Epic Growth Story — флешмоб от Gett и Epic Growth Conference, где специалисты по продуктам, маркетингу и дизайну делятся эпичными историями роста. В формате блиц-интервью Product Advisor Иван Замесин поделился в рамках проекта Epic Growth Story, как быстро проверять гипотезы и собирать фидбек от пользователей с помощью Customer Development.
Смотрите интервью и читайте заметки под катом.
Growth hack в продукте?
Когда я отвечал за интерфейс Yandex.картинок, в 2013 году у нас был еще постраничный интерфейс. Интерфейс выглядел грустно, плохо и тяжело. Мы выкатили UX-интерфейс и старались делать много разных экспериментов. Один из экспериментов – это поиск картинок. Мне пришла в голову идея поменять цвет рамки картинки с белого на черный и цвет текста, соответственно, тоже. Мы за 5 минут внедрили это изменение и получили плюс 10% к нашей метрике – количество просмотренных картинок за сессию. Для такой инертной штуки, как поиск с 5 млн DAU – это кратный рост.
Growth story, которая вдохновляет?
Меня, скорее, вдохновляют такие процессы, когда все ребята забуриваются на одну метрику, очень быстро запускают процесс, оперативно вырезают гипотезы до минимально возможной и проверяют кастдевом, прототипами, недорогими экспериментами и самыми дешевыми вариантами решений. Проверяют сначала одну гипотезу в месяц, потом полторы, две, три, четыре. Вдохновляет, когда команда выходит на такой темп. Именно такой процесс я приношу во все бизнесы, которые консультирую.
Как проверить гипотезу?
Очень часто команды продактов думают фичами. Гипотеза равно фича, которая решает потребность пользователя. На этапе Job Story проверки гипотезы – половина этих гипотез умирает. Job Story дает понимание, нужно ли внедрять эту фичу или нет. И главное, что нет необходимости инвестировать в разработку и тратить много денег на проверку таких экспериментов.
Когда Job Story подтвердилась, следующее по скорости и простоте – попросить пользователя сделать социально дорогое действие, например: «Напишите пост в Facebook про то, что скоро такая штука будет», «Отправь своим друзьям в Instagram Direct» и так далее. Пользователь своими действиями должен подтвердить, что это действительно важно. Прошли через подтверждение, нарисовали макет, показали трем людям, снова попросили подтверждение. Окей, это подтвердилось, сделали наколеночное решение, получили деньги.
На каких-то этапах необходимо больше детализации, какие-то этапы просто пропускаешь. Есть сложные вещи, которые пользователю просто так не рассказать, например, реферальная система. Реферальную систему тяжело проверить кастдевом. Тут, скорее, нужно придумывать самый простой MVP, запускать на скриптах, лендить пользователей, которые пользуются интерфейсом, и смотреть на результат.
Классный Customer Development?
Самый классный custdev – это тот, который делаешь, плохой custdev – который не делаешь. CustDev – это как спорт. Все знают, что надо заниматься спортом, прокачивать размер сердца, чтобы утончались стенки, и вы не умерли от инфаркта миокарда, но никто не занимается. Тоже самое с CustDev-ом. Все знают, что надо разговаривать с пользователями, но постоянно находятся отговорки этого не делать.
Делайте 4 интервью с пользователями в неделю, и вы красавчики.
Как собирать фидбек от пользователей?
Самый крутой фидбек – когда пользователь сам загружает его тоннами и вам для этого ничего не надо делать. Во всех командах, во всех бизнесах, которые я сейчас консультирую, я настраиваю процессы, когда фидбек прилетает пушем. Чатики с пользователями, например. Это действительно работает, потому что ты получаешь обратную связь мгновенно по любому интересующему вопросу. Если нужно проверить макеты, закидываешь в чатик макет с вопросом: «Что ты видишь на этом макете? Что ты можешь сделать на этом макете?» и конкретные вопросы про функциональность. А еще попросить оценить по десятибалльной шкале, насколько это решает его потребность.
Также полезно собирать фидбек в процессе продаж. Sales-менеджеры после каждой сессии продаж должны тезисно записывать, почему клиент купил или почему не купил. Этими тезисами важно делиться в общих чатах. Пусть они автоматически прилетают в Slack продакту, дизайнеру, тим лиду, разработчику, руководителю. Поговорили с людьми, сделайте скрипт, чтобы одним кликом можно было отправить все инсайды после интервью на внутренний email. Таким образом, фидбек будет циркулировать постоянно.
Как дружить дизайнера и продакта?
Однажды я посмотрел лекцию, которая очень сильно поменяла мое отношение к работе с дизайнерами. Суть в следующем: огромное количество ценности заложено в работе другого человека. Здесь главное убрать свое эго, понять точку зрения другого человека, и задать ему максимум вопросов, чтобы определить, почему он так сформулировал задачу, почему такой макет прислал и так далее. У вас нет задачи переубедить другого человека, ваша задача — вырастить метрику. Обязательно должны генерировать идеи вместе, формулировать задачи в терминах Job Story. Дизайнер обязательно должен знать, как минимум, про что продакт-менеджер поговорил с людьми, тогда каждое микрорешение он будет принимать чуть лучше.
С чего начинается день продакта?
Я всегда начинаю со stand up, потому что stand up – это классная тема, чтобы загрузить контекст предыдущего дня команды и скорректировать контекст будущего. Также у продакта обязательно должно быть большое количество времени на подумать. Часто ловил себя в таком состоянии, когда весь день во встречах или в слотах на «поработать», и нет даже получаса, чтобы посидеть подумать: «Окей, а что у нас с метрикой?».
Какую книгу посоветуешь прочитать?
Обязательно все книги Intercom’a. Intercom – просто бешеные черти, они себя круто фокусируют и транслируют во внешний мир. Книги «Jobs to Be Done», «on Product Management», «on Starting Up». Обязательно «StartUp», «Lean UX», «Pirate Metrics», «Inspired», «Спроси маму» — это базис. Еще мне очень понравилась книга «Тонкое искусство пофигизма», в оригинале «The Subtle Art of Not Giving a Fuck». Для того, чтобы достичь успеха, ты неизбежно должен сделать огромное количество ошибок. Хочешь – не хочешь, просто надо сделать большое количество ошибок, а дальше выбирай такую сферу и такие ошибки, чтобы тебе было от них не очень больно, а в идеале, чтобы получал удовольствие.
Приложения в твоем телефоне?
Почтовый клиент Spark, Notion, Airtable, банк Рокет и Сбер, Точка, Telegram, безумно люблю Clear — лучшая Todo за счет того, что есть возможность закрепить на 15% экрана. Это самое крутое, что случалось в моей производительности по приложениям.
Крутой пример UX-интерфейса?
Airtable — космическая штука, снимаю перед ребятами шляпу, они решили сложную задачу с множеством уровней абстракций. Это база данных, которую ты можешь очень вариативно показать: в календаре, табличкой. Еще скрипты можно добавить. Много функций и все они доступны и легко воспринимаются пользователем.
Я вижу огромную точку роста в работе не по найму. Да, некомфортно, когда знаешь, что нет гарантированного заработка, и завтра можешь ничего не заработать. Это ставит в такие условия, в которых растешь кратно быстрее.
Есть рост, когда ты выбираешь более интересный проект, в этом проекте борешься за более интересную ответственность, добиваешься процентного роста метрик — тебя повышают и ты растешь на проценты или десятки процентов.
А есть рост, когда ты рискуешь — с высокой вероятностью проваливаешься, с какой-то вероятностью растешь. И фишка этого роста в том, что ты делаешь кратно большее количество ошибок, как в книге «Тонкое искусство пофигизма», и обучаешься кратно быстрее. Ставки выше и результат тоже кратно выше.
Иван участвовал в проекте Epic Growth Story — флешмоб от Gett и Epic Growth Conference, где специалисты по продуктам и маркетингу делятся эпичными историями роста и гроусхаками. Подборка лучших историй: egconf.ru/growthstory и в Телеграм канале t.me/epicgrowth.
Смотрите интервью и читайте заметки под катом.
Growth hack в продукте?
Когда я отвечал за интерфейс Yandex.картинок, в 2013 году у нас был еще постраничный интерфейс. Интерфейс выглядел грустно, плохо и тяжело. Мы выкатили UX-интерфейс и старались делать много разных экспериментов. Один из экспериментов – это поиск картинок. Мне пришла в голову идея поменять цвет рамки картинки с белого на черный и цвет текста, соответственно, тоже. Мы за 5 минут внедрили это изменение и получили плюс 10% к нашей метрике – количество просмотренных картинок за сессию. Для такой инертной штуки, как поиск с 5 млн DAU – это кратный рост.
Growth story, которая вдохновляет?
Меня, скорее, вдохновляют такие процессы, когда все ребята забуриваются на одну метрику, очень быстро запускают процесс, оперативно вырезают гипотезы до минимально возможной и проверяют кастдевом, прототипами, недорогими экспериментами и самыми дешевыми вариантами решений. Проверяют сначала одну гипотезу в месяц, потом полторы, две, три, четыре. Вдохновляет, когда команда выходит на такой темп. Именно такой процесс я приношу во все бизнесы, которые консультирую.
Как проверить гипотезу?
Очень часто команды продактов думают фичами. Гипотеза равно фича, которая решает потребность пользователя. На этапе Job Story проверки гипотезы – половина этих гипотез умирает. Job Story дает понимание, нужно ли внедрять эту фичу или нет. И главное, что нет необходимости инвестировать в разработку и тратить много денег на проверку таких экспериментов.
Когда Job Story подтвердилась, следующее по скорости и простоте – попросить пользователя сделать социально дорогое действие, например: «Напишите пост в Facebook про то, что скоро такая штука будет», «Отправь своим друзьям в Instagram Direct» и так далее. Пользователь своими действиями должен подтвердить, что это действительно важно. Прошли через подтверждение, нарисовали макет, показали трем людям, снова попросили подтверждение. Окей, это подтвердилось, сделали наколеночное решение, получили деньги.
На каких-то этапах необходимо больше детализации, какие-то этапы просто пропускаешь. Есть сложные вещи, которые пользователю просто так не рассказать, например, реферальная система. Реферальную систему тяжело проверить кастдевом. Тут, скорее, нужно придумывать самый простой MVP, запускать на скриптах, лендить пользователей, которые пользуются интерфейсом, и смотреть на результат.
Классный Customer Development?
Самый классный custdev – это тот, который делаешь, плохой custdev – который не делаешь. CustDev – это как спорт. Все знают, что надо заниматься спортом, прокачивать размер сердца, чтобы утончались стенки, и вы не умерли от инфаркта миокарда, но никто не занимается. Тоже самое с CustDev-ом. Все знают, что надо разговаривать с пользователями, но постоянно находятся отговорки этого не делать.
Делайте 4 интервью с пользователями в неделю, и вы красавчики.
Как собирать фидбек от пользователей?
Самый крутой фидбек – когда пользователь сам загружает его тоннами и вам для этого ничего не надо делать. Во всех командах, во всех бизнесах, которые я сейчас консультирую, я настраиваю процессы, когда фидбек прилетает пушем. Чатики с пользователями, например. Это действительно работает, потому что ты получаешь обратную связь мгновенно по любому интересующему вопросу. Если нужно проверить макеты, закидываешь в чатик макет с вопросом: «Что ты видишь на этом макете? Что ты можешь сделать на этом макете?» и конкретные вопросы про функциональность. А еще попросить оценить по десятибалльной шкале, насколько это решает его потребность.
Также полезно собирать фидбек в процессе продаж. Sales-менеджеры после каждой сессии продаж должны тезисно записывать, почему клиент купил или почему не купил. Этими тезисами важно делиться в общих чатах. Пусть они автоматически прилетают в Slack продакту, дизайнеру, тим лиду, разработчику, руководителю. Поговорили с людьми, сделайте скрипт, чтобы одним кликом можно было отправить все инсайды после интервью на внутренний email. Таким образом, фидбек будет циркулировать постоянно.
Как дружить дизайнера и продакта?
Однажды я посмотрел лекцию, которая очень сильно поменяла мое отношение к работе с дизайнерами. Суть в следующем: огромное количество ценности заложено в работе другого человека. Здесь главное убрать свое эго, понять точку зрения другого человека, и задать ему максимум вопросов, чтобы определить, почему он так сформулировал задачу, почему такой макет прислал и так далее. У вас нет задачи переубедить другого человека, ваша задача — вырастить метрику. Обязательно должны генерировать идеи вместе, формулировать задачи в терминах Job Story. Дизайнер обязательно должен знать, как минимум, про что продакт-менеджер поговорил с людьми, тогда каждое микрорешение он будет принимать чуть лучше.
С чего начинается день продакта?
Я всегда начинаю со stand up, потому что stand up – это классная тема, чтобы загрузить контекст предыдущего дня команды и скорректировать контекст будущего. Также у продакта обязательно должно быть большое количество времени на подумать. Часто ловил себя в таком состоянии, когда весь день во встречах или в слотах на «поработать», и нет даже получаса, чтобы посидеть подумать: «Окей, а что у нас с метрикой?».
Какую книгу посоветуешь прочитать?
Обязательно все книги Intercom’a. Intercom – просто бешеные черти, они себя круто фокусируют и транслируют во внешний мир. Книги «Jobs to Be Done», «on Product Management», «on Starting Up». Обязательно «StartUp», «Lean UX», «Pirate Metrics», «Inspired», «Спроси маму» — это базис. Еще мне очень понравилась книга «Тонкое искусство пофигизма», в оригинале «The Subtle Art of Not Giving a Fuck». Для того, чтобы достичь успеха, ты неизбежно должен сделать огромное количество ошибок. Хочешь – не хочешь, просто надо сделать большое количество ошибок, а дальше выбирай такую сферу и такие ошибки, чтобы тебе было от них не очень больно, а в идеале, чтобы получал удовольствие.
Приложения в твоем телефоне?
Почтовый клиент Spark, Notion, Airtable, банк Рокет и Сбер, Точка, Telegram, безумно люблю Clear — лучшая Todo за счет того, что есть возможность закрепить на 15% экрана. Это самое крутое, что случалось в моей производительности по приложениям.
Крутой пример UX-интерфейса?
Airtable — космическая штука, снимаю перед ребятами шляпу, они решили сложную задачу с множеством уровней абстракций. Это база данных, которую ты можешь очень вариативно показать: в календаре, табличкой. Еще скрипты можно добавить. Много функций и все они доступны и легко воспринимаются пользователем.
Почему инфобизнес, а не продукт?
Я вижу огромную точку роста в работе не по найму. Да, некомфортно, когда знаешь, что нет гарантированного заработка, и завтра можешь ничего не заработать. Это ставит в такие условия, в которых растешь кратно быстрее.
Есть рост, когда ты выбираешь более интересный проект, в этом проекте борешься за более интересную ответственность, добиваешься процентного роста метрик — тебя повышают и ты растешь на проценты или десятки процентов.
А есть рост, когда ты рискуешь — с высокой вероятностью проваливаешься, с какой-то вероятностью растешь. И фишка этого роста в том, что ты делаешь кратно большее количество ошибок, как в книге «Тонкое искусство пофигизма», и обучаешься кратно быстрее. Ставки выше и результат тоже кратно выше.
Иван участвовал в проекте Epic Growth Story — флешмоб от Gett и Epic Growth Conference, где специалисты по продуктам и маркетингу делятся эпичными историями роста и гроусхаками. Подборка лучших историй: egconf.ru/growthstory и в Телеграм канале t.me/epicgrowth.