Мы всегда хотели мобильный офис. Как в анекдоте – люди не падают с той стороны Земли только потому, что они прикреплены к поликлиникам. Мы намертво прикреплены к колл-центру, и это, по сути, единственный объект, который мешает упразднить офис вообще. Из-за этого в какой-то момент у меня началась просто феерия с договорами с физлицами. Кажется, в первые два месяца все допуски накопились однонаправленно.
Например, вот ситуация: наш контрагент когда-то был гражданином Казахстана, и у него было отчество. В этот момент русский банк открыл ему счёт. Потом он сменил паспорт на русский, и отчество у него пропало. Вообще. Просто стал человек без отчества. В итоге мы сначала пытались это расчухать (бухгалтерия не пропускала документ, видя явный косяк в неполном ФИО), а потом, когда разобрались, банк ещё и отменил первый перевод – потому что у них-то человек с отчеством, а мы шлём на такого же, но без отчества. И без вариантов. Счёт ему в итоге пришлось открывать в другом банке.
Почему вдруг нахлынули физлица
В 2013-2014 годах из-за наших экспериментов с мобильностью и концепции будущего кризиса мы начали заключать договоры авторского заказа с фрилансерами в промышленных количествах. Идея очень простая: если тебе нужен новый специалист в штат, часто бывает куда выгоднее нанять профессионала подороже, но на контракте. В высокий сезон он будет получать куда больше штатного сотрудника, а в низкий – куда меньше (потому что заказов будет меньше). При этом за год получается не сильно дороже – разница, ну, может, процентов 20, что уверенно компенсируется тем, что не надо тратить место в офисе, обеспечивать бумагу и компьютер, уборщицу и так далее. И ещё возможность платить, когда денег много, и экономить, когда и так надо экономить – она бесценна. Андрей Ситарский считал такое расширение офиса единственно правильным перед кризисом, и был прав.
Но давайте всё же вернёмся к особенностям договоров.
НДФЛ
Важно правильное указание суммы с учётом НДФЛ. История такая – при обычном налоге на доход физлица из общей суммы удерживается 13% на этот самый налог. Мы его платим поверх суммы заказа фрилансеру по договору. Проблема в том, что фрилансер должен правильно посчитать эту сумму. Моей первой ошибкой было то, что я работал с опытными профи, и считал (привычный к миру юрлиц), что уж чего-чего, а с документами у них всё в порядке, плавали, знают. Так вот, многие люди, имеющие опыт по 5-6 лет на российском рынке, просто не умели в НДФЛ. То есть наш договор был для них реально первым, где они его считали.
Ок, первым трём фрилансерам после отправки сканов бухгалтерия прямо на них писала, что надо поправить. Представьте себе ад с бумажной работой, где есть предоплата и постоплата, и предоплату мы решили не отменять, а платить как указано без НДФЛ, чтобы потом компенсировать во второй части этот счисленный налог. Надо было детально объяснить каждому, куда делась часть суммы, почему, когда она будет скомпенсирована (налог-то платим мы, а не сотрудник, он получает оговоренную сумму), потом объяснять бухгалтерии сложности взаимозачётов и раз за разом считать суммы переводов…
Потом в саму форму договора я добавил следующее: «Сюда надо написать сумму, причём с НДФЛ в ней. Вот ссылка на калькулятор НДФЛ, туда надо ввести то, что вы хотите получить, и указать здесь полученную сумму с учётом налога 13%». Попытки объяснить, чем «сумма минус 13 процентов» отличается от «сумма плюс тринадцать процентов» ни к чему не привели. Спустя договор человек с математическим образованием прибавил 13% к сумме. Он же, чёрт побери, не будет слушать калькулятор, уж чего-чего, а прибавить 13 процентов – не проблема и дома!
Я добавил фразу: «Например, если нужно 100 рублей к получению, то сумма с НДФЛ будет 115 рублей (а не 113, как может показаться на первый взгляд)». И через неделю получил договор от девушки-корректора, где она особо отметила, что в расчётах была ошибка. 100 рублей с учётом 13% налога явно 113, а не 115 – мы что-то перепутали в договоре. Но она всё исправила и выслала нам почтой документы как надо.
Сейчас тьфу-тьфу, таких косяков нет.
Реквизиты
Координаты оплаты русскому человеку даются с трудом. Банки это дело давно просекли и позволяют переводы просто по номеру карты (который вовсе не является номером счёта) или по телефону (по которому можно установить номер счёта). Так вот, в голове у простого человека номер карты почти всегда – счёт. И понимание того, что счёт – это место с деньгами, а карта – просто идентификатор доступа к счёту, — это излишнее.
Когда не указывают реквизиты банка, это фиксируется просто. Да, досадно, что надо заново отправлять физические копии, но в «рыбе» договора достаточно показать пример со всеми нулями в реквизитах, и человек будет делать как надо.
Теперь самое весёлое. Первый перевод мы отменяли потому, что человек просто не знал номер своего счёта и реквизиты банка, но зато знал координаты сестры. Договор с одним человеком, а акт на другого. Отличная идея. Кстати, в чеклисте теперь есть «получатель и подписант – одно лицо», потому что светлая мысль с сёстрами пришла сразу двум разным людям в двух разных концах страны.
Ещё, конечно, часто путают счёт клиента банка и какой-нибудь из счетов банка вроде корреспондентского. К счастью, сама банковская система от такого страхует, да и бухгалтерия бдит, и странные числа перепроверяет. Но деньги иногда «подвисают» на несколько дней.
Доставка
О, это отдельная песня. Представьте, вы подписали договор, всё хорошо. Основанием для оплаты служит выставляемый счёт. В случае с физлицом счёта нет, и основанием для постоплаты является допник к договору с реквизитами и акт выполненных работ. Самые ушлые просто высылали нам эти акты подписанными сразу – мол, как фрилансерами работали, один хрен, такие же риски, мы вас знаем. Но некоторые предпочитали присылать акты под конец. И вот здесь начинался цирк.
Сначала номер договора и дата допника и акта. Номер может оказаться просто незаполненным (сейчас мы его заполняем сами – иначе это вызывает море вопросов, как его указывать), а дату ставим на две недели вперёд от договора. Потому что когда она была не заполнена, человек туда часто вписывал дату с договора, и получалось, что он подписал договор, и тут же мгновенно выполнил всю работу.
Ещё крутое расслоение реальности было, когда мы работали с человеком, который ждал от нас подписанного договора, а сам отправил нам подписанный акт и сдал работу (да, он нам очень доверял). В результате после сбора всего комплекта документов получилось, что акт выполненных работ был подписан на неделю раньше договора.
Потом ещё Почта России может потерять письмо. Серьёзно, при том, что они наш лучший по отсутствию брака контрагент на доставке посылок, письма они продалбывают с завидным постоянством. Наш новый офис в новом же здании со сложным номером – есть и корпус, и строение. И на картах оно появилось не сразу. Поэтому примерно 5 писем они пытались вручать кому-то другому в других зданиях с похожими номерами. Ещё регулярно они почему-то не несут письмо, а держат его на почте до получения – механизм не очень ясный, но мы рекомендуем отправлять с трекингом, по нему хотя бы можно найти концы.
С адресом тоже был ряд проблем – оказывается, куда проще отправлять на конкретного человека по адресу офиса, чем на офис в целом. Лайфхак того, чтобы почтальон не упирался по поводу вручения лично в руки – писать не «кому», а «для такого-то» после адреса. Типа, пометка, кому сортировать внутри офиса. Не знаю, насколько это правильно, но у нас работает. Ну и ради эксперимента ещё в старом офисе я как-то получил почту за весь соседний подъезд, поэтому могу сказать – социнжиниринг тут действует просто на ура.
Ещё в копилку — пару раз физлица доблестно отправляли документы на юридический адрес вместо почтового – там стоят обычные физические форварды, но они пару раз не сработали.
Операционные дни
Представьте себе договор, который собрал комбу: оплата на сестру, НДФЛ в предоплате не учтён, зато она срочно была нужна и её сделали на меньшую сумму по первому акту. Нервы в созвонах и попытах объяснить, как всё это работает (что ни спецу, ни нам в целом не должно быть важно) отлично выматываются.
Теперь новый год. Человек сам в Петербурге, и с особенностями почты хорошо знаком. На дворе 15 декабря. И вот он решает сделать правильный шаг – отдать документы в наш магазин в Петербурге, чтобы мы получили их в Москве.
Проблема в том, что если просто отдать неподписанный пакет на островке торгового центра в руки продавцу и сказать «передайте там руководителю», чуда не случится. Пакет через 3 дня, на обратной линии поставки (через промежуточный склад грузовиком), попал к старшему по региону.
Он открыл пакет, ничего не понял и отправил запрос в центральный офис, мол, это вам? Ещё день на туда-сюда. Да, нам – и вот он отправляет его уже на следующей неделе (потому что мы делаем выборку раз в неделю) вместе со всей остальной документацией в офис.
Тихо и мирно наступает 25 декабря. Акт подписан только со стороны физлица. Его ещё надо подписать у генерального директора юрлица Андрея, таковы правила игры в бюрократию. К акту составляется сопроводиловка с заполненным чеклистом, документ уходит в очередь. На сопроводиловке большими буквами написано «Давайте оплатим до нового года, человек уже на стену лезет». Если вы думаете, что очередь в конце декабря у нас маленькая, то жестоко ошибаетесь. Разбор идёт до марта. Андрей, детально вычитывающий каждый документ, идёт навстречу и подписывает 29 декабря по «красному коридору». Всё это попадает в оплату и уходит вовремя.
Проблема в банке получателя. Обычно они делают всё до конца следующего операционного дня, и так работает почти везде по стране. То есть день, чтобы деньги ушли от нас, и день, чтобы деньги пришли в другой банк. При переводе внутри банка это вообще считанные минуты, при обычных расчётах – ну, два рабочих дня максимум. Но можно и больше по нормативу.
В итоге оплата на стадии зачисления получателю вылетает в январь.
А в январе с операционными днями не густо.
А банк считает только по опердням.
В итоге с 1 по, если не ошибаюсь, 14 января каждый день мне звонит контрагент и спрашивает, почему я его кидаю. Попытки объяснить, кто такой «операционный день» выглядят для него очень странно – он же отдал конверт 15-го в магазин, чего я его парю!..
Вот как-то так. В общем, учтите, что за физлицом лучше самому считать сумму, чтобы потом не переправлять документы по сто раз; если есть возможность подписывать при встрече – она лучше, чем почта; надо проверять, кому и по каким координатам он рисует оплату. Сразу надо брать номера СНИЛС и ИНН – на стадии договора и оплаты они не нужны, зато очень потребуются в конце отчётного периода.
С учётом средних затрат времени (обычно из 10 документов без косяков сразу проходит 1-2), каждое подписание договора начинает иметь стоимость. И эта стоимость часто превышает сумму заказа. Мне больше всего жалко переводчиков – там суммы могут быть не очень большими, но нервов на первый документ уходит море. И только потом, когда мы по процессу договоримся, поймём требования друг друга и начнём работать – тогда уже пойдут регулярные заказы, и они их будут просто отдавать пачкой по одному акту.
Надо сказать, что могло быть и веселее. Меня, например, очень греет вот эта картинка:
У нас, увы, такого не было
Ну и не было ещё договоров с китайскими гражданами — у них частая проблема в том, что фамилия не проходит через разные информационные системы, потому что в России не бывает фамилий короче трёх букв. А у них — вполне себе бывает.
Мой косяк
И да, я имею полное право стебаться над физлицами. Потому что когда я отправлял уже свой договор с издательством МИФ, то проявил себя ярким идиотом – не проверил расчётный счёт. Точнее, специально скачал реквизиты из интернет-банка и скопипастил их. В результате в месте, где должен быть мой счёт, там оказалось вообще что-то техническое. Спасибо бухгалтерии: их смутило количество нолей внутри, и они переспросили. Так что на своей шкуре могу сказать – если есть возможность страховать примерами, примечаниями и перепроверками – лучше так делать.
Напоследок
При договорах с физлицом наше законодательство очень круто страхует именно физлицо. Потому что когда писались законы, системный архитектор исходил из принципа, что «физик» не должен ничего понимать. Поэтому там есть довольно жёсткие рамки ГК или ТК, которые, в целом, не дают наломать дров по непониманию.
Зато при договорах между двумя юрлицами (или ИП и юрлицом) таких ограничений нет, — предполагается, что если ты делаешь бизнес, то читаешь, что подписываешь. Про особенности этих документов и несколько эпопей могу рассказать отдельно, если интересно.
Комментарии (91)
VolCh
15.06.2016 10:53+4А ещё НДФЛ может быть не 13%, а, например, 30. И никто не в курсе пока налоговая не спохватится, обычно случайно.
VolCh
15.06.2016 20:46Юрлицо в общем случае не знает, что физлицо больше полугода живёт за границей. А в этом случае НДФЛ 30%. Да и само физлицо может не знать или ошибиться в подсчётах. Мониторинга пересечения границы налоговая не ведёт, но иногда получает информацию окольными путями, типа инициативной попытки за декларировать доход, полученный за границей…
VolCh
15.06.2016 10:57+1Кстати, а кто следит за тем, обычный договор человек выполняет, или уже предпринимательской деятельностью занимается? Вроде главный критерий для налоговой системаьичность.
gandjustas
15.06.2016 21:38Налоговой пофиг на самом деле.
Идея простая — НДФЛ это 13%, а ИП платит 6%, да еще и по договору с ИП не платится в ПФР. Поэтому нагибать физиков невыгодно.
Другое дело если в компании был ФОТ в 10 000 000 рублей, с которого платили НДФЛ и ПФР, а резко стал 1 000 000 рублей и договоров с ИП на 5 000 000 рублей в месяц, то налоговая сразу понимает, что государство кинули на налоги с 4 000 000 рублей и инициирует проверку. А заодно и приходит трудовая выяснить не подменяются ли трудовые отношения договорными.
StjarnornasFred
15.06.2016 11:07+1Несколько вопросов от чайника в этом деле:
1) Нельзя ли сразу изымать НДФЛ и уплачивать егоего, а потом оставшееся перечислять работнику?
2) Если нет, то нельзя ли перечислить ему всю сумму и пусть сам с налогами разбирается?
3) Наконец, самое главное: нельзя ли организовать пересылку договора в электронном виде? Тут же ничего сложного: принять болванку по емейлу заполнить на компьютере и выслать тут же, а в случае ошибки — перевыслать за считанные минуты.Milfgard
15.06.2016 11:10-1НДФЛ платим мы, но в договоре должна быть сумма с его учётом.
Без ЭЦП — нет, нужны оригиналы. Прошаренные люди показывают заполненные документы, но это задержка. Предполагается, что надо заполнять сразу по подсказкам правильно.
Ну и да, ещё один раз ИП мне принёс подписанный пустой (свой же, то есть привычный ему) договор без своих реквизитов и суммы, мол, впишите там.StjarnornasFred
15.06.2016 11:20Странно. Мне почему-то казалось, что удалённая работа не требует заключения договоров на каждое новое задание: 1 раз заключил при трудоустройстве — и всё. P. S. А не проще ли тогда использовать ЭЦП (хотя её каждый должен сам в МФЦ получить, тоже проблема...)?
Milfgard
15.06.2016 11:25Мы говорим не про удалённую работу в штате, а, фактически, про фриланс. Там один заказ — одна бумажка. Ну или несколько заказов объединяются в одно ТЗ и один акт.
Kentzo
15.06.2016 17:25Вы ведь разделили на договор и акт, чтобы была возможность делать предоплату? Но, наверное, у вас есть некоторое количество «штатных» фрилансеров. Не легче ли с ними по счет-договору работать?
Igor-dis
15.06.2016 22:39+2Как вариант (дабы не заморачиваться ЭЦП) — сделать онлайн форму заполнения договора реквизитами, с верификацией данных. Наверняка ведь у расчетных счетов банков какие-то свои маски есть, по которым легко проверить что вносит физлицо. По крайней мере, это вообще счет, или какая-то техническая фигня. То же самое со СНИЛСами. Графа «Сумма на руки». А +13% (или +30%) НДФЛ пусть скрипт считает в онлайн-форме. А в готовом экземпляре: просто стоят две суммы «На руки» и «С учетом НДФЛ». Если у кого-то возникают сомнения — гоу ту налоговая инспекция, пусть там перерпроверят и заодно объяснят как это считается.
А дальше, физлицо просто скачивает готовый документ, распечатывает, ставит подписи и отправляет. Почтовый адрес, кстати, тоже можно присобачить к скачиваемому документу в виде стикера для наклейки на конверт.
Чем меньше телодвижений будет совершать «физик», тем меньше вероятность что он что-то накосячит.
nachit
16.06.2016 16:33Мне пока не известен ни один пример успешного применения электронной подписи для массовой работы с физиками. Слишком много нюансов.
В небольших объемах — примеры есть, тот же Мособлгаз подписывает с физиками договоры на подключение к газовым сетям в электронном виде с усиленной квалифицированной подписью. Но сделать это массовым много чего мешает:
— у большинства людей электронной подписи нет, получить — лениво и геморойно, если ты не в городе-милионнике живешь
— практически нет судебной практики и большинство компаний просто не рискуют быть первыми…
miksoft
15.06.2016 11:11+4Расскажите, как вы ставите задачи и контролируете качество выполнения работы фрилансерами?
И каких специалистов нанимаете таким образом?
Встречал таких людей, которые что буквально написано в ТЗ — сделают все точно и качественно. Но все, что не описано, даже если это само собой разумеется с самой простой обывательской точки зрения, сделают как получится. В итоге нужно составлять сверхдетальное ТЗ, а потом тщательно проверять сделанное. В итоге накладные трудозатраты перекрывают саму работу.
«в России не бывает фамилий короче трёх букв»
Бывают двухбуквенные. Причем не азиатского происхождения.osipov_dv
15.06.2016 11:24+4Кстати плюсану, на прошлой работе была сотрудница с фамилией «И». Очень забавно техподдержка первый раз с ней общалась, когда фамилию выясняла.
miktim
15.06.2016 11:43В России от отчества можно официально отказаться. Есть такие… чудаки.
kolipass
15.06.2016 14:41+1Можно и без фамилии: Суд признал за россиянином право жить без фамилии — Российская газета https://rg.ru/2016/03/08/reg-szfo/sud-priznal-za-rossiianinom-pravo-zhit-bez-familii.html
summerwind
16.06.2016 03:39Встречал таких людей, которые что буквально написано в ТЗ — сделают все точно и качественно. Но все, что не описано, даже если это само собой разумеется с самой простой обывательской точки зрения, сделают как получится. В итоге нужно составлять сверхдетальное ТЗ, а потом тщательно проверять сделанное.
Мне кажется, тут все от конкретного специалиста зависит. Кто-то считает правильным работать точно по ТЗ, кто-то любит проявлять инициативу.
Но, с другой стороны, это ужасно, когда заказчик считает нормальным давать ТЗ на задачу, которая занимает 3 месяца, в виде 2-х страничек в word'е с постановками вида «хочу, чтобы все было как на [мойлюбимыйсайт].com».
Milfgard
15.06.2016 11:14Вот мой пост 2011 года про взаимодействие с фрилансерами. С тех пор ничего не поменялось. Ну и ещё история про поиск спеца методом ёжика.
damat
15.06.2016 14:08а вот мой от 2009, правда с конкретным уклоном в геймдев: https://sites.google.com/site/damat3d/public/cg-event-2009-zima
многое совпало, но срезы у нас явно разные получились
edogs
15.06.2016 11:27+1Очень странное ожидать от физ.лица «5-6 лет работающего» знаний основ бухгалтерии и документооборота.
Потому что если человек реально знает всю эту кухню и знает как правильно, он знает, что «систематическая работа с целью извлечения прибыли» это уже «предпринимательская деятельность» и ему нужно оформить ИП что бы не влететь, до кучи начав экономить платя 6% на упрощенке вместо 13% ндфл.
Если же он этого не делает — значит он этого ничего не знает.gensbest
15.06.2016 14:30-1Предпринимательство — экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Стать предпринимателем это право, но никак не обязанность.
edogs
16.06.2016 03:40+1Предпринимательство в данном контексте это не право и не обязанность, это определение «экономической деятельности направленной на систематическое получение прибыли».
И если таковая деятельность присутствует, то предпринимательство может быть или законным (ИП) или незаконным (физ.лицо).
На второй случай есть ответственность, штрафы и т.д.gensbest
16.06.2016 07:45Ну приведите критерий, когда работа по гражданско-правовым договорам должна превратиться в предпринимательство? В каком законе это написано?
VolCh
16.06.2016 08:12ГК РФ
предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
То есть без государственной регистрации в качестве предпринимателя, любая деятельность направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг является незаконной и преследуется с наказанием вплоть до лишения свободы.gensbest
16.06.2016 08:23Не любая.
Вот например позиция минфина http://www.klerk.ru/doc/58902/VolCh
16.06.2016 09:49Как это не любая, когда в письме практически цитируется, то что я выше указал: «деятельность должна осуществляться самостоятельно, на свой риск и быть направленной на систематическое получение прибыли». Чем это отличается от «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли»?
gensbest
16.06.2016 09:50Таким образом, закон связывает необходимость регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя с осуществлением им деятельности особого рода, а не просто с совершением возмездных сделок.
Самого по себе факта совершения гражданином сделок на возмездной основе для признания гражданина предпринимателем недостаточно, если совершаемые им сделки не образуют деятельности.VolCh
16.06.2016 14:57Именно. Но как только эти сделки начинают носить систематический характер, направлены на получение прибыли и осуществляются на свой риск, то это становится предпринимательской деятельность. Мой вопрос был кто следит за переходом отношений с разовых сделок на возмездной основе к систематической деятельности направленной (для физлица) на получение прибыли.
gensbest
16.06.2016 15:37Да нет никаких требований, чтобы сделки носили систематический характер.
Систематическое извлечение прибыли не равно систематическому совершению сделок.
Налоговая борется за признание договоров ГПХ как трудовых договоров, чтобы налогов больше было. Но не за перевод в ИП на УСН 6%.
Незаконная предпринимательская деятельность, это если совсем налогов не платить. Например покупать продавать машины и пользоваться вычетом в 250 тыс. как физ лицо.VolCh
16.06.2016 19:04Не систематическое извлечение прибыли, а систематическое совершение сделок с целью получения прибыли. Будет прибыль или нет, неизвестно, совершаешь сделки на свой страх и риск (никакая трудинспекция тебя не прикрывает), но целью имеешь прибыль — предпринимательская деятельность. Не зарегистрировался — незаконная.
Сдачу квартиры в найм без уплаты налогов суд может признать не предпринимательской деятельностью, исходя из своих соображений о, например, систематичности, но уклонение от уплаты налогов признает — это другая статья. А если и деятельность признает предпринимательской, то две статьи.gensbest
17.06.2016 08:24Перечитайте еще раз определение предпринимательской деятельности, в частности к чему относится слово систематический. Там так же нигде не сказано, что прибыль должна быть, а только то, что деятельность направлена на получение прибыли.
Еще раз, совершение сделок — не всегда является признаком предпринимательской деятельности. Об этом говорит минфин в письме.VolCh
17.06.2016 11:20Это вы начали писать про систематическое получение прибыли, а не я. вы сами себя опровергаете?
Систематическое совершение сделок на свой риск с целью получения прибыли — предпринимательская деятельность. Минфин это ещё раз подтвердил. Если при этом физлицо занимается этим без регистрации в качестве предпринимателя, то оно занимается незаконной предпринимательской деятельностью, за которую предусмотрена ответственность вплоть до уголовной. Что вам не нравится?
gensbest
17.06.2016 13:36Устал повторять. Это вы говорите что при систематическом совершении сделок деятельность становится предпринимательской. А это неверно.
VolCh
17.06.2016 14:34Ещё два условия: на свой риск и цель — получение прибыли. При сделках по гражданскому кодексу (а не, например, трудовому) первое условие априори — никакая трудинспекция за тебя не заступится, даже если по договору оплата не за результат, а за «протертые штаны», а обычно, всё же, за результат. Второе — ну есть, наверное, фрилансеры, не имеющие целью получить за свои услуги денег больше, чем им осуществление этих услуг стоит, но не думаю, что их много. Итого имеем, что основной признак предпринимательской деятельности для фрилансера — систематичность его фрилансерской деятельности. Занимается фрилансерством несистематично — просто гражданские сделки заключает. Начинает заниматься систематично — это уже предпринимательская деятельность, если незарегистрированная — то незаконная.
gensbest
17.06.2016 15:39Если не затруднит, приведите ссылку на документ, где указано, что деятельность или сделки должны быть систематичными.
VolCh
17.06.2016 17:04https://habrahabr.ru/company/mosigra/blog/303310/#comment_9658278
gensbest
20.06.2016 07:36Ну раз вы даже свои цитаты прочесть не можете, то я завершаю дискуссию.
edogs
20.06.2016 22:35+1А что Вас в его цитате смущает?
Да, там дословно не сказано что деятельность должна быть систематичной, но это лишь потому, что в ГК РФ более широкое определение, включающее в себя систематичную деятельность.
Поясним.
«Деятельность направленная на систематическое получение прибыли» может быть или разовой (сдал 1 раз квартиру, что бы раз в месяц получать прибыль) или систематической (сдаешь каждый месяц квартиру, что бы каждый месяц получать прибыль)
Поэтому если у Вас деятельность систематическая — она в любом случае подходит под определение предпринимательской, просто прикол в том, что и разовая деятельность тоже может подходить под определение предпринимательской.
avost
15.06.2016 19:00+2>странное ожидать от физ.лица «5-6 лет работающего» знаний основ бухгалтерии и документооборота
5-6 лет работающего фрилансером. Очень странно ожидать от нено НЕзнания всего этого.edogs
16.06.2016 03:38Нормально ждать ИП и знания документооборота с 6%.
Но никак не знания документооборота на 13%:)avost
16.06.2016 05:31Если человека устраивает 13, кто мы такие, чтобы требовать от него перехода к 6? :)
Ну, и правила вычисления процентов от их размера всё-равно не меняются.edogs
20.06.2016 22:29Это если не сочтут эту схему уходом от налогов… тогда влетит и Вам и работникам.
13% конечно больше 6%, но не платится ни социалка. ни пенсионный, ни все остальное.avost
21.06.2016 08:39Я так понимаю, здесь шла речь не о покрытии работы по найму трудовыми договорами, а именно о честной разовой работе по трудовому договору. А социалка и пенсионный — ну, это выбор такой у конкретного человека. Может у него есть постоянка, которая всё это покрывает.
edogs
21.06.2016 11:31Социалка и пенсионный — идут на содержание пенсионного фонда и нынешних пенсионеров в том числе и т.д., так что это и государственное дело тоже.
Тут опасность в том, что если увидят систему в «найме физ.лиц по трудовому договору», то поставят вопрос об «экономическом смысле» найма 100 физиков отдельно вместо 1 в штат и могут счесть это налоговой оптимизацией со всеми вытекающими. Или даже отмывом и обналом, что еще чреватее.
Понятно, что если в штате 50 сотрудников и пару раз в месяц нанимается физик по договору, то тут докапываться не будут, а вот если наоборот…
pushist1y
15.06.2016 11:34Вот такое количество возни с бумагами — основная причина, которая отбивает у меня всякое желание даже думать о своём IT-бизнесе.
LoadRunner
15.06.2016 12:25+1таковы правила игры в бюрократию
А неплохая идея для настольной игры. И вроде даже существует подобная или ошибаюсь?hdfan2
15.06.2016 12:32+3Не очень-то интересно играть в игру со 100%-ной вероятность проигрыша.
Newbilius
15.06.2016 15:03Тетрис, змейка, выживание в каком-нибудь Left 4 Dead и ещё множество игр с целью «продержись подольше/набери больше очков в неком бесконечном действе». Много их.
AnGood
15.06.2016 18:46Есть же компьютерные игры в которых персонаж умрет в лубом случае: вопрос как долго он продержится.
Вот и тут: проиграешь все равно, но сколько чиновников ты пройдешь. :)
Milfgard
15.06.2016 18:47Есть игра про таможню, вроде, «Papers, please».
LoadRunner
15.06.2016 21:16Ну я имел в виду именно настольную. В арсенале Мосигры подобных нет?
В «Papers, please» сюжет несколько глубже и игра не о бюрократии в отдельно взятой стране.
P. S. Славься Арстоцка!
teifo
16.06.2016 12:56+1Было бы интересно, кстати. В начале игры выбираешь сферу (чтобы немного обучения для понимания специфики в реальной жизни) и тебе дается полностью погрязшее в бюрократии министерство/компания/отрасль и задача стоит в том, чтобы избавиться от бюрократии.
impetus
15.06.2016 13:35А что, фамилия действительно не может быть меньше трёх букв? (типая японец Гё, живописец Ге и полкитая Ли сами себе буратины).
(Не иначе корейцы пролоббировали)
datacompboy
15.06.2016 18:44+1По налогу — надо просто не "+13%" а «ваша сумма — 87% от того, что вы пишете в контракте».
Stiver
15.06.2016 19:14-1>> Первый перевод мы отменяли потому, что человек просто не знал номер своего счёта и реквизиты банка, но зато знал координаты сестры.
А какая разница, на чей счет переводить? Разбираться с сестрой он потом сам будет, раз ее реквизиты в договоре указал.gandjustas
15.06.2016 21:41+1ИНН получателя должен совпадать с ИНН в персонифицированном учете.
splav_asv
16.06.2016 00:12А если у них нет ИНН?
gandjustas
16.06.2016 00:37Сейчас любой банковский перевод требует явного указания ИНН.
У каждого гражданина РФ есть ИНН.
Не граждане РФ, кто официально получает доход на территории РФ обязаны получить ИНН.splav_asv
16.06.2016 17:28-1У каждого гражданина РФ есть ИНН.
Видимо таки не у всех.
У меня нет ИНН, я гражданин РФ, работаю много лет официально, получаю зарплату на карточку. Никаких проблем пока не встречал.gandjustas
16.06.2016 17:48Если у вас на руках нет свидетельства, это не значит что нет ИНН. Налоговая скажет ИНН по номеру паспорта.
splav_asv
16.06.2016 18:12Я понимаю, что внутри он есть. Они его даже в квитанция на оплату налогов пишут, но по запросу не говорят — «не присвоен».
И получается странная ситуация — вроде он есть и им можно пользоваться, но везде где просят свидетельство — показать нечего.
alsii
16.06.2016 00:22Как все-таки мило обстоят дела с банковскими переводами в Германии. Тут вообще часто семья имеет один счёт. И владельцами счета стоят либо оба супруга, тогда можно указывать любого, либо один, но на второго оформлена доверенность.И как раз для этих случаях во всех договорах рядом со счётом всегда предусмотрен дополнительный реквизит "abweichender Kontoinhaber" — иной владелец счета, в котором и указывается как раз имя этого иногда владельца.
Ну и для перевода нужно указать только имя владельца счета и IBAN. Никаких ИНН там нет.
А вот собственно с расчётов налогов тут беда. Система настолько сложна, что никто и не связывается. Есть налоговые консультанты, которые расчитывают все налоги и обязательные страховки. К ним обычно фирмы и обращаются.Stiver
16.06.2016 09:26>> Система настолько сложна, что никто и не связывается.
Ну это вы хватили :) Система достаточно логична, просто обширна. Надо сесть один раз и разобраться (и постараться до следующего раза не забыть). Технарям дается тем более легко, т.к. ничем не отличается от изучения чужого кода.alsii
16.06.2016 13:22Надо сесть один раз и разобраться
Не получится. Тут различия от России заканчиваются и начинаются сходства. Что-то в системе меняется каждый год :-( Я тут со многими говорил. Подавляющее большинство сходится на том, что проще заплатить бератору. Возможно крупные компании содержат своих специалистов, но небольшие фирмы как правило отдают налоги на аутсорсинг. К тому же затраты на бератора можно списать на расходы ;-)
vics001
20.06.2016 00:33Ну так это логично, потому что налоговым резидентом является вся семья. Налоги считаются со всей семьи, в Голландии тоже так. Но родителей, сестру уже вписывать будет нельзя в налоговую декларацию.
Не думаю, что налоговая система сложна, думаю, что сложна система льгот, так что если не обращаться к специалистам, будешь платить просто, но больше, поэтому выгодно обратиться к специалистам и они найдут налоговые скидки.
teifo
16.06.2016 12:58А мы потом удивляется чегойт у нас столько бюрократии в государстве. Видимо эта тяга внутри нас живет, и потом те, кому посчастливиться попасть в законотворцы, резвятся по полной:)
reff
16.06.2016 13:35+1Спасибо за материал.
могу рассказать отдельно, если интересно.
Конечно, интересно, особенно в вашей интерпретации.
KoGor
16.06.2016 23:08А можно подробнее про пункт
«получатель и подписант – одно лицо»
чем это обусловлено, лишней работой для бухгалтерии, или есть какое-то законодательное ограничение?VolCh
17.06.2016 05:48Конечно, законодательное. Юрлицо не может просто так взять и выплатить причитающиеся по договору с одним физлицом деньги другому физлицу. А если и может, то НДФЛ нужно удерживать с обоих в общем случае.
soniq
17.06.2016 22:40А разве у вас нет "типового договора", куда только реквизиты вбить и прицепить ТЗ приложением? Контрагенты бы заполняли анкетку, а вы бы им сразу готовый договор на подпись.
Calc
114,94 или 114,95, как правильно в бухгалтерии округлить? :)
А так, что то новое узнал (Налог округляется и выплачивается без копеек)
А вообще вы описали среднестатистического гендира. Обычно для работы с документами держат бухгалтеров. Если возникает проблема — пусть договариваются. А физику, да, зачем всё это знать.
Ну и посчитайте НДФЛ. У нас пол страны черные. Народ и не знает что это такое. Обычно просто спрашивают «Сколько хотите на руки?», а с документами присылают памятку-чек лист (даты, что где и когда)
Milfgard
Да вы оптимист. Это я про оценку теневой экономики.
antarx
Он пессимист — у оптимиста пол страны работают вбелую ;)