Этот текст – заказной. Знаю, многие из читателей пытались заказать у меня тексты, но я если и пишу, то только для друзей. Нетрудно догадаться, что заказчик – мой друг. Зовут его… Пусть Вася. Он так и не решил, называться ли настоящим именем. Потому что так и не решил, зачем ему этот текст.

Итак, Вася – создатель уникального подхода в автоматизации. Надеюсь, процитировал достаточно точно. Вася делает Вялые Проекты.

Все клиенты, которые смогли вынести, дотерпеть, смириться, а то и склониться – обожают Васю и его Вялые Проекты. Возможно, именно большое количество лайков вскружило Васе голову. Я своего мнения высказывать не буду, ибо обещал заказчику – он хочет услышать ваше, непредвзятое мнение.

На всякий случай отмечу, что кроме вышеупомянутой цитаты, ни одной буквы в этом тексте не написано Васей. Он этот текст прочитает одновременно с вами.

Текст длинный, прошу прощения. Но Вася и его подход слишком многогранны, чтобы написать мало букв. Да и у меня день рождения, решил сделать себе подарок – жизнь как-то замотала, некогда длинные статьи писать. А люди просят.

Взгляд со стороны

Начну, скажем так, с внешней стороны дела – как бы вы увидели Вялые Проекты, не вникая в суть и не знакомясь с Васей. Я прошу прощения за то, что пишу Вялые Проекты с больших букв – Вася так попросил.

Главная вялость – все задачи проекта решаются очень долго. Прям очень долго. Не дорого, а долго. Там программирования может быть часа на три, но Вася этот код будет писать месяц. Причём, не за один раз. Напишет, посмотрит, перепишет. Засунет в продакшн, обернет, чтобы можно было быстро включить/выключить, поглядит как пойдёт, подключит замеры статистики (тоже вялые, не требующие участия Васи), и в конце концов скажет «всё, смотрите, что получилось».

При этом вялость непродуктивна, если оценивать по количеству написанного кода, созданных метаданных и таблиц, работающих сервисов и т.д. Там, где на обычных проектах пишут килотонну, Вася пишет одну страницу.

Декомпозиция задач у Васи похожа на эджайл, но – очень вялая. Если в эджайле хоть user’s story пишут, бэклог ведут, чего-то куда-то переклеивают, то у Васи всегда известно только две сущности – общая цель и текущая задача. Если его спросить «что дальше, Вася?», ответ будет неизменным – «узнаю, когда доделаю».

Аналогично отношение Васи к срокам – «закончу, когда закончу». Вообще, его надо довести до ручки, чтобы он хоть что-то ответил на тему сроков. Обычно он просто не отвечает. Любой вопрос со словом «когда» он называет неприличным и не отвечает. У Васи никогда нет никаких сроков. Если клиент, даже самый любимый, старый, знакомый в доску, просит «решить задачу в срок» - Вася говорит «решайте сами».

Вася на дух не переносит технических заданий ни в какой форме. Никогда, ни от кого, ни за какие деньги. Соответственно, в его Вялых Проектах никогда нет бюджетов, уставов, планов-графиков (у Васи от этого словосочетания глаз дёргается). Есть только то, что он называет «дело сделать».

Зато у Васи полно работы, которая называется «думать». Когда ему обозначили проблему, ответили на его вопросы, Вася уходит Думать. Думает он, в основном, в фоновом режиме. И, разумеется, время Думания клиент ему оплачивает. Бывает даже очередь из клиентов, которые хотят, чтобы Вася над их проблемой Думал.

Надеюсь, у меня получилось создать у вас некое представление о том, как выглядят Вялые Проекты. Если нет, то вот вам краткий алгоритм.

Клиент обозначил проблему – например, «не успеваем выпускать продукцию в срок», «кажется, у нас слишком много сотрудников, как бы сократить», «программа стала жутко тормозить», «постоянно возникают дефициты материалов» или «в одних магазинах товар залёживается, в других его не хватает».

Вася задаёт вопросы, Думает, задаёт вопросы, Думает, потом говорит «ок, попробую решить».

Пропадает на несколько недель, иногда всплывает с новыми вопросами, потом выдаёт Решение. Обычно это полный сюрприз. Но этот полный сюрприз уже пару недель как живёт в продакшн, собирает данные, делает расчёты, даже что-то корректирует.

Клиент вникает, начинает пользоваться, задаёт вопросы. Вася что-то подшаманивает, и через несколько итераций случается Победа. Клиент счастлив и вываливает новую проблему.

Контрастная чёткость

При всей вышеописанной вялости, у Васи есть очень странные заскоки по поводу чёткости в некоторых аспектах взаимодействия.

У Васи всегда все задачи записаны. Как правило, в системе, куда не имеет доступа заказчик. А если имеет, то может только читать и комментировать.

Все запросы от заказчиков, все вопросы, все ответы – только в письменном виде, по электронной почте или в мессенджерах.

Вася работает только с теми проблемами, где назначен Главный. Так и спрашивает – «кто главный?». Если главного нет, Вася или не работает, или назначает главным себя. Главный – тот, у кого болит. Если заболит у Васи, то пиши пропало.

Вася не терпит, чтобы его решения не использовались. Может прекратить работу с клиентом, если его труд не востребован. Как минимум, будет постоянно напоминать в стиле «вы деньги отдали, я время потратил, а вы не пользуетесь».

Стандартные проекты

Теперь, для контраста, кратко расскажу, как выглядят стандартные проекты, выполняемые смежниками Васи. Контраст без оценок, типа «Вася молодец, а вот эти люди – упыри» - хочу лишь разницу показать.

Принципиально остальные делятся на две категории, как и большинство ИТ-проектников этого мира: водопад и эджайл.

В водопаде всё, как у всех. Приходит клиент, что-то говорит. Цель, хотелку, проблему, список задач – не суть важно. С ним работают сначала продавцы – улыбаются, «да, мы сможем», «да, у нас есть такой опыт» и т.д. Первым делом клиенту продают какое-нибудь обследование, в зависимости от запроса (кстати, иногда клиенту продают Васю, но об этом позже). Кто-то опросные листы заполняет, к кому-то выезжает бригада обследователей процессов, где-то подключаются бизнес-консультанты и т.д. Главное – максимально понять и декомпозировать цель.

Потом составляется перечень работ, этапы, сроки, исполнители, бюджеты, требования, уставы и т.д. Где-то в процессе решается вопрос – согласен ли клиент на проект. Ну и всё, как положено – команда с нашей стороны, со стороны заказчика, ответственные за внесение изменений и т.д.

Ну и исполнение. Один программирует, другой трындит на совещаниях, третий ищет ошибки, четвертый ищет того, кто их сделал, пятый придумывает, кто будет исправлять, шестой переделывает план-график и т.д. Стандартный проект автоматизации, чего уж там, сами всё знаете.

Где-то на отметке 30-50 % любого проекта начинаются Проблемы. Ну тут всё по классике. То ЛПР сменится, то график уедет, то требования уплывут, то в ошибках захлёбываться начинают, то целый отдел заказчика встанет и уйдёт, а обычно – весь этот «неожиданный снег зимой» выпадает сразу в течение короткого промежутка времени. Эх, не удержался-таки я от оценок – очень уж люблю водопадные проекты автоматизации.

Автоматизация по эджайлу, которую я упомянул выше, это не особый вид проектов, а самый обычный – тот, в который превращается Водопад после появления Проблем, т.е. где-то на отметке 30-50%. К этому моменту проект достал уже всех участников, и его надо завершить с минимальными потерями и хоть каким-то результатом. Всем давно наплевать на план-график, состав работ, трудозатраты, цели и проч., что так красиво звучало в самом начале. Делается ровно то, что нужно для максимально быстрого завершения этого хаоса.

Точнее, не для завершения. Автоматизация – она ведь как ремонт. Её нельзя завершить, можно только прекратить. Кстати, иногда в такие моменты тоже зовут Васю.

Все автоматизаторы это понимают, но не все говорят заказчику. Вася говорит сразу. Поэтому Васю редко берут на первые встречи. Ибо там дичь.

Первые встречи

На первых встречах с клиентом Вася великолепен. Точнее, раньше был великолепен, когда фильтровал базар. Сейчас же впечатление смешанное. Начнём с конфетно-букетной стадии.

Итак, ключевое отличие Васи на первых встречах с клиентами в том, что он понимает проблемы с полуслова. На момент написания этого текста процентов 90 этих проблем он уже решал, и эта цифра постоянно растёт, потому что Вася обожает браться за новые для себя проблемы. Клиента же, почему-то, очень подкупает, когда собеседник понимает его проблему. Вот прям понимает, а не просто «зеркалит», как в учебнике по менеджменту написано.

И, конечно, главный козырь – Вася сразу, сходу, прикидывает варианты решения. Вспоминает схожие предприятия из своего опыта, как решил там аналогичные проблемы, за какие деньги (тут у людей частенько случается финансовый оргазм), и каков был результат.

Клиент, естественно, в полном восторге. Да, да, да! – кричит он. Давайте работать, где подписать?

В первые пару лет работы Вася мило улыбался и передавал слово менеджеру, который знает, где что надо подписать. Васю прям хвалили – такой молодец, такой продавец, няша просто! Результат встреч – 100-процентная продажа!

Но буквально на следующий день начинался негатив. Нет, не негатив – Негатив. Потому что у Васи есть Райдер. Благо, теперь он свой Райдер объявляет сразу на встрече.

Райдер

Вася ни с кем, никогда, ни при каких обстоятельствах не разговаривает по телефону.

Вася никому, никогда, ни за какие деньги не называет сроков.

Вася никому ничего не объясняет. Точнее, объясняет только то, что посчитает нужным.

Всё время Васи подлежит оплате. Причём – по ставке выше, чем у любого другого специалиста.

Вася никогда не называет предварительную стоимость работ, даже примерно.

Вася по итогам месяца скажет, сколько ему надо заплатить. Эта сумма не подлежит обсуждению и корректировке. Если клиент не оплачивает названную Васей сумму – у Васи становится на одного клиента меньше (справедливости ради отмечу, что пока такого не случалось).

Вася никогда не рассказывает, как будет решать проблему клиента.

Вася всегда прав. Если Вася сказал «ждите» - надо ждать. Если Вася сказал «вам это не нужно» - значит, вам это не нужно. Если Вася сказал «вам нужно вот это» - вам нужно вот это. Если Вася сказал «позвоните по этому номеру и сделайте, что вам скажут» - надо позвонить и сделать (по этому номеру живёт Васин друг, хороший админ, который настраивает серверы).

Любой стандартный закидон типа «мы изучим предложения других компаний», «у конкурентов цена ниже» или «мы подумаем над вашим предложением» означает, что у Васи стало на одного клиента меньше.

Ну, в общем, вы поняли. Вася – тот ещё фрукт. Капризная звезда.

После конфетно-букетной стадии первого разговора клиент реагирует на райдер, как на сборную солянку приколов старого кондового программиста. Когда видит этот райдер в действии, то 50/50 – или терпит и получает своё счастье, или отваливается, потому что это невыносимо.

Видя такую статистику, компания начала корректировать правила распределения обращений. Право первой ночи получили Стандартные проектные команды – смотрят на запрос и решают, стоит ли ввязываться. Если решили попробовать – Васе даже не сообщают.

Если же стандартные отказались, отдают Васе. А там уж как Бог на душу положит. Тут, правда, стоит отметить, что недостатка в клиентах Вася не испытывает уже пару лет.

Однако, случается так, что клиент к Васе попадает и после Стандартных. Причём, и на стадии переговоров, и в ходе проекта. Вася выступает в роли Спасителя.

Спаситель

Все давно знают, что такое Вася-Спаситель. Поэтому привлекают его в случае крайней необходимости. Даже мем такой внутренний есть: проект в стадии «пора звать Васю».

Васю зовут только когда нет других вариантов, потому что самим придётся отойти в сторонку и краснеть. Ибо Вася в выражениях обычно не стесняется. Честно скажет, что проект – говно, код – говнище, цель – говёшка, решение выбрано говённое, а деньги потрачены зря. Вот прям так. Но для того, чтобы всё исправить, придётся потратить ещё немного.

С предыдущими участниками с нашей стороны Вася демонстративно не общается, будь то программисты (когда шёл проект) или менеджеры (когда шли переговоры). Одного этого достаточно, чтобы понять, почему к Васе редко обращаются за спасением.

Но, увы или ах, Вася спасает. Вы только никому не говорите, но у Васи – синдром спасителя. Это – его ахиллесова пята. Просто решить проблему клиента ему в сто раз менее интересно, чем этого клиента спасти, причём – от своих же коллег.

Никакой обиды при этом Вася ни на кого не держит. Ну да, в процессе бывает эмоционален, скажет пару ласковых. Но тут же забудет. Во-первых потому, что увлечётся решением. Во-вторых, и главное – знает, что ничего в коллегах не изменится и всё останется по-прежнему.

Честности ради добавлю, что большинство Васиных сэйвов прошли вовсе не так, как я рассказал. Потому что в большинстве случаев Васю достаточно было привлечь минут на 15 – рассказать ему проблему, 5 минут помолчать, аккуратно записать его совет и выполнить его. Так делают очень многие, но об этом мало кто знает.

Точнее так. Большинство сотрудников компании этим каналом пользовались, но искренне убеждены, что Вася помог персонально им, в качестве исключения. А Васе пофигу – он даже не запомнил. Иногда – даже имя.

Финансовые показатели

Так, давайте к чему-то более реальному и приземлённому. Деньги посчитаем.

Выгоден ли компании подход Василия, его Вялые Проекты?

Да, блин, выгоден. Охренеть как выгоден. Факторов несколько: ставка, вал, масштаб, стабильность, рост.

Пока Васю обгоняют только в одном случае: удачный крупный проект. Васины Вялые Проекты не могут приносить большие деньги быстро. Ну никак. А удачные крупные проекты – могут. Но в длинную, разумеется, даже удачные крупные проигрывают.

Итак, давайте по пунктам. Ставка – это сколько клиент платит за час работы специалиста. Тут, без базара, выигрывает Вася – за его вялые проекты платят больше, иногда вдвое.

Вал, в смысле валовый доход, в краткосрочной перспективе – ниже стандартных проектов. В долгосрочной, с учётом масштаба, 100%-ной оплаты, постоянного появления новых проектов от старых клиентов – выше.

Про масштаб напишу ниже.

Стабильность выше в разы. В стандартных проектах клиент пришёл, что-то получил, что-то заплатил, и ушёл. Либо восвояси, либо к Васе (ух ты, прям слоган). Васины клиенты развиваются по спирали. Сначала мелкие гигиенические проблемы решают (типа система тормозит), потом мелкие операционные трудности (типа дефициты), потом посложнее (вроде производственного планирования или ассортимента), дальше мотивация (за что мы платим людям, и как платить за дело) и т.д. При стандартном подходе, по наблюдениям Васи, клиент уходит после решения 1.5 проблем.

Рост происходит от двух рычагов: масштаб и сложность проблем по упомянутой выше спирали. Мелкие проблемы решаются за небольшие деньги. Чем дальше, тем сложнее и дороже. Начиная с проблем № 2-3 идёт уровень «никто, кроме Васи, даже браться не будет».

Осталось понять, как Вася масштабируется.

Масштаб

Когда Вася показал первые успехи в своих Вялых Проектах, реакция начальства была двоякая. С одной стороны – прикольно. Клиент доволен, платит и готов платить больше. С другой – а на сколько таких клиентов тебя, Вася, хватит?

Понятно, что три довольных, регулярно платящих клиента – лучше, чем ноль. Но хочется больше. В том числе, один из показателей удачности любой схемы или подхода – способность к масштабированию.

Вася, честно признаться, решал этот вопрос достаточно долго. Сначала искал людей, подобных ему – с хорошим опытом работы внутри клиента. Когда понял, что таких или нет, или мало, или просят много денег, пошёл другим путём.

Просто разделил труд. Немного покумекав, Вася дошёл – собственно, писать код ему не обязательно. Это может сделать другой программист – достаточно потратить 5-10 минут и всё ему объяснить. Пусть он не поймёт, откуда это Знание, Почему так и Зачем, но код будет нормальным, а если что не так – Вася проверит и велит исправить.

Дальше, понаблюдав, Вася заметил – та самая спираль развития клиента раскручивается примерно одинаково, т.е. перечень проектов весьма и весьма схож. Но самое главное – начинается он с одной и той же точки. И точка это, условно говоря – планирование. Будь то планирование производства, снабжения, продаж, вычисление дефицитов, товарный ассортимент и т.д. Суть-то одна.

Соответственно, обучив пару-тройку людей делать это самое планирование, Вася резко взвинтил масштабирование. Оказалось, что не только проблемы у клиентов схожи – им и решения годятся одни и те же, собственными руками Василия разработанные. Их надо только правильно кастомизировать.

Ну и, разумеется, кроме проектов развития, у каждого постоянного клиента есть текущие мелкие неурядицы, которые объединены одним критерием – их тоже надо решать. Ведь было бы странно решать проблемы развития клиента, отдавая мелкие ошибки и сопровождение кому-то другому. Для решения подобных вопросов много ума не надо. А Васю можно даже не тревожить.

В итоге, Вася начал расти. У него уже 15 человек в отделе.

Часть из них решает только мелкие проблемы. Некоторые научились писать код, устраивающий Васю. Пара-тройка может решить несколько задач Спирали.

Прорывные решения – те, кто ещё никто нормально не решал – Вася по-прежнему делает сам.

И продолжает, засранец, расти. Как и его вялые проекты.

Комментарии (65)


  1. dsv
    27.12.2021 23:23
    -24

    Но, простите, что за неуважение... "ваше мнение" с маленькой буквы. Удручён.


    1. Arimefu
      28.12.2021 09:14
      +19

      При обращении не к конкретному человеку, а к кругу лиц, правильно писать именно с маленькой буквы.


  1. Yoooriii
    28.12.2021 00:56
    +16

    Тут Такое. Вспомнилось. Из жизни. Наняли значит американцы такого Васю, но Вася был груб. Его не то чтобы уволили, но задвинули на второй план. Типа не мешай. А на его место взяли целую стороннюю компанию. Компания поначалу прам таки полетела, аки реактивный самолёт. Но чем ближе к концу проекта, тем тяжелее было продвижение. А потом вообще застопорило. Я тогда сам общался с руководством, на тему "вам ехать или шашечки". Результат: возвращают "Васю", обьясняют задачу, он пропадает на пару недель, и потом всплывает с результатом. В принципе, он за это время реализовал всё то, что целая контора несколько месяцев пилила, пилила но недопилила. Вот как то так. Сейчас у нас снова проблемы, и мы призываем дух "Васи". Но он пока сильно занят и на нас отвлечься не может. А жаль, мы без него не взлетим. Но это я так думаю, у руководства своё видение.

    PS: Я у "Васи" кое чему научился. Хотя как он, пока не могу.


    1. Artem_7
      28.12.2021 20:16

      Я вообще на стороне Васи. Вася - айсберг. То что торчит - то и видят. Не понимают Васю, но быть, как Вася не могут


  1. kompilainenn2
    28.12.2021 01:02
    +2

    Вася понял за жизнь и вырос со всех сторон, жаль таких Вась крайне мало.


    1. Kodim
      28.12.2021 06:16
      +5

      Ну, Васю-то Ваня зовут, на самом деле ;)

      Если автор (с днем рождения, кстати!) не согласен, пусть отличия распишет, а то знаем мы это, "у меня есть друг, а у него вот что приключилось...;)


  1. third112
    28.12.2021 01:17
    +8

    ИМХО утопичная модель. Речь об относительно тривиальных обычных рутинных проектах. Типа "планирование производства, снабжения, продаж, вычисление дефицитов, товарный ассортимент", но сомневаюсь, что Вася сможет решить модельную задачу "сделать из мухи слона". Думаю, что IDE нового ЯП Васе со своими 15 сотрудниками не написать или, когда "вяло" напишут — это будет IDE для устаревшей версии языка. Про ИИ очевидно говорить не стоит.


    1. Shaz
      28.12.2021 02:10
      +1

      Ии сейчас пишут все кому не лень, и даже как-то продают. Правда оно не работает. Точнее работает, но только на одну "и" из двух.

      Выпускать по два фреймфорка для js в неделю и по одному яп в месяц, это возможно тоже очень профитно. На короткой дистанции, в мире поней и эльфов. Потом оказывается что они никому не уперлись. Спасать мир при помощи лендинга и whitepaper не особо сложно. А потом уже нужен Вася.


      1. third112
        28.12.2021 02:26

        Не буду спорить, халтуры, к сожалению, хватает. Но статья, вроде, утверждает, что "вялое программирование" — не халтурный подход?


        1. Shaz
          28.12.2021 03:22
          +6

          Статья утверждает, что в тех областях где ит плотно связано с производством и тд и тп, иногда полезно посидеть и подумать а потом делать. И возможно про то, что адепты ватерфола с аджайлом иногда не умеют ни в то, ни в другое. Там вон рядом иногда примерно про тоже самое пишут регион-софт со своей црм. Но они скучные. Хотя в целом эта тема скучная, и не заслуживает внимания современного гордого айтишника.


          1. third112
            28.12.2021 03:43

            Иногда можно много времени думать над изобретением велосипеда. В студенческие годы с моим приятелем пытались (неудачно) сделать прогу для 15ВСМ-5 игры в крестики и нолики 3х3. Сетки тогда не было. А в библиотеке книжки почитать мы не додумались.


            1. MentalBlood
              28.12.2021 10:15

              не додумались

              Ну вот видите, значит недостаточно думали )


              1. third112
                29.12.2021 15:23

                Не. Могли думать в 2-3 раза дольше с тем же нулевым результатом. Надо не всегда раздумывать, а прежде сориентироваться в области, где работаешь: журналы и книжки почитать, с людьми поговорить. Окажется, что не надо изобретать велосипед на 4х колесах...


                Гейзенберг придумал правила пермножения таблиц, а когда опубликовал статью, ему сказали, что придумывать было не нужно — уже есть матричная алгебра.


    1. petropavel
      30.12.2021 03:09
      +1

      Не напишет, он скорее скажет, что вам новую IDE с нуля писать не надо. И это не обсуждается.

      Кстати, будет прав.


      1. third112
        30.12.2021 21:49

        Я не сказал, что с нуля. Но статья, если правильно понял автора, утверждает, что Вася предпочитает выдумывать свои решения, а не использовать что было сделано не им.


  1. atc
    28.12.2021 01:33
    +11

    Вы зачем-то противопоставляете одиночку-супермена против коллективных посредственностей, хотя ничто не мешает выдумать и полностью противоположный образ из одиночки-посредственности и талантливого коллективного игрока.
    Другими словами - текст не показывает каких-то закономерностей и является скорее литературным упражнением. Хотя под тегом "читальный зал" такие упражнения возможно и уместны.


    1. i360u
      28.12.2021 03:54
      +12

      Мешает то, что Вася эффективен во многом за счёт сокращения издержек на коммуникации. Коллектив так не может априори.


      1. nixtonixto
        28.12.2021 19:29
        +4

        Эффективность коллектива в другом — один человек не может знать всё на свете, а в коллектив можно подобрать специалистов разного профиля. Вася спасает только тогда, когда задача сравнительно простая, но сложно реализуема алгоритмически (тот же 1с из комментариев ниже). А когда вам надо изобрести, например, самолёт — Вася-интроверт посылается за пиццей, а на передний план выходит коллектив из двигателистов-планеристов-электронщиков-механиков, которые в процессе коммуникации идут на взаимные уступки, придумывают нестандартные решения и совместными усилиями выкатывают рабочий вариант.


        1. trijin
          29.12.2021 02:44

          А потом зовут васю, потому что искра из двигателя наводит шум на управление закрылкой и еще 10 мелких проблем по несомвестимости разных модулей разработанных разными людьми... ну а дальше по сценарию из текста:

          проект – говно, код – говнище, цель – говёшка, решение выбрано говённое, а деньги потрачены зря.


        1. iperunin
          29.12.2021 04:37

          Да, не, там вызывается Вася-планерист, Вася-двигателист, Вася-электронщик и пара студентов


          1. nixtonixto
            29.12.2021 05:14

            Но Вася вызывается в тот момент, когда проблема из глобальной «как из г**на и палок собрать не имеющий аналогов в мире самолёт» превращается в ту самую «сравнительно простую, но сложно реализуемую». Я не умаляю важность окончательной доводки, но без Коллектива Специалистов, которые 3 года ничего не делали, а только ругались друг с другом, а потом за пару месяцев сделали рабочий прототип — и доводить было бы нечего. Поэтому «проект — г**но» — только в узкой сфере компетенций Васи, а глобально это — не имеющий аналогов в мире самолёт, который удалось собрать из палок.


  1. ss-nopol
    28.12.2021 01:42
    +18

    Да это же человек из Кемерова!


  1. DustCn
    28.12.2021 02:05
    +11

    А потом васю случайно переезжает камаз и всё... кранты бизнесу...


    1. trijin
      29.12.2021 02:46

      почему? Его сданные задачи завершены, а не сданные - будут искать того кто возьмется.

      Студии может и конец, но у нее есть и быстрые проекты.


  1. dpyzhov
    28.12.2021 06:04
    +6

    Простите, это точно не тот же самый супер-решатель, который в предыдущих повестях на потоке повышал рентабельность бизнеса на порядки?


    1. Firelander
      28.12.2021 14:48
      +7

      Вот который раз читаю статьи про "супер-решателя" и не понимаю что это зачем оно, это что такая реклама?

      Ну не может один человек уметь решать все проблемы на свете, это утопия. И у любого даже очень хорошего специалиста со временем накапливается огромный ворох нерешенных задач, недостаточно хорошо решенных задач и срезанных углов, про которые в статьях ни слова. Но каждая статья раз за разом воссоздает этот образ "человека из стали", который пусть и с матюками, но решит и затащит что угодно, а если кто-то посмеет сделать хоть что-то по-своему, но вопреки %имя_героя мнению, то он просто обречен на провал.

      Это как комикс где герой рубит огромным мечом врагов налево и направо, только Вася_Сережа_Петя решает задачи. Делаете саморекламу, делайте её более открыто. А как истории, они не содержат ни каких-либо челленджей, ни интересных подробностей, просто человек-супермен, просто делает свою работу супермена, типичная история фантазии о могуществе.


      1. OlegIva
        28.12.2021 15:06
        +5

        Так может автор нашел свою золотую жилу - комиксы тексты для взрослых айтишников? ;-)


        1. qw1
          29.12.2021 12:49

          А где золото? Если автор спасает мир и гребёт мильоны денег только в мечтах, его золото — отчисления Хабра за ППА, гроши, достойные литературного негра?


          1. OlegIva
            29.12.2021 20:55

            Что для автора золото - ведомо автору. Но если и нравится писать, и читателям заходит - имхо, пусть пишет. Я почитаю точно, есть у него вкусные обороты :)


  1. gennayo
    28.12.2021 06:19
    +3

    Но что-то Васю всё-таки немного тревожит - то ли воспоминания о несбывшихся мечтах, то ли ощущение проходящей мимо какой-то другой жизни...


    1. nmivan Автор
      28.12.2021 07:10
      +7

      Как и всех мыслящих людей, начиная с определенного возраста.


  1. manyakRus
    28.12.2021 10:13
    +3

    Каждый первый программист считает себя самым крутым, даже джуниор. Каждый первый будет рассказывать что он самый крутой и незаменимый :-)


  1. Rutel_Nsk
    28.12.2021 10:18
    +3

    Если занимаешься каждый раз «новыми» задачами, то подход «Васи» не имеет альтернатив.
    Стандартный подход нужен только для снятия первичных потребностей клиента (примерно как обезболивающее), а «Вася» без вариантов.
    Про сроки и бюджет, тоже больной вопрос. Скажите как дать ответ если это новая задача, как понять какие могут быть «подводные камни»? Проблема не в том, что необходимо написать N строк качественного кода, а принципах заложенных в нечто решающее задачу заказчика. Ошибся и никакое умение качественно «прогать» не поможет. Нужно иметь несколько вариантов на случай если что то пойдет не так.
    Важно понимать свою способность довести проект до результата удовлетворяющего заказчика. А заказчик не должен приходить в момент когда, все «полимеры» про…
    Бывает и такое: Мы получили предоплату за прибор о котором вчера разговаривали, сколько тебе нужно времени для поставки заказчику (и это реальная ситуация из личной практики).


  1. vdasus
    28.12.2021 11:18
    +7

    «буду делать сколько хочу, за сколько хочу и как хочу» может сыграть только если у Васи уже заработанный авторитет. Но это не общая картинка, не методика, не способ работы итд. Это просто информация, что есть такой Вася с которым, несмотря на закидоны можно работать. Т.е. без информации что это за Вася — информация бесполезна.

    Я никогда не начну работать с человеком, который говорит, что «сделаю неизвестно когда за неизвестные деньги». Только после опыта работы или по очень серьезной рекомендации. Из моего 35-и + летнего опыта в айти — я такое встречал, вроде, 1 раз и-то…

    Есть такие люди? да. В чем-то я сам такой. Полезна ли эта информация? Нет. Каждый «Вася» уникален и требует отдельного подхода.

    Ну или я в принципе ничего не понял. Так тоже бывает


  1. mynameco
    28.12.2021 11:45
    +2

    Пару лет назад на хабре была статья про точно такого же васю и точно такой же подход  


  1. ciuafm
    28.12.2021 11:59

    Работаю в большой команде разрабов на большом проекте. В каждой группе девов есть такой Вася. Если его нет - команда буксует, т.е. релизы идут, таски закрывают, но нерешённых проблем становится с каждым днём всё больше. Если он есть, все сложные вопросы по интеграции решает он. Раньше таких людей называли Тим Лидом. Но сейчас эта должность обесценилась и формализовалась. На нее пытаются навешивать менеджерские функции что приводит к нежеланию толковых спецов заниматься вот этим всем...


    1. alexglue
      29.12.2021 02:23
      +2

      когда-нибудь люди перестанут путать техлидов и тимлидов


  1. dismagilov
    28.12.2021 12:54
    +1

    Дайте угадаю - Вася 1Сник, да? (ну или вариант аксаптник)
    В мире 1С такое работает, да



  1. sse
    28.12.2021 13:35

    Вася подсознательно нащупал, как увеличить отдачу от фактора производства "Вася" для производства, наверное, это хорошо


  1. HarryFox
    28.12.2021 13:54
    +1

    Помню когда-то читал очень похожую статью, только она ведёт от лица самого Васи. Кажется тот вся был разработчиком 1с. Рассказывал примерно тоже самое что и в этой статье, только из своих глаз. Занятно почитать


  1. syusifov
    28.12.2021 13:55

    Все было четко и однозначно, а вот "масштабирование" - выдумка.

    Васи умирают - им по 65 - 70 лет.


  1. vvbob
    28.12.2021 14:06
    +3

    А фамилия у Васи, случайно не Вульф? Мистер Вася Вульф - человек, который решает Проблемы :)


  1. vtal007
    28.12.2021 14:30
    +1

    Это продолжение истории про супергероя 1с-ника? который сначал оптимизировал 1с, потом небольшой производство, потом большое производство.. потом вселенную

    Откуда у Васи понимание чужого бизнеса? пятой точкой чует? В сказках про 1с-ника то хотя бы понятно откуда, в базу 1с предприятия родную смотрел


  1. cross_join
    28.12.2021 14:50

    В тексте не хватает реалистичности, для чего необходимо уточнить технологические ниши таких Вась. Если речь об автоматизации, то Васи должны разбираться в потрохах тиражируемых ERP-систем. Широкое поле для деятельности Вась дают монстры типа SAP, но и 1С тоже сойдет. Выходя за рамки автоматизации, экспертиза СУБД-решений также будет хорошей иллюстрацией, десять тысяч параметров конфигурации Оракла - это вам не масло в мотор залить. Если же речь идет о полностью внутренних вертикальных решениях с тоннами легаси-кода, то Васи тут не помогут.


  1. Philistine1917
    28.12.2021 17:27
    +1

    Ещё не дочитал, но Вася уже мой кумир.

    P.S. Дочитал. Вася точно мой кумир. Я в похожей ситуации, перегорел с третьего раза.


  1. vitalijs
    28.12.2021 18:50
    +4

    "Вы все дураки и не лечитесь, одна я стою вся в белом красивая".


  1. divanus
    28.12.2021 19:42

    Тёзка, твои статью взлетают в топ.

    Не буду говорить кто , но наши с тобой есть общие знакомые Васи . Я прямо узнал четверых ????

    И да, это не 1сники. Это универсалы фуллстэк из Новоси.......


  1. surVrus
    28.12.2021 19:50

    Супер статья! Благо дарю!

    Прям таки увидел почти описание многих моих проектов и методов работы. Особенно про телефон, что все общение по проекту - только не по телефону.

    Дык, мне-то проще, я инженер - конструктор - технолог, а не программист. Но Дао подходов к проектам - похожее.


  1. 3263927
    28.12.2021 22:26

    это эволюция программирования. Если посчитать сколько в средней компании времени уходит на болтовню и копание в чужом говнокоде то Вася в 10 раз выгоднее. говорю сейчас про конкретные проекты с которыми имел дело лично и знаю финансовую сторону, и не преувеличиваю. Именно в 10 раз


  1. ppaulus
    28.12.2021 22:32

    Это можно назвать просто "качественная разработка"


  1. axtrace
    28.12.2021 22:52
    +1

    К концу статьи Вася организовал свою компанию, в которой - та-да-дам! - все по стандартному процессу...


  1. alexglue
    29.12.2021 02:33

    Во-первых, спасибо за статью и мнение. Во-вторых, давайте поразмышляем немного.

    Предположим (ну вдруг) что заказчики имеют ограниченный по размеру бюджет и ценят свои деньги. Допустим также, что таких проектов, один из которых достался Васе, у заказчиков много. Разумеется, в таком странном случае заказчикам необходимо понимать как распределять средства. К сожалению, подход Васи им в этом немного мешает: всегда полезно знать, сколько стоит кот в мешке, прежде чем вы его купите.

    Далее выдвинем гипотезу, что люди существа эмоциональные, и в ответ на грубость они не молчат кротко, а реагируют. Сделаем допущение, что когда работу человека называют г*вном, то их мотивация падает. В этих редких случаях, получается, что компания, в которой работает Вася, неизменно теряет как сотрудников, так и клиентов (в которых пока ещё нет отбоя).

    Затем допустим, что мир быстро меняется, а шанс что Вася не гений и порой совершает ошибки всё таки имеется. В этом исключительном случае заказчик рискует не просто получить через обозначенные Васей сроки никому не нужный результат, но также ещё и результат решения не той задачи.

    А в остальном, да, одиночки-суперзвезды полезны (если направить их усилия в нужное русло).


    1. Stecenko
      29.12.2021 10:03

      На работе обычно все взрослые люди, и когда код — говно, как правило, и сами это понимают.
      Называть говно говном может быть и не принято, но кто-то должен это делать.
      И давайте сделаем допущение, что сам Вася со снежинками не работает, а те, кто его зовут, знают Васину манеру общения.
      И что такая манера общения — это просто защитный фильтр, отсекающий лишних как коллег, пытающихся заюзать мозговую машинку повышенной мощности, так и клиентов, иначе даже с ценой 2х очередь из клиентов будет отсюда до Парижа.
      Бизнесу нужны не доработки, не сайты, не программы, а решение проблем.


      1. alexglue
        29.12.2021 11:44
        +2

        Во-первых, бизнесу нужно не решение проблем, а зарабатывать (в том числе уменьшая расходы), это можно назвать решением проблем, так что в этой части у нас с вами нет разногласий. Про доработки я ничего не писал :)

        Во-вторых, умение комфортно общаться с людьми — это навык. Если хочется добиться улучшения ситуации со стороны специалиста, который ошибся, гораздо выгоднее помочь ему осознать ошибку, а когда ты не смешиваешь человека с грязью, критика воспринимается лучше, а защита восприятия не включается. Этот навык можно и нужно развивать. Обычно такое предусматривают даже на уровне правил и рекомендаций код-ревью. Токсичное общение сильно вредит бизнесу. Один такой Вася, например часто является причиной увольнения двоих других специалистов статистически.

        Но не верьте мне на слово. Просто представьте, что вы заказываете себе шкаф в квартиру. Это вполне себе проект. И вот на том конце вам отвечают что-то вроде «Чего? Шкаф тебе нужен? Сделаем. Что значит сколько? Не знаю, как сделаю скажу. В каком смысле когда? Давай не беси? Как сделаю так и сделаю. Тебе шкаф или шашечки?»

        Ответьте честно теперь, будете ли вы заказывать себе шкаф у этого подрядчика?


        1. petropavel
          30.12.2021 03:13

          Наверно с такой вот вводной — не буду. Только если хорошие знакомые порекомендовали. И если до этого уже несколько раз заказывал и все этот проект позорно проваливали, потерял уже кучу денег, а шкаф всё ещё нужен.


        1. RomeoGolf
          30.12.2021 05:03

          Вы знаете, у нас в городе есть такой мебельщик. С небольшим дополнением - он может ещё и в месячный запой уйти. И у него нет отбоя от клиентов, и куча постоянных в том числе. Лично меня это изумляет, но...


        1. Stecenko
          30.12.2021 10:14

          Котенок с дверцей?
          Человеку нужен шкаф. Перед этим было три! разных подрядчика.
          Трижды оплачивал работу, и результат каждый раз — говно. Каждый раз шкаф выкидывался. А шкаф нужен. А вот у двоих знакомых шкафы, которые человеку нравятся. На вопрос, где заказывали, ответ — у Васи. Вася с тараканами (т.е. человек творческий и вообще, что думает — то и говорит, мама с папой в детстве врать не научили), но если сможешь договориться — сделает. Может за три недели, может за три месяца, но сделает и предъявит к оплате. Торговаться не советуют. Заплатишь сколько скажут — заберешь. Не заплатишь — не заберешь. Рисков никаких, кроме времени ожидания.
          Сделает ли человек заказ? Сильно зависит от того, сколько подрядчиков уже было опробовано, и хочется ли скакать по граблям дальше. В данном случае — да, сделает.
          Потому что не знаю, как там в столицах, а у нас по любой услуге мастеров мало, они не дают рекламы на Авито и не клеят объявления, их телефоны передают из рук в руки.
          А по среднему рекламному объявлению работу будет делать жопорукий коекакер.
          И это касается хоть шкафов, хоть программирования.


  1. lapitskiy
    29.12.2021 10:12

    По-моему, Васе можно завидовать - неспешная жизнь, высокий доход, много свободного времени..


  1. D03ER
    29.12.2021 10:30
    +2

    Все хотят быть Васей, но не у всех получится... это ж расти над собой надо и к гонору собственному и ценнику ещё знания и разумение какое присовокупить надо.

    Осталось понять, как Вася масштабируется.

    Попробуйте его раскормить, может он на два поделится. Правда, они тогда передерутся поубивают друг друга и станет у вас ноль Вась.

    А ещё Вася знает прекрасную штуку (Цитата из соседнего поста)

    стратегии, максимизирующие выигрыш на каждом шаге, в среднем на многих задачах оказываются менее эффективны.

    по этому утягивает слабых и больных, чтобы из них оптимизировать прибыль. Единорогов и так разберут и без него всё сделают.


  1. takeon
    29.12.2021 10:38
    +1

    Подобные тексты могли бы быть полезны, но из-за манипулятивности подачи всё будет неизбежно смазано навязанной борьбой с плохо описываемыми сущностями, которым удобно приписывать как небывалые успехи и победы, так и давящее бетонное угнетение.

    Когда коллективные плюсы противопоставляются индивидуальным минусам, и оратор прячется за удобным "мы", невольно ожидаешь в качестве заключения старые добрые формулировки:

    "оторвался от коллектива"

    "поставить на вид"


    1. takeon
      29.12.2021 11:16
      +1

      Другая крайность у подобных отношений - когда вследствие экзистенциального кризиса и поиска собственного "я", "я" противопоставляется обществу, создавая рукотворные кризисы.

      И "синдром спасателя" вряд ли, скорее "синдром кризисного менеджера", который разбирали на всех подряд, включая раннее коммунистическое руководство, и вплоть до современных управляющих.


  1. plotz
    30.12.2021 07:17
    +1

    Как я понял, описана ситуация "на безрыбъе и рак - рыба". Если вокруг сплошные менеджеры, то любой технически грамотный специалист покажется крутым. А с тем что он малось аутичный, ну придётся смириться.


  1. RickC137
    30.12.2021 07:17

    Видел рекламу:

    "... выполним заказ ДЕШЕВО, КАЧЕСТВЕННО и БЫСТРО*"
    А внизу мелким шпифтом: " * выберите два любых требования."
    Все пытался представить челвека, который умеючи делать качественно будет выполнять работу долго и дешево, а это оказывается Вася)


  1. ilmarinnen
    30.12.2021 16:37

    Вася никогда не называет предварительную стоимость работ, даже примерно.

    В своё время я приучился говорить "я назову вам сумму, но совру - вас это устроит?"

    Примерно четверть заказчиков тут отваливалась, скрипя костями лица, с остальными зато общий язык найден)


  1. dimalu85
    30.12.2021 17:08
    +1

    На каждом первом неофициальном СТО есть Вася, который "умело чинит" любой новый Мерседес и еще приговаривает "какие же немцы глупые!..."

    В итоге владельцы этих Мерседесов в среднем очень Васей довольны и советуют обращаться к Васе и слушать все его советы.

    В итоге ни один такой Вася своего Васядеса не построил. А мерседесы, которые обслуживаются на официальном СТО, стоят на рынке б/у в среднем дороже.