А давайте-ка вспомним самые известные операционные системы для архитектуры PowerPC. В первую очередь на ум приходят, конечно же, старые ОС для «маков»: классическая MacOS 7-9 и ранние релизы Mac OS X вплоть до версии 10.5. Еще есть AmigaOS 4, Windows NT 3.5, 3.51 и 4.0, поддерживавшая ограниченный модельный ряд железяк на базе PPC, несколько версий Linux, FreeBSD, NetBSD и OpenBSD. Однако существует еще один проект операционной системы для PowerPC, который активно развивается до сих пор — он называется MorpOS. И сегодня у него, между прочим, день рождения!

История MorpOS начинается в 1995 году, когда фирма Phase5 Digital Products — производитель «железа» для компьютеров Amiga — решила вдохнуть в эти персоналки вторую жизнь путем перехода на архитектуру PowerPC. Фактически, в Phase5 пытались провернуть то же самое, что сделала когда-то корпорация Apple со своим семейством Macintosh — и сделала очень удачно, отвоевав таким образом значительную рыночную нишу. Для нового поколения Amiga требовалась операционная система, которая поддерживала бы совместимость с AmigaOS и приложениями, разработанными ранее для архитектуры m68k. Проект стартовал в конце девяностых, а первый результат, получивший название MorpOS 0.1, увидел свет ровно 22 года назад, 1 августа 2000 года.

Бета-версия MorpOS запускалась только на компьютерах Amiga, оборудованных платами ускорителей PPC производства Phase5. В основе ОС лежало микроядро Quark и набор «песочниц», названных «боксами», каждая из которых могла поддерживать собственный набор API. Первая версия MorpOS содержала только одну «песочницу» под названием A-Box, обеспечивавшую совместимость с классической AmigaOS 3.1 и работу приложений для процессоров Motorola серии 68000 (68k). Этот подход позволил уже на старте запускать в MorphOS более 60 тысяч созданных ранее приложений для Amiga, а в последствии — переносить программы из других платформ, что в целом соответствует названию системы, означающей «изменчивость». Логотипом и символом MorphOS стала бабочка Morpho menelaus — очень красивая бабочка с перламутрово-голубыми крыльями.



Графический интерфейс операционной системы был разработан на основе среды Magic User Interface (MUI), написанной Стефаном Штунцем для AmigaOS. Иными словами, для пользователей Amiga оформление ОС было хорошо знакомым и привычным. Созданием обновленного графического интерфейса для MorphOS на базе MUI, получившего имя собственное – Ambient — занялся Дэвид Гербер в 2001 году, уже после выпуска первой альфа-версии системы.



Релиз MorphOS 1.0 для компьютеров производства компании bPlan, собранных на базе материнской платы Pegasos с процессорами PowerPC G3/G4, состоялся летом 2002 года. Несмотря на то, что эта плата была оборудована двумя портами Ethernet (1 Гбит и 10/100 Мбит) и контроллером Firewire, MorphOS 1.0 не имела поддержки протоколов TCP/IP, и, соответственно, проводных и беспроводных сетей с использованием этих протоколов. Такая поддержка появилась только в версии 1.4.5.

Самым слабым местом MorphOS было управление памятью: эта подсистема досталась ей в наследство от AmigaOS, что не позволяло, в частности, использовать виртуальную память. Данный недостаток был исправлен в выпущенной 30 июня 2008 года версии MorphOS 2.0 — здесь была реализована система управления памятью TLSF, увеличившая быстродействие системы и одновременно и уменьшившая фрагментацию ОЗУ, появилась полноценная поддержка TCP/IP, USB 2.0, файловая система Smart File System (SFS) стала поддерживать 64-разрядную архитектуру.



Постепенно расширялся и ассортимент поддерживаемого MorphOS оборудования. Система научилась работать с серией плат производства Freescale, использующих прошивку Genesi, включая Efika и mobileGT. Начиная с MorphOS 2.4 была реализована поддержка Apple Mac mini G4, а с выпуском MorphOS 2.5 и MorphOS 2.6 — eMac и Power Mac G4. В версии MorphOS 3.2 добавлена ограниченная поддержка Power Mac G5. Иными словами, если вы вдруг стали счастливым обладателем раритетного «мака» на процессоре PPC, MorphOS — именно та операционная система, которая подарит ему новую жизнь, ведь она активно обновляется и до сих пор поддерживается: последняя актуальная версия MorphOS вышла 1 мая 2022 года. Вот наглядный пример работы MorphOS на стареньком Power Mac G4.


В настоящее время развитие проекта MorphOS осуществляет независимая команда разработчиков, сайт которой можно отыскать по адресу https://www.morphos-team.net. MorphOS представляет собой удивительное сочетание открытой и одновременно закрытой операционной системы: ядро, основанное на Quark, является проприетарным, в то время как рабочий стол Ambient, ряд библиотек и другие компоненты системы имеют открытый исходный код. Текущей актуальной версией является MorphOS 3.17, ее можно скачать в виде загрузочного образа для флешки или CD с сайта разработчика.

Комментарии (2)


  1. suhoveev
    01.08.2022 09:32

    Необходимо сравнение с другими ОС


  1. Writer
    01.08.2022 10:43
    +7

    У меня с 2013 по 2018 год был Power Mac G5 (купил за 5 т.р. на "поиграть"). Помимо родной OS X, я попробовал MorphOS и Lubuntu 14.04. В принципе, оба варианта рабочие, но я довольно скоро вернулся обратно к OS X 10.5.8 по очень простой причине: кроме неё нигде не было нормальной поддержки видеокарт Nvidia (т.е. проприетарного драйвера), а в моей машине стояла именно Nvidia. Отсутствие видеоускорения - это реально боль. G5 и так не очень быстрый (по ощущением как Pentium 4 из 2004-2005 г), а когда ещё и интерфейс лагает и сыплет артефактами, то это просто невыносимо.

    К тому же OS X очень хорошо оптимизирована, плюс до недавнего времени для неё выходил TenFourFox (версия Firefox ESR), так что смысл менять ОС на альтернативную на десктопе вообще был нулевой. Для разработки - другое дело, если работать с маком по SSH, то какой там видеодрайвер действительно фиолетово.