Одна из четырёх защитных наклеек на PlayStation 4. Фото: iFixit

Производители и продавцы электронных гаджетов пытаются всячески воспрепятствовать самостоятельному ремонту электронной техники. Они устанавливают на компьютеры, ноутбуки, игровые приставки и другие устройства различные наклейки и гарантийные пломбы, которые мешают вскрытию корпуса. На смартфонах таких наклеек часто нет, но сотрудников в центрах обслуживания специально обучают искать физические признаки того, что его вскрывали — вмятины и выпуклости на краях корпуса — и на этом основании отказывать в обслуживании. Apple даже выпускает специальный инструмент Dent Inspection Tool для поиска таких микровмятин на корпусе.

Насколько законна такая практика?

Крупные производители вроде Sony, Microsoft и Apple специально указывают в своих официальных соглашениях на гарантийное обслуживание, что самостоятельный ремонт устройства (или ремонт у сторонних специалистов, а не в фирменных центрах) нарушает условия гарантийного обслуживания и снимает устройство с гарантии.


Инструмент Apple Dent Inspection Tool для поиска микровмятин на корпусе


Инструмент Dent Inspection Tool

Для США ответ однозначный: такие условия гарантийного обслуживания абсолютно незаконны. Все крупные корпорации нарушают федеральный закон Magnuson-Moss Warranty Act, принятый в 1975 году. Удивительно, но даже среди американцев почти никто не знает об этом законе — и люди послушно берегут гарантийные наклейки и пломбы, опасаясь нарушить условия гарантии. Тем самым они позволяют производителям сохранить монопольный контроль над экосистемой обслуживания и ремонта, который приносит им сверхприбыли. По мнению активистов за свободный ремонт электронной техники, владелец устройства имеет полное право ремонтировать его где угодно, а неавторизованные мастерские должны получать такую же помощь, документацию и инструменты для ремонта, как и фирменные мастерские (соответствующий закон неоднократно, но безуспешно пытались принять в нескольких штатах США).

Вышеупомянутый закон Magnuson-Moss Warranty Act однозначно говорит, что производитель не имеет права отказаться от гарантийных обязательств просто по той причине, что пользователь изменил программное обеспечение на нём (сделал джейлбрейк или установил рут), или по той причине, что пользователь просто вскрыл корпус или снял гарантийную наклейку. Производитель обязан доказать, что эти действия пользователя напрямую привели к аппаратному сбою и повреждению устройства. Более того, антимонопольное законодательство запрещает «привязку» пользователя, то есть принуждение его к использованию специфических типов комплектующих.

Как бы то ни было, но договор с производителем и соглашение на гарантийное обслуживание не может нарушать федеральный закон. «У Apple и других компаний есть ловкие адвокаты, которые отлично знают о существовании закона Magnuson-Moss Warranty Act, также как о существовании антимонопольного законодательства, — говорит Гэй Гордон-Бирн (Gay Gordon-Byrne), исполнительный директор Repair Association, которая продвигает законодательство о праве пользователей самостоятельно ремонтировать свою технику. — Их соглашения об условиях использования и гарантийном обслуживании составлены очень умно и выглядят как будто в соответствии с законом — но на практике это не так. Производители угрожают пользователям действиями [лишением гарантии], которые они не имеют права законно осуществить, но 99,9% пользователей понятия не имеет о своих реальных правах».

Закон Magnuson-Moss Warranty Act применяют обычно по отношению к автомобилям. Владелец машины не теряет гарантию на автомобиль, если устанавливает в неё запчасть стороннего производителя. Но в реальности действие Magnuson-Moss Warranty Act распространяется на любые устройства дороже $15. То есть, фактически, нет такого понятия как «неавторизованный» ремонт или «неразрешённая» запчасть для ремонта.

Прямо в тексте нормативного приведены примеры, какие фразы являются незаконными при заключении договора о гарантийном обслуживании. Например, это такие фразы как «использовать только авторизованного дилера ABC» или «использовать только комплектующие ABC».

Таким образом, если в своём автомобиле Mercedes вы поменяли коробку передач, позаимствовав её у соседа, производитель не имеет права отказать вам в замене двигателя, если его заклинило, а автомобиль находится на гарантийном обслуживании.

В случае с электронной техникой американские производители мобильных телефонов уже много лет пытаются добиться того, чтобы программное обеспечение мобильных телефонов подпадало под действие Digital Millennium Copyright Act (DMCA). Тогда джейлбрейк и рутование телефона стали бы вне закона. Библиотека Конгресса, которая составляет список исключений для DMCA, периодически вносит туда мобильные телефоны и планшеты (список нужно обновлять раз в несколько лет). Но игровые приставки не входят в этот список, потому что, по мнению Библиотеки Конгресса, джейлбрейкнутые игровые приставки используются почти исключительно для запуска пиратских игр. Таким образом, джейлбрейк игровых приставок в США остаётся незаконным. А вот после джейлбрейка телефона, как после вскрытия его корпуса, производитель не имеет права отказаться от гарантийных обязательств по закону Magnuson-Moss Warranty Act, как бы он не пугал вас, утверждая обратное.

Например, в официальной гарантии Apple написано, что гарантия «не распространяется… на устройство Apple, которое модифицировано с целью изменения его функциональности или возможностей без письменного разрешения Apple».

В гарантийном соглашении техники Samsung указано, что изготовитель не несёт гарантийные обязательства, если изделие имеет следы попыток неквалифицированного ремонта; если повреждения вызваны использованием неоригинальных расходных материалов, принадлежностей, запасных частей, элементов питания, носителей информации различных типов (включая, но, не ограничиваясь аудио – видео кассетами, CD, DVD дисками, картами памяти, SIM картами, картриджами); если недостатки вызваны получением, установкой и использованием несовместимого контента (мелодии, графические, видео и другие файлы, приложения Java и подобные им программы); если данные, указанные на маркировочных этикетках изделия, исправлены, стёрты, а также в случае отсутствия маркировочных этикеток на изделии.

Что в России?


К сожалению, в России нет закона, аналогичного Magnuson-Moss Warranty Act, который прямо указывает на допустимые и недопустимые условия гарантии, защищает пользователей от произвола и даёт право на ремонт техники. Хотя и в США этот закон, фактически, не действует, потому что большинство населения о нём просто не знают и не подают судебных исков, но в России такого закона вообще нет.

Зато в России есть закон «О защите прав потребителей».

Статья 5 этого закона устанавливает права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара, а также гарантийного срока на товар. Согласно пункту 1 статьи 5, изготовитель вправе устанавливать срок службы, в течение которого обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара.

Согласно пункту 6 статьи 5, изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьёй 18 закона.

Статья 18 указывает, что потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этой же модели);
  • потребовать замены на такой же товар другой модели с соответствующим перерасчётом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Более того, потребитель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Согласно пункту 5 статьи 18, отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

О наличие «гарантийных пломб» или наклеек в законе ничего не говорится.

Но в статье 5 есть важный пункт 7, согласно которому продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Там указано, что «содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом». Надо понимать, что в этом договоре уже могут быть прописаны любые условия, в том числе о потере гарантии в случае вскрытия корпуса, потери наклейки и т.д.

Похоже, что российским пользователям ничего не остаётся, только искать в интернете информацию о том, как снять гарантийную пломбу и наклейку, не повредив её, а потом установить на место. Говорят, что нужно просушить феном пломбу, наложить на нее компресс из перекиси водорода, далее прождать сутки — и пломба отвалится сама собой.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (99)


  1. ragequit
    18.08.2016 12:58
    +3

    Видел когда-то у одного сетевого магазина практику «пломбирования» не корпуса ПК, а отдельных элементов по винтам, а планки оперативной памяти — к матери. Т.е. хочешь что-то добавить — пожалуйста, но если трогал стоковое оборудование — не обессудь. Самый адекватный вариант пломбирования, что я видел, ИМХО.


    1. compilator
      18.08.2016 13:15

      Согласен. Честно говоря никогда не встречал чтобы пломбировали корпус ПК.


      1. JediPhilosopher
        18.08.2016 13:30
        +4

        А мне довольно часто попадалось, особенно на корпоративных ПК. Наклейка (даже с голограммой), соединяющая боковину корпуса и заднюю панель, то есть открыть корпус не порвав ее как бы нельзя (ну или надо сильно исхитрятся).


        1. DrZlodberg
          18.08.2016 13:46
          +1

          В зависимости от конструкции корпуса и расположения внутренностей через открученный блок питания можно много чего сделать.


          1. JediPhilosopher
            18.08.2016 14:00
            +3

            Ну это уже выходит как в том анекдоте про гинеколога-автослесаря: «а еще 100 баллов за то, что двигатель через выхлопную трубу разобрал».
            Не удивлюсь если БП тоже пломбой был приделан. Не помню.


            1. DrZlodberg
              18.08.2016 14:09

              Разница существенная. Проц и память вытащить без проблем можно. Отверстие в задней стенке приличное. Воткнуть обратно вслепую сложнее, но тоже реально. Звук/видяху (если есть) тоже можно. Вот винт не получится, его откручивать надо.
              Просто когда нам периодически обновляли коробки всегда была приклеена только боковина к задней стенке. БП никогда не клеили.


              1. Iv38
                18.08.2016 15:39
                +1

                Я неоднократно видел опломбированные БП и корпус одновременно.


              1. Andrusha
                18.08.2016 20:32

                Бывают корпуса, где винт крепится без винтов (каламбур-с) — там пластиковые сдвижные защёлки, либо по одной на гнездо, либо общая на всю корзину.


          1. cyberly
            18.08.2016 14:14

            Еще можно вынуть заглушки 5.25


            1. OneOfUs
              18.08.2016 14:19

              Это если под пластиковыми 5.25 заглушками на декоративной морде не стоят выламываемые металлические заглушки 5.25 слотов


              1. GeXoGeN
                19.08.2016 08:55

                ну и выломать их аккуратно. на них пломб то нету.


            1. DrZlodberg
              18.08.2016 14:29
              +1

              Туда рука уже не пролезет. Это уже будет в тему к упомянутому выше анекдоту.
              UPD: Хотя если пачка слотов без перегородок — то вполне.


              1. alexover
                18.08.2016 15:34

                Пролезет, пролезет :) Приходилось через 2 5.25" отсека(естественно без перегородки) устанавливать вентилятор на винт и tv тюнер. То еще удовольствие


                1. DrZlodberg
                  18.08.2016 15:44

                  Честно, даже не представляю каким образом. Тюнер, вероятно, проще вытащить целиком было (если ширина корпуса позволяла), а на винт вентилятор просто приклеить. У меня просто в корпусе на шлейфах валялся маленький кулер, который на винт снизу дул. Производительность далека от максимальной, но доп охлаждение давал вроде. Главное не забывать о нём при перемещении системника :)


              1. General_Failure
                18.08.2016 17:24
                +1

                Я когда учился, у нас в техникуме через 5-дюймовые отсеки память из компов убегала
                Вопрос в размере корпуса, т.е. в количестве отсеков
                Когда случаи утечек краж памяти участились, лишили премии программистов насверлили дырок в заглушках и примотали проволокой к корпусам


          1. aquamakc
            18.08.2016 15:16

            открутить БП то проблем не составит, а вот как его назад прикрутить?


            1. DrZlodberg
              18.08.2016 15:39

              А в чём проблема? Скрепкой или провлокой за решетку вентилятора подцепить и подтянуть на место.


        1. SchmeL
          19.08.2016 12:43

          Да у нас в регионе часто такое было в начале нулевых. Формоза страдала этим, как помню. В корпоративном секторе по госзакупкам были поставки ПК от Аквариуса — у них тоже были наклейки на корпусе, но внимания на них особо не обращали — поставщик принимал по гарантии и с сорванными пломбами.


          1. rfvnhy
            19.08.2016 16:23

            лет 5 назад от iRU компы пришли, года 2 назад от Ramec, в обоих случаях на пломбах корпуса было написано «транспортная пломба, повреждение не лишает гарантии»
            Так что возможно или такие были или отдельная договоренность с СЦ/продавцом.


        1. laronov
          19.08.2016 12:54

          На корпоративных ПК, особенно в крупных компаниях, часто эти наклейки ставятся или внутренним саппортом или своими безопастниками, что бы пользователи безконтрольно не лазили в служеные ПК.


        1. saboteur_kiev
          21.08.2016 23:20

          корпоративный ПК может находиться под дополнительным договором, когда раскручивать ПК может либо только сотрудники внутренного отдела ИТ, а не юзеры, которые на них работают. Либо вообще парк компьютеров обслуживается на аутсорсе.


          1. MTyrz
            22.08.2016 00:53

            Я работал в конторе, которая аутсорсила сетевые магазины. Никаких заклеек на корпусах не было: только фирменная наклейка, что этот комп или принтер под нами — там ЕМНИП от количества обслуживаемых компов оплата зависела. А так часть просто без крышек стояла. Кстати, за год работы не слышал ни об одном случае, когда из компа что-нибудь сперли.


      1. buggykey
        18.08.2016 13:47
        +1

        В Питере магазин «РиК» на Литейном любил свои компьютеры наклейками пломбировать. Хотя сам, в свое время, был замечен в торговле ремонтированными и бэушными комплектующими, как новыми, в больших количествах.


        1. aquamakc
          18.08.2016 15:17

          этим в разной степени адекватности грешили и грешат ВСЕ розничные продавцы компьютеров.


      1. dshster
        19.08.2016 11:44

        На заре распространения продажи собранных системников бломбировали корпус практически все! Бывало кто-то из знакомых жалуется, что их компьютер тормозит и греется, смотришь, а у них из радиаторной решетки пыль как мох торчит, а корпус запломбирован.


      1. Pakos
        19.08.2016 12:55

        Некая «Альфа» (которая несколько раз переименовывалась, но альфовскую сущ[тут другая буква]ность не спрячешь) очень активно пломбировала в своё время.


    1. rd_nino
      18.08.2016 13:15
      +3

      Не адекватный, по-моему мнению.
      А если в материнской плате два слота по оперативку, оба заняты модулями по 2Гб и опломбированы, но пользователь хочет поставить 2 х 4Гб?
      Идти в магазин и там поставят за деньги? Или ставить самому? Что тогда будет с гарантией на материнку?


      1. Pakos
        19.08.2016 13:04

        Менять у опломбировавшего (за x2 цену). Упоминаемая мной Альфа меняла 4Mb(2x2) на 8(2x4) дороже, чем просто докупить 8МБ и поставить рядом (благо слотов 4). Итог — нереальные по объёму 12Мб.


    1. vorphalack
      18.08.2016 13:37
      +2

      мне попадалось, как и бред «нет пломбы — нет гарантии», так и очень удачный вариант, где гарантия на детали вообще по серийникам шла, а пломба была гарантией комплектности системника и отвечала строго за это.


    1. OstJoker
      18.08.2016 13:42

      Самый идиотский способ, ИМХО. На работе много системных блоков с наклейками-пломбами. Купили 25 штук ПК, подключили, выясняется что у 3 шт. не подключен выход на ЮСБ или аудио, в 2 шт. ССД диск подключен в порт САТА2 вместо САТА3. И что с ними делать? Отправлять обратно?
      Та и даже если с начала все хорошо, бывает нужно обнулить CMOS. Мне терять гарантию, потому что на корпусе наклейка и к джамперу не добираться.
      Но это еще цветочки, один украинский бренд «Impression» умудряется собирать ПК и заливать все что только можно термоклеем. И когда нужно заменить вышедшую из строя видеокарту, начинаются танцы с бубном, защелка полностью залита термоклеем + он потек на материнку и вцепился в мелкие компоненты на ней. Видел такое на ПК 5 летней давности, не знаю как сейчас.
      Вот не пойму я логику, если купить этот ПК по запчастям и собрать дома, будет гарантия на все компоненты отдельно (на некоторые до 5 лет.), если купить готовый ПК, будет все в пломбах и с гарантией 2 года.


      1. hungry_ewok
        18.08.2016 14:55
        +2

        Хозяйке на заметку: термоклей, ака «китайская сопля», пкм те стержни что продаются массово, очень не любит холода.
        Разбирал одну фигулину с большой площадкой залитой термоклеем — в морозилку минут на 10 при -20, потом тюк — и он легко отваливается.


      1. MTyrz
        18.08.2016 19:53

        Один российский бренд «Крафтвей» (да, я уже неоднократно признавался здесь в нежной к нему любви, чтоб им всем жить на одну зарплату) тоже заливал разъемы термоклеем, причем все: кстати, тоже не знаю насчет сейчас.
        Пару раз SATA-разъемы с материнки вместе со шлейфами сходили, иначе никак. Благо, материнки у тех компов дохли через три года, как по расписанию.


        1. rfvnhy
          19.08.2016 16:26

          У старого кажется Аквариуса термоклей на шлейфах всех в районе разъемов был — вроде не мешал снимать аккуратно, но мешал им случайно сместиться/выпасть.


          1. MTyrz
            19.08.2016 23:06

            У Аквариуса я общался только с ноутами, и то немного. Там, по понятным причинам, это было неактуально.


      1. quwy
        19.08.2016 00:53

        Я как-то приехал в розничный магазин Навигатора (того самого, который делает компы под маркой Impression), указал на понравившийся мне по конфигу системнк, и сказал «мне то же самое, но по-отдельности». Менеджер оценил масштаб работы, и быстренько выписал мне гарантийку для готового системника с примечанием в стиле «разрешается любое вмешательство, гарантия распространяется на все компоненты по-отдельности».


      1. acidizer
        19.08.2016 09:52

        Aquarius тоже при сборке заливал все разъемы китайским термоклеем. Сколько я их материл, когда нужно было разъемы эти вытащить…


    1. electronus
      18.08.2016 15:09
      +4

      Самое адекватное пломбирование — это отсутствие пломбирования. Из того что я видел — это скан всех серийников компьютера в базу данных продавца. И если у тебя полетел винт или память, то ты его/её сам вытаскиваешь и несешь продавцу, а он по серийнику видит историю компонента и меняет его. Зачем нести весь системный блок?


    1. delvin-fil
      20.08.2016 10:26

      Сейчас у меня корпус от DNS. Заклеено (было) все, плоть до панелек CD/DVD. Единственная «живая» осталась на картридере, но фотографировать ее бессмысленно, ибо живу напротив шахты и угольная пыль превратила ее(ну сами догадайтесь во что).
      Кстати, не вижу смысла в таких наклейках в таких регионах, где есть какая то добыча полезных ископаемых или при большом количестве производств. Они сами развалятся. А чистить от пыли приходится чуть ли не через месяц.


  1. m0xf
    18.08.2016 12:59
    -1

    Не вижу проблемы с пломбами. Пока действует гарантия, ремонт производится бесплатно в официальном сервисе (в сторонний сервис не имеет смысла нести, будет платно). Как закончится — можно нести в любой сервис. Каким образом пломбы «позволяют производителям сохранить монопольный контроль над экосистемой обслуживания и ремонта, который приносит им сверхприбыли»?


    1. BelBES
      18.08.2016 13:08
      +1

      Иногда производители лаптопов умудряются заляпать либо винты, дающие доступ к начинке, либо прямо на запчасти, что лишает возможности, например, заменить HDD на SSD не лишившись гарантии.


      1. Garbus
        18.08.2016 13:54

        Да ладно заменить, банально почистить пыль порой целая эпопея. Или помнится менял брату память в ноутбуке (недавнего выпуска). Вытащить из корпуса пришлось все вплоть до материнской платы, для того чтоб увидеть слот. И ведь как не старайся, после 2-3 разборок для чистки, шанс перелома какого либо шлейфа значительно возрастает. А если что-то держится на защелках, то и там возможен печальный исход.


        1. PlayTime
          18.08.2016 17:05

          Вам повезло. А я разобрал ноут почти весь(потому что нижняя крышка не сьемная, нужно снять клавиатуру, открутить крышку, открутить материнку и там найти ОЗУ) и увидел распаяную память… Модель не скажу сейчас.


          1. Garbus
            18.08.2016 18:14

            Так у меня такой же и был, с несъемной нижней частью. Хорошо хоть оперативка не распаяна была.
            Но вообще модель из недорогих и оказалась с удивительно большим количеством пустого места в корпусе и маленькой батареей. Хотя не сказать чтоб слишком быстро садилась, малое потребление слабой начинкой сказывалось.


    1. Mabusius
      19.08.2016 14:34

      Легко. Ты им приносишь технику по гарантии, а они тебе «это не гарантийный случай, плати деньги». И ты платишь. Отремонтироваться им назло в другом месте ты не можешь изза гарантии, ведь может сломаться чтото еще. С машинами это давно отлаженный механизм, только там на продлении гарантии еще зарабатывают.


  1. 215taylor
    18.08.2016 12:59
    +1

    По вашей же ссылке:
    How Sony, Microsoft, and Other Gadget Makers Violate Federal Warranty Law

    «А что в России», Ализар? Да то же, что и везде. Federal Warranty Law Violation.


  1. Epoiiika
    18.08.2016 13:07

    >> Но в статье 5 есть важный пункт 7, согласно которому продавец вправе установить на товар гарантийный срок,
    >> если он не установлен изготовителем.
    В этой статье всегда смущало то, что обычно на те же комплектующие в системном блоке, когда например тебе его собирают, есть уже гарантия от производителя, и даже после срыва пломбы по смыслу не могут отказать в гарантии на комплектующее. Я же верно излагаю?
    И вообще сложно найти технику без гарантии производителя.


    1. Meklon
      18.08.2016 13:26

      Гарантия на блок больше, чем на компоненты в отдельности.


      1. Epoiiika
        18.08.2016 13:40

        Зачастую гарантия около 3 лет на комплектующие.
        Да и если у тебя вентилятор зашумел, тащить в сервис системник это бредос.


        1. rfvnhy
          19.08.2016 16:31

          БП большинства моделей 0.5 (совсем хлам если) — 1 год, редко 2.
          CD/DVD почти всегда 0.5-1 год были
          вентиляторы то же редко больше 1 года бывают.
          Разве что с BOX процами можно 3х летнюю на кулер трясти.

          Ну и сейчас очень часто на системник гарантия 3 года, а проц стоит OEMный, боксовые редко стали возить и не всех моделей…


      1. wholeman
        18.08.2016 13:45
        +1

        Далеко не всегда. Нередко гарантия на HDD или память лет 5, а на блок — 1-2 года. С ноутбуками вообще конкретные модели дисков и памяти часто нигде не указаны, только объём.


        1. hzs
          18.08.2016 14:31
          -1

          А на ту же память Kingston вообще пожизненная гарантия.
          У меня как-то наелась CF для фотика, сдох контроллер, я отправил дохлую карточку в Московское представительство, через неделю мне прислали новую карточку. Курьером. Прямо домой.


          1. Iv38
            18.08.2016 15:48
            +1

            Надо только помнить, что «пожизненная» обычно относится не к жизни человека или вечности, а к жизненному циклу модели. И после снятия с производства, гарантия не работает.


            1. Areso
              18.08.2016 16:47

              Это весьма интересная трактовка. Боюсь, суд (если таковой случится) с ней не согласится (если она не описана мелким шрифтом гарантийного талона).


              1. PlayTime
                18.08.2016 17:07
                +1

                Описана. По крайней мере у трансенда.


              1. rfvnhy
                19.08.2016 16:32

                Обычно есть ссылка что «пожизненная = срок службы»


        1. Meklon
          18.08.2016 23:24

          А сборщик не может дать гарантию меньше, чем производитель комплектующих.


          1. wholeman
            18.08.2016 23:36

            Как я писал где-то поблизости, это смотря как оформлено. Если комплектующие + сборка, то не может, а если он продаёт компьютер, то вполне, т.к. это уже другой товар.


            1. jaguarrus
              19.08.2016 09:53

              Хоть как оформлено. Это против закона.


              1. wholeman
                19.08.2016 10:09

                Где в законе сказано, что гарантия должна предоставляется на каждую деталь товара отдельно?


                1. jaguarrus
                  25.08.2016 19:05

                  ЗоЗПП ст.19 п.3


                  1. wholeman
                    25.08.2016 20:36

                    Там сказано:

                    Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара.
                    и далее:
                    Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором.
                    То есть, могут, а не должны.


          1. N1GZ
            19.08.2016 21:26

            С десктопами не скажу, но вот с ноутами всё грустнее. Вводные: известный интернет магазин, ноут Dell 3537, гарантия на него год.
            Погиб винт (WD Blue кажись) спустя год и три недели после покупки. Ровно такой же (сравнивал длинные точные названия модели) винт в том же магазине имеет гарантию 2 года. После звонков и прочего выяснилось, что их не парит, и это не гарантийный случай. Пришлось спешно покупать в обычном магазине новый винт.


        1. rfvnhy
          22.08.2016 12:00

          Не надо только забывать что производители зачастую берут память сильно оптовыми партиями и там могут быть совсем другие сроки гарантий для ОЕМ комплектухи. Например на память не более 3х лет.
          Мало того, встречал в продаже память ОЕМ с гарантией 2 года в одном магазине и 5 лет на нее же в другом. Просто разные партии одного производителя. Получить даже у производителя 5 лет на ту, которая куплена с 2х летней будет нереально.

          Вот с боксовыми продуктами все проще — гарантия обычно пишется на коробке. Главное что бы не было очень крупно «гарантия 5 лет», а потом более мелким шрифтом «только для стран ЕС, остальным — смотрите сноску/местные договора»


    1. wholeman
      18.08.2016 13:40

      Штука в том, что Вы покупаете не отдельные комплектующие, а готовый компьютер.


      1. buggykey
        18.08.2016 13:53

        Но если в нем сдох винчестер, проще его вынуть и поменять (тем более, если гарантия на него в отдельности больше, чем на весь компьютер), чем везти весь ящик в сервис, где он может простоять до 3-х недель по закону.


        1. wholeman
          18.08.2016 14:48
          +1

          Это зависит от того, как оно оформлено. Если как набор комплектующих + услуга сборки, то да. Если как конечное устройство, то только целиком.


      1. Dmitriy76
        18.08.2016 14:31

        Это смотря как покупать. Зачастую в документах прописан как раз набор комплектующих. А сборка ПК у нас помнится лицензируемое занятие. Нет лицензии — сборка не законна


        1. wholeman
          18.08.2016 14:58

          По-моему, сейчас чаще стали делать компьютеры, как готовое изделие, а не набор комплектующих с отдельной услугой сборки. Возможно, я ошибаюсь, поскольку давно компьютеров не заказывал — достаточно одного ноутбука.


          1. buggykey
            18.08.2016 15:30

            Бог миловал, самому не приходилось покупать компьютеры не только как единое устройство, но даже просто в сборе, ноутбуки не в счет.


            1. wholeman
              18.08.2016 15:47

              Мне приходилось — друзьям и знакомым. Себе-то всегда из комплектухи собирал.
              Но не так давно прочитал в блоге Торвальдса, что у него были проблемы с самосбором нового компьютера, и следующий он, наверное будет заказывать готовым.


    1. Actyon
      18.08.2016 13:48

      Пока действует гарантия на сборку — несём системник полностью, ничего не рвём.
      Когда гарантия например в 3 года закончилась, но осталась гарантия на оперативную память 10 лет — то несём только оперативную память, приёмщик сам укажет, что он принимает только опер. память.


  1. altee
    18.08.2016 13:48
    +1

    Компьютерное оборудование компании HP без пломб вообще. И в гарантийном случае предлагают клиенту самостоятельно ( по желанию) заменить неисправную деталь на новую, которую отправляют курьерской службой. А так можешь сам менять, вытаскивать что угодно без потери гарантии. У Kraftway и Arbyte пломбируют каждую деталь в системнике.


    1. hzs
      18.08.2016 14:40
      +3

      Прямо на больную мозоль наступили, почти 10 лет не работаю уже на старой работе, а там по тендерам практически всё было Kraftway.
      Это просто какой-то фирменный звиздец отковыривать термоклей, котором обмазаны вообще все детали, они там чуть не по периметру каждой детали термоклеем проходили.
      На самом деле, идея здравая, от вибрации и транспортировки ничего не отвалится, везде будет хороший контакт (все соединения тоже обмазывали), то есть как бы надёжность должна быть выше, но из-за того, что Kraftway использовал самые говённые и дешевые комплектующие, очень часто железо умирало.
      У нас была директива, чтобы был минимальный простой, поэтому мы срывали все пломбы и отколупывали термоклей вообще не задумываясь и чинили всё сами.


    1. wholeman
      18.08.2016 23:47

      Одна из деталей, которая мне очень понравилась в нынешнем ноутбуке от HP — досточно просто чуть дальше потянуть защёлки аккумулятора и нижняя крышка снимается, обеспечивая доступ к памяти и диску. Вот это я понимаю открытость.)


  1. Arxitektor
    18.08.2016 14:22

    У меня был случай. Сдохла флешка.
    Гарантия магазина 2 года. Но прошло лет 5 да и нет магазина.
    Смотрю сайт производителя 10 лет. Связываюсь и меняю.
    Мотом другая флешка дохнет 2 года дорогая на 120 гиг. Тоже меняю
    Отсылаю производителю.
    На SSD на сайте производителя гарантия может быть 10 лет у корсара вроде.
    Если сломался почему не поменять ведь пересылка дешевле нового.


    1. aquamakc
      18.08.2016 15:25
      +1

      Знакомый так комплект клава+мышь логитек менял. Комплект дорогой, сдохла клава. Магазина нет. Связался с логитеком. Те говорят — такие комплекты не производятся, можем поменять на новый — для этого пришлите нам фото, на котором вы уничтожаете имеющийся комплект. Знакомый вооружившись молотком от души оторвался, я всё это снимал на фото. Фотографии отправили, через пару недель пришёл новый комплект.


      1. Giriia
        18.08.2016 18:04
        +1

        Странно. Они это видимо недавно ввели.
        Я у них по гарантии менял клаву, мышь и никакого уничтожения. Старый комплект потом пустил на запчасти, или починил колхозом.


        1. aquamakc
          18.08.2016 18:16

          Да нет, давненько было, лет 5-6 назад. Тут как-раз вариант «обмена по гарантии», одного я не понял — нельзя разве было через СЦ обмен произвести. Работа, так сказать, напрямую с потребителем.


        1. Andrusha
          18.08.2016 21:11

          Прямо тут народ про гарантию Logitech кучу раз писал:
          https://geektimes.ru/post/92455/
          https://geektimes.ru/post/112089/
          https://geektimes.ru/post/143718/
          https://geektimes.ru/post/147176/
          https://geektimes.ru/post/185790/
          Вкратце: кого-то просили раздолбать, кого-то нет.


        1. rnd71
          18.08.2016 21:26

          Это у них ВСЕГДА было, но только на премиум G серию…
          Я так 2 раза G700 менял по гарантии.
          Попадались двукликовые мыши буквально через пару лет…
          Писал в русскую тех поддержку, мне 1й раз попросили фото включенной в воде, а второй даже этого не просили.
          В принципе, утопленник ожил спустя примерно неделю, так что был продан знакомым по дешевке, как и 2я 2х-кликовая.
          Все покупатели знали о истории мыши, да и ценник был символический.
          Так что у Логитеча с этим полный порядок, за что я его люблю и уважаю, и имею приличный набор их периферии — 3 клавы, 3 мыши, 2 веб камеры…


          1. bastie
            19.08.2016 13:22

            Если любите и уважаете, то знайте, что правильно их название читается как Лоджитек.


            1. rnd71
              19.08.2016 18:35

              Абсолютно монописуально, параллельно и фиолетово, как на английском звучит название фирмы.
              Всем понятен посыл моего сообщения.
              Тем же, кто страдает англонизацией звучания я шлю посыл… просто посыл.
              Моя есть любить великий могучий русский, и мне фиолетово на все остальные языки мира.
              П.С. Это не мешает мне читать их, понимать и использовать при необходимости.


      1. ktod
        18.08.2016 20:31

        Похожим образом менял клавиатуру логитек. Связался с ирландским офисом напрямую. Выслал фото неисправности (протерлась силиконовая прокладка под очень некоторыми клавишами). Они сказали «ок», вышлем новую.
        Что примечательно, у меня не было чеков и заполненного гарантийника, т.к. клаву мне подарили на ДР и я не мог точно указать год, в который мне ее подарили. О чём честно и написал.
        В итоге, ирландцы мне выслали новое устройстов. И даже не попросили уничтожать старую клавиатуру. Она до сих пор где то у меня лежит. А новая клавиатура проработала уже раза в 1.5 дольше.
        В общем, остались хорошие воспоминания от общения с ними. Что таки сказывается при приобретении новых товаров.


  1. Zawullon
    18.08.2016 15:10

    Продавец может установить свой гарантийный срок только как увеличение гарантийного срока производителя. Т.е. 2 года гарантия производителя + 1 год гарантии продавца. Причем по сути гарантия производителя — это просто срок, в течении которого бремя доказательства причин возникновения недостатка лежит на производителе/продавце/импортере. Именно причин — сложно представить, как снятие пломбы будет являться доказательством причины поломки. В случае сборки компьютера продавцом, если в результате продано готовое изделие, а не набор комплектующих с услугой сборки, продавец становится производителем со всеми вытекающими. Так что «отказ в гарантии» без заключения экпертизы об однозначной причине поломки также незаконен.


    1. Zawullon
      18.08.2016 15:14

      Конечно, нужно иметь в виду, что это касается только потребителей, т.е. физ. лиц использующих товар в личных некоммерческих целях.


  1. OnelaW
    18.08.2016 15:10

    Ой, я и забыл про эту ересь как обклеивание системников и всякие извращения чтоб корпуса не вскрывали. Знавал одного такого «производителя ПК». Урок на всю жизни получили когда заключили так называемый «расширенный» сервисный контракт на 5 лет, для 10 000 ПК. На условиях nbd и прочие радости.


    1. jaddd
      19.08.2016 11:40

      Извиняюсь за глупый вопрос.
      А в чем именно и кому именно был урок на всю жизнь? А то я не понял то ли они мучались с вами, то ли вы с ними…


  1. nekrassow
    18.08.2016 16:12

    Пломбы на крышках корпуса аккуратно снимал лезвием. Потом клеил на ПВА. В гарантийном сервисе их всё равно рвут и клеят рядом\сверху новые и, соответственно, не видят царапины лезвия на металле корпуса под старой пломбой.


    1. AiMAX
      18.08.2016 21:49

      Интересно, будут ли в будущем ставить пломбы-наклейки, которые сейчас ставят на электросчетчики. При съеме (отрыве) либо воздействии магнита на такую наклейку она либо необратимо меняет цвет, либо появляется надпись. Во всяком случае, так написано на ней, проверять желающих не много)

      Так она выглядит
      image


      1. Andrusha
        18.08.2016 23:03

        Да Юлмарт такие уже несколько лет ставит.


      1. rfvnhy
        19.08.2016 16:39

        Есть 5и рублевые синие пломбы (что на фото рублей за 50 видел), после снятия остается «основа» с надписью.
        Так что такие пломбы действительно крайне сложно снять будет не повредив, если вообще возможно.


  1. Taradast
    18.08.2016 16:12

    Статья 18 указывает, что потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
    … потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

    То есть, в 2015 году, когда в России был переход на постоянное летнее время, каждый из всех тех у кого на гарантии находился смартфон на ОС Android и не дождался патча часовых поясов на свое устройство — был в праве требовать с производителя возмещения расходов на самостоятельный фикс?


    1. lopatoid
      18.08.2016 17:12
      +1

      Думаю, что действия нашего правительства расценивают как катастрофа, и в вашем случае производитель вам ничего не обязан, так же как не обязан чинить вам телефон, повреждённый цунами.


      1. wholeman
        18.08.2016 23:42

        Не знаю, как на железо, а в лицензиях и условиях на сайтах действия властей и революции иногда включают в раздел форс-мажора.


  1. Kaer_Morchen
    18.08.2016 21:26

    Недавно покупал ноутбук MSI, специально звонил на их линию узнавал, пломба у них на корпусе есть, но ее можно сорвать это никак не повлияет на гарантию, к тому же ноутбук можно модернизировать например добавив памяти (что я и делал) или ssd диск.


  1. ZetaTetra
    18.08.2016 22:47

    Опыта боданий со сборщиками пк у меня нет, а вот бодания с производителями ТС — бывали. Итого, если почитать судебную практику: Если поломка произошла не по вине владельца, при этом, владелец вносил технические изменения в комплектацию ТС и произовитель/продавец не может найти взаимосвязи между изменениями и поломкой, то суд встаёт на сторону владельца.

    А по поводу того, что в США не знают по поводу наличия этого закона, то тут автор ошибается. Т.к. некоторые производители, дабы удержать владельца на гарантийный срок, предлагают бесплатное сервисное обслуживание на весь период гарантии.


  1. Tsvetik
    19.08.2016 09:54

    Есть два вида гарантии.
    Гарантийный срок может установить изготовитель. Если он его не установил, то в ЗоЗПП этому посвящена отдельная статья.
    В течение этого срока покупатель по закону может обратиться с претензиями как к продавцу так и к изготовителю по своему усмотрению.

    Продавец тоже может установить свой гарантийный срок. Такая услуга обычно назойливо предлагается во всяких сетях типа Эльдорадо как «расширенная гарантия» или страховка и т.п. за дополнительную плату. При этом гарантия продавца устанавливается на условиях продавца. В этих условиях могут быть и пломбы и царапины и запрет на прошивку и все, что угодно, так как это обычный гражданский договор.

    От такой дополнительной гарантии продавца всегда можно отказаться. Это не лишает покупателя гарантии изготовителя, которая дана ему законом.


  1. gluck59
    19.08.2016 19:01

    Никогда не надеялся на «гарантию» в России, все что разумно допустимо покупаю на ебеях всяких. Ничего никогда не ломалось.
    Тут понадобилось срочно заменить роутер. Купил в ближайшей конторе верхнюю модель Зюхеля — через 2 дня отпал WiFi. Пободаться пришлось, но все же заменили.


  1. Izlan
    21.08.2016 10:01

    Многие в этом обсуждении не понимают, что приведенный в статье закон «О защите прав потребителей» не касается техники используемой в предпринимательской деятельности. Т.е. вообще не касается предприятий, индивидуальных предпринимателей и техники граждан используемой для трудовой деятельности. Он касается только потребителя в таком определении:
    «потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;»