Разновидностью аккумулирующих электростанций является твердотельная аккумулирующая станция (ТАЭС). Здесь используется тот же принцип, только вместо воды применяются грузы. Их при помощи лифтов или кранов поднимают наверх, во время суток с минимальной стоимостью энергии, и опускают вниз, запуская генераторы, когда потребление энергии достигает пика. Именно такую энергостанцию собираются построить в Индии в 2019 году.
Проект промышленной батареи предложила компания Energy Vault, которая занимается строительством разного рода энергетических систем. Проект представляет собой башню с шестью кранами на самом верху. С их помощью поднимают и опускают грузы, о чем говорилось выше. Грузы — фактически, бетонные блоки.
ТАЭС такого типа может быть построена практически в любом месте, без особого ущерба для окружающей среды. В этом отличие ТАЭС от гидроаккумулирующих электростанций, которые могут быть построены лишь в регионе, где совпадает ряд необходимых условий — наличие водоемов, перепадов высот и определенные погодные условия. Эксплуатация гидроаккумулирующих энергостанций наносит достаточно сильный вред окружающей среде, в основном, водным экосистемам.
Ну а поднятие и опускание бетонных блоков не вредит никому в любое время суток. Построить башню с кранами можно хоть на равнине, хоть в горной местности. Использовать ее можно тоже в любое время — как суток, так и года. Стоимость энергии, производимой такой станцией, ниже, чем у других типов аккумулирующих электростанций (примерно $200-$250 за квт*ч). В сеть станция может дать 4 МВт энергии. Срок эксплуатации — 30-40 лет, что немало.
Ранее эта же компания построила тестовый вариант твердотельной аккумулирующей электростанции в Швейцарии, но ее размеры были в 7 раз меньше проектных. Управление кранами автоматическое, за режимом работы станции «следит» специальное программное обеспечение. Еще один интересный момент заключается в том, что блоки компания будет делать из вторсырья, для того, чтобы еще сильнее снизить влияние станции на окружающую среду.
Если проект будет удачным и покажет себя хорошо, то в скором времени компания построит аналогичные системы и в других странах и регионах — там, где пиковые нагрузки на энергетическую сеть максимальны.
Еще одна разновидность «страхующих» станций — аккумуляторные батареи, которые предлагает Tesla Inc. Компания уже построила одну такую в Южной Австралии, где она также помогает справиться с пиковыми нагрузками. Правда, есть отличие — регион, где батарея установлена, получает энергию из альтернативных источников, включая солнечные панели и ветрогенераторы. В дни, когда пасмурно и нет ветра, генерация электроэнергии падает, соответственно, инфраструктура не всегда справляется с нагрузкой. В такие периоды стоимость электричества в Южной Австралии поднимается до $14 000 за мегаватт. Аккумуляторная батарея Tesla накапливает энергию, когда она подается в сеть региона в избытке и отдает ее в дни «дефицита». Таким образом, не приходится задействовать газогенераторы, и стоимость эксплуатации сети, а соответственно и самого электричества падает. По словам администрации региона, на данный момент батарея помогла сэкономить уже около 30 млн долларов (австралийских долларов, но тем не менее).
Комментарии (32)
tvr
19.11.2018 14:02+4artskep
19.11.2018 22:57Я так понимаю, что да.
И, как обычно, самая мякотка в комментариях. Вроде мои вычисления, что прогнозируемые мегаватты станция может отдавать только при реально весело летящих вниз блоках никто не оспорил (в той статье говорили о 5 МВт, здесь о 4МВт, но суть незначительна).
Но если редакторам Хабра пофигу на материал, который создал 319 комментов, то кого интересует наше мнение…
dag_tech
19.11.2018 14:19Цитата «Стоимость энергии, производимой такой станцией, ниже, чем у других типов аккумулирующих электростанций (примерно $200-$250 за квт*ч)».
Я правильно понял — себестоимость производства одного киловатт-часа электроэнергии составляет двести долларов? Если предположительно верны сведения об изделии «педальная динамо-машина» (запрос в яндексе) что мощность примерно 200 вт, то это означает, что кручением педалей за пять часов можно заработать 200 долларов. За 1-ую неделю отбивается стоимость устройства — ну понятно, нужна еще инфраструктура для передачи накрученной электроэнергии в сеть, это тоже требует каких-то денег, но тем не менее получается что массовое велосипедирование может оказаться эффективнее.
Или в статье идет речь о доле изначальных инвестиций в строительство, относимой на будущий киловатт-час?Bedal
19.11.2018 14:58нет, не производства энергии, а стоимость строительства и оборудования. То есть последняя Ваша фраза — верна.
stetzen
19.11.2018 18:57Тогда меня сильно смущает указанная единица измерения. кВт*ч — это единица измерения энергии, о какой же энергии идёт речь? О той, которую станция может выработать за свой срок жизни? Тогда оно ничем не отличается от стоимости производства энергии (точнее, отличается — стоимость производства будет больше указанной величины, потому что в неё войдёт ещё и стоимость обслуживания). Возможно, там должны быть 200 долларов за кВт пиковой мощности?
Bedal
19.11.2018 19:16+1правильно смущает. Беру свои слова обратно — не хочу отвечать за безалаберность автора.
Вот только напоследок Вас поправлю: правильно это называется не пиковая мощность, а установленная. :-)
MUTbKA98
19.11.2018 19:43+1Нет же же, для пользователей это все выглядит как самый обычный UPS или как аккумуляторная батарея, емкость которых измеряют именно в энергетических единицах. Максимальная отдаваемая мощность железки в статье указана отдельно, а вот как раз емкость может быть произвольной — чем больше денег вложено, тем больше габариты железки (по-видимому, высота) и выше емкость. Коэффициент пропорциональности для этой процедуры тоже указан.
shaggyone
20.11.2018 18:29Речь про UPS, который в течении часа сможет киловаттный чайник кипятить. С поправкой на КПД.
AlterMax
19.11.2018 14:23+1А! Так вот что за пирамиды в Египте ))
General_Failure
20.11.2018 07:20А мумии фараонов, выходит, неудавшиеся монстры Франкенштейна? (его же электричеством к жизни возвращали?)
Sdima1357
19.11.2018 15:32+1Один кв*час это 3600(секунд)*1000(ватт) =3.6*0^6 джоулей, то есть одна тонна на высоту в 3.6*10^6/(1000кг*9.8)= 367 метров. Мда… Дома такую строить нет смысла.
juray
19.11.2018 16:30А зачем брать всего одну тонну? Ведь это для стали где-то 130 л (при плотности 7,5 т / кубометр).
И вообще, если идти в обратную сторону: высота обычного сельского дома составляет метров 6 (двухэтажный так и все 8) — для одного квт*ч надо поднять 60 т, это около 8 кубометров стали.
Впрочем, 1 кВт*ч это таки немного даже как ИБП (в пересчете на 12-вольтовую аккумуляторную батарею получается всего 83 А*ч — что покрывается парой автомобильных АКБ). С другой стороны, для ИБП только критичных потребителей этого становится уже немало — зато ёмкость гравитационного накопителя не деградирует со временем (хотя есть износ).Zmiy666
19.11.2018 17:13тогда уж лучше раскручивать тонну стали — ось с колесами от поезда, раскрученная до хороших оборотов в камере с низким давлением и на магнитной подушке — вполне себе не слабо энергию запасает, меньше чем АКБ свинцовая той же массы, но в теории куда живучее чем такая акб… ну и сама конструкция проста…
Nuwen
19.11.2018 18:13Супермаховики могут запасать до 500 вт*ч на килограмм веса, так что для дома конечно лучше использовать их, чем такие гравитационные аккумуляторы. Но они пока сложноваты даже для дома, не говоря уже о масштабах электростанций. А эта технология хороша тем, что отлично масштабируется и доступна хоть вчера.
juray
19.11.2018 19:24Ну, для дома они не то чтобы сложноваты, попросту слишком дороги, чтобы окупиться в разумный срок. А вот как бесперебойники для ЦОДов довольно нередко уже используются.
juray
19.11.2018 19:15ага, там же квадратичная зависимость от скорости вместо линейной от высоты. Но у них свои проблемы. Сложности балансировки, нагрузка на подшипники — ещё и от прецессии (и магнитный подвес тут слабо помогает).
uaggster
20.11.2018 10:42Всё уже украдено до нас.
Гулиа. В поисках энергетической капсулы.
n-t.ru/ri/gl/ek.htm
Басподобно. Волшебно. Физично.
Любимая книга моего детства.juray
20.11.2018 11:02И нынешние маховичные накопители как раз на работах Гулиа базируются. Для ЦОДов, для рекуперации в гибридных и электроавтомобилях.
Только вот что-то в серийное производство никак вывести не могут. Beacon Power разорилась, «Русский сверхпроводник» после сообщения о удачных испытаниях тупо замолчал на эту тему, KINETIC (где в научруках числится сам Нурбей Владимирович) тоже только красивыми картинками публику кормит…
Но единичные экземпляры вполне производятся и эксплуатируются (так и пишут — установка собирается под конкретный проект).
1dNDN
19.11.2018 17:23Может проще не бетонные блоки поднимать-опускать, а всякие отходы производства? Пустую горную породу, например. Вторичные строительные материалы. Песок еще можно
DGN
20.11.2018 01:44Все равно что поднимать. Вопрос капзатрат и КПД. Если экономить на строительстве, то краны с бетонными блоками. Если нужен КПД — надо строить нечто вроде железной дороги и поднимать вагончики на двигателе-генераторе. Впрочем, для равнины краны будут безальтернативными.
useluch
20.11.2018 09:59Не вполне корректно называть это сооружение «твердотельным», так как данный термин по умолчанию используется для указание на наличие твёрдого (а не традиционного жидкого) электролита в электрохимических аккумуляторах.
firedragon
Интересно будет посмотреть на эту конструкцию в ураган. Думаю появится новый вид ставок, когда упадет
www.youtube.com/watch?v=FziUl00W-Jg
yarric
Тут баллистический коэффициент будет маленький.
TorynVerd
Внимательнее относиться к прогнозам погоды, и не оставлять стрелу без груза. К тому же они не такие длинные будут, парусность меньше
а если будет возможность сами краны опускать, прижимать к блокам, то все ок…
Но это очевидные решения… Может кто лучше что придумает…