Двигатель постоянного тока, стоящий в моноколесе, может работать как генератор, заряжая батареи на торможении. Однако возможность еще не означает, что рекуперация непременно есть. Из того, что у людей заряжались колеса при, например, спуске с горы, можно сделать вывод, что рекуперация в моноколесах все-таки используется, но ее точный вклад в торможение оставался неизвестным. Но недавно пользователи форума Электротранспорт.ру сделали полноценный ваттметр с логгером и посмотрели, что происходит с током и напряжением при езде. По результатам измерений рекуперация есть точно, но куда-то пропал еще один тип торможения.
Немного физики
Электродвигатели постоянного тока, которые стоят на моноколесах, имеют три варианта торможения.
Рекуперативное торможение. В этом случае двигатель превращается в генератор и переводит кинетическую энергию в электрический ток, который уходит в сеть (электровозы и метро) или в аккумуляторы (электрокары). Рекуперативное торможение возможно, когда скорость вращения превышает скорость идеального холостого хода.
Реостатное торможение. Здесь двигатель также работает, как генератор, но получаемая энергия уходит в нагрев тормозных резисторов. Довольно распространено на железной дороге.
Тормозные резисторы
Реверсивное торможение, оно же торможение противотоком или противовключением. В этом случае двигатель не превращается в генератор, но начинает тянуть в противоположную движению сторону. Например, если электромотор тянет вверх груз, и на этот груз запрыгивает хулиган, перевешивая возможности мотора, то груз начнет опускаться, а двигатель окажется в режиме реверсивного торможения. В таком режиме протекающий через обмотки ток гораздо выше, чем при нормальной работе, и это может создать определенные проблемы.
Специфика моноколеса
У многих моноколес нет передней и задней части, и контроллер не разгоняется и не тормозит, а все время решает задачу обратного маятника, пытаясь подъехать под ездока, который может пользоваться этим для эффектных трюков.
Например, здесь райдер очень резко тормозит и начинает разгоняться вправо.
Также, известно, что в конструкции моноколеса нет тормозных резисторов, и реостатное торможение в принципе невозможно. Теоретически, логично предположить, что в процессе торможения сначала на высокой скорости будет задействоваться рекуперативное торможение, которое на каком-то этапе перейдет в торможение противовключением, которое, если мы не прекратим давить на педаль в ту же сторону, перейдет уже в двигательный режим, и мы поедем в противоположную сторону. Но реальные измерения оказались очень любопытными.
Исследования на железе
Пользователь форума Drift3r собрал из Raspberry Pi и «nRF24L01+» ваттметр с логгером, который устанавливался в разрыв кабеля от аккумуляторных батарей.
В собранном виде на колесе другого пользователя Ripido
Ваттметр учитывал направление тока, там, где батареи заряжались, ток и мощность уходили в минус.
График в полном размере
Если посмотреть на красные линии, то получается, что в глубоком устоявшемся торможении не видны следы торможения противотоком — пока скорость падает, ток идет в батареи.
Интересно, что показатели встроенного логгера, если не учитывать ток по модулю, отличаются от данных ваттметра только на участках довольно резких маневров.
График в полном размере, Awhe, Vwhe — встроенный логгер колеса, Alog, Vlog — логи ваттметра
Гипотезы и возможные эксперименты
Как можно объяснить такие графики?
- Торможение противотоком пропало из-за усреднения или рассинхронизации данных, графики не отражают реального положения вещей.
- Очень низкое значение скорости идеального холостого хода позволяет тормозить почти до нуля, и переход на торможение противотоком мы не замечаем
Также, попробуем провести следующий мысленный эксперимент. Ситуация первая — мы катимся с горки со скоростью 20 км/ч. В этом случае, очевидно, работает рекуперация. Ситуация вторая — мы стоим на горке (моноколесо стоять не может, так что мы легко касаемся пальцами столба и за счет этого не заваливаемся набок). В этом случае мы, очевидно, работаем в тяговом режиме, потому что надо прикладывать усилие, чтобы не покатиться вниз. Ситуация третья — мы спускаемся со скоростью 1 миллиметр в секунду с крутой горки, придерживаясь за столб. В этом случае колесо, очевидно, работает в режиме противовключения, потому что итоговый баланс энергии отрицательный — она расходуется на то, чтобы не скатиться под горку быстрее, чем мы движемся. И где-то между ситуациями 1 и 3 у нас будет переходный момент, когда итоговый энергетический баланс будет околонулевым — скатываться быстрее будет выгодно энергетически, а движение медленнее будет требовать энергетических затрат.
Практическое применение
У всех этих рассуждений есть очень простые следствия:
Есть забавная история о том, как на трассе заряжали электромобиль Tesla — его взяли на буксир, и водитель Tesla давил на педаль тормоза, чтобы рекуперация заряжала батареи. С моноколесами то же самое — если у вас почти сел аккумулятор, пусть вас возьмет на буксир соратник на велосипеде, самокате, роликах или моноколесе (пожалуйста, берегите себя и не пробуйте цепляться за машины или общественный транспорт!).
У моноколес есть защита от перезаряда батарей. То есть, если вы оказались на вершине горы с полной батареей, попытка спуститься будет сопряжена с тревожными сигналами моноколеса о перезаряде аккумуляторов — обычно они начинают пищать и задирать педали (вместо горизонтального положения их передняя часть будет выше задней). Но это легко исправить — проехав метров сто вверх, желательно побыстрее, вы сможете спуститься на километр-два. Лайфхак повторять до окончания спуска.
Заключение
В публикации использованы фотографии пользователей Ripido и Drift3r, темы, где обсуждалась рекуперация тут и тут. Также использованы стоп-кадры из рекламного ролика с участием недавнего победителя конкурса моноколесных талантов Дамьена Гоме. Дамьен — профессиональный акробат, поэтому ролик, на мой взгляд, красив сам по себе и наглядно показывает возможности любого хорошего моноколеса.
Комментарии (134)
Ig_B
02.11.2016 09:22При реализации «торможения противотоком» все равно энергия передается от мотора в батарею.
lozga
02.11.2016 09:25Как это возможно по-вашему?
Ig_B
02.11.2016 10:42+1При ШИМ модуляции, в паузе, ток пойдет обратно, и пойдет больше, чем туда.
Подробнее в инструкциях промышленных частотников (работа во всех 4 квадрантах)
DrSmile
02.11.2016 11:26С физической точки зрения разницы нет. Такие режимы могут быть у аналоговой системы управления, но для современного цифрового контроллера разницы тоже быть не должно.
Понять это можно представив себе «идеальный» двигатель: напряжение на нем пропорционально скорости вращения, а ток — моменту. Соответственно, при любом виде торможения ток направлен против напряжения, т. е. мотор работает в режиме генератора.
При стоянии на горке через двигатель течет ток при нулевом напряжении, поэтому все затраты будут только на неидеальных элементах: сопротивлении обмотки и пр. Соответственно, рекуперация становится эффективной при скорости, когда напряжение на моторе начнет превышать потери.lozga
02.11.2016 11:45Для публикации я глянул учебники, не получается по-вашему. Ток якоря будет суммой напряжения сети и ЭДС якоря, т.е. двигатель все-таки потребляет энергию.
Ig_B
02.11.2016 12:05Все элетрические машины обратимы, это несколько не очевидно для трехфазного асинхронного двигателя, но он тоже обратим.
Легче понять рассматривая питание мотора от шим контроллера. В момент паузы, обратная эдс двигателя через диод заряжает буферную емкость.lozga
02.11.2016 21:18Давайте пока без ШИМ, рассмотрим примитивный двигатель, как в учебнике. См. ответ на комментарий ниже.
DrSmile
02.11.2016 13:56Суммой напряжений (хотя я бы скорее использовал разность — другое направление отсчета), деленной на сопротивление. У обмоток есть индуктивная часть, которая, собственно, создает магнитное поле и обеспечивает движение, а также активное сопротивление, которое бесполезно переводит энергию в тепло. Соответственно, рекуперация эффективна тогда, когда падение напряжения на этом сопротивлении меньше ЭДС якоря.
У «идеального» двигателя сопротивление нулевое, поэтому он не потребляет энергию, когда стоит. Реальный двигатель можно представить как «идеальный» + резистор. В этом случае при ненулевом токе (ненулевом моменте на наклонной поверхности) будут оммические потери на этом резисторе.lozga
02.11.2016 21:19+1Я говорю про ситуацию — мотор тянет груз вверх. На груз запрыгивает хулиган, и перевешивает мощность мотора. Груз начинает идти вниз. Коммутация двигателя никак не менялась, он пытается тянуть вверх. Как в таких условиях он перейдет в режим генерации?
DrSmile
02.11.2016 22:01В таких условиях никак, но это потому, что неявно предполагается крайне неэффективная система управления: источник напряжения, коротко замкнутый через сопротивление обмоток. КПД будет тем хуже, чем больше ток через мотор.
Нормальная система управления ограничивает максимальный ток (т. е. момент), поэтому когда хулиган начнет тянуть вниз, то система автоматически изменит напряжение на отрицательное, перейдя в режим генерации.lozga
03.11.2016 00:30Ну, вот, видите, мы с вами просто говорили о разном. Если система управления сама переключит двигатель в режим рекуперативного торможения, это уже не будет торможением противовключением.
DrSmile
03.11.2016 00:44Так о том то и речь, что нету никаких режимов, а есть просто работа системы управления. Режимы — это когда все управление состоит из одного трехпозиционного рубильника. Отличается отвратным КПД и возможностью спалить движок. Но статья то про моноколеса, у которых нормальная система управления, которая, к тому же, даже не различает режимы разгона и торможения, а просто решает обратный маятник.
Zenitchik
03.11.2016 14:32+1Речь идёт о режимах двигателя, а не о режимах системы управления. Двигатель вообще не знает, что к нему подключено, и его режим определяется величинами противо-ЭДС и напряжения на входе.
Ig_B
03.11.2016 11:48Если система управления снижает скорость (двигаясь в том же направлении) то кинетическая энергия машины будет перетекать через мотор обратно, в накопительную емкость или аккумулятор.
Считать ли это переключением режимов?
То же самое при изменении направления, замедление до нуля даст генерацию, потом будет потреблять.
Arastas
02.11.2016 15:41Понять это можно представив себе «идеальный» двигатель: напряжение на нем пропорционально скорости вращения, а ток — моменту. Соответственно, при любом виде торможения ток направлен против напряжения, т. е. мотор работает в режиме генератора.
Подождите, то есть если я подаю на двигатель постоянное напряжение, а потом хватаюсь за вал рукой и удерживаю его (торможу), то двигатель работает в режиме генератора? Вы это хотели сказать?vbif
02.11.2016 16:27Идеальный двигатель, если запитать его от идеального источника тока, в это время вообще не потребляет энергии. В реальности в этом случае энергия выделяется на сопротивлении обмоток двигателя и внутреннем сопротивлении источника питания.
Arastas
02.11.2016 16:51Я не очень понимаю, о каком таком идеальном двигателе Вы говорите.
Давайте чуть поменяем условия — я не удерживаю вал, а просто замедляю его. То есть за счёт моих усилий вал вращается медленнее, чем если бы я его отпустил. Двигатель работает в режиме генератора?DrSmile
02.11.2016 17:50Торможение — это не когда вы тормозите вал, а когда, наоборот, что-то этот вал вращает, а двигатель пытается замедлить это вращение.
Arastas
02.11.2016 18:08Хорошо. Предлагаю для простоты взять двигатель постоянного тока, так как основные принципы не меняются, а анализировать проще, согласны?
Итак, у нас есть двигатель, мы к нему приложили напряжение, он вращается с какой-то постоянной скоростью. Мы хотим быстро затормозить и меняем полярность приложенного напряжения, создавая тормозящий момент. Как только двигатель остановится, мы напряжение ставим в ноль. Это то, что я понимаю под термином "торможение двигателем". Вы считаете, что двигатель при этом работает в режиме генератора?vbif
02.11.2016 18:18Да, так и есть. Получается, у нас два источника питания, соединённых последовательно и потом замкнутых накоротко: один из них — двигатель.
Arastas
02.11.2016 18:52Так двигатель-то при этом потребляет энергию из источника, или отдаёт?
vbif
02.11.2016 22:41+1Отдаёт. Но не в источник, а в оммическое сопротивление проводов.
Arastas
03.11.2016 00:07Хорошо. А что такое генераторный режим работы? Я наивно полагал, что генераторный режим это когда двигатель отдаёт энергию в источник, заряжает его. Возможно, это неверное понимание. Как Вы определяете, что двигатель в генераторном режиме?
vbif
03.11.2016 00:11Генераторный режим работы — это когда двигатель не потребляет электрическую энергию, а вырабатывает. А куда он её отдаёт: в зарядку аккумулятора, в магнитную индукцию или в нагрев атмосферы — зависит уже от схемы включения.
Arastas
03.11.2016 00:18Хорошо. Я привык говорить о генераторном режиме как об отдаче энергии в аккумулятор, но соглашусь, что это мои проблемы жаргонизма. Возвращаясь к началу ветки, Вы согласны, что при торможении противотоком двигатель энергиию в батарею не отдаёт?
vbif
03.11.2016 09:56> это мои проблемы жаргонизма.
это скорее проблемы непонимания сути предмета.
>при торможении противотоком двигатель энергиию в батарею не отдаёт?
Отдаёт, в том числе в батарею. Только эта энергия идёт не на зарядку батареи, а на её нагрев.Arastas
03.11.2016 12:58Только эта энергия идёт не на зарядку батареи
Вот это, собственно говоря, и есть основной результат ветки. В режиме торможения противотоком энергия источника расходуется.
vbif
03.11.2016 14:01Не любого источника.
Arastas
03.11.2016 16:34Мне обязательно наводящие вопросы задавать? Хорошо.
Приведите, пожалуйста, пример двигателя постоянного тока, подключенного к некоторому источнику питания, такой что в этой схеме а) происходит торможение противотоком и б) при этом не расходуется энергия из источника питания.
Мне с ходу такой пример не придумать.vbif
03.11.2016 17:10Двигатель, запитанный через импульсный трансформатор.
Arastas
03.11.2016 22:53Расскажите, пожалуйста, что происходит при таком включении при торможении противотоком?
vbif
03.11.2016 23:14Двигатель будет стремиться увеличить силу протекающего через вторичную обмотку тока, в результате энергия будет накапливаться в сердечнике трансформатора. Когда двигатель остановится и начнёт вращаться в обратную сторону, накопленная в трансформаторе энергия пойдёт на раскрутку двигателя. Правда, скорее всего сердечник при этом войдёт в режим насыщения, и много энергии запасти не сможет.
Am0ralist
02.11.2016 18:23Не совсем верные условия для понимания
Для простоты повесьте на воображаемый вал воображаемый маховик, который, собственно, и будет продолжать крутить вал в ту же сторону, что изначально. Соответственно, если к обмотке приложить противоположное напряжение, а вал будет продолжать крутится из-за маховика, то что произойдет на контактах обмотки?Arastas
02.11.2016 18:56Хорошо, пусть будет маховик. Если мы просто отключим источник и замкнём двигатель на сопротивление, то он остановится за счёт противоЭДС, Назовём это динамическим торможением. Если же мы источник не отключим, а сменим ему полярность (реверсивное торможение), то маховик остановится быстрее, чем при динамическом торможении. Правильно?
DrSmile
02.11.2016 22:17Правильно. Или сгорит.
Вот простейшая модель двигателя постоянного тока: U = ?? + IR, I = ?M.
I — ток, U — напряжение на двигателе, ? — скорость вала, M — момент, R — сопротивление, ? и ? — коэффициенты.
У хорошего двигателя сопротивление низкое, поэтому если подать на него напряжение, сильно отличающееся от ??, то ток зашкалит и двигатель сгорит. Задача системы управления — ограничивать ток, т. е. держать U близко к ЭДС обмоток ??. В этом случае полярность напряжения почти всегда будет определяться направлением вращения вала.Arastas
03.11.2016 00:13То, что Вы рассказываете про систему управления, это частная история, которую не следует обобщать. У систем управления могут быть разные задачи, и могут быть разные двигатели с разными параметрами.
YouHim
02.11.2016 09:31+1Видя как Дамьен ездит на одной ноге, подумалось — ему не хватает еще колеса на вторую ногу.
lozga
02.11.2016 09:45В акробатике иногда берут два, но для обычной езды это не нужно
KuMa1104
02.11.2016 10:25+1Да очень классная штука, и может быть очень удобной особенно в городе.
Но цена пока слишком высока(((( Мало кто готов платить 1200,00€lozga
02.11.2016 10:26Это у них, у нас от 30 до 80 где-то
KuMa1104
02.11.2016 10:33Да согласен, 30 т.р. это гораздо приятнее.
Но там наверно будут более слабые характеристики (дальность хода, скорость)
Хотя тут каждый выбирает под свои конкретные нужды.
Например если до работы всего 3 — 5 км, то наверное и бюджетный вариант вполне подойдёт.
lozga
02.11.2016 10:50Совсем дешёвые колеса могут и в районе 20 стоить, и на них даже можно ездить. А хорошие начинаются от 40 где-то.
reactt
02.11.2016 11:38Именно так, до метро 1.7 км, далее от метро до работы 100м.
Катаюсь на дешевом (18 тр) китайском колесе, заряда хватает проехать до работы и обратно 2 раза.
Использую где-то пол года, на сегодня окупило половину своей стоимости (маршрутка).YouHim
02.11.2016 13:40+21,7 км это 15 минут неспешной ходьбы. Зачем маршрутка или колесо?
VladVR
02.11.2016 14:03-1Время. И возможность доехать до магазина, сделать крюк еще километр-два. Ну и фан, конечно же.
3км от метро до работы я проходил за 30 минут, на колесе начиная с недельного опыта уже 13 минут. И еще с другой стороны до метро 5 км. Ездил на машине до метро, а с другой стороны пешком, потом внезапно начал задумываться о транспорте. Лето поездил на складном велике, потом месяц на колесе. Колесо — лучше.
RoHaS
02.11.2016 14:19Вариантов потратить 15 минут множество, особенно если есть дети, которых нужно собрать и сдать жене. (пример из головы).
Ну а кто-то просто любит поспать эти 15 минут.
Rokov
02.11.2016 17:13За 30-40 можно купить вполне приличное новое колесо (с годовой гарантией), которое летает 30 км/ч и едет порядка 20-30 км на одном заряде.
Barafu
02.11.2016 15:03А есть такое моноколесо, о котором имеет смысл подумать при моём весе в 120 кг? Велосипед я себе укреплял, кресло рабочее вообще делал сам, делать ещё и моноколесо-конструктор никак не хочется.
burundukh
02.11.2016 17:13все это для ровных пространств.
рекуперация прилично нагревает движок.
для холмистых дорог в теплое время года это может сказаться.
Летом в Крыму сжег контроллер на подьем на электровеле с выключенной рекуперацией. с Включенной ( холмистая дорога в гору) мотор сгорел бы раньше =)
Проверил на другом движке на электрофутбайке. вовремя выключил.
stychos
02.11.2016 18:41+4Вот в соседних темах кидаются топливом для вентиляторов по поводу телефонов и ноутбуков — мол, инноваций нет, чозафигня. Так вот же они, дурачки, под носом у вас. Моноколесо — это круто, прорывно и инновационно, настоящее наступающее будущее, я считаю.
alan008
02.11.2016 20:13Только непонятно, что в этом колесе такого инновационного, отчего его не могли сделать 15-20 лет назад, а то и раньше?
stychos
02.11.2016 20:36Ничего особого: как и в смартфоне 15-20 лет назад с технологической точки зрения технологий — все дело в известности и доступности
AVKinc
02.11.2016 20:45+3Не было доступных силовых LiPo батарей.
Не было дешевых мощных ключевых транзисторов (MOSFET).
Не было доступных редкоземельных магнитов.
Не было доступных интегральных гироскопов.arheops
02.11.2016 21:14+120 лет назад еще и компьютер управляющий колесом занимал чемодан и стоил $1000.
AVKinc
02.11.2016 21:50Врать не буду, не писал для колес.
Но чисто мое ИМХО, если к вопросу подойти с умом, вполне хватит AVR контроллера, который как раз 20 лет назад появился на свет и тогда стоил пару баксов.arheops
02.11.2016 22:13так если «подойти с умом» то и результат будет не ширпотреб, тоесть стоить допустим на тысячу $$$ дороже.
поинтересуйтесь стоимостью «avr контроллера» в 97м.AVKinc
02.11.2016 22:50Да я вроде написал, что он стоит (и стоил) пару баксов (может и меньше, mega8 на ebay стоит сейчас по 30-40 центов, ее вполне хватит) как и любой другой сопоставимый микроконтроллер. 20 лет назад микроконтроллеры не стоили сильно дороже чем сейчас. В основном по тому, что техпроцесс там чуть ли не микронный и с тех пор ничего вроде как и не поменялось.
Наши местные продавцы имею обыкновение задирать цену раз в десять. Но это к делу не относится.arheops
03.11.2016 01:0420 лет назад МЕЙНСТРИМ микроконтроллеры стоили по 20. А то, что вы щас называете «AVR контроллер» стоило за 500 и было только для космоса. Были доступны микроконтролеры вида 512 БАЙТ памяти.
AVKinc
03.11.2016 07:00Вы похоже решительно не в теме.
Для чего стараетесь некомпетентность свою выпятить? Уж наверно, кто разбирается понимает, что такое AVR в контексте беседы. Какой космос?
Какие такие 512 байт памяти, о чем вы вообще.
51-ая серия вообще с 70-х годов есть.
Пошлый С2051 Атмеловский 2 килобайта под программу имел на борту не считая ОЗУ.
Галоперидол подорожал что-ли, я не понял.BigBeaver
03.11.2016 09:50mega8 на ebay стоит сейчас по 30-40 центов
Только 20 лет назад мег вообще не было, а вот прямо сейчас на сайте Атмел они от 2 баксом.
51-ая серия вообще с 70-х годов есть.
А это разве AVR?
arheops
03.11.2016 11:57Ну ок. Сколько С2051 стоил в 97м конкретно у вас на столе?
BigBiver ццц. ато галоперидолу нам обоим всыпят.
arheops
03.11.2016 12:02Вот читаем историю AVR is a family of microcontrollers developed by Atmel beginning in 1996.
О каких AVR в 97м можно говорить?BigBeaver
03.11.2016 12:55О каких AVR в 97м можно говорить?
о первых… только это не то, на чем я бы стал делать гироколесо… старых цен я, кстати, не смог нагуглить, но если исходить из воспоминаний родителей, 486 комп был сопоставим с машиной, что как бы намекает на цену электроники, в целом.arheops
03.11.2016 13:08в 96м архитектура была разработана, в 97м атмел только начала отгрузки первых партий. Получить чип уж в России точно было невозможно по крайней мере до конца 98го(и то если у вас хорошие связи).
BigBeaver
03.11.2016 13:36О, с этим-то я и не спорю. В середине нулевых мега16 считалась крутым камнем… и, судя по истории даташитов, в 2002 она только вышла. Вообще, я бы посмотрел, как автор комментария выше делает гиростабилизирующий BLDC контроллер на мега8))
lozga
02.11.2016 21:28Посмотрите историю моноколес из предыдущего поста. 15 лет назад можно было бы сделать моноколесо, но никто не догадался. Плюс, оно было бы с гораздо худшими аккумуляторами и дорогой электроникой (она была, но хуже и дороже, чем сейчас).
arheops
02.11.2016 22:15Неа, 15 лет назад было практически невозможно сделать его с нужным откликом. Его бы делали на аналоговых схемах и признали, что не получилося.
lozga
02.11.2016 21:24Я тоже думаю, что это один из вариантов транспорта будущего. Второй, на мой взгляд, электросамокат. Вместе они должны сильно потеснить, например, велосипеды.
Arastas
02.11.2016 22:22Ну велосипед это ещё здоровье. Мотоколесо тут проигрывает, кажется. Плюс у велика проходимость повыше, но не знаю, на сколько это для повседневного использования важно.
Zenitchik
02.11.2016 22:24Велосипед — это ещё и габариты. С ним в автобус не сядешь и в кафе не зайдёшь. А выигрыш в скорости, как и у колеса, достигается только на участках не обеспеченных общественным транспортом. Т.е. он не повышает, а понижает среднюю скорость движения по городу.
stychos
02.11.2016 22:31Вот-вот, я хоть и мечтаю о велосипеде — для меня это совсем не вариант, ибо просто абсолютно негде держать. Моноколесо практичнее, хотя тоже могу пока только помечтать в силу нищебродства ))
WaveCut
02.11.2016 23:46Про проходимость — весьма неявно :-)
Arastas
03.11.2016 00:02Я исключительно по внешним впечатлениям сужу, так как сам не пробовал. Проходимость колеса как и у велика? С учётом бордюров?
WaveCut
04.11.2016 10:26Да, примерно одинаковая.
Бордюры преодолеваются прыжком.
У моноколеса меньше продольная устойчивость, но лучше сцепление с дорогой, т.к. центр тяжести практически под колесом, его сложнее отправить в занос на заснеженном асфальте, например, в отличие от велика, который моментально юзом пойдет. С другой стороны для тех же бордюров приходится сбрасывать скорость перед прыжком, чтобы не рисковать не допрыгнув понюхать асфальт с размаху. Ну и в других ситуациях.
Резюмирую без лишних нюансов: проходимость сопоставима с велосипедом такого же диаметра колеса.
lozga
03.11.2016 00:28Балансирование на моноколесе, конечно, не кручение педалей, но все равно лучше сидения в общественном транспорте или машине. Проходимость сравнима.
lahtin
03.11.2016 07:24-1Простите если что но мне интересно, кто нибудь из этих конструкторов пытался внедрить пьезо -лектрический потенциал в эти мотор колеса
Заголовок спойлера(в виде элемента-ов установленных в диск колеса к примеру)
MonkAlex
Ух ты, видос смотрится просто шикарно. Интересно, сильно сложнее велосипеда в удержании равновесия оно?
lozga
Нет, вообще не сложно, после определённой практики можно даже ехать как очень медленно идущий пешеход, не факт, что велосипед так может.
ice2heart
Велосипед может стоять на месте при достаточном навыке.
YouHim
+1 Стараюсь не слезать с педалей стоя на светофоре :)
gigimon
Тем самым нарушая ПДД и мешая пешеходам, не надо так
YouHim
Можно уточнить какой пункт ПДД нарушается? и чем это мешает пешеходам?
ArkturTierry
зависит от того, на каком светофоре вы так стоите. Если движетесь по проезжей части -то никаким, всё в порядке (если не смотреть п.24.1 ПДД). А если на пешеходном переходе, то см. п.24.6 ПДД РФ
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
То есть если пешеходам при их движении приходится уклоняться от велосипедиста, огибать его или останавливаться чтобы пропустить -то он создает помеху, так как у пешехода на тротуаре или пешеходном переходе преимущество перед механическим транспортным средством.
Ну и последний гвоздь:
24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
То есть в условиях большинства городских условий в РФ -нигде.
Кстати говоря, моноколесо -это механическое ТС, к нему правила предъявляет требования примерно такие же как к велосипедисту.
Zenitchik
Полоса для велосипедиста в РФ — это метр от бордюра. Т.е. существует везде.
ArkturTierry
а можно ссылку на пункт ПДД или закон? Потому что если «полоса для велосипедистов» не обозначена дорожной разметкой и знаками -ее просто нет. А велосипедистов не штрафуют за нарушение, потому что «строгость российских законов...».
Zenitchik
24.2.
Ниже уже процитировали.
avost
Про метр там ничего нет. Про метр — это из правил середины прошлого века.
VladVR
Под метром могла подразумеваться ширина сферического велосипедиста плюс небольшой допуск чтоб машины его зеркалами за руль не цепляли.
Zenitchik
Нет, это действительно я из доисторических правил запомнил.
knstqq
24.1 написали, а 24.2 нет
и ещё 5 пунктов исключений в 24.2
ArkturTierry
спасибо, Вы правы, поленился посмотреть дальше.
Sergio111
Кроме того,
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
…
— пересекать дорогу по пешеходным переходам.
VladVR
На колесе делается все, что и на велосипеде. Что то делается сложнее, например запрыгнуть на бордюр сложнее чем дернуть руль вверх.
Чего может колесо и не может велосипед;
1. Разворачиваться на одном метре не слезая. Велосипед так не может просто потому что он длиннее этого одного метра.
2. Бодро ехать в гору (на видео этот момент продемонстрирован).
3. Ездить весной-осенью. На велике конечно тоже можно, но там надо решать задачу с одеждой, сначала холодно, потом попедалируешь — жарко. Либо кататься с пешеходной скоростью.
А на колесе едешь 25 при нулевой температуре без намеков на усталось или пот. главное очки надеть, чтоб глаза не слезились, я в лыжной маске катался.
4. Проходить в метро(кафе, магазин, на работу). С велосипедом много где не пускают. Можно складной велосипед, но после нормального велосипеда это ужас. Плюс его в сложенном состоянии надо тащить, а колесо за ручку «едет само»…
Am0ralist
ну а кто мешает мотор-колесо на велосипед поставить и вычеркнуть пункты 2 и 3?
iMisanthrope
и 4 в случае Стриды =)
VladVR
Да никто не мешает, электровелосипеды тоже тема.
Еще одна существенная разница — колесо занимает дома в разы меньше места. Оно даже относительно складного вдвое меньше.
braineater
Тренировка нахаляву это довольно важный аспект. А то после любви к машине и креслу чувствуешь себя развалюхой (Это я про себя). Два месяце перемещений на велосипеде круче чем регулярные посещения спортзала. Причем «бесплатно», пока вы добираетесь на работу — вы тренируетесь. Через те-же 2-3 месяца регулярной езды даже довольно длинные подъемы не будут вас пугать.
Готов расчехлить свой Бергамонт и посоревноваться.
xPomaHx
У вас на работе есть душ? Я иногда даже от бега по экскаватору отказываюсь из за того что потом не комфортно если потел в течении дня ранее.
braineater
Нет, но проблем особых не могу вспомнить. На работу ехал не спеша, а обратно уже пофиг.
VladVR
Имелся ввиду аспект использования «ежедневный транспорт». Прыжки с трамплинов и даунхилл и прочее трюкачество для колеса очевидно недоступны, у колеса свои «трюки», такие как движение задом, например.
С затяжными прыжками у колеса есть одно концептуальное ограничение — если его оторвать от поверхности, то оно раскручивается до отсечки и отключается. Ну и амортизации на колесах нет, кроме самой покрышки.
nut_01
На велосипеде можно так, нужна практика, как и везде)
uterr
на велосипеде довольно просто очень медленно ехать, это даже не из разряда «трюков», стоять да, сложно
Iv38
Я тоже так думал, но практика массовых покатушек показывает, что очень многие велосипедисты удивительно плохо справляются с управлением на пешеходных скоростях.
YouHim
Значит такие «велосипедисты». Мой шестилетний сын через год практики спокойно едет со скоростью черепахи, причем на тяжелом железном велосипеде.
Iv38
Ну, да, такие велосипедисты. Освоить этот крайне полезный навык совсем не сложно, и я думал, что все им владеют, но увы. Да и с бордюрами не все справляются.
uterr
боюсь показать снобом и наловить минусов, но на массовые покатушки как раз и едут все — новички, те у кого велосипед валяется и они раз в год выезжают, те кто купил велосипед и он у них уже несколько лет в чулане, ведь массовая покатушка это, в первую очередь «праздник» и «тусовка», (если мы говорим об обычных городских велоднях/ночных сборках, а не марафонах и соревнованиях)
поэтому и уровень езды может быть даже самым минимальным на таких покатушках