Если вы зайдете на сайт Killed By Google, то увидите длинный список из 259 сервисов, которые компания Google уже закрыла, и еще несколько, которые будут (или были) закрыты в этом или следующем году. В их числе: G-Suite (устаревшая бесплатная версия), приложения Google Chrome, Google OnHub, YouTube Originals и Google Currents. Единственный из этих сервисов, который может быть кому-то интересен, — YouTube Originals. А о Google OnHub и Google Currents вы, возможно, даже не слышали.

Primakov/Shutterstock.com
Primakov/Shutterstock.com

Примечание переводчика:

Прямо сейчас на кладбище Google роют еще одну могилу — в этот раз для Google Stadia. Компания решила закрыть облачный сервис, о чем сообщила 29 сентября на своем сайте. Stadia будет работать до 18 января 2023 года. Причина — низкая популярность сервиса. Google попросту не удалось привлечь в Stadia большую аудиторию.

Еще летом компания опровергала новости о возможном закрытии игрового стримингового сервиса. Теперь же в Google обещают возместить все покупки оборудования Stadia, сделанные через Google Store, а также все покупки игр и дополнений, сделанные через магазин Stadia.

Однако наработки компании не уйдут в небытие. Технологическая платформа, на базе которой работала Stadia, весьма успешно зарекомендовала себя, поэтому в будущем разработки будут использованы в других проектах корпорации — YouTube, Google Play, AR-решениях, а также будут предоставлены партнерам Google.

До 2019 года YouTube Originals был эксклюзивной функцией для премиум-подписчиков, но со временем YouTube открыл доступ к сервису для всех пользователей. Возможно, YouTube Originals «съедает» слишком много денег и не оправдывает затрат, из-за чего Google решила закрыть его в декабре этого года.

Что касается приложений для Google Chrome, не волнуйтесь. Несмотря на то, что с марта 2020 года Google не принимает в сервис новые приложения, сам интернет-магазин Chrome, как и расширения, продолжит работать.

Несмотря на мой скромный опыт использования этих приложений, я не буду по ним скучать. Первым приложением Chrome, которое я установил, был Spotify. На мой взгляд, по качеству звука оно заметно уступало как мобильному, так и десктопному приложению и даже сайту. Мой опыт со Spotify и уже имеющимися расширениями из интернет-магазина отбили у меня желание пользоваться приложениями Chrome. Расширения закроют практически все ваши потребности, а если вам понадобится приложение, вы всегда сможете скачать его отдельно.

За всю историю своего развития Google убила огромное количество продуктов — корпорация может позволить себе экспериментировать с самыми разными сервисами, ожидаемо, что многие из них просто не выстрелят. Вот несколько из решений Google, закрытие которых вызвало немало споров.

YouTube Messages

YouTube запустил YouTube Messages в 2017 году. Это был сервис личных сообщений, который позволял пользователям общаться тет-а-тет или группами, а не в комментариях к видео. Основная функция сервиса заключалась в том, чтобы дать людям возможность делиться видео напрямую, без посредников.

У TechCrunch есть несколько теорий о том, почему сервис решили закрыть. Возможно, Google решил отказаться от YouTube Messages, потому что сервисом слишком мало пользовались. Ведь у Google уже был набор приложений для обмена сообщениями, так что острой необходимости в еще одном мессенджере просто не было.

Однако была еще одна, не менее важная причина закрытия сервиса обмена сообщениями. Как оказалось, юные пользователи просто обожали эту функцию. Под юными пользователями я имею в виду детей. Судя по всему, они использовали этот сервис, чтобы просматривать недоступные для детей видео. Пользователи могли поделиться с ними ссылкой на «запрещенный» ролик через YouTube Messages, и вуаля — контент открыт. Скорее всего, это было еще одним спорным моментом, который YouTube хотел поскорее забыть.

Пока YouTube разбирался с YouTube Messages, компания решала еще один важный момент, связанный с детьми: комментарии. Одно время пользователи могли комментировать видео для детей, из-за чего детский контент стал приманкой для разного рода «стервятников», и миллионы роликов были буквально скомпрометированы. Чтобы избежать проблем, компания решила отключить комментарии почти ко всем видео для детей. Так что пользователи с разного рода «недобрыми намерениями» тоже могли стать причиной закрытия YouTube Messages.

Помощь сообщества

А это еще одна фича — ее YouTube официально закрыл 28 сентября 2020 года. Функция «Помощь сообщества» позволяла любому пользователю Интернета добавлять субтитры и переводы к любому видео на YouTube. С критикой этого шага выступили не только слабослышащие ютуберы, но и простые пользователи. 

Пользователь YouTube и создатель контента Рикки Пойнтер на своем канале заявила, что субтитры, созданные сообществом, были «инструментом доступности, который позволял глухим и слабослышащим людям смотреть видео, а создателям роликов не тратить деньги на создание субтитров».

Многие контент-мейкеры также отмечали, что благодаря поддержке сообщества и созданным другими пользователями переводам они могут охватить еще более широкую аудиторию.

В связи с реакцией слабослышащих пользователей YouTube решил «предоставить авторам, которые использовали функцию «Помощь сообщества» хотя бы в трех видео за последние 60 дней, бесплатную полугодовую подписку на сервис субтитров Amara». Однако даже без этого жеста доброй воли YouTube на платформе все еще есть возможность автоматически генерировать субтитры или добавлять их вручную.

YouTube утверждал, что этой функцией пользовались недостаточно активно, но, по мнению пользователей, виновата в этом сама платформа. Возможно, если бы YouTube нормально рекламировал эту возможность, ей бы пользовались намного больше людей. Пожалуй, отключение этой функции было одним из самых спорных решений YouTube, если, конечно, не считать решения скрыть количество дизлайков.

Как я уже сказал выше, есть еще 262 других сервиса, которые Google уничтожила, и о большинстве из них многие никогда не слышали.

Великие эксперименты Google

Google — одна из немногих компаний на Земле, которая может позволить себе инвестировать в создание провальных продуктов. Несмотря на то, что такие компании, как Apple и Amazon, тоже вкладывают немалые средства во множество различных проектов, они, как правило, придерживаются принципов перфекционизма и не выпускают продукты до тех пор, пока не доведут их до совершенства. Особенно Apple. Именно благодаря перфекционистской бизнес-модели кладбище Apple ничтожно по сравнению с кладбищем Google.

В конечном счете, Google — это бизнес, ориентированный на прибыль. Если продукт не приносит прибыли, скорее всего, компания быстро распрощается с ним.

Как говорилось в анализе Android Central, посвященном кладбищу Google, Google — одна из крупнейших компаний, и число ее сотрудников слишком велико, чтобы ими могла управлять всего одна команда. По этой причине штат разбит на множество мелких, управляемых команд, у каждой из которых есть своя специализация. Кроме того, этим командам довольно непросто эффективно взаимодействовать друг с другом, поэтому отдельные команды экспериментируют с различными идеями приложений. Такие приложения, как Google+ и Inbox, — это лишь немногие из таких экспериментов, которые в конечном итоге провалились.

Однако это не означает, что эксперименты Google — один сплошной провал. Многие сервисы компании смогли набрать аудиторию и стать популярными, например, Google Fi (бывший Project Fi) и Google Assistant. Без экспериментов не будет и инноваций.

Как и возможности конкурировать. В случае с Google — c теми же Apple и Microsoft. Есть немало примеров того, как Google отстает от других игроков из-за собственной нерасторопности. Взять тот же Google Pay, который пострадал из-за присутствия Apple и Amazon в этой сфере.

Похоже, что масштаб кладбища проектов не помог Google научиться правильно прогнозировать успех того или иного продукта. В течение следующих двух лет в список Killed by Google попадут еще пяток другой сервисов, и это будут далеко не последние «жертвы» корпорации.

Комментарии (27)


  1. v1000
    24.10.2022 00:03
    +18

    Возможно, дело не в самих продуктах - а в людях, которые ими руководят. И если менеджеру полагается премия за запуск "нового инновационного продукта", а затем за успешное закрытие этого продукта для экономии денег компании, он будет постоянно создавать, запускать и закрывать продукты. Поэтому заниматься стратегическим планированием ему не только не нужно, но и вредно.


    1. in_heb
      24.10.2022 00:43
      +11

      а возможно, что просто кто-то не тянет кота за яйца, а просто признает что проект стал неудачным и его пора сворачивать, в то время как конкуренты и неудачные стартапы утопают в лигаси-помоях, не приносящих коммерческих результатов

      собственно, если 80% проектов (в среднем по миру) считают неудачными, то почему внутри огромной корпорации 100% проектов должны стать успешными?


      1. nikolas78
        24.10.2022 01:40
        +2

        Если примерно 260 проектов Гугл закрыл как неудачные 80%, то где удачливые 65 проектов (20%)?


        1. in_heb
          24.10.2022 01:43
          +4

          в масштабах гугла наверное сложно сказать что такое проект ибо условный GCP это, я уверен, не один десяток проектов.

          но вот например список живых OSS-проектов гугла https://opensource.google/projects


        1. Vadem
          24.10.2022 05:33
          +6

          Вот тут: https://about.google/products/
          Там больше чем 65. Да, там много небольших продуктов, но и на https://killedbygoogle.com/ большинство, прямо скажем, не крупные.

          Плюс, согласен с комментарием ниже. Гугл клауд - это явно не один проект.


      1. JPEGEC
        24.10.2022 02:13
        +2

        Было бы крайне интересно узнать чем же неудачны оказались google reader или google talk.


        1. in_heb
          24.10.2022 02:18
          +1

          на счет google talk нет идей (не попользовался им и поэтому сложно высказать предположения), а вот с google reader все понятно - классный продукт, но ... для 1% гиков, которые знают что такое rss и, вероятно, заработать на этом оказалось слишком сложно.


          1. ivanrt
            24.10.2022 02:35
            +1

            Google+ наше будущее, зачем нам Google Reader? Ой, прошлое?


          1. Exchan-ge
            24.10.2022 20:27

            и, вероятно, заработать на этом оказалось слишком сложно.


            А что не так было с сервисом коротких ссылок от гугла? (goo.gl)
            А ведь именно это закрытие было ударом ниже пояса.


        1. SquareRootOfZero
          24.10.2022 06:49
          +1

          Google Talk - сервис сообщений на открытом протоколе, монетизировать-то его как?


          1. werwolflg
            24.10.2022 11:33

            Как Google Hangout?


            1. SquareRootOfZero
              24.10.2022 11:41

              Я не в курсе, а как они монетизируют Google Hangout?


              1. Oz_Alex
                25.10.2022 04:06

                Никак и его тоже скоро закроют.
                support.google.com/chat/answer/9854901


    1. YuryB
      24.10.2022 01:37
      +4

      так и есть, премии не только менеджменту, но и сотридникам. без "лаунчей" там с карьерным ростом проблемы у всех начинаются.

      тут конечно и другие факторы могут сказываться: например желание по-больше эксперементировать и закрывать убытки. хотя есть ощущение, что они увлеклись. вот "стадию" закрыли, а какой успешный молодой проект у них есть сейчас?


  1. ivanrt
    24.10.2022 02:40

    Как это? G Suite legacy это Gmail на своем домене бесплатно. Хорошая штука, пользуюсь пока. Смог получить конвертацию не бесплатный вариант для не-бизнеса. А как раз YouTube originals не понял и не пользовался.


  1. mrkaban
    24.10.2022 06:38
    +3

    Стоит уточнить, что речь про "Google Chrome App", а то можно с браузером Google Chrome перепутать


  1. aik
    24.10.2022 09:40

    На счёт субтитров — наверное, решили, что автоматические субтитры достаточно хороши. Плюс не было желания модерировать пользовательский контент.


    1. Chamie
      25.10.2022 02:48

      Плюс не было желания модерировать пользовательский контент.
      А он и так пользователями модерировался. Пользователями и авторами.


  1. barloc
    24.10.2022 09:45
    +4

    Единственный из этих сервисов, который может быть кому-то интересен

    У каждого из этих 259 проектов была своя пользовательская база. Гугл не умеет в продукты вообще - ютуб куплен, андроид куплен, хром допилен.

    Не прикасаюсь к гугл сервисам еще с времен закрытия google reader - хорошо, что рядом создали аналогичный сервис сторонние ребята (feedly), и сделали перенос закладок. Лет под десять уже на нем и, представляете, его не собираются закрывать как ридер - он деньги приносит.


  1. StrangerInTheKy
    24.10.2022 12:42
    +3

    Одно время пользователи могли комментировать видео для детей, из-за чего детский контент стал приманкой для разного рода «стервятников», и миллионы роликов были буквально скомпрометированы. Чтобы избежать проблем, компания решила отключить комментарии почти ко всем видео для детей.

    Мне кажется, это только благовидный предлог. А на самом деле всё было совсем иначе.
    Однажды, (очень давно) я получил на почту уведомление: "Вася Пупкин ответил на ваш комментарий: а". Там, конечно, был не Вася Пупкин, а какое-то другое имя. И ответ был не "а", а какая-то другая буква. Суть не в этом, а в том, что ответ на мой комментарий состоял именно из одной бессмысленной буквы. Мне стало интересно, во-первых, что Вася этим хотел сказать, а во-вторых, когда я успел что-то прокомментировать (я и сейчас-то не особо комментирую видео, а тогда - так вообще, 2 или 3 коммента оставил за несколько лет просмотров). Естественно, гугл заботиво снабдил меня всеми необходимыми ссылками - и на видео, и на мой комментарий. Оказалось, что это было какое-то видео для трехлетних детей, а "мой комментарий" тоже состоял из одной буквы. Не помню, из какой именно, пусть будет "л". Там и другие ответы были, кстати - некая Маша Порываева написала "ж", а Иван Иваныч Иванов разразился целой тирадой: "цлуотк цкулгпл вмсьвщ"!
    Ну вы поняли уже, да?
    Родители берут свои планшеты, включают на них мультики/песенки и прочий детский контент и дают посмотреть своим двух-, трех-, четырех- (далее по списку) летним детям. И оставляют ненадолго. А ребенок такого возраста не может смотреть просто так на движущиеся картинки. Он все время тычет в них пальцем. Он же видел, что родители все время тычут пальцем в экран, надо и ему потыкать. Рано или поздно ребенок натыкает "комментарий". Получив то уведомление, я решил подробнее изучить детские видео из своей истории и комментарии под ними. Бездна разверзлась предо мной. Типичное видео выглядит так: просмотров - несколько десятков миллионов, комментариев - несколько десятков тысяч, осмысленных - 0 (ноль). Ну то есть может они и были там, но я не долистал. Все комментарии - мешанина из белого шума. Одна буква, две буквы, многабукав (просто букв, без смысла).
    А теперь представьте, что вы - Гугл. У вас есть видео, под ними комментарии, уведомления о комментариях, комментарии к комментариям, уведомления, о комментариях к комментариям, генерация емейлов (которая включена по умолчанию!!!) обо всём этом, а еще (наверняка) аналитика, которая анализирует, как пользователи пользуются вашим приложением. На какие кнопки нажимают, когда, как и что комментируют, и т. п. У вас есть 95% (условно) осмысленных пользователей, которые пользуются осмысленно, и 5% процентов "обезъянок" (извините за сравнение, но двухлетний ребенок ведет себя именно так), которые непрерывно спамят вам белый шум. А вы весь этот белый шум тщательно обрабатываете, храните и анализируете.
    Ну ладно, решили с этим покончить. Как всё это объяснить основной аудитории, которая на 95% состоит из людей без детей или с подросшими и контролирующими себя детьми? Да еще так, чтобы при этом не выглядеть идиотом? Ну вот и я не знаю. Я бы тоже наверно сказал что-то такое.

    "Приманка для стервятников"? Я вас умоляю, что такого "стервятник" может написать в комментариях? Дети, которые хоть как-то умеют читать (а уж тем более те, которые знают, что под видео есть комментарии, которые можно читать) смотрят видео, комментарии к которым уже не отключены. Вот такая вот петрушка ¯\_(ツ)_/¯


  1. 13werwolf13
    24.10.2022 12:55

    если бы хороня какой нибудь сервис гуглы открывали сорцы претенхий бы не было. а так одних только мессенджеров они похоронили уже кажется штук 5..


    1. JediPhilosopher
      24.10.2022 14:54
      +1

      Ну это вечная претензия. Типа "раз сами не используете, то хотя бы нам отдайте, что вам стоит". Но по факту оно обычно так не работает. Потому что таки "стоит", и немало. Нельзя просто так взять и открыть сорцы какой-то сложной системы. Потому что:

      • Система может быть завязана на какой-то внутренний инструментарий компании, от управления зависимостями до CI/CD пайплайнов, вне компании это все работать не будет и даже не соберется

      • Система может быть интегрирована с непубличными API других систем компании - снаружи доступ к ним давать нельзя, а без них не будет работать какая-то функциональность (если вообще хоть что-то будет работать).

      • В коде могут быть всякие логины-пароли-ключи-токены от каких-то систем и сервисов

      • В коде могут использоваться платные библиотеки и инструменты, доступ к которым нельзя по лицензии отдавать неограниченному кругу лиц

      • Код может быть просто непонятным лапшеобразным говном, внутри компании умеют его собирать и работать с ним, а снаружи хрен кто разберется без детальных мануалов и инструкций. Которых как правило нет (ведь проще спросить у Васи за соседним столом), и их надо писать.

      Да, все эти проблемы как бы разрешимы. Можно вырезать приватные данные, отвязать от своих АПИ и систем, заменить их чем-то открытым, можно отрефакторить код, написать ридми и мануалы по сборке.

      Но все это труд, причем труд немаленький. Который должен быть оплачен. И нафига компании это нужно, если проект уже признан бесперспективным и списан в утиль? Чтобы добавить еще немного убытков и расходов ему на баланс?

      Вот и не делают так. Потому что это ошибка - считать что "открыть сорцы" до того закрытого коммерческого продукта это просто и бесплатно для автора.


      1. speshuric
        25.10.2022 00:25

        Согласен и даже приведу пример.
        Microsoft решила открыть .NET в 2015 году и сделали нечто новое, что назвали dotnet core. Ну как "новое" - взяли относительно цельный базовый кусок .NET Framework текущий, подчистили и опубликовали в 2 репозиториях на гитхабе. Достаточно быстро вышли на сборку в Linux, достаточно быстро настроили конвейеры сборки, активно начали работать над тулингом и вообще сконцентрировались на core как на основной ветке. Сложно оценить, сколько они потратили на эту публикацию до публикации. Но точно можно сказать, что core более-менее догнала Framework года через два, пережив несколько "революций" в коде (самая крупная внешне видная - слияние coreclr и runtime репозиториев). Т.е.чтобы нормально выложить в open source у компании ушло много-много миллионов баксов и несколько лет работы.


      1. KvanTTT
        25.10.2022 02:34

        Видимо просто те, кто пишет комментарии в стиле "откройте код, дальше все магическим образом полетит само собой" не имели опыта работы с большими проектами. Даже последнего пункта хватает, чтобы проект не взлетел, даже если код относительно хороший.


  1. Exchan-ge
    24.10.2022 20:25

    В течение следующих двух лет в список Killed by Google попадут еще пяток другой сервисов, и это будут далеко не последние «жертвы» корпорации.


    Хром, Ютьюб и поиск? :)


  1. SquareRootOfZero
    26.10.2022 08:41

    Вот тут пишут "почему Google убивает свои проекты", как будто Гугль тут в чём-то уникален, но так ли это? Допустим, а Microsoft не убивает свои проекты? Начиная с какого-нибудь Microsoft Bob, и далее через всякие проекты вроде Microsoft Origami. PocketPC на Windows Mobile, плэер Zune, смартфоны собственные на уже новой винде. Можно, конечно, сказать, что этодругое, что-то из этого умерло от старости, что-то было мертворожденным изначально, и вообще, куда этим мелкомягким супротив айфончика - это отчасти будет правдой, но, с другой стороны, что - эти продукты не функционировали? Функционировали. Не решали своих задач? Решали. Не имели пользовательской базы? Имели, может, далеко не такую обширную, как у айфончика, но имели. Оказались недостаточно популярны или показались недостаточно перспективны. Может, дело-то не в том, как часто Гугл убивает, а, скорее, в том, с какой помпой он прежде это запускает? Майкрософт скучнее Гугла и не такой хайповый, ну, убили какую-то очередную Лумию - как говорится, помер Максим, да и xyz с ним. Какая-то другая компания, которая ещё менее на слуху, может, втрое больше Гугла убила, а про неё даже этого не скажут, ибо не следят. Стартапъ какой-нибудь, может, тоже убил бы, но он может убить только сразу всего себя целиком.


    1. Exchan-ge
      26.10.2022 18:44

      Microsoft Bob, и далее через всякие проекты вроде Microsoft Origami. PocketPC на Windows Mobile, плэер Zune


      Microsoft Bob — мертво изначально, по слухам, причиной появления были родственные связи.
      Microsoft Origami (UMPC) — идея успешно развилась до Surface Pro. PocketPC в ту же степь.

      Zune был отличным плейером (на мой взгляд — поинтереснее тогдашних айподов), но катастрофически опоздал.

      Единственный реальный фэйл — это совершенно непонятная история со смартфонами с Microsoft Windows 10 Mobile. Аппараты были отличными, я ими пользовался до полного физического износа (по 2022 год включительно).
      Почему МС решила пристрелить эту лошадь — один Сатья Наделла ведает…