Двигатель постоянного тока, стоящий в моноколесе, может работать как генератор, заряжая батареи на торможении. Однако возможность еще не означает, что рекуперация непременно есть. Из того, что у людей заряжались колеса при, например, спуске с горы, можно сделать вывод, что рекуперация в моноколесах все-таки используется, но ее точный вклад в торможение оставался неизвестным. Но недавно пользователи форума Электротранспорт.ру сделали полноценный ваттметр с логгером и посмотрели, что происходит с током и напряжением при езде. По результатам измерений рекуперация есть точно, но куда-то пропал еще один тип торможения.

Немного физики


Электродвигатели постоянного тока, которые стоят на моноколесах, имеют три варианта торможения.

Рекуперативное торможение. В этом случае двигатель превращается в генератор и переводит кинетическую энергию в электрический ток, который уходит в сеть (электровозы и метро) или в аккумуляторы (электрокары). Рекуперативное торможение возможно, когда скорость вращения превышает скорость идеального холостого хода.

Реостатное торможение. Здесь двигатель также работает, как генератор, но получаемая энергия уходит в нагрев тормозных резисторов. Довольно распространено на железной дороге.


Тормозные резисторы

Реверсивное торможение, оно же торможение противотоком или противовключением. В этом случае двигатель не превращается в генератор, но начинает тянуть в противоположную движению сторону. Например, если электромотор тянет вверх груз, и на этот груз запрыгивает хулиган, перевешивая возможности мотора, то груз начнет опускаться, а двигатель окажется в режиме реверсивного торможения. В таком режиме протекающий через обмотки ток гораздо выше, чем при нормальной работе, и это может создать определенные проблемы.

Специфика моноколеса


У многих моноколес нет передней и задней части, и контроллер не разгоняется и не тормозит, а все время решает задачу обратного маятника, пытаясь подъехать под ездока, который может пользоваться этим для эффектных трюков.


Например, здесь райдер очень резко тормозит и начинает разгоняться вправо.

Также, известно, что в конструкции моноколеса нет тормозных резисторов, и реостатное торможение в принципе невозможно. Теоретически, логично предположить, что в процессе торможения сначала на высокой скорости будет задействоваться рекуперативное торможение, которое на каком-то этапе перейдет в торможение противовключением, которое, если мы не прекратим давить на педаль в ту же сторону, перейдет уже в двигательный режим, и мы поедем в противоположную сторону. Но реальные измерения оказались очень любопытными.

Исследования на железе


Пользователь форума Drift3r собрал из Raspberry Pi и «nRF24L01+» ваттметр с логгером, который устанавливался в разрыв кабеля от аккумуляторных батарей.



В собранном виде на колесе другого пользователя Ripido



Ваттметр учитывал направление тока, там, где батареи заряжались, ток и мощность уходили в минус.


График в полном размере

Если посмотреть на красные линии, то получается, что в глубоком устоявшемся торможении не видны следы торможения противотоком — пока скорость падает, ток идет в батареи.

Интересно, что показатели встроенного логгера, если не учитывать ток по модулю, отличаются от данных ваттметра только на участках довольно резких маневров.


График в полном размере, Awhe, Vwhe — встроенный логгер колеса, Alog, Vlog — логи ваттметра

Гипотезы и возможные эксперименты


Как можно объяснить такие графики?
  1. Торможение противотоком пропало из-за усреднения или рассинхронизации данных, графики не отражают реального положения вещей.
  2. Очень низкое значение скорости идеального холостого хода позволяет тормозить почти до нуля, и переход на торможение противотоком мы не замечаем


Также, попробуем провести следующий мысленный эксперимент. Ситуация первая — мы катимся с горки со скоростью 20 км/ч. В этом случае, очевидно, работает рекуперация. Ситуация вторая — мы стоим на горке (моноколесо стоять не может, так что мы легко касаемся пальцами столба и за счет этого не заваливаемся набок). В этом случае мы, очевидно, работаем в тяговом режиме, потому что надо прикладывать усилие, чтобы не покатиться вниз. Ситуация третья — мы спускаемся со скоростью 1 миллиметр в секунду с крутой горки, придерживаясь за столб. В этом случае колесо, очевидно, работает в режиме противовключения, потому что итоговый баланс энергии отрицательный — она расходуется на то, чтобы не скатиться под горку быстрее, чем мы движемся. И где-то между ситуациями 1 и 3 у нас будет переходный момент, когда итоговый энергетический баланс будет околонулевым — скатываться быстрее будет выгодно энергетически, а движение медленнее будет требовать энергетических затрат.

Практическое применение


У всех этих рассуждений есть очень простые следствия:

Есть забавная история о том, как на трассе заряжали электромобиль Tesla — его взяли на буксир, и водитель Tesla давил на педаль тормоза, чтобы рекуперация заряжала батареи. С моноколесами то же самое — если у вас почти сел аккумулятор, пусть вас возьмет на буксир соратник на велосипеде, самокате, роликах или моноколесе (пожалуйста, берегите себя и не пробуйте цепляться за машины или общественный транспорт!).

У моноколес есть защита от перезаряда батарей. То есть, если вы оказались на вершине горы с полной батареей, попытка спуститься будет сопряжена с тревожными сигналами моноколеса о перезаряде аккумуляторов — обычно они начинают пищать и задирать педали (вместо горизонтального положения их передняя часть будет выше задней). Но это легко исправить — проехав метров сто вверх, желательно побыстрее, вы сможете спуститься на километр-два. Лайфхак повторять до окончания спуска.

Заключение


В публикации использованы фотографии пользователей Ripido и Drift3r, темы, где обсуждалась рекуперация тут и тут. Также использованы стоп-кадры из рекламного ролика с участием недавнего победителя конкурса моноколесных талантов Дамьена Гоме. Дамьен — профессиональный акробат, поэтому ролик, на мой взгляд, красив сам по себе и наглядно показывает возможности любого хорошего моноколеса.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (134)


  1. MonkAlex
    02.11.2016 09:22
    +1

    Ух ты, видос смотрится просто шикарно. Интересно, сильно сложнее велосипеда в удержании равновесия оно?


    1. lozga
      02.11.2016 09:25
      +1

      Нет, вообще не сложно, после определённой практики можно даже ехать как очень медленно идущий пешеход, не факт, что велосипед так может.


      1. ice2heart
        02.11.2016 10:15
        +10

        Велосипед может стоять на месте при достаточном навыке.


        1. YouHim
          02.11.2016 10:23

          +1 Стараюсь не слезать с педалей стоя на светофоре :)


          1. gigimon
            02.11.2016 13:24

            Тем самым нарушая ПДД и мешая пешеходам, не надо так


            1. YouHim
              02.11.2016 13:41

              Можно уточнить какой пункт ПДД нарушается? и чем это мешает пешеходам?


              1. ArkturTierry
                02.11.2016 14:09
                +5

                зависит от того, на каком светофоре вы так стоите. Если движетесь по проезжей части -то никаким, всё в порядке (если не смотреть п.24.1 ПДД). А если на пешеходном переходе, то см. п.24.6 ПДД РФ
                24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

                «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
                То есть если пешеходам при их движении приходится уклоняться от велосипедиста, огибать его или останавливаться чтобы пропустить -то он создает помеху, так как у пешехода на тротуаре или пешеходном переходе преимущество перед механическим транспортным средством.

                Ну и последний гвоздь:
                24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

                То есть в условиях большинства городских условий в РФ -нигде.
                Кстати говоря, моноколесо -это механическое ТС, к нему правила предъявляет требования примерно такие же как к велосипедисту.


                1. Zenitchik
                  02.11.2016 15:58

                  Полоса для велосипедиста в РФ — это метр от бордюра. Т.е. существует везде.


                  1. ArkturTierry
                    02.11.2016 16:41

                    а можно ссылку на пункт ПДД или закон? Потому что если «полоса для велосипедистов» не обозначена дорожной разметкой и знаками -ее просто нет. А велосипедистов не штрафуют за нарушение, потому что «строгость российских законов...».


                    1. Zenitchik
                      02.11.2016 17:57

                      24.2.
                      Ниже уже процитировали.


                      1. avost
                        03.11.2016 20:47

                        Про метр там ничего нет. Про метр — это из правил середины прошлого века.


                        1. VladVR
                          03.11.2016 21:40

                          Под метром могла подразумеваться ширина сферического велосипедиста плюс небольшой допуск чтоб машины его зеркалами за руль не цепляли.


                          1. Zenitchik
                            03.11.2016 21:48

                            Нет, это действительно я из доисторических правил запомнил.


                1. knstqq
                  02.11.2016 16:49
                  +3

                  24.1 написали, а 24.2 нет

                  24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по правому краю проезжей части — в следующих случаях:
                  — отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;

                  и ещё 5 пунктов исключений в 24.2


                  1. ArkturTierry
                    02.11.2016 18:20

                    спасибо, Вы правы, поленился посмотреть дальше.


                1. Sergio111
                  02.11.2016 17:10
                  +2

                  Кроме того,

                  24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

                  — пересекать дорогу по пешеходным переходам.


        1. VladVR
          02.11.2016 13:26
          +2

          На колесе делается все, что и на велосипеде. Что то делается сложнее, например запрыгнуть на бордюр сложнее чем дернуть руль вверх.
          Чего может колесо и не может велосипед;
          1. Разворачиваться на одном метре не слезая. Велосипед так не может просто потому что он длиннее этого одного метра.
          2. Бодро ехать в гору (на видео этот момент продемонстрирован).
          3. Ездить весной-осенью. На велике конечно тоже можно, но там надо решать задачу с одеждой, сначала холодно, потом попедалируешь — жарко. Либо кататься с пешеходной скоростью.
          А на колесе едешь 25 при нулевой температуре без намеков на усталось или пот. главное очки надеть, чтоб глаза не слезились, я в лыжной маске катался.
          4. Проходить в метро(кафе, магазин, на работу). С велосипедом много где не пускают. Можно складной велосипед, но после нормального велосипеда это ужас. Плюс его в сложенном состоянии надо тащить, а колесо за ручку «едет само»…


          1. Am0ralist
            02.11.2016 16:56

            ну а кто мешает мотор-колесо на велосипед поставить и вычеркнуть пункты 2 и 3?


            1. iMisanthrope
              02.11.2016 17:29

              и 4 в случае Стриды =)


            1. VladVR
              02.11.2016 17:55

              Да никто не мешает, электровелосипеды тоже тема.
              Еще одна существенная разница — колесо занимает дома в разы меньше места. Оно даже относительно складного вдвое меньше.


          1. braineater
            03.11.2016 03:27

            Тренировка нахаляву это довольно важный аспект. А то после любви к машине и креслу чувствуешь себя развалюхой (Это я про себя). Два месяце перемещений на велосипеде круче чем регулярные посещения спортзала. Причем «бесплатно», пока вы добираетесь на работу — вы тренируетесь. Через те-же 2-3 месяца регулярной езды даже довольно длинные подъемы не будут вас пугать.

            На колесе делается все, что и на велосипеде.

            Готов расчехлить свой Бергамонт и посоревноваться.


            1. xPomaHx
              06.11.2016 15:30

              У вас на работе есть душ? Я иногда даже от бега по экскаватору отказываюсь из за того что потом не комфортно если потел в течении дня ранее.


              1. braineater
                08.11.2016 19:06

                Нет, но проблем особых не могу вспомнить. На работу ехал не спеша, а обратно уже пофиг.


            1. VladVR
              09.11.2016 15:55

              Готов расчехлить свой Бергамонт и посоревноваться.

              Имелся ввиду аспект использования «ежедневный транспорт». Прыжки с трамплинов и даунхилл и прочее трюкачество для колеса очевидно недоступны, у колеса свои «трюки», такие как движение задом, например.

              С затяжными прыжками у колеса есть одно концептуальное ограничение — если его оторвать от поверхности, то оно раскручивается до отсечки и отключается. Ну и амортизации на колесах нет, кроме самой покрышки.


      1. nut_01
        02.11.2016 10:25

        На велосипеде можно так, нужна практика, как и везде)


      1. uterr
        02.11.2016 11:34
        +1

        на велосипеде довольно просто очень медленно ехать, это даже не из разряда «трюков», стоять да, сложно


        1. Iv38
          02.11.2016 14:33

          Я тоже так думал, но практика массовых покатушек показывает, что очень многие велосипедисты удивительно плохо справляются с управлением на пешеходных скоростях.


          1. YouHim
            02.11.2016 14:47

            Значит такие «велосипедисты». Мой шестилетний сын через год практики спокойно едет со скоростью черепахи, причем на тяжелом железном велосипеде.


            1. Iv38
              02.11.2016 14:50
              +1

              Ну, да, такие велосипедисты. Освоить этот крайне полезный навык совсем не сложно, и я думал, что все им владеют, но увы. Да и с бордюрами не все справляются.


          1. uterr
            05.11.2016 16:45

            боюсь показать снобом и наловить минусов, но на массовые покатушки как раз и едут все — новички, те у кого велосипед валяется и они раз в год выезжают, те кто купил велосипед и он у них уже несколько лет в чулане, ведь массовая покатушка это, в первую очередь «праздник» и «тусовка», (если мы говорим об обычных городских велоднях/ночных сборках, а не марафонах и соревнованиях)

            поэтому и уровень езды может быть даже самым минимальным на таких покатушках


  1. Ig_B
    02.11.2016 09:22

    При реализации «торможения противотоком» все равно энергия передается от мотора в батарею.


    1. lozga
      02.11.2016 09:25

      Как это возможно по-вашему?


      1. Ig_B
        02.11.2016 10:42
        +1

        При ШИМ модуляции, в паузе, ток пойдет обратно, и пойдет больше, чем туда.
        Подробнее в инструкциях промышленных частотников (работа во всех 4 квадрантах)


      1. DrSmile
        02.11.2016 11:26

        С физической точки зрения разницы нет. Такие режимы могут быть у аналоговой системы управления, но для современного цифрового контроллера разницы тоже быть не должно.

        Понять это можно представив себе «идеальный» двигатель: напряжение на нем пропорционально скорости вращения, а ток — моменту. Соответственно, при любом виде торможения ток направлен против напряжения, т. е. мотор работает в режиме генератора.

        При стоянии на горке через двигатель течет ток при нулевом напряжении, поэтому все затраты будут только на неидеальных элементах: сопротивлении обмотки и пр. Соответственно, рекуперация становится эффективной при скорости, когда напряжение на моторе начнет превышать потери.


        1. lozga
          02.11.2016 11:45

          Для публикации я глянул учебники, не получается по-вашему. Ток якоря будет суммой напряжения сети и ЭДС якоря, т.е. двигатель все-таки потребляет энергию.


          1. Ig_B
            02.11.2016 12:05

            Все элетрические машины обратимы, это несколько не очевидно для трехфазного асинхронного двигателя, но он тоже обратим.
            Легче понять рассматривая питание мотора от шим контроллера. В момент паузы, обратная эдс двигателя через диод заряжает буферную емкость.


            1. lozga
              02.11.2016 21:18

              Давайте пока без ШИМ, рассмотрим примитивный двигатель, как в учебнике. См. ответ на комментарий ниже.


          1. DrSmile
            02.11.2016 13:56

            Суммой напряжений (хотя я бы скорее использовал разность — другое направление отсчета), деленной на сопротивление. У обмоток есть индуктивная часть, которая, собственно, создает магнитное поле и обеспечивает движение, а также активное сопротивление, которое бесполезно переводит энергию в тепло. Соответственно, рекуперация эффективна тогда, когда падение напряжения на этом сопротивлении меньше ЭДС якоря.

            У «идеального» двигателя сопротивление нулевое, поэтому он не потребляет энергию, когда стоит. Реальный двигатель можно представить как «идеальный» + резистор. В этом случае при ненулевом токе (ненулевом моменте на наклонной поверхности) будут оммические потери на этом резисторе.


            1. lozga
              02.11.2016 21:19
              +1

              Я говорю про ситуацию — мотор тянет груз вверх. На груз запрыгивает хулиган, и перевешивает мощность мотора. Груз начинает идти вниз. Коммутация двигателя никак не менялась, он пытается тянуть вверх. Как в таких условиях он перейдет в режим генерации?


              1. DrSmile
                02.11.2016 22:01

                В таких условиях никак, но это потому, что неявно предполагается крайне неэффективная система управления: источник напряжения, коротко замкнутый через сопротивление обмоток. КПД будет тем хуже, чем больше ток через мотор.

                Нормальная система управления ограничивает максимальный ток (т. е. момент), поэтому когда хулиган начнет тянуть вниз, то система автоматически изменит напряжение на отрицательное, перейдя в режим генерации.


                1. lozga
                  03.11.2016 00:30

                  Ну, вот, видите, мы с вами просто говорили о разном. Если система управления сама переключит двигатель в режим рекуперативного торможения, это уже не будет торможением противовключением.


                  1. DrSmile
                    03.11.2016 00:44

                    Так о том то и речь, что нету никаких режимов, а есть просто работа системы управления. Режимы — это когда все управление состоит из одного трехпозиционного рубильника. Отличается отвратным КПД и возможностью спалить движок. Но статья то про моноколеса, у которых нормальная система управления, которая, к тому же, даже не различает режимы разгона и торможения, а просто решает обратный маятник.


                    1. Zenitchik
                      03.11.2016 14:32
                      +1

                      Речь идёт о режимах двигателя, а не о режимах системы управления. Двигатель вообще не знает, что к нему подключено, и его режим определяется величинами противо-ЭДС и напряжения на входе.


                  1. Ig_B
                    03.11.2016 11:48

                    Если система управления снижает скорость (двигаясь в том же направлении) то кинетическая энергия машины будет перетекать через мотор обратно, в накопительную емкость или аккумулятор.
                    Считать ли это переключением режимов?
                    То же самое при изменении направления, замедление до нуля даст генерацию, потом будет потреблять.


        1. Arastas
          02.11.2016 15:41

          Понять это можно представив себе «идеальный» двигатель: напряжение на нем пропорционально скорости вращения, а ток — моменту. Соответственно, при любом виде торможения ток направлен против напряжения, т. е. мотор работает в режиме генератора.

          Подождите, то есть если я подаю на двигатель постоянное напряжение, а потом хватаюсь за вал рукой и удерживаю его (торможу), то двигатель работает в режиме генератора? Вы это хотели сказать?


          1. vbif
            02.11.2016 16:27

            Идеальный двигатель, если запитать его от идеального источника тока, в это время вообще не потребляет энергии. В реальности в этом случае энергия выделяется на сопротивлении обмоток двигателя и внутреннем сопротивлении источника питания.


            1. Arastas
              02.11.2016 16:51

              Я не очень понимаю, о каком таком идеальном двигателе Вы говорите.
              Давайте чуть поменяем условия — я не удерживаю вал, а просто замедляю его. То есть за счёт моих усилий вал вращается медленнее, чем если бы я его отпустил. Двигатель работает в режиме генератора?


              1. vbif
                02.11.2016 17:18

                Нет, двигатель потребляет энергию.


                1. Arastas
                  02.11.2016 18:02

                  удалено


              1. DrSmile
                02.11.2016 17:50

                Торможение — это не когда вы тормозите вал, а когда, наоборот, что-то этот вал вращает, а двигатель пытается замедлить это вращение.


                1. Arastas
                  02.11.2016 18:08

                  Хорошо. Предлагаю для простоты взять двигатель постоянного тока, так как основные принципы не меняются, а анализировать проще, согласны?
                  Итак, у нас есть двигатель, мы к нему приложили напряжение, он вращается с какой-то постоянной скоростью. Мы хотим быстро затормозить и меняем полярность приложенного напряжения, создавая тормозящий момент. Как только двигатель остановится, мы напряжение ставим в ноль. Это то, что я понимаю под термином "торможение двигателем". Вы считаете, что двигатель при этом работает в режиме генератора?


                  1. vbif
                    02.11.2016 18:18

                    Да, так и есть. Получается, у нас два источника питания, соединённых последовательно и потом замкнутых накоротко: один из них — двигатель.


                    1. Arastas
                      02.11.2016 18:52

                      Так двигатель-то при этом потребляет энергию из источника, или отдаёт?


                      1. vbif
                        02.11.2016 22:41
                        +1

                        Отдаёт. Но не в источник, а в оммическое сопротивление проводов.


                        1. Arastas
                          03.11.2016 00:07

                          Хорошо. А что такое генераторный режим работы? Я наивно полагал, что генераторный режим это когда двигатель отдаёт энергию в источник, заряжает его. Возможно, это неверное понимание. Как Вы определяете, что двигатель в генераторном режиме?


                          1. vbif
                            03.11.2016 00:11

                            Генераторный режим работы — это когда двигатель не потребляет электрическую энергию, а вырабатывает. А куда он её отдаёт: в зарядку аккумулятора, в магнитную индукцию или в нагрев атмосферы — зависит уже от схемы включения.


                            1. Arastas
                              03.11.2016 00:18

                              Хорошо. Я привык говорить о генераторном режиме как об отдаче энергии в аккумулятор, но соглашусь, что это мои проблемы жаргонизма. Возвращаясь к началу ветки, Вы согласны, что при торможении противотоком двигатель энергиию в батарею не отдаёт?


                              1. vbif
                                03.11.2016 09:56

                                > это мои проблемы жаргонизма.
                                это скорее проблемы непонимания сути предмета.
                                >при торможении противотоком двигатель энергиию в батарею не отдаёт?
                                Отдаёт, в том числе в батарею. Только эта энергия идёт не на зарядку батареи, а на её нагрев.


                                1. Arastas
                                  03.11.2016 12:58

                                  Только эта энергия идёт не на зарядку батареи

                                  Вот это, собственно говоря, и есть основной результат ветки. В режиме торможения противотоком энергия источника расходуется.


                                  1. vbif
                                    03.11.2016 14:01

                                    Не любого источника.


                                    1. Arastas
                                      03.11.2016 16:34

                                      Мне обязательно наводящие вопросы задавать? Хорошо.
                                      Приведите, пожалуйста, пример двигателя постоянного тока, подключенного к некоторому источнику питания, такой что в этой схеме а) происходит торможение противотоком и б) при этом не расходуется энергия из источника питания.
                                      Мне с ходу такой пример не придумать.


                                      1. vbif
                                        03.11.2016 17:10

                                        Двигатель, запитанный через импульсный трансформатор.


                                        1. Arastas
                                          03.11.2016 22:53

                                          Расскажите, пожалуйста, что происходит при таком включении при торможении противотоком?


                                          1. vbif
                                            03.11.2016 23:14

                                            Двигатель будет стремиться увеличить силу протекающего через вторичную обмотку тока, в результате энергия будет накапливаться в сердечнике трансформатора. Когда двигатель остановится и начнёт вращаться в обратную сторону, накопленная в трансформаторе энергия пойдёт на раскрутку двигателя. Правда, скорее всего сердечник при этом войдёт в режим насыщения, и много энергии запасти не сможет.


                  1. Am0ralist
                    02.11.2016 18:23

                    Не совсем верные условия для понимания
                    Для простоты повесьте на воображаемый вал воображаемый маховик, который, собственно, и будет продолжать крутить вал в ту же сторону, что изначально. Соответственно, если к обмотке приложить противоположное напряжение, а вал будет продолжать крутится из-за маховика, то что произойдет на контактах обмотки?


                    1. Arastas
                      02.11.2016 18:56

                      Хорошо, пусть будет маховик. Если мы просто отключим источник и замкнём двигатель на сопротивление, то он остановится за счёт противоЭДС, Назовём это динамическим торможением. Если же мы источник не отключим, а сменим ему полярность (реверсивное торможение), то маховик остановится быстрее, чем при динамическом торможении. Правильно?


                      1. DrSmile
                        02.11.2016 22:17

                        Правильно. Или сгорит.

                        Вот простейшая модель двигателя постоянного тока: U = ?? + IR, I = ?M.
                        I — ток, U — напряжение на двигателе, ? — скорость вала, M — момент, R — сопротивление, ? и ? — коэффициенты.

                        У хорошего двигателя сопротивление низкое, поэтому если подать на него напряжение, сильно отличающееся от ??, то ток зашкалит и двигатель сгорит. Задача системы управления — ограничивать ток, т. е. держать U близко к ЭДС обмоток ??. В этом случае полярность напряжения почти всегда будет определяться направлением вращения вала.


                        1. Arastas
                          03.11.2016 00:13

                          То, что Вы рассказываете про систему управления, это частная история, которую не следует обобщать. У систем управления могут быть разные задачи, и могут быть разные двигатели с разными параметрами.


      1. andrikll
        02.11.2016 11:36

        А нельзя графики нормально подписать? Ни ампер ни ват на шкалах, догадывайтесь сами?


        1. lozga
          02.11.2016 11:37

          Справа легенда — и скорость и амперы и ватты и мощность.


          1. andrikll
            02.11.2016 11:44

            Это какой график какого цвета, а чтобы сравнить цифры, внизу секунды? слева мощность? справа амперы?


            1. lozga
              02.11.2016 11:47

              У обоих графиков легенда справа. Ось Х — секунды. Первый график — мощность слева, скорость справа. Второй график — напряжение справа, все остальное слева


  1. YouHim
    02.11.2016 09:31
    +1

    Видя как Дамьен ездит на одной ноге, подумалось — ему не хватает еще колеса на вторую ногу.


    1. lozga
      02.11.2016 09:45

      В акробатике иногда берут два, но для обычной езды это не нужно


      1. QDeathNick
        02.11.2016 13:25
        +1

        А у вас нет ли видео с двумя моноколесами?


        1. lozga
          02.11.2016 21:22

          Вот кусок из видео ниже.


          1. QDeathNick
            06.11.2016 21:55

            Спасибо, вот ещё нашёл.
            И сам успел по снегу поездить, правда на ninebote



  1. KuMa1104
    02.11.2016 10:25
    +1

    Да очень классная штука, и может быть очень удобной особенно в городе.
    Но цена пока слишком высока(((( Мало кто готов платить 1200,00€


    1. lozga
      02.11.2016 10:26

      Это у них, у нас от 30 до 80 где-то


      1. KuMa1104
        02.11.2016 10:33

        Да согласен, 30 т.р. это гораздо приятнее.
        Но там наверно будут более слабые характеристики (дальность хода, скорость)

        Хотя тут каждый выбирает под свои конкретные нужды.
        Например если до работы всего 3 — 5 км, то наверное и бюджетный вариант вполне подойдёт.


        1. APLe
          02.11.2016 10:43

          3 км можно и пешком пройти. Только полезно.


          1. anonimNO
            02.11.2016 17:10

            А на колесе всё тело больше двигается и напрягается, качаются спинные мышцы, прокачивается чувство равновесия и т.п.


            1. VladVR
              02.11.2016 17:59

              Первое время прокачиваются икры, потом ездишь вообще без нагрузки. Спина только при обучении — колесо с земли поднимать когда упало.


          1. lozga
            02.11.2016 17:13

            Если каждый день — то потребуется сила воли. Мы часто торопимся, а общественный транспорт искушает скоростью. А расстояния до 5-10 км идеальны для круглогодичного использования моноколеса


          1. Zenitchik
            02.11.2016 22:16

            А время откуда? Вам некуда время девать?


            1. APLe
              02.11.2016 23:37

              Если я гуляю меньше получаса в день, то мне становится некуда время девать. Потому что гиподинамия, упадок сил и неподвижное разглядывание стены целыми днями, :- ).


        1. lozga
          02.11.2016 10:50

          Совсем дешёвые колеса могут и в районе 20 стоить, и на них даже можно ездить. А хорошие начинаются от 40 где-то.


        1. reactt
          02.11.2016 11:38

          Именно так, до метро 1.7 км, далее от метро до работы 100м.
          Катаюсь на дешевом (18 тр) китайском колесе, заряда хватает проехать до работы и обратно 2 раза.
          Использую где-то пол года, на сегодня окупило половину своей стоимости (маршрутка).


          1. YouHim
            02.11.2016 13:40
            +2

            1,7 км это 15 минут неспешной ходьбы. Зачем маршрутка или колесо?


            1. VladVR
              02.11.2016 14:03
              -1

              Время. И возможность доехать до магазина, сделать крюк еще километр-два. Ну и фан, конечно же.
              3км от метро до работы я проходил за 30 минут, на колесе начиная с недельного опыта уже 13 минут. И еще с другой стороны до метро 5 км. Ездил на машине до метро, а с другой стороны пешком, потом внезапно начал задумываться о транспорте. Лето поездил на складном велике, потом месяц на колесе. Колесо — лучше.


            1. RoHaS
              02.11.2016 14:19

              Вариантов потратить 15 минут множество, особенно если есть дети, которых нужно собрать и сдать жене. (пример из головы).
              Ну а кто-то просто любит поспать эти 15 минут.


        1. Rokov
          02.11.2016 17:13

          За 30-40 можно купить вполне приличное новое колесо (с годовой гарантией), которое летает 30 км/ч и едет порядка 20-30 км на одном заряде.


  1. jar_ohty
    02.11.2016 14:34

    А что делает колесо, когда аккумуляторы зарядились и заряжать их дальше некуда? Пищит, поднимает педали, а потом? Отключает обмотки нафиг, прекращая всякое торможение и летит вниз с горы?


    1. lozga
      02.11.2016 17:14

      Потом не будет, но это вред батарее, не стоит его переупрямливать


  1. Barafu
    02.11.2016 15:03

    А есть такое моноколесо, о котором имеет смысл подумать при моём весе в 120 кг? Велосипед я себе укреплял, кресло рабочее вообще делал сам, делать ещё и моноколесо-конструктор никак не хочется.


    1. VladVR
      02.11.2016 15:33
      +1

      У них практически у всех грузоподьемность 120кг, а у 18-дюймовых так и вовсе 150.


      1. Barafu
        02.11.2016 17:04

        Я боюсь, что это китайские килограммы, граммчиков по 600. Практика с офисным креслом и велосипедными колёсами подтверждает — на них тоже 120 написано.


        1. lozga
          02.11.2016 17:16
          +1

          На форуме есть люди за сотню кг. Ничего, катаются. Только камеру подкачивать побольше (>3 атм), чтобы покрышка не проминалась


          1. VladVR
            02.11.2016 18:01

            Собственно и я соточку вешу. 500км, полет нормальный. 3.5атм.


  1. burundukh
    02.11.2016 17:13

    все это для ровных пространств.
    рекуперация прилично нагревает движок.
    для холмистых дорог в теплое время года это может сказаться.

    Летом в Крыму сжег контроллер на подьем на электровеле с выключенной рекуперацией. с Включенной ( холмистая дорога в гору) мотор сгорел бы раньше =)
    Проверил на другом движке на электрофутбайке. вовремя выключил.


    1. lozga
      02.11.2016 17:17

      По идее больше всего должно греть противовключение


  1. nLboOm482
    02.11.2016 17:13

    Интересно, как больно с него падать…


    1. lozga
      02.11.2016 17:17

      Надевайте роллерную защиту и все будет ОК. Я падал три раза на >1000 км, жив, цел, орёл :)


  1. stychos
    02.11.2016 18:41
    +4

    Вот в соседних темах кидаются топливом для вентиляторов по поводу телефонов и ноутбуков — мол, инноваций нет, чозафигня. Так вот же они, дурачки, под носом у вас. Моноколесо — это круто, прорывно и инновационно, настоящее наступающее будущее, я считаю.


    1. alan008
      02.11.2016 20:13

      Только непонятно, что в этом колесе такого инновационного, отчего его не могли сделать 15-20 лет назад, а то и раньше?


      1. stychos
        02.11.2016 20:36

        Ничего особого: как и в смартфоне 15-20 лет назад с технологической точки зрения технологий — все дело в известности и доступности


      1. AVKinc
        02.11.2016 20:45
        +3

        Не было доступных силовых LiPo батарей.
        Не было дешевых мощных ключевых транзисторов (MOSFET).
        Не было доступных редкоземельных магнитов.
        Не было доступных интегральных гироскопов.


        1. arheops
          02.11.2016 21:14
          +1

          20 лет назад еще и компьютер управляющий колесом занимал чемодан и стоил $1000.


          1. AVKinc
            02.11.2016 21:50

            Врать не буду, не писал для колес.
            Но чисто мое ИМХО, если к вопросу подойти с умом, вполне хватит AVR контроллера, который как раз 20 лет назад появился на свет и тогда стоил пару баксов.


            1. arheops
              02.11.2016 22:13

              так если «подойти с умом» то и результат будет не ширпотреб, тоесть стоить допустим на тысячу $$$ дороже.
              поинтересуйтесь стоимостью «avr контроллера» в 97м.


              1. AVKinc
                02.11.2016 22:50

                Да я вроде написал, что он стоит (и стоил) пару баксов (может и меньше, mega8 на ebay стоит сейчас по 30-40 центов, ее вполне хватит) как и любой другой сопоставимый микроконтроллер. 20 лет назад микроконтроллеры не стоили сильно дороже чем сейчас. В основном по тому, что техпроцесс там чуть ли не микронный и с тех пор ничего вроде как и не поменялось.
                Наши местные продавцы имею обыкновение задирать цену раз в десять. Но это к делу не относится.


                1. arheops
                  03.11.2016 01:04

                  20 лет назад МЕЙНСТРИМ микроконтроллеры стоили по 20. А то, что вы щас называете «AVR контроллер» стоило за 500 и было только для космоса. Были доступны микроконтролеры вида 512 БАЙТ памяти.


                  1. AVKinc
                    03.11.2016 07:00

                    Вы похоже решительно не в теме.
                    Для чего стараетесь некомпетентность свою выпятить? Уж наверно, кто разбирается понимает, что такое AVR в контексте беседы. Какой космос?
                    Какие такие 512 байт памяти, о чем вы вообще.
                    51-ая серия вообще с 70-х годов есть.
                    Пошлый С2051 Атмеловский 2 килобайта под программу имел на борту не считая ОЗУ.
                    Галоперидол подорожал что-ли, я не понял.


                    1. BigBeaver
                      03.11.2016 09:50

                      mega8 на ebay стоит сейчас по 30-40 центов
                      Только 20 лет назад мег вообще не было, а вот прямо сейчас на сайте Атмел они от 2 баксом.
                      51-ая серия вообще с 70-х годов есть.
                      А это разве AVR?


                    1. arheops
                      03.11.2016 11:57

                      Ну ок. Сколько С2051 стоил в 97м конкретно у вас на столе?
                      BigBiver ццц. ато галоперидолу нам обоим всыпят.


                    1. arheops
                      03.11.2016 12:02

                      Вот читаем историю AVR is a family of microcontrollers developed by Atmel beginning in 1996.
                      О каких AVR в 97м можно говорить?


                      1. BigBeaver
                        03.11.2016 12:55

                        О каких AVR в 97м можно говорить?
                        о первых… только это не то, на чем я бы стал делать гироколесо… старых цен я, кстати, не смог нагуглить, но если исходить из воспоминаний родителей, 486 комп был сопоставим с машиной, что как бы намекает на цену электроники, в целом.


                        1. arheops
                          03.11.2016 13:08

                          в 96м архитектура была разработана, в 97м атмел только начала отгрузки первых партий. Получить чип уж в России точно было невозможно по крайней мере до конца 98го(и то если у вас хорошие связи).


                          1. BigBeaver
                            03.11.2016 13:36

                            О, с этим-то я и не спорю. В середине нулевых мега16 считалась крутым камнем… и, судя по истории даташитов, в 2002 она только вышла. Вообще, я бы посмотрел, как автор комментария выше делает гиростабилизирующий BLDC контроллер на мега8))


      1. lozga
        02.11.2016 21:28

        Посмотрите историю моноколес из предыдущего поста. 15 лет назад можно было бы сделать моноколесо, но никто не догадался. Плюс, оно было бы с гораздо худшими аккумуляторами и дорогой электроникой (она была, но хуже и дороже, чем сейчас).


        1. arheops
          02.11.2016 22:15

          Неа, 15 лет назад было практически невозможно сделать его с нужным откликом. Его бы делали на аналоговых схемах и признали, что не получилося.


    1. lozga
      02.11.2016 21:24

      Я тоже думаю, что это один из вариантов транспорта будущего. Второй, на мой взгляд, электросамокат. Вместе они должны сильно потеснить, например, велосипеды.


      1. Arastas
        02.11.2016 22:22

        Ну велосипед это ещё здоровье. Мотоколесо тут проигрывает, кажется. Плюс у велика проходимость повыше, но не знаю, на сколько это для повседневного использования важно.


        1. Zenitchik
          02.11.2016 22:24

          Велосипед — это ещё и габариты. С ним в автобус не сядешь и в кафе не зайдёшь. А выигрыш в скорости, как и у колеса, достигается только на участках не обеспеченных общественным транспортом. Т.е. он не повышает, а понижает среднюю скорость движения по городу.


          1. stychos
            02.11.2016 22:31

            Вот-вот, я хоть и мечтаю о велосипеде — для меня это совсем не вариант, ибо просто абсолютно негде держать. Моноколесо практичнее, хотя тоже могу пока только помечтать в силу нищебродства ))


        1. WaveCut
          02.11.2016 23:46

          Про проходимость — весьма неявно :-)


          1. Arastas
            03.11.2016 00:02

            Я исключительно по внешним впечатлениям сужу, так как сам не пробовал. Проходимость колеса как и у велика? С учётом бордюров?


            1. WaveCut
              04.11.2016 10:26

              Да, примерно одинаковая.


              Бордюры преодолеваются прыжком.


              У моноколеса меньше продольная устойчивость, но лучше сцепление с дорогой, т.к. центр тяжести практически под колесом, его сложнее отправить в занос на заснеженном асфальте, например, в отличие от велика, который моментально юзом пойдет. С другой стороны для тех же бордюров приходится сбрасывать скорость перед прыжком, чтобы не рисковать не допрыгнув понюхать асфальт с размаху. Ну и в других ситуациях.


              Резюмирую без лишних нюансов: проходимость сопоставима с велосипедом такого же диаметра колеса.


        1. lozga
          03.11.2016 00:28

          Балансирование на моноколесе, конечно, не кручение педалей, но все равно лучше сидения в общественном транспорте или машине. Проходимость сравнима.


        1. VladVR
          03.11.2016 19:05

          Если только глубиной лужи мерять.
          А так не факт.


  1. lahtin
    03.11.2016 07:24
    -1

    Простите если что но мне интересно, кто нибудь из этих конструкторов пытался внедрить пьезо -лектрический потенциал в эти мотор колеса

    Заголовок спойлера
    (в виде элемента-ов установленных в диск колеса к примеру)


    1. lozga
      03.11.2016 07:25
      +1

      Пьезоэлементы требуют давления, я не думаю, что они там к месту.


      1. lahtin
        05.11.2016 00:09

        А теперь понятно, просто я думал что на колесо какое то давление создается, но теперь я знаю что всю жизнь ошибался.