Одна из проблем ветроэнергетики заключается в слабом среднестатистическом ветре, из-за которого турбины большую часть времени работают не на полную мощность. И как выяснилось, существуют жизнеспособные концепции, позволяющие не только увеличить воздушный поток перед ветряками, но и сделать его регулируемым.

Под катом всевозможные детали одного проекта с расчетами и небольшим экспериментом.

/* На этот концепт я наткнулась, перелопачивая проекты текущих участников нашего акселератора Архипелаг 2022. Собственно, часть предыдущих постов также сделана по мотивам заявок на Архипелаг. Среди этих самых заявок есть проходные проекты, не представляющие особого интереса идеей или масштабом. Но есть много интересных. Например, мы писали про очистку Черного моря от сероводорода с водородной электростанцией, грузовой БПЛА с газодинамической системой управления, электрохимический газовый генератор. Вот теперь промышленный усилитель ветра. */

Сколько можно выжать из ветра?

Если брать в рассмотрение всю энергию ветра в зоне установки ветрогенератора, эффективность ее преобразования в электричество изначально ограничена законом Беца — долей в 16/27 от кинетической энергии ветра, достигающего турбины. 

Проблема в том, что если у ветра забрать всю энергию, воздушный поток остановится. Остановившийся поток не сможет вращать лопасти турбины.

Нужен оптимальный баланс. Из прочего надо учитывать потери в редукторе и генераторе. Итого в теории мы получим что-то около 50%. Вот за ними все и гонятся.

Традиционный способ повысить эффективность работы турбин — увеличить рабочие диаметры роторов или высоту башен. В первом случае растет поперечное сечение воздушного потока, участвующего в раскручивании ротора: турбина «захватывает» больше энергии ветра и, соответственно, преобразует ее в большую электроэнергию.

Во втором — при увеличении высоты размещения ротора повышается усредненная скорость вращения. Скорость ветра на больших высотах, как правило, больше, поэтому та же турбина при прочих равных даст больше энергии.

Инженеры в основном работают в рамках этого подхода. Однако он имеет очевидные ограничения: увеличение роторов и высоты мачт — это кратный рост стоимости производства и обслуживания.

Есть альтернативный подход — каким-то образом управлять свободным потоком воздуха и «фокусировать» его энергию на турбине. Группа профессора Владимира Санникова пошла как раз вторым путем и предложила конструкцию, ускоряющую воздушный поток непосредственно перед турбиной.

Подобные идеи уже воплощали в жизнь в виде разного рода конфузоров — стационарных устройств, которые сужают и фокусируют воздушный поток перед турбиной. Однако из-за высокого аэродинамического сопротивления стационарных конфузоров их монтаж на турбинах не окупается. Проекты, начавшиеся как эксперимент еще 10–15 лет назад, так и не вышли на стадию коммерческой эксплуатации.

Но есть альтернативные варианты. Дальше речь пойдет о конфузоре в виде башен с вращающимися «стенками» — это должно повысить эффективность достаточно, чтобы сделать устройство коммерчески интересным.

Как это работает

Принцип действия усилителя построен на отклонении и ускорении потока воздуха при обтекании тел. В открытом потоке невозможно существенно ускорить ветер неподвижным раструбом, поэтому для формирования потока группа Санникова предложила использовать вращающиеся тела— цилиндры. 

Вокруг ветряной турбины устанавливают несколько таких вертикальных цилиндров, которыми управляет автоматизированная система. Конфигурация цилиндров совпадает с поверхностью тока свободного потока воздуха, за счет чего аэродинамическое сопротивление меньше, чем у упоминавшихся выше стационарных конфузоров. 

И чем выше скорость вращения цилиндров, тем меньше сопротивление.

Группа предложила два варианта размещения. В первом четыре цилиндра монтируют на неподвижных бетонных башнях вокруг турбины: 

1 — верхняя часть разъемной рамы крепления вращающихся цилиндров; 2 — нижняя часть рамы; 3 — стержни рамы; 4 — разгонные цилиндры; 5 — HAWT-турбина; 6 — ось вращения цилиндра; 7 — крепления обшивки цилиндра к оси вращения; 8 – подшипник скольжения; 9 – опора цилиндра; 10 – упорный подшипник; 11 — муфта соединения вала цилиндра с валом электродвигателя; 12 — электродвигатель; 13 — муфта соединения разъемных половин нижней части несущей рамы; 14 — стабилизатор ротора турбины; 15 — гайка крепления стержней рамы; 16 — ветер
1 — верхняя часть разъемной рамы крепления вращающихся цилиндров; 2 — нижняя часть рамы; 3 — стержни рамы; 4 — разгонные цилиндры; 5 — HAWT-турбина; 6 — ось вращения цилиндра; 7 — крепления обшивки цилиндра к оси вращения; 8 – подшипник скольжения; 9 – опора цилиндра; 10 – упорный подшипник; 11 — муфта соединения вала цилиндра с валом электродвигателя; 12 — электродвигатель; 13 — муфта соединения разъемных половин нижней части несущей рамы; 14 — стабилизатор ротора турбины; 15 — гайка крепления стержней рамы; 16 — ветер

В зависимости от направления ветра автоматизированная система регулирует скорость и направление вращения цилиндров, чтобы обеспечить максимальную эффективность работы установки.

Вот как выглядит внутреннее устройство цилиндров, опирающихся на неподвижную башню за счет внутреннего силового набора (через подшипники):

1 — цилиндр усилителя; 2 — неподвижная опора (башня); 3 — электродвигатель; 4 — двухступенчатый редуктор; 5 — шлицевая муфта привода цилиндра; 6 — рама (лонжерон) силового набора цилиндра; 7 — радиальные подшипники для восприятия аэродинамической нагрузки на цилиндр; 8 — опорные подшипники для восприятия веса цилиндра; 9 — расчалки силового набора цилиндра; d1–d7 — кольца, формирующие цилиндрическую поверхность
1 — цилиндр усилителя; 2 — неподвижная опора (башня); 3 — электродвигатель; 4 — двухступенчатый редуктор; 5 — шлицевая муфта привода цилиндра; 6 — рама (лонжерон) силового набора цилиндра; 7 — радиальные подшипники для восприятия аэродинамической нагрузки на цилиндр; 8 — опорные подшипники для восприятия веса цилиндра; 9 — расчалки силового набора цилиндра; d1–d7 — кольца, формирующие цилиндрическую поверхность
Силовой элемент цилиндра. Для облегчения веса часть колец выполняется из алюминия, как и поверхность, а также рама силового набора цилиндра. Таких рядов в цилиндре устанавливается семь. 1 — кольцо (стрингер), формирующее цилиндрическую поверхность; 2 — рама (лонжерон); 3 — внутреннее кольцо; b, c, d, e, f, g — расчетные размеры силового элемента в сечениях di (i = 1, 2, … 7)
Силовой элемент цилиндра. Для облегчения веса часть колец выполняется из алюминия, как и поверхность, а также рама силового набора цилиндра. Таких рядов в цилиндре устанавливается семь. 1 — кольцо (стрингер), формирующее цилиндрическую поверхность; 2 — рама (лонжерон); 3 — внутреннее кольцо; b, c, d, e, f, g — расчетные размеры силового элемента в сечениях di (i = 1, 2, … 7)

Во втором варианте размещения монтируют только два цилиндра — с двух сторон от турбины. Но устанавливают их на подвижную платформу, которая поворачивается по ветру вместе с турбиной.

Расстановка двух цилиндров вокруг турбины на поворотной платформе, ориентируемой по ветру. 1 — верхняя платформа усилителя; 2 — цилиндр; 3 — турбина; 4 — башня турбины; 5 — опорный подшипник поворотной втулки; 6 — соединительная муфта; 7 — электромотор с регулировкой скорости вращения; 10 — аэродинамический стабилизатор поворотной платформы
Расстановка двух цилиндров вокруг турбины на поворотной платформе, ориентируемой по ветру. 1 — верхняя платформа усилителя; 2 — цилиндр; 3 — турбина; 4 — башня турбины; 5 — опорный подшипник поворотной втулки; 6 — соединительная муфта; 7 — электромотор с регулировкой скорости вращения; 10 — аэродинамический стабилизатор поворотной платформы

Выбор между первым и вторым вариантом зависит от конструкции, габаритов и мощности самой турбины, а оптимальный вариант рассчитывают индивидуально.

Вращение цилиндрам в обоих вариантах конструкции обеспечивают электромоторы. Скорость и направление вращения регулирует система управления в зависимости от силы и направления ветра. 

Задача такого управления — вне зависимости от погоды увеличивать скорость ветра перед турбиной до той, на которой генерация электроэнергии будет максимальной.

Конструкция позволяет усилить скорость ветра так, что производительность турбины, размещенной за усилителем, вырастает до 8–15 раз (зависимость мощности от скорости ветра — кубическая). В теории конструкция должна еще и «сглаживать пики» скорости ветра по заданному направлению. В итоге турбина все время будет работать на номинальной мощности и генерация электроэнергии станет более предсказуемой.

Аналогичных или похожих разработок в данный момент не наблюдается, поэтому научная группа подала заявку на патент.

Лабораторный эксперимент

Описанный выше проект - гипотеза, существующая в виде детальных расчетных моделей. Для ее проверки группа собрала экспериментальную установку, на которой проверяла жизнеспособность подхода:

Тестовая установка с одним вращающимся цилиндром
Тестовая установка с одним вращающимся цилиндром
Эскиз экспериментальной установки: 1 — верхняя платформа; 2 — нижняя платформа; 3 — распорка рамы; 4 — цилиндр; 5 — концевая шайба; 6 — мотор; 7 — регулятор оборотов мотора; 8 — аккумулятор; 9 — анемометр 1; 10 — анемометр 2; 12 — подшипник с фланцем; 13 — эластичная муфта; 14 — дисплей анемометра; 15 — хомуты
Эскиз экспериментальной установки: 1 — верхняя платформа; 2 — нижняя платформа; 3 — распорка рамы; 4 — цилиндр; 5 — концевая шайба; 6 — мотор; 7 — регулятор оборотов мотора; 8 — аккумулятор; 9 — анемометр 1; 10 — анемометр 2; 12 — подшипник с фланцем; 13 — эластичная муфта; 14 — дисплей анемометра; 15 — хомуты

Результаты измерений показывают, что эффект ускорения потока действительно наблюдается и его достаточно для практического применения вращающихся цилиндров.

Если стационарный цилиндр увеличивает скорость потока всего в 1,24 раза, то вращающийся — в 1,92 раза.

1) без цилиндра, м/с

2) со стац. цилиндром, м/с

3) с вращ. цилиндром, м/с

4) увелич. со стац. цилиндром, %

5) увелич. с вращ. цилиндром, %

6) увелич. мощности турбины, %

1,35

1,73

2,93

28

117

371

1,46

1,87

2,98

28

104

317

1,4

1,94

3,05

34

118

375

1,52

1,97

3,03

30

99

297

1,69

1,96

3,05

16

80

226

Часть результатов эксперимента. 1 — показания анемометра без цилиндра (свободный поток), м⁄с; 2 — показания анемометра со стационарным (не вращающимся) цилиндром, м⁄с; 3 — показания анемометра с вращающимся цилиндром, м⁄с; 4 — процентное увеличение скорости потока стационарным цилиндром, %; 5 — процентное увеличение скорости потока вращающимся цилиндром, %; 6 — суммарное процентное увеличение мощности турбины типа Савониуса в случае установки ее вместо анемометра, %

По итогам теоретических изысканий и их проверки в ходе эксперимента группа подготовила модули в Matlab для расчета усилителей ветра для коммерческих турбин, которые, среди прочего, учитывают влияние поверхности Земли как экрана для ветра.

Кроме этого теста, группа провела несколько других. 

Общий итог таков:

  1. Один стационарный цилиндр увеличивает скорость потока на 24%, мощность турбины при этом увеличивается на 54%.

  2. Вращающийся цилиндр увеличивает скорость потока на 117%, мощность турбины при этом увеличивается на 371%.

  3. Вращающийся цилиндр в поперечном потоке воздуха передает потоку 18,3% своей циркуляции. Из этого следует, что циркуляционный поток можно моделировать вихрем с циркуляцией Г =0,12 × а2 × RPM, где RPM — число оборотов; а — радиус цилиндра.

Пример расчета для двух турбин

Для расчета выгоды нужно много входных данных, начиная от модели турбины, способа расстановки цилиндров и заканчивая параметрами ветра на конкретной территории. Предположим, у нас есть турбина Vensys 70, установленная в районе со средним ветром 7 м/с на высоте установки турбины.

Номинальная мощность такой установки при ветре 11 м/с — 1,39 МВт. Чтобы добиться этой мощности, необходимо увеличить скорость ветра в 11/7 = 1,57 раза. Это не максимальная мощность турбины, ее использовали, чтобы получить оценку эффективности в реальных условиях.

Возьмем схему с двумя цилиндрами на вращающейся платформе. Из теоретических изысканий следует, что каждой степени ускорения потока соответствует единственное соотношение между диаметром ротора и диаметром ускорительного цилиндра. Расчеты показывают, что для ускорения ветра в 1,57 раза отношение диаметра цилиндра к диаметру ротора турбины должно быть 0,2037, то есть диаметры цилиндров — примерно 14,32 м при диаметре ротора 70,3 м.

Математическая модель дает отношение высоты и диаметра цилиндра — 2,9679. Таким образом, расчетная высота цилиндра — 42,5 м. С учетом представленной выше конструкции вес обшивки одного цилиндра (без бетонной башни) — чуть больше 10 тонн. Внутреннее наполнение цилиндра — около 16,5 тонн. А сама бетонная башня будет весить около 109 тонн, не считая фундамента, который зависит от конкретного места монтажа.

Мощность, необходимая для преодоления сопротивления воздуха в приграничном слое при вращении цилиндра, — 5,8 кВт. Еще примерно столько же нужно на сопротивление подшипников трения. Плюс есть потери в редукторе и электродвигателе. 

По примерным оценкам, вращающиеся цилиндры будут потреблять около 98,4 кВт электроэнергии. Однако если вспомнить, что при скорости ветра в 7 м/с мощность такой турбины 359 кВт, а с усилителем (при ветре 11 м/с) мощность вырастает до 1390 кВт, то становится очевидно, что эффект от усиления в разы покрывает потери.

Разница в вырабатываемой мощности позволит также окупить затраты на производство комплектующих, монтаж цилиндров и электродвигателей к ним, а также работу системы управления.

Рассчитаем по тем же принципам более скромную турбину: с диаметром ротора 16,2 м и номинальной мощностью 74 кВт. Получаем диаметр цилиндров 3,3 м и высоту 9,79 м. Вес этой конструкции будет около трех тонн. И в этом случае использование усилителя тоже экономически оправдано.

Технология хороша еще и тем, что позволит усовершенствовать уже смонтированные ветряки. Усилители можно проектировать и производить независимо от самих турбин, опираясь только на их технические характеристики.

Есть и недостатки. В первую очередь усилитель ветра увеличивает габариты и вес всей установки. Вращающиеся цилиндры необходимо производить, доставлять и устанавливать вместе с ветряками. Это существенные затраты.

В то же время, согласно публикациям научной группы, прирост итоговой выработки при использовании схемы с цилиндрами превышает эффект от увеличения диаметра ротора или высоты его размещения.

В качестве резюме скажу, что лично мне данная идея кажется весьма любопытной. Из тех документов с детальными расчетами на 70 страниц, что попали мне в руки, можно сделать вывод, что проект не сырой и группа разработчиков готова к строительству пилотных установок. Хочу пожелать им удачи и поскорее найти инвесторов. Надеюсь, что лет через пять мы увидим подобные штуки в масштабе если не мегаваттных турбин, то хотя бы киловаттных.

Комментарии (18)


  1. inferrna
    17.10.2022 12:44
    +1

    Можно втыкать турбины между башнями небоскрёбов, они сами по себе неплохие усилители.


    1. Alcpp
      18.10.2022 03:38

      В Абудаби воткнули внутрь небоскреба.


  1. GiperBober
    17.10.2022 13:06
    +2

    Идея интересная, но задача, для которой она нужна, сформулирована неправильно. Устройства-концентраторы нужны не для больших ветряков, а для маленьких наземных, для небольших автономных установок. Возле земли перепады ветра намного более значительны, и намного чаще бывает слабый порывистый ветер, поэтому повысить КИУМ маленького ветряка с 20-25% до 30-35 - это вполне себе достижение и цель.

    А вот для больших ветряков и особенно - ветропарков - задача принципиально другая. Максимальное давление ветра для них зло и враг (во время штормов они вообще зачастую принудительно останавливаются), и концентраторы будут только увеличивать нагрузку на установку во время сильных ветров. Задача больших ветряков - в максимально РАВНОМЕРНОМ снятии давления ветра. И именно поэтому промышленные ветряки загоняют высоко в небо и в море, туда, где РАВНОМЕРНЫЕ ветра, а не сильные порывы ветров...


    1. semennikov
      17.10.2022 18:36

      На самом деле эти цилиндры можно применять и для уменьшения скорости ветра при слишком сильном ветре


      1. cofein51
        17.10.2022 19:00

        Из побочного - заметно больше нагрузка на фундамент и возможность "опрокинуть опору",
        А для больших ветряков с лопастями по 60+ метров, будет безумная нагрузка если вдруг заклинит "лист фанеры" и он не провернётся, или случись что.

        так что, тут скорее огранечение на малые ветряки как раз таки из за того, что огромные размеры требует очень много, включая риски.


        1. semennikov
          17.10.2022 23:52

          Да, я согласен, я имел в виду применимость для малых ветряков


  1. RusikR2D2
    17.10.2022 13:52

    Т.е. Если сейчас не могут перерабатывать лопасти ветряков, то потом еще и гигантские цилиндры будут закапывать.. А еще это не красиво (с точки зрения восприятия ландшафта).


    1. beho1der
      17.10.2022 14:07

      Насколько понимаю из конструкции они как раз будут скорее всего из метала, а с ним нет проблем при переработке, в данном случаи как раз получается более экологично,чем увеличение размера лопастей, которые не перерабатываются.


  1. Stratum
    17.10.2022 15:14
    +4

    Исследователи предлагают вращать 4шт. 15-ти этажных дома на высоких оборотах ради повышения эффективности относительно простого и дешевого ветряка (порядок цен - 1 млн. USD за мегаВатт под ключ). При том, что у ветряка силовое вращение только у ступицы с тремя лопастями (которые хоть и сложно, но можно отцентровать).


  1. sneka
    17.10.2022 16:19

    Задам вопрос не совсем по теме. Есть дефлектор. Он с помощью силы ветра обеспечивает вытяжку из трубы независимо от направления ветра.

    А существует устройство наоборот? Которое загоняет ветер в трубу независимо от направления ветра?


    1. vassabi
      17.10.2022 19:34

      да - ставятся шторки по периметру трубы - с той стороны, откуда дует ветер - они открытые, с обратной - закрытые. Таким образом воздух может заходить в трубу с любой стороны, а внутри нее - лопасти.
      (КПД такой штуки = хз)

      UPD: почти вот как тут :)


    1. arheops
      18.10.2022 00:15

      Да, персидский ветровой кондиционер называется.
      building-tech.org/%D0%A1%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/kto-pervim-yzobrel-vetryanoy-%C2%ABkondytsyoner%C2%BB-persi-yly-egyptyane-kak-on-rabotaet

      Побочный эффект — воздух еще и охлаждается за счет цикла сжатие — нагрев трубы, охлаждение трубы до температуры наружного — охлаждение в момент выхода из трубы.

      На самом деле любая конструкция, которая создает ветру препятствия и имеет дырки для труб вентиляции. Делается на все стороны света, если не хотите поворачивать — или флюгер и только спереди.
      Противоположные и боковые стороны закрываются или вручную, или висящей шторой-задвижкой(односторонней).


  1. lazer1064
    17.10.2022 18:14

    Вижу в этом тексте мало смысла и много слов и много бессмысленных конструкций. А между тем вот здесь - http://recool.su/business_elstanc.html на сайте, которому уже более 12 лет, все уже придумано до нас и намного проще притом.


    1. imageman
      18.10.2022 12:59

      Про сквозняки? А какие-то расчеты были? На сайте только идея без технических подробностей.


  1. Wizard_of_light
    18.10.2022 09:10

    ИМХО если мы планируем вращающиеся цилиндры, то проще уже поставить вертикальную турбину и не морочиться с ветряком посередине.


    1. Stanislavvv
      18.10.2022 11:40

      У таких кпд чуть ли не вдвое ниже.


  1. Gutt
    18.10.2022 11:03

    Весьма сомнительно с коммерческой точки зрения. Цилиндры занимают много места и могут обойтись дороже, чем сама башня с ветряком (на первый взгляд именно так дело и обстоит). В таком случае проще поставить больше ветряков. И в сильный ветер цилиндры никак не зафлюгируешь, что делает требования к прочности их и фундамента просто космическими. Только если разбить поверхность цилиндров на вертикальные полоски и ставить их по ветру.


  1. manyakRus
    18.10.2022 11:07

    Крутить огромные цилиндры электричеством чтоб увеличить выработку электричества - похоже на бред. Если бы они сами крутились по ветру ито можно было бы понять...