История одной команды и всесторонний анализ хакатон движения в России, обмен опытом, продуктовый подход и мечты о будущем.

В 2018 правительство Москвы провело первый государственный хакатон. Событие культовое, т.к. именно с этого мероприятия начало формироваться российское сообщество хакатонщиков.

Несколько лет хакатон проходил под названием Urban.Tech Challenge, потом переименовали в Лидеры Цифровой Трансформации (ЛЦТ). Штаб располагался в здании Цифрового делового пространства (ЦДП) на Покровке, но затем переехал в Кластер Ломоносов, мягко говоря, далековато от центра. Там и проходят все церемонии. Хакатон сделали ежегодным.

Изначально ЛЦТ руководил Максим Власов, который и сформировал культуру московских хакатонов. В 2025 году руководство поменялось и теперь ЛЦТ возглавляет Алексей Рвачёв, а сам хакатон проводит подрядчик Spinon с негативной репутацией. Искренность закончилось, всё стало строго по ТЗ.

Размер имеет значение

В 2018 хакатон проходил полностью оффлайн на Красном Октября. Участников встретили, развезли на автобусах, разместили, одарили мерчем, кормили и развлекали. На территории работали: лекторий, чай/кофе, VR, зона для сна с надувными матрасами, playstation/xbox, массаж, HR-зона, а по утрам зарядка. Собственно, как и на любом хакатоне.

а церемонии открытия ведущий задал вопрос — Для кого это НЕ первый хакатон? Большинство участников подняло руки — А для кого это уже больше чем третий хакатон? Осталось около 15% рук; в 2023 году рук уже было более 50%., в 2025 более 90%.

500 человек из 45 городов, 117 команд, 20% девушки. Уровень от первокурсников до матерых команд, приехавших “на заработки”.

Присутствовали команды от корпораций: Сбер, Тинькофф (Т-Банк), АТОН и Rusoft. Стартапы тоже выставили свои команды: Plannerix (победитель) закрылся, Eora (победитель), DataMap (победитель).

Участие команд от других компаний вызывало конфликт интересов, т.к. заявленная цель хакатона — интеграция разработанных решений в бизнес спонсоров. Это был первый и последний хакатон в России на котором участвовали команды, представляющие другие компании.

По правилам команды должны быть не более чем из 4-х человек, но за некоторыми столами сидело значительно больше. Организаторы объяснили это тем, что ограничение сняли в последний момент — “ведь люди уже приехали”.

Откровенно, я сам был пятым членом команды в роли Продакта. Команда кодила 24 часа, я приходил тусить, а в конце подменил коллегу для питча. Вход в здание был свободный.

Победитель хакатона Роман Доронин (CEO EORA) со сцены гордо заявил, что в его команде над задачей удаленно трудились 22 сотрудника!

Кто-то хвалился, что от него участвует три команды в разных треках, мол, так вероятность победы увеличивается. На хакатоне xmas-hack 2023 одна команда победила сразу в двух треках и это не единственный такой случай.

Конвейер идей

Четыре секции: Big Data, Real Estate, Retail, Advanced Analytics и в каждой по два трека. Начало в Пятницу, а финал в Понедельник.

На приз в треке Big Data претендовало 17 команд. Стояла задача: “Создание прототипа мобильного предложения/сайта для физ.лиц, которое позволит проводить оценку рынка ценных бума и выбирать наиболее привлекательные из них для инвестирования собственных средств”.

Для нашей команды и для многих других это был первый хакатон и мы выкладывались по полной. 70 часов непрерывного креатива и тусовки практически без сна. За время хакатона с нуля запилила уникальный FinTech продукт — Social-trading мессенджер. В то время это был тренд: в 2021 аналогичный стартап за $140m купил Robinhood, а Тинькофф (Т-Банк) только через 6 месяцев запустил свой “Пульс” с гораздо более слабым функционалом.

В каждом треке своё жюри. Организаторы вначале отобрали лучшие проекты по секциям. На питч выделили четыре минуты с учетом показа демки. Тем не менее, питч победителя в треке Real Estate длился аж 16 минут. Косяки с таймингом типичны. Обычно дают 3–5 минут на выступление и столько же на вопросы. Многие команды растрачивают все время только для питча.

Видео со всеми питчами в секции Real Estate: Смотреть
Видео со всеми питчами в секции Real Estate: Смотреть

Наличие готового прототипа — один из обязательных критериев. В условиях четко указано: “Это НЕ конкурс стартапов, идей или бизнес-планов!”, оценивать будут прежде всего код и коммерческую перспективу проекта с возможностью интеграции с сервисами Москвы”.

По факту Code Review не было. Только компания Here — спонсор со своим специальным призом, отобрала проекты и с каждым обсуждала возможное взаимодействие. Как сказал представитель: “Мы просили проекты показать прототип, лезли в код и задавали каверзные вопросы. Для нас это 20-й хакатон, собаку съели в этом деле."

Свадебные генералы

Большинство членов жюри впервые услышало про хакатоны. Среди них не было экспертов ни в программировании, ни в цифровом бизнесе. Начальников и чиновников пригласили посидеть по дружбе. Финалистам должны были задавать вопросы, но никто не смог придумать ни одного. Оценки ставили в гробовой тишине.

По трекам проекты оценивали представители заказчиков. Для сотрудников фирм это была развлекуха, а не часть работы. Маркетолог Людмила Казунеткина из жюри ЭФКО, настолько была не в теме собственного рынка, что с восхищением выдала приз за инновационность проекту, который был клоном streetbee.ru (закрылся).

Жюри трека Big Data состояло из сотрудников Национального расчетного депозитария (Московская Биржа) во главе с Павлом Андриановым (CIO). Начальница Лидия Борисенко увидела наш проект и воскликнула: “Не верю, что вы все это сделали за 3 дня, у нас это занимает годы!” и не дала приз.

Конкурс подрядчиков

Девять финальных победителей выступали с питчами на большой сцене и получили по ₽100к каждый. Двое из них еще по ₽500к.

Правительство Москвы пообещало внедрить решение победителей, поэтому на хакатон набежали компании, которые со сцены впаривали свои уже готовые решения и многие победили: Стартапу Food-Up по доставке продуктов уже два года (закрылся). Главный приз ₽500к рублей выиграл бизнес Eora, который уже пять лет разрабатывает свой сервис и является давним подрядчиком правительства Москвы.

CEO выступает в худи с логотипом своей компании
CEO выступает в худи с логотипом своей компании

Одну девочку наградили за жалобную историю, про то как она одна приехала из региона, собрала себе команду и добилась успеха. На любом российском хакатоне обязательно найдется такая девочка-победитель.

Победитель в секции Big Data не смущаясь рассказывает, что пришел на хакатон уже с заготовкой, участвовал сразу в нескольких треках и еще привлекал людей удаленно.

В нашем треке победила команда Portonomica из сотрудников АТОН. В проекте не было ни единой строчки кода — только презентация и мокап (клон Тинькофф), а на хакатоне они даже не появлялись.

Пир Трех Толстяков

К праздничному закрытию подошли служащие Правительства Москвы. Чиновников было так много, что между них невозможно было разглядеть самих участников. На прощальных нотах ведущего открылись двери зала, участников пригласили на праздничный фуршет, и …

… чиновники ломанулись к столам с едой, расталкивая студентов. Статные дамы в платьях вырывали бутылки с вином из рук официантов и занимали места за столиками, а солидные мужчины в костюмах подбегали к пище и сгребали все подчистую. К тому моменту, когда голодные конкурсанты после 3-х бессонных ночей вышли из зала, от еды уже ничего не осталось. Членов жюри увели на приватное пиршество.

Нашей команде достались три бутерброда на четверых. Стоим за столиком, делим. Подходит чиновник с двумя тарелками набитыми с горкой, еда валится на пол. Мужчина с элегантной сединой, жрал и рассказывал, что он вообще не из правительства, он один раз где-то засветился и теперь его всегда приглашают на халявные фуршеты. Сам он не верит в технологии, считает IT говном, а инвестировать рекомендует … в кислород.

Первый Hack с багом

К счастью, тему масштабных государственных хакатонов продолжили развивать. Печально, что многие недоработки так и не исправили, хотя есть и улучшения.

Несколько лет хакатоны проводились только оффлайн с ночевкой в крутых локейшенах: Красный Октябрь, ВДНХ и т.д. В пандемию поменяли формат на гибридный. Теперь задачу выполняют онлайн, а на оффлайн питч приглашают только полуфиналистов. Это позволило увеличить число участников, дать больше времени на разработку и расширить географию присутствия.

В 2025 2ГИС провел полностью оффлайн хакатон, который вызвал ностальгию и многие участники приехали даже из других городов. Оффлайн хакатоны, это совершенно другая атмосфера, которая позволяет познакомиться с единомышленниками и организаторами.

Масштабы растут. На ЛЦТ`24 на одной задаче участвовало до 90 команд. Так, на ЛЦТ 2025 участвовало уже, на разработку дают 2 недели.

Увеличился и призовой фонд: в ЛЦТ`24 сумма составила ₽50м, в 2025 было ₽40м. Хакатоны коммерческих компаний скромней: Честный знак объявил призовой фонд ₽900к, в 2ГИС 2025 приз ₽1 миллион на всех. В xMass Hack (МГУ) мы заняли 2-е место и в качестве приза получили варежки и стикерпак. В 2025 VK открыл конкурс рекомендательных алгоритмов, с общим призовым фондом составит ₽2,5 млн, а на хакатоне по чат-ботам выделил всего 3 млн на 54 команды.

В чате хакатона Moscow Travel Hack участники начали обсуждать приз в размере €1 миллион на европейских конкурсах, что взбесило организатора Шмакову Нину (подрядчик Spinon) и она забанила всех обсуждающих.

Перестали смешивать хакатоны программистов, продакт менеджеров и дата-сцентистов. Возникли новые виды хакатонов: идеатоны, дататоны, дизайнтоны и т.п.

Поскольку многие хакатоны проходят онлайн, то была введена интересная практика, когда выдавали талоны на заказ 5 пицц на команду. С кормежкой на ЛЦТ так и остались проблемы и выглядит это дико, особенно в лице иностранных команд, которые тоже стали приглашать на мероприятие. На корпоративных хакатонах с кейтеринг и атмосферой гораздо цивильней. Прикольно, когда в хакатоне участвуют спонсоры: производители энергетиков, чипсов и прочих вкусняшек.

Стали приглашать именитых спикеров. Так на ЛЦТ выступал Максим Поташев и Настя Ивлева.

Одним из полезных новшеств - предварительные неформальные встречи с менторами и организаторами. Так одна из встреч ЛЦТ проходила на станции метро "Деловой центр", бывали и в баре. Личные встречи особенно важны для гибрид формата, ведь результатом хакатона должно стать партнерство и личное предварительное знакомство играет существенную роль. Но затем на эту практику забили.

Ввели лидерборд - бальную систему с критериями оценки. Теперь все участники видят свое положение в общем списке. Где-то даже проводят ретроспективу и рассказывают, почему проект не прошел. Это полезно, но к сожалению, далеко не везде внедрено.

Специфика хакатона ЛЦТ в том, что задачи ставят крупные компании: VK, Газпром, Ростех и т.п.. В 2025 году ввели практику “открытого офиса”, когда хакатонщики могут посетить офис заказчика и задать вопросы по кейсам.

2ГИС в 2025 провел оффлайн хакатон с ночевкой в своем офисе и это было максимально полезно для студентов, которые воочию увидели условия работы.

Главное — не участие, а победа

Болью российских хактонов является читерство. Этому способствует множество факторов: нечеткие правила, отсутствие code review, низкий уровень культуры и недостаток каких-либо методов контроля.

Команды читят, как только можно:

  • Неограниченное число участников: Друзья или даже целые компании, которые помогают разрабатывать решения удаленно

  • Мульти-команды: На хакатоне большой коллектив специалистов разбивается на несколько команд, а затем все вместе перераспределяются между задачами

  • Готовые решения: На хакатоне переклеивают логотип или адаптируют под интеграцию с заказчиком

  • Заготовки: Используют уже готовые блоки, разработанные заранее, а на хакатоне только прикручивают новую логику

  • Ранний старт: Начинают разработку задолго до начала хакатона, а на самом мероприятии лишь оформляют презентацию

  • Кумовство: Дружеские отношения команды с жюри или с заказчиком

Внедрить методы контроля действительно сложно, да и хакеры все равно всегда найдут обходы, поэтому культура хакатонов строится на доверии и уважении друг к другу участников сообщества. К сожалению, в России до такого уровня сознательности еще далеко и единственная цель многих участников - урвать кусок любой ценой.

В 2025 на хакатоне 2ГИС случился прецедент с дисквалификацией. Нижегородский читер, студент ННГУ Олег Петров на нескольких хакатонах побеждал с одним и тем же решением. Неладное заметили участники и лишь после организаторы проверили код и действительно нашли нарушение. В России конфликты тут же заминают. Респект 2ГИС за справедливое судейство.

Появились команды, организованные студиями заказной разработки. Победить их практически невозможно, т.к. у них уже есть и заготовки и даже готовые решения, а над хакатоном работает целая компания. Для некоторых команд хакатоны, это источник дохода.

График участия и побед на хакатонах одной из профессиональных команд
График участия и побед на хакатонах одной из профессиональных команд

Договорняки между организаторами хакатона и заказчиком - это обыденность. Так на xMass Hack от МГУ, трек от TYMY нас случайно добавили в переписку между членом жюри Ольгой Бернацкой и организаторами, где она писала организаторам: "Правильно, что вы просили меня не присуждать приз этой команде".

Наша команда "Мы из будущего" всегда придерживается этики. Абсолютно всё от идеи до реализации мы разрабатываем в рамках регламента хакатона. Когда мы со сцены говорим, что мы не читим, то по залу проходит смешок.

Синдром МИСИС

В 2022 Ефимов Даниил создал Хакатон-клуб при МИСИС и с этого момента началось наводнение хакотонов командами из этого института. Оказывается, "Если команда занимает призовое место и в названии указан МИСИС, то можно на кафедре закрыть за это призовое место какой-нибудь не супер важный предмет каждому участнику". Только на ЛЦТ`24 участвовало более 30+ команд из МИСИС. Казалось бы, правильная практика, но что-то пошло не так.

На хакатоне 2ГИС победила команда Дарьи Короленко MISIS X MISIS. Опытные ребята, которые побеждали неоднократно. Но у участников возникли вопросы к представленному решению - фактически это был анимированный ролик симулирующий работу сервиса. Вместо того чтобы показать рабочий прототип и снять подозрения, студенты МИСИС устроили травлю других участников.

Оказалось, что студенты из МИСИС это хорошо организованная группа 500+ человек с централизованным управлением. При клубе есть своя платформа готовых решений, регулярно проводятся сходки, а основатель клуба плотно общается с организаторами хакатонов, поставляя им участников. Поведение студентов трудно назвать цивилизованным, это злобная, агрессивно настроенная бездумная толпа, готовая на всё. Больше напоминает секту, чем IT-клуб.

Хакатон — дело молодых

Основная публика российских хакатонов, это студенты. Связано это с тем, что их проще нагнать через институты и соцсети. В самом начале студентов чуть ли не силой нагоняли на хакатоны “за зачет”, но с 2022 это стало модным.

Большинство хакатонов проводятся только для студентов, например хакатон 2025 от ВТБ. Разумное обоснование этому дать не могут, а законодательно это никак не регулируется.

С 2020 вошло в тренд проведение хакатонов для школьников. Мне периодически пишут дети с просьбой сделать за них “домашку” на хакатоне, т.к. они очень хотят победить.

По статистике, новаторы это 35–50 лет, но привлечь их на российские хакатоны не удается, т.к. среда для них некомфортна. Доходит до прямой дискриминации. Так на MTH`22 Марина Тюркина (подрядчик Spinon) устроила истерику и пыталась выгнать с хакатона команду 40+, хотя правила никак не ограничивали возраст участников, а команда наравне со всеми прошла аккредитацию.

К сожалению, хакатоны это не конкурс интеллекта. Культура молодых IT-иков сводится к несдержанности и агрессии - недоработка Росмолодежи. Любые попытки поднять какую-либо дискуссию или задать вопросы по проектам, студенты превращают в поток личных оскорблений. Организаторы это никак не пресекают, а зачастую умышленно разжигают буллинг, как это делали сотрудники 2ГИС.

Понты дороже денег

Государственные и корпоративные хакатоны в России проводят абсолютно без всякой цели, это имиджевые тусовки с единственной метрикой - у кого больше участников.

Фактически каждый департамент Москвы устраивает свой хакатон: Moscow Travel Hack (MTH), Лидеры Цифровой Трансформации (ЛЦТ), Moscow City HackЦифровой ПрорывМоспром и др. Среди корпоративных ценятся хакатоны МТС, Сбер, ВТБ, 2ГИС.

Московский хакатон, это масштабное и хорошо организованное событие. Денег не жалеют: Мерч, кормежка, культовые локации, а на финал приглашают звезд: на ЛЦТ`22 выступала группа Крем-Сода.

Проводить хакатоны стало модно. Практически каждый университет организует свой внутриуниверситетский хакатон, но о них никто не знает, кроме студентов. Российская система образования замкнута, что напрочь убивает инновации и креатив.

Статья: Новая образовательная инфраструктура (скоро)

Так же в последнее время стали появляться внутрикорпоративные хакатоны для сотрудников. Так в 2025 2ГИС после окончания общего хакатона провел хакатон для сотрудников с аналогичными треками. Правда, в присутствии внешним хакатонщикам отказал. Т-Банк перенял практику и провел внутренний хакатон.

Список всех хакатонов:

Хакатоны привлекают все больше участников, приобретается новый опыт и качество решений значительно выросло. Многие проекты выглядят, как готовые бизнесы, но….

Ни с кем не заключили ни одного контракта, не купили и не интегрировали ни один проект.

Один только раз АИМ выложили Excel табличку со списком стартапов от одного из проектов — startupguide.innoagency.ru. Всё! Как сказал представитель ЛЦТ: “Мы это платформа, на которой заказчики проводят хакатоны, поэтому результат нас не волнует”.

Открытым остается вопрос об интеллектуальной собственности. Если проект разработал на хакатоне решение, то кому оно принадлежит? А если компания самостоятельно реализовало это решение, то как поступить с командой.

В 2005 2ГИС реализовал решения хакатонщиков в своем продукте, при этом даже решения тех команд, которые не победили.

И так сойдет

Code review до сих пор проводят редко, обычно жюри оценивает решения эмоционально по презентации, а иногда вообще ничего не смотрит. Так на ЛЦТ`25 по логам наше решение никто даже не смотрел, ни презентацию, ни код.

В жюри по-прежнему вместо экспертов сажают невостребованных сотрудников. Некоторые из них не удосуживаются прийти на Q&A сессии и даже на питч. Так на ЛЦТ`23 Краснодар проект оценивал Михаил Михайлов, арт-директор Proscom, которому в нашем проекте не понравились … цвета.

На ЛЦТ`24 в треке от компании Reksoft в жюри сидели практиканты.

Жюри Reksoft на хакатоне ЛЦТ`24
Жюри Reksoft на хакатоне ЛЦТ`24

Появились фирмы, предоставляющие услуги по проведению хакатонов: CodenrockZuckerSpinonХакатоны.рус и др. МГУ продвигает “Акселератор возможностей”, запущенный Антоном Чурековым, чиновником ИНТЦ МГУ “Воробьевы горы” и зятем ведущей Стриженовой. Качество таких услуг низкое, поскольку подрядчик не обладает компетенциями и не заинтересован в результатах.

Статья: Почему ни один подрядчик не сделает за вас бизнес

На 2ГИС (фото) было огромное количество студентов, которые хотели найти работу в компании, они ходили по офису и искали HR. И хотя в программе был заявлен HR-зона, по факту HR директор Екатерина Шахова отсутствовала, а представители компании посылали всех на сайт. В связи с этим, 2ГИС упустил мощный канал рекрутинга.

Статья: Почему компаниям необходимо избавляться от корпоративных козлов

Бальные системы самые простые. Так на хакатоне 2ГИС жюри выставляла оценки 1-10 по каждому из пяти критериев. Но такой подход не учитывает приоритет организаторов хакатона. Так может победить технически качественный проект с хорошем питчем, но при этом с совершенно невостребованным сервисом. Предложил организаторам ввести веса, но девочкам из HR это было фиолетово.

Перераспределение победителей при бальной системе оценки с весами
Перераспределение победителей при бальной системе оценки с весами

В ожидании чуда

На государственных хакатонах заказчиками выступают третьесортные компании, которых попросили поучаствовать по дружбе: Алабуга, Reksoft, Proscom, Итэлма, Аэрофлот и т.п. Люди далекие от IT, продуктовой разработки или инновациях.

Абсолютное непонимание целей и задач хакатона. Начальники требуют, чтобы группа студентов за два дня разработала завершенное коммерческое решение, на которое у самой компании ушли бы годы. Российские хакатоны превратились в заказную разработку.

Так, на ЛЦТ`25, Алабуга выдала ТЗ, в котором полностью прописала игровую механику и даже выдала рендеры.

ЛЦТ25 техническое задание от Алабуга
ЛЦТ25 техническое задание от Алабуга

На ЛЦТ`24 участникам выдали ТЗ, где даже был прописан стек и требование по интеграции с системами заказчика.

ТЗ из задачи на ЛЦТ`24
ТЗ из задачи на ЛЦТ`24

Агентство Креативных Индустрий (АКИ) попросили создать аналог Booking за 1.5 недели с критерием: “Чтобы мы могли это сразу прикрутить к себе на сайт”. На хакатоне Совкомбанк попросил за 2 дня написать приложение, как у Robinhood.

На хакатоне от АНО «Моспром» попросили за 38 часов разработать Google Docs.

Игра без правил

Хакатон, это соревнование, а не конкурс. Т.е. все участнки должны быть в равных условиях. Никакого регулирования спортивного программирования не существует. Более того, чиновники не знаю куда этих хакатонщиков пристроить. Вроде бы, как это IT, а с другой стороны, соревнование. Миницифры ссылается на закон 15-летней давности, где спортивное программирование, это ответственность Минспорта. В 2024 спортивное прогрмирование проводилось в рамках русской олимпиады “Игры будущего”.

Хакатон, это не конкурс, а соревнование, т.е. должны быть общие правила

Апогей иронии случился в 2025, когда я направил в Минспорт предложение о введении единых стандартов для честного судейства на хакатонах. В ответ мне перезвонили из министерства с одним-единственным вопросом: «Простите, а что такое "хакатон"?»

Есть ли жизнь после хакатона?

Дальше тусовки дело не доходит. После события сайты и группы хакатона закрывают, все возвращаются к своим делам и про результаты или команды забывают. Все расходятся.

Единственное сообщество, остается активным после хакатона, это чат ЛЦТ - 6000+ участников. Даже после хакатона позволяется обсуждать практически любые темы: собирать команды, шерить новости, иногда бузит. Участники пытались общаться на тему инноваций в туризме после хакатона Moscow Travel Hack, но подрядчик Марина Тюркина из Spinon устроил террор и теперь все боятся произнести хоть слово, чат мертвый.

Открытого сообщества хакатонщиков в России не существует!

В медиапространестве проскочила информация о премии "Хакатоны России". Однако, абсолютно непонятно, кто её организует, по каким критериям выбирают номинантов и почему об этом событии не знает даже активная часть хакатон-сообщества. Вместо поддержки от индустрии сообщество сталкивается с очередным непрозрачным клубом по интересам.

Культ и Легенды

Одним из обычаев, это придумать название для команды, которое затем сохраняется и на других хакатонах. Хорошо известны сбившиеся команды: 4P, Black Cat, Lambda, DeCode, Корпораты, Grands-pères puissants, MISIS X MISIS, NoTryCatch, No php - No problems, Эйдалоны, MatchaLatte, Java Boys, MISIS krevetki, OpenAйAйAй, Selling Pandas, Finance, ProBAN, Genotek, BioRhythm, sensor_msss/PointCloud2, ITL-Mapper, Боанергес, lab260 и др.

Свою команду мы назвали "Мы из будущего", типо мы слетали в будущее и там видели, как делать правильно. Мы еще не полностью сформировались, всего 2 члена команды 40+, а других мы набираем с общего чата. Одна победа.

Перечень команд на ЛЦТ
Перечень команд на ЛЦТ

Интересный факт, что многие команды формируются на самом хакатоне. Некоторые специально отделяются от своей команды, чтобы попробовать свои силы в чем-то другом. Зачастую организаторы помогают подобрать новую команду, но это не везде и не всегда эффективно работает.

С названиями случается и дичь. На xMas Hack 2023 (Рождественский хакатон) к нам в команду добавили пользователя с ником “Адский Сатана”. Мы попросили его удалить, но что организатор Светлана Сукачева ответила, что на хакатон не молиться ходят и навечно забанила нашу команду на участие во всех хакатонах от МГУ.

Обратил внимание, что многим командам не хватает в составе продакт-менеджера. Ребята технически могут запилить все что угодно, а вот определить, что конкретно нужно заказчику и продать это они не могут.

Статья: Продакт-менеджер ключевой топ в бизнесе (скоро)

Среди участников хакатонов появились и свои легенды:

  • Нестор Архангельский: Участвует практически в каждом хакатоне. Его самоцель - войти в Книгу Рекордов Гиннеса по числу побед на хакатонах. На текущий момент он участвовал в 46 хакатонах и одержал 21 победу

  • Алгюль: Человек-оркестр, которая участвовала на хакатонах во всех возможных ролях от DevOPS до графического дизайнера

  • Ivano Digital: Самый нежеланный гость на хакатонах за его чувство справедливости и вовлеченности в общий успех

  • Александр Артеменко: Автор блога 40 Ants и пропагандист языка программирования Comon Lisp, он пишет только на нем

  • Роман: Человек, который каждый раз выскакивает на сцену во время выступления группы Винтаж с песней «Роман»

Хакатон это маленькая жизнь

Надо признать, что Правительство Москвы в целом свою функцию выполняет. Да, нет партнерств, но им удалось собрать сообщество шустрых, талантливых IT-единомышленников. Атмосфера креатива и предпринимательства гарантирована! Что с этим делать, это уже другой вопрос.

Почему коммерческие компании не способны извлечь из этого сообщества максимальную для себя пользу, думаю, это связано с общим низким уровнем компетенцией организаторов.

В своих менторских сессиях, я рекомендую IT-предпринемателям искать свою IT-команду именно на хакатонах. Как это делает Алекскей Сорокин (CEO Plannerix), который таким образом подбирает и тестирует в поле себе сотрудников, вместо собеседований. Михаил Яснев тоже поделился: "Иногда хожу, чтобы найти себе сотрудников. Посмотрел всех в деле двоих взял двоих нет."

Для студентов польза колоссальная. Хакатон — эффективный способ проверить свои компетенции и прокачать навыки: публичный питч, взаимодействие в команде, CustDev и т.п. Учиться у других на реальной практике.

Так же, это шанс найти себе первую работу. Так, на хакатоне MTH`22 в нашей команде была талантливая UI/UX дизайнер и Наталья Михейкина из RussPass ее заметила и после пригласила на работу.

В любом случае, каждый участник в своем резюме может вставить первые достижения, а это уже вес по сравнению с другими кандидатами на вакансию.

Наибольшая ценность от хакатона, это сработаться с командой, с которой в дальнейшем развиваться в рамках не только хакатона. После хакатона мы запустили небольшой стартап: Чит-Чат.

Статья: Сбиться в команду - ключевая карьерная задача (Скоро)

Мой опыт попыток запустить стартап с хакатонными командами оказался ярким подтверждением пропасти между азартом и суровой реальностью. Студенты горят энтузиазмом, их амбиции не знают границ, но на этапе рутинной работы запал иссякает: первая же проблема становится непреодолимой преградой, а приоритетами оказываются то тусовки, то "домашку надо делать". Со «взрослыми» хакатонщиками — та же история, только в качестве оправдания - семья и авралы на основной работе. Увы, в России культ предпринимательства — это чаще всего гламурная мишура для газетных заголовков, в то время как реальная практика требует титанического терпения и самоотдачи.

Статья: Системная прокачка навыка предпринимателя (Скоро)

Наша команда "Мы из Будущего" 40+. Мы ходим на хакатоны, чтобы переключиться от повседневных задач. Один из наших ключевых принципов - создавать крутые инновации.

Вот некоторые из наших проектов:

  • ЛЦТ 2018 - Создали Social Trading платформу на которой инвесторы сбиваются в команды, чтобы принимать лучшие инвестиционные решения

  • MTH 2022 - Разработали шеринг-рум. Снимать номер в отеле с незнакомцами, чтобы сократить затраты на путешествие

  • xMass 2022 - Камеры на общественном транспорте, которые автоматически мониторят проблемы с ЖКХ по маршруту. Технология двойного назначения

  • ЛЦТ 2022 - Платформа для бесконечного хакатона, где компании платят за проработку своих задач

  • ЛЦТ 2023 - Автоматизация проведения любых мероприятий. ИИ изучает прошлый опыт и готовит to-do list, приглашает участников, делает закупки и т.п. Т.е. можно сказать, хочу свадьбу как у Тимати и система сама ее просчитает и организует

  • ЛЦТ 2023 - HR-Tech. Автоматическая система адаптации сотрудников с игрой "Отгадай коллегу" (Proscom)

  • ЛЦТ 2024 - HR-Tech. Безболезненный найм. Вместо отказа соискателям алгоритм предлагает персонализированную программу обучения в корпоративном университете и много другое (Reksoft)

  • 2ГИС 2025 - Алгоритм строит безопасные маршруты с учетом особенностей здоровья: алергиков, тревожности, аутистов и т.п. (2ГИС)

  • ЛЦТ 2025 - HR-Tech. Первая в мире фиджитал мотивация сотрудников. Каждый год в честь лучших сажают живое именное дерево для озеленения промзоны. Чтобы это заслужить, нужно в течении года выполнять задачи из биржи задач (Алабуга)

За все время мы победили всего один раз:

Выгорание - почти неизбежный этап для любой команды. Похоже, что наша на такой стадии. Как сказал один из ранее активных участников: "Как-то все стали взрослыми и с отсутствием времени. Ну и плюс задачки чёт не особо интересные."

Hack успеха

Первое участие в хакатоне — это всегда яркая, но зачастую эмоционально затратная история. Новые команды обычно выкладываются по полной и болезненно переживают поражение, особенно если сталкиваются с недобросовестными организаторами и участниками. Однако опыт и устойчивость приходят со временем — будьте настойчивы. Участие в хакатонах это не лотерея, а навык, который можно и нужно развивать.

На основе наблюдений за российскими хакатонами можно выделить несколько ключевых закономерностей, ведущих к победе:

  • Компетенции и слаженность: Побеждают не просто талантливые одиночки, а сбалансированные команды с четким распределением ролей и отлаженными процессами. Такой коллектив успевает сделать больше и демонстрирует качественный результат. Именно поэтому за многими победами стоит не случайный набор людей, а команда с общей историей и опытом совместной работы

  • Простота и ясность решения: Побеждает не самое технологически сложное, а самое понятное и применимое решение. Даже на техническом хакатоне идея играет ключевую роль. Важно, чтобы представитель заказчика сразу увидел, как ваше решение решает его боль, и представил, как его можно быстро и недорого внедрить. Поэтому в команде обязательно должен быть профессиональный продакт-менеджер

  • Презентабельность и командный дух: Шансы значительно повышает душевная и эстетичная подача. Это может быть душевная предыстория, безупречная презентация, слаженный питч, запоминающаяся харизма, красивая выступающая или даже уместная самоирония. Важно создавать позитивный образ: командное фото должно смотреться органично, а любые конфликты, недовольство или нарушение этикета — строго под запретом

  • Тщательная подготовка: На хакатоны приходят не с чистого листа. Успешные команды заранее прорабатывают идеи, настраивают рабочие инструменты и среды, а многие имеют заготовки и наработки, что дает им фору в гонке против времени

  • Фактор доверия и нетворкинга: Бизнес, а вслед за ним и хакатоны, строится на отношениях. Команды, которые умеют наладить конструктивный диалог с организаторами и жюри, находятся в более выигрышной позиции. Умение задавать правильные вопросы, участвовать в обсуждениях и проявлять искренний интерес к экспертам часто становится не менее важной стратегией, чем техническое исполнение

Bonus: Рекомендации от опытного хакатонщика Павла Алексеева.

Делать надо бизнес, а не хакатон

Хакатон — это инструмент бизнеса, а не разовое событие. Его ценность определяется четкими целями и измеримыми результатами.

Чтобы добиться максимальной эффективности, необходимо рассматривать хакатон как продукт. Продуктовый подход предполагает декомпозицию всего процесса на независимые модули, каждый из которых решает свою задачу, имеет собственные метрики успеха и стратегию развития.

Если компания рассматривает хакатон как инструмент для реальных бизнес-результатов, организацией мероприятия должны заниматься профессионалы. Лидер хакатона может варьироваться в зависимости от его цели: CTO, CMO, CPO, HRD и т.п.

Проведение хакатона начинается с целеполагания. Это позволяет выстроить программу, сфокусировать команду и оценить результаты. Цели должны быть понятны всем: организаторам, жюри и участникам.

Классические цели хакатонов можно разделить на несколько ключевых направлений:

  • Найм — привлечь в компанию таланты. Мероприятие, по сути, является уникальным форматом многодневного собеседования с тестовым заданием, где кандидаты в режиме реального времени демонстрируют свои hard и soft skills, решая актуальные для компании задачи. Участники, которые посвятили выходные дни интенсивной работе, по умолчанию являются высокомотивированными и потенциально ценными сотрудниками. Их активность и подход к решению задач — это уже пройденный этап отбора. Ключевая метрика - количество офферов после хакатона.

  • Брейнсторм — поиск нестандартных решений. Бывает, компания так погружается в рутину, что перестает видеть очевидные решения, т.к. сотрудники мыслят в рамках одних и тех же фреймворков. Здесь хакатон работает как «встряска»: приходят команды с незашорынным взглядом и смотрят на проблему под другим углом. Успех такого хакатона измеряется вдохновением: появилась ли у сотрудников энергия на изменения, начали ли они применять новые подходы, перестали ли бояться пробовать новое.

  • HR-Brand — привлечь внимание к своей фирме: показать технологичность компании или рассказать о сервисах. Часто такие хакатоны нужны компаниям, которые не в IT-бизнесе, но имею большой IT-отдел. Хакатон становится эффективным инструментом формирования привлекательного имиджа IT компании на рынке. Главным показателем эффективности становится сокращение времени закрытия IT-вакансий. Дополнительными метриками служат охват аудитории, количество участников и позитивные отзывы в профессиональной среде, когда участники становятся амбассадорами бренда.

  • Инновация — поиск новых сервисов или технологий. В отличие от традиционных R&D, такие мероприятия позволяют компаниям быстро тестировать гипотезы и получать готовые прототипы, созданные в сжатые сроки. Однако критически важным условием успеха является готовность компании к реальному внедрению разработанных решений — будь то интеграция в существующие бизнес-процессы, партнерство с командой разработчиков или прямые инвестиции в проект. Эффективность таких хакатонов измеряется: количеством заключенных партнерских соглашений, объемом инвестиций в перспективные проекты, а также скоростью интеграции разработанных решений в работу компании. Именно способность превратить идеи в работающие продукты отличает успешные инновационные хакатоны от простых соревнований по программированию. Для достижения максимального результата компаниям стоит заранее определить приоритетные направления для поиска решений, подготовить ресурсы для быстрого пилотирования лучших проектов и разработать прозрачные механизмы дальнейшего сотрудничества с командами-победителями.

  • Тусовка - хакатон круче тимбилдинга. В отличие от стандартных корпоративных мероприятий, здесь команды не только отдыхают и общаются, но и создают конкретные проекты, поддерживая дух новаторства и предпринимательства с реальными командными результатами. К участию в корпоративном хакатоне можно пригласить и внешних участников, что помогает привнести в компанию свежие идеи и освежить культурный код. Это работает как "культурный обмен" — сотрудники перенимают новые подходы, а внешние специалисты глубже погружаются в ценности компании. Ключевые результаты такого формата — рост производительности команд, повышение мотивации и, что немаловажно, создание позитивного контента.

Второй ключевой аспект организации хакатонов — работа с участниками. В России не так много отважных и увлеченных людей, готовых тратить свое личное время на IT-мероприятия. Единственный и крупнейший чат-сообщество хакатонщиков насчитывает всего 6000+ участников, собранных за 10 лет - это ничтожно мало. Поэтому зачастую организаторы пытаются нагнать хоть кого-то. Так, Правительство Москвы даже публикует уличные билборды с рекламой своего хакатона.

Реклама ЛЦТ 2025 на билборде в Москве
Реклама ЛЦТ 2025 на билборде в Москве

Ключевой приоритет для организаторов — не массовый охват, а формирование релевантной аудитории, соответствующей целям хакатона.

Рассылка приглашений по университетам часто не приносит желаемого результата: студенты перегружены учебой, а конкуренция за их внимание высока. Массовая реклама скорей всего привлечет нецелевую аудиторию: читеров, подрядчиков с шаблонными решениями и профессиональные команды, для которых ходят на хакатоны для "заработка". Такие участники редко приносят реальную пользу бизнесу.

Наиболее эффективный способ привлечения целевой аудитории — планомерное формирование и постоянная поддержка сообщества хакатонщиков. Например, после своего первого хакатона сохранить чат, продолжить взаимодействие с участниками после мероприятия, приглашать их на митапы, выставки и другие активности компании. Помогайте участникам сбиваться в успешные команды. Такой подход позволяет не только поддерживать интерес, но и создавать пул лояльных специалистов, знакомых с ценностями и процессами организации.

Однако большинство компаний оказываются не готовы к системной работе с сообществом. Они ограничиваются разовыми мероприятиями, упуская возможность построить долгосрочные отношения с талантливыми разработчиками. В результате потенциальные участники теряют интерес, а компании лишаются доступа к перспективным кадрам и инновационным идеям.

Ключевым аспектом проведения хакатонов является обеспечение честного и объективного судейства. Для этого необходимо, чтобы задачи стимулировали креативность и вызывать искренний интерес у участников, а не превращались в типовое техническое задание для заказной разработки.

Цели хакатона обязаны быть прозрачными и одинаково понятными как организаторам, так и участникам. Система оценки должна быть максимально эффективной, а критерии быть четкими и измеримыми. Все представленные решения должны быть в открытом доступе для обеспечения дополнительного контроля и повышения уровня доверия. Проводите ретроспективу, где обсуждайте с командами, каких технологий или компетенций им не хватило до победы.

В состав судейской коллегии должны входить независимые эксперты, что позволит минимизировать риски кумовства и предвзятости. Ни в коем случае нельзя допускать читерство или подачу уже готовых решений. Желательно проводить предварительные тренинги для членов жюри по единым стандартам оценки. Этот комплексный подход позволяет создать среду здоровой конкуренции, где побеждают действительно лучшие, а участники уверены в справедливости результатов.

Завершающим, но не менее важным элементом успешного хакатона является та особая атмосфера, которая создает хорошее настроение. Речь идет о создании креативной среды, где командам комфортно творить, общаться и чувствовать свою ценность.

Не стоит экономить на питании, мерче или досуге. Привлекайте спонсоров — например, известные кофейни, производители снеков или бренды одежды. Приглашайте знаменитостей, которые могут вдохновить, читайте лекции, прокачивайте навыки. Помимо основных призов вручайте поощрительные. И конечно же запоминающеюся авто-пати. Пусть у каждого останется положительные впечатления о вашей компании, что-тоtangible, напоминающее о событии.

Статья: Крутой российский бренд одежды (Скоро)

Запоминающийся хакатон — это не статья расходов, а инвестиция. Компания снижает затраты на привлечение талантов, укрепление бренда и генерацию инноваций. Участники мероприятия становятся амбассадорами, формируя позитивное восприятие на рынке. Проводить целевой хакатон дешевле и эффективней любой рекламы.

Ключевые принципы организации успешного хакатона

  • Целеполагание — определите конкретные цели и метрики успеха хакатона, назначьте проверенных лидеров

  • Соответствие формата — используйте правильные названия: хакатоны для программирования, дататоны для Data Science, идеатоны для продуктовых решений

  • Амбициозные задачи — предлагайте участникам реальные вызовы, которые стимулируют креативное мышление и позволяют выйти за рамки стандартных решений

  • Справедливое судейство — следите, чтобы все были в равных условиях, пресекайте читерство, запретите участие готовых коммерческих решений, тщательно контролируйте процесс

  • Компетентность организаторов - Пригласите в жюри внешних экспертов, проведите тренинги для спонсоров задач

  • Запоминающееся событие - не экономьте на впечатлениях, комфорте и призах, создайте праздник профессионалов

  • Формирование сообщества — поддерживайте долгосрочные отношения с участниками, участвуйте в их проектах

Систематизация и национализация хакатонов

В качестве стимула качественного развития сообщества хакатонщиков предполагается создать Ассоциацию из членов победивших команд, которая будет оказывать услуги в проведении хакатонов.

А именно:

  • Образовательные и консалтинговые программы для заказчиков и организаторов хакатона

  • Помощь в подготовке заданий для хакатона

  • Судейство: Независимая экспертиза и справедливая система оценок

  • Бегкрануд чек участников и противодействие читерству

  • Реестр успешных и провальных кейсов, аналитика по индустрии

Цифровой прорыв

Хакатоны в России переросли из хобби-мероприятий в важный институт развития инновационной экономики. Они выполняют тройную функцию: решают конкретные бизнес-задачи для корпораций, являются катализатором стартап-движения и формируют сплоченное сообщество технологических предпринимателей, объединенных не только общими интересами, но и опытом создания реальных продуктов в условиях жестких ограничений по времени.

Их ценность для экономики и компаний заключается в нескольких ключевых аспектах:

  1. Ускорение инноваций и решение практических задач. Крупные компании («Газпром нефть», Сбер, ВТБ и др.) и государственные органы используют хакатоны как быстрый и относительно недорогой способ найти нестандартные решения сложных технологических проблем (например, в области геологоразведки, логистики, финтеха). Это выгоднее, чем годами разрабатывать решения внутри компании.

  2. Кадровый лифт и «охота за талантами». Хакатоны стали эффективной площадкой для рекрутинга. Компании-спонсоры получают прямой доступ к мотивированным и одаренным специалистам, которых можно сразу трудоустроить. Это ускоряет наполнение рынка труда квалифицированными кадрами и снижает затраты компаний на поиск персонала.

  3. Стимулирование технологического предпринимательства. Уверен, одной из метрик российских хакатонов скоро станут стартапы, запущенные хакатон-командами. Победа дает не только денежный приз, но и пиар, обратную связь от экспертов и иногда — интерес инвесторов. Таким образом, хакатоны являются «стартовой площадкой» для новых бизнесов, которые в будущем создают рабочие места и платят налоги.

  4. Развитие региональных IT-экосистем. Хакатоны вышли за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. Их проведение в других городах (Казань, Екатеринбург, Новосибирск и т.д.) позволяет выявлять и объединять талантливых разработчиков на местах, препятствуя их «утечке» в столицы и способствуя децентрализации технологической отрасли.

Вокруг хакатонов кристаллизуется не просто сообщество IT-специалистов, а именно сообщество предпринимателей. Это происходит благодаря следующим факторам:

Смена мотивации с «технической» на «бизнесовую»
Участники прошли путь от желания просто «покодить на интересную тему» до цели создать жизнеспособный продукт или бизнес. Они думают не только о красоте кода, но о Unit-экономике, монетизации и рыночных перспективах своего решения.

Формирование команд и нетворкинг
Хакатон — это место, где встречаются люди с комплементарными навыками: программисты, дизайнеры, менеджеры, маркетологи. В процессе интенсивной работы они образуют сплоченные команды, которые часто не распадаются после мероприятия, а продолжают работать вместе уже над собственными коммерческими проектами. Это готовые микроколлективы для будущих стартапов.

Прямой диалог с бизнесом и инвесторами
Участники получают обратную связь не от абстрактных судей, а от реальных представителей крупного бизнеса, венчурных фондов и отраслевых экспертов. Это учит их говорить на одном языке с заказчиками и инвесторами, понимать реальные потребности рынка и упаковывать свои идеи в коммерчески привлекательные форматы.

Культура «быстрого прототипирования» и проверки гипотез
Предпринимательство в современном мире строится на скорости и итерациях. Хакатон — это квинтэссенция этого подхода: создать работающий прототип за 24-48 часов, презентовать его и сразу получить вердикт. Эта культура «сделай, проверь, получи фидбэк» является фундаментальной для любого современного предпринимателя.

Победа будет за нами!

С уверенностью можно сказать, что российские хакатоны все же являются мировым бенчмарком по масштабу, драйву и организации. Сообщество хакатонщиков выступает движущей силой IT-индустрии и его нужно всячески поддерживать и развивать. Не хватает достойных лидеров, кодекса, целеполагания и интеграции результатов! Но, это когда-нибудь придет!

Специализируюсь на внедрении инноваций и предпринимательства в корпоративную культуру. Подписывайтесь на VC канал Ivano Digital и в Телеграм: Ivano Digital.

Комментарии (4)


  1. positroid
    24.10.2025 10:07

    Про ревью - доводилось в роли жюри-эксперта участвовать в 1 хакатоне и 1 чемпионате по спортивному программированию на базе провинциального ВУЗа. Ревью оба раза проводил, последний раз привлекая ИИ, т.к. предоставили доступ к коду 10 команд только за 3 часа до начала судейства. Да и участники докидывали кучу правок в код вплоть до своей презентации.

    Но суть в другом - всегда была очень сильная корреляция с презентацией и/или прототипом, только однажды команду поймали на том, что презентуют то, что не реализовано. К тому же в оценочном листе вообще ничего не было про код, в лучшем случае "техническая реализация", да и то эта оценка размазывается по всем остальным критериям и не несет существенного значения.

    Из участников были почти только местные студенты, административная часть не была раздута, так что все проходило достаточно тепло и лампово. Описанные в статье кейсы, конечно, ужасают, хоть и не удивляют


    1. IvanoDigital Автор
      24.10.2025 10:07

      Да, кстати, действительно есть такой момент. Опытные команды смекнули, что код далеко не везде проверяют, поэтому все усилия бросают на оформление презентации. Чего только там не видел и кликабельные мокапы и генеративные ролики и просто анимацию. И тут важно синхронизироваться с целями хакатона, если организаторы ищут именно новые продуктовые подходы, то это не так критично, если хотят нанять крутых программистов, то конечно код ревью нужно проводить обязательно. Я за четкие цели и правила хакатона, а так же эффективную формулу оценки. Пока в России с этим не ice.


  1. iv_kingmaker
    24.10.2025 10:07

    Красиво начали, но… В общем, все эти "хакатоны" и "конкурсы" федерального уровня (или хотя бы масштаба крупных городов) - в большинстве случаев не что иное, как бесплатный способ собрать идеи и подобрать свежие кадры в команду под проекты со стороны организаторов, не более. Я понял это, поучаствовав в нескольких подобных мероприятиях. Для участников профит минимальный - разве что сувенирка и опыт бессонной ночи: массовый мозговой штурм за еду и футболку. Отдельно стоит упомянуть конкурсы, где всё проходит онлайн (например, даётся сервер с некой логикой, которую нужно решить как задачу). Там победители, "удивительно", обычно оказываются знакомы с организаторами.

    Участвовал однажды в одном gamejam от "крупной синей российской соцсети" (к слову, это был их первый и последний). История получилась смешная. Обычно даётся несколько дней на разработку и задаются определённые правила, по которым нужно делать игру. Но они заявили: "Делайте что хотите" и "Достаточно презентации проекта". Я придумал идею, сделал презентацию, добавил трекер, чтобы понять, когда её посмотрят (не зря). В итоге победили несколько игр, которые разрабатывались по нескольку лет (что доказано было другими участниками gamejam) и уже имели прототипы. Они получили финансирование, но, насколько известно, не выпустились даже спустя несколько лет. Зато галочка в отчёте стоит: конкурс проведён, гранты выданы, всё "круто". Мою презентацию не открыли вовсе, хотя публично уверяли, что "все презентации были тщательно изучены". Мой вопрос в общем чате просто проигнорировали с формальной отпиской "это неправда, всё было просмотрено".


    1. IvanoDigital Автор
      24.10.2025 10:07

      Если бы так. Как раз, хакатоны это просто движуха без всякой цели, в этом и есть странность. Пришли, потусовались, разошлись. Всем пофиг на идеи, решения, увлеченных кандидатов. Кстати, не бесплатный.. призовой фонд все же есть.