Инстаграм сегодня представляет собой не просто соцсеть для общения, но в первую очередь бизнес - площадку, на которой большое количество пользователей продает и покупает различные товары и услуги. Эта социальная сеть отличается возможностями для продвижения и платежеспособной аудиторией, поэтому она так привлекательна для бизнеса и блогеров. У популярности Инстаграм есть и другая сторона – частое нарушение авторских прав, которое может выражаться в краже постов, использовании чужих фото и видео, создании аккаунтов-двойников. Вместе с юристами Digital Rights Center мы решили разобрать существующие особенности охраны результатов интеллектуальной деятельности в Инстаграм, и что можно сделать, чтобы защитить свой бренд от копирования.

Оригинальные тексты, фото и видео в силу ст. 1259 ГК РФ являются объектами авторских прав и не требуют регистрации. Это означает, что никто не имеет права без согласия использовать ваши материалы, и касается тех случаев, когда кто-то публикует чужой контент под своим именем. Цитирование при соблюдении ряда условий не запрещено, но обязательно должны быть указаны автор текста и источник заимствования. Кроме этого, значение имеет конкретная цель цитирования – например, критическая, научная, полемическая, информационная. Объем цитирования должен быть достаточным, чтобы донести до читателя мысль, но не более того. При этом, цитировать можно не только текст, но и фото/видео материалы. Например, любой пользователь может выложить вашу фотографию у себя в профиле в информационных целях, указав автора. Это не будет считаться нарушением авторских прав.

На нарушение авторских прав можно пожаловаться в справочном центре Инстаграм, заполнив специальную форму. В жалобе, отправленной через онлайн-форму, требуется указать контактную информацию, веб-адреса спорных материалов и заявление о том, что вы являетесь владельцем исключительных авторских прав, которые предположительно были нарушены. Инстаграм быстро реагирует на жалобы пользователей и удаляет контент, который явно нарушает авторские права. 

С 2018 года в Инстаграме пользуются спросом инфопродукты: гайды, чек-листы, вебинары, курсы и другая обучающая информация. Гайды и чек-листы охраняются авторским правом как литературные произведения. Вебинары и онлайн-курсы являются аудиовизуальными произведениями. Авторские права с момента создания аудиовизуального произведения могут принадлежать режиссеру - постановщику, автору сценария, автору музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Следует иметь в виду, что не существует стопроцентного способа избежать копирования контента. Если вы создаёте качественный продукт, обязательно появятся желающие продавать украденный материал. Задача состоит в том, чтобы помешать нарушителям распространять и монетизировать ваш инфопродукт. 

Пираты обычно реализуют видеоконтент в социальных сетях, на различных платформах и форумах, существуют даже специальные сайты, предоставляющие возможность совместно с другими пользователями купить интересующий онлайн-курс. Чтобы найти покупателей, пиратам приходится указывать название онлайн-курса, так как никто не будет покупать неизвестный инфопродукт. Учитывая это, целесообразно зарегистрировать в Роспатенте название курсов и логотип в качестве товарных знаков. Так вы сможете через претензию о нарушении исключительных прав на товарный знак быстро пресекать распространение вашего контента. Регистрация товарного знака также поможет вам оспорить его использование недобросовестными лицами в качестве доменного имени, хэштега или ключевого слова в рекламе. 

Сайт, социальная сеть или сервис, предоставляющие пользователям возможность самостоятельно публиковать различный контент, являются информационными посредниками. В ситуации, когда пользователь размещает контент, нарушающий интеллектуальные права другого лица, информационный посредник не будет нести юридическую ответственность, если, получив претензию правообладателя, примет необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав. Информационный посредник вправе запросить доказательства принадлежности авторских прав лицу, направившему претензию. Доказательствами авторства могут служить нотариально заверенный экземпляр произведения, сертификат депонирования, ссылки на публикацию материала, или токен системы WIPO PROOF. 

Таким образом, контент в социальной сети Инстаграм можно разделить на несколько объектов интеллектуальной собственности, каждый из которых защищается отдельно. Алгоритм же в случае нарушения прав на эти объекты будет одинаковым:

  1. В первую очередь зафиксируйте факт нарушения интеллектуальных прав. Можно сделать скриншот, нотариально заверить интернет-страницы, записать видшот;

  2. Далее направьте претензию с требованием прекратить нарушение авторских прав. Претензия направляется в адрес информационного посредника и нарушителя; 

  3. Обязательно приложите к вашей претензии доказательства принадлежности вам авторских прав;

  4. По истечении 30 дней после направления претензии, если ваши требования не удовлетворены, следует подать исковое заявление о защите авторских прав в суд. 

Борьба с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности отнимает много сил и времени. Для того, чтобы проводить аудит нарушений интеллектуальных прав, необходимо знать законодательство РФ, уметь составлять убедительные юридические документы и правильно фиксировать нарушения. Чтобы уберечь свой бренд от лишних денежных и репутационных затрат, лучше обратиться к специалистам. Юристы Digital Rights Center помогают разрешать споры, связанные с использованием объектов интеллектуальных прав в Инстаграм, и консультируют пользователей по вопросам защиты контента.

Публикация подготовлена при поддержке юристов Digital Rights Center.

Комментарии (3)


  1. mSnus
    08.09.2021 19:31

    Я думал, речь про бренд, а тут про контент..


    1. SerjV
      08.09.2021 21:16
      +1

      Я думал, речь про бренд, а тут про контент..


      Что самое смешное, разница-то невелика между тем и другим, в т.ч. и в плане защиты. Азы тут пересказали в общем-то верно, хоть и без ряда деталей и нюансов. С другой стороны, обстоятельный пересказ и читать придётся долго, нудно, и главное — он будет написан «не на том языке», на котором общаются маркетологи (а всё потому, что терминология «в жизни» и «в законодательстве» не всегда совпадает, вплоть до того, что те же термины могут иметь в той или иной степени различающиеся значения).

      Реально хочется рассказ про бренд?.. Эх, статью что-ли написать?.. Но честно скажу, скучно будет не-юристу скорее всего…

      Ну если кратко… Очень кратко… То идея примерно была бы примерно следующая.

      Надо начать с определения термина «бренд» и того, что в законодательстве его — нет. Потому придётся сформулировать «транслятор» термина бренд в то, что используется в законодательстве. Что, навскидку, даст нам всю ту же самую «интеллектуальную собственность» — как раз то, что вы назвали «контентом», в сочетании с «деловой репутацией».

      В интеллектуальной собственности в данном случае нас больше всего будут интересовать авторские права (в статье про них упомянуто) и товарные знаки (а вот про них что-то не вижу). Впрочем, применительно к Инстаграму разница невелика, утрируя, даже скажу, что вообще никакой.

      дальше бла-бла-бла про тонкости и нюансы, чтобы читатель мог проверить подводку к выводам, не владея законодательной базой…

      И под конец будет очевидный вывод:
      1. чудес не существует,
      2. для защиты нужно много денег, потому что надо будет регистрировать хренову кучу товарных знаков, впрочем, может и всего один — это не самое страшное, самое страшное — что регистрировать надо будет так, чтобы защита осуществлялась в максимально большом числе юрисдикций (а тут придётся и много раз регистрировать, и выбирать способы регистрации так, чтобы охватывала всякие там союзы и прочие ассоциации стран, хороший рассказ о том, что как и почему — наверное еще на одну статью потянет)
      3. плюс в общем случае еще потребуется много денег на юристов в разных странах, но специальный случай — если рассматривать проблему только в контексте Инстаграма, а не «вообще» — как раз этот момент упрощает, т.к. можно (но это не единственный путь) общаться с Инстаграмом самому без юристов, потрясая свидетельствами о регистрации товарных знаков (и доказательствами принадлежности вам авторских прав в иных случаях). Способ общения в статье описан ажным алгоритмом.

      Ну вот как-то так, наверное, обстоят дела с защитой бренда пофиг где, но в т.ч. и Инстаграмм…


  1. alexEtse
    11.10.2021 02:45

    Алгоритм же в случае нарушения прав на эти объекты будет одинаковым:

    То есть правилами Инстаграма установлен претензионный порядок, или подача претензии - это просто такой способ "подчёркнуто избежать злоупотребления правом" применительно к Инстаграму?