Минкомсвязь подготовила материалы по разработке 25 цифровых «суперсервисов» для взаимодействия граждан РФ с государством. По плану, к 2021 году это взаимодействие будет происходит в основном в цифровом виде. Поставлена задача довести долю цифрового взаимодействия граждан и бизнеса с властями до уровня минимум 80%. Часть чиновников заменят автоматизированные компьютерные системы.

«Дорожные карты» по каждому из сервисов должны быть готовы в июне 2019 года. Подготовкой займётся рабочая группа с участием заместителя руководителя профильного ведомства. Деятельность рабочих групп выстроится в духе SCRUM с разбиением на спринты по одной неделе, по итогам которых должно происходить приращение функциональности сервиса.

Список суперсервисов утверждён на заседании президиума в феврале 2019 года:

  • онлайн-сервисы по оформлению европротокола в автостраховании (куратор — Банк России);
  • цифровое исполнительное производство (ФСПП);
  • помощь при инвалидности (Минтруд);
  • трудовые отношения (Минтруд);
  • социальная поддержка (Минтруд);
  • пенсии (Минтруд);
  • трудовая миграция (Минтруд);
  • медицинские справки и документы (Минздрав);
  • регистрация нарушений ПДД и правил благоустройства (МВД);
  • регистрационные и паспортные сервисы (МВД);
  • сервисы по уведомлению и обжалованию штрафов (МВД);
  • выделение земли под строительство (Росимущество);
  • правосудие (Судебный департамент при Верховном суде);
  • подача заявлений в правоохранительные органы (Генпрокуратура);
  • господдержка бизнеса (Минэкономики);
  • получение разрешений для бизнеса и его регистрации (нет куратора);
  • цифровое строительство (Минстрой);
  • поступление в вуз (Минобрнауки);
  • безбумажный сервис по перевозке пассажиров и грузов (Минтранс);
  • получение цифровых документов об образовании (Минпросвещения);
  • получение образования в РФ для иностранцев (Россотрудничество);
  • помощь при рождении ребёнка, утрате близкого человека и переезде в другой регион (Минкомсвязь).

Минэкономики официально отказалось от кураторства сервиса «разрешения для бизнеса в цифровом виде», поскольку по нему отсутствует нормативная база. По этому вопросу пройдёт дополнительное совещание.

Минкомсвязи также разработало методику оценки «цифровой зрелости» госуслуг по шестибалльной шкале (от «?1» до «супер»). Учитываются следующие критерии:

  • запись на приём в электронном виде с предпроверкой документов;
  • возможность подачи документов без очного обращения;
  • запрос сведений через СМЭВ;
  • ручное или автоматическое принятие решений;
  • электронное получение уведомления о решении или самого результата услуги в виде электронного документа;
  • ведение реестра принятых решений.

Кроме разработки новых сервисов, оптимизации подвергнутся и 33 традиционные госуслуги, включая миграционный учёт, проведение экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачу водительских удостоверений, кадастровый учет и предоставление сведений из ЕГРН, приём налоговых деклараций, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, выдачу лицензий на оказание услуг связи.

По итогам оптимизации доля отказов в предоставлении услуг должна быть снижена в 10 раз, срок оказания услуг сокращён в два раза, а количество нарушений временного регламента не должно превышать 4%.

Заполнение электронного заявления будет занимать не более 10 минут, а расходы на оплату труда чиновников, оказывающих госуслуги, сократят на 30%. По крайней мере, таков план.

Комментарии (17)


  1. akura13
    21.03.2019 06:53

    Все конечно хорошо, но уведомление о штрафе ГИБДД с запозданием в календарный месяц — это чересчур.


  1. kekekeks
    21.03.2019 09:21

    Проблема с заменой чиновников на автоматику заключается в том, что раньше чиновники хоть за что-то отвечали, а теперь у нас есть автоматика и саппорт, который не отвечает вообще ни за что. Очень хорошо видно в последний год на примере московской налоговой.


    1. khanid
      21.03.2019 12:05

      Если бы только московской. Это коснулось всех.


    1. dmbarsukov
      21.03.2019 12:24

      в этом году попробовал в очередной раз подать документы на возврат. уже 7 попытка, отказы из-за всякой херни, налоговая кивает на сервис, сервис кивает на налоговую. Никто ни за что не отвечает. кому предъявлять за тухлые 3 месяца неясно.


    1. FSA
      21.03.2019 12:33

      Да я боюсь они посокращают и без того не особо популярные места из-за низких зарплат тех самым специалистов, которые занимаются поддержкой всего этого хозяйства. Бодро отрапортуют, мол сократили количество чиновников.
      Немного погружался в эту тему. Никто не знает что как работает, какой-то документации не найти. Есть специалисты, которые могут решить типовые проблемы. Кто более или менее знал систему, поувольнялись, т.к. при их знаниях можно и более денежную работу найти. Поддержки софта как таковой нет, потому что разработчикам больше не платят.


  1. Hivemaster
    21.03.2019 09:34

    Заменяющий чиновников софт будет написан на FoxPro, будет работать однопоточно с образованием очередей, окно доступности для региона будет с 08:00 до 17:00 по местному времени, а с 13:00 до 14:00 сервисы будут отключаться на периодической обслуживание.


    1. QtRoS
      21.03.2019 09:56
      -2

      С 8 до 17 отключение будет, конечно же, на клиенте через JS. Слишком специфичный случай, чтобы быть вымыслом, да?


    1. narick
      22.03.2019 08:13

      Пару лет назад интегрировались с одним из свеже-введенных сервисов СМЭВ (ведомство не помню). В первую же неделю заметили, что после 18:00 по будням и в выходные сервис отдавал стандартную ошибку СМЭВ о недоступности. Где-то через месяц починили. Но смешно, да.


  1. Tiendil
    21.03.2019 09:36

    >Деятельность рабочих групп выстроится в духе SCRUM с разбиением на спринты по одной неделе
    И вся страна ощутит прелести гибкой разработки.


  1. Smayliks
    21.03.2019 09:44

    Налоговой всё так же нет…


  1. lostpassword
    21.03.2019 10:05
    +2

    Отличная новость!


  1. AlexanderS
    21.03.2019 10:47

    На самом деле новость хорошая и позитивная. Вопрос только в том как будет обеспечиваться обратная связь. И насколько она вообще будет эффективна. Если за криво сработавшую автоматику я не только не буду доказывать на каждом углу, что не верблюд, а, например, мне скомпенсируют затраты на исправление этого (беготня по ведомствам немало рабочего времени занимает) или хотя бы будут в особо лояльном порядке рассматривать подобные обращения, то это было бы сверхэффективно. Но такое вряд ли будет) С автоматизацией в налоговой я уже хлебнул лишка, правда, надо отдать должное беготни никакой не было — только долгие разговоры и передача меня «по рукам» пока я не попал к какой-то волшебной тётеньке которая там могла «базу напрямую видеть» и её стало «интересно как такое могло получиться».


  1. basilbasilbasil
    21.03.2019 18:05
    +1

    код закрытый — всё херня.


    1. zenkov
      21.03.2019 19:43

      А с чего он закрытый? Это же государственный проект, то есть наш общий. Разве общий код не обязан быть открытым чтоб мы хотя бы могли посмотреть что там наработали за наши общие средства


      1. basilbasilbasil
        21.03.2019 20:38

        он обязан, но каким он будет в реальности — увидим.


  1. servermen
    21.03.2019 18:26

    Часть чиновников заменят автоматизированные компьютерные системы.

    Чуть-чуть не дотерпели до 1 апреля. :)


  1. xPomaHx
    22.03.2019 08:36

    Скрам это не волшебная пуля. Там где требования не меняются раз в неделю под влиянием бизнеса и в целом понятно, что делать в течении следующих 2-6 месяцев обычное планирование работает лучше.
    Ну а вообще подвижки радуют, мб тут станет норм жить до того как я умру от старости.