По понятным причинам, СССР 80-х оказался почти не затронут охватившим «буржуазный мир» бумом компьютерных игр. До советского пользователя сколько-то массово добирались разве что не очень легальные клоны японских Nintendo Game & Watch, выпускавшиеся с 1984-го под маркой «Электроника» в локализованных версиях. Кто из олдов не помнит «Ну, погоди!» про волка и яйца?
Из экспериментов советских программистов на «Электрониках» по-настоящему успешным стал лишь «Тетрис» Алексея Пажитнова из вычислительного центра Академии наук СССР в Москве. Другие попытки создать компьютерные игры в СССР не имели и тени подобной популярности, и ныне их помнят разве что самые олдовые айтишники да энтузиасты компьютерной ретро-культуры.
Алексей Пажитнов, создатель «Тетриса»
Ну а потом на Россию и другие страны, возникшие на месте рухнувшей сверхдержавы, хлынули персональные компьютеры западного производства, за ними последовали клоны приставок вроде Dendy. Компьютерные игры в 90-е стали воистину массовым увлечением — вот только практически все они были не очень легальными. Что-то продавалось «пиратами», часто в не очень легальных ларьках и на рынках, что-то просто переписывалось друг у друга на дискеты и CD-диски.
В те времена казалось, что поезд безвозвратно ушёл, и геймдев в России дело заведомо безнадёжное: даже если ты сделаешь шедевр, его никто не будет покупать легально: мгновенно своруют и скопируют. А разрабы останутся с вагоном долгов без профита и перспектив. Ну разве что с чувством глубокого морального удовлетворения, которое довольно трудно намазать на хлеб.
И даже в этих условиях находились энтузиасты, которые писали и выпускали игры. Какие-то из них уже почти забыты и выглядят курьёзом, какие-то навеки остались в сердцах миллениалов. Вспомним несколько из числа наиболее знаковых, заметных и меметичных.
▍ Perestroika (1990 год)
Название обманчиво, а реальность странна и удивительна.
Увидев название, я первым делом подумал про другую игру на сходную тему, подвернувшуюся мне в древние времена на диске с кустарной подборкой всякой всячины под DOS. Это был политический симулятор, где игроку предлагалось возглавить СССР в 1985 году и попытаться справиться лучше Горбачёва.
Однако та игра не была «Перестройкой» 1990 года! Как показало недолгое копание, та игра называлась Crisis in the Kremlin, и никакого отношения к советским или российским разработчикам не имела. Её выпустили в 1991 году разработчики из калифорнийской Spectrum HoloByte (а в 2017-м на Steam вышел ей римейк с апгрейдом под тем же названием). Именно поэтому язык в ней был английским.
«Перестройка» 1990 года была другой игрой. Совсем другой. И понятие «Перестройки» в ней, при всём уважении к разработчику Никите Скрипкину, натянуто на глобус до такой степени, что пресловутая сова нервно курит в углу. Зато оно было очень, очень кликбейтным и гэговым для 1990 года.
Игра представляла собой… похождения мухи. Зелёной. В болоте. Маленькая зелёная муха должна была перемещаться между постепенно всплывающими и тонущими кувшинками, не падая в воду, поедать шарики разных цветов, уворачиваться от хищных красных жуков и в конце каждого уровня достигать монетки для перехода дальше. Классическая такая аркада 80-х годов.
Вот только на заглавном экране красовался портрет Горбачёва, разрывающий Кремль под «Эх, дубинушка, ухнем!». Муха-протагонист называлась «демократом», зловредные жуки именовались «бюрократами», кувшинки — «законами и постановлениями». Шарики разных цветов в духе времени оказывались дефицитными «товарами народного потребления», вожделенными «валютными операциями», неприятными в эпоху накопления капитала «прогрессивными налогами» или случайными «авантюрами». Цель уровня получила название «этап большого пути», а счётчик жизней игрока — «соратники». Ну а в случае гибели игрока, по исчерпанию количества соратников, ему предлагалось «принять соболезнования». С весело пляшущими красными жуками-бюрократами.
Такие вот дела. Такая вот Перестройка.
Никита Скрипкин решил делать «Перестройку» в силу изрядного знакомства с уже существовавшими компьютерными играми. Как он рассказывал в позднейшем интервью (https://russiangames.me/nikita/), Скрипкин работал в некоем закрытом советском НИИ над проблемами искусственного интеллекта. Помимо работы на «оборонку», сотрудники использовали штатные IBM PC в понятных целях: они на них рубились в разное. В полном соответствии с духом времени, сотрудники закрытого НИИ в какой-то момент решили использовать свои знания и умения в более мирных и полезных для семейного бюджета целях — и организовали коммерческий кооператив «ЛокИС».
Кооператив занялся в основном разработкой русскоязычных офисных программ — но и до игр дошли руки: появился отдел из трёх человек, занимавшийся геймдевом. Поскольку Никита Скрипкин и его коллеги искренне сочувствовали реформам, они решили сделать игру про Перестройку в поддержку Горбачёва. Ну а формат… всё их знакомство с играми тогда ограничивалось пятью старыми аркадами, потому разработанная за месяц игра имела выраженный аркадный вид. Руководитель кооператива Сергей Проскурин отнёс её на дискете в ещё один НИИ, где она вызвала фурор и срыв рабочего процесса.
Ну и понеслось. В последние месяцы существования СССР в «Перестройку» рубились чуть ли не на каждом втором компьютере (а было их тогда весьма немного). Правда, после официальной регистрации игры выяснилось, что заработать на ней в условиях всеобщего копирования с дискеты на дискету решительно невозможно.
Зато трое разработчиков, Никита Скрипкин, Александр Округ и Дмитрий Чикин поверили в свои силы, и в 1991 году создали компанию «Nikita». С ней мы ещё встретимся во второй части обзора.
▍ Color Lines (1992 год)
Первая казуалка, она же тайм-киллер российской разработки — если не считать возникшего ещё в советские времена Тетриса. Её история тоже началась в суровом, но на сей раз не закрытом советском НИИ под названием Всесоюзный институт стандартизации и метрологии. Там работали трое коллег и друзей: Олег Дёмин, Геннадий Денисов и Игорь Ивкин. Дёмин возглавлял вычислительный центр института, Ивкин в нём работал, а Денисов просто увлекался компьютерами. Как позже вспоминал Денисов, рабочая атмосфера весьма напоминала великий и меметичный рассказ раннего Пелевина «Принц Госплана»: собственно рабочих задач было не так много, поэтому служебные компьютеры значительную часть времени использовались для увлекательного рубилова в «Принца Персии» и прочие радости тогдашнего западного игропрома.
Интереса ради компания айтишников решила написать собственную игру. Получились «Уголки», прямой предок Color Lines. Её удалось продать компании Gamos Евгения Сотникова — искавшего новые идеи компьютерных игр и мечтавшего повторить успех своего знакомого Алексея Пажитного: того самого автора «Тетриса». Однако затем Сотников отверг предложения трио айтишников о более сложных играх, и предложил им придумать что-то очень простое, казуальное и затягивающее. Чтобы как «Тетрис», но всё же не «Тетрис».
Поздняя версия «Уголков» с характерными шариками-персонажами из Color Lines
По пути домой с неудачной презентации идей Геннадий Денисов предложил главную идею будущего хита: чтобы шарики складывались и исчезали. Почти как в «Тетрисе», но не как в «Тетрисе», а ближе к «Уголкам». Спустя несколько месяцев работы идея воплотилась в поле 9 на 9 с шариками семи разных цветов, которые требовалось собирать в линии одного цвета по пять и более. А шарики вне поля получили характерный вид с лицами и прочим.
В процессе работы институт сократили, Денисов и Ивкин перешли непосредственно в Gamos, а Дёмин устроился в мэрию Москвы. Правда, контракт в мэрии был категоричен в смысле запрета на совместительство и подработки — поэтому вместо Олега Дёмина в качестве разработчика на заглавной странице указали его жену, Ольгу Дёмину.
Игра оказалась на удивление удачной — и среди казуалок российского происхождения, пожалуй, уверенно занимает второе место после великого «Тетриса». Вот только большого профита ни для разработчиков, ни для издателя не вышло: копию игры взяли «на посмотреть», и она немедленно ушла в народ, заполнив колоссальное количество компьютеров и дисков с подборками игр. Количество убитого в неё офисного времени, наверное, устремляется куда-то в сторону времени существования мироздания.
Ну а официально Gamos удалось продать всего лишь пару-тройку сотен копий суперхита: кто будет покупать то, что можно бесплатно скопировать практически везде? Некоторую компенсацию удалось получить лишь благодаря продажам официальных дисков с коллекцией игр от Gamos, куда входила и Color Lines.
Последовали порты на винду, сначала 3.1, затем 95. Игра разлетелась по всему миру: в Японию её удалось даже продать официально. Ныне количество вариаций на тему Color Lines на всевозможных платформах невозможно подсчитать — и миллионы людей играют в неё по сей день так же, как в «Тетрис».
Впрочем, компании Gamos удалось выжить, и мы её ещё встретим во второй части обзора.
▍ Поле чудес (1993 год)
Капитал-шоу «Поле чудес» появилось в 1990-м году как не совсем лицензионная вариация на тему американского телешоу «Wheel of Fortune». Она почти сразу стала суперхитом позднесоветского и раннероссийского ТВ, попутно породив мем в виде жутковатой заставки телекомпании ВИD. А вот игра по её мотивам была совершенно аутентичной — хотя и совершенно неофициальной.
Как и в случае «Перестройки», всё началось в закрытой оборонной сфере. Вадим Башуров в начале 90-х годов работал в закрытом городе Арзамас-16: ещё не переименованном в Саров сердце советской ядерной программы. Сотрудник ВНИИЭФ имел по работе доступ к чуду техники под названием IBM PC/AT. Ещё в 1991 году он написал ставший хитом «Морской бой». Ну а затем решил написать игру по «Полю чудес».
Как рассказывает сам Вадим Башуров, игру он написал на Turbo Pascal и ассемблере всего лишь за неделю: пару дней на кодинг, остальное на тестирование коллегами и доводку до ума. Якубовича он срисовал с фотографии из очень популярной тогда и очень, очень жёлтой газеты СПИД-Инфо. А синие квадраты фона и зелёные люстры позаимствовал из фошыстских подземелий Wolfenstein 3D 1992 года.
«Найдите десять отличий»
Помимо игрока слова пытались угадывать персонажи советских мультфильмов «Винни Пух» и «Карлсон». рублёвые купюры, дорогие и вожделенные тогда «Сникерсы», «Призами» оказывались зубная щётка, зубочистка, расчёска для усов, подтяжки для носков и круг для унитаза «от компании Procter & Gamble» (рекламой продукции которой был тогда забит весь телеэфир).
Правда, с призами получилось неудобно. Компьютерные игры были в новинку, телевизионное «Поле чудес» бередило умы призами, жизненный уровень был печальным, а люди фрустированными и наивными. Игра к концу 1993 года разлетелась по всей стране через фидонет и дискеты, и некоторое время стояла буквально на каждом втором компьютере в России. Играли в неё разные люди. А автор, хохмы ради, прямым текстом написал, что за призами нужно обращаться по адресу телестудии в Москве. Реальному. Да ещё и указал свой e-mail и домашний телефон как «Дима Башуров из Арзамаса-16».
В результате, как позже рассказал Башурову сам Якубович, передачу буквально завалили письмами с требованиями выслать «выигранные» призы. На хранение мешков с корреспонденцией игроков — письма тогда писали в основном бумажные — пришлось выделить две комнаты, и в редакции всерьёз подумывали подать на разработчика компьютерной игры в суд. Но до этого дело не дошло. А в 94-м игру немного порекламировал на передаче сам же Якубович.
Хуже того, на разработчика стали по телефону выкатываться бандиты и «чиста канкретна» требовать «выигранный» аааааавтомобиль «Мерседес». Всё обошлось в том числе потому, что закрытый «ядерный» город Арзамас-16 даже в 90-е охранялся как следует, и добраться до автора с «терморектальным криптоанализатором» не смогли даже самые поехавшие «братки». Ну а потом и «братки» понемногу кончились или поумнели, и игра оказалась вытеснена потоком всё более крутых игр для всё более совершенных компьютеров.
Правда, заработать на игре не получилось — хотя Вадим Башуров пытался продать проект редакции газеты «Поле чудес». Увы, пока редакция осмысляла целесообразность, а затем отъезжала из страны от греха подальше непростой осенью 1993-го, Башуров разрешил по телефону некому израильтянину раздать игру в FIDO, и продавать то, что к концу года было везде и бесплатно, оказалось бессмысленной затеей.
▍ Подземелья Кремля (1995 год)
Первый шутер российской разработки от компании «Gelios», вышедший в золотой век классических шутеров на пике славы Wolfenstein 3D, DOOM I/II и Heretic. Ну, почти первый, дотошные историки компьютерной культуры уточняют, что первым было «Старое золото». Однако разница невелика: оба первых российских шутера сделали братья-программисты Андрей и Александр Разбаковы, они же компания «Gelios».
В первой их игре, демонстрировавшей явное знакомство с только что вышедшим Heretic, игрок должен был мочить монстров волшебными посохами с нехилым набалдашником и собирать золото в руинах древнего города. Написанная на Borland C++ первая российская 3D-стрелялка была очень короткой, сохранений не предусматривала, и была по сути демо-версией, а не полноценной игрой.
Потренировавшись, братья Разбаковы занялись более серьёзным проектом, которым и стали «Подземелья Кремля». Они выглядят заметно симпатичнее «Старого золота» благодаря поддержке со стороны компании-издателя NewCom и включению благодаря ей художника Дмитрия Цирухина в команду. Ну и бюджету на разработку в целых 500 долларов. Правда, собрать игру издатель потребовал «ещё вчера», чем и объясняются многие её огрехи.
«Подземелья», как и первый DOOM, и ранний Heretic, состоят из трёх уровней: Хоромы Нечисти, Подземная Река и Подвалы Кремля. Вопреки ожиданиям, речь в сюжете идёт отнюдь не о секретных бункерах ЦК и КГБ: видимо, сказался возникший как раз около 1995 года интерес к жанру «славянского фэнтези». Поэтому мочить в игре предстояло нечисть и демонов, как во всё тех же DOOM и Heretic, но со сказочным и несколько даже «клюквенным» колоритом. Например, неупокоенных бородатых бояр в высоких шапках, летающих среди мухоморов и черепов. Или бабок-ёжек в ступах.
Впрочем, дух времени тоже наличествовал — летучие мыши были не просто большими и зловредными, но ещё и назывались модными тогда мутантами. Игрок именовался «бесстрашным диггером» — тоже популярный термин 90-х. И в основном пользовался… бластером. Пиу-пиу. Нет, он реально звучал именно как «пиу-пиу». Вторым и более крутым оружием игры оказывалось почему-то старое ружжо (не спрашивайте).
Сюжет, как и в классических шутерах, был условен и рудиментарен (вы ведь все помните сложнейший лор «Дума» или предысторию мира «Еретика»? Ну вот…). «В раскопках под Кремлём археологи нашли таинственные деревянные хоромы», бла-бла-бла, в общем, мочите всех, и собирайте сумки с боеприпасами и золотом под (почему-то) звук кассового аппарата.
Не жри мухоморы, юзернейм!
Правда, мочить было не так уж просто: враги были сделаны несколько имбовыми, и не очень умели промахиваться в игрока. Хуже того, повсюду были разбросаны мухоморы и пивные кружки с зелёным «зельем», отнимавшие хиты, если наступить. Поправлять здоровье полагалось ковшами живой воды и горшками доброй каши (ярко-синего цвета, не спрашивайте).
Отдельного колорита добавляла разговорчивость протагониста, то и дело комментировавшего происходящее в текстовой строке: «одним изувером меньше», «вот вам, мутантам», «суньтесь мне ещё» и тому подобный кринге.
Игра получила определённую известность, прежде всего как «первый российский шутер» — но с позитивом получилось не очень. Из-за отсутствия опыта в геймдеве, крохотной команды и очень сжатых сроков игра вышла очень несбалансированной — враги были слишком меткими, но при этом бонусы на боеприпасы и пополнение хитов были просто везде, особенно на третьем уровне.
Хуже того, баги были настолько многочисленны, что мешали играть и очень бесили куда сильнее всех монстров, вместе взятых. Ну и дизайн, хотя и был лучше «Старого золота», с DOOM I/II, Heretic и даже стареньким уже Wolfenstein 3D даже не пытался соревноваться. Впрочем, учитывая условия, осуждать братьев Разбаковых не стоит: они сделали всё, что могли с тем, что имелось.
Всё же это были первые шаги российского геймдева. Во второй половине 90-х качество и уровень игр станут улучшаться семимильными шагами — и российские студии станут выпускать действительно мощные и современные по тем временам игры. Но это уже тема второго обзора.
Оставайтесь с нами!
Комментарии (120)
R7R
20.08.2022 13:50+5Игра оказалась на удивление удачной — и среди казуалок российского происхождения, пожалуй, уверенно занимает второе место после великого «Тетриса»
Какое там второе?
«Линии» — безусловный и абсолютный чемпион, тетрисам во всех вариантах такая популярность и не снилась.
Так как в «Линии» играла как мужская, так и вся женская половина населения.
(и нет — не «играла», а продолжает играть :)
R7R
20.08.2022 13:53+2«Перестройка» 1990 года
Был у нас один раритетный уже в 1998 году 286 компьютер.
И единственной игрой на нем была эта самая «Перестройка»
(насколько я помню — и включали тот комп только ради этой игры :)
R7R
20.08.2022 13:59+1Поле чудес (1993 год)
Тетрис
Перестройка
Линии
Поле чудес — практически полный список популярных «отечественных» игр раннего периода.
«Подземелья Кремля» вызывали скорее недоумение (после Дума, конечно)
Помню еще активно рекламируемые журналом «Game.EXE» игры — Вангеры, Паркан и серии про Петьку и Василия Ивановича.
Но вот чего я не помню — что бы кто-то в эти игры играл :)siarheiblr
20.08.2022 14:29+10В Петьку и Василия Ивановича ещё как играли.
Странно, что не вспомнили про шедевр «Коммерсантъ» или Kings Bounty 2 (нет, не тот, который «Легенда о рыцаре»). Эпичные же были игры
R7R
20.08.2022 14:47-3В Петьку и Василия Ивановича ещё как играли.
В какой-то из выпусков даже я играл.
Ровно один раз, где-то полчаса.
Насколько я видел — и другие играли примерно также и столько же :)
Было огромное количество игр, причем игр очень хороших.
На всё просто времени не хватало.
А ведь надо было еще работать :)Kings Bounty
В коллекции есть, но никогда не играл.
И, насколько я помню, игры из этой серии стали популярными довольно поздно — уже во времена ЖК-мониторов на 19" (это где-то 2008 г.)SilverHorse
20.08.2022 15:52+1И, насколько я помню, игры из этой серии стали популярными довольно поздно — уже во времена ЖК-мониторов на 19" (это где-то 2008 г.)
Вот для того и было уточнение, что не который "Легенда о рыцаре" - это красивенькая переработка от 1С 2008 года, быстро переродившаяся в выкачивалку денег с ностальгирующих фанатов. Речь о той, первой King's Bounty, которая появилась в начале 90х и была духовным предшественником серии HoMM. Но я так понимаю, что пост об играх российской разработки, а не о тех, в которые играли в этой стране в принципе - KB, как и Might and Magic, как и HoMM, были все-таки созданы New World Computing.
R7R
20.08.2022 16:06Вот для того и было уточнение,
Я не играл ни в оригинальную игру, ни в «Легенду о рыцаре», так что мне все равно :)
(я вообще не очень люблю игры со средневековым антуражем, кроме Defender of the Crown 1986 года и Warcraft I/II, конечно :)
AAngstrom
20.08.2022 16:27"Легенда о рыцаре" изначально делалась как самостоятельная игра, совмещающая механику рогалика в реальном времени и HoMM. Её (на свои, в основном, деньги) делала та же команда, что создала "Космических Рэйнджеров". Но издавали игру через 1С, которые подсуетились и приобрели права на бренд "King's Bounty", что позволило более масштабно раскрутить "Легенду".
s_f1
20.08.2022 18:11+2Kings Bounty 2 сделана харьковским программистом и к NWC отношения не имеет. Но игрушка классная.
unclegluk
21.08.2022 03:26Мой одноклассник автор первых двух игр серии Петька и ВИЧ (Василий Иванович Чапаев).
Zangasta
20.08.2022 14:34+4Вангеры
По этой доисторической игре ДО СИХ ПОР появляется арт.
thenonsense
20.08.2022 15:37Sh0daN
20.08.2022 16:10Вангер, вози кусты и героин, а то останешься рабом!
...отмечаю тебя Раббоксом - береги его, ведь он с нашим знаменем цвета одного! Утерявший его подвергается повторной рабикации.
Kreastr
20.08.2022 14:36+5Играли и в Петьку в те времена. А первый Паркан я перепроходил меньше чем пол года назад ибо ностальгия заела. Для 1997 игра совершенно уникальная. Второй, конечно, новее, но планетарные базы стали существенно более однообразными и новые фишки не сильно углубили мир. До Парканов да и после вплоть до 2015 (планеты в Space Engineers и интерьеры корабелей в Star Citizen) никто даже не пытался замахнуться на космосим с посадкой на планеты и интерьеров корабля по которым можно походить. Так что опередили время всего на 18 лет.
R7R
20.08.2022 14:53даже не пытался замахнуться на космосим с посадкой на планеты и интерьеров корабля по которым можно походить
Star Control первый и второй? (1990 и 1992)
(Паркан -1997)daggert
20.08.2022 15:55+1А стар контрол разве не 2Д?
R7R
20.08.2022 16:09А стар контрол разве не 2Д?
А где выше про 3Д? :)
(насколько я помню, из 1993 года — в первом SC можно было перемещаться по локациям внутри корабля (в 2Д, конечно)aik
20.08.2022 18:54Нельзя. В первом SC у вас вообще была только melee и кривоватый стратегический режим, в который мало кто играл.
Во втором поменяли жанр, добавились посадки на планеты, но никаких там хождений по кораблю не было. Только возможность его апгрейдить и т.п.
Может со Starflight путаете? Он реже встречался и вообще был старше старконов, но там были и прогулки по кораблю, и по планетам…R7R
20.08.2022 19:47Может со Starflight путаете? Он реже встречался и вообще был старше старконов, но там были и прогулки по кораблю, и по планетам…
Вполне может быть.А как похожи!
Причем путаница в названиях в те времена была делом обычным — игры даже не скачивали из сети… :)
daggert
20.08.2022 23:32+2По отдельности много чего было - и случайные построения подземелий, и космосимы, и стратегии от первого лица, и не прямой менеджмент, и 3д игры, но в паркане они это все объединили очень неплохо и аналогичной игры, с сюжетом все еще не знаю. А уж в 97м это был прорыв-прорыв.
Kreastr
21.08.2022 01:39аналогичной игры, с сюжетом все еще не знаю
No Man's Sky ближе всего КМК. Иксы последние тоже очень близко, но куда приткнуть планеты в их экономике они так и не придумали до сих пор.
Kreastr
21.08.2022 01:58А где выше про 3Д? :)
космосим
https://en.wikipedia.org/wiki/Space_flight_simulation_game они же космические симуляторы aka космосимы.
Starflight и Star Control это все же RPG/Стратегии/Экшены в космическом сеттинге, а не симуляторы.R7R
21.08.2022 03:24Starflight и Star Control это все же RPG/Стратегии/Экшены в космическом сеттинге, а не симуляторы.
См. вашу ссылку:
Realistic simulation
Space combat game
Space trading and combat game
Star Control отлично проходит по двум последним категориям.Kreastr
21.08.2022 19:20Там же в описании этого поджанра
All space trading and combat games feature the core gameplay elements of
directly controlling the flight of some sort of space vessel, generally
armed, and of navigating from one area to another for a variety of
reasons.Не может быть direct control без симуляции трёхмерного космоса. Там же приведены примеры игр из этого сабжанара.
Elite, the X series, Wing Commander: Privateer, Freelancer, and No Man's Sky.
Все с трёхмерным космосом. Потому, что в космосе трехмерность имеет значение. Все с прямым управлением кораблем (джой или кнопки). Все, замечу так же, в режиме реального времени.
Про Space combat game тоже не то. Там самое "плоское" в перечисленных это Звездный Путь в котором корабли скорее морские, чем звёздные, а игра сама скорее стратегия, чем космосим. Особенно выделено"Space shooter" redirects here. For space shoot 'em up games, see Shoot 'em up.
Что намекает, что Shoot 'em up не есть космосим. А вот бой в Star Control 2 очень похож не то как бои проходят в Shoot 'em up
R7R
21.08.2022 21:50Там же в описании этого поджанра
В этом описании ничего нет про 3Д.
Нет, конечно реальные космосимуляторы существовали прямо таки с первых дней компьютеризации, я помню игру — симулятор Space Shuttle (кажется она именно так и называлась).
Там был настоящий симулятор — стартовая позиция, предстартовая подготовка, запуск, выход на орбиту. Графика, конечно, слабая, но таки с серьезным закосом под 3Д.
О, таки нашел! Space Shuttle Project 1991 for PCЗаголовок спойлера
А класс игр типа SC, Master of Orion и проч — появился намного раньше самих ПК (кстати, автор вики мог этого и не знать :)
Так как в «космосимы» мы играли еще на ЕС ЭВМ — где корабли противника обозначались зелеными буквами на терминале :)Kreastr
22.08.2022 01:12Кажется у нас с Вами слишком разное понимание термина космосим.
Space Shuttle Project 1991 for PC вообще не тянет на симулятор как-то. Я, возможно, плохо представляю себе как там происходит геймплей, но то, что видно из https://www.youtube.com/watch?v=1ckGy9seI1I похоже на заскриптованные миссии в которых нужно нажимать на одну и ту же кнопку для всех действий и весь геймплей состоит в угадывании тайминга. Это по жанру скорее интерактивное кино, чем что-либо ещё.
Теперь о том, что для меня в первую очередь определяет космосим. космосим это подвид симуляторов. Симуляторы это игры в которых происходит геймифицированное моделирование физики (иногда реалистичной, иногда выдуманной) некоего транспортного средства. Самолеты, поезда, лодки, подводные лодки, космические корабли. Любой симулятор в первую очередь про данное устройство. И физическая модель это основа симулятора. Все остальное вокруг в разной степени вторично.
Если Вы уж хотите привести в пример первые игры жанра, то, наверное стоит вспомнить про https://en.wikipedia.org/wiki/Lunar_Lander_(video_game_genre)
Они вполне являются космосимами с честной физикой лунного модуля, упрощенной до 2д картинки или даже текста.
Но вопрос даже не в размерности графики, а в том, что игры, которые Вы приводите в пример ничего не симулируют. Из всех описаний и геймплея выходит, что это игры про менеджмент и РПГ. Кстати, наличие РПГ элементов это очень хороший повод задуматься действительно ли перед Вами симулятор, потому что в симах РПГ элементы не очень популярны и часто просто отсутствуют.
R7R
22.08.2022 02:35+1Я, возможно, плохо представляю себе как там происходит геймплей,
Тридцать лет прошло, но, как оказалось — я что-то помню :)
Это порт с приставки, так что управление там было соответствующее.
Но это был хоть и примитивный, но симулятор.Симуляторы это игры в которых происходит геймифицированное моделирование физики (иногда реалистичной, иногда выдуманной) некоего транспортного средства.
Так выше же — «Realistic simulation» Это именно оно и есть.Но вопрос даже не в размерности графики, а в том, что игры, которые Вы приводите в пример ничего не симулируют. Из всех описаний и геймплея выходит, что это игры про менеджмент и РПГ.
По настоящему реальный симулятор космических полетов был бы слишком тяжел (четыре года до ближайшей звезды, даже на максимальной скорости :)
Поэтому они все в достаточной степени условные (это же не X-Plane 11 и даже не Euro Truck Simulator 2 :)
Отсюда и элементы стратегии и РПГ — игрока же надо чем то занять.
Кстати, грань между РПГ и симулятором довольно условная:
«Скачал — накрутил баксов — купил лучшую фуру — гонял со скоростью 150км/ч — попал в аварию — восстановился и поехал дальше» (с) из отзывов в Стиме на тот самый симулятор водителя фуры.
Чем это не РПГ?
К слову, к какому жанру вы относите эти игры:
(Star Control®: Origins — это, конечно, дань памяти оригиналу :)
Kreastr
22.08.2022 11:07Но это был хоть и примитивный, но симулятор.
Вы определённо шутите. Симулятор в котором нет вообще ни одного индикатора полёта, ни высоты, ни координат, ни хоть каких-нибудь условных расстояний это не симулятор. Самое симулятороподобное, что в нем есть, это полет в 2д плоскости на супер-аркадном джетпаке https://youtu.be/1ckGy9seI1I?t=1860, где геймплей подозрительно похож на Марио с космическими обоями.
Возьмите видео запуска какой-нибудь ракеты от НАСА, запустите на фоне Вашей игры. В качестве "геймплея" заставьте игрока (под страхом появления надписи Game Over) нажимать на кнопку, когда стрелочка совпадёт с полосочкой с частотой примерно раз в 15 секунд, меняя только форму стрелочки и полосочки и прописывая текстом названия этапов полёта ракеты и вот Ваш "симулятор" готов.
«Скачал — накрутил баксов — купил лучшую фуру — гонял со скоростью
150км/ч — попал в аварию — восстановился и поехал дальше» (с) из отзывов
в Стиме на тот самый симулятор водителя фуры.Чем это не РПГ?
Отсутствием ролей? Там, конечно, есть некое подобие "скилов" и уровень, но они там все пассивные - просто апгрейды статов автомобиля. Не то чтобы там нужно было "прокачиваться" от велосипеда с прицепом до автопоездов разных специализаций да ещё и подбирать ТС и снаряжение под каждую конкретную миссию. Или набирать себе в экипаж второго водителя, механика, врача, гитариста, повара, специалиста по PR (для общения с сотрудниками государственных органов) и пару охранников и следить за их скилами и одеждой, планировать смены, а во время движения распоряжаться о том, когда начинать готовить ужин, что купить в магазине, кто будет охранять фуру спереди, а кто сзади и какой музыкой баффать весь этот отряд во время стоянки. Ну и без случайных нападений рейдеров в дороге тоже не очень интересная РПГ выходит.
Поэтому они все в достаточной степени условные
Условные или нет - без прямого управления ТС это не симулятор, а TBS, RTS, adventure или квест.
Endless Space 2 - 4X TBS
Homeworld'ы - RTS
Star Control: Origins - Space Adventure Game (https://youtu.be/YrGTJV0bT6c?t=98) с аркадными боями в стиле shoot them up
Stellaris - 4X RTS
Вот Вам, кстати, ещё один "космосим" https://www.youtube.com/watch?v=r9hEfvviyZI Там даже есть симулятор уборщика и студента на экзамене встроенный, а так и космические базы и корабельный интерьер, и посадки на планеты.
R7R
22.08.2022 11:33Симулятор в котором нет вообще ни одного индикатора полёта
Да, такие были в 1991 году приставочные симуляторы.Возьмите видео запуска какой-нибудь ракеты от НАСА
Я вас могу разочаровать — но реальный запуск ракеты отличается от компьютерной игры примерно в той же степени, что и передача «Служу Советскому Союзу» — от реалий службы в армии. Так что все подобные игры — по факту симуляторы симулятора :)Отсутствием ролей?
Там роль водителя фуры. Я за рулем с 1975 года (причем начинал с вождения грузовика) — но тем не менее, когда было достаточно много свободного времени — с удовольствием катал свой тягач с прицепом по дорогам Европы :)
Хотя ежедневно ездил в реале на легковом авто (это реально смешно, когда взрослый мужик покупает руль с педалями не для внуков, а для себя :)Вот Вам, кстати, ещё один «космосим»
Расскажите мне про Роджера Вилко :)
(одна из самых популярных игр в 1993-1995 гг)
Kreastr
22.08.2022 12:16Да, такие были в 1991 году приставочные симуляторы.
Видимо ПК в те времена обгоняли приставки на 9+ лет. https://en.wikipedia.org/wiki/Microsoft_Flight_Simulator_1.0 Про Lunar Lander писал выше. Так что нет, не "жизнь такая", а игра. Вполне себе определённого жанра. И этот жанр - не космосим.
Там роль водителя фуры.
А в Марио - роль водопроводчика, в понге роль игрока в понг, в боулинге роль игрока в боулинг, в шахматах - роль главнокомандующего армии, в любой TBS/RTS - роль руководителя некоей цивилизации/нации/малой группы, и так далее. Если из Вашего определения выходит, что любая игра - ролевая, то может быть стоит починить определение?
R7R
22.08.2022 12:38Видимо ПК в те времена обгоняли приставки на 9+ лет.
Вы не поверите :)А в Марио — роль водопроводчика, в понге роль игрока в понг, в боулинге роль игрока в боулинг, в шахматах — роль главнокомандующего армии
Нет конечно (и вы это сами понимаете :)
Так как Марио — к ремонту реального водопровода не имеет ни малейшего отношения, точно так же, как и шахматист не выполняет задачи Генерального штаба.
А вот водить трак надо таки конкретно — руль и педали не просто так покупают :)
(Представьте, что для игры в Марио вам потребовался не джойстик, а имитатор разводного ключа :)
Kreastr
22.08.2022 13:19Вы меня окончательно запутали. Для чего Вам нужен имитатор разводного ключа? Для РПГ? Или для симуляторов? И что из этого Марио? РПГ или Симулятор? И нужен ли Вам имитатор кабины, руль и педали от спейс шаттл? И если нжуен, то это получается РПГ или симулятор? А если не нужен и все же все обходились кнопочными джойстиками, то как тогда быть?
R7R
23.08.2022 01:00+1Вы меня окончательно запутали.
Напомню:
Тезис №1 — в симуляторах есть элемент РПГ.
Зачем вы притянули к этому Марио и шахматы — спросите у себя.
Так как, естественно, элементов РПГ там и близко нет.
«Нет конечно (и вы это сами понимаете :)» (с)
Тезис №2
Euro Truck Simulator 2, несмотря на упомянутые ранее явные элементы РПГ — таки чистый симулятор не только по названию:
«А вот водить трак надо таки конкретно — руль и педали не просто так покупают :)» (с)
Ну и раз пошла такая пьянка — было предложено представить Марио не как РПГ, а как симулятор водопроводчика. Сравнивать так сравнивать :)
"(Представьте, что для игры в Марио вам потребовался не джойстик, а имитатор разводного ключа :)" (с)
Kreastr
23.08.2022 10:36Тезис №1 — в симуляторах есть элемент РПГ.
Покажите, пожалуйста, из каких моих слов Вы выделили такой тезис.
Тезис №2
Euro Truck Simulator 2, несмотря на упомянутые ранее явные элементы РПГ — таки чистый симулятор не только по названию
Возможно, я не правильно понимаю, что здесь написано, но я наоборот считаю как раз ETS 2 симулятором, а не РПГ. Это Вы задались вопросом
«Скачал — накрутил баксов — купил лучшую фуру — гонял со скоростью
150км/ч — попал в аварию — восстановился и поехал дальше» (с) из отзывов
в Стиме на тот самый симулятор водителя фуры.Чем это не РПГ?
Или это было не про ETS 2?
Зачем вы притянули к этому Марио и шахматы — спросите у себя.
Так как, естественно, элементов РПГ там и близко нет.
Это вообще не относилось к симуляторам, а как раз к Вашему заявлению о том, что ETS 2 это ролевая игра, потому что "Там роль водителя фуры. Я за рулем с 1975 года..." Я привёл Вам примеры других "ролевых" игр, которые получают такой статус по Вашему же определению (раз есть отыгрываемая роль - значит игра ролевая).
Ну и раз пошла такая пьянка — было предложено представить Марио не как
РПГ, а как симулятор водопроводчика. Сравнивать так сравнивать :)Возможно, после объяснений Выше Вам станет понятнее, что Марио и шахматы как "ролевая игра" было сарказмом. Возможно - нет.
Kreastr
22.08.2022 13:26Видимо ПК в те времена обгоняли приставки на 9+ лет.
Вы не поверите :)
Фактчекинг:
1) The NES CPU core is based on the 6502 processor and runs at approximately 1.79 MHz (1.66 MHz in a PAL NES). It is made by Ricoh and lacks the MOS6502's decimal mode. In the NTSC NES, the RP2A03 chip contains the CPU and APU; in the PAL NES, the CPU and APU are contained within the RP2A07 chip.
2) FS1 Flight Simulator is a 1979 video game published by Sublogic for the Apple II
3) Apple II CPU: MOS Technology 6502 @ 1.023 MHzТо есть NES была (грубо) в полтора раза быстрее, чем компьютер, под который разрабатывался MSFS 1.0
R7R
23.08.2022 00:36То есть NES была (грубо) в полтора раза быстрее, чем компьютер, под который разрабатывался MSFS 1.0
Речь идет о 1991 г. (см.), на тот момент восьмибитные приставки никак не могли конкурировать с персоналками на базе актуальных 486 процессоров.Да, такие были в 1991 году приставочные симуляторы.
Kreastr
23.08.2022 10:43никак не могли конкурировать с персоналками на базе актуальных 486 процессоров.
Вы теперь просто откровенно перевираете мои слова. Я выделю:
Видимо ПК в те времена обгоняли приставки на 9+ лет.
перефразируя: Видимо (исходя из Вашего подразумеваемого клэйма о том, что дескать ну такая платформа и там хороший сим не сделать), если сравнить типичную приставку 1991-го и типичный ПК 1982-го (1991 минус 9 лет), то приставка будет хуже. Как видно из сравнения железа - это не так и в NES использовались буквально те же процессоры (на самом деле даже лучшие и по частоте и по доп железу вроде аппаратной спрайтовой графики), что и в ПК 1982-го года.
Kreastr
23.08.2022 10:47А вот так выглядел настоящий космосим 1982-го года выпуска под Apple II
https://www.youtube.com/watch?v=eBG4egqnByo
Sh0daN
20.08.2022 16:12+2даже не пытался замахнуться на космосим с посадкой на планеты и интерьеров корабля по которым можно походить
Сиквелы Elite забыли — Frontier и First Encounters.
Kreastr
21.08.2022 02:05Там же вроде никак из корабля не выйти получается? И даже внутри корабля интерьера нет, правильно? Посадка на планету выглядит забавно. Особенно через призму Elite: Dangerous
chelovek-jpeg
20.08.2022 18:40я играл в какую-то часть "Петьки" будучи школьником. Вполне неплохой квест
MinimumLaw
20.08.2022 15:34+2Была не менее замечательная убивалка офисного времени - веточка. В отличии от лайнес жила даже на монохромном мониторе. Да много чего было. Мне, например, очень нравился клон сокобана от демомейкеров пришедших со спектрума. Но в целом меня игры мало интересовали. Удивительный мир Фидо, а в последствии и интернета был более интересен. Ну и фраза преподавателя информатики, про то что компьютерные игры безусловно развивают... Геморрой и близорукость. Тоже, видимо, чего-то стоила.
R7R
20.08.2022 16:10В отличии от лайнес жила даже на монохромном мониторе.
Тут люди не так давно писали о том, что в «Линии» играли и на монохромных мониторах :)
SilverHorse
20.08.2022 15:41+1Еще была какая-то очень старая игра "собери Кремль", которая гонялась еще на самых древних из известных мне компов, еще щеголявших мертвенно-зелеными экранами, прикрытыми защитными "фильтрами для глаз" непонятного происхождения. Представляла собой примитивный пазл из двух экранов, где на одном экране нужно было "краном" брать "кубики", из которых складывалась картинка, и тащить эти "кубики" на второй экран, где собиралась из них образная панорама Кремля - стена с зубцами, башни, куранты, храм Василия Блаженного, еще что-то. Я помню как в окрестностях первого класса, на подготовительных занятиях для дошкольников что ли, залипал в нее в школьном кабинете информатики. К сожалению, ни скринов, ни фотографий не сохранилось.
Поле Чудес прекрасно помню, как и Color Lines, у нас известную просто как Шарики. К слову, довольно точный порт последней одно время присутствовал в Google Play, как и ее более поздней инкарнации - Lines 98, но сейчас они оттуда снесены. Вспоминаются и еще очень многие игры, но они все относятся к позднему периоду конца 90х - начала 00х, так что это скорее для вашего следующего поста. А из более раннего в моем детстве были кроме этого только упомянутые Сега и Денди, к сожалению.
*посматривает на старый диван, в котором в коробке лежит диск "600 русских игр" 2001 что ли года*
Попытаться снять образ и поностальгировать что ли... Заодно вас скринами обеспечить.
R7R
20.08.2022 16:00еще щеголявших мертвенно-зелеными экранами, прикрытыми защитными «фильтрами для глаз» непонятного происхождения
«Зеленые экраны» и «защитные экраны» относятся к несколько отличающимся по времени периодам компьютеризации.
Защитные стекла вешали на ЭЛТ мониторы где-то с 1992 года и до массового появления в продаже мониторов с маркировкой «Low Radiation» и «MPRII».
(вопреки рассказам о полной бесполезности «защитных экранов», могу рассказать о том, что тогдашние дешевые китайские ЭЛТ- мониторы достаточно сильно электризовали воздух в районе экрана, что можно было почувствовать просто пальцами :)checkpoint
21.08.2022 03:34+4вопреки рассказам о полной бесполезности «защитных экранов», могу
рассказать о том, что тогдашние дешевые китайские ЭЛТ- мониторы
достаточно сильно электризовали воздух в районе экрана, что можно было
почувствовать просто пальцамиЭто от того, что у Вас рядом с монитором кактуса не стояло.
R7R
21.08.2022 12:55Это от того, что у Вас рядом с монитором кактуса не стояло.
«Группа учёных из Московского физико-технического института совместно с коллегами из Тель-Авивского университета в ходе проведения исследовательских работ пришли к выводу, что некоторые растения, благодаря высокой концентрации воды, могут выступать в роли элементов диэлектрической резонансной антенны. Информация об исследовании была недавно опубликована в журнале AIP Publishing» © 16.06.2022
Firz
20.08.2022 16:05+3Наткнулся когда-то на подборку всяких игровых журналов и сканов книг про игры 1995-2010 годов, вдруг кому пригодится, disk.yandex.ru/d/YQLW6DUVCI9e1g
akocha
20.08.2022 16:10+2Была еще такая игрушка - TetColor. Довольно много в нее поиграл, больше чем в Тетрис, на своем опыте убедился, что если набрать больше 100000, то таблица рекордов обнуляется.
vaniacer
20.08.2022 17:36ZX Spectrum 99-й год. https://www.youtube.com/watch?v=GQafqgiAkpo Осторожно много мата) К сожалению до полной версии дело не дошло(
s_f1
20.08.2022 18:16+2Кто не знает – первая классическая три-в-ряд (match-three) – это Shariki, написана в Кемерово в 1994.
vesper-bot
20.08.2022 20:31Это не та, где когда ходов больше нет, вылезает рожа из пайнта и показывает язык?
LevOrdabesov
20.08.2022 19:53Попалась мне в своё время некая лицензионная (sic!) дискета с игрой от, ЕМНИП, именно что отечественных разработчиков: платформер с элементами метроидвании даже, пожалуй, на тему древней Греции. Бегал (и плавал!) полуголый атлетический мужчина в мифовом антураже, заваливал противников горящими глиняными горшками или чем-то подобным (выбор оружия был достаточно большой). Разработчик, кажется, назывался «Пегас», или что-то такое мифологически-лошадиное. Игра была весьма прельстива визуально для того времени, яркая и динамичная. Запускал её чуть не на 286ом. Тогда не прошёл, помню. Кому показалось знакомым описание?
R7R
20.08.2022 20:09Кому показалось знакомым описание?
«Gods»?Заголовок спойлера
LevOrdabesov
22.08.2022 12:26Веткой промахнулись.
Больше информации бы, хотя бы год, издателя, ссылку на страницу об игре, хоть что-то. По скриншоту — скорее нет.LevOrdabesov
22.08.2022 12:37Удивительно просто нашлось по такому короткому названию.
Нет, не оно, хотя общих черт много. Видимо, та игра, о которой я говорил — отечественный клон для PC.
Areek
20.08.2022 20:38Может, кто вспомнит? Бродилка, вид сверху. Выбираешь героя, кидает мечи или стреляет из лука (разницы особо нет). На первом уровне по пустому подвалу бегаешь, одна крыса и сундучок. На втором уже коридоры и странные карусели из черепов спаунят рядом с собой спящие росянки. Одну росянку убьёшь, просыпаются остальные и натурально набегают на тебя, а спаунеры плодят новых. И можно аккуратненько поприбивать сами эти карусели черепов, затем зайти на предыдущий уровень и росянки исчезнут тоже.
На третьем уровне была подстава, "вечная" росянка в проходе была, а за ней два спаунера.
Больше уровней не было (наверное, демо).
FruTb
20.08.2022 20:50+4Почему-то никто не вспомнил квест "Следствие ведут Колобки", хотя он был тех-же времен что и Петька.
А ещё была игра от создателей вангеров - там было поле над которым летали шарики нескольких цветов и сталкивались. И можно было задать что происходит при столкновениях (уничтожаются, размножаться итд) и надо было все шарики один цвет перекрасить. Вот вообще забыл как называлась.
SilverHorse
21.08.2022 18:04+2Не вспомнили видимо потому, что в статье прямо упомянута создавшая их Gamos, с уточнением, что продолжение в следующей серии. А в следующей серии про них и будет, скорее всего - первая игра про слона и Карбофоса вышла в 1997, издателем выступила 1С. У меня диск до сих пор валяется на полке перед глазами. Те же 1С потом еще подрихтовали ее под западный рынок и выкинули в стим, где оно со своим сиквелом лежит по сей день, опять-таки, в попытке срубить еще денег с ностальгирующих фанатов и с западной аудитории.
ilyapirogov
21.08.2022 22:26Не вспомнили видимо потому, что в статье прямо упомянута создавшая их Gamos, с уточнением, что продолжение в следующей серии
Очень надеюсь, что там будет что-то про гениальнейшую игру Snake Battle
khgvghv
20.08.2022 22:15+2А как же карточные игры?
Реализация 1000 была идеальной.
PashaWNN
21.08.2022 18:06+1Мой отец и по сей день играет в неё, она как появилась у нас в начале нулевых и так остаётся. Вы же явно про ту, в которой аватарки из Симпсонов?
khgvghv
22.08.2022 19:58Она самая, у меня тоже до сих пор по всем новым компам кочует)
http://the1000.narod.ru/index.htm
Хм, автор - Владимир Кряж, Алма-Ата; благодарность за дизайн Алексею Гнездилову, Днепропетровск. Было же время..
hedger
20.08.2022 22:20Ещё была "Орда: Северный Ветер" родом из 1999 г. - наш ответ Варкрафту. На удивление неплохая РТС.
nitro80
20.08.2022 23:51+1Где-то в середине 2000х была весёлая игрушка, текстовая, Симулятор гопника.
Очень много рабочего времени отняла )
vesper-bot
21.08.2022 08:50Быстро приедается — заливаешься дексой по 15/подход и с тычки выносишь всех подряд. Но мораль там миленькая :)
werwolflg
21.08.2022 03:37Ещё была аркада про пиво, там надо было подбегать с бокалом к кранам с пивом, если не изменяет память.
Falseclock
21.08.2022 08:47Друзья, помогите найти игру конца 80-х, начала 90-х. Там на космическом броневике ездишь по различным звездам и уничтожаешь вражеские строения и транспорт, помню на первом этапе были Антарес, Альдебаран, Ригель и другие крупные звезды нашего северного полушария. Каждая звезда имела свою цветовую характеристику. Вот нигде не могу найти как игра называлась.
Cerberuser
21.08.2022 08:48Интересно, а Ивана Ложкина (ака "русский Роджер Вилко") кто-нибудь здесь застал?
dave2
21.08.2022 13:20Забыли игру "Ворона - или как Иван Дурак за кладом ходил" 1992, тоже очевидно наша разработка. Ну или украинская, тогда еще не было разницы.
impwx
21.08.2022 13:38Была еще очень странный платформер "Приключения пионерки Ксении" — не совсем самостоятельная игра, скорее переделка иностранной игры на наш лад, но тем не менее
amazed
22.08.2022 11:14Изображенные на картинке в заголовке дискеты кстати были страшно ненадежными. Помню в командировку возили софт в 3 экземплярах на них чтобы точно довезти. А во дискеты в мягких конвертах были напротив надежными, но быстро вышли из обращения.
R7R
22.08.2022 11:20Изображенные на картинке в заголовке дискеты кстати были страшно ненадежными.
Это зависит от производителя. Мои Verbatim читаются и сейчас :)
Jian
22.08.2022 14:06А где в списке российская Remember Tomorrow?
У неё, кстати, недавно римейк на Стиме вышел под названием Polaris Sector.
simple_math
22.08.2022 14:14Не могу вспомнить игру, она не российская и не 90-х, а скорее начала 00-х, но всё же. Это гонка достаточно мрачненькая, левитирующие автомобили с турбинами сзади, а трассы висят в воздухе и с них можно слететь. Вдруг кто знает
vesper-bot
22.08.2022 15:24Они стреляли, и это сингл? Возможно, Zone Raiders.
simple_math
23.08.2022 05:47Точно не эта. Поискал, много игр похоже. Wipeout, например, но он был на PS. На PC скорее всего это был Dethkarz, а про левитацию я придумал и про стрельбу забыл
Denev
22.08.2022 19:34игрок должен был мочить монстров волшебными посохами с нехилым набалдашником
Это отсылка к книгам Терри Пратчетта о Плоском мире?
LeshaRB
Вот вспомнил одну игру играл в 90 , но потом найти уже не мог...
Можно было играть вдвоем. Выбираешь космический корабль и надо убить противника
Естественно разный корабль, разные плюсы и минусы..
И мне запомнился один мелкий, но шустрый, мог менять движение на 90 градусов.
Может кто помнит такую игру?
aik
Оно?
LeshaRB
Ага оно вроде... Спасибо за наводку, буду знать что искать
aik
Ну вон ниже названия привели, вам, думаю, первую часть надо.
Ну или можете urquan masters взять — это римейк второй части под современные ОС. Режим боя на корабликах там есть отдельно от сюжетной игры.
saboteur_kiev
Star Control и Star Control II это эпичнейшие игры. Точнее вторая - эпик, а первая - скорее часть второй.
Zenj
О-о-о! Это здесь был корабль "тараканья мама"?
siarheiblr
Star Control 2?
Arki_LKK
Star Control?
Didimus
Novel Netwars ещё был
Hisoka
А может Roketz? https://m.youtube.com/watch?v=SnAIuJsBQKQ