Игровая индустрия уже достигла стадии зрелости. Как когда-то живопись, музыка или кино, она стала самостоятельным видом творчества — с собственной культурой, языком и уровнями мастерства. Игры создаются в разных масштабах: от многолетних блокбастеров крупных студий до небольших инди-проектов, сделанных соло- или небольшими командами разработчиков за год или даже несколько месяцев.

Следующий шаг этой эволюции — дать каждому человеку возможность воспринимать игру как средство самовыражения. Мы сконцентрировались на идее, что подростки могут создавать игровые миры так же просто, как они снимают и монтируют видеоролики в своих телефонах.

Проблема аналогов

В образовательных геймдев-проектах часто предлагают упрощенные инструменты для создания игр. На деле они оказываются замкнутыми технологиями «для кружков»: с ними можно собрать прототип на занятии, но этот опыт не переносится в профессию. Напоминает школьный «вулкан» на уроке химии: зрелищно, но в науку не ведёт.

Даже популярные платформы вроде Roblox, при всей своей мощности, сталкиваются с этой проблемой. Это коммерциализированная экосистема с большим количеством отвлекающего и иногда рискованного контента, из-за чего она плохо поддерживает осознанную, безопасную и долгосрочную практику. Скепсис педагогов нам понятен.

Урсула

При разработке конструкторов в Мастерской игр «Урсула» мы стремились к золотой середине. Наша цель — создать такой инструмент, который, с одной стороны, совместим с индустриальными стандартами, а с другой — достаточно прост и открыт, чтобы использовать его дома, без кружка.

Это ближе к тому, как устроены зрелые индустрии, где используют и профессиональные, и любительские инструменты, между ними существует понятный маршрут роста, и оба уровня важны и уважаемы. Из этого подхода и вырастает «Урсула».

В мастерской вас ждут два бесплатных инструмента:

  1. Веб-плеер для сборки и проигрывания визуальных новелл на языке Ink;

  2. Конструктор 3D-игр, о котором пойдёт речь дальше.

Что такое конструктор 3D-игр и ПРИМС

Конструктор 3D-игр — это приложение на базе движка Cocos, где пользователь работает с внешними ресурсами: моделями, звуками и алгоритмами поведения объектов. Поведение задаётся в визуальном редакторе диаграмм в парадигме ПРИМС — программирования расширенных иерархических машин состояний.

Важно: это не полноценный движок, как Unity или Unreal, а редактор поверх профессионального решения. Он подходит тем, кто не готов тратить месяцы на изучение программирования, но хочет сделать игровой прототип, который будет по-настоящему работать.

ПРИМС — это подход из мира автономных устройств: его используют, разрабатывая архитектуру промышленных контроллеров, стиральных машин, марсоходов. Он позволяет структурировать сложное поведение, разбивая его на состояния, связанные между собой.

Например, у вас в игре есть NPC «лошадка». У неё могут быть базовые состояния: «ест», «играет», «скачет». Вы можете ввести материнское состояние — «боится игрока». Всякий раз, когда игрок появляется, лошадка убегает, независимо от того, что делала до этого. Неактуальное поведение в этот момент не запускается.

Подход делает систему логичной и стабильной. А главное — не требует от пользователя оптимизаций или знаний архитектуры, как в профессиональных движках. Всё работает «из коробки» на бытовом уровне, но остаётся по-настоящему гибким.

Как работает конструктор на практике

Пользователь открывает конструктор и выполняет несколько операций:

  1. Импортирует свои 3D-модели в формате .glb, а также звуки.

  2. Добавляет на сцену персонажа-игрока, загружает текстуру поверхности.

  3. Расставляет объекты и создаёт диаграммы их поведения в веб-редакторе ПРИМС. Отдельно доступны версии для Windows и Linux.

  4. Нажимает кнопку «Собрать» — и получает ссылку на прототип.

  5. Открывает игру прямо в браузере, запускает, проверяет логику (как объекты ведут себя).

  6. При необходимости отслеживает переходы между состояниями в консоли отладки.

Интерфейс конструктора в деталях

Мы готовим документацию с описанием возможностей и требований к контенту.

Открывающая страница конструктора.
Открывающая страница конструктора.
Выбираем и подгружаем объекты из ассета или собственные.
Выбираем и подгружаем объекты из ассета или собственные.
Создать героя: выбираем из ассетов, либо загружаем свою glb-модельку.
Создать героя: выбираем из ассетов, либо загружаем свою glb-модельку.
Создать героя: задаём анимации и сохраняем настройки модели.
Создать героя: задаём анимации и сохраняем настройки модели.
Окно редактирования модели, звуков и алгоритмов (диаграмм ПРИМС) к ней.
Окно редактирования модели, звуков и алгоритмов (диаграмм ПРИМС) к ней.
Окно редактирования модели, звуков и алгоритмов (диаграмм ПРИМС) к ней.
Окно редактирования модели, звуков и алгоритмов (диаграмм ПРИМС) к ней.
Расставляем выбранные/загруженные модели на сцене перетаскиванием.
Расставляем выбранные/загруженные модели на сцене перетаскиванием.
При необходимости можно вернуться к настройкам сцены, загрузить ещё модельки или текстуру. Можно сразу перейти к игре: сборка происходит прямо в браузере.
При необходимости можно вернуться к настройкам сцены, загрузить ещё модельки или текстуру. Можно сразу перейти к игре: сборка происходит прямо в браузере.
Медведь-пасечник убегает от киберосы в первой сборке игры.
Медведь-пасечник убегает от киберосы в первой сборке игры.

С чего начать создание игры

Начать рекомендуем с формулировки и записи замысла: во что играем и что хотим выразить. Базовый жанровый профиль конструктора ближе к изометрическим 3D-головоломкам про взаимодействие с поведением «мобов» и окружения. Игрок, например, не наносит урон, а ищет способ проскочить: отвлечь охранников, запустить помощника-бота и т. п.

Наш инструмент некоммерческий, без монетизации и с модерацией ресурсов. Пользователи загружают собственный контент, мы делаем сборку на своей стороне: формируем ассет-бандл и отдаём ссылку, по которой игра запускается в браузере. Мы предложим базовый набор тренировочных ассетов, но если автор приносит свой контент, то отвечает за его легальность — очевидные IP-нарушения будем отклонять. Возможно, позже откроем код проекта в open source, но для частного пользователя это избыточно.

Для кого создан конструктор

Разрабатывая конструктор, мы думали о трёх сегментах аудитории.

Первый — дети и подростки. Мы проводим Национальную технологическую олимпиаду, НТО Junior, в которой есть сфера по играм. Это ежегодные соревнования для учеников 5–7 классов. В 2024 году финалисты сферы работали в альфа-версии конструктора, и всего за выходные собрали демо для плейтеста.

Дети рисуют, пишут стихи, учатся играть на музыкальных инструментах. Теперь смогут собирать свои игры.

Второй сегмент — художники, дизайнеры, авторы 3D-контента: можно быстро расставить свои модели, посмотреть композицию и читаемость сцены, не углубляясь в сложные механики.

Третий — люди вне геймдева, которым нужен персональный проект. Например, музей или заповедник, желающие сделать мини-игру к событию или для гостей. Внук реконструирует деревню, где родилась его бабушка, в подарок к юбилею.

Новичку может показаться, что работать с конструктором сложновато: нужно сделать glb-модельки, разобраться в ПРИМСе, загрузить звуки. Правда, он получился замороченнее зарубежных коммерческих аналогов, но и достаточно гибким, чтобы сохранять вариативность. А изучение подхода событийного программирования, ПРИМС, пригодится не только в геймдеве: его используют при проектировании интерфейсов и автономных устройств умного дома или космических аппаратов.

Делайте игры и тестируйте их вместе с друзьями на портале Мастерская игр «Урсула».

Комментарии (3)


  1. pecheny
    24.10.2025 11:18

    Веб-игры, в которые нельзя поиграть без регистрации? Спасибо, но нет.
    Достаточно движеов, в которых можно делать вот все вот это и еще всякое, и которые позволяют использовать результат где угодно, а не только на своей платформе.
    Armory | 3D Content Creation Tools – прямо в блендере. Godot, Defold, Unity.
    Знакомить детей с геймдевом в мертворожденном инструменте, мне кажется – только портить им мотивацию.


  1. Astus
    24.10.2025 11:18

    ИИ-слоп на сайте, в т.ч. в качестве демонстрации вашего "конструктора" - это просто прекрасно, более чем красноречиво говорит о вашем "продукте". Понятно, что эти ролики, что кринжовое насквозь фальшивое видео в шапке, что весь "проект" в целом - лекция для колхозников для "экспертов" ИРИ, но стоило ли тянуть это сюда?


  1. Jijiki
    24.10.2025 11:18

    модерируемые тесты, хм

    формат glb, почему только он, есть еще fbx, не плохой формат alembic с ним тоже что-то интересное есть