image

«Проработав более 2-х лет в компании в должности руководителя отдела, я понял, что нужно идти дальше. Мне нравилась компания, мне нравилась моя команда, но я чувствовал непреодолимую энергию, которая не использовалась. Я понимал, что могу делать больше и хочу делать больше. С этими рассуждениями я обратился к своему руководителю. Наши переговоры по этому вопросу продолжались несколько недель. Сначала он пытался меня отговорить и „купить“ деньгами, так как ему некем было меня заменять. Услышав мой отказ, он взял паузу и через несколько дней все-таки согласился повысить меня до позиции его заместителя по операционным вопросам. Такой вариант абсолютно меня устраивал, так как он предусматривал как новые функции, так и статусное положение внутри компании (для меня было важно стать первым и единственным замом директора). Я остался крайне доволен таким решением.
Официальный перевод был назначен на первое число нового месяца. Наступило первое число, и директор сделал публичное заявление. Я не буду цитировать все заявление, но если вкратце, в этом заявлении было указано мое новое назначение… и вместе с ним, вторым заместителем директора назначают еще одного начальника отдела — Татьяну. Она теперь будет занимать почетную должность заместителя директора по продажам. Соответственно, не будет входить в мое подчинение.
Вроде на первый взгляд я и добился того, чего хотел. Но объясню всю маразматичность этой ситуации. До этого назначения и я, и Татьяна итак были ключевыми начальника и неформальными замами директора. То есть, ничего не изменилось, кроме новых названий должностей….
Возможно мой рассказ выглядит сильно эгоистично, но для меня было важно не только получить пару новых функций, но и иметь возможность управлять всей структурой и быть полноценным и единственным замом директора…
Я не постеснялся спросить у директора о смысле подобного назначения. Он объяснил это тем, что, если бы он не повысил Татьяну вместе со мной, она бы обиделась…. Странная логика. Ведь, если он рассуждает по принципу „обидится или нет“, то мог бы и про меня не забыть и догадаться, что меня такая ситуация обидит не меньше, чем Татьяну.
Как итог, мое новое назначение не удовлетворило мои запросы, и я с первого дня был демотивирован этим назначением и размышлял о смене компании. Что он выиграл от этого, не понятно… .»


Уравниловка — это другая крайность, в которую заходят руководители и компании (первая «Двойные стандарты», о которой я писал ранее). В рамках нее, руководители целенаправленно не выделяют кого-то на фоне других, только из-за того, чтобы другие не обиделись. Мол, они будут ревновать, расстроятся, уволятся….
__________________________

«Перед законом все равны»



«Весь год перевыполняла план и была лучшим продавцом отдела. В декабре из-за аномального количества обращений, всему отделу пришлось перерабатывать. Из-за этого я, как и все остальные, просто физически не успела сделать ежемесячный отчет. Всех провинившихся, и меня в том числе, начальница собрала вместе, и называя поименно делала выговор. Было очень стыдно и неприятно. Особенно обидно, что я несмотря на все мои заслуги меня “выпороли” наравне с другими…»


Любителям фразы «перед законом все равны» — посвящается. Даже если мы обратимся к судебной практике, мы можем найти огромное количество нарушений одной и той же статьи закона, нарушители которой были по-разному наказаны. Все потому, что есть такое понятие, как смягчающие или отягчающие обстоятельства. А еще суд вполне может помиловать подсудимого основываясь не только на картине совершенного проступка, но и в целом всей жизни подсудимого и его семейных обстоятельств, и обязательств. В сети полно разных видео и статей, которые красочно описывают такие примеры.

К чему я это все. Если даже для определения наказания по совершенным серьезным преступлениям судья анализирует всю картину жизни преступника, почему руководитель не выбирает подход строгого следования букве внутрикорпоративного закона? Я знаю почему. Так проще, ведь не нужно брать на себя ответственность. «Вот тут написано, что ты должен был сдать отчет вовремя. И рядом написано, что, если ты его не сдашь вовремя, ты должен заплатить штраф. Будь добр это сделать»…. И плевать, что у сотрудника были объективные обстоятельства и что это вообще ваш лучший сотрудник. Вы его штрафуете, чтобы другие не подумали…. Вы боитесь принять спорное решение, вы боитесь выступить в роли лидера.

Не нужно слепо следовать букве регламента. Регламенты созданы, чтобы помогать эффективно управлять, а не для того, чтобы им следовали. Руководитель же, видя полную картину и оценивая риски, может принять решение, в частном случае отказаться соблюдать регламент и не применять его против сотрудника. Он имеет на это право.
__________________________

Коммунизм



И я, и надеюсь вы мой читатель, считаете, что “статус” это такой же нормальный мотиватор, как и все остальные. Он не является каким-то аморальным. Соответственно, если человек хочет иметь статусные отличия, это не считается чем-то презренным и “низким”. Согласны? Я так детально пишу, потому что некоторые руководители считают, что желание статусно отличаться от других, это нездоровое желание эгоистичного человека.

Так вот, если у конкретного сотрудника “статус” является доминирующим, или просто важным, мотиватором, и сотрудник своими делами этого заслуживает — вы обязаны удовлетворить его прихоть и не посягать на нее. Когда отдел такого сотрудника переезжает в новый кабинет — этот сотрудник должен первым выбрать для себя место…; этому сотруднику нужно выдать лучшую технику и лучшее кресло…; этого сотрудника нужно ставить выше других (повторюсь, если он этого заслуживает), а не так как в кейсе выше. Коммунизм для него не та «культура», в которой он готов жить.

Прошу читателя понять меня правильно. Мы ни в коем случае не должны просто так угождать хотелкам наших сотрудников. Хотелки бывают необоснованные (сотрудник их не заслуживает), хотелки бывают безумные (сотрудник хочет править всем миром)…. Нет, этому угождать нельзя. Но если ваш сотрудник звезда, которая ценна вам и компании и ее эта хотелка не испортит, и он с ней справится (если мы говорим про должность) — дайте ему ее. Пусть играется на здоровье. Это дешевый вариант сохранить ценного сотрудника
__________________________

Пробуем балансировать



Теперь, когда вы прочитали обе статьи («Двойные стандарты» и «Уравниловка»), обсудим основное условие балансировки между крайностями.

Необходимость принятия разных решений в похожих ситуациях нужно и уместно в любой компании и на любом уровне. Но руководитель должен понимать, что описать на бумаге все такие исключения для 100% случаев, не получится (чтобы сотрудники не заподозрили его в двойных стандартах). Поэтому, руководителю иногда придется выступать в роли судьи и принимать исключительные решения.

Основным условием балансировки будет — осведомленность. Каждый сотрудник вашей структуры должен понимать, какими принципами вы руководствуетесь, когда принимаете то или иное решение. Опишите эти принципы, обсудите их с коллективом и рассмотрите разные возможные варианты ситуаций. Пусть каждый сотрудник понимает, что, если он молодец и он разово опоздал, его ругать не будут, а если он не молодец или он регулярно опаздывает, с ним будет проведена исправительная беседа. Расскажите людям, что в вашем понимании “добро”, а что “зло”, и какие конкретно ваши критерии по этим параметрам. Я целенаправленно не предлагаю вам свои критерии, так как они уникальны под меня, мой стиль управления, мою специфику. Вы должны определить их сами.
__________________________

Итоги



Основными жертвами этого вида демотивации являются наши “звездочки” (лучшие сотрудники). Они лучше всех работают и вправе хотеть, и претендовать на иные условия. Видя же, что их старания никак не влияют на общее положение внутри компании и на индивидуальность подхода к ним, они становятся демотивированными и теряют лояльность к компании.

Попытка всем угодить и индивидуально рассматривать каждую ситуацию — безумна и не оправдана. Именно поэтому и создаются общекорпоративные принципы, правила, стандарты и регламенты.

Всем угодить не получится! Во-первых, не хватит бюджета. Во-вторых, не все запросы возможно удовлетворить. Но и оставлять равенство тоже будет неправильно, как минимум, по отношению к “звездам”. Поэтому, руководитель должен сделать выбор: “угождать лучшим” или “угождать большинству” (сотрудникам со средним потенциалом и такой же лояльностью). Если он будет угождать “большинству”, которое это не заслужило, на него обидятся “звезды”. Если будет угождать “звездам”, может обидеться “большинство” (но не факт, если сделать все правильно). Выбор за руководителем и зависит от состояния бизнеса. Кто для бизнеса ценнее и кем мы не готовы жертвовать на данном этапе развития? Важный вопрос, на который нет единственно правильного ответа…

Продолжение серии кейсов о демотивации и менеджменте читайте в моем telegram-блоге: OS_management
Подписывайтесь! Далее будет…

Комментарии (12)


  1. anticyclope
    26.01.2022 11:59

    он предусматривал как новые функции, так и статусное положение внутри компании 

     До этого назначения и я, и Татьяна итак были ключевыми начальника и неформальными замами директора. То есть, ничего не изменилось, кроме новых названий должностей

    очевидно, что новые функции здесь только потому, что не только

    потому что некоторые руководители считают, что желание статусно отличаться от других, это нездоровое желание эгоистичного человека

    но и сам сотрудник не хочет, чтобы так казалось


  1. elisoff
    26.01.2022 12:26

    " Выбор за руководителем и зависит от состояния бизнеса. Кто для бизнеса ценнее и кем мы не готовы жертвовать на данном этапе развития? Важный вопрос, на который нет единственно правильного ответа… "

    Для бизнеса ценнее всего прибыль, для руководителя свое место. Единственно правильный ответ это либерализация экономики и лучшие руководители бутут нанимать лучших сотрудников и мотивировать их.


  1. snaiper04ek
    26.01.2022 12:30
    +2

    Страшилки про коммунизм, с утра по раньше. Люблю такое.

    Ничего страшного, что при коммунизме материальное поощрение не будет работать? Из-за чего единственное что и остаётся - это искать другие мотивации, и мотивация ощущения полезности, лишняя грамота и общественное признание, повышения как в статусе в целом, так и в должности в частности - это, предположительно, основные инструменты такого поощрения.

    Сейчас будет ответ, что в ссср было не так. Да, идеально было далеко не всё, однако повсеместные доски почёта, премии, более короткий рабочий день если выполняешь, а тем более, перевыполняешь план, ну и право грубить директору, если он не прав - это ли не бонусы за хорошую работу? В лозунге "свобода, равенство, братство", равенство по социальному положению и возможностям, а не по цвету глаз и объёму головного мозга. Возможности со стороны государства - равные, а вот способности со стороны людей - разные, и этого ещё никто не отрицал.

    Джордж Карлин ещё давно в своём шоу выступал с критикой практики награды за участие, что детей награждают просто за то, что приняли участие в школьном забеге. Врядли кто-то будет утверждать, что в школе США готовили маленьких коммунистов, скорее это была та же самая попытка просто не обидеть, как и в вашем примере, и приплетать тут лишнего не требуется.

    В остальном согласен, человек должен поощряться в той области, в которой достигает успехов, и не важно, кубок ли это чемпиону по шахматам, или повышение для успешного сотрудника. А двух первых мест в одной дисциплине, не бывает, поэтому кубки и поощрения будут разные.


  1. amarao
    26.01.2022 12:48
    +1

    Я хочу посмотреть на видео того, как суд милует обвиняемого. Судья так, "в соответствии со статьёй 176 УК РФ я помилую обвиняемого и объявляю себя президентом Российской Федерации".


  1. Ivan-suanin
    26.01.2022 14:24

    Вот Вам и урок на будущее. Надо конкретнее изъяснять свои желания. Не хочу стать замом, а хочу стать единственным и неповторимым замом.

    Но Вы, скорее всего, не ожидали такого поворота событий. Искренне сочувствую.


    1. IvanBatechko Автор
      26.01.2022 17:32

      Спасибо за комментарий!

      Поправка: история не моя, герой истории - не я.

      На счет "конкретнее изьяснять свои желания" - да, согласен. Но я также хочу вернуть ответственность руководителю. Я считаю, что хороший босс должен знать, что движет каждым его сотрудником. Без этого понимания очень сложно эффективно управлять


  1. xeeaax
    26.01.2022 14:46
    +1

    1. Чтобы единственный зам. директора, да еще и по операционке имел возможность управлять всей компанией за директора - это прям ОЧЕНЬ странная конструкция. А директор тогда зачем?

    2. Надо более четко формулировать желания, да.


    1. IvanBatechko Автор
      26.01.2022 17:29

      Во многих компаниях настроено распределение зон ответственности так: операционный директор сконцентрирован на внутренней части (процессы, структура, регулярный менеджмент,...), а директор занимается развитием и поиском новых клиентов. Поэтому, это вполне адекватная и жизнеспособная ситуация.


      1. xeeaax
        27.01.2022 10:43

        И чтобы руководитель отдела продаж подчинялся тому, кто сконцентрирован на внутренней части? Да вы верно шутите?

        Она теперь будет занимать почетную должность заместителя директора по продажам. Соответственно, не будет входить в мое подчинение.


  1. yarric
    26.01.2022 16:17
    +1

    То, что помимо вас также повысили и вашу сотрудницу, чем-то помешало вам "делать больше"? Или всё-же хотелось не этого?

    этому сотруднику нужно выдать лучшую технику и лучшее кресло

    И красные штаны. Если честно, предпочёл бы компанию, где всем дают одинаково хорошую технику и стулья.


    1. IvanBatechko Автор
      26.01.2022 17:27

      То, что помимо вас также повысили и вашу сотрудницу, чем-то помешало вам "делать больше"? Или всё-же хотелось не этого? Видимо герою моей истории хотелось не этого. Для него статус был не менее важен, чем новые полномочия и функции. Это был его мотив.

      Если честно, предпочёл бы компанию, где всем дают одинаково хорошую технику и стулья. Не все компании могут себе позволить это. И часто бывает, что технику обновляют частично. К примеру, у кого-то вышла со строя старая техника и ему закупают новую. В это время лучший сотрудник продолжает работать на старой... Это, конечно, мелочи (как минимум для меня), но все же


  1. ncr
    26.01.2022 23:43
    +1

    Обе истории — очередное подтверждение того, что счастье — понятие относительное: человеку не надо «хорошо», человеку надо «лучше, чем у других».

    См. анекдот про «выколи мне глаз».