Эта запись девлога целиком посвящена моей системе анимации персонажей, она наполнена полезными советами и фрагментами кода.

За последние два месяца я создал целых 9 новых действий игрока (такие забавные вещи как блокировка щитом, уворачивание в прыжке и оружие), 17 новых носимых предметов, 3 набора брони (пластинчатый, шёлковый и кожаный) и 6 видов причёсок. Также я завершил создавать всю автоматизацию и инструменты, поэтому всё уже используется в игре. В статье я расскажу, как этого добился!


Надеюсь, эта информация окажется полезной и докажет, что необязательно быть гением, чтобы самостоятельно создать подобные инструменты/автоматизацию.

Краткое описание


Изначально я хотел проверить, можно ли совместить наложенные друг на друга спрайты с синхронизованными аниматорами для создания модульного персонажа с заменяемыми причёсками, снаряжением и носимыми предметами. Можно ли объединить нарисованную вручную пиксельную анимацию с по-настоящему настраиваемым персонажем.

Разумеется, такие функции активно используются в 3D- и 2D-играх с пререндеренными спрайтами или в 2D-играх со скелетной анимацией, но насколько я знаю, существует не так много игр, совмещающих созданную вручную анимацию и модульных персонажей (обычно потому, что процесс оказывается слишком монотонным).


Я раскопал этот древний GIF моего первого месяца работы с Unity. На самом деле этот модульный спрайт оказался одним из первых моих экспериментов в разработке игр!

Я создал прототип при помощи системы анимаций Unity, а затем для проверки концепции добавил одну рубашку, одну пару штанов, одну причёску и три предмета. Для этого потребовалось 26 отдельных анимаций.

В то время я создавал всю свою анимацию в Photoshop и не заморачивался автоматизацией процесса, поэтому он был очень скучным. Потом я подумал: «Так, основная идея сработала, позже я добавлю новые анимации и снаряжение». Оказалось, что «потом» — это несколько лет спустя.

В марте этого года я нарисовал дизайн большого количества брони (см. мой предыдущий пост), и заметил, как этот процесс можно сделать более удобным. Я продолжал откладывать реализацию, потому что даже при наличии автоматизации нервничал, что ничего не получится.

Я ожидал, что придётся отказаться от кастомизации персонажа и создать единственного главного героя, как в большинстве игр с ручной анимацией. Но у меня был план действий, и настало время проверить, смогу ли я победить этого монстра!



Спойлер: всё получилось замечательно. Ниже я раскрою свои ***секреты***

Модульная система спрайтов


I. Познай свои границы


Предварительно я провёл много тестов арта и контроля времени, чтобы выяснить, сколько может занять такая работа, и будет ли достижим для меня подобный уровень качества.

Я записал все свои идеи по анимации, собрал их в электронную таблицу и упорядочил по разным критериям, как то полезность, красивость и многократность использования. К моему удивлению, самой первой в этом списке оказалась анимация броска предмета (зелий, бомб, ножей, топоров, шара).

Я придумал численную оценку для каждой анимации и отказался от всего с плохими показателями. Изначально я планировал создать 6 наборов брони, но быстро осознал, что это перебор, и выбросил три типа.

Аспект отслеживания времени оказался очень важным, и я крайне рекомендую использовать его, чтобы отвечать на вопросы типа: «Сколько врагов могу я позволить себе создать в игре?». Всего после нескольких тестов мне удалось экстраполировать достаточно точную оценку. При дальнейшей работе над анимациями я продолжил следить за временем и пересматривать мои ожидания.

Поделюсь копией моего журнала работы за последние два месяца. Учтите, что это время идёт в добавок к моей обычной работе, где я провожу по 30 часов в неделю:

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1Nbr7lujZTB4pWMsuedVcgBYS6n5V-rHrk1PxeGxr6Ck/edit?usp=sharing

II. Смена палитры ради светлого будущего


С умом используя цвета в дизайне спрайтов, можно отрисовать один спрайт и создать множество различных вариаций при помощи смены палитры. Можно менять не только цвета, но и создавать различные включаемые и отключаемые элементы (например, заменой цветов на прозрачность).

Каждый набор брони имеет 3 вариации, а смешивая верхние и нижние части, можно получить множество комбинаций. Я планирую реализовать систему, в которой можно собрать один набор брони для внешнего вида персонажа, а другой — для его характеристик (как в Terraria).


В процессе работы меня приятно удивляли обнаруживаемые любопытные комбинации. Если соединить пластинчатый верх с шёлковым низом, то можно получить нечто в стиле боевого мага.

Лучше всего реализовывать смену палитр, используя в спрайте цвета, кодирующие значение, чтобы в дальнейшем можно было брать их для поиска настоящего цвета из палитры. Я знесь немного упрощаю, так что вот видео, с которого можно начать:


Я не буду объяснять всё в подробностях, а вместо этого расскажу о способах реализации этой техники в Unity, и об их плюсах и минусах.

1. Текстура поиска для каждой палитры


Это наилучшая стратегия для создания вариаций врагов, фонов и всего того, где множество спрайтов иеет одинаковую палитру/материал. Различные материалы нельзя сгруппировать в батчи, даже если они используют одинаковый спрайт/атлас. Работа с текстурами довольно мучительна, но палитры можно изменять в реальном времени, заменяя материалы, с помощью SpriteRenderer.sharedMaterial.SetTexture или MaterialPropertyBlock, если вам нужны разные палитры для каждого экземпляра материала. Вот пример фрагментной функции шейдера:

sampler2D _MainTex;
sampler2D _PaletteTex;
float4 _PaletteTex_TexelSize;
   
half4 frag(v2f input) : SV_TARGET {
 half4 lookup = tex2D(_MainTex, input.uv);
 half4 color = tex2D(_PaletteTex, half2(lookup.r * (_PaletteTex_TexelSize.x / 0.00390625f), 0.5));
 color.a *= lookup.a;
 return color * input.color;
}

2. Массив цветов


Я остановился на этом решении, потому что мне нужно было заменять палитры каждый раз, когда меняется внешний вид персонажа (например, при надевании предметов), и создавать некоторые палитры динамически (чтобы отобразить выбранные игроком цвета волос и кожи). Мне показалось, что во время выполнения и в редакторе для этих целей гораздо проще будет работать с массивами.

Код:

sampler2D _MainTex;
half4 _Colors[32];

half4 frag(v2f input) : SV_TARGET {
 half4 lookup = tex2D(_MainTex, input.uv);
 half4 color = _Colors[round(lookup.r * 255)];
 color.a *= lookup.a;
 return color * input.color;
}

Я представил свои палитры как тип ScriptableObject и использовал для их редактирования инструмент MonoBehaviour. Проработав долгое время над редактированием палитр в процессе создания анимаций в Aseprite, я понял, какие инструменты мне требуются и писал эти скрипты соответствующим образом. Если вы хотите написать собственный инструмент для редактирования палитр, то вот какие функции я обязательно рекомендую реализовать:

— Обновление палитр на различных материалах при редактировании цветов для отображения изменений в реальном времени.

— Присваивание названий и изменение порядка цветов в палитре (используйте поле для хранения индекса цвета, а не его порядка в массиве).

— Выбор и редактирование нескольких цветов за раз. (Совет: поля Color в Unity можно копипастить: просто нажмите на один цвет, скопируйте, нажмите на другой цвет, вставьте — теперь они одинаковы!)

— Применение цвета оверлея ко всей палитре

— Запись палитры в текстуру

3. Единая текстура поиска для всех палитр


Если вы хотите переключать палитры на лету, но в то же время вам необходим батчинг для снижения количества вызовов отрисовки, то можно использовать эту технику. Она может оказаться полезной для мобильных платформ, но использовать её довольно неудобно.

Во-первых, нужно будет упаковать все палитры в одну большую текстуру. Затем вы используете цвет, заданный в компоненте SpriteRenderer (AKA цвет вершины) для определения строки, которую надо считать из текстуры палитры в шейдер. То есть палитра этого спрайта управляется через SpriteRenderer.color. Цвет вершины — это единственное свойство SpriteRenderer, которое можно менять без нарушения батчинга (при условии, что все материалы одинаковы).

В большинстве случаев лучше всего использовать для управления индексом альфа-канал, потому что вам скорее всего не понадобится куча спрайтов с различной прозрачностью.

Код:

sampler2D _MainTex;
sampler2D _PaletteTex;
float4 _PaletteTex_TexelSize;
   
half4 frag(v2f input) : SV_TARGET {
 half4 lookup = tex2D(_MainTex, input.uv);
 half2 paletteUV = half2(
  lookup.r * _(PaletteTex_TexelSize.x / 0.00390625f),
  input.color.a * _(PaletteTex_TexelSize.y / 0.00390625f)
 )
 half4 color = tex2D(_PaletteTex, paletteUV);
 color.a *= lookup.a;
 color.rgb *= input.color.rgb;
 return color;
}


Чудеса замены палитр и слоёв спрайтов. Так много комбинаций.

III. Автоматизируйте всё и применяйте подходящие инструменты


Для реализации этой функции автоматизация была совершенно необходимой, потому что в результате у меня получилось около 300 анимаций и тысячи спрайтов.

Первым моим шагом стало создание экспортёра для Aseprite, чтобы управлять моей безумной схемой слоёв спрайтов при помощи удобного интерфейса командной строки. Это просто скрипт на perl, который обходит все слои и метки в моём файле Aseprite и эспортирует изображения в определённой структуре каталогов и имён, чтобы я смог в дальнейшем их считывать.

Затем я написал импортёр для Unity. Aseprite выводит удобный файл JSON с данными кадров, поэтому можно создавать ассеты анимаций программно. Обработка Aseprite JSON и запись этого типа данных оказались довольно нудными, поэтому я привожу их здесь. Вы можете с лёгкостью загрузить их в Unity с помощью JsonUtility.FromJson<AespriteData>, только не забудьте запустить Aseprite с опцией --format 'json-array'.

Код:

[System.Serializable]
public struct AespriteData {
 [System.Serializable]
 public struct Size {
  public int w;
  public int h;
 }

 [System.Serializable]
 public struct Position {
  public int x;
  public int y;
  public int w;
  public int h;
 }

 [System.Serializable]
 public struct Frame {
  public string filename;
  public Position frame;
  public bool rotated;
  public bool trimmed;
  public Position spriteSourceSize;
  public Size sourceSize;
  public int duration;
 }

 [System.Serializable]
 public struct Metadata {
  public string app;
  public string version;
  public string format;
  public Size size;
  public string scale;
 }


 public Frame[] frames;
 public Metadata meta;
}

На стороне Unity серьёзные проблемы у меня возникли в двух местах: в загрузке/нарезке спрайтшита и в построении клипа анимации. Мне бы очень помог понятный пример, поэтому вот фрагмент кода из моего импортёра, чтобы вы не так мучились:

Код:

TextureImporter textureImporter = AssetImporter.GetAtPath(spritePath) as TextureImporter;
textureImporter.spriteImportMode = SpriteImportMode.Multiple;

SpriteMetaData[] spriteMetaData = new SpriteMetaData[aespriteData.frames.Length];

// Slice the spritesheet according to the aesprite data.
for (int i = 0; i < aespriteData.frames.Length; i++) {
 AespriteData.Position spritePosition = aespriteData.frames[i].frame;

 spriteMetaData[i].name = aespriteData.frames[i].filename;
 spriteMetaData[i].rect = new Rect(spritePosition.x, spritePosition.y, spritePosition.w, spritePosition.h);
 spriteMetaData[i].alignment = (int)SpriteAlignment.Custom; // Same as "Pivot" in Sprite Editor.
 spriteMetaData[i].pivot = new Vector2(0.5f, 0f); // Same as "Custom Pivot" in Sprite Editor. Ignored if alignment isn't "Custom".
}

textureImporter.spritesheet = spriteMetaData;
AssetDatabase.ImportAsset(spritePath, ImportAssetOptions.ForceUpdate);

Object[] assets = AssetDatabase.LoadAllAssetsAtPath(spritePath); // The first element in this array is actually a Texture2D (i.e. the sheet itself).
for (int i = 1; i < assets.Length; i++) {
 sprites[i - 1] = assets[i] as Sprite;
}


// Create the animation.   
AnimationClip clip = new AnimationClip();
clip.frameRate = 40f;
float frameLength = 1f / clip.frameRate;

ObjectReferenceKeyframe[] keyframes = new ObjectReferenceKeyframe[aespriteData.frames.Length + 1]; // One extra keyframe is required at the end to express the last frame's duration.

float time = 0f;
for (int i = 0; i < keyframes.Length; i++) {
 bool lastFrame = i == keyframes.Length - 1;

 ObjectReferenceKeyframe keyframe = new ObjectReferenceKeyframe();
 keyframe.value = sprites[lastFrame ? i - 1 : i];
 keyframe.time = time - (lastFrame ? frameLength : 0f);

 keyframes[i] = keyframe;

 time += lastFrame ? 0f : aespriteData.frames[i].duration / 1000f;
}

EditorCurveBinding binding = new EditorCurveBinding();
binding.type = typeof(SpriteRenderer);
binding.path = "";
binding.propertyName = "m_Sprite";
AnimationUtility.SetObjectReferenceCurve(clip, binding, keyframes);

AssetDatabase.CreateAsset(clip, "Assets/Animation/" + name + ".anim");
AssetDatabase.SaveAssets();

Если вы этого ещё не делали, то поверьте — начать создавать собственные инструменты очень легко. Самый простой трюк заключается в размещении в сцене GameObject с привязанным к нему MonoBehaviour, которое имеет атрибут [ExecuteInEditMode]. Добавьте кнопку, и вы готовы к бою! Помните, что ваши личные инструменты не обязаны выглядеть хорошо, они могут быть чисто утилитарными.

Код:

[ExecuteInEditMode]
public class MyCoolTool : MonoBehaviour {
   
    public bool button;

    void Update() {
        if (button) { button = false; DoThing(); }
    }
}

При работе со спрайтами автоматизировать стандартные задачи довольно легко (например, создание текстур палитр или пакетную замену цветов в нескольких файлах спрайтов). Вот пример, с которого можно начать учиться изменению своих спрайтов.

Код:

string path = "Assets/Whatever/Sprite.png";
Texture2D texture = AssetDatabase.LoadAssetAtPath<Texture2D>(path);
TextureImporter textureImporter = AssetImporter.GetAtPath(path) as TextureImporter;
if (!textureImporter.isReadable) {
 textureImporter.isReadable = true;
 AssetDatabase.ImportAsset(path, ImportAssetOptions.ForceUpdate);
}

Color[] pixels = texture.GetPixels(0, 0, texture.width, texture.height);
for (int i = 0; i < pixels.Length; i++) {
 // Do something with the pixels, e.g. replace one color with another.
}

texture.SetPixels(pixels);
texture.Apply();
textureImporter.isReadable = false; // Make sure textures are marked as un-readable when you're done. There's a performance cost to using readable textures in your project that you should avoid unless you plan to change a sprite at runtime.

byte[] bytes = ImageConversion.EncodeToPNG(texture);
File.WriteAllBytes(Application.dataPath + path.Substring(6), bytes);
AssetDatabase.ImportAsset(path, ImportAssetOptions.ForceUpdate);

Как я перерос возможности Mecanim: жалоба


Со временем прототип системы модульных спрайтов, который я создал с помощью Mecanim, стал самой большой проблемой при апгрейде Unity, потому что API постоянно сильно менялся и был плохо задокументирован. В случае простого конечного автомата было бы разумно иметь возможность запрашивать состояния каждого клипа или менять клипы во время выполнения. Но нет! Из соображений производительности Unity запекает клипы в их состояния и заставляет нас использовать для их смены неуклюжую систему переопределений.

Сам по себе Mecanim не такая уж плохая система, но мне кажется, что ему не удаётся реализовать свою основную заявленную особенность — простоту. Идея разработчиков заключалась в том, чтобы заменить то, что казалось сложными и мучительным (скриптинг) чем-то простым (визуальным конечным автоматом). Однако:

— Любой нетривиальный конечный автомат быстро превращается в дикую паутину узлов и соединений, логика которой разбросала по разным слоям.

— Простым случаям использования мешают обобщённые требования системы. Чтобы проиграть одну-две анимации, вам нужно создавать новый контроллер и назначать состояния/переходы. Разумеется, присутствует и излишняя трата ресурсов.

— Забавно, что в результате вам всё равно приходится писать код, ведь чтобы конечный автомат делал что-то интересное, нужен скрипт, вызывающий Animator.SetBool и подобные ему методы.

— Для многократного использования конечного автомата с другими клипами нужно дублировать его и заменять клипы вручную. В дальнейшем вам придётся вносить изменения в нескольких местах.

— Если вы хотите изменять то, что находится в состоянии во время выполнения, то у вас проблемы. Решением будет или плохой API, или безумный граф с одним узлом для каждой возможной анимации.


Рассказ о том, как разработчики Firewatch попали в ад визуального скриптинга. Самое забавное в том, что когда докладчик показывает наиболее простые примеры, они всё равно выглядят безумно. Зрители в буквальном смысле стонут на 12:41. Добавьте огромные затраты на обслуживание, и вы поймёте, почему я сильно не люблю эту систему.

Многие из этих проблем даже не вина разработчиков Mecanim, а просто естественный результат несовместимых идей: нельзя создать общую и в то же время простую систему, а описывать логику при помощи изображений сложнее, чем просто словами/символами (кто-нибудь помнит флоучарты UML?). Я вспомнил фрагмент из доклада Зака Макклендона на Practice NYC 2018, и, если найдётся время, рекомендую вам посмотреть видео целиком!

Однако я разобрался. Визуальный скриптинг всегда порицается агрессивными «пиши свой собственный движок» нердами, не понимающими потребностей художника. К тому же нельзя отрицать, что бОльшая часть кода выглядит как непостижимый технический жаргон.

Если вы уже немного программист и делаете игры со спрайтами, то вам возможно стоит подумать дважды. Когда я начинал, то меня был уверен, что никогда не смогу написать что-то связанное с движком лучше, чем разработчики Unity.

И знаете что? Оказалось, что аниматор спрайтов — это просто скрипт, меняющий спрайт через заданное количество секунд. Как бы то ни было, мне всё-таки пришлось написать собственный. С тех пор я добавил ещё события анимации и другие функции под мой конкретный проект, но базовая версия, которую я написал за полдня, покрывает 90% моих потребностей. Она состоит всего из 120 строк и её можно бесплатно скачать отсюда: https://pastebin.com/m9Lfmd94. Благодарю за то, что прочитали мою статью. До встречи!

Комментарии (1)


  1. atri1
    27.09.2019 12:17

    Я думал что все используют Creature плагин, он есть и для юнити

    Оказалось, что аниматор спрайтов — это просто скрипт, меняющий спрайт через заданное количество секунд.

    А синхронизация звуковых событий, физики тела, освещения, и прочего прочего… поддержка всего этого сильно усложнит оригинальные 100 строк.

    Текстура поиска для каждой палитры

    Можно сделать используя HUE формулу, без текстур с палитрой.
    Сори если не в тему.
    вот простейший шейдер для этого