В ходе огневых испытаний одного из двигателей второй ступени ракеты-носителя «Протон-М», проведенных некоторое время назад, возникли проблемы. После проверки и анализа причин инцидента оказалось, что при сборке двигателя использовались «неликвидные компоненты». Об этом изданию «Коммерсант» рассказали несколько топ-менеджеров предприятий космической промышленности. Сообщается, что указанные проблемы обнаружены в двигателях РД-0210/0211 и РД-0213/0214, созданные Воронежским механическим заводом. Эти двигатели устанавливаются на вторую и третью ступени «Протона» соответственно.
Что касается неликвидных компонентов, то здесь речь идет об использовании вместо жаростойких материалов с содержанием драгоценных металлов менее жаростойких, используемых в других типах таких двигателей. Причины возникшей ситуации уже не в компетенции представителей космической сферы, поэтому проверку выполняют сотрудники ФСБ, прокураторы и СКР. Сейчас, по словам источников, знакомых с ходом расследования, правоохранительные органы пытаются понять, почему замена материалов осталась незамеченной представителями структур, которые отвечают за контроль качества двигателей.
Вывоз РН «Протон-М» на старт / Фото: 35photo.ru
«По документам, которые подписывали проверяющие, двигатели в полном порядке»,— уточнил собеседник «Коммерсанта». После того, как руководству госкорпорации «Роскосмос» стало известно о случившемся, двигатели для «Протонов» решили отозвать на завод-изготовитель для перепроверки и устранения недостатков. «Речь идет обо всех без исключения двигателях для „Протонов“, выпущенных на ВМЗ за последние несколько лет. Это десятки единиц, включая те, что уже были доставлены на космодром Байконур. График их возврата на завод должен быть подписан до конца недели», — сообщает «Коммерсант».
Получается, что Воронежский механический завод (ВМЗ) отвечает за возникновение проблем уже со вторым типом ракет. Дело в том, что в начале декабря прошлого года произошла авария ракеты-носителя «Союз-У». Причина — разрушение двигателя РД-0110. Также был потерян грузовой корабль «Прогресс МС-04». Сейчас принято решение отозвать для проверки все третьи ступени ракет семейства «Союз» с двигателем, который стал причиной аварии «грузовика». Гендиректор ВМЗ подал в отставку по собственному желанию. Сейчас руководителем стал заместитель директора предприятия по производству Алексей Уваров.
Выяснять причины случившегося будут не только правоохранительные органы, но и ученые, инженеры научно-производственного объединения «Энергомаш». Руководство госкорпорации «Роскосмос» утверждает, что на этом предприятии ситуация с качеством и надежностью выпускаемых двигателей гораздо выше, чем на ВМЗ. Подтвердил факт привлечения к проверке двигателей ВМЗ и гендиректор «Энергомаша» Игорь Арбузов: «В контур интегрированной структуры, возглавляемой „Энергомашем“, входит Конструкторское бюро химавтоматики, которое является разработчиком двигателей для второй и третьей ступеней ракет-носителей „Протон“ и досконально знает технические характеристики двигателей и особенности их изготовления. Для исправления ситуации, которая сложилась на ВМЗ, в рамках проводимой „Роскосмосом“ реформы отрасли в целом мы проведем аудит и дополнительный технический контроль всех двигателей, которые уже произвели на ВМЗ». Он также считает, что процедура проверки двигателей может стать причиной корректировки сроков запусков ракет-носителей типа «Протон» и «Союз».
Источник: Коммерсант/Олег Харсеев
В этом году госкорпорация «Роскосмос» планировала провести 27 пусков, из которых не менее восьми приходится на «Протоны». Некоторые пуски — коммерческие. Так, в первом квартале этого года планировалось запустить на орбиту геостационарный спутник связи Echostar 21. Во втором квартале по плану запуски телекоммуникационных спутников Hispasat 30W-6 (1F) и Asiasat 9. Плюс ко всему, в конце первого квартала в плане стоит доставка на орбиту военного спутника связи «Благовест», после чего на орбиту должны вывести три спутника «Глонасс-М», а после них — гидрометеорологический аппарат «Электро-Л» N3. По мнению экспертов, сейчас планы запуска «Протонов» сильно изменятся. В самом лучшем случае первый пуск «Протона» состоится лишь летом.
При этом за перенос сроков пуска предусмотрена выплата штрафа партнерам в размере нескольких процентов от стоимости пуска. Сейчас принято решение не форсировать выполнение плана, а тщательно разобраться в причинах происшедшего. Руководство «Роскосмоса» призвало провести полную комплексную проверку каждого отдельного изделия, с последующим сокращением дефективности изделий на ВМЗ.
Кроме всех перечисленных мер, «Роскосмос» собирается провести тотальную проверку качества производимой продукции. Например, на «Байконуре» значительно усилен контроль за чистотой всех систем и помещений. Новые стенды и системы позволят специалистам проверить параметры, которые не изучались десятки лет. «Ведутся дополнительные испытания. Этим объясняются и возможные задержки пусков РН „Протон“. Главное не торопиться и убедиться еще раз в полной надежности техники и соответствии регламентам материалов, из которых она производится», — заявили «Интерфаксу» в пресс-службе госкорпорации.
1 декабря 2016 года произошло крушение грузового корабля «Прогресс МС-04», стартовавшего вместе с ракетой-носителем «Союз-У». По расчетам РБК, коэффициент аварийности этой модели ракет составляет 6,3% — 54 запуска из 858 (с 1973 года) закончились неудачей.
UPD. «Роскосмос» сообщил, что при проверке двигателя второй ступени-носителя «Протон-М» выявлено использование более дорогостоящего припоя с содержанием драгметаллов, чем это предусмотрено конструкторской документацией. К функционированию самого двигателя замечаний нет.
«Однако детальный анализ выявил применение в производстве припоя, не соответствующего конструкторской документации. Вместо штатного был применен другой, более дорогостоящий припой с содержанием драгметалла», — цитирует агентство сообщение «Роскосмоса».
Комментарии (101)
A-Stahl
25.01.2017 16:50+4Странно это всё. Как можно было при изготовлении не слишком массовой детали сделать её не из того, чего нужно?
Ладно там ещё ширпотреб какой, но ведь нет. Чтобы заменить материал это же нужно ещё сильно постараться.
Это даже на саботаж не похоже. Это больше похоже на феерический долбоебизм.
Потом окажется что материалы имели маркировки (условно) АБвМ-1 и АбВМ-1. И как тут не перепутать?:)impetus
25.01.2017 17:13Ну, например, какое-нибудь платиновое напыление/легирование сделать потоньше-пожиже (даже не ухитить, а чисто ускорить процесс), да даже припои вместо серебряных — свинцово-оловянно-висмутные какие-нибудь (тоже — даже не с целью ухитить, а чисто геморру меньше в работе)…
В ракетной технике — ОЧЕНЬ много способов накосячить, и ОЧЕНЬ непросто всё сладать как надо, не зря все эти «нераспространения»
VDG
25.01.2017 17:18+11Вроде же всё очевидно.
речь идет об использовании вместо жаростойких материалов с содержанием драгоценных металлов менее жаростойких
stardust1
25.01.2017 20:44+4«Как отмечается, при производстве вместо штатного припоя использовался более дорогостоящий с содержанием драгметалла. По этой причине было решено провести дополнительные испытания ракетных двигателей.»
Сразу несколько версий. :-)vasimv
25.01.2017 22:26Хех, список жертв безсвинцовых припоев растет. Поверили экологам, что олово с серебром лучше олова со свинцом, вот и результат…
sergku1213
25.01.2017 23:55+1Дык, эта… Речь ведь идет не об оловянно-серебряных припоях и не о оловянно-свинцовых, речь идет о серебряных припоях. Их точка плавления около 600С и выше. В составе еще медь и другое. Я похожим частенько пользуюсь. Из него можно колечко серебряное только так сделать просто сплавив. Проба под 500 будет. Мало, но… А текучесть у него обалденная — мгновение и весь стык заполнился и блестит. Их используют для пайки холодильников тоже. Можно паять латунью, но она гораздо мягче и хуже пропаивает — затекаемость ниже
vasimv
26.01.2017 00:12Более вероятно, что речь все же идет об обычном сейчас Ag-Sn-xx. Никто в здравом уме не будет паять чистым серебром там, где применялся какой-нибудь пос-61.
sergku1213
26.01.2017 00:18+5Что паять оловянным сплавом в ракетном двигателе? Там же нет радиодеталей. Вы просто почитайте на Ебэе про твёрдые припои и удивитесь — сколько их продается. и серебро там не чистое, сплав с медью, цинком и так далее. Если даже паяют холодильники — этим самым серебром, то уж ракетные двигатели — подавно. А что холодильники паяют — даже в Литве. У нас в радиомагазине продают такой припой, он сразу с флюсом, похож на электрод, стоит дорого. но в том что для холодильников процентов 20 серебра. У меня есть более легкоплавкий 600С — там серебра больше
vasimv
26.01.2017 10:00По-моему, Вы недооцениваете количество электрических проводов в двигателе…
sergku1213
26.01.2017 11:09В электродвигателе — да. В ракетном, много меньше и их проще сделать на разъёмах. Вы представляете если контакт обломался/нарушился перепаивать провода в собранной ракете?
ploop
26.01.2017 12:18+1Меньше? о_О Да там проводами от одних датчиков можно дом с крышей опутать.
И по поводу разъёмов: я даже при макетировании поделок «на коленке» стараюсь их избегать, т.к. обжигался, а представляете там? Масса, надёжность и прочие параметры? Разъёмы выйдут «золотыми» в инвертированном смысле (реально золотые будут на порядок дешевле чем те, что нужны).
impetus
26.01.2017 13:32+2
действительно, что там паять?
(упс,
https://habrastorage.org/getpro/geektimes/comment_images/e46/a8b/b0b/e46a8bb0b560c80ef6f6ce04e038a309.jpg и
https://habrastorage.org/getpro/geektimes/comment_images/d62/d8e/3cc/d62d8e3cc27dcd6b83a7b22ba331f49f.jpg не подцепились)sergku1213
26.01.2017 15:26+1В оловянно-серебряном припое 0,2 процента серебра. Тогда объясните мне зачем его красть? Просто от тупости? Ещё раз, в килограмме такого припоя 2 грамма серебра. Причём он гораздо хуже механически оловянно-свинцового им паяют от безысходности. В килограмме твердого серебряного припоя около 500 гр серебра и им до сих пор раяют радиаторы холодильников, потому что там важна герметичность. Латунью не заменишь из-за требований герметичности и прочности. Как хотите так и думайте. Я этими сплавами головки 3Д-принтеров паяю. Естественно олово таких температур и нагрузок не выдержит.
vasimv
26.01.2017 17:48Они его не крали, они им паяли. А надо было — обычным свинцовым. Как раз потому что лучше, чем все эти дорогие серебросодержащие. Чистым серебром паять провода — это вообще что-то запредельное, то что паяют — от перегрева развалится.
impetus
26.01.2017 18:49+3Паять вообще могли не провода, а трубопроводы, коих там тоже навалом, и вот там — припой находится в контакте с газом/жидкостью, что по той трубе течёт, и жидкости те очень химически активны. Сотв. там не олово-серебряны, а медно-серебряные 50/50 или более. Это как один вариант.
Второй — когда токи в соединениях — килоамперы (хотя и милисекунды) — то паять надо чистым серебром чисто серебрянные же кабели — такое там тоже бывает (не уточнял по этому конкретно движку).
Третий вариант — бывают провода, где наоборот — микроамперы при милливольтах (датчики хитрые) и там очень важно не поиметь каких-нибудь дополнительных шумов или электрохимических пар в цепи.
Четвёртый вариант — пайка могла иметь место вообще как механический крепёж каких-нибудь крупногабаритных обечаек к чему-нибудь — и вопрос вобще чисто, допустим вибро-/морозо-/жаростойкости соединения (причём вначале морозо- пока едет пассажиром ступень на криобаке, а потом жаро- когда работает)
И — да, серебро в таких вещах в общей стоимости — даже если его там килограммы — в пределе погрешности и нарушение могло быть вовсе не из-за хищений, а чисто технологическое (перепутали, торопились, недогрели, плохо затекает — взяли с чем возни меньше и т.п.)
Кроме того — нельзя исключать и прямого вранья в СМИ по воводу истинных причин отзыва движков — чисто дали отмазку, технически правдоподобную.
sim2q
27.01.2017 17:18+2Спасибо за фото!
У меня практический интерес — чем обмотаны с наружи жгуты с кабелем? На фото к сожалению не распознать, по цвету можно предположить, что «классическая тряпка», а второй тип (с натяжкой из за цвета) — лакоткань?sergku1213
01.02.2017 18:36Каптоновая лента? По виду страшно похожа на лакоткань но очень хороша. Прочная, держит до 400С и не отклеивается.
frog
25.01.2017 19:05+4Знаю, в былые времена достаточно типичной (правда, не в таких ответственных изделиях) была ситуация, когда по чертежам материал должен быть быть одним, но на производстве, посмотрев на чертежи, устно решали «так, ну этого сейчас нет, но заказчик требует, чтобы всё было в срок. Так что, вместо материала А используем материал Б, по свойствам вроде должен подойти». Разумеется, по документам при этом всё было правильно и даже не было никакого злого умысла. Просто, кто-то посчитал что он умнее, а другой надавил, что надо чтобы «кровь из носу, но успеть».
В известном фильме «Укрощение огня» про культуру производства был замечательный момент с фразой Королёва "… твою ж мать, я же запретил сверлить на сборке!".Rumlin
25.01.2017 22:17+8Можно процитировать классику. Внезапно тоже виноват Воронеж.
Однако еще во время тестирования бортовой аппаратуры советских зондов проекта М-73 неожиданно было обнаружено, что электроника выходит из строя. Причиной сбоев, как было установлено, стали транзисторы 2Т-312 производства Воронежского завода полупроводниковых приборов.
«Там были введены некие рацпредложения, которое заключалось в экономии драгметаллов: вводы транзисторов делали не из золота, а из алюминия. Оказалось, что эти вводы окислялись по прошествии примерно полугода», — сказал Маров. https://ria.ru/gagarin_news/20110221/336953929.html
muon
26.01.2017 07:55ну этого сейчас нет, но заказчик требует, чтобы всё было в срок. Так что, вместо материала А используем материал Б
Только толковый мастер/начцеха в личном порядке обсуждал это с конструкторами, хватит на такую замену заложенного ими запаса прочности или не хватит. По крайней мере, на нашем местном ракетпроизводстве так и было, хотя ракеты были не космические, а обычные военные тактические.frog
26.01.2017 12:28+2Так я о чём и говорю. Толковый мастер считает, что он умнее НИИ/КБ и в курсе всей истории испытаний, знает все ньюансы, которые возникали за годы эксплуатации и испытаний прототипов. В этом корень очень многих наших проблем (не только на заводах).
Предлагаемые изменения должны не просто «устно обсуждаться с конструкторами», но пройти все необходимые этапы и в итоге быть отражены в документации (!).
И изделие должно быть изготовлено по документации, а не по результатам обсуждений в коридоре (неважно с кем — академиком или генеральным конструктором).muon
26.01.2017 15:57+1В идеальном мире — да. В реальном мире бывает так, что или отступаем от норм, или изделий не будет вообще. Например, когда значительная часть персонала цеха вызвана военкоматами в связи с событиями на Даманском. Ну давайте план не делать, мы ж по уважительной причине, чо.
TedBronson
26.01.2017 16:37+3Значит нужно план не делать.
Как-то попались в интернете сканы докладов КГБ о ходе работ на ЧАЭС. Арматуру на такую же, но меньшего диаметра заменяют, бетон плохо вибрируют, в нём остаются каверны, множество других нарушений. Может это и привычно, но нормой быть не должно.
redmanmale
26.01.2017 17:37+1Тогда лучше не сделать совсем, чем сделать и думать, сработает, как надо или нет.
frog
27.01.2017 00:29+2Верно, вот такими соображениями люди и руководствуются. Т.е. по собственной воле берут на себя ответственность за недоработки других людей (к примеру смежников, не обеспечивших своевременную поставку нужного материала). Соответственно, люди виновные в отсутствии нужного материала в следующий раз к своим обязанностям подходят с ещё меньшей ответственностью и так это всё постепенно усугубляется, пока не происходит авария.
Причём, если люди на местах вместо поиска замены «идут на принцип» и требуют положенных условий, материалов и т.д., их начинают считать чуть ли не вредителями (традиция). Хотя, побольше бы таких принципиальных и, после нескольких срывов плана, вся схема бы нормально заработала по всей цепочке. Потому что по шапке получали бы те, кто на самом деле должен нести ответственность за отсутствие материала.
Схожую ситуацию можно наблюдать во время терактов — часто в гибели мирного населения общественное мнение винит спецслужбы (если во время штурма погибли люди), а не истинных виновников — террористов.
svitoglad
26.01.2017 22:09+2Замена «материала А на материал Б» влечет за собой контрольные испытания изделия. Как инженер -конструктор могу утверждать что это относится ко всем изделиям. На моей старой работе не раз на заменах «обжигались».
newborn83
25.01.2017 22:11В России и не такое могут…
malbaron
25.01.2017 23:19-14В России и не такое могут…
Самые нормальные ракеты, что спутники в космос выводят — только наши.
Остальные тянуться-тянуться, но не догонят пока.
Видимо, мы им решили помочь нас догнать.Belking
26.01.2017 06:23+6Объясняю минуса — сравните по википедии число запусков коммерческих спутников у Спэйс Икс и Роскосмоса, что в пятнадцатом, что в шестнадцатом.
malbaron
26.01.2017 20:32-2Объясняю минуса — сравните по википедии число запусков коммерческих спутников у Спэйс Икс и Роскосмоса, что в пятнадцатом, что в шестнадцатом
Сравните вес спутников.
Обратите внимание на самые самую большую полезную нагрузку (с людьми и т.п.). В этой сфере пока у РФ нет реальных конкурентов.
Ну а спичечные коробки в космос могут запускать даже любители.pnetmon
26.01.2017 21:15+2Обратите внимание на самые самую большую полезную нагрузку (с людьми и т.п.). В этой сфере пока у РФ нет реальных конкурентов.
Сколько весят три космонавта и 150 кг груза — наверное меньше чем груз доставляемый на Прогрессе. Вот только 2,5 тонны груза на Прогрессе меньше чем на Драконе. А так же Сигнуса, и в два раза меньше чем японском Аисте если разговор пошел про РФ.
В будущем на Драконе, Старлайнере будет по 4 человека — это тоже тяжелее чем три на Союзе...
Ну где будет вес спутников за 2016 год чтобы сравнить?
Eklykti
26.01.2017 22:25В будущем на Драконе, Старлайнере будет по 4 человека
Это только по контракту с НАСА по 4, а максимально они могут по 7.
pnetmon
27.01.2017 06:16Да. Но пока никто не объявлял о пилотируемых запусках этих кораблей не по контракту с НАСА. По контракту с НАСА сейчас пишут о 4 членах экипажа. Цифра 7 берется из количества членов долгосрочной экспедиции на МКС — 4 на американском и 3 на российском.
voyager-1
25.01.2017 17:15+13То что отменили военную приёмку, отрасль находится в состоянии перманентной реструктуризации, и зарплаты в отрасли — просто никакие, то эти факторы конечно с качеством продукции никак не коррелируют). И как было уже не раз — начнут не с решения этих проблем, а с «перестановки кроватей в борделе» — при том что последнюю перестановку ещё не закончили.
zapimir
25.01.2017 19:11+1Можно подумать в военной приемке люди на глаз отличают состав металла в готовом сопле? Они, что отпилят кусок и проведут химический анализ?
Karpion
25.01.2017 19:45+1Для проведения многих анализов даже не надо ничего отпиливать, можно анализировать на месте.
zapimir
25.01.2017 20:00Зачем их тогда на завод отправляют, если всё так просто? Могли бы и на месте протестить.
lingvo
25.01.2017 20:13+1Называется «неразрушающий контроль». Деталь можно просветить рентгеном, чтобы определить химические свойства и механические изьяны. Но для этого до детали нужно добраться и возможно ее снять. Поэтому и надо отсылать на завод-изготовитель.
mphys
25.01.2017 22:57+1С военной примекой вас поимеют по каждому пункту, а потом развернутъ и поимеют еще раз. Военпреды все без исключения отбитые на голову, с ними спорить сложно и на малейшие отклонения у них профессиональный нюх.
ClearAirTurbulence
25.01.2017 23:53+5Военная приёмка — та еще штука. В одном месте ее не было, потом ее ввели. Приехал розовощёкий приемщик и сказал, что ему полагается вот столько…
foxmuldercp
27.01.2017 18:32+1… Вот мы и подошли к проблеме самовольной замены чего-то там на что-то там без тестирования, согласования, документирования
vc9ufi
26.01.2017 07:14+1просто у вас сложно с аргументами было, у инженеров впк вообще сложно с деньгами
sergku1213
26.01.2017 08:49+2Вы знаете, на не работавшем изделии пайку хорошим твердым серебряным припоем легко отличить от пайки латунью. Раньше в хороших дисковых алмазных пилах сегменты к дискам крепились серебряным припоем. А я занимался рекуперацией алмазов из отработавших/изношенных сегментов. Мне даже удалось извлечь некоторое количество серебра из этих обломков. Теперь китайские паяют латунью. Прочность соединения хуже, затекание хуже.
BubaVV
25.01.2017 17:31+10… поскольку до этого места все равно никто не дочитает, сердечник трансформатора можно изготовить из дерева. Заметьте, что украсть драгметаллы из первой ступени сложнее — есть шанс, что найдут обломки и накажут
devlind
25.01.2017 17:38+5«По документам, которые подписывали проверяющие, двигатели в полном порядке»
В России многое ну бамажке в полном порядке.alexxprg
25.01.2017 18:35+4Масштаб бюрократии во всех областях таков, что если каждый ответственный будет по-честному проверять всё, что он подписывает — получится итальянская забастовка. В результате, за долгие годы все привыкли никогда ничего не проверять, понадеявшись на сотрудников рангом ниже, которые, впрочем, и сами находятся в точно такой же ситуации с невыполнимыми на практике регламентами.
teifo
25.01.2017 22:57+4По моим наблюдениям, приход принтеров и компьютеров только раскормил бюрократию. Теперь можно делать копии по любому поводу и в любых масштабах, разрослось количество видов документов, которые практически дублируют друг друга и помимо бумажных форм, так же разрослись их электронные формы. Так что полностью с вами согласен, бюрократия стала только толще. Конечно это только мое личное мнение и касательно гос.структур и возможно крупных компаний.
Barsuk
25.01.2017 18:27+2Мне вот интересно а как реально проверяющий мог это проверить. Ну вот перед ним двигатель в сборе, он же не будет разбирать его и делать всему экспертизу. Т.е. он опирается на документы о деталях по отдельности, актах на скрытые работы и прочее, т.е. все это бумажки. Или же производитель настолько честно хитрил что по исходным документам можно найти «экономию»?
voyager-1
25.01.2017 18:48+1Мне вот интересно а как реально проверяющий мог это проверить. Ну вот перед ним двигатель в сборе, он же не будет разбирать его и делать всему экспертизу.
Так в самом начале статьи указано:
В ходе огневых испытаний одного из двигателей второй ступени ракеты-носителя «Протон-М», проведенных некоторое время назад, возникли проблемы.
У современных ракетных двигателей запас ресурса может быть многократно больше — чем тот, что нужен для выведения ракеты на орбиту. А в данном случае двигатель видимо отказал прямо на стенде, в результате чего и решили проверку провести. А в ходе проверки — уже выявили то, что материал не соответствовал требованиям.pnetmon
25.01.2017 22:10+1а в другой сказано
http://www.interfax-russia.ru/main.asp?id=802426
25.01.17 18:58
25 января. Interfax-Russia.ru — Испытания двигателя второй ступени ракеты-носителя "Протон-М" выявили применение припоя, не соответствующего конструкторской документации, сообщает "Роскосмос".
Как говорится в сообщении ведомства, поступившем в "Интерфакс", в декабре 2016 года были проведены очередные испытания двигателя второй ступени ракеты-носителя "Протон-М".
"По итогам испытаний к функционированию двигателя замечаний нет. Однако детальный анализ выявил применение в производстве припоя, не соответствующего конструкторской документации. Вместо штатного был применен другой, более дорогостоящий припой с содержанием драгметалла", — говорится в сообщении.
......malbaron
25.01.2017 23:28+2Вы верите тому, что пишут журналюги? Всему? У 95% из них — просто перепечатки друг от друга. Да еще с ошибками.
pnetmon
26.01.2017 06:48+1Верю ли я первоначальной статье Коммерсанта? Официальному сообщению Госкорпорации? Вице премьеру страны курирующему ВПК?..
Может стоит привести что пишут официально....
Imp5
25.01.2017 18:32+4для проверки неликвидных компонентов в конструкции
Что означает слово «неликвидных» в названии?A-Stahl
25.01.2017 18:52+1Говняных. Несоответствующих нормативам. Неликвид — что-то нахрен никому не нужное. Ликвидность — способность какой-то хрени быть проданной по адекватной цене. Неликвидность означает, что что-то за запрашиваемую стоимость (пусть даже эта стоимость — себестоимость или меньше) продано быть не может. Говно в общем.
:)Imp5
25.01.2017 19:13+3Вот таким нехитрым образом жаргон продавщиц попал на geektimes в название статьи :)
lpwaterhouse
25.01.2017 22:06+1Вполне себе устоявшийся термин в экономической отрасли (неужто никогда про неликвидные активы не слышали?), что же вас тут удивляет?
impetus
25.01.2017 22:16+3Имущество, к-рое не может быть использовано в данном предприятии и подлежит ликвидации, продаже. Ожегов.
Встречается достаточно часто во вполне себе официальной отчётности как само по себе, так и в виде «ведомость неликвидов» (напр. по министерству) уже почти сотню лет, к «жаргону продавщиц» отношение имеет постольку-поскольку. Негативной коннотации не имеет.
undecim
25.01.2017 22:31+12Ликвид (liquid) — по-английски «жидкость». Неликвидный, — значит нежидкий :) У SpaceX такая же проблема была: кислород должен был быть жидким, а перешёл в твёрдую фазу.
mtivkov
26.01.2017 10:10+2А ещё неликвидный — тот, что нельзя продать.
Ликвидный продали, а неликвидный пустили в производство ))
black_semargl
31.01.2017 09:32+1Неликвидами как правило означают то что некуда использовать.
Например движок перестали производить, а неизрасходованный запас припоя для его производства лежит на складе.
solariserj
25.01.2017 18:33Главное чтоб эти «некондейные» двигатели пустили «под нож», а не просто перебили номера(с откатом нужным людям), как это делают с пищевой продукцией.
И далее будет уроком.foxmuldercp
27.01.2017 18:38«Кондеями» в разговорной обычно называют кондиционеры, а то, что Вы имеете в виду, скорее всего называние «некондиционные».
HiMem-74
25.01.2017 18:44-1Дожили, с космической техники драгметаллы воруют!
Прости, Юра, мы всё про#бали...newborn83
25.01.2017 22:35+4Это вы еще воронежские ВЧ и СВЧ транзисторы `вертолеты`не юзали. В 90х весь драгмет местная братва себе на цепи попилила, в итоге — через один сплошная отбраковка или параметры плывут.
lingvo
25.01.2017 19:06+3С текущей конкуренцией, которая слажилась на этом рынке благодаря Маску, надо считать не проценты штрафов за задержанные пуски, а потерянные контракты, которые получит Спейс Икс вследствии потери репутации Роскосмосом. А это гораздо большие суммы, чем штрафы, которые отразятся на Роскосмосе не сейчас, а в следующем году. Но естественно, об этом предпочтут умолчать.
TedBronson
25.01.2017 19:16+1У SpaceX запуски на три года забиты, последствия могут быть (и будут) в средне- и долгосрочной перспективе. У Протона и так репутация не самой надёжной ракеты-носителя. Когда (и если) полетит Falcon Heavy и они выйдут на 20-30 запусков в год даже идеальная репутация может Роскосмосу не помочь.
zapimir
25.01.2017 19:19+3Так уже отразилось, за этот январь ни одного запуска от Роскосмоса. В то время как уже по 2 запуска сделали Китай, Япония, США. Уже возят почти только собственные нагрузки, коммерсов кот наплакал. В феврале собираются запустить Прогресс к МКС. В марте пару спутников ГЛОНАСС…
lingvo
25.01.2017 20:18Я бы на месте клиентов уже начал прописывать в условиях контрактов что-то вроде — задержка запуска более x месяцев — снимаем спутник и переставляем на другую ракету. Естественно, за счет того, кто виноват. Так сейчас работают транспортники, к чему коммерческие запуски и идут.
Eklykti
25.01.2017 20:38+1Для того, чтоб сейчас выставлять подобное условие, надо заранее договориться с оператором той самой другой ракеты, чтоб они придержали готовый экземпляр на дату твоего пуска. За это, естественно, придётся доплатить отдельно.
Вот когда таки появятся полностью многоразовые системы выведения (включая 2 ступень) — такие финты станут возможными. А пока так делают только те, кому ОЧЕНЬ НАДО и они готовы за это доплачивать.
lingvo
26.01.2017 15:44+1Все гораздо проще. Space X для того, чтобы гарантированно выполнить условия по своим контрактам обязательно будет учитывать вероятность невозвращения первой ступени в целости и сохранности. И естественно, надо учитывать худший вариант при планировании своих запусков.
Следовательно, перевыполнение плана по возвратам приведет к тому, что на складе у Space X будут лежать вернувшиеся рабочие первые ступени, под которые нет контракта.
И тогда Маск делает предложение какому-нибудь Intelsat — «Слышь, у вас сроки горят, Роскосмос задерживает, а у меня ступень лежит без дела и окно для запуска есть. Сделаю скидку — айда ко мне?». И Intelsat начнет закручивать гайки…Eklykti
26.01.2017 15:46+1Первая-то лежит, а вторая пока одноразовая, и её нужно каждый раз строить новую.
kamaikin
27.01.2017 16:26+1Зато она минимум в девять раз дешевле (по числу двигателей) А реально видимо больше, потому, что объем баков меньше.
black_semargl
31.01.2017 09:35Вроде всплывала цифра в 23% стоимости от всей ракеты.
Без учёта работ на старте.kamaikin
01.02.2017 17:56Возможно и так. Информации по стоимости мне найти не удалось. Но вроде бы как раз должна быть дешевле… конструкция проще, движков меньше, объем баков меньше, возвращать даже не планируют…
AMIluvatar
25.01.2017 19:18+9Хорошо, что отзывную кампанию проводят, а не молча ждут новых пусков скрестив пальцы.
Плохо конечно, что такие вещи происходят, но главное — вовремя это признать и исправить с наименьшими репутационными и денежными потерями.zapimir
25.01.2017 19:21+1Ну видимо проблема в том, что никакие скрещенные пальцы не помогли бы, и оно бы грохнулось с вероятностью 100%.
vanxant
25.01.2017 19:35+5Тут главное даже не это, а публичность.
Как бы не первый раз косяки на производстве вскрываются. После каждого неудачного пуска заводы шерстят всё те же гэбисты с прокурорами, плюс ещё вояки, если изделие военной приёмки. Но традиционно у нас всё тихо и жутко секретно происходило, ибо стыдно (кому стыдно-то? начальнику цеха, рабочие которого накосячили?)
Сейчас, во-первых, поймали за руку до падения, во-вторых, по меркам отрасли освещают нереально публично. Неужто подход поменяется?
guai
25.01.2017 19:38+2По-моему, они не знают значения слова «неликвидный»…
CKA3ATb_BCEM
25.01.2017 20:08+2По-моему, они знают как превратить 10 тонн неликвида в 10 тонн материалов с драг металлами
svitoglad
26.01.2017 00:01+3Из коментария: «у меня коллеги на производстве высоковольтные источники питания поначалу заливали «унитазным» герметиком, потом нашли специализированные силиконовые композиции и перешли на них, но если перебой в поставках, — снабженца посылают в строительный магазин. И проходят приемку по военным стандартам)))» http://mysku.ru/blog/aliexpress/48505.html
sim2q
27.01.2017 16:55+2я так тоже юзанул «герметик из магазина», но совсем конечно не подумав… он пока высыхал был… электропроводным!
sergku1213
01.02.2017 18:29+1Есть герметик «нейтральный» — он думаю много лучше, хотя и дороже. Он не пахнет уксусной кислотой и соответственно, при полимеризации её не выделяет.
mwaso
26.01.2017 07:21Фото с монтажниками печальное. Люди стоят на краю платформы неустойчиво — значит работать неудобно — качество снижается.
Парень в руках плоскогубцами (или вроде того) что-то химичит. Провод зачищает или что-то зажимает. Ну не знаю, как по мне, для домашнего электрика это допустимо, а при сборке двигателя, тем-более ракетного, все проводки/детальки должны быть подготовлены заранее и монтажник должен работать только динамометрической отверткой и ключем.QWhisper
26.01.2017 07:35+5Я думаю это фото формата — ребята сделайте серьезные лица, типа вы работаете.
svitoglad
26.01.2017 08:39+2Это все пустяки. Вон пишут что БРПЛ «Булава» нужно полностью «перепилить» — http://svpressa.ru/war21/article/164832/
По сути принятой на вооружение ракеты до сих пор нет.
Похоже российскую оборонку спасут только массовые расстрелы.muon
26.01.2017 10:24+1Всёпропальщики на «Булаве» дыру протрут. Меж тем из 10 пусков один неудачный.
По ссылке дяденька из какой-то мутной нетехнической невоенной организации обсуждает слухи.svitoglad
26.01.2017 10:31+1Эти «слухи» уже во многих россми напечатаны. В данном случае изделие есть или его нет, но это военная тайна.
foxmuldercp
27.01.2017 18:50+1Не будем о политике, но отрезать головы гидре надо комплексно и сразу все, а от расстрела одной оборонки — если система прогнила — придут кумы-сваты-братья и все продолжится.
cyber_genius
26.01.2017 18:42К сожалению ничего нового, такие новости уже не удивляют, после аварии с Фобос-Грунтом уже было понятно, что отрасль разваливается.
vasimv
26.01.2017 22:20+3Фобос-грунт как раз не показатель (хотя и феерично вышло). СССР/России с Марсом вообще не везло, ни разу в целости не долетело. Лучше бы на Венеру чего-нибудь путное послали.
muon
27.01.2017 01:16+2Немного наоборот. Было понятно, что отрасль разваливается, поэтому решили доделывать начатый Фобос-Грунт. Реальной надежды на успех экспедиции не было, но хоть чем-то заняли отраслевые предприятия и хоть что-то им заплатили.
Color
Работал я как-то на ВМЗ. Не скажу про двигатели, но столовая там — что надо!
TimsTims
Держите нас в курсе