image

Эта статья на 50% состоит из реальных историй сотрудников. Текст историй я не изменял, ФИО и наименования компаний скрыты.
Поехали…
________________________________________________

«Я работаю в крупной IT-компании, которая себя называет лидером. Компания купила новое офисное здание и проводила в нем ремонт. И, чтобы сэкономить на период завершение ремонта, компания решила не продлевать контракт по отоплению старого офиса. Мол, “с дня на день мы должны уже переехать”. Но так как подрядчики, которые выполняли ремонтные работы подвели, сотрудникам пришлось работать весь зимний период в температуре — 6-10 градусов. Люди работали в перчатках, так как мерзли пальцы, а изо рта шел пар. Некоторые сотрудники, настолько простыли, что их здоровье непоправимо испортилось (последствия этой “зимовки” некоторые сотрудники запомнят на всю жизнь)»


«Мы работали в большом опен спейсе. К сожалению, у нас не было кондиционеров, а вентиляция оставляла желать лучшего. Поэтому, все надежды возлагались на открытые окна. Но как и везде, у нас была постоянная война между теми, кому “дует” и теми, кому “жарко”. Лично я относился ко вторым. В холодные времена года проблем не было. Но с мая по сентябрь были самые несносные времена. Я мог нормально работать только после 18:00. В это время основная часть сотрудников уходила домой, и я мог спокойно открыть окна и работать»

________________________________________________

«Нет сил работать»



Несмотря на всю оптимальность бизнес-процессов, на инвестиции в мотивацию персонала, на новейшие ERP для внутренней автоматизации, компания может все перечеркнуть и создать своим сотрудникам такие условия, в которых у них просто не будет сил работать. И фраза «нет сил» — это не аллегория. Некомфортная температура лишает физических сил — человек быстрее устает и быстрее слабеет. Это естественная реакция организма.

Начну с общего. Когда температура поднимается/опускается выше/ниже какого-то градуса — производительность труда падает на 70%. Ну, или меньше… или больше…. Да какая разница?! Я не буду смещать тему на научные исследования, но я знаю точно, что производительность труда упадет, если температура будет не комфортная.

Что такое «комфорт»? Это когда тебе уютно, когда удобно, когда ты себя чувствуешь хорошо. В этом состоянии человек может работать оптимально и показывать свои лучшие результаты. Но, когда человеку не комфортно, его результат будет существенно хуже нормы и очень далек от максимального.

Не забудем и другие вытекающие проблемы. Создавая опасные для здоровья условия (слишком холодно, слишком жарко, отравляющие испарения от грибка на стенах, плохие мониторы, которые портят зрение,...), компании своими руками отправляют сотрудников на больничные и сокращаем их профессиональное сотрудничество с ними.

Вам нужен больной сотрудник, у которого есть хронические заболевания? Не уверен, что вы этому факту очень сильно обрадуетесь. Сотрудник, который имеет системные проблемы со здоровьем, по умолчанию приносит меньше пользы компании, так как:

  • он меньше работает. Он много и часто болеет. У меня были такие сотрудники, которые ежемесячно были на больничном 4-7 дней. То есть, 20% времени сотрудника нет на работе.
  • он хуже работает. Он не всегда уходит на больничный сразу, как только почувствовал недомогание. «Сегодня уже среда. Не буду брать больничный. Два дня доработаю, а за выходные отлежусь» — говорит он. И эти два дня он работает крайне «эффективно». Еще и заражает окружающих… .
  • он постоянно в роли догоняющего. Вспомним школу. Когда мы болели и отсутствовали на занятиях, после возвращения нам приходилось догонять материал. А это было сложно и не всегда возможно. Аналогично и на работе. Компания же не стоит на месте, она развивается, меняются процессы либо просто появляются какие-то новости, которые нужно учитывать в работе. И сотрудник, который отсутствует, ему приходится это все догонять. И, как минимум, пару дней ему на это придется потратить.

________________________________________________

«Бесит»



“В течении двух лет я работал на стуле, который при каждом моем движении, скрипел. Это меня сильно раздражало. Чтобы скрип не был слышен, во время коммуникации с клиентами, мне приходилось подолгу “застывать” и не шевелится”


«Больше года я работал на ноутбуке, который часто “задумывался” и тупил. Но, самой обидной его особенностью было то, что он мог в любой момент перегрузится. Таким образом я часто теряла данные, которые не сохранились. Иногда, потерянная информация была настолько важной, что я просто не хотела дальше работать. Я просто вставала и шла пить кофе и курить. Вы не представляете, как обидно, когда работа, которую делала в течении часа, просто удаляется! Мне пришлось выработать привычку каждую минуту сохранятся. И даже после того, как я пересела на свой ноутбук (другого варианта у меня не было), привычка сохранятся еще долго меня преследовала. Еще мне кажется, что чувство страха, с которым я долгое время работала, повлияло на мою психику и я из-за этого стала нервной»


Что можно сказать прочитав эти кейсы? Компании бесят своих сотрудников! Вместо того, чтобы дать им спокойно работать и думать о своих целях и как наилучшим образом их достигать, они переключают их взгляды на никому ненужные вещи.

Кроме расконцентрации, человек испытывает негативные эмоции. Ему это не нравится, он раздражен, его нервишки пошаливают…

________________________________________________

«К нам относятся как к быдлу»



«Что вы знаете про условия работы? Мне приходилось носить с собой туалетную бумагу, так как в офисе ее не было. Сразу вспомнились школьные годы, когда мама в карман мне сворачивала моток бумаги, на случай если….
Прикольно было наблюдать, как коллеги друг у друга “стреляют” туалетную бумагу. Куда не шло, когда “стреляют” сигареты, деньги, мобильный (чтобы позвонить). Но туалетную бумагу — это жесть...»


«В нашем офисе работает больше 50 человек. В офисе современный ремонт, новая техника, крутая кухня. Но только один туалет, возле которого всегда, в любое время суток, была очередь. А один раз он на 2 дня прекратил свое функционирование (наверно от такой непрерывной работы). И так как завхоз был в отпуске, руководитель не смог быстро решить проблему, и мы два дня посещали ближайшие заведения общепита (благо их было достаточно)»


«Наш офис находится в подвальной части жилого здания. Из-за особенностей вентиляции, которая влияет на поддержание нормальной влажности, на стенах образовались большие грибковые пятна. В летний период, эти стены издавали особенный запах, а испарения были однозначно вредны. Мои коллеги часто болели, а у некоторых образовалась сильная аллергия»


Компании заставляют своих сотрудников чувствовать себя быдлом. Те условия, в которых компания предлагает работать — это ее отношение к сотрудникам. Создавая такие условия, компания имитирует грязную ферму для скота, в которой свиньи (сотрудники) стоят в грязи, в тесноте, в вони, они ходят под себя, их кормят из грязных ведер…. Простите за такое резкое сравнение, но как сказать иначе?

________________________________________________

Мнимая экономия



«Отделу оснащения (закупщикам) была поставлена цель, которую можно описать примерно так: “сэкономить как можно больше”. Ну и конечно, команда восприняла ее как надо и побежала выполнять. Все следующие закупки проводились по самой минимальной цене: если комплектующие искались на сайтах, фильтр был от самых дешевых; если проводился тендер — цену сбивали максимально. Ребята старались найти поставщика, который даст дешевле всего, и они его находили.
Через полгода на закупщиков поступила коллективная жалоба. На них, в принципе, и раньше жаловались, но это были единичные случаи и это игнорировалось. На этот раз жалоба поступила от 80% сотрудников (коллективная). Все жаловались на клавиатуры, которые были недавно закуплены. В ходе расследования оказалось, что закупщики купили какие-то непонятные клавиатуры по супердешевой цене, тем самым, устроили “праздник” всей компании. Двести сотрудников в течении недели мучались и работали на полуубитых клавиатурах, с западающими клавишами…»


Сотрудники демотивированы, так как понимают, что их считают за быдло и на них экономят. «За наше здоровье и состояние не переживают» — думают они.

Вопрос руководителям: на чем вы экономите? Да, вы экономите на прямых издержках от кондиционеров/отопления/закупках клавиатур, при этом вы теряете существенно больше на косвенных. В данном случае, косвенные издержки — это то, насколько человек сможет и захочет работать продуктивно. А в таких условиях, он скорее всего не захочет работать вообще.

P.S. Конечно, я против, чтобы компания излишне роскошествовала. Сильно баловать тоже не хорошо. Но базовые вещи должны быть обязательно.
________________________________________________

Компания не использует бесплатную и легкую возможность увеличить дисциплину



Я уверен, что «стены» (окружающее пространство) оказывают на сотрудника эффект. И этот эффект может быть как мотивирующим, так и демотивирующий. И, что самое главное, этим можно управлять.

Каждый руководитель может создать такую обстановку, которая будет давать конкретный посыл. И я сейчас не говорю, про какие-то сакральные методы. Нет. В психологии существует понятие — «теория разбитых окон». Теория подразумевает то, что при виде беспорядка люди перестают вести себя культурно. Так, в чисто вымытом музее никому не придет в голову выкинуть бумажку. А вот, в недостроенном здании или каком-то грязном переулке, запросто.

Аналогично и внутри компании. Если в компании чисто, убрано, техника работает хорошо, мебель нормальная, коллеги опрятно одеты, коммуникации проходят корректно,… — вряд ли кому-либо захочется громко выматериться. А если, чтобы пройти с одного края в другой, сотруднику нужно преодолеть завалы из коробок и мусора, ему скорее всего очень захочется это описать “крепким” словом (особенно, если, переступая завалы он оступится и упадет).

________________________________________________

Зеркальная реакция



Если компания относится к сотрудникам, как к быдлу — они это сразу поймут и будут также относится к компании. Они будут считать это своим долгом. Иначе и быть не может! “Раз компании настолько плевать на меня, что она заставляет меня работать в таких условиях, я буду работать соответствующим образом”.
________________________________________________

Двойные стандарты



Все больше и больше компаний понимают роль клиентоориентированности. Требования клиентов растут и компании подтягивают свой сервис. Запущены процессы и делается все возможное, чтобы удовлетворить клиента:

  • каждому присваивают личного менеджера;
  • внедряют стандарты качества;
  • в торговых точках проводят wi-fi, покупают дорогой кофе, ставят мягкую мебель, делают детские комнаты,… ;
  • постоянно опрашивают на предмет удовлетворенности;
  • и многое другое.

Вместе с этим, появляется разрыв между сервисом внешних клиентов и внутренних (сотрудников). Так, внешним клиентам могут подавать дорогой бразильский кофе, а сотрудникам — дешевый растворимый шмурдяк. И не дай Бог кто-то из них дотронется к клиентскому кофе! А, вот еще пример: есть клиентский туалет (красивый и чистый, с бумагой «Tork»), а есть «админ. туалет»…. Ведь есть же такое, правда?

Все эти различия не проходят мимо сотрудников и их чувств. Вся эта мнимая экономия обходится дороже. Проблема в том, что это незаметно… как минимум, если не пытаться это заметить.
________________________________________________

Роль руководителя в вопросе обеспечения условий



Руководитель — это тот, кто организовывает достижение нужных результатов. И он должен организовывать не только сотрудников, но и окружение и инструменты, которые будут использованы ими.
Если зависает ПК — его нужно починить/заменить; если стены в плесени — нужно их почистить; если от коллеги неприятно пахнет — с ним нужно этот вопрос проговорить, чтобы из-за него всем окружающим не было плохо.

Если же сейчас нет бюджета на обеспечение нормальных условий:

  • запланируйте выделение бюджета (не на словах, а реально, в плане);
  • сообщите сотрудникам, что вы знаете о проблеме и решите ее тогда-то (обязательно объясните, почему сейчас вы ее решить не в силах);
  • будьте готовы, что пока вы ее не решите, вы будете терять деньги на косвенных издержках (от этого никуда не деться).

________________________________________________

Итоги



Человек, когда он работает не должен переживать, что его стул обломается, или что он замерзнет, или что его волки в лес унесут (так как в офисе нет стен и окон). Он не должен об этом думать, и он об этом думать долго не будет.

Сейчас наличием хороших условий сотрудничества, техникой Apple и другими плюшками, никого не удивить. Что же тогда говорить про базовые вещи и безопасность…. Это обычная рыночная норма. Поэтому, завтра, ваш сотрудник уйдет от вас в компанию, где не сыплются стены на голову и где есть туалетная бумага.

Мы все мечтаем, чтобы сотрудники максимум энергии тратили на компанию, предлагали инициативы, были вовлечены, работали 24/7. Если так, давайте не будем переключать внимание сотрудников на внешние факторы, которые не должны их беспокоить. Пусть сконцентрируются на своей работе и творят во благо компании.
________________________________________________

Продолжение серии кейсов о демотивации и другие кейсы о менеджменте находите в telegram-канале: t.me/OS_management
Подписывайтесь! Далее будет…
.
.