Или:
Корни и плоды постгуманизма
Давайте объективно смотреть на вещи: по большей части биологическая эволюция человека завершена. Process complete.
Всего несколько сотен лет назад, несмотря на тождественное нынешним людям строение тела, средний человек был ниже ростом, слабее физически и не так быстро соображал. Усиление этих свойств произошло потому, что эволюционный процесс продолжался – выживали сильнейшие и более приспособленные.
Теперь – всё. Сейчас даже наименее успешные и приспособленные особи вида Homo Sapiens способны выживать и давать потомство – спасибо развитию медицины и общепринятым социальным нормам, уравнивающим в этом отношении всех представителей популяции.
Не может эволюционировать вид, в котором отключены механизмы естественного отбора.
Кто-то, возможно, спросит: Как так? Почему «отключены»? Чего бы их не включить обратно?
А вы готовы пожертвовать медициной и всей социальной сферой ради того, чтобы ваши далёкие потомки, возможно, стали совершеннее физически?
Вы готовы наблюдать смерть миллионов людей от болезней и голода, и не просто каких-то там абстрактных людей, а, в том числе и ваших близких, родственников, друзей, лишь затем, чтобы дать шанс эволюции ещё немного улучшить природу человека?
Даже если отбросить в сторону моральные и гуманистические соображения, даже если устроить жесточайший отбор тех, кому будет позволено экстраполировать свой генетический материал в будущее, это не гарантирует требуемого результата, а невыносимые условия существования нынешним поколениям создаст уже сейчас.
Итак, биологическая эволюция человека окончена. Но, человек так устроен, что всегда стремится к совершенству. Во всём. Человек хочет улучшить своё тело, чтобы оно стало выносливей, сильнее, приспособленней к любым условиям окружающей среды. Человек желает усовершенствовать свой мозг, чтобы больше запоминать, лучше классифицировать, быстрее обрабатывать информацию. Все эти желания естественны и прямо вытекают из самого факта разумности.
Всякий разумный понимает, что отсутствие развития, отсутствие движения вперёд, стагнация – это смерть.
Проблема противопоставления эволюции и интересов ныне живущих кажется неразрешимой, пока в игру не вступает постгуманизм.
Корни:
Постгуманизм – мировоззрение и философское течение противопоставляемое традиционному гуманизму. Оно считает, в частности, устаревшими и неприменимыми сами догматы и формулировки классического гуманизма, но является, по сути, его развитием и логичным продолжением. Постгуманизм постулирует возможность и необходимость сознательного развития человека в новую сущность – постчеловека, человека нового и усовершенствованного. Признаёт право личности на развитие любыми средствами, вплоть до достижения физического бессмертия. Именно осознанностью и сознательной культивацией самого процесса и отличается развитие постгуманистическое от традиционной эволюции.
В отличие от гуманизма, озабоченного исключительно благополучием человека и человечества в нынешнем виде, как есть, постгуманизм больше заинтересован в обеспечении возможности развития, в использовании возможности новой, преднамеренной эволюции по полной программе.
Ещё в XIX веке схожие идеи высказывали философы, такие как Фридрих Ницше и Николай Фёдорович Фёдоров.
Трансгуманизм, как часть концепции постгуманизма, не вступает самостоятельно в полемику с гуманизмом, но акцентирует своё внимание на развитии человека методами, ставшими доступными благодаря научно-техническому прогрессу.
Следовательно, если говорить именно о практической части, в контексте реализации идеи, термины «постгуманизм» и «трансгуманизм» становятся синонимами.
Своё начало трансгуманизм берёт в первой половине XX столетия, с работы сэра Джулиана Сорелла Хаксли «Религия, которую нельзя разоблачить» (Huxley, Julian, 1927, «Religion Without Revelation», London: E. Benn). В этой работе Хаксли представил общественности трансгуманизм как перспективную идеологию, способную изменить бытие человечества благодаря наступлению эры Научно-Технического Прогресса.
К сожалению, наука и технологии того времени были недостаточно развиты для практической поддержки этого течения и, хоть и одобренное многими передовыми умами, оно было похоронено на долгие десятилетия.
Возрождение идеи произошло в 1957 году, когда прогресс заметно шагнул вперёд и Хаксли, к слову — первый генеральный секретарь ЮНЕСКО, выпустил новую работу – «В новых бутылках для нового вина» (Huxley, Julian, 1957, «In New Bottles for New Wine», London: Chatto & Windus). Этот год и считается началом трансгуманизма, как массового и популяризуемого направления в области философии. Начинание Хаксли было поддержано в 1962 году Эттингером и Купером, основоположниками крионики, которые выпустили свои статьи на ту же тему.
Неоценимый вклад в теорию, философию и популяризацию трансгуманизма внёс FM-2030, от рождения носивший имя Ферейдун Эсфендиари – иранский подданный, американский учёный и писатель, создавший целый ряд футурологических работ и несколько фантастических романов, читавший курс футуристической философии в американских вузах и отдельные лекции в Смитсоновском Институте. Многими он считается основоположником современного движения трансгуманизма.
Завершение биологической эволюции человека совпало с бурным всплеском, если не сказать – взрывом эволюции технологической. До середины XIX века технологии развивались со скоростью сонной черепахи. Потом, постепенно начав ускоряться, к началу века двадцатого прогресс вошёл во вкус и стал неудержим. Научно-Техническая Революция смерчем прошлась по традиционным устоям общества, уничтожая всё отжившее и не соответствующее новой эпохе, всё, что тормозило прогресс. Сейчас, глядя на последние полтора столетия и сравнивая их со всей предыдущей историей человечества, можно лишь удивляться – почему так поздно? Что мешало раньше? Или, если взглянуть с другой стороны – откуда это чудо, как технологии получили столь мощный импульс к такому стремительному скачку? Возможно, спровоцировали это наиболее масштабные войны в истории человечества, вернее – подготовка к ним. Приготовления к Первой Мировой и Второй Мировой войнам были невиданным, до той поры, бумом производства в промышленности крупнейших стран, сопровождавшимся погоней за самыми последними изобретениями и техническими новшествами.
Как бы то ни было, именно на этом этапе, вместе с развитием технологий и из-за последствий войн, окончательно развился и достиг пика старый, традиционный гуманизм, плотно войдя в общественное сознание и государственные нормы разных стран.
И, именно благодаря апогею гуманизма, благодаря тому, что ему уже некуда стало развиваться и он начал путь к своему закату, и появился постгуманизм и, как его практическая проекция – трансгуманизм.
Иронично вышло: антигуманные войны, нуждавшиеся в новых технологиях и убивавшие людей тысячами в день, спровоцировали развитие гуманизма. Гуманизм, в свою очередь, похоронив эволюцию, подписал приговор себе и вызвал к жизни постгуманизм, призванный заменить и его, и уничтоженную им биологическую эволюцию человека.
Трансгуманизм предлагает незамедлительное совершенствование человека с тем, чтобы повысить шансы Человечества на выживание в грядущие эпохи. В арсенале трансгуманизма много интересных и потенциально эффективных инструментов, которые должны способствовать перевоплощению Homo Sapiens в более совершенный организм – Sapiens Sapiens.
Плоды:
Эти инструменты – биотехнологии, электронно-механические и информационные технологии, а так же различные сплавы всех перечисленных.
Геронтология – изучение процесса старения, с тем чтобы замедлить, а то и остановить его.
Трансплантология, которая рассчитывает получить, благодаря биоинженерам, искусственно созданные органы для пересадки, иммунно-нейтральные или выращенные из клеток самого пациента.
Крионика, призванная сохранить для будущего излечения тех, кого сейчас спасти не удаётся.
Генетика, которая стремится разобраться в геноме человека, для того, чтобы избавить Человечество от врождённых болезней и выработать иммунитет к инфекционным, и для того, чтобы сделать тело человека прочнее и долговечней.
Также ведутся активные работы по распознаванию и систематизации процессов происходящих в мозге, для того, чтоб можно было записать сознание погибающего человека и перенести его невредимым в машинную память – будь то искусственное тело или образ в виртуальном мире.
Особенно интересна тут именно эта идея, идея того, что человек сможет существовать вне своего собственного тела. Эта тема уже поднималась в художественной литературе мастерами научной фантастики и, с тех пор, будоражила умы передовой части человечества.
Широкое освещение в информационных источниках получила, например, программа «Россия 2045», в англоязычном варианте названная «Project Milestones», создатели которой заявляют, что к 2045 году их детище научится переносить сознание человека в тело-голограмму, которое сможет свободно взаимодействовать с реальным миром.
В рамках программы, так же, есть и промежуточные этапы:
— искусственное роботизированное тело управляемое через нейроинтерфейс – к 2020 году,
— искусственное роботизированное тело, тело-протез, с имплантацией живого человеческого мозга – к 2025,
— полностью искусственное тело с переписаным в него сознанием, — этакая разумная машина, бывшая когда-то человеком – к 2035 году и,
— наконец – голографический аватар – к 2045.
Таким образом, Дмитрий Ицков, представитель программы, обещает сделать из каждого желающего бестелесного вездесущего призрака в течение ближайших тридцати лет.
Не совсем понятно, правда, каким образом создатели проекта собираются обеспечить свободу передвижения будущему “голографическому человеку”, заявляя, что он сможет “ходить сквозь стены и перемещаться со скоростью света”. Оставим эти громкие заявления на их совести. Может, что и придумают.
Конечно, это не единственный подобный проект. И, честно говоря, не самый правдоподобный. Это лишь типичный пример, который показывает общее направление мысли сторонников трансгуманизма на сегодняшний день.
Вопрос бессмертия интересует очень многих. Что характерно – чем богаче и успешнее человек, тем больше он заинтересован в продлении своей жизни до бесконечности. Это значит, что проблем с финансированием исследований в этой области знания не должно быть в принципе.
Но, это не значит, что миром будущего будут править богатые бессмертные киборги, а простые люди не получат доступа к такой технологии.
Поначалу, конечно, так и будет – любой новый дорогостоящий проект не может сразу давать дешёвого общедоступного продукта. Но, это лишь поначалу. Чем большее распространение получит новая технология, тем большее количество людей смогут заполучить её плоды в личное пользование.
На примере мобильных телефонов и персональных компьютеров мы видим как происходит этот процесс: когда-то, это были баснословно дорогие и совершенно недоступные среднему обывателю вещи.
Сейчас компьютер есть, как минимум, у двух миллиардов человек (это количество пользователей интернета), а сотовую связь себе может позволить любой нищий бездомный и жители беднейших стран Африки.
Тем, кто ещё не готов покинуть сию юдоль скорби и полностью переселиться в виртуальный мир, или, хоть и остаться в этом мире, но – в виде робота; тем, кто доволен своим телом, в общем и целом, но недоволен работой отдельных органов, последователи философии постгуманизма и концепции трансгуманизма – учёные и инженеры, уже сейчас предлагают апгрейд. А именно – бионические протезы, которые способны заменить отказавшие или повреждённые органы. Пускай эти протезы ещё не совершенны, но, они совершенствуются с каждым днём. Над ними работают лучшие медики, электронщики, программисты и электромеханики.
Киборгизация человеческого тела, как начало реализации постгуманистического мировоззрения, уже развивается и продолжается не первый год.
Сейчас так тесно соприкоснуться с будущим, как владельцы бионических протезов, могут немногие.
Но, в скором времени это, возможно, ждёт каждого из нас.
PS: не то чтобы на правах рекламы, а скорее хорошей дружбы — с некоторыми представителями классических трансгуманистических идей можно будет встретиться в июне на конференции киборгов на GEEK PICNIC, где выступят люди с усовершенствованными технологически телами, встроившие в себя специальные чипы, или использующие продвинутые бионические протезы.
Корни и плоды постгуманизма
Давайте объективно смотреть на вещи: по большей части биологическая эволюция человека завершена. Process complete.
Всего несколько сотен лет назад, несмотря на тождественное нынешним людям строение тела, средний человек был ниже ростом, слабее физически и не так быстро соображал. Усиление этих свойств произошло потому, что эволюционный процесс продолжался – выживали сильнейшие и более приспособленные.
Теперь – всё. Сейчас даже наименее успешные и приспособленные особи вида Homo Sapiens способны выживать и давать потомство – спасибо развитию медицины и общепринятым социальным нормам, уравнивающим в этом отношении всех представителей популяции.
Не может эволюционировать вид, в котором отключены механизмы естественного отбора.
Кто-то, возможно, спросит: Как так? Почему «отключены»? Чего бы их не включить обратно?
А вы готовы пожертвовать медициной и всей социальной сферой ради того, чтобы ваши далёкие потомки, возможно, стали совершеннее физически?
Вы готовы наблюдать смерть миллионов людей от болезней и голода, и не просто каких-то там абстрактных людей, а, в том числе и ваших близких, родственников, друзей, лишь затем, чтобы дать шанс эволюции ещё немного улучшить природу человека?
Даже если отбросить в сторону моральные и гуманистические соображения, даже если устроить жесточайший отбор тех, кому будет позволено экстраполировать свой генетический материал в будущее, это не гарантирует требуемого результата, а невыносимые условия существования нынешним поколениям создаст уже сейчас.
Итак, биологическая эволюция человека окончена. Но, человек так устроен, что всегда стремится к совершенству. Во всём. Человек хочет улучшить своё тело, чтобы оно стало выносливей, сильнее, приспособленней к любым условиям окружающей среды. Человек желает усовершенствовать свой мозг, чтобы больше запоминать, лучше классифицировать, быстрее обрабатывать информацию. Все эти желания естественны и прямо вытекают из самого факта разумности.
Всякий разумный понимает, что отсутствие развития, отсутствие движения вперёд, стагнация – это смерть.
Проблема противопоставления эволюции и интересов ныне живущих кажется неразрешимой, пока в игру не вступает постгуманизм.
Корни:
Постгуманизм – мировоззрение и философское течение противопоставляемое традиционному гуманизму. Оно считает, в частности, устаревшими и неприменимыми сами догматы и формулировки классического гуманизма, но является, по сути, его развитием и логичным продолжением. Постгуманизм постулирует возможность и необходимость сознательного развития человека в новую сущность – постчеловека, человека нового и усовершенствованного. Признаёт право личности на развитие любыми средствами, вплоть до достижения физического бессмертия. Именно осознанностью и сознательной культивацией самого процесса и отличается развитие постгуманистическое от традиционной эволюции.
В отличие от гуманизма, озабоченного исключительно благополучием человека и человечества в нынешнем виде, как есть, постгуманизм больше заинтересован в обеспечении возможности развития, в использовании возможности новой, преднамеренной эволюции по полной программе.
Ещё в XIX веке схожие идеи высказывали философы, такие как Фридрих Ницше и Николай Фёдорович Фёдоров.
Трансгуманизм, как часть концепции постгуманизма, не вступает самостоятельно в полемику с гуманизмом, но акцентирует своё внимание на развитии человека методами, ставшими доступными благодаря научно-техническому прогрессу.
Следовательно, если говорить именно о практической части, в контексте реализации идеи, термины «постгуманизм» и «трансгуманизм» становятся синонимами.
Своё начало трансгуманизм берёт в первой половине XX столетия, с работы сэра Джулиана Сорелла Хаксли «Религия, которую нельзя разоблачить» (Huxley, Julian, 1927, «Religion Without Revelation», London: E. Benn). В этой работе Хаксли представил общественности трансгуманизм как перспективную идеологию, способную изменить бытие человечества благодаря наступлению эры Научно-Технического Прогресса.
К сожалению, наука и технологии того времени были недостаточно развиты для практической поддержки этого течения и, хоть и одобренное многими передовыми умами, оно было похоронено на долгие десятилетия.
Возрождение идеи произошло в 1957 году, когда прогресс заметно шагнул вперёд и Хаксли, к слову — первый генеральный секретарь ЮНЕСКО, выпустил новую работу – «В новых бутылках для нового вина» (Huxley, Julian, 1957, «In New Bottles for New Wine», London: Chatto & Windus). Этот год и считается началом трансгуманизма, как массового и популяризуемого направления в области философии. Начинание Хаксли было поддержано в 1962 году Эттингером и Купером, основоположниками крионики, которые выпустили свои статьи на ту же тему.
Неоценимый вклад в теорию, философию и популяризацию трансгуманизма внёс FM-2030, от рождения носивший имя Ферейдун Эсфендиари – иранский подданный, американский учёный и писатель, создавший целый ряд футурологических работ и несколько фантастических романов, читавший курс футуристической философии в американских вузах и отдельные лекции в Смитсоновском Институте. Многими он считается основоположником современного движения трансгуманизма.
Завершение биологической эволюции человека совпало с бурным всплеском, если не сказать – взрывом эволюции технологической. До середины XIX века технологии развивались со скоростью сонной черепахи. Потом, постепенно начав ускоряться, к началу века двадцатого прогресс вошёл во вкус и стал неудержим. Научно-Техническая Революция смерчем прошлась по традиционным устоям общества, уничтожая всё отжившее и не соответствующее новой эпохе, всё, что тормозило прогресс. Сейчас, глядя на последние полтора столетия и сравнивая их со всей предыдущей историей человечества, можно лишь удивляться – почему так поздно? Что мешало раньше? Или, если взглянуть с другой стороны – откуда это чудо, как технологии получили столь мощный импульс к такому стремительному скачку? Возможно, спровоцировали это наиболее масштабные войны в истории человечества, вернее – подготовка к ним. Приготовления к Первой Мировой и Второй Мировой войнам были невиданным, до той поры, бумом производства в промышленности крупнейших стран, сопровождавшимся погоней за самыми последними изобретениями и техническими новшествами.
Как бы то ни было, именно на этом этапе, вместе с развитием технологий и из-за последствий войн, окончательно развился и достиг пика старый, традиционный гуманизм, плотно войдя в общественное сознание и государственные нормы разных стран.
И, именно благодаря апогею гуманизма, благодаря тому, что ему уже некуда стало развиваться и он начал путь к своему закату, и появился постгуманизм и, как его практическая проекция – трансгуманизм.
Иронично вышло: антигуманные войны, нуждавшиеся в новых технологиях и убивавшие людей тысячами в день, спровоцировали развитие гуманизма. Гуманизм, в свою очередь, похоронив эволюцию, подписал приговор себе и вызвал к жизни постгуманизм, призванный заменить и его, и уничтоженную им биологическую эволюцию человека.
Трансгуманизм предлагает незамедлительное совершенствование человека с тем, чтобы повысить шансы Человечества на выживание в грядущие эпохи. В арсенале трансгуманизма много интересных и потенциально эффективных инструментов, которые должны способствовать перевоплощению Homo Sapiens в более совершенный организм – Sapiens Sapiens.
Плоды:
Эти инструменты – биотехнологии, электронно-механические и информационные технологии, а так же различные сплавы всех перечисленных.
Геронтология – изучение процесса старения, с тем чтобы замедлить, а то и остановить его.
Трансплантология, которая рассчитывает получить, благодаря биоинженерам, искусственно созданные органы для пересадки, иммунно-нейтральные или выращенные из клеток самого пациента.
Крионика, призванная сохранить для будущего излечения тех, кого сейчас спасти не удаётся.
Генетика, которая стремится разобраться в геноме человека, для того, чтобы избавить Человечество от врождённых болезней и выработать иммунитет к инфекционным, и для того, чтобы сделать тело человека прочнее и долговечней.
Также ведутся активные работы по распознаванию и систематизации процессов происходящих в мозге, для того, чтоб можно было записать сознание погибающего человека и перенести его невредимым в машинную память – будь то искусственное тело или образ в виртуальном мире.
Особенно интересна тут именно эта идея, идея того, что человек сможет существовать вне своего собственного тела. Эта тема уже поднималась в художественной литературе мастерами научной фантастики и, с тех пор, будоражила умы передовой части человечества.
Широкое освещение в информационных источниках получила, например, программа «Россия 2045», в англоязычном варианте названная «Project Milestones», создатели которой заявляют, что к 2045 году их детище научится переносить сознание человека в тело-голограмму, которое сможет свободно взаимодействовать с реальным миром.
В рамках программы, так же, есть и промежуточные этапы:
— искусственное роботизированное тело управляемое через нейроинтерфейс – к 2020 году,
— искусственное роботизированное тело, тело-протез, с имплантацией живого человеческого мозга – к 2025,
— полностью искусственное тело с переписаным в него сознанием, — этакая разумная машина, бывшая когда-то человеком – к 2035 году и,
— наконец – голографический аватар – к 2045.
Таким образом, Дмитрий Ицков, представитель программы, обещает сделать из каждого желающего бестелесного вездесущего призрака в течение ближайших тридцати лет.
Не совсем понятно, правда, каким образом создатели проекта собираются обеспечить свободу передвижения будущему “голографическому человеку”, заявляя, что он сможет “ходить сквозь стены и перемещаться со скоростью света”. Оставим эти громкие заявления на их совести. Может, что и придумают.
Конечно, это не единственный подобный проект. И, честно говоря, не самый правдоподобный. Это лишь типичный пример, который показывает общее направление мысли сторонников трансгуманизма на сегодняшний день.
Вопрос бессмертия интересует очень многих. Что характерно – чем богаче и успешнее человек, тем больше он заинтересован в продлении своей жизни до бесконечности. Это значит, что проблем с финансированием исследований в этой области знания не должно быть в принципе.
Но, это не значит, что миром будущего будут править богатые бессмертные киборги, а простые люди не получат доступа к такой технологии.
Поначалу, конечно, так и будет – любой новый дорогостоящий проект не может сразу давать дешёвого общедоступного продукта. Но, это лишь поначалу. Чем большее распространение получит новая технология, тем большее количество людей смогут заполучить её плоды в личное пользование.
На примере мобильных телефонов и персональных компьютеров мы видим как происходит этот процесс: когда-то, это были баснословно дорогие и совершенно недоступные среднему обывателю вещи.
Сейчас компьютер есть, как минимум, у двух миллиардов человек (это количество пользователей интернета), а сотовую связь себе может позволить любой нищий бездомный и жители беднейших стран Африки.
Тем, кто ещё не готов покинуть сию юдоль скорби и полностью переселиться в виртуальный мир, или, хоть и остаться в этом мире, но – в виде робота; тем, кто доволен своим телом, в общем и целом, но недоволен работой отдельных органов, последователи философии постгуманизма и концепции трансгуманизма – учёные и инженеры, уже сейчас предлагают апгрейд. А именно – бионические протезы, которые способны заменить отказавшие или повреждённые органы. Пускай эти протезы ещё не совершенны, но, они совершенствуются с каждым днём. Над ними работают лучшие медики, электронщики, программисты и электромеханики.
Киборгизация человеческого тела, как начало реализации постгуманистического мировоззрения, уже развивается и продолжается не первый год.
Сейчас так тесно соприкоснуться с будущим, как владельцы бионических протезов, могут немногие.
Но, в скором времени это, возможно, ждёт каждого из нас.
PS: не то чтобы на правах рекламы, а скорее хорошей дружбы — с некоторыми представителями классических трансгуманистических идей можно будет встретиться в июне на конференции киборгов на GEEK PICNIC, где выступят люди с усовершенствованными технологически телами, встроившие в себя специальные чипы, или использующие продвинутые бионические протезы.
Комментарии ()
NeoCode
01.06.2015 20:37Все конечно не так просто, и уровень сложности проблем — таких как биологическое бессмертие, перенос сознания в компьютер или искусственный интеллект — еще слишком высок. Да и других проблем хватает, люди развиваются неравномерно, и рядом с передовыми технологиями и трансгуманизмом соседствуют дикость и мракобесие, причем в гораздо большем количестве.
Но действительно, впервые у людей есть шанс перестать быть рабами своей собственной эволюции и стать ее хозяевами.geeksputnik
01.06.2015 21:16Да, так и есть. Как бы странно это ни звучало, но современный мир умудряется сочетать в себе и век технологий и каменный век одновременно.
Coob
Значимый вклад эволюции в акселерацию весьма и весьма сомнителен.