Пользователь Coinbase Шон Кунс опубликовал в своем блоге на Medium подробный рассказ о том, как стал жертвой мошенничества. Злоумышленник, личность которого до сих пор не удалось установить, перевел все средства из его кошелька на Coinbase, действуя через дубликат SIM-карты.

Замена SIM-карты – стандартная услуга мобильных операторов. Запросы на создание дубликата поступают от пользователей регулярно: при смене мобильного устройства или оператора многие предпочитают сохранить старый номер. Автор предполагает, что мошенник получил доступ к его личной информации где-то в Сети и воспользовался этим, чтобы отправить запрос на выпуск новой SIM-карты, не возбуждая никаких подозрений у персонала. За последний год подобная схема взлома стала стремительно набирать популярность.

Перехватив контроль над телефонным номером и располагая некоторым количеством информации о жертве, злоумышленник без труда сумел войти в связанный аккаунт на сервисах Google и закрыть его от владельца. Для этого ему достаточно было выбрать опцию «Забыли пароль?», после чего система выслала код подтверждения на указанный в профиле номер и предложила сменить данные для аутентификации.

Доступ к электронной почте предоставил мошеннику еще больше возможностей для взлома личных аккаунтов – большинство сервисов позволяет менять пароли по «волшебной ссылке», которая отправляется на почту по запросу. В данном случае его внимание было сосредоточено на получении доступа к криптокошельку.



План-схема атаки, воссозданная автором

«С таким наивным отношением к собственной безопасности я, пожалуй, заслуживал того, чтобы меня взломали», – признает Шон Курс в своем посте. Анализируя случившееся, он подчеркивает, что не только пренебрегал базовыми мерами защиты своих аккаунтов до инцидента, но и недостаточно быстро реагировал на тревожные сигналы, когда атака уже началась.

Мошенник начал действовать поздним вечером, вероятно, в расчете на то, что до утра пользователь не сумеет связаться с мобильным оператором. Шон заметил на экране сообщение о том, что SIM-карта отсутствует, но не придал этому большого значения, решив, что она была повреждена при падении телефона. В течение часа был перехвачен контроль над почтой. За ночь взломщик поменял пароли на Coinbase и нескольких других сервисах; при этом он последовательно удалял все письма с верификационными ссылками. Из-за этой предосторожности, получив утром новую SIM-карту в салоне и восстановив доступ к почте, автор статьи не обнаружил факта взлома других аккаунтов и не предпринял необходимых действий. Тем же вечером атака повторилась, за ночь мошенник в несколько приемов опустошил кошелек. Сумма ущерба составила 100 тыс. долларов в криптовалюте; вернуть эти деньги, по всей видимости, не удастся.

Автор статьи пострадал не только материально – на электронной почте и связанных аккаунтах хранилась масса личной информации, утечка которой делает его более открытым для атак в будущем. Однако он сделал для себя выводы и намерен в дальнейшем лучше заботиться о защите своего онлайн-пространства. Читателям он советует не использовать телефон в качестве основного метода восстановления пароля на Google, а отдать предпочтение тем, которые предполагают применение материальных объектов. Например, можно воспользоваться Google Authenticator, чтобы привязать пароль к конкретному устройству, или YubiKey, который проводит аутентификацию через прикосновение USB-ключа, зарегистрированного на конкретного пользователя. Актуальными также остаются и самые базовые правила безопасности: не оставлять личную информацию на открытых площадках, иметь отдельный, предельно защищенный адрес для финансовых транзакций и хранить пароли в оффлайн-менеджере.

Комментарии (31)


  1. Popadanec
    23.05.2019 14:06
    -1

    Симку нельзя так просто восстановить. Нужно прийти с паспортом в салон связи, а значит был сговор с сотрудником салона. Дата перерегистрации точно известна. Уникальный код симки так же известен, а значит и известно в каком салоне новую симку получали.
    Допросить оформившего симку, посмотреть видеозапись и объявить в розыск вора.
    Что то либо владелец темнит, либо новость не полная.


    1. symbix
      23.05.2019 14:27
      +3

      С паспортом? В США? :-)


      1. Popadanec
        23.05.2019 15:27

        Ну с ID или правами, сути это не меняет. Или хотите сказать, что в США может любой Джон прийти и сказать: «Сделайте мне новую симку этого номера». Так что ли?


        1. symbix
          23.05.2019 16:42

          Если есть достаточно информации о жертве, хорошо работает социнжиниринг. Например, рассказал какую-нибудь жалостливую историю, как у него все украли или вроде того, попросил войти в положение, "доказал", что он это он, каким-нибудь поддельным utilily bill-ом и выглядящими достоверными ответами на вопросы.


          Не получилось в одном салоне — пошел в другой, они там на каждом шагу :-)


          Это как вариант. Может, сговор, а может, вообще сотрудник AT&T.


    1. Amihailov
      23.05.2019 14:27

      В последний раз, когда я изучал этот вопрос для России, можно было за 5 тысяч заказать дубль на профильных форумах. Естественно, там преступный сговор и какой-нибудь Ваня в салоне под Ельцом за тыщенку клепает дубли.
      Кроме того, несколько лет назад был велик шанс получить дубль, придя в салон с паспортными данными жертвы и самописной доверенностью, сугубо с помощью социнженерии. На такое тоже можно найти гонца рублей за 500-1000. Сейчас, вроде, чуть-чуть построже с этим, но, как всегда, самая большая дыра в безопасности — это человек.
      Штаты тоже не без греха. Например, полно сайтов, которые предлагают отлочить телефон от At&t и Verizon и в сложных случаях (при наличии долгов на симке) такие вопросы решаются через своих людей у оператора. С симками это тоже, наверняка, актуально.


    1. t38c3j
      23.05.2019 14:46

      В Украине по крайней мере все проще из-за не компетентности сотрудников. Пришол в салон, сказал что номер деда, куда он звонил и что он делал я не знаю, ему за 80, звонил ему неделю назад со своего номера, абонент не абонент. Через 5 минут у тебя новая симка с нужнум номером без паспорта, камер и смс в провинциальном городке. История двух дневной давности.

      ПС. Реально восстанавливал номер деда а не в корыстных целях.


    1. Gritsuk
      23.05.2019 15:55

      Не знаю, как сейчас, но несколько лет назад у одного из наших операторов была услуга «Замена SIM пользователю». Т.е. если человек пользуется симкой, зарегистрированной на другого человека, он все равно может ее обменять, если ответит на несколько вопросов, по-моему, достаточно было 3 из 5. Вопросы простые — владелец симки, когда и на какую сумму пополнялся баланс, номера, с которыми общались в последнее время.
      Думаю, подобную информацию добыть нетрудно — позвонить жертве с известного номера за пару дней, пополнить баланс ему в автомате. Потом снаряжается какой-нибудь Вася, который за две бутылки озвучивает все это в офисе оператора, светя там своим лицом и своими документами, и вот у вас на руках нужная симка, и никто вас никогда не найдет.


  1. assusdan
    23.05.2019 14:21
    -2

    Ну все понятно, опять у российских операторов связи данные работники сливают и симки за тысячу рублей всяким злоумышленникам восстанавливают чужие.
    ====
    upd спустя 18 минут. Уточню свою мысль. Тут какое-то время назад была серия постов про утечку данных через сотрудников операторов моб. связи, и в комментариях было популярно мнение, что такое происходит только в России. Я попытался сыронизировать, у меня получилось плохо.


    1. tormozedison
      23.05.2019 14:25
      +2

      Взгляните на схему в статье, там показан оператор AT&T.


      1. assusdan
        23.05.2019 14:31

        Я читал статью, там нет упоминаний российских операторов, и имена намекают, что дело происходит за границей. Тем не менее, дубликаты симкарт случаются и там.


  1. dhaenoor
    23.05.2019 14:35
    +1

    Вот поэтому у меня отдельная Nokia C3-01 для мобильного банка и регистраций и я никогда никому этот номер не сообщал. А для пущей надёжности у меня нет 100.000$


    1. SergeyMax
      23.05.2019 14:47

      я никогда никому этот номер не сообщал
      А ваш мобильный банк случаем не пишет на экране «код для смены пароля отправлен на телефон номер xxxxxxxxx»?


      1. fur_habr
        23.05.2019 19:18

        Не, они сейчас пишут что то вроде "+7901 234 ****", но только если зайти на сайт другого банка(или не банка) и ввести тот же логин, там напишут что-то вроде "+7 9** *** 5678". Аналогично и ФИО для перевода денег, на одном будет «Иванов. П. А.». На другом «И. Петр Алексеевич». Приватность на высоте.


  1. pnetmon
    23.05.2019 14:47

    Читая оригинальную статью пришла мысль что у автора все завязано на один почтовый ящик, который "как-то узнал" злоумышленник, а ведь это не очень хорошо, автор тоже к этому пришел, но эта рекомендация в переводе как-то не слишком выделена: иметь отдельный, предельно защищенный адрес для финансовых транзакций.


    Один из выводов (гугло перевод):
    Создайте дополнительный адрес электронной почты: вместо того, чтобы связывать все с одним адресом электронной почты, создайте дополнительный адрес для своих критически важных сетевых идентификаторов (банковских счетов, учетных записей социальных сетей, криптообменников и т. Д.). Не используйте этот адрес электронной почты для чего-либо еще и держите его в секрете.


    Но с соцсетями он погорячился, их привязывать не надо. И этот финансовый электронный адрес желательно приводить как можно реже (например не использовать его для восстановления публичного электронного адрес(почты)) иначе узнав его и владея сим-картой с телефонным номером злоумышленник может так же взломать и эту учетку.


  1. odissey_nemo
    23.05.2019 15:39
    -1

    Что такое сотня тысяч долларов в криптовалюте? Не уверен, что их можно реально обменять на настоящие.


    1. mclander
      23.05.2019 15:58

      C хорошим дисконтом можно обменять что угодно и быстро)


      1. odissey_nemo
        24.05.2019 01:26

        Обменять на 10 бумажных долларов и быстро? Вот в это верится больше. Любопытных и глупых для таких пропорций найти можно много. Даже в Африке.


    1. decomeron
      23.05.2019 16:07

      Не уверены, не обгоняйте


    1. dartraiden
      23.05.2019 17:03
      +2

      Сотня тысяч долларов в криптовалюте — это кол-во криптовалюты, которую по текущему курсу можно поменять на сотню тысяч долларов.


  1. vortupin
    23.05.2019 17:22

    Что-то не внушает мне эта история особого доверия; подобную атаку довольно сложно организовать, но, как я думаю, полиции довольно легко раскрыть.

    По моему опыту, заменить SIM-ку без сообщника в локальном AT&T store, достаточно затруднительно: для этого нужно подделать driver's license (и, естественно, нужно знать данные оригинальной), и знать номер карточки социального страхования (social security number), без этих данных в магазине не поменяют. Online также отпадает — новая SIM-ка будет отправлена по почте на billing address пользователя, заменить который тоже без подтверждения непросто. В случае же наличия сообщника, совместных усилий полиции и AT&T должно быть достаточно, чтобы уличить пособника вора, и найти самого вора.

    Во-вторых, в данному случае атака велась целенаправлено, что резко сужает круг подозреваемых (правда, я не эксперт в криптовалютах, но мне думается, что постороннему человеку вычислить identity владельца крупной суммы невозможно).

    В-третьих, для такой дорогостоящей атаки слишком много возможных «дыр»: например, «не придал этому большого значения, решив, что она была повреждена при падении телефона» — а если бы телефон не падал? Стоило ему забить тревогу, и связаться с AT&T (служба поддержки работает круглосуточно), как атака бы провалилась — по его просьбе новую SIM-ку могли заблокировать (был прецедент с потерей одним товарищем телефона и бумажника — отделался лишь потерей бумажника и телефона, со счетов ничего не ушло).


    1. VBKesha
      23.05.2019 17:28

      В-третьих, для такой дорогостоящей атаки слишком много возможных «дыр»: например, «не придал этому большого значения, решив, что она была повреждена при падении телефона» — а если бы телефон не падал? Стоило ему забить тревогу, и связаться с AT&T (служба поддержки работает круглосуточно), как атака бы провалилась — по его просьбе новую SIM-ку могли заблокировать (был прецедент с потерей одним товарищем телефона и бумажника — отделался лишь потерей бумажника и телефона, со счетов ничего не ушло).

      Когда ты знаешь, что случится дальше гораздо проще принять правильное решение. А так вполне нормальная реакция сдохла симка ночью, ну и хрен с ней завтра новую возьму.

      Тут по моему самый главный урок, нельзя доверять ключи от важных данных третьим лицам, а мобильные операторы как раз и есть такие лица. Но все наоборот считают что это повышает надежность.


      1. vortupin
        23.05.2019 17:41

        Ну, не ночью, а поздно вечером. Как он сам указал, новая SIM-ка была активирована в 10 вечера — это, кстати, однозначно говорит о сообщнике; будь-то подделанный DL, то активизировали новую SIM-ку бы прямо в сторе, а в 10 все уже закрыто.

        Во-вторых, лично я бы немедленно попытался связаться с AT&T — завтра на работу, с утра времени не будет, а поддержка круглосуточная. Да и вообще, человек, который последовательно, за 5 минут 1) теряет доступ к мобильной сети 2) теряет доступ к Google эккаунту (зная, что этот эккаунт используется, как ключ к финансам и множеству сервисов), и спокойно ложится спать — мне кажется, это из области маловероятного. Что еще показательно — он не заявил в полицию о краже (в этом случае изложенные факты можно было бы хоть как-то проверить).

        Что-то тут «нечисто», по-моему. Интересно, не платит ли medium.com за «хайповые» статейки? ;)


        1. VBKesha
          23.05.2019 17:46

          Во-вторых, лично я бы немедленно попытался связаться с AT&T — завтра на работу, с утра времени не будет, а поддержка круглосуточная.

          У всех свое отношение к мобильной связи, я например могу спокойно пару недель без неё жить и не страдать.
          теряет доступ к Google эккаунту (зная, что этот эккаунт используется, как ключ к финансам и множеству сервисов), и спокойно ложится спать

          Вот это уже действительно странно…


          1. decomeron
            24.05.2019 00:15

            Без мобильной связи это значит без телефона, а если все карты в приложениях и как же без них?


            1. VBKesha
              24.05.2019 09:25

              Ну у меня карты с собой, а не в приложениях, так что никаких проблем.


              1. decomeron
                24.05.2019 17:51

                А проверять? Вдруг сняли не ту сумму или вообще что-то сняли без спроса?


                1. VBKesha
                  24.05.2019 17:59

                  Ты для этого звонилки хватает с смсками, и у меня на картах нет каких сумм чтобы я их мониторил постоянно опосаясь, что вдруг чего случится. А в случае чего можно одноразовых паролей в банкомате взять(если не отменили это ещё).


                  1. decomeron
                    25.05.2019 03:36

                    Значит вы еще по-старому живете и не пользуетесь бесконтактными платежами.


                    1. VBKesha
                      25.05.2019 11:58

                      Именно, и врядли это в ближайшее время поменяется.


  1. VBKesha
    23.05.2019 17:45

    del


  1. Barabek
    23.05.2019 18:11

    Вот поэтому правильные операторы при замене симки автоматически блокируют СМС на сутки. А у кого есть права на разблокировку — тех мало и всё жёстко логируется. А почистить логи могут совсем другие люди и их ещё меньше и все они под микроскопом ИБ постоянно. В общем в сговор нужно вовлекать пол компании.