Композиция Глена Миллера "In The Mood" показала рекордное значение по параметру неожиданных градиентов между местами, где мелодия меняет направление. Это один из трёх главных предсказателей в дереве принятия решений для навязчивой мелодии.

Почему некоторые мелодии как будто застревают в голове? Эти прилипчивые песни словно обладают какими-то особенными свойствами, заставляя человека напевать или насвистывать их. В психологии они известны как навязчивые мелодии (в научной литературе — Involuntary Musical Imagery или INMI). По определению, такие мелодии непроизвольно и спонтанно повторяются в голове даже после воспроизведения.

Данный феномен довольно подробно изучен в научной литературе, в том числе сопутствующая феноменология, обстоятельства возникновения INMI и предпосылки возникновения INMI в индивидуальном мозге. В целом, учёные пришли к мнению, что INMI является довольно распространённым обыденным явлением, а различные ситуационные факторы могут являться триггерами для воспроизведения в виде INMI различных типов музыки.

Предыдущие исследования подтвердили несколько очевидных закономерностей. Например, что частота и узнаваемость песни увеличивают вероятность возникновения INMI, а самым распространённым триггером INMI является недавнее прослушивание мелодии.

Несмотря на длительный интерес к этой проблеме, ключевой вопрос по-прежнему остаётся в значительной степени непонятным. Почему некоторые песни чаще застревают в голове, а другие — реже? Этот вопрос особенно сложен, потому что на проявления INMI влияет ряд как интрамузыкальных факторов (характеристики мелодии, слова песни), так и ряд экстрамузыкальных, внешних факторов (контекст проявления INMI, предыдущие ассоциации с песней, индивидуальное понимание смысла и др.).

Непосредственно музыкальные характеристики INMI впервые изучила группа исследователей под руководством Финкеля в 2010 году, результаты опубликованы в работе "Involuntary musical imagery: Investigating musical features that
predict earworms"
. В этом и последующем исследовании 2012 года сравнивались 29 песен INMI и 29 песен, которые не относятся к классу навязчивых мелодий. Эти песни подвергли анализу в специальном программном обеспечении для музыкального анализа FANTASTIC (Feature ANalysis
Technology Accessing STatistics). Результат показал, что в навязчивых мелодиях обычно присутствуют ноты более длительной продолжительности и меньшие интервалы по высоте звука.

Исследователи Уильямсон и Мюлленсифен позже предположили, что такие характеристики навязчивых мелодий облегчают их напевание. Они также обратили внимание, что люди, которые чаще поют, одновременно испытывают более частые и продолжительные INMI.

Сейчас группа исследоваителей из Великобритании, Германии и Дании опубликовала новую научную работу, в которой расширяет исследование, проведённое предшественниками, используя бoльшую выборку респондентов (3000 человек) и бoльшее количество мелодий (200).

В первую очередь, респонденты заполнили опросник, в котором указали названия песен, которые они относят к типу навязчивых мелодий. Эти песни попросили отсортировать по степени навязчивости. По результатам опроса был составлен список самых навязчивых мелодий, для данной аудитории. Обращает на себя внимание трёхкратное упоминание в Топ-9 самых навязчивых мелодий сочинений интеллектуально одарённой певицы под сценическим псевдонимом Леди Гага.

1. "Bad Romance", Lady Gaga, 33 упоминания.
2. "Can’t Get You Out of My Head", Kylie Minogue, 24 упоминания.
3. "Don’t Stop Believing", Journey, 21 упоминание.
4. "Somebody That I Used to Know", Gotye, 19 упоминаний.
5. "Moves Like Jagger", Maroon 5, 17 упоминаний.
6. "California Gurls", Katy Perry, 15 упоминаний.
7. "Bohemian Rhapsody", Queen, 14 упоминаний.
8. "Alejandro", Lady Gaga, 12 упоминаний.
9. "Poker Face", Lady Gaga, 11 упоминаний.

Затем исследователи попытались определить интрамузыкальные особенности песен INMI. Мелодии в формате MIDI извлекли из музыкальной базы данных Geerdes MIDI со всеми характеристиками каждой из них. Всего в опроснике были упомянуты 101 песня INMI. Исследователи учитывали также, какой конкретно фрагмент песни чаще всего вспоминается участникам опроса. Соответственно, для анализа выбирали именно этот фрагмент MIDI. Если опрошенный не указал конкретного участка песни, то для исследования брали её припев, поскольку в предыдущих исследованиях выяснилось, что именно припев чаще всего встречается в INMI. Статистический анализ фрагментов провели с помощью того же программного обеспечения FANTASTIC.

Для сравнения музыкальных характеристик INMI по отношению к не-INMI использовали метод random forest («случайный лес») — алгоритм машинного обучения, заключающийся в использовании ансамбля решающих деревьев. Структура дерева принятия решений представляет собой «листья» и «ветки». На ребрах («ветках») дерева решения записаны атрибуты, от которых зависит целевая функция, в «листьях» записаны значения целевой функции, а в остальных узлах — атрибуты, по которым различаются случаи.

Дерево принятия решений показало, что навязчивыми мелодиями с большей вероятностью становятся песни с одинаковым общим мелодическим рисунком для поп-музыки. На иллюстрации показаны примеры мелодий с наиболее высокими значениями переменной, которая соответствует общему мелодическому рисунку (B1 и B2), а также примеры мелодий с самым необычным мелодическим рисунком (A1 и A2).



Фактор общего мелодического рисунка — самый важный из 12-ти факторов, которые отличают навязчивую мелодию от обычной песни. Все остальные факторы и их важность указаны в таблице, составленной из дерева принятия решений.



Фактически, только три первых фактора из этого списка удовлетворяют критериям важности, чтобы говорить об отличии песен INMI от обычных песен. Кроме общего мелодического рисунка, это относительно быстрый ритм и самые неожиданные градиенты между местами, где мелодия меняет направление (average gradients between melodic turning points), как показано на следующей иллюстрации в примерах A1 и A2.



Учёные составили новое дерево принятия решений с учётом только этих трёх факторов. Данная модель позволяет предсказывать, станет ли конкретная мелодия навязчивой или нет, с надёжностью 62,5%.


Дерево принятия решений с использованием трёх предсказателей

Дальнейшее совершенствование модели, вероятно, позволит автоматически генерировать мелодии, которые будут практически гарантированно принадлежать к классу INMI, то есть надёжно застревать в голове слушателя. Это позволит автоматически генерировать музыкальные хиты и миллионы просмотров на YouTube тем авторам, кто первым научится грамотно применять данную модель.

С другой стороны, обычные пользователи могут использовать данный предсказатель навязчивых мелодий в качестве своеобразного спам-фильтра, автоматически блокируя воспроизведение мелодий, которые потом трудно будет выбросить из головы.

Научная статья опубликована 3 ноября 2016 года в журнале Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts (doi: 10.1037/aca0000090).
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (24)


  1. botaniQQQ
    04.11.2016 18:00

    миллионы просмотров на YouTube тем авторам, кто первым научится грамотно применять данную модель

    Просто бесполезное видео, с 0.5 млрд просмотров


    1. nikitastaf1996
      04.11.2016 18:55

      Про это же sndk видео делал.Идиотские видео для детей.


    1. Jeditobe
      05.11.2016 17:20
      +2

      Ребята. Алгоритм ошибается. Он не нашел самую навязчивую песню всех времен и народов. А я нашел!


  1. dom1n1k
    04.11.2016 19:20

    Лабутены пусть проверят по методике.


    1. AntonSor
      04.11.2016 21:01

      Подходят.


      1. Livencor
        05.11.2016 11:59

        причем, там только эта строчка липнет, остальную песню я вообще не помню. Интересно, а лип ли к кому-нибудь в свое время gangnum style? или он был так популярен просто из-за прикольной песни.


  1. AntonSor
    04.11.2016 21:03
    +1

    Теперь методом научного тыка сделают самую прилипчивую мелодию в мире. Постоянно проверяя ее этим методом.


    1. xHR
      05.11.2016 11:08
      +2

      Зачем же тыка? Есть же нейросети.


  1. FForth
    04.11.2016 21:06
    +3

    Хотелось бы увидеть результаты работы программного предсказателя навязчивых мелодий в действии!
    Раз он создан.


  1. sel_star
    04.11.2016 22:35

    Данная модель позволяет предсказывать, станет ли конкретная мелодия навязчивой или нет, с надёжностью 62,5%.

    Это примерно 50/50. Либо считается навязчивой, либо нет.
    Более того — навязчивость мелодии не гарантирует ее популярность, она лишь дает дополнительную популярность уже популярной мелодии.


  1. mad_god
    04.11.2016 22:35
    +4

    PPAP


  1. vetash
    04.11.2016 22:35

    Because i'm happy! Ooooooh ooooooh oooooooh oooh.


  1. Filin8
    04.11.2016 22:35
    +1

    А как теперь избавиться от 'Привет, Андрей'?
    Любое засевшее в голове музыкальное **вно можно перебить песней Привет Андрей. Пользуйтесь, не благодарите.


    1. DikSoft
      05.11.2016 20:17

      Да ладно! Вот лучший антидот:

      А-а-а-блака, белогривые лоша-а-адки! )))


    1. TheIncognito
      06.11.2016 11:35

      Клин клином вышибается.
      Достаточно вспомнить свою любимую мелодию, внутренне «воспроизвести» её… или даже запустить на плеере.


    1. netch80
      06.11.2016 11:35

      Take Five — один из классических вышибателей. Хотя против Misirlou (от Гликерии) не помогало, в ход пошла тяжёлая артиллерия — «Малиновая девочка».


  1. evehicks
    04.11.2016 23:00

    С другой стороны, обычные пользователи могут использовать данный предсказатель навязчивых мелодий в качестве своеобразного спам-фильтра, автоматически блокируя воспроизведение мелодий, которые потом трудно будет выбросить из головы.

    Либо через некоторое время люди начнут адаптироваться и INMI мелодии перейдут в разряд «баннерной слепоты».


  1. xilix
    04.11.2016 23:54
    +2

    У губ твоих конфетный, конфетный вкус…


  1. Boomburum
    05.11.2016 00:40
    +3

    Судя по выборке, Леди Гага что-то знает )


    1. Pakos
      07.11.2016 11:19

      Или кто-то фанат и из 200 песен в выборке190 было её.


  1. Dum_spiro_spero
    05.11.2016 02:00

    1. Насчет мелодий. По моему нынче достаточно взять генератор случайных мелодий и отбирать приличные куски. Я так делал — некоторые кусочки очень даже. Наверное за день можно наковырять на неплохую тему при условии что есть некий собственный вкус, опыт сочинения музыки, и т.п… Дальше дело за аранжировщиком — плохой аранжировкой можно убить любую хорошую тему ))). А хорошей — сделать приличное из… хотя вот что такое «плохая тема»? Когда Спилберг пришел к Джону Вильямсу за музыкой к фильму «Челюсти», Вильямс сел за рояль и стал играть две ноты. «А дальше?» спросил Спилберг. «А это всё» — ответил Вильямс. Спилберг расстроился и ушел — со съемками и так было все плохо. Бюджет превышен, актеры пьянствуют, акула утонула. Но таки да — основная тема к фильму «Челюсти» состоит из двух нот. (Историю привожу по памяти, навскидку в инете не нашел.)

    2. В фантастическом романе «Человек без лица» навязчивые мелодии использовались чтобы скрыть свои мысли от телепатов. Так что может еще понадобится такой генератор, а то ведь Старший Брат наверняка развивает технологии дистанционного отслеживания мыслей.


    1. Gorynych23
      06.11.2016 17:12

      Я нашел для себя свою, универсальную навязчивую мелодию, с помощью которой вытесняю всякие прилипающие к подсознанию зацикленные обрывки треков. Это болеро Равеля. Вот вам готовый генератор, рекомендую. Человек без лица, Золоченая Мумия, боже, как давно это было.


  1. nata16k8
    05.11.2016 16:49
    -1

    1. Вспоминаются мелодии, которые часто слушаешь (слышишь).
    Послушаю вечером Бетховена, Хворостовского, Высоцкого, утром в метро в полудреме вспоминаются и иногда привязываются на целый день.
    2. Последний случай. Послушал вечером в качестве фона Стаса Михайлова. На следующий день привязалась его какая-то мелодия. Включил вечером и нашел эту мелодию — романс «Душа».
    3. Послушал почти все из предложенного выше списка. Ничего не дослушал до конца и точно ничего не запомнилось. Наверно, все выше для молодежи.


  1. perfect_genius
    06.11.2016 12:16

    А мне больше навязывается не мелодия, а женский вокал.