес-аналитика, который параллельно помогал бы проводить ручное функциональное тестирование. Участие было добровольным — и это дополнительная нагрузка к основной работе, но мне нужен был опыт. Это был мой шанс!
Я начала описывать бизнес-требования для продукта, составляла User Stories и мокапы, тесно работала в команде с дизайнером. Помню заветный момент, когда предложила улучшение — добавить условную «кнопку», и мы перенесли ее сначала на макет, а потом на прод. Это был чистый кайф!
Это было напряженное время, ведь я совмещала сразу три роли: днем работала рекрутером, по вечерам помогала с новым проектом, а по ночам училась. Но все было не зря: мне удалось «потрогать» то, что я изучала в теории, и проявить себя. За три месяца мы выпустили MVP, и о моей работе положительно отзывались. А потом я решила рискнуть и попросила перевести меня в этот проект насовсем. После переговоров меня официально взяли бизнес-аналитиком — та-дам!
Развиваться дальше помог руководитель
В проекте по оценке я проработала около года, а потом основная итерация проекта закончилась. Задач стало сильно меньше, а мне не хотелось терять навыки, которые я уже наработала. Решила посоветоваться с руководителем — Наташей Егоровой, как мне развиваться дальше, и она предложила посмотреть открытые вакансии в МТС. Прямо при мне она зашла на корпоративный портал, нашла две вакансии бизнес-аналитика и по одной из них оставила сообщение, что может порекомендовать меня на эту роль. И здесь совпало буквально все! Моя должность в текущем проекте была бизнес-аналитик, я подходила по софтам, а еще была знакома с техническим руководителем продукта: когда-то мы уже пересекались в рабочих задачах.
Со мной быстро связались, а потом было собеседование с СТО Лешей Роговым и CPO продукта Игорем Грабучей. Все прошло отлично, и меня пригласили сначала на испытательный срок, а потом и на постоянку. Так я официально стала бизнес-аналитиком в продукте «МТС Накопления» — сервисе, где пользователи копят деньги, вложив в облигации МТС, и снимают их без потерь.
Мои рабочие задачи сейчас выглядят примерно так. Я снимаю требования с заказчика, а иногда участники команды приходят ко мне со своими идеями. Вместе мы прорабатываем гипотезы и создаем макеты с дизайнером. Я описываю бизнес-требования с основными сценариями и не забываю про корнер-кейсы — редкие и нетипичные сценарии, которые выходят за рамки обычного использования продукта.
У нас есть как технический бэклог, так и общий с идеями по дальнейшему развитию. Я работаю с обоими, но ответственна за второй. Актуализирую по нему информацию, выстраиваю совместно с СРО приоритеты, чтобы потом, при планировании, взять в работу актуальные задачи. После оформления бизнес-требований обсуждаю с СТО возможности реализации и оцениваю затратность. Потом передаю задачу на описание технических требований системному аналитику, где мы также обсуждаем реализацию фичи. После составления ТЗ описанная задача проходит PBR (Product Backlog Refinement) — это встреча по уточнению, декомпозиции, детализации и оценке элементов задачи. А дальше уходит к команде разработки.

Было непросто, но опыт рекрутера помог
В рекрутинге было все ясно, привычно и понятно. Теперь же мне пришлось вплотную работать с новыми инструментами — например, метриками и диаграммами BPMN, собирать и оформлять бизнес-требования, описывать сценарии использования (Use Cases) и истории пользователя (User Stories). А еще нужно было научиться жить по спринтам — и это среди постоянных изменений и ежедневных новых задач, по традиции срочных.
Из забавного: стало понятно, что бизнес-аналитик — это немного рекрутер. Я правда нахожу немало пересечений между этими ролями. Поясню:
Когда я была рекрутером, постоянно взаимодействовала с разными людьми — кандидатами, нанимающими менеджерами, командой. Мне нужно было уметь слушать, задавать вопросы, убеждать, разрешать конфликты и в целом выстраивать коммуникацию. Сейчас я тоже много общаюсь с заинтересованными сторонами — заказчиками, разработчиками, тестировщиками. Нужно выявлять потребности, собирать требования, согласовывать решения и объяснять сложные вещи простым языком — и благодаря предыдущему опыту с этим у меня нет проблем.
Как рекрутер я научилась выстраивать эффективное общение — возможно, поэтому сейчас мне легче находить общий язык с коллегами. Я понимаю их потребности и могу составить гипотезы, которые потом мы проверяем по метрикам и ОС от пользователей.
Работая рекрутером, я собирала информацию о кандидатах из резюме, сопроводительных писем, проводила интервью, оценивала навыки и опыт. Мне нужно было выявлять ключевые компетенции, анализировать соответствие кандидата требованиям и делать выводы на основе полученных данных. Сейчас я тоже собираю информацию, но уже о бизнес-процессах, проблемах и возможностях, а мои источники — это документы, гипотезы, обратная связь пользователей. Я анализирую данные, выявляю закономерности, делаю выводы и предлагаю решения. Предыдущий опыт анализа резюме и проведения интервью помог мне быстро выявлять, структурировать информацию и делать выводы и в новой роли.
Как рекрутер я работала с конкретными целями: закрыть вакансию в срок, найти подходящего кандидата, ответить требованиям нанимающего менеджера. Сейчас я тоже работаю с целями — например, решить бизнес-проблему, улучшить процесс, повысить эффективность. Кажется, что умение находить решения в сложных ситуациях, которое я отрабатывала в рекрутменте, помогло адаптироваться к новой роли.
При этом есть важное отличие. В рекрутинге ты немножко волк-одиночка: да, у тебя есть классная команда, но свои вакансии закрываешь сам. А продуктовая команда — это симбиоз, никто не может быть сам за себя. Вы работаете на общий результат. У каждого свои задачи и зона ответственности, но все это — части общей конструкции, где одно зависит от другого.
И рекрутеры, и бизнес-аналитики работают с огромным количеством документов. У первых это резюме, описания вакансий, отчеты, договоры. У вторых — требования, Jira, отчеты и другие артефакты команды. Аналитикам нужно уметь писать четкие и понятные документы, соблюдать стандарты и обеспечивать их сохранность, и опыт работы с документацией в этом помогает. Благодаря ему мне было легче освоить новые форматы и требования.
Но главное — на моей текущей роли тоже приходится много общаться с разными людьми, искать к ним подход, задавать вопросы. Я постоянно общаюсь с коллегами из команды и смежных продуктов, ставлю задачи, выясняю, как работают системы. Взаимодействую с дизайнерами и разработчиками, согласовываю визуал с технической командой, учитывая ограничения по продукту за счет платформы реализации.
На момент написания этого текста на позиции бизнес-аналитика я больше года, и мне все нравится. Хотя, если честно, иногда по-прежнему бывает сложно. Особенно если в очередном спринте впервые сталкиваюсь с новой терминологией разработчиков. Приходится очень быстро погружаться и схватывать все на лету, чтобы говорить со специалистами на одном языке. Тут часто вспоминаю «Матрицу» — было бы классно загружать в голову знания, как в кино.

МТС — это про людей
Менять карьерный трек было страшно. В рекрутинге я все знала и чувствовала себя уверенно, а в новой сфере сначала у меня были только теоретические знания. Казалось, шансов почти нет. А если и повезет устроиться на эту роль, то через неделю все поймут, что я ничего не умею, и уволят меня (привет людям с синдромом самозванца!).
Радует, что в ИТ к смене карьерных треков относятся с пониманием. Знаю немало примеров, когда люди 40+ радикальноо меняли роль — развивались не вертикально, а горизонтально. А еще для меня очень ценно, что в нашей компании и в ИТ в целом специалисты разных уровней общаются на равных, стремятся помочь друг другу и относятся с уважением. Нет такого, что «я 20 лет работаю, а ты никто».
Как видно из моей истории, очень помогла поддержка коллег: лид рекрутинга выделяла время на мое обучение, CTO рассказывали о работе продуктов, помогали подтянуть навыки и советовали проекты, где я смогу приземлить на практику знания с курсов. Даже сейчас, когда я работаю внутри продукта, мои руководители Леша и Игорь вкладываются в мое развитие и помогают чувствовать себя комфортно, ставить корректные цели и достигать их. Так что не устану повторять: МТС — это про людей.
Тут скажу пару слов и о собственных усилиях, чтобы не провалиться в обесценивание. Воля случая — это прекрасно, но без желания учиться и упорства провернуть такой квест вряд ли получится.
Если подытожить, самым сложным в смене роли для меня было именно сделать первый шаг — уйти от комфорта, который удалось достичь за годы работы рекрутером. Ну а самое простое в моей нынешней работе — задавать вопросы. Опять же, на предыдущей роли в этом деле я достигла черного пояса.
Что изучать, если хотите стать бизнес-аналитиком
Если хотите попасть в это направление, вот что нужно будет освоить в первую очередь:
Основы продуктового подхода. Важно понимать, как продукт живет и развивается, какие метрики важны — конверсия, средний чек, удержание и так далее.
Азы бизнес-анализа — без этого никуда. Тут помогут всевозможные курсы. Я училась в корпоративном университете МТС, но неплохих обучалок сейчас очень много.
Инструменты визуализации процессов. На старте хватит базовых навыков в BPMN-схемах для описания бизнес-процессов.
Оформление бизнес-требований. Нужно уметь переводить идеи и пожелания заказчиков в структурированные требования. Потренироваться можно на курсе, дальше в помощь — практика.
Навыки эффективной коммуникации. Аналитик — посредник между бизнесом и разработкой: важно уметь слушать, уточнять и доносить информацию на понятном языке для каждой стороны. Если за спиной — опыт работы с людьми, как было у меня, вам будет полегче.
Как обычно, главное — это много практики. Знания, которые вы получите на курсах, быстро забываются, если их не применять. Поэтому сразу пробуйте искать проекты, где сможете отрабатывать свои навыки на реальных задачах. Если не унывать после первых неудач, результат точно будет. Мой пример это доказывает!
На этом у меня все. Спасибо, что читали. Если у вас есть вопросы по работе бизнес-аналитика, задавайте их в комментариях. Постараюсь помочь!