Рекомендуемые позы для удалённой работы в удовольствие
Битрикс24 решает проблемы удалённой работы
Битрикс24 часто используется для дистанционной работы. Инструменты Битрикс24 организованы таким образом, чтобы обеспечить покрытие всех задач и решить проблемы, которые в теории могут возникнуть между компанией и работником в процессе удалённой работы. Поэтому мы решили не скупиться на объём поста и подготовили для вас лонгрид из двух частей: в первой мы расскажем, как Битрикс24 помогает организовать работу с удалёнными сотрудниками, а во второй дадим советы по организации взаимодействия, которые мы собрали совместно с нашими пользователями.
Основным элементом взаимодействия с удалённым сотрудником являются задачи — набор работ, который он обязан выполнить в установленные сроки и с оговорённым качеством. С этого момента в дело вступает Битрикс24. В интерфейсе сервиса можно поставить задачу со следующими параметрами:
- лица, кому назначена задача — ответственный, постановщик, наблюдатели, соисполнители
- крайний срок и планирование сроков исполнения
- привязка к проекту и к другим задачам
- учёт рабочего времени, сколько было потрачено на задачу (особенно важно для удалённых сотрудников, чьё время практически невозможно контролировать)
- привязка задачи к диаграмме Ганта (сотрудник может оценивать зависимости в проекте)
- привязка к лидам, контактам, компаниям и сделкам из CRM (крайне важно для удалённого отдела продаж)
- чек-листы
Как только сотрудник приступит к выполнению задачи, начнётся отсчёт времени её исполнения. В дальнейшем менеджеру будет доступен счётчик, который показывает, сколько времени потребовалось на выполнение этой задачи. В течение работы руководитель оперативно получает информацию о начале и окончании работ, сдвигах сроков, просроченных заданиях. Если задачу можно поделить на этапы, стоит добавить чек-лист, в котором сотрудник будет отмечать выполненные шаги, а руководитель — контролировать процесс. Задачи можно связывать, делить на подзадачи, т.е. можно поэтапно разбить проект между внештатными работниками и контролировать каждого по отдельности.
Часто бывает так, что в процессе работы над задачей нужно что-то срочно обсудить с коллегами, обменяться файлами или документами. В Битрикс24 можно писать комментарии к задачам, подключать к ним соисполнителей, там же прикреплять файлы и изображения. Возможно совместное редактирование документа и контроль его изменений. Документы сохраняются на диске, поэтому доступны из любой точки мира, где есть Интернет.
Работу всей команды или отдельного проекта (например, выделенных в проект внештатных сотрудников или фрилансеров) можно отслеживать в ленточной диаграмме Ганта. Прямо на графике можно открывать и редактировать задачи и подзадачи или менять сроки выполнения работы простым перетаскиванием отрезков. Диаграмма Ганта хороша тем, что на ней видны зависимости задач друг от друга, и это важный инструмент в формировании дисциплины и мотивации выполнения заданий в срок.
Важный момент в работе с задачами — возможность привязывать их к CRM (лидам, контактам, компаниям и сделкам). В CRM есть специальный раздел «Мои дела», который выводит списком все задания, упорядоченные по сроку. Менеджер сразу видит, чем ему заняться в первую очередь, что он должен сделать для конкретного клиента, сделки, отбирает дела определенного типа (например, кому должен сегодня позвонить). Также CRM отправляет менеджерам оповещения — ни одно дело не будет забыто или просрочено. За счёт омниканальности и внедрения в Битрикс24 «умной CRM» (о ней мы уже писали), сотрудники могут собирать лиды со всех каналов коммуникаций и перераспределять их между собой. Географическое положение сотрудника значения не имеет.
Вообще, весь Битрикс24 нацелен на то, чтобы отвязать сотрудников от рабочих мест и позволить работодателям набирать персонал и формировать подразделения не в шаговой доступности от метро, а там, где находятся наиболее профессиональные и востребованные компанией кадры. Прежде всего, эти задачи решаются с помощью мобильного приложения, которое всегда под рукой. Это не обрезанная версия и не карточка клиента, а полноценная версия Битрикс24, в которой доступен максимум функциональности.
Работа с электронной почтой также была значительно доработана. Теперь каждый сотрудник сможет подключить рабочую почту к email-трекеру, и вся история общения с клиентом будет автоматически переноситься в CRM. Трекер проверяет входящие и исходящие письма, распределяет переписку с покупателями по карточкам клиентов. Если клиент новый, в CRM появляется «лид». История переписки с клиентом не теряется, даже если уволится сотрудник, который её вёл — удалённые сотрудники менее стабильны, чем те, которые привязаны к офису, а значит, даже при абсолютном доверии корпоративную информацию лучше защитить от форс-мажорных ситуаций.
Ещё один важный помощник в работе с распределенной командой — это автоматизация бизнес-процессов. С помощью простого редактора можно легко описать нужный процесс, выбрать ответственных за прохождение этапов и запустить в работу — для того, чтобы создавать и запускать бизнес-процессы, не нужно быть программистом или знать наизусть нотации. Предварительно, конечно, лучше написать цепочку БП на бумаге, затем перенести ее в Битрикс24, простым перетаскиванием блоков из меню.
С помощью бизнес-процессов в Битрикс24 можно решать широкий спектр задач: от согласования договора или заявления на отпуск до распределения лидов между менеджерами по продажам. Внутри процессов настраиваются типы и сроки оповещений, а также время каждого этапа процесса — ни один ответственный не сможет тянуть время и сдвигать сроки всего проекта.
По итогам выполненной работы руководитель может формировать отчёты, воронки, отслеживать рабочее время и оценивать эффективность работы каждого сотрудника и проектных команд в целом. Элементы корпоративной социальной сети Битрикс24, такие как Живая лента, бейджи, награждения и фотоальбомы помогают формировать корпоративную культуру онлайн и не дают географически распределенной команде ощущать себя разрозненно.
Битрикс24 помогает решать большинство проблем в работе с внештатными сотрудниками, его главное преимущество — это универсальность. Менеджерам не нужно устанавливать десятки приложений, мессенджеров, CRM и таск-менеджеров — все дела ведутся в едином сервисе, а это удобно и рентабельно с точки зрения управления и экономии времени. Больше времени остаётся на основную работу, а не рутину.
Лечим болезни по фотографии — советы компаниям
При работе с удалёнными сотрудниками важно соблюдать правила, которые сделают отношения полностью рабочими.
- Установить баланс между рабочими и неформальными отношениями. Сотрудник должен чувствовать себя частью коллектива, включаться в корпоративную культуру, но при этом понимать ответственность за выполнение работы и знать, каким образом она будет оцениваться.
- Определить параметры оценки работы и контроля ее исполнения. Контроль должен быть оперативным, открытым и понятным, чтобы удалённый сотрудник мог предпринять меры по корректировке своих действий.
- Выстроить взаимоотношения с другими сотрудниками, обеспечить постоянный контакт и совместную работу.
Для достижения этих целей можно воспользоваться советами, которые мы собрали от своих клиентов.
Обязательно общайтесь с сотрудниками как по рабочим, так и по абстрактным вопросам — используйте для этого чаты, интерактивные виртуальные доски, видео, что угодно. Не забывайте расспросить об отпуске, предложить обменяться фотографиями. Это особенно важно, если распределена не вся команда, а её малая часть, которая испытывает дискомфорт от отсутствия офиса. Проводите летучки, совещания, онлайн-встречи, в ходе которых сотрудник будет привлечён к обсуждению рабочих вопросов. Даже если вы столкнулись с интровертом, которому проще без общения, настаивайте на взаимодействии — это, прежде всего, работа.
Не ограничивайтесь телефонией и чатом, используйте видеосвязь. Дело в том, что помимо информации, человек получает и передаёт невербальные сообщения, которые можно только увидеть. Общаясь с использованием видео, вы не только создадите эффект присутствия, но и немного разрядите атмосферу делового общения. В нашей команде принято проводить «телемосты», когда удалённые группы и сотрудники собираются в одной комнате или на своём рабочем месте и видят друг друга, приветствуют взмахом руки, улыбаются и уж точно не жуют во время общения.
Приучите удалённых сотрудников делать отчёты и фиксировать проделанную работу. Если вы работаете с сотрудником по трудовому договору, то контролируйте его рабочее время. Удалённый сотрудник — не фрилансер, эта граница должна быть чётко проведена. Его рабочее время принадлежит компании. Что касается отчётов, то здесь проще всего дать доступ в CRM-систему или корпоративную социальную сеть и требовать своевременного внесения данных. Таким образом, в курсе дел будете и вы, и сам сотрудник.
Избегайте письменной коммуникации в критических ситуациях. Это связано с тем, что вы можете неправильно понять или транслировать интонации. Кроме того, говорить и обсуждать гораздо быстрее голосом, вы просто экономите время. Раньше мы использовали Skype, сейчас вполне хватает инструментов Битрикс24.
Оценивайте работу. Причём совершенно не важно, как вы это сделаете: напишете об итогах, прокомментируете отчёт, рассчитаете KPI или вывесите бейджик у аватара сотрудника. Находясь далеко от офиса, важно понимать, насколько ты справляешься с задачами и сколько пользы ты приносишь компании. Это не какая-то абстрактная мера похвалы, а база для анализа направлений дальнейшего развития.
Не бойтесь эмоций, используйте смайлики в письменном общении. Кому-то это покажется очень странным, но коммуникативная среда человека сегодня складывается так, что эмотиконы сопровождают его повсюду, и он привыкает к такому способу выражений эмоций. Это не отменяет делового тона общения, но вносит долю человечности.
Старайтесь видеться хотя бы раз в год оффлайн. Это могут быть корпоративные праздники, обучение, конференции или общегодовые собрания, но встречаться вне виртуальной реальности обязательно. Так вы сможете оценить уровень лояльности сотрудника, познакомить команду, продемонстрировать какие-то нюансы, которые не удаётся передать онлайн.
У нас, наверное, не уникальный случай, но всё же редкий. Обычно на удалёнке сидят разработчики, программисты, дизайнеры, копирайтеры, даже рекламщики. Мы рискнули и выиграли — у нас выстроен удалённый отдел продаж. Правда, до недавнего времени вся автоматизация заключалась в использовании CRM в Битрикс24 — по ней и судили об эффективности каждого. Но с обновлением Битрикс24 и вниманием к омниканальности мы получили всё, что хотели — теперь ни один лид не уходит ни от одного регионального продажника.
Подключили к CRM открытые линии, теперь абсолютно вся информация стекается в CRM, мы расширили каналы управления взаимоотношениями с клиентами: теперь это и чат на сайте (входит в Битрикс24), и социальные сети, и личные сообщения менеджерам. И главное, что всё это происходит в одном сервисе Битрикс24, нам не надо логиниться, переключаться, искать по скрытым папкам социальных сетей — все обращения попадают к нам гарантированно. Более того, ребята стали взаимозаменяемыми и, видя лиды, поступающие в CRM, могут их перераспределять.
Давайте сотрудникам их гарантированное время — они должны точно знать, когда могут с вами пообщаться один на один. Такой контакт важен с точки зрения работы над проектами и психологического взаимодействия.
Самое трудное — работать с мотивацией и корпоративной культурой. Бывает, что сотрудники, особенно удалённые, демонстрируют свою обособленность от коллектива и пренебрегают корпоративной культурой. С этим нужно бороться. Но сперва уяснить для себя, что корпоративная культура — это не выезды на шашлыки и в лазертаги, а прежде всего выстраивание внутренних коммуникаций, создание команды с единой целью.
Сперва мы использовали самописный корпоративный портал — если без пафоса, скромненький внутренний сайт с фотографиями, днями рождения, базой знаний, чатом и анонимными цитатами типа башорга. Был фан, но почти не было ценности. В итоге перешли на Битрикс24 как корпоративную социальную сеть. Всё устроило: чаты, живая лента, коммуникации, фотоальбомы и пр. Нам хватало бесплатной версии поначалу, но с ростом отдела и увеличением и усложнением процессов, она стала маловата. Сейчас перешли на коммерческий тариф и получили почти что внутренний космос (тут в плане не масштаба, а порядка). И да, все удалённые сотрудники радостно делятся интересными событиями, отраслевыми новостями, наполняют базу знаний — и, мне кажется, не последнюю роль здесь сыграло человеческое любопытство. А главное, работа над проектами заладилась — ощущается единство команды.
А что делать с фрилансерами?
Ещё один способ сэкономить на издержках и получить качественную работу — это работа с фрилансерами. Особенно популярен этот тип взаимодействиях в компаниях, где та или иная работа нужно от раза к разу, а не на постоянной основе.
Хороший фрилансер умеет организовывать свою работу, дробит проект на задачи и понимает, что уведомление клиента о ходе работ придаёт отношениями профессиональный статус. Должны быть установлены контрольные точки, чтобы заказчик был в курсе, как продвигается работа над проектом. Эту проблему помогут решить задачи в Битрикс24 и диаграмма Ганта.
Фрилансер работает на вас, вы ему платите деньги. Соответственно, вы имеете право контролировать работу. Чтобы контроль не выглядел навязчиво и бессистемно, разбейте весь проект на задачи, подзадачи, установите часы и дни до контрольных точек. Не позволяйте дедлайну выглядеть так:
Также диаграмма Ганта помогает отследить работу фрилансера в контексте деятельности всей команды. Это очень полезно в том случае, если нанятый работник должен встроиться в проект — например, это дизайнер для разработки нового лендинга к промо-акции.
Даже если вы работаете с надежным и проверенным фрилансером, обязательно контролируйте сроки и общайтесь с ним с помощью чатов, видео и проч. — так вы сможете поддерживать рабочее взаимодействие. Помните, что человек работает сам на себя, и его может перекупить более дорогой или интересный проект. Поэтому обратная связь — залог своевременного и безболезненного решения проблем.
В отличие от удалённого сотрудника, фрилансера не обязательно знакомить с командой — работайте с ним в выделенном, гостевом пространстве своей корпоративной информационной системы. Например, в Битрикс24 можно создать отдельный проект, и фрилансер будет иметь ограниченный доступ только к той информации, которую вы посчитаете нужным ему предоставить.
Если вы работаете с фрилансером в автоматизированной системе, например Битрикс24, то он все наработки передаёт вам через интерфейс системы, они сохраняются и бэкапятся на вашей стороне. Даже в случае неадекватного поведения работника, информация не будет повреждена или потеряна.
Удалённая работа и фриланс — сложные в организации процессы, который способен принести впечатляющий результат за период. Но при этом важно уделять внимание двум важным вещам: человеческим отношениями и автоматизации. Чем более продумана автоматизация, тем прозрачнее будут отношения и выше продуктивность работы. К тому же, такое взаимодействие строится с нуля — а значит, у компании есть реальный шанс получить ценного сотрудника, а у сотрудника — продуктивную команду, интересные задачи и относительную свободу. В обмен на ответственность, разумеется. И Битрикс24 здесь — отличный помощник, просто потому что платформа идеально подходит для удалённой работы.
Комментарии (66)
OlegAxenow
29.11.2016 14:11+3«Битрикс24» встречается в тексте 24 раза, про иконку «24» промолчу… Может пересмотрите стратегию и сделаете акцент на полезность контента, а не на SEO?
Или хотя бы заголовок смените на рекламный, чтобы диссонанса не было.webirus
29.11.2016 14:17+1Вот тут соглашусь, меня тоже зацепило именно это. Я редко смотрю на рекламные посты, а тут заинтересовало. Но прочитав понял, что меня обманули) Фактически, своей цели они добились, другое дело, тчо цель вызвала больше негатива, чем обычного для рекламных постов игнора.
OlegAxenow
29.11.2016 14:19Мне повезло больше, я по диагонали до середины прочитал :)
Delphinum
29.11.2016 14:34я по диагонали до середины прочитал
Зачем? ОоOlegAxenow
29.11.2016 17:03Время чтения по диагонали — секунд 15 чтобы понять набор слов и наполненность текста.
На комментарий потратил больше… но вдруг учтут.
Analitik_Telecom
29.11.2016 14:35А по-моему, если откинуть рекламу, очень толковые советы и всеобъемлющие. По крайней мере, в голове всё встало на полочки и я некоторые советы вполне реализую с любым менеджером проектов и планером. А реклама — часть зла, плата за экспертизу, которую дают компании.
kimisa
29.11.2016 16:20Эта црм очень хороша для вебстудий. Я с ней работала еще года 3 назад. И задачи программистам ставятся и время выполнения считает. И итоговые часы за промежуток показывает. В плане работы менеджеров не знаю.
dorsett
29.11.2016 16:20Вспоминается одна компания, где в качестве методов общения были: скайп, почта, аська, битрикс24 и еще какая-то собственная црмка. Эффективность компании была нулевой, потому что вместо того, чтобы работать — сотрудники только и делали что проверяли и отвечали по всем каналам связи начальству, которое было всегда недовольно тем, что сотрудники не успели ничего в срок.
aelaa
29.11.2016 16:20«вы можете неправильно понять или транслировать интонации»
Какое значение интонация имеет при рабочих переговорах? Нагнать стресса во время дедлайна?
gricom
29.11.2016 17:21+3Работаю удаленно, хочу обратно в офис, но, к сожалению, локально нет такой интересной работы.
Скучаю по возможности обсудить какие-то технические новинки, перенять чужой опыт и узнать, куда двигаются смежные проекты, какие у них проблемы (вдруг мы такие проблемы уже решали).
Кстати, на текущую работу я попал как раз из-за таких разговоров на кухне — наслушался о крутых асинхронных штуках на Scala, записался на курс на coursera, потом попытался перейти с java на scala внутри компании, но из-за внутренней бюрократии за полгода процесс никак не продвинулся, поэтому начал искать работу снаружи. Так уж вышло, что нашел только вакансию в Мск, пришлось работать удаленно, но теперь я не знаю, чем занимаются не только соседние отделы, но и другие группы разработчиков внутри нашей большой команды. Вернее теоретически я знаю, на стендапах все рассказывают, какими задачами занимаются, но т.к. нет этого кухонного общения, то я не понимаю, что означают эти задачи, как эволюционирует система и т.д.
Так что теперь жду, когда же эта компания откроет у нас офис, надеюсь, это случится :)
redmanmale
29.11.2016 18:30Судя по скриншотам, интерфейс чудовищно перегружен, всё пестрит, куча отвлекающих уведомлений. Думаю пользоваться таким не слишком приятно.
vjjvr
29.11.2016 19:04Зря вы так считаете.
Битрикс24 довольно удачная система.
Привыкнуть конечно нужно — однако, что все под рукой и не нужно лазать глубоко в меню это удобно.
В отличие от портящей им репутацию системы 1С-Битрикс — эта Битрикс24 как раз довольно хороший продукт.
На нормальном мониторе, а не на 13-ти дюймовом ноутбуке, конечно.herr_kaizer
29.11.2016 19:44+1На нормальном мониторе, а не на 13-ти дюймовом ноутбуке, конечно.
А не дофига ли веб-интерфейс требует от своего пользователя? Это отслеживалка задач, а не IDE или 3D-редактор, в конце концов (причем первые вполне комфортно себя чувствуют на 13" макбуках, например).
Я уже молчу про всякие свистелки-перделки типа животных всяких, которые постоянно лезут из-за границ экрана и дубовых звуковых уведомлений обо всём подряд.
Скачивание файла вообще напоминает какой-нибудь depositfiles, потому что если нажать на большую зеленую кнопку «загрузить файл», тебе попапом начинают впаривать еще какую-то бесполезную 1с-овскую хероту; вместо этого нужно ткнуть на написанную серым цветом на белом фоне 12 шрифтом ссылку.
Интерфейс, к которому необходимо привыкать — плохой интерфейс.vjjvr
29.11.2016 20:45Это вовсе не «отслеживалка задач».
Это вполне полноценный офис для команды, которая работает удаленно.
Интерфейс, к которому необходимо привыкать — плохой интерфейс.
Это верно только для простых общеширпотребных вещей типа телефона или холодильника.
Здесь речь идет о твоем профессиональном инструменте — в таких вещах нужно разбираться.
Держу пари, что вы, имея права категории B (легковой автомобиль), не сможете управлять типичным трактором с сеялкой.
webirus
Интереса ради, а в вашей компании есть хоть один удаленный сотрудник, который работает хотя бы на 20% продуктивнее штатного персонала?
Delphinum
А разве есть хоть какое то различие между штатным и удаленным работником в сфере программирования?
dimm_ddr
Несомненно. В окружающей обстановке — насколько она отвлекает или помогает, в общении с командой, в дисциплинированности. Люди разные и утверждать что кто-то будет работать продуктивнее в одном случае чем в другом или даже просто одинаково стоит с цифрами все-таки. Насколько я понял вопрос был именно о таких цифрах.
Delphinum
А как география влияет на перечисленное?
webirus
Ну, как самый банальный пример. Кто будет работать продуктивнее: Штатный сотрудник в жарком офисе в центре Москвы или удаленный сотрудник где-нибудь в Доминиканской республике? Если отбросить личные особенности каждого человека и взять общую статистику, думаю, тут вполне очевидна потеря производительности в офисе. Хотя в других условиях бывает и наоборот. Это что касается географии.
А вообще, всегда было аксиомой, что Штатный сотрудник, работающий в команде, работает лучше и эффективнее. Не просто же так большие компании держат большие офисы, вместо того, чтобы брать на работу удаленщиков.
Но вопрос был к авторам поста, которые так красиво описывают процессы удаленной работы. Мне кажется, что они сами никогда не сталкивались с «темной стороной» удаленных сотрудников. Просто этот пост, хоть он и рекламный, но все же лишен четких обоснований названия.
Delphinum
Можно и перевернуть вот так: штатный сотрудник в красивом и удобном офисе в центре Москвы, или удаленный сотрудник в жарком отеле? — все зависит от частностей.
На деле вопрос не в географии, а в предпочтениях и реализациях.
webirus
Я же уточнил сразу, что личные особенности исключаем, а условия можно и перевернуть, только суть от этого не изменится — разная продуктивность у удаленных и штатников.
Delphinum
Откуда выводы то?
Кто будет работать продуктивнее?
Или вас интересует именно наличие разной продуктивности, вызванной не географическими факторами (о которых идет речь), а личными предпочтениями и условиями? Ну тогда да, думаю продуктивность будет разная даже у двух близнецов в одном офисе, занимающихся одним делом за одинаковыми машинами.
dimm_ddr
Разные люди в разных условиях имеют разную продуктивность. Мне кажется это очевидным. Для удаленного сотрудника и штатного условия разные. Даже просто из-за разных городов — разная погода, разная стоимость жизни, разная культурная обстановка. Даже если есть уникальные компании, у которых получилось добиться одинаковости — их мало. Поэтому и интересны статистические данные о продуктивности в обоих случаях.
Delphinum
Объясню на пальцах: у нас есть два сотрудника с разными условиями. Мы не берем в расчет их географическое расположение (оба в офисе, оба не в офисе, один в офисе другой нет) потому, что переворачивание условий лишает нас возможности утверждать, в какой из альтернатив продуктивность будет выше исходя из заключения, что
Отсюда вопрос:
dimm_ddr
Если
то ответ на
естественно: «Никак», мы же не берем ее в расчет.
Но вообще-то, я так и не понял почему вы ее не хотите брать в расчет. Я не вижу как переворачивание условий лишает нас возможности что-либо утверждать.
Возможно вы имеете ввиду, что из-за того что люди разные, то поменяв их местами мы не добъемся ни у одного из них увеличения или уменьшения производительности. Если так, то да, я не спорю, но я в этом не уверен. Я не знаю что именно хотел узнать webirus, но лично мне было интересно, как я ниже уже написал, есть ли цифры, статистика, чтобы можно было как-то усреднить и что-то говорить.
Да, статистика штука коварная и сложная и с ней нужно обращаться аккуратно, но совсем без нее все-таки еще хуже.
Delphinum
О том и речь )
Потому, что география не влияет на условия. Я могу ужасно себя чувствовать (что заметно снизит мою продуктивность) будучи у горящего камина в Швейцарских Альпах, и могу резко увеличить свою продуктивность работаю в пробке на МКАД от скуки. Переворачивание условий это и доказывает одной своей возможностью применения.
Я имею ввиду, географическое расположение это не столь важная «переменная» в уравнении «производительности труда», чтобы ее рассматривать всерьез. Не знаю, почему последнее время это так модно делать.
Мне тоже было бы интересно с ней ознакомиться.
dimm_ddr
Вот здесь я не могу согласиться. Как довод в мою пользу можно рассматривать рейтинг счастья в мире: World Happiness Report
В рейтинге Бразилия и Мексика достаточно высоко и обгоняют некоторые европейские страны — из чего можно сделать вывод что людям хорошо там где безопасно и сытно — в первую очередь, а вторым фактором идут климатические условия. Но этот довод основан на предположении что более счастливый человек более продуктивен. Он, несомненно, спорен.
Ну и чисто объективный довод: в географически разных местах разная доступность того же интернета, а человек на удаленном доступе без нормального интернета физически не может работать так же эффективно, по крайней мере в ИТ и около. Сразу замечу, что есть места где проблемы с интернетом связаны именно с географией — например Норильск за полярным кругом.
vjjvr
Ну во первых это касается местных жителей.
Удаленщик, туда переехавший и оторванный от друзей-родственников, не факт, что будет счастливым.
Во вторых — ваше сомнения насчет продуктивности и счастия обоснованы.
Комфортный климат Испании или Греции отнюдь не способствует подъему экономик этих стран.
В конце концов вся современная экономика, которая диктует свои правила жизни всему миру — возникла в Европе и не в последнюю часть именно на берегах холодного Альбиона, а вовсе не в Индии.
А теплые Италия и Испания перестали диктовать свои условия миру аж столетия тому назад.
Delphinum
Полезность климатических условий сильно субъективна. Мне, к примеру, больше нравятся холода.
Это не фактор географии, это фактор условий. В центре Москвы тоже может быть недоступен интернет по причине того, что начальство его обрубает.
vjjvr
При чем здесь начальство, если мы обсуждаем удаленную работу?
Уж кто-кто, а начальство в таком случае ничего не обрубает.
Обрубать может плохой провайдер, который у вас в Доминикане,
но ваше начальство тут не при чем.
Скорее оно оплачивает запасного провайдера.
Delphinum
Объясню на пальцах: вы работаете в офисе, но вам не дан доступ в интернет, ибо стоят глушилки. Какой вывод? Работа в офисе — зло! Так? Думаю что нет, ведь условия дело не зависящее от географии. Если вы программист, явно вы будете выбирать географию с интернетом, а не без такового. Так зачем это вообще обсуждать?
Обрубать может кто угодно. Видимо вы мало сталкивались с неадекватным начальством.
vjjvr
Не выдумывайте, пожалуйста.
Если вы программист, то начальство вам не отрубает доступа в интернет, потому как — вы постоянно в поиске решений проблем, и интернет для этого нужен постоянно.
Возможно, не приветствуют 80% рабочего времени, проводимого в Контакте да Одноклассниках — но если вы при этом нормальный специалист, успевающий выполнять свою работу, то никто вам и слова дурного не скажет.
Начальство лютует по нерабочему использованию интернета, тогда, когда серьезно страдает производительность труда. Не ранее.
Delphinum
Повторяю, вы еще не сталкивались с неадекватным начальством.
Читайте предыдущий ответ.
В остальном повторюсь — наличие или отсутствие интернета это условия, не зависящие от географии. Вы же не будете выбирать в качестве офиса для работы гастроном? Вот и для удаленки так же, выбирайте место с нормальным интернетом и проблем не будет.
vjjvr
Я более 15 лет профессиональный программист.
Я сталкивался с разным начальством.
Если вы не можете объяснить начальству, что интернет вам крайне нужен (а это так) для выполнения ваших прямых обязанностей, то не адекватно вовсе не начальство.
Некоторым людям, действительно, трудно общаться с другими — и лучшим выходом является удаленная работа с максимальной формализацией общения.
Delphinum
Видимо с неадекватным еще не сталкивались.
Иногда для того, чтобы объяснить что то начальству, до этого начальства нужно добраться, а это не всегда возможно. Сталкивались с такой работой?
В этом случае удаленка не просто лучше, она скорее необходима. Но опять таки, это не фактор географии, это личные особенности.
vjjvr
За 15-то лет???
;)
Я сталкивался с неадекватным.
;)
Я не сталкивался с тем начальством, которое не давало бы мне того, что мне нужно для работы.
Для работы, Карл — это ключевое слово.
Мне всегда удавалось начальство убедить.
Немного поспорить, немного потратить времени.
Но результат был таков как мне нужно.
Разговором можно очень многого добиться от людей.
Если помнить, что начальство-то в конечном итоге заинтересовано в производительности твоего труда — это легко.
Ситуация, когда интернет нужен тебе не для работы или ты 80% времени проводишь в Контакте — тут конечно начальство с тобой будет разговаривать по-другому.
Delphinum
Повторю — есть компании, в которых до начальства вы не доберетесь. Указания приходят сверху раз в год и весь следующий год вы должны этим указаниям следовать, не важно, нравятся они вам или нет, увеличивают они вашу продуктивность или уменьшают.
vjjvr
Я не утверждаю, что нет компаний со странными требованиями.
Я утверждаю, что не давать программистам интернета — это скорее исключение, причем редкое.
Я работал в общероссийской корпорации.
Куча странных правил, призванных поддерживать единообразие по всей вертикали и горизонтали немаленькой фирмы.
Но уж с интернетом проблем не было.
Если всяким там маркетологам интернета не давали, то у программистов проблемы не было.
Единственное — тогда интернет был платным за трафик, каждый обязан был экономно относится, был индивидуальный подсчет трафика. Если ты этого не делал — то оставался без интернета.
И не зря — один товарищ (не программист) за неделю накачал к себе на компьютер уж не знаю чего, но на свою полугодовую зарплату.
Delphinum
Но это возможно. Скорее всего в такой компании вам бы не хотелось работать, так же как вам бы не хотелось работать в месте без интернета, но вас же никто не заставляет? Работайте удаленно в удобном для вас месте.
vjjvr
Я то работаю большую часть времени удаленно как раз.
Но, повторяюсь, удаленно можно решать только сугубо практические вопросы.
Всякие перспективные вещи я обсуждаю с заказчиками при личной встрече, если таковая встреча возможна. Выхлоп куда как больше.
То же самое относится к перспективным технологиям переложенным на конкретную почву конкретной задачи (это как раз то, что повышает квалификацию) — их с коллегами можно осудить только при личной встрече.
При общении по удаленке — у всех свои дела.
Обсуждать только конкретно-прикладные вещи.
Приведу пример с вами, чтобы было понятнее:
Вот вы параллельно ухаживаете за больной женой.
Если бы мы сейчас с вами в онлайне сейчас обсуждали бы что нибудь обтекаемое-перспективное, что заняло бы много часов — вы бы постоянно отвлекались на жену. И непрерывной беседы не вышло бы.
У других людей, поверьте, ровно та же проблема.
То дети, но ноутбук под пальмой сел.
Уже не говоря про задержки связи, что делают весьма и весьма неудобной попытку вклиниться в речь собеседника.
Delphinum
Работа с заказчиками удаленно менее продуктивна, конечно. Но я о программировании, лишенном работы с заказчиками напрямую.
Не согласен.
Я сейчас делаю это с начальником, точнее уже обсудил )
vjjvr
> Я сейчас делаю это с начальником, точнее уже обсудил )
Вы, видимо, о не шибко длинном разговоре. Который не может иметь непосредственного влияния на вашу квалификацию.
Так я и не утверждал, что невозможно удаленно обсуждать проблемы.
Я про разговоры, ведущие к росту квалификации — там темочки на пару недель, а то и пару месяцев — запросто бывают.
Разговаривать на такие вещи удаленно у людей нет желания, как правило.
Максимум — форумы и т.п.
Delphinum
Мы и их обсуждаем, а в письменной форме к ним еще и проще возвращаться.
vjjvr
Если дело уже в в письменную форму облечено — это как раз и есть конкретная прикладная вещь.
Ну допустим выбор СУБД для той или иной задачи.
Не представляю, чтобы вы это на табличках рисовали.
Скорее всего просто проговорите плюсы и минусы вслух.
А кто-то третий кто в это время занимается совсем другой вещью и как бы в разговор не приглашен, но с опытом — скажет про конкретную СУБД что то полезное из своего опыта.
В вашем же общении с начальником такой третий не приглашается вовсе.
Вот я и говорю — другой стиль общения.
Совсем другой.
Несколько более заточенный.
Не такой всеобъемлющий как это было вы в живом общении.
0k0
В офисе гораздо меньше отвлекающих факторов. Если сотрудник работает из коворкинга и обладает железной волей, позволяющей ему не сбежать на пляж, то и в Доминикане он будет эффективен.
Сравните производительность труда в Испании и Германии.
webirus
Я брал в пример идеальные условия, когда человек живет в Доминикане, ему уже не интересен пляж или он может на него сбегать в обеденный перерыв. В общем, это просто пример. Не стоит заострять внимание на деталях)))
Delphinum
Смотря в каком офисе. Мне приходилось работать в своего рода «ангаре» на три-четыре десятка разработчиков, расположенных по принципу «лекционного зала». Поверьте, даже шмыганье носом, помноженное на 30 человек — это уже очень отвлекающий фактор.
vjjvr
Именно для программистов — разница есть.
Удаленный сотрудник лишен тесного профессионального общения.
Ключевое слово — тесного.
В офисе вы можете, не отвлекаясь от основного, обсудить какую-нибудь техническую проблему — что способствует серьезному профессиональному росту если у вас сильные коллеги.
Удаленное обсуждение — не получается сделать столь непринужденным и объемным.
Да, можно выделить время для решения проблемы, но это не то же самое, что, к примеру, неторопливо пару недель или месяцев обсуждать какую-нибудь технологию и потом плавно подойти к её внедрению.
Удаленное общение, к сожалению, должно носить более прикладной характер.
А если взять джуниоров, то…
Джуниор постоянно нуждается в опеке, что тоже менее производительно делается удаленно. Иначе вы просто будете с ним постоянно в чате переписываться.
Поэтому, кстати, удаленные джуниоры обречены на низкую зарплату и очень медленный рост квалификации.
Я сталкивался с ребятами, которые «с измальства» ушли на удаленку… Проходит 7 лет — а они до сих пор джуны по уровню (хотя таковыми себя не считают, понятно).
В сильном коллективе рост квалификации происходит значительно быстрее.
Delphinum
Скайп вам поможет сделать то же самое в любой точке мира.
Субъективное мнение, не приводите его в качестве аргумента.
Опять таки, скайп вам поможет.
Не должно.
Или постоянно стоять у него за спиной и проверять его решения на целесообразность. Нет, я лучше буду в чате с ним переписываться не вставая со стула.
Я был таковым и не сказал бы, что зп у меня была ниже средней. На счет квалификации тоже субъективное мнение, если у вас есть конкретные примеры или цифры, то давайте, иначе не вижу смысла в этом аргументе.
Несомненно. Только как на это влияет удаленность участника процесса?
vjjvr
> Скайп вам поможет сделать то же самое в любой точке мира.
Нет.
Не в таком объеме.
Вы не будете через Скайп обсуждать неконкретную неприкладную проблему.
Вот еще мнение человека
https://habrahabr.ru/company/bitrix/blog/314642/#comment_9936752
Он называет такое общение «кухонным».
Я называю такое общение «не конкретным, не прикладным»
Возможно, он изложил более понятным образом, чем я.
Delphinum
Буду и обсуждаю. Что мне должно помешать?
Ну если скайп не дает вам возможности «расслабиться» в процессе общения, чем то сковывает вас, то это лично ваши проблемы, не стоит сваливать субъективные факторы на объективную действительность. Если для вас общение по скайпу, телефону, чату и т.д. недостаточно комфортно, то конечно лучше выбрать работу в офисе.
vjjvr
Скайп-обсуждение несколько принудительно.
Те, кто не участвуют в осуждении здесь и сейчас — попросту пропускают важные вещи, которые до них приходится доводить индивидуально.
Ты не можешь читать и писать в Skype и параллельно работать.
В офисе же — это происходит в режиме broadcast, поэтому на порядок эффективнее.
Ты можешь заниматься своим делом и краем уха слушать.
Не Скайповое обсуждение — завсегда более скоростным получается. И если на паре участников разница не столь кардинальна, то на команде из 5 человек — Скайп существенно тормознее.
Delphinum
Нет, точно такое же, как и личное. Если вы конечно не любите трогать собеседника в процессе общения.
Через скайп куда проще подключить отсутствующих людей к обсуждению, чем при личном общении. Да и каким местом это аргумент? При личной встрече всегда все здесь и сейчас?
Я сейчас этим занимаюсь. В перерывах ухаживаю за болеющей женой. Если речь о совсем уж параллельности, то я и говорить одновременно с программированием не могу, да и не нужно мне этого.
Подключитесь к конференции, отключите микрофон и слушайте. Можно еще отключить наушники, если вам становится не интересно, а в офисе так нельзя.
Воспользуйтесь не скайпом, если вас не устраивает его работа.
vjjvr
Я не утверждаю, что работать удаленно не возможно.
Я не утверждаю, что общаться параллельно невозможно.
Я сам работаю удаленно и говорю из реального опыта.
Я утверждаю, что невозможно участвовать в обсуждении в режиме broadcast, и поэтому удаленное общение предполагает четкие рамки.
В Скайпе, бывает, обсуждать перспективные вещи попросту не кем — все заняты текущей работой. Форумы в этом смысле более продуктивны — люди отвечают в отложенном режиме, возможно даже через дни.
Но форумы хороши для обсуждения с коллегами со всего мира слишком общих вещей. Конкретные особенности твоей конкретной системы ты можешь обсудить только со своими.
> Подключитесь к конференции, отключите микрофон и слушайте. Можно еще отключить наушники, если вам становится не интересно, а в офисе так нельзя.
> Воспользуйтесь не скайпом, если вас не устраивает его работа
К сожалению, это невозможно.
Пока не существует программы, идеально заменяющей личное общение.
И конференция не помогает — там говорить может только один человек.
В реальном общении легко можно настроить свой фокус восприятия на конкретного человека в комнате — возможно ведение нескольких разговоров и легкое переключение между ними. Также легко обратить на себя внимание жестами, взглядом.
Удаленные аналоги — довольно убоги по сравнению с живым общением.
Но я не утверждаю, что программами нельзя пользоваться для общения.
Я утверждаю, что живое общение эффективнее на порядок.
Что позволяет его использовать несколько расточительно — для обсуждения для не столь прикладных вещей, которые нужны прямо здесь и сейчас или в ближайшее время.
Ресурс живого общения столь велик, что позволяет пообщаться на довольно далекие темы — не сильно теряя по эффективности работы при этом.
Держу пари, что при сидении в офисе вы можете общаться во время работы легко и непринужденно, делая паузы в работе только чтобы высказать свое мнение или вслушаться в нечто сложное.
В том время как на удаленке вы не общаетесь в течение всего времени работы. Только выборочно.
Delphinum
Почему?
Что есть в личном общении такого, что не позволяет заменить программа для коммуникации?
Вы за балаган?
Мне кажется, что у вас какое то другое общение, с которым я не знаком. Я предпочитаю общение с коллегами в виде — один говорит, другие слушают, затем меняются.
Ну это спорно. Думаю ни у меня, ни у вас нет статистики по этому поводу, к сожалению.
А чем скайп не позволяет этого?
vjjvr
> Почему?
Потому что невозможно слушать и работать и легко переключаться между собеседниками.
Такое возможно только при письменном общении. А работать и письменно общаться программисту — потеря времени.
При голосовом общении этого не происходит.
> Что есть в личном общении такого, что не позволяет заменить программа для коммуникации?
Слушать одновременно несколько человек, переключаясь на одного или того легко и непринужденно.
Переведение на себя фокуса, отдача фокуса общения — минимальными затратами, почти не отвлекаясь от работы.
Аналогичные вещи в Скайпе/Слеке/пр. — это или текст (там нет ограничений по переключениям, но есть ограничения — что ты не занимаешься основной работой своей) или общение с выделенным диктором.
> Вы за балаган?
В живом общении, скажем, в группе из 5 человек — нет никакого балагана при живом общении.
Это недостаток только программных решений.
> Мне кажется, что у вас какое то другое общение, с которым я не знаком. Я предпочитаю общение с коллегами в виде — один говорит, другие слушают, затем меняются.
А вы присмотритесь к живому общению. Передача фокуса происходит совсем не так как в письменном общении или в голосовой конференции, а значительно проще.
> Ну это спорно. Думаю ни у меня, ни у вас нет статистики по этому поводу, к сожалению.
Мне не нужна статистика.
Я знаю, что если бы мы с вами сейчас бы общались вживую в офисе — я бы продолжал бы работать.
А так — пришлось отложить работу уже минут на 30.
> А чем скайп не позволяет этого?
Тем, что письменное общение в Скайпе — принуждает полностью отключиться, от к примеру, программирования в это же самое время.
А устное общение в Скайпе подразумевает больше усилий на координацию в группе людей.
Кстати, очень интересный вопрос:
Почему фактически конференции в Скайпе не ведутся в режиме нон-стоп.
А проводятся только в выделенное время.
Delphinum
Ну я не могу одновременно говорить и работать, даже при личном общении. Может все же это субъективно?
Помимо того, что вы работаете и общаетесь с одним человеком, вы предлагаете слушать еще нескольких? Явно у нас разные способности в коммуникации и многозадачности.
В скайповой конференции вы можете в любой момент заговорить и вас услышат. Или речь о каком нить жесте вроде — поднять руку?
Как же нет если одновременно говорят более 1 человека? Даже в группе из 2х человек будет в этом случае балаган.
А я работаю прямо в данный момент. Конечно когда я читаю ваш комментарий или пишу ответ, мне приходится остановиться, но и в живом общении я не смог бы одновременно слушать вас и отвечать вам, параллельно программируя, так что не вижу разницы.
Так зачем письменное общение, там есть и устное.
Потому, что у людей много важных дел, помимо конференций в режиме нон-стоп.
vjjvr
> Ну я не могу одновременно говорить и работать, даже при личном общении. Может все же это субъективно?
Говорить и я не могу.
Я про слушать, вычленять интересные мысли на фоне.
А если нужно — мгновенно вклиниваться в разговор.
> Помимо того, что вы работаете и общаетесь с одним человеком, вы предлагаете слушать еще нескольких? Явно у нас разные способности в коммуникации и многозадачности.
В живом разговоре — это делается легко. И многозадачности тут не нужно.
Уши человека — направленный инструмент. Ровно как и голос.
;)
> В скайповой конференции вы можете в любой момент заговорить и вас услышат.
Не получится.
Задержки сети.
Пока до собеседника дойдет ваш голос, пока он отреагирует, пока отзыв вернется к вам, пока вы поймете, что собеседник отреагировал, пока начнете говорить — это очень большая заминка.
В живой речи все намного быстрее.
Жест необязателен. Краем глаза вы даже поворот головы собеседника видите.
> Как же нет если одновременно говорят более 1 человека? Даже в группе из 2х человек будет в этом случае балаган.
Люди в живом разговоре динамически разделяются на маленькие подгруппки и переключаются между ними.
> Потому, что у людей много важных дел, помимо конференций в режиме нон-стоп.
Да, конечно.
Но в офисе-то это не мешает.
Я и утверждаю, что удаленная беседа и личная беседа — это совсем все по другому.
Delphinum
То же не могу, я либо думаю о задаче, либо слушаю других. Максимум на фоне музыку слушаю.
Вообще я стараюсь не перебивать собеседников, потому для меня это еще не было проблемой.
Меня в разговоре мало волнует невербальная семиотика, мне важна суть разговора.
Я и говорю, балаган.
Еще как мешает, терпеть не могу когда ко мне подходит кто то во время важных раздумий и начинает мне что то говорить. Я даже жене запрещаю это делать работая из дому.
vjjvr
> Еще как мешает, терпеть не могу когда ко мне подходит кто то во время важных раздумий и начинает мне что то говорить. Я даже жене запрещаю это делать работая из дому.
Я-то совсем про другое толкую. А когда подходят с вопросом — это решение конкретных прикладных задач.
Я вам рассказываю про ненапряжное «кухонное» общение.
Это совсем иное, не то что вы поняли.
Никто будет к вам подходить и отвлекать. Это такой разговор-broadcast. Не требующий немедленного реагирования.
Лучший текстовый аналог — форумы. Но они, к сожалению, заточены только на общие вопросы, а не на конкретно близкие к вам и вашим коллегам проблемы.
Довольно неплохо одна из сутей проблемы изложена тут:
vjjvr
При живом общении много нюансов.
Это и мгновенное преключение фокуса/разбиение на подгруппы обсуждения и возможность автоматом ставить разговор на паузу/возобновлять, если ты краем глаза видишь, что к твоему собеседнику кто то подошел (или вообще не видишь, только слышишь, что дверь хлопнула).
По Скайпу ты даже не всегда поймешь, что ему кто-то позвонил, что нужно сделать паузу.
Общение по Скайпу возможно, кто ж спорит.
Но намного менее скоростное, намного менее эффективное, что и порождает желание использовать такое общение более прикладным образом, с более явным практическим результатом.
А прям такие далекие перспективы никто не обсуждает.
Да, одна из причин — что у всех есть свои дела.
Но живое общение позволяет тебе визуально эти другие дела замечать и не мешать человеку.
Delphinum
Не вижу пользы в скоростном общении.
Не соглашусь.
В скайпе есть статус — не беспокоить. Позволяет не беспокоиться о людях, не умеющих визуально эти другие дела замечать )
vjjvr
> В скайпе есть статус — не беспокоить. Позволяет не беспокоиться о людях, не умеющих визуально эти другие дела замечать )
Да, да, да — и такие мелочи тоже.
Не годится статус для полноценной замены «наблюдения за собеседником краем глаза».
Годится только для продолжительных дел.
С трудом представляю кого-то переключающего статус при каждом кратком телефонном звонке. И не забывающего переключить статус назад.
Особенно если у него этих звонков в день хотя бы десяток.
1cbitrix
Да, webirus, у нас много дистанционных сотрудников. Например, руководитель отдела партнерского маркетинга руководит отделом из Турции. А отдел проводит порядка 600 мероприятий по всей стране за сезон. И это далеко не единственный пример.
dimm_ddr
Это прекрасно и интересно, но есть ли информация о том что такая работа эффективнее? Данные с цифрами? Я сейчас не говорю что это не так и, в общем-то, понимаю что такие данные могут быть не публичными, но вдруг вы готовы ими поделиться?