imageКогда на рынке появился Amazon Go, все заговорили об инновационном прорыве в оплате покупок. По мнению автора, Amazon Go — это лишь небольшой фрагмент того, как Amazon планирует «перекроить» сферу продуктовых магазинов, полностью изменив то, как и где люди будут покупать продукты. Заодно Amazon показал, во что превратится весь ритейл, если вторжение Amazon в область торговли продуктами питания окажется успешным.

Ритейлеры, которые давно волновались по поводу влияния «Amazon-эффекта» на их бизнес, получили еще один повод для тревоги.

В Сиэтле, США, на прошлой неделе открылся Amazon Go — продуктовый магазин нового формата. Прямо сейчас единственными его клиентами являются сотрудники Amazon, на которых возложена задача по проверке возможностей Amazon Go. При этом, по словам пресс-секретаря компании, двери для покупателей откроются в начале 2017 года. До нас дошли лишь некоторые подробности о том, как Amazon Go реализует те возможности, которые покупатель получает внутри магазина. Сочетание приложения Amazon Go, турникета на входе/выходе, методов глубинного обучения и датчиков позволяет создать магазин будущего без кассиров и касс. Когда покупатель покидает магазин, товары, которые он приобрел, будут оплачены с его аккаунта на Amazon, и в электронной квитанции будут отражены все позиции.

Бизнес в стиле «Убер» против традиционного ритейла


И конечно, все это по-настоящему здорово. Это еще одна важная веха в истории ритейла, теперь для оплаты покупок больше не нужны кассовые терминалы. Мы давно это обсуждали, а потом другой новатор в области ритейла — Starbucks — показал нам, что это возможно, запустив предварительный заказ с мобильного чуть больше года назад. Сегодня использование предварительного заказа с мобильного приносит Starbucks порядка 6% от всех продаж, и этот показатель показывает двузначный рост квартал за кварталом. В часы пик, по утверждению Starbucks, на предварительный заказ с мобильного приходится до 20% от всех заказов.

Тенденция предварительного заказа и оплаты простирается далеко за пределы Starbucks.

На прошлой неделе Chase Pay объединилась с LevelUp с целью внедрить эту систему в сотнях тысяч ресторанов быстрого питания по всей стране. Платежная платформа LevelUp поддерживает платежи с мобильного и заказы с мобильного на вынос. Генеральный директор LevelUp Сет Прибач, отметил, что его клиенты из сетей быстрого питания заметили изменения, аналогичные произошедшим в Starbucks, вместе с ростом средней стоимости заказов, который порой превышал 15%.

Но сказать, что Amazon Go усовершенствовал процесс покупок — то же самое, что назвать главным достижением iPhone — прорыв в области телефонных звонков.

Другими словами — упустить самое главное.

Конечно, Amazon Go изменил способ оплаты покупок, но если вы ритейлер, страх вас скручивает не из-за этого. Подобно тому как Uber изменил восприятие и подход клиентов к услугам такси, а iPhone изменил подход к использованию телефона, Amazon меняет привычки потребителей в области покупки самого необходимого для всех и каждого — еды.

Чем интересна сфера продуктового ритейла


Масштабы американского продовольственного бизнеса огромны.

Из 606 миллиардов долларов годового объема продаж (данные за 2015 год), на траты в продуктовых магазинах для домашнего потребления приходится 7,1% от всех потребительских расходов (в расчете на медианный годовой доход в размере 56.516 долларов США и ежегодные траты на продукты в размере 4.015 долларов).

Институт маркетинга и продуктов питания (Food Marketing Institute) сообщает, что около 50% суммы тратится на скоропортящиеся продукты — такие как мясо (13% из 50%), овощи и фрукты (11% из 50%) и молочные продукты (8% из 50%). На нескоропортящиеся продукты питания остается еще 25%, а на нескоропортящиеся непищевые товары — бумажные полотенца, туалетную бумагу, стиральный порошок и моющие средства — еще 7%.

Сегодня покупка всего вышеперечисленного по-прежнему происходит в физических магазинах. Онлайн-продажи сегодня — ничтожно маленькая величина, составляющая всего 7 миллиардов долларов, или чуть более 1% от общего объема продаж продуктов питания. Поход в продуктовый магазин — это прочно укоренившийся ритуал, который, в среднем совершается 1,6 раз в неделю.

По крайней мере сейчас.

Но Amazon «положил глаз» на продуктовые магазины и какое-то время уже меняет их.

Pantry, запущенная в апреле 2014 года, Dash — стартовавшая в марте 2015 года и система пополнения Dash, увидевшая свет чуть позже в том же году, были нацелены на перераспределение 32% продаж продуктов, рассматриваемых потребителями онлайн в качестве основных. Огромная часть потребителей как минимум раз в неделю посещает продуктовый магазин с целью пополнения запасов основных товаров, которые не требуют дополнительных поисков и изучения. Дав клиентам системы Prime возможность покупать бумажные полотенца «Bounty», капсулы для стирки Tide или большие упаковки печенья для собак Milk-Bones в онлайне, Amazon тем самым исключил лишние хлопоты по посещению магазина, покупке, и самостоятельной доставке купленного домой. Заплатить лишних пять баксов за доставку — легкий и желанный компромисс для многих клиентов Prime.

Вскоре после описанных событий на рынке и на кухнях миллионов американцев появились Alexa и ее аудиоколонка Echo. Это те самые кухни, где еще недавно мамы с папами разглядывали опустевшие полки, составляя список для похода в продуктовый магазин. Теперь вы можете попросить Alexa добавить необходимое в еженедельный список покупок и сделать заказ с помощью простой и удобной голосовой команды.

Эти незаметные перемены в привычках затронули не только перемещение продаж крупногабаритных товаров из физических магазинов в онлайн и на Amazon. Речь идет об изменении самого подхода потребителей к совершению покупок в продуктовых магазинах и, в том числе, того, как они используют традиционные магазины для покупки продовольствия.

Так формируется полная картина событий, связанная с Amazon Go, и становится понятно, как изменится ритейл.

Больше чем просто покупка продуктов


Подумайте о том, что происходит.

Amazon является движущей силой коммодитизации категории продовольственных товаров, в том числе тех же нескоропортящихся продуктов и товаров, которые по мнению покупателей являются основными. Помочь потребителям преодолеть основное препятствие — привыкнуть покупать такие товары через Интернет — удалось за счет сотрудничества с брендами, продукцию которых потребитель уже знал, покупал и доверял ей: бумажные полотенца Bounty, стиральный порошок Tide, чипсы Pringles, кофе Folgers.

Но продуктовый магазин — это низкомаржинальный бизнес, и доставка крупногабаритных вещей на дом потребителю обходится довольно дорого — что подтверждает растущая стоимость доставки на Amazon. Продвижение Amazon своих торговых марок в ключевых категориях — это один из рычагов контроля себестоимости продаж, не говоря уже о полноте возможностей покупателя в плане приобретения продуктов. В отчете, опубликованном 1010data в прошлом месяце, две категории — продажа батареек и детских салфеток — судя по всему, подтверждают эту теорию.

В отчете сообщается, что сегодня на Amazon приходится 94% от всех онлайн-продаж батареек (при общей оценке рынка в 113 миллионов долларов). Батарейки — также одна из позиций, размещаемых в магической зоне импульсных покупок возле касс в физических магазинах. Amazon не только упростил покупку батареек с помощью Интернета и отнял у физических продуктовых магазинова высокомаржинальные продажи, он запустил свою торговую марку, которая захватила около трети рынка и находится на пути к тому, чтобы затмить продажи таких фирменных брендов как Eveready и Duracell.

То же самое происходит и с детскими салфетками. В том же отчете 1010data сообщается, что объемы продаж детских влажных салфеток под торговой маркой Amazon выросли на 266% в годовом исчислении. По оценкам 1010data, по объему продаж доля компании Amazon на рынке составит 16%, что ставит ее на почетное третье место, позади таких лидеров в категории как Huggies и Pampers.

В обоих случаях 1010data пришла к выводу, что потребители с большей в три раза долей вероятности купят товар под торговой маркой Amazon, чем товары лидеров категории. Это важный момент по еще одной причине: последние исследования компании Kantar говорят о том, что 55% онлайн-покупателей каждый раз приобретают продукты одной и той же марки у одного и того же продавца. Также потребители тратят почти в три раза больше денег на покупки продуктов онлайн. Поэтому смена потребительских предпочтений на Amazon, а затем и на продукцию под маркой Amazon приносит компании три потенциально больших «дивиденда»: Amazon становится продавцом, которого предпочитают потребители, при этом они покупают товары с этикеткой Amazon, и Amazon становится магазином продовольственных товаров, в котором потребители тратят большую часть своих денег на продукты.

Одновременно с переносом покупки нескоропортящихся продуктов в онлайн и на Amazon, компания начала завоевывать те 50% сегмента, которые гораздо сложнее и тяжелее переместить в онлайн — сегмента скоропортящихся продуктов. Но вместо того, чтобы изменить привычки потребителей в плане покупки мяса, фруктов, овощей и молочных продуктов, Amazon приняла решение о создании физического магазина нового типа.

Amazon Go — небольшой по площади магазин, торгующий только скоропортящейся продукцией. Оплата покупок максимально проста, главное, чтобы покупатель сделал свой выбор. Сам выбор упрощается благодаря небольшой площади торговой точки, поскольку покупателю не нужно бродить по 60 000 квадратным футам магазина, чтобы найти всё необходимое. Кроме того, Amazon Go предлагает готовую продукцию, и это еще одна причина посещать магазин почаще. Высокая проходимость помогает получить большую долю от общих расходов покупателей на продукты (что составляет примерно 15% от общего бюджета потребителя), а также на высокомаржинальные товары.

Почему даже один процент имеет значение


Скептики сомневаются в способности Amazon добиться успеха в продуктовом ритейле и указывают на тот факт, что сегодня на онлайн-торговлю в данном сегменте приходится всего 1%. Это, несомненно, те же люди, которые десять лет назад успокаивали окружающих убедительными аргументами, что 98% всех розничных продаж по-прежнему происходит в физических магазинах. В то время как ритейлеры бездельничали, судно ритейла дало течь (во многих категориях весьма серьезную), налетев на айсберг под названием Amazon. Категории, в которых продажи в физических магазинах упали особенно сильно, перейдя в онлайн, по неслучайному совпадению оказались теми же категориями, в которых Amazon выстраивал свой онлайн-бизнес: электроника, канцелярские и спортивные товары отдали онлайну 18, 33 и 25% от общего объема продаж соответственно. И большую часть они отдали именно Amazon.

Но впрочем, не волнуйтесь — 90% продаж ритейла все еще происходит в физических магазинах.

Продуктовые магазины станут следующими, кто ощутит изменения. Похоже, с появлением Amazon Go, Amazon не только кардинально меняет подход к покупкам продуктов, но и закладывает предпосылки для трансформации всего сегмента.

Предстоящей трансформации немного помогают, двойной удар наносит падение цен на продукты питания. Традиционная розница, столкнувшись с жесткой конкуренцией, делает то, что у нее получается лучше всего: предоставляет скидки. По сообщениям аналитиков, Walmart, который делает 50% от всех продаж за счет продуктов питания, дает скидки, не виданные с 2009 года. И во всем виноват Amazon. Акции Kroger, крупнейшей сети продовольственных магазинов в стране, потеряли более четверти своей стоимости, когда компания снизила цены, чтобы заманить покупателей в магазины. Покупатели, раскусив этот хитрый план, стали тщательно выбирать товары только по сниженным ценам.

Гонка ко дну идет полным ходом.

В то время как традиционные продуктовые магазины соревнуются в предоставлении наибольших скидок, Amazon возглавляет трансформацию продовольственных магазинов, делая ставку на новую модель небольших магазинов, где на первое место выходят удобство и самообслуживание. Компания Amazon опровергла сообщения, что она планирует открыть 2 000 магазинов Amazon Go — возможно потому, что она планирует открыть 6 000 (шутка). Но для того чтобы изменить баланс сил в продуктовом бизнесе и изменить привычки покупателей, Amazon Go вряд ли понадобится настолько большое присутствие на рынке, как у Kroger. Amazon стал крупнейшим ритейлером по рыночной капитализации с его 300 млн клиентской базы, захватив очень небольшой процент из общей доли розничных продаж, но обладая большой долей в отдельных категориях. Этот плацдарм предоставил Амазон много других перспективных возможностей для того, чтобы двигаться вперед, завоевывая новые фронтиры розницы.

Не пройдет и 20 лет, как продуктовые магазины ощутят на себе Amazon-эффект, который уже предопределил их дальнейший путь.

Uber существует уже порядка семи лет и компании удалось сделать так, что дни более чем столетней таксомоторной индустрии уже практически сочтены. В Сан-Франциско количество поездок на такси снизилось на две трети. За два года в Лос-Анджелесе их количество упало на 42%. В Нью-Йорке Uber получил 51% на рынке деловых поездок, два года назад речь шла о 9%. Компания уверенно идет к тому, чтобы отъесть большой кусок и в сфере аренды автомобилей. Сегодня 15% людей, отправляющихся в рабочие командировки, заявляют о том, что стали меньше использовать аренду автомобилей, потому что им проще воспользоваться Uber или Lyft.

Как только потребители находят подходящую альтернативу, им не требуется много времени, чтобы она стала их новой привычкой, и уж тем более их не волнуют доходы «бывших любимчиков». Это означает, что продуктовым магазинам пора прекратить прикрываться фактом что 99% покупок до сих пор происходит у них, и, пока еще есть время, начать предпринимать какие-то действия помимо скидок, для того чтобы не стать на те же грабли, что и индустрия перевозок.

И всем остальным секторам ритейла стоит сделать то же самое. Если Amazon преуспеет в продовольственном секторе, компания не остановится на достигнутом.

Когда Amazon представил кнопку Dash в 2015 году, я написала статью, в которой поднимался вопрос: сможет ли Amazon сделать с продуктами то же самое, что он сделал с книгами? В этой статье я предположила, что онлайн-покупка товаров широкого потребления, таких как бумажные полотенца, стиральный порошок, зубная паста и корм для собак, сможет изменить использование продуктовых магазинов в целом. И что покупатели будут использовать их скорее точечно, например, заезжать по пути домой за немногими продуктами, которые понадобятся им вечером для приготовления ужина — и это приведет к огромным изменениям в традиционной торговле продуктами.

Вторжение Amazon в продовольственный сектор также напоминает приход Amazon в онлайн. По мнению Безоса, книги были той категорией товара, который покупали все и ими можно было легко торговать через интернет. Еда также подходит под эти параметры — и еще некоторые другие товары. Большинство из нас ест три раза в день, семь дней в неделю, 365 дней в году. Сегодня покупка нескоропортящихся товаров онлайн не так сильно отличается от покупки книг. Она приводит в действие совершенно новый способ формирования процессов приобретения продуктов онлайн и оффлайн, и создает новую бизнес-модель ритейла.

Двадцать лет назад 100 книг продавалось в книжном магазине. Сейчас продажи книг в магазинах составляют чуть более 50%, и эта цифра уменьшается — с возрастанием количества онлайн-продаж на Amazon.

Так пусть же начнется трансформация продуктового ритейла и ритейла в самом широком смысле!

image
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (62)


  1. lingvo
    29.12.2016 11:51

    Я думаю, что очень быстро Амазон станет не единственным игроком на данном рынке. Т.е. сейчас он, конечно, соберет все сливки с рынка, но очень скоро на аналогичные системы перейдут и другие сети и все опять выровняется.

    Единственная проблема — дети, выросшие сейчас, забудут, что такое кассы и супермаркеты, как мы забываем, что такое гастроном.


  1. norlin
    29.12.2016 12:10

    Я правильно понимаю, что они на входе "запоминают" конкретного человека и потом через распознавание с видео-камер детектят кто именно взял тот или иной товар? Выглядит не сильно надёжно, на мой взгляд. Что, если я внутри магазина сниму куртку? Или если будет много народу рядом?


    1. ClearAirTurbulence
      29.12.2016 12:44

      Именно поэтому они и проводят бета-теcт.


      1. norlin
        29.12.2016 12:48

        Но такие базовые вопросы должны быть очевидны до тестов и, соответственно, должно быть предложено какое-то решение. Которое, собственно, и будет тестироваться.


        1. A-Stahl
          29.12.2016 12:53

          Ну очевидно, что разработчикам такие очевидные проблемы были очевидны и очевидно, что, раз уж они тестируют, то решение было предложено.


      1. mexanism
        29.12.2016 17:55

        Бета тестировщик


    1. alexkunin
      29.12.2016 12:51

      Куртку вы снимете за определенное время, перемещаясь не более, чем, скажем, на метр в секунду (большая скорость уже сама по себе подозрительна, нужно бы отправить сигнал на пульт охраны — драка, попытка убежать-прорваться, или дети без присмотра). Т.е. можно трекинг устроить — был человек «профиль 1», на том же месте появился новый человек «профиль 2», а «профиль 1» уже нигде не фигурирует. А если трекинг прервался (слепая зона, например, или реально густая толпа — случайно или специально), то у нас все равно будет пропавший «профиль 1» и внезапно (не на входе) появившийся «профиль 2». Передать ситуацию секьюрити — и дело с концом.

      Другой вопрос — близнецы… Особоенно когда родители любят их одевать одинаково. Или парочка решила пошутить и макияж-одежду одинаковые сделала. Ну, в любом случае, они вместе, на любого запишите продукты. Хотя вроде бы машинное зрение близнецов различает гораздо лучше, чем живой человек, на хабре уже что-то было на эту тему.


  1. Murmand
    29.12.2016 12:18
    +1

    Боже мой, маркетологи вы победили сами себя т.к. описание того, что Амазон изобрел «магазин у дома» укладывается в:

    Amazon Go — небольшой по площади магазин, торгующий только скоропортящейся продукцией. Оплата покупок максимально проста, главное, чтобы покупатель сделал свой выбор. Сам выбор упрощается благодаря небольшой площади торговой точки, поскольку покупателю не нужно бродить по 60 000 квадратным футам магазина, чтобы найти всё необходимое. Кроме того, Amazon Go предлагает готовую продукцию, и это еще одна причина посещать магазин почаще. Высокая проходимость помогает получить большую долю от общих расходов покупателей на продукты (что составляет примерно 15% от общего бюджета потребителя), а также на высокомаржинальные товары.
    , а не в 2178 слов.

    Ну как блин можно такое подавать как инновацию?


    1. norlin
      29.12.2016 13:00
      +1

      Инновация не в том, что Амазон сделали продуктовый магазин. А в том, что они сделали "оффлайновый" магазин без процесса оплаты как такового. Ваш КО.


      1. sptor
        29.12.2016 13:12

        Процесс оплаты никуда не делся, они его просто чуть автоматизировали — убрав необходимость даже подносить карту к считывателю. По сути, это вариацию на тему трансподерной оплаты за платные дороги, когда машина с трансподером просто проезжает через пост.


        1. norlin
          29.12.2016 13:13
          +2

          Оплата никуда не делась. Процесс оплаты исчез.


          p.s. это же основа UX – идеальный интерфейс тот, которого не существует вообще, но требуемая функция выполняется.


          1. sptor
            29.12.2016 13:17
            +1

            Процесс оплаты исчез.

            Так это давно есть — те самые трансподеры. Просто Амазон перенес в другую область и все в общем-то. И да, я не уверен, что такое устранение процесса хорошо для покупателя — ему становится еще сложнее контролировать свои расходы в результате — для продавца это хорошо, по понятным причинам.


            1. norlin
              29.12.2016 13:33

              С самой базовой точки зрения – да, идея та же. Только вот сложность на порядок выше. Транспондер лишь засекает факт пересечения некой линии, грубо говоря. А тут надо трекать, какие именно товары какой именно покупатель себе положил.


              По-поводу расходов – на мой взгляд, наоборот, всё станет проще. Вся история покупок доступна, не нужно хранить чеки, вести бюджет самостоятельно и т.д.


              1. sptor
                29.12.2016 13:46

                Чеки и так хранят единицы (если речь о продовольственных товарах), бюджет ведет наверно еще меньше.
                Тот же безнал (особенно кредитки) тоже провоцируют тратить больше, хотя бы потому, что каждый момент времени ты не знаешь доподлинно, сколько у тебя есть денег, и проверка достаточно осложнена (да я в курсе интернет-банкинга и возможностей смартфонов с аппами от банков, но мне идея таскать инструмент быстрого доступа ко всему содержимому моего счета/счетов не выглядит привлекательной). С дебетками та же история, туда деньги часто вносятся «запасом» и потому в среднем на ней будет больше денег чем если бы тащил наличностью для каждодневного похода в магазин, то есть опять теоретически ты можешь потратить больше, чем если бы пользовался бы наличностью


                1. norlin
                  29.12.2016 13:51

                  Чеки и так хранят единицы (если речь о продовольственных товарах), бюджет ведет наверно еще меньше.

                  А о каком "контроле расходов" тогда вообще идёт речь?


                  безнал (особенно кредитки) тоже провоцируют тратить больше

                  Не могу согласиться и считаю это "психологическим атавизмом". Сам при наличии такой возможности предпочитаю платить картой, и это не мешает мне контролировать расходы и знать, сколько у меня денег.


                  Вообще, дискуссия бесперспективна, т.к. всё то, что вы перечислили, легко решается лимитами, отдельными счетами и т.д. и т.п. Плюс защита денег сильно лучше, чем в случае с наличностью – если у вас украдут кошелёк с деньгами, то вы уже ничего с этим не поделаете. А фейковую транзакцию всегда можно оспорить, украденную карту заблокировать.


                  1. sptor
                    29.12.2016 14:03
                    +1

                    А о каком «контроле расходов» тогда вообще идёт речь?

                    Текущем или моментальном. С карточкой много легче спонтанно совершить более дорогую покупку. Но повторюсь, мы живем не в идеальном мире, и домашнюю бухгалтерию ведут единицы гиков именно что.
                    Сам при наличии такой возможности предпочитаю платить картой, и это не мешает мне контролировать расходы и знать, сколько у меня денег.

                    Я тоже плачу карточкой обычно, но бухгалтерии не веду, как и большинство — оперируя в основном общей суммой средств за месяц (зарплатой), я примерно знаю сколько у меня денег, но именно что примерно.
                    фейковую транзакцию всегда можно оспорить

                    Речь не о фейковых транзакциях, а о своих транзакция, подтвержденных и так далее, которые возникли только потому, что это была спонтанная покупка чего-то может и не особо нужного совершенная основном потому же, что карточка это позволяет и потому что вот в тот момент хотелось (за наличностью домой не побежал бы никто, а каточка вот она, да и кредитный лимит есть там). Люди не роботы и не просветленные все контролирующие существа, как можно иногда подумать читая комментарии в интернете вообще и на этом ресурсе в том числе, и на старуху бывает поруха в общем, и в обозримом будущем это врядли как-то поменяется.


                    1. Shadow_Runner
                      29.12.2016 14:25

                      Честно говоря уже в которой статье вижу упоминание этой проблемы, но кажется уж больно надуманным. С тем же успехом можно сказать, что алкоголизм у людей усугубится, потому что для покупки алкоголя теперь надо еще меньше действий совершать.
                      Если у человека есть проблема с контролем трат — она будет и с наличными, и с онлайн покупками и с картой. Здесь же также в руки даются все инструменты для контроля — список покупок доступный в онлайне и приложения для отслеживания покупок в самом магазине с телефона, насколько я понял из прошлой статьи.


                      1. sptor
                        29.12.2016 14:54

                        вижу упоминание этой проблемы

                        Были вроде даже исследования на эту тему, но навскидку не найду (там вроде в основном про кредитки было), эффект может не с столь огромный, но он есть. По факту карточка это просто больше денег доступных здесь и сейчас, и именно поэтому этот эффект возникает. То есть вы врядли с собой будете носить всю свою месячную зарплату наличными ежедневно, а с карточкой это легко и просто, тот же кредитный лимит может даже больше быть, то же самое с дебетовкой. результате среднее количество денег на руках, в момент нахождения в магазине растет, и как следствие возможности спонтанных трат тоже.


                        1. Shadow_Runner
                          29.12.2016 15:12

                          Понимаю что эффект есть, но все равно считаю это проблемой людей, а не технологий. Лично для себя я тоже заметил, что деньги в наличке, особенно крупными купюрами, «лучше сохраняются». Потому просто на карточку их ложу по мере траты, большую часть храню в наличных. Благо снять деньги с зарплатной карты это ноль комиссии, положить их на универсальную карту ноль комиссии и тратить их потом тоже.
                          Также в прошлой статье по амазону и его патентам на магазин упоминалась система задействующая мобильный телефон для мониторинга покупателем покупок и авторизации, так что визуальная цифра итоговой суммы сразу на смартфоне может даже наоборот отрезвлять некоторых еще до «кассы».


                          1. sptor
                            29.12.2016 15:22

                            проблемой людей

                            Ну так мы ж не в мире роботов живем, поэтому проблема людей это и проблема технологий тоже, иными словами, если некая технология приводит к появлению проблем у людей, стоит посмотреть на эту технологию повнимательней и возможно как-то ее подкрутить, чтобы избежать этих проблем.
                            Визуализация текущих трат это хорошо, но там есть и то самое безакцептное списание и отсутсвие необходимости вообще каких-либо действий кроме войти-набрать-выйти — в этом то основное удобство состоит, которое и педалируется в основном, а достать телефон это снова дополнительное действие — причем необязательное. То есть тогда уже можно сделать, чтобы человек прикладывал телефон к терминалу к примеру выходя, тем самым подтверждая списание, тогда без сверки суммы никуда не дется, а когда она будет необязательно очень многие не будут никуда смотреть.


                            1. Shadow_Runner
                              29.12.2016 16:00

                              Я все равно за подход, в котором людям дают в руки возможность все контролировать, а не принуждают к этому насильно. Серьезно, у вас выходит, что ради части людей которые может быть не хотят что-то контролировать нужно усложнять все для всех остальных. Так легко дойти до необходимости трижды подтвердить желание потратить деньги, с авторизацией по смс и телефонному звонку и краткой лекцией от консультанта о экономии и вашем текущем доходе. Ведь кто-то не задумывается и плохо умеет считать.


                              1. sptor
                                29.12.2016 16:36

                                в котором людям дают в руки возможность все контролировать, а не принуждают к этому насильно

                                Инструменты для контроля есть и сейчас, но ими не пользуется именно что большинство — вот в чем проблема, данная же схема еще больше облегчает расходование средств при этом никак не стимулируя к контролю вообще. То есть по факту эта система выгодна больше для продавцов, чем для покупателей — я про это говорю, то что инструменты формально есть, это не означает, что ими будут пользоваться, только и всего.
                                Лекций консультантов не нужно — нужен такой механизм, который бы позволил контролировать моментальные спонтанные траты без дополнительных усилий со стороны покупателя, собственно поэтому многие наличные и предпочитают, там все интуитивно понятно ты не потратишь больше чем есть, и что немаловажно остаток видно сразу. Чтобы реализовать такое с безналом по сути придется таскать смарт с открытым соединением с банком.


                                1. Shadow_Runner
                                  30.12.2016 16:38

                                  То есть вы предлагаете отказаться от схем оплаты с минимальным количеством действий потому, что некоторые люди не могут в самоконтроль?


                                  1. sptor
                                    30.12.2016 16:54

                                    Я не предлагаю от них отказываться, я о том, что они имеют некоторые проблемы все же, причем не для «некоторых», а скорее для большинства, или по меньшей мере значительной части людей. И что их введение хоть и удобно для потребителя, бприносит дополнительную выгоду скорее продавцу.
                                    То что люди, в среднем, не склонны к усложнению, даже минимальному, своей жизни пусть это и принесет им прямую выгоду иллюстрируют примеры с ведением домашней бухгалтерии, которую, несмотря на всю простоту, особенно сейчас ведут в общем единицы.


                                    1. Shadow_Runner
                                      30.12.2016 17:04

                                      Понимаю теперь чего именно хотите вы. Но ведь наличие приложения в таком магазине позволит вести эту бухгалтерию практически автоматически, т.к. смартфон будет получать информацию о покупках. Для меня вот такое наоборот было бы мечтой, просмотреть данные покупок за последний месяц без переписывания чеков и прочего и подвести статистику по категориям товаров в два клика. Дальше дело останется только за популяризацией такого подхода.


                                      1. sptor
                                        30.12.2016 17:13

                                        На самом деле это в упрощенной форме реализуемо даже сейчас при безналичном расчете, достаточно просто вытащить в интернет банке выписку по карточке к примеру. Но там конечно будут только факты трат без детализации на что конкретно потрачено.


                          1. alsii
                            30.12.2016 14:51

                            Вот последний абзац — это просто революция. Магазины самообслуживания куда больше провоцируют спонтанные покупки, чем карточка. Почти всегда на кассе выясняетсяся, что взял товара больше, чем расчитывал. И тут уж все равно чем платить.


                    1. alsii
                      30.12.2016 14:48

                      Когда я получал зарплату на карту Сбербанка, на кажду транзакцию моментально приходила СМС с суммой транзакции и остатком на карте. Довольно часто она прилетала раньшк, чем касса успевала напечатать чек. Таким образом мне можно было в любой момент нажать пару кнопок на телефоне и узнать мою финансовую ситуацию с точностью до копейки. И уже потом принять спонтанное решение о покупке. Опять же с карточки никто другой деньги спонтанно не потратит, и дома их в виде нарезаной бумаги хранить не надо, переживая: вдруг пожар, вдруг потоп, вдруг воры.
                      Насчет бухгалтерии. Многие банки предлагают в личном кабинете анализ расходов сделанных с карточки. Сразу видно, сколько потратил на еду, сколько на бензин, связь, коммуналку и т.п. Можно сравнить с предыдущими месяцами. Никаких дополнительных телодвижений, просто сразу видишь результат.


            1. Wolframium13
              29.12.2016 16:20

              Ну и ретейлеры не ради покупателей и мира во всём мире работают, а прибыли своей для.
              Ничего личного, просто бизнес.


            1. Vjatcheslav3345
              31.12.2016 12:09

              я не уверен, что такое устранение процесса хорошо для покупателя — ему становится еще сложнее контролировать свои расходы в результате — для продавца это хорошо, по понятным причинам.


              А как насчёт бухпрограммы, которая стоит на мобильники/транспондере/в облаке и всё и вся контролирует и отчёты по требованию предъявляет или уведомлениями о превышении всяких лимитов достаёт?


              1. sptor
                31.12.2016 12:49

                стоит на мобильники

                Это означает иметь постоянно открытый канал на банк с теоретической возможностью доступа посторонними у себя в кармане. Оно может быть удобно, не спорю, но меня этот вариант не особо прельщает ( я все же не считаю это очень уж безопасным, и в тот же интернет банк я с «чужих» компов не хожу равно как и по открытому вай-фай не цепляюсь), ну и я не пользуюсь интернетом в мобильном от слова совсем — разве что где есть вай-фай. У нас банки сейчас активно форсят мобильные аппы, при каждой проверке в банкомате выскакивает реклама что удобней проверить баланс в аппе, в том числе и возможность быстрого перевода небольших сумм без ввода всяких пинов паролей и прочего, то есть фактически утеря или кража телефона с таким аппом может дать постороннему доступ ко всем банковским счетам на какое-то время.


                1. Vjatcheslav3345
                  31.12.2016 19:34

                  А разве нельзя иметь один счёт для операций с мобильника, на который раз в неделю переправлять сумму на текущие расходы, например — с домашнего компа или из отделения банка. Если что — много не сопрут. При этом мы не лишаемся всех удобств автоматизированной бухгалтерии.
                  Выше высказывалось, что цены на продукты со временем снижаются, — не может ли этот эффект компенсировать увеличение расходов так, что итог по структуре расходов не изменится, но покупатель начнёт иметь (дома, в холодильнике) больше продуктов и из за этого меньше стремиться их покупать.

                  Тут вот подумал — ещё один рынок для амазона — аптеки.
                  Сейчас много экспериментируют с доставкой дронами, например. Многие массовые лекарства в упаковке весят пару сот грамм и стоят как 1-1,5-2 кг отборного мяса или рыбы, при этом спрос на них может быть практически массовым и, имеющие плохое самочувствие люди не станут ходить в аптеку если доставка дроном будет недорогой.
                  Возможно, скоро и аптекам придётся меняться.
                  Правда — аптечные дроны могут стать техногенными разносчиками инфекций (какими сейчас полагают самолёты, например), ведь будут контактировать именно с больными людьми.
                  Думаю, в случае эпидемий в будущем даже будут применять «одноразовые» и перерабатываемые устройства — но для этого их двигатели и некоторую другую начинку надо будет научиться выпускать десятками миллиардов штук в год — как гайки/электролампы.


          1. Areso
            29.12.2016 13:31

            Популярность батников с таким идеальным интерфейсом, как мне кажется, сегодня невелика.


            1. norlin
              29.12.2016 13:38

              А в чём идеальность батников в этом плане? Наоборот же, пользователю надо мало того, что запустить его вручную, так перед этим ещё и написать код. Или я не понял ваш комментарий… Речь-то не про GUI, а про UI вообще.


              1. Areso
                29.12.2016 16:03

                Имелись ввиду готовые батники. Ну или готовые программы, для которых не нужен пользовательский ввод данных, в том числе консольные.


                1. norlin
                  29.12.2016 16:33

                  Ну и много ли задач, которые можно решить таким образом?


    1. itwasntme
      29.12.2016 14:23
      +1

      Tesla ничего не сделали, просто поставили в машину аккумуляторы, которые есть на рынке уже десятки лет.
      Space X тоже мне инноваторы, построили ракету, как будто мы их не строили с 60-х
      Автономные гугломобили — подумаешь, поставили пару камер, датчиков с алиэкспресса и научили распознавать знаки — зазнайки.
      Другое дело селфи-палка и прочие инновационные радости из поднебесной

      P.S Если что это ирония в ответ к посту про инновацию.


  1. TerraV
    29.12.2016 12:34

    Спасибо большое за статью, очень интересно, особенно в связи с параллелями их предыдущих действий. Для меня было не очевидно что один формат нового магазина может так сказаться на отрасли в целом.


  1. Forest_Gump
    29.12.2016 12:53

    Я так и не понял, чем принципиально обычный магазин отличается от Amazon Go. Потеря пары минут в очереди в магазине — это последнее, что меня волнует при походе в магазин. Главные факторы для меня — ассортимент продуктов, их качество и цена.

    В статье очень много аргументов, но большинство из них сомнимтельные: одна околорекламная шумиха вместо фактов.


    1. bars_arseniy
      29.12.2016 14:18
      +2

      Это для вас отсутствие кассы не принципиально. А для меня, например, очень.
      Зайти в магазин, покидать в сумку или куда там, что нужно по списку или просто захотелось и выйти. Да это же просто круто.
      А стоять на кассе от 3-5 минут и больше, потом по-быстрее упаковывать вещи, между этим оплатить картой или наличкой, потом сдачу/карточку и чек засунуть обратно и опять быстро быстро упаковывать вещи потому, что вот уже рядом пробиваются чужие. Вот это всё не очень приятно. В больших супермаркетах не совсем так. А вот мелких именно так.


      1. Shadow_Runner
        29.12.2016 14:33
        +1

        Поддерживаю. Все это стояние в очереди и поспешное собирание всего в пакеты и оплата — самая неприятная часть похода в магазин. Да еще чуть не в то время пошел, попал на прайм-тайм какой-то или предпраздничное время — очереди становятся как перед апокалипсисом каким-то. А кассы дополнительные многие супермаркеты любят открывать только в новый год. Так что с удовольствием бы пользовался любой подобной системой с автоматической оплатой, главное чтобы контроль над ней был достаточный и защищенность.


  1. FedyaShlyapkin
    29.12.2016 13:44

    В Росси интересно такая схема возможна? без кассовых аппаратов.


    1. ToSHiC
      29.12.2016 20:08

      Без кассового аппарата нельзя, но совсем скоро (с февраля 2017 года, кажется) можно будет располагать этот самый аппарат где угодно и присылать чек по email. А для желающих получить бумажную версию можно поставить терминалы с принтерами, подходишь — и получаешь чек.


      1. NeuroHunter
        30.12.2016 16:30

        Чеки все-таки нужны. Расплачиваюсь картой, но чеки всегда беру, чтобы потом с них записать каждый пункт в программу по ведению домашнего бюджета.
        Как только все вот это содержимое будет передаваться в описании транзакции в банк (и, соответственно, показывается в банковском приложении) — можно будет и от чеков отказываться.


  1. xcore78
    29.12.2016 14:48

    Вы большие молодцы, занимаетесь популяризацией технических новинок.
    Если бы еще платежи принимали так, как удобно плательщику, а не изобретая «особые условия обслуживания», было бы совсем здорово.


  1. Gryphon88
    29.12.2016 14:55
    +1

    Минутка паранойи.
    Вы ходите в магазин по автоплатежу через депозит с аккаунта. Допустим, все хорошо, у вас есть некоторый стабильный чек, вы всем довольны, но вдруг у вас появились финансовые проблемы, вы вчитались в чек и заметили странное:
    1. Чек изменен «задним числом» — все документы лежат на платформе амазон, и тот решил списать часть нераспроданных продуктов в конце года (ну или просто украсть), распихав по уже оплаченным чекам (и списав дополнительные деньги). Вот такой вброс в корзину банки икры, только теперь и икра виртуальная. и деньги автоматом списываются.
    2. Цена продукта может быть:
    — персонифицирована, т.е. зависеть от прошлой истории покупок
    — не совпадать с указанной на ценнике
    — колебаться в значительном коридоре
    — зависеть от текущего набора покупок, такая принудительная акционность
    — прочие проделки дикого маркетолога
    Мы завернулись в инфраструктуру со всех сторон и стали от неё зависимы, и отследить/доказать при отсутствии резких колебаний платформы очень сложно.
    Примерно так я отказался от автоплатежей за коммуналку :) Перестал вчитываться в счета и цифры расходов, в итоге меня немного нагрели, заметил только когда внезапно списалась трехкратная средняя плата за воду. Последний счёт оспорил, а примерно две среднемесячные оплаты, размазанные, пропали.


    1. dom1n1k
      29.12.2016 16:56

      Для того всё и затевается, очевидно же — как можно больше контроля над процессом покупки отнять у клиента и забрать себе.
      Лет через 20 они будут привозить продукты прямо домой — но не по заказу, а по подписке, то что сами вычислят на основе «персонифицированных предпочтений».


      1. niksite
        29.12.2016 22:58

        Продукты по подписке мне уже привозят компании типа Blue Apron. А компания Graze например даже не даёт возможность выбрать содержимое а именно что сама формирует что вы проучите. Амазон привозит продукты мне на дом, но к сожалению все ещё требуется самостоятельно выбирать что именно. Вот всякие бытовые мелочи вроде бумажных полотенец, мыла, шампуней и так далее — не требуется, присылает по единожды оформленной подписке раз в месяц, да ещё и 15% скидки даёт.


    1. gsaw
      29.12.2016 17:15

      Здравый смысл победит. Для покупок в Amazon Go требуется мобильник. Скорее всего можно посмотреть и проконтроллировать сумму взятого с полок. Опять же марка Амазон и репутация стоят много больше экономии на приписках. Я думаю Амазону выгоднее завлечь покупателей простотой покупки и получить дополнительный 1% прибыли, что поди выйдет в сотню миллионов, чем обманывать по мелочам покупателей.

      Я закупаюсь в Амазоне с 2008-го. Покупаую все подряд, начиная с чая и вином и кончая мебелью. Я истратил за восемь лет почти 16к евров и в 99% случаев остался доволен.


      1. dom1n1k
        29.12.2016 17:59

        Про репутацию Амазона может и верно, но когда (если) эта модель станет массовой, и на неё перейдут множество других продавцов, да нидайбох в России — «вот тогда мы похохочем» (с) Карлсон


        1. imanushin
          29.12.2016 18:40

          А что мешает сейчас в чеки незаметно подкидывать позиции с оправданием «терминал глючит»? Например, вместо 2х пачек сока пробить 3. Или вместо «Греча за 1руб» пробить «Греча за 1.1 руб»?


          1. Gryphon88
            29.12.2016 18:57

            1. Ничего
            2. Так иногда делают.
            Но у Вас есть бумажный чек, который является документом, и бумажный ценник, который тоже имеет ненулевую юридическую ценность. Если Вы при покупке проверяете «комплектность». то можно решить проблему на месте


            1. alsii
              30.12.2016 15:01

              > и бумажный ценник, который тоже имеет ненулевую юридическую ценность.

              У меня пару раз так было: обратил внимание, что на кассе товар пробили дороже, чем на ценнике. Вызывают старшего продавца, гуляем с ним до полки с товаром. А там новый ценник. «Цена поменялась с 11:30, а сейчас 11:50». Вот и вся юридическая ценность…


          1. dom1n1k
            29.12.2016 19:01

            Ничего не мешает и так бывает в реальности. Разница в том, что труднее станет а) заметить «ошибку» б) доказать свою правоту.


    1. alsii
      30.12.2016 14:57

      Из раздела "Цена продукта может быть" все пункты кроме первого возможны уже сейчас, а при использовании программ лояльности и первый пункт — суровая реальность.


  1. Shadow_Runner
    29.12.2016 16:43

    DEL.


  1. DmitrySpb79
    29.12.2016 19:02

    Про почтовую доставку продуктов с амазона, не очень понял в чем прикол. Лично мне не влом по дороге с работы зайти в супермаркет за продуктами (благо по пути, даже сворачивать не надо), и это проще чем курьера ждать. Ну может если кто на машине, тем конечно не так удобно — пока заедешь, пока запаркуешься.
    К тому же в продуктах есть одна фишка которой нет в онлайне — я не знаю заранее что я хочу купить. Увидел что-то интересное, взял, купил. В общем, не думаю что онлайн заменит продуктовые магазины.

    А вот то, что профессия кассира исчезает как класс — еще один звоночек по пути всеобщей автоматизации, тем кто работает в этой области, стоит серьезно задуматься о том, что они будут делать лет так уже через 10.


    1. gsaw
      29.12.2016 20:10

      Я иногда пользуюсь доставкой продуктов. У меня прав на машину нет. Мне либо таскать пешком продукты, либо заказать на дом. Второе удобнее. Ты спокойно выбираешь, что надо и тебе все принесут домой. От определенной суммы заказа — доставка бесплатна. Цены не выше, чем в обычном магазине. Можно заказать доставку на определенный день и промежуток времени. Овощи и фрукты конечно я бы поостергся заказывать, могут и фигню запихать, а вот все, что в упаковке — отлично.

      Зачем убивать время на на бесполезное занятие? Я понимаю на рынок сходить, купить свежих овощей, мяса, отдохнуть. А поход в магазин я воспринимаю как тяжкое бремя. Вся эта беготня по сложным лабиринтам устраиваемыми маркетологами, призванными вытянуть как можно больше денег для меня хуже. Тут я составил стандартный список. Ткнул «купить» и все.


      1. niksite
        29.12.2016 23:01

        Овощи и фрукты ни разу Амазон несвежие не прислал. Вот соленые огурцы раз разбились при доставке, было дело. Амазон, конечно, вернул деньги за все что было в одной сумке с огурцами.


    1. Zverienish
      30.12.2016 08:12

      Если вы не знаете, что что-то хотите купить, значит вам это срочно и обязательно не надо, но магазину вам это удалось продать. Я вообще в магазины хожу со списком и сверх него покупаю не часто.


  1. niksite
    29.12.2016 22:49

    В чем революция то?


    1. Уже много лет как есть кассы самообслуживания. Без кассиров. В Go Амазон лишь передвинул функцию этих касс от выхода из магазина к "положил товар в корзину".


    2. В чем (была, уже несколько лет как назад) реальная революция — доставка продуктов на дом. Раз или два в неделю я захожу с мобильника на Amazon Fresh в историю покупок, за пять минут накликиваю свой типовой набор покупок и на следующее утро (или даже в тот же день) получаю эти продукты к порогу квартиры. Удобно, однако.


    1. alsii
      30.12.2016 15:06

      И это и даже подписка на продукты это тоже далеко не новость. В Австрии хозяйка вешает на калитку пакет, а в него кладет бумажку. Утром булочник объезжает деревню, читает бумажки и раскладывает по пакетам свежие булочки к завтраку. Раз в неделю/месяц оставляет в пакете счет. И это продолжается уже очень много лет. Кое-где и молоко так же :-)