Несмотря на это, объем продаж музыки в США все равно вырос. Индустрию спасли сервисы потокового вещания — количество прослушиваний в них возросло на 60%. Этот тренд наметился еще в 2016 году — по его итогам доходы музыкальной индустрии выросли в основном за счет онлайна, в частности, стриминговых сервисов.
Аналогичная ситуация в 2016 году наблюдалась и в России — наиболее активный прирост дало потоковое вещание. Более миллиона платящих пользователей Apple Music, «Яндекс.Музыки» и других сервисов помогли удвоить доходы этих компаний в данном сегменте. Теперь почти 40% индустрии приходится на стриминг.
Предлагаем разобраться, что происходит на российском рынке стриминга.
Фото Philippe Put CC
Платящей аудитории все больше
Еще 4 года назад лишь четверть россиян готова была заплатить за контент в интернете. Через год эта цифра увеличилась вдвое. А сейчас доля пользователей, готовых к покупке контента, достигла 70%.
В прошлом году международная федерация звукозаписывающей индустрии подняла Россию с 28 на 26 место в рейтинге стран по объемам потребления платной музыки. Сейчас музыкальными стриминговыми сервисами в России пользуется около миллиона человек. Однако в ближайшие годы ситуация может измениться — к 2020 году от 10 до 12 млн российских пользователей будут покупать легальный доступ к музыке.
Бесплатного контента становится все меньше
Уже сейчас операторы стриминговых сервисов отмечают изменения в поведении россиян. Сегодня введение платных подписок не вызовет массового оттока пользователей, поэтому бесплатное постепенно заменяется платным.
Этой осенью громким событием стало ограничение бесплатного прослушивания музыки в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» в фоновом режиме. Сначала до часа в день, а после — до получаса. Для продолжения работы с аудиоплеером пользователям нужно оформить подписку за 149 рублей в месяц.
Фото Martinsson Serg CC
Как сказал представитель компании United Media Agency, которая занимается лицензионной деятельностью для Mail.ru Group, владеющей социальными сетями, «ни один из стриминговых сервисов в мире не предоставляет возможности бесплатно прослушивать музыку в фоновом режиме».
Более того, правообладателям импонирует идея полного отказа от бесплатного стриминга. Ее, например, озвучил глава Sony Entertainment Майкл Линтон (Michael Lynton). Как только популярные сервисы привлекут «критическую массу» подписчиков, ничто не помешает им закрыть бесплатный доступ к музыке. Такое будущее предрекают YouTube и Spotify.
Еще один способ монетизации стриминговых сервисов (помимо платных подписок) — реклама. Объем рынка онлайн аудиорекламы сегодня не превышает 100 млн рублей в год, но в перспективе этот канал может достигнуть 20-25% от общей выручки музыкальной индустрии в интернете.
Например, «Яндекс.Музыка» интегрирует аудиорекламу между треками. В том числе благодаря этому приложение «Яндекса» стало самым прибыльным из неигровых приложений Google Play в России. Год назад свой шаг в направлении аудио-рекламы сделал и «ВКонтакте».
Борьба с пиратством продолжается
«ВКонтакте» и «Одноклассники» некоторое время назад возглавляли список сайтов с самым большим количеством пиратского контента. В 2016 году «ВКонтакте» дали 1,5 года на удаление всех нелегальных материалов. В начале этого года конфликт с правообладателями разгорелся с новой силой — лейблы требовали своей доли от распространения музыки на «самой большой музыкальной платформе в России». В итоге корпорация договорилась с издателями. Введение платы за прослушивание аудиозаписей осенью — последствие этого процесса.
Пиратство остается серьезной проблемой для рынка. Вместе с легальным сегментом доход русскоязычных пиратских ресурсов в 2016 году также вырос в два раза. Пиратское копирование музыки стриминговых сервисов — один из новых инструментов заработка. Этот тренд затронул, например, «Яндекс.Музыку». В этом году сервис позволил загружать в поток пользовательские треки. Однако вскоре он ввел запрет на обмен закаченными треками. Решение «Яндекса» также связывают с требованиями крупных лейблов.
Становление лидеров
Рынок музыкального стриминга в России сегодня поделен крупными игроками. На долю мелких сервисов приходится менее 10%. Лидером с точки зрения платящих пользователей остается Apple Music — 600 тыс россиян являются подписчиками сервиса. «Яндекс.Музыке» платят свыше 250 тыс подписчиков, но не все из них из России. У Google Play Music 100 тыс российских подписчиков.
Как и во многих других сферах, на рынке «российского стриминга» западные проекты стремятся к лидерству — например, в ноябре приложение Deezer предоставило российским пользователям возможность слушать музыку в CD-качестве — раньше, чем это сделали ВКонтакте и «Яндекс.Музыка». Но у российских компаний есть преимущество с точки зрения охвата аудитории и цены.
«Отечественный стриминг» активно захватывает новых пользователей. Так, «Яндекс.Музыка» это осенью интегрировалась в Facebook. До этого там присутствовали только зарубежные конкуренты компании. Что до ценовой политики, именно она, по мнению главы Российского авторского общества Андрея Кричевского, не позволяет зайти на российский рынок тому же Spotify. А он является международным лидером по платным подписчикам.
Мобильные операторы и стриминг
На мировом рынке операторы давно используют сотрудничество со стриминговыми сервисами для увеличения абонентской базы. Это происходит за счет появления новой услуги в тарифном пакете.
Spotify в этом плане — самый востребованный партнер. В 2014 году с помощью этой модели он должен был зайти на российский рынок вместе с «МТС», но ничего не вышло. Теперь операторы в России разрабатывают собственные продукты.
Фото maxpixel CC
«МТС» в итоге запустил свой сервис на базе «Яндекс.Музыки» — «MTC Music». Существует мнение, что этот продукт внес значительный вклад в рост числа пользователей сервиса «Яндекса». У «Мегафона» есть специальный тариф для прослушивания музыки «Яндекса» и Zvooq.
По аналогичной модели действует «Теле2». Приложение «Билайна» VEON объединяется с Deezer, чтобы привлечь новых премиальных подписчиков. Вероятно, с ростом платящей за подслушивание музыки аудитории более актуальными становятся и тарифы операторов.
Материалы по теме в нашем «Мире Hi-Fi»:
- Вливайся в поток: Настоящее и будущее музыкального стриминга
- «На любой вкус»: стриминговые сервисы для прослушивания музыки
- «Как это работает»: радио — конец прекрасной эпохи
P.S. «Идеи новогодних подарков»: специальная подборка товаров из нашего ассортимента, которая поможет подобрать подарки для своих близких и друзей.
Комментарии (55)
ReakTiVe-007
17.12.2017 19:38Сорри, торренты удобнее. Скинул на тел один раз и слушай пока уши не опухнут, а с сетью то обрыв связи, то акб садится, то платить надо. Короче…
Заголовок спойлераGarbus
17.12.2017 19:44А бывает, что вроде бы как послушал, но даже с торрентов лень скачивать и сортировать музыку, не то чтоб еще и платить за неё. Поэтому ютуб в фоне, или радио какое.
flygrounder
17.12.2017 20:27И так на каждое устройство. О синхронизации вообще молчу. Я не агитирую всех бороться с пиратством, но у стриминговых сервисов явно есть преимущества.
BrotherMario
17.12.2017 21:28Какое каждое устройство? У меня всё в телефоне помещается. И я думаю, я не один такой.
flygrounder
17.12.2017 21:29Телефон — не что-то вечное, тем более в последнее время. Да и с ПК тоже хочется музыку слушать.
qw1
17.12.2017 22:14Телефон видно как MTP-устройство, если подключить по USB. С него можно слушать хотя бы Windows Media Player'ом
geher
18.12.2017 12:00В нормальном телефоне есть слот для карты памяти, а резервные копии никто не отменял.
Да и пиратство необязательно, пока музыку можно легально купить на физических носителях, в виде файлов для скачивания или вообще бесплатно скачать с сайта автора.
MegaShIzoID
19.12.2017 08:56телефон, который меняется раз в год, андроид бокс дома в телевизоре, компьютер дома, компьютер на работе и это еще не все мои устройства, синхронизация плейлистов — офигенна, перекачивать каждый раз на все устройства — да вертел я на бую такое, давно забросил качать музыку с трекеров + интересные плейлисты весьма часто попадаются в том же дизере
Gruntson
19.12.2017 00:28Синхронизация автоматически через Dropbox. В телефоне стоит DropSync. Все что сбрасывается в папку DropBpx в любом из устройств автоматически появляется на всех иных устройствах.
kablag
17.12.2017 23:24Скинул на тел один раз и слушай пока уши не опухнут, а с сетью то обрыв связи,
Вы, видимо, не пользовались стриминговыми сервисами — они позволяют слушать офлайн.
Harrix
18.12.2017 08:29А там можно скачать сразу за раз всю музыку, что есть в профиле? Или надо вначале прослушать песню или нажать на скачивание, а затем она доступна оффлайн?
kablag
18.12.2017 09:22А там можно скачать сразу за раз всю музыку, что есть в профиле? Или надо вначале прослушать песню или нажать на скачивание, а затем она доступна оффлайн?
Находишь нужный альбом и нажимаешь скачать. Или если уже в профиле, то нажимаешь скачать в профиле. Можно ли всё скачать одним нажатием — не знаю. Как вариант — перенести копированием всей папки.
А Вам нужно всю музыку за раз скачивать на всех устройствах? На компьютере и гигабайт хранить можно, но на телефон столько не влезет.
Gnuava
20.12.2017 03:57Вы, видимо, не видели, какую помойку вместо альбомов эти ваши стримминговые сервисы иногда предлагают.
Ryav
17.12.2017 22:30Пользуюсь одновременно Spotify и Google Play Music (семейная подписка), Spotify на голову выше по удобству, конечно.
А кто что про видео скажет? Прям не хватает аналога Spotify, чтобы и различные дорожки, и субтитры русские/английские, и разное качество, и много всего-всего. Или нет таких?colorles
18.12.2017 10:39Если нужен ENG, то отличный вариант — ororo. Не самый дешевый (за пиратский то контент), но качество сервиса + наполнение вполне соотвествуют цене (жаль нет приложения под айось).
dead_undead
18.12.2017 09:41Пользовался Google Play Music но с некоторого времени приложение на iOS стало безбожно лагать, так что перелез на Apple Music. И да, это реально удобней чем торренты. Благодаря гугловским автоподборкам и эппловским плейлистам много нового услышал.
Хотя вот Tool например нет ни в одном стриме, нужно заливать самому. Но это их политика такая.
justified
18.12.2017 10:39Сравнивал как-то Google Play и Apple Music по «меломанским параметрам»:
Google — а) при прослушивании альбомов записанных без пауз, переодически возникают левые, неприятные паузы между композициями. На приложении для телефона они еще хуже, около секунды.
б) Если играет компиляция из разных релизов, радио, то громкость постоянно скачет. Невозможно включить и отойти от компа, нужно постоянно громкость вертеть.
Apple — а) играет всё гладко, без левых пауз.
б) можно включить «коррекцию звука» в настройках, в результате музыка отмастеренная слишком громко, начинает звучать тише. Это достигается тем, что вся музыка предварительно оценивается специальным алгоритмом на уровень громкости и слишком громкая музыка делается тише. Никакой компрессии с искажениями при этом не происходит (так заявляет Apple).
Боюсь, что vk и яндекс здесь повторяют Google.TheSskain
18.12.2017 10:57На заявления Эппл можно не обращать внимания — контора лохотронская изнаально, а с самими файлами вытворяют всякие необратимые непотребства, типа запредельной компрессии и редактирования.
Гугл тоже гадит в файлы.
ВК только меняет имена файлов — а по хэшам всё сходится — что заливается, то и отдаётсяjustified
18.12.2017 13:43Кстати, прочитав ваш комментарий, я решил проверить как работает коррекция звука в Apple Music. Вот картинка. На ней то, что слева от курсора с включенной коррекцией, справа — те же композиции без коррекции. Как можно заметить, совершенно различный оригинальный мастеринг вполне себе сохранен. При этом коррекция звука не делает звук громче, для чего могли бы потребоваться компрессоры и лимитеры. Напротив, звук делается лишь тише у громких треков с помощью простого изменения громкости безо всяких искажений. Поэтому я здесь с вами не согласен, хотя тоже не могу себя назвать фанатом Эппл. Для меня, скорее, удивительно, почему такие нужные функции не реализованы их конкурентами.
TheSskain
18.12.2017 14:31Так ведь не громкостью только дело ограничивается.
Корёжится спектр, динамика, причём всё это может происходить на протяжении одного трека.
С этими явлениями столкнулся лично, на всех вышеперечисленных площадках, когда подписался помогать молодым лабухам пиарить их шедевры.)))justified
18.12.2017 15:13У меня на iTunes тоже есть собственные релизы. Сейчас сравнил, ради интереса, варианты, которые скидывал дистрибьютеру с тем, что, в итоге оказалось на iTunes. Ну, что сказать, на слух я не могу заметить разницы. Хотя, если открыть в мультитрекере и попытаться сминусовать, цифрового нуля не получается, какой-то шелест по высоким частотам всё-таки идет. Я это связываю с тем, что Эппл гонит не в лосслесс и поэтому высокие идут не один в один.
Но, повторюсь, на мой слух отличить совершенно ничего невозможно. И никакого изкореженного спектра и динамики и близко нет.
Может, у вас был на эппловском плеере был включен «улучшайзер» (там есть такой в настройках), и из-за этого пошли искажения?TheSskain
18.12.2017 15:30Нет, никаких эпловских софтин для контроля не использовалось. Вообще ничего эппловского и рядом не стояло.
Сравнение строго в редакторе, на стандартном студийном оборудовании.
Разницу можно сравнить как оригинальный сидюк с wav 16/44.1 и этот же материал, пожатый в mp3 96kbps с участием лимитеров, компрессоров и прочей нечисти. Где-то больше, где-то меньше, но проявлялось и слышалось всегда.justified
18.12.2017 15:39А как вы без эппловских софтин слушали музыку из Apple Music?
TheSskain
18.12.2017 15:59Скачивал и использовал файлы.
Но заметил изначально на богомерзком айфоне и с участием айтюнза. Собственно не только я, но заметили все и сразу.
На гугле — ккртина была точно такого же плана. На яндес-музыке — идентично.
Исключения — ВК, бендкемп, промодиджейjustified
18.12.2017 16:26Я сейчас вот даже купил свой собственный трек на эппл. Можно сравнить по этому сэмплу, один раз идет оригинальный мастер, другой — скачанный из эппловского магазина. Ну ведь идентично же звучит! И на Apple Music то же самое.
mindjammer
19.12.2017 01:31корёжится. как по мне, выглядит тупо как компрессия. пики не искажает, судя по картинке, но динамика убивается точно.
justified
19.12.2017 14:02Если вы о моей картинке, нет там никакой компрессии, просто тише делается. Последний трек разве что выглядит скомпрессированным, но это из-за того, что там просто слева и справа разные моменты записаны. Извиняюсь, сразу не заметил.
Вообще, это «Californication» Red Hot Chilli Peppers, известный своим непомерно громким мастерингом и убитой динамикой. Вот и мы видим слева, насколько тише пришлось его сделать, чтобы уровень субъективной громкости соответствовал остальным композициям.mindjammer
19.12.2017 14:18мда. что же вы сразу-то не сказали, что фрагменты разные? тогда и говорить не о чем, какое же может быть сравнение.
justified
19.12.2017 14:20В принципе, в целом видно. Но наверное вы правы, стоило внимательнее подойти к вопросу. Поменяю картинку через часик.
justified
19.12.2017 15:19Оригинальную картинку не удалось поменять, потому что оказалось, что geektimes их перезаливает на свой сервер. Вот новая, здесь все те же участки сначала с саунд чеком а потом без.
Как можно заметить, первый и четвертый трек сделаны тише, в то время как второй и третий оставлены практически нетронутыми. Возможно, эти альбомы уже сразу выложены в соостветствии со стандартами.
mindjammer
19.12.2017 15:27Спасибо… Не компрессия, но, честно, какой-то странный алгоритм. В 4 треке концовка на вид осталась почему-то нетронутой и громкой.
justified
19.12.2017 15:30Это не целиком треки, а только первые их части, секунд по двадацать-тридцать. Вот он резко и обрывается на громком месте. Извиняюсь, если снова запутал. Целые треки было бы невозможно изобразить, потому что тогда бы не было видно форму волны совершенно, всё превратилось бы в «кирпичики» разной высоты.
TheSskain
18.12.2017 10:39Стримы есть качественные?
Хотя бы 24/96?Gnuava
20.12.2017 03:59Размечтался.
Максимум — mp3 320, всё, что выше — для илитки.Neikist
20.12.2017 07:30Ну, все же заявляют что получшеGnuava
20.12.2017 15:04это у кого?
Neikist
20.12.2017 15:33Deezer, в десктопном приложении.
justified
20.12.2017 15:59На качество звука сильно влияет то, как отмастерен конкретный альбом или сингл. А сжатие выше 192 кб/сек вряд ли кто сможет услышать.
По-моему, если уж заморачиваться звучанием, тогда нужно качать с рутрекера первые релизы на компакт-дисках 1980-х годов, это если речь о старой музыке. А то, что выходит сейчас иногда, но не всегда, бывает лучше отмастерено для винила. То есть, можно попытаться найти винил-рип на том же рутрекере. Вообще, винил сам по себе звучит хуже цифры, но, видимо, там не нужно биться за громкость, и поэтому можно сохранить динамику в треках.
Georgina1515
18.12.2017 10:39будем надеяться, что не сделают платным или не закроют за «ненадобностью»/реальной ненадобностью обычное доброе ФМ и УКВ…
JabbaTheHutt
18.12.2017 10:40Вот из-за того, что народ уходит на стриминговые сервисы — количество сидов падает, раздачи начинаю умирать. А потом начинаются вопли на форуме трекера: «Ааааа, где сиды? Помогите скачать!»
kroketmonster
18.12.2017 14:39ВК музыка всех унижает своей непомерной фонотекой. Пуская она погрязла в куче ремиксов и кривых бассбустед уродцах, но тематические группы и страницы исполнителей это очень круто и этого нет у других приложений. Осталось только кривой интерфейс поправить, сделать автоподборку и вылечить баг из-за которого некоторые треки не прогружаются.
Ktulkhu_Triediniy
18.12.2017 15:41Например, «Яндекс.Музыка» интегрирует аудиорекламу между треками. В том числе благодаря этому приложение «Яндекса» стало самым прибыльным из неигровых приложений Google Play в России. Год назад свой шаг в направлении аудио-рекламы сделал и «ВКонтакте».
То есть я правильно понимаю, что эти барыги не только деньги берут за низкокачественный контент, так ещё и рекламу за эти деньги подписчикам транслируют?zikasak
18.12.2017 16:14+1Неправильно. Реклама тем, кто не платит.
Ktulkhu_Triediniy
18.12.2017 21:20А, тогда всё норм. А то я уже хотел повозмущаться.
Спасибо за разъяснение.
zikasak
>«ни один из стриминговых сервисов в мире не предоставляет возможности бесплатно прослушивать музыку в фоновом режиме»
Кто-то «забыл» спотифай
dmitrykabanov
Здесь как посмотреть все-таки:
Как по мне, любая реклама не вяжется с прослушиванием музыки, если речь не идет о радиоформате с перебивками на новости и прочее (к этому уже привыкли, хотя это уже совсем другое прослушивание музыки).yarric
А ещё Deezer. И SoundCloud...