Читаю главу о простых и сложных услугах из «Книги нормального фрилансера». Объясняю суть, сравнивая продажу стакана лимонада и проектирование информационной системы.

Сев за сложную задачу, ни на что не отвлекайся
И трудись, пока не кончишь и не выполнишь проект.
Ну а если нет проектов, нет задач и нет клиентов —
Вот тогда, пожалуй, можно, опуститься до продаж.

Определения простых и сложных услуг я придумал сам. Это крайние значения, истина находится где-то между ними.

Простые услуги состоят из одинакового набора действий, необходимых для их исполнения, и, соответственно, приводящих к одинаковым результатам. Например, продажа стакана лимонада. Клиент заказывает этот лимонад, а исполнитель наливает его в пластиковый стакан, берёт деньги и отдаёт товар. Всё, услуга выполнена. Клиенту может понравиться или не понравиться вкус лимонада, но если напиток соответствует определённым требованиям к ингредиентам, то вернуть за это деньги вряд ли получится.

Таким образом, если фрилансер организовал простую услугу (подобрал нужный вкус лимонада, запасся стаканчиками и встал за прилавок), то корректировать её понадобится крайне редко. А через сотню-другую налитых стаканов все действия по её оказанию будет выполнять легко и чуть ли не автоматически. Поэтому оставшееся время сможет направить на такие важные штуки, как поиск клиентов, расширение спектра услуг, масштабирование с привлечением новых сотрудников.

Когда я только садился за эту главу, то не мог припомнить, чтобы сам выполнял хоть какую-нибудь простую услугу. И даже в какой-то момент хотел отказаться от этого текста, чтобы не рассказывать о том, чего сам не испытал. Но внезапно понял, что буквально за год до того, как сел за эту книгу, всё же делал кое-что подходящее.

Речь идёт о моём авторском курсе по проектированию интерфейсов. Я составил программу обучения, сопроводил её презентациями и практическими примерами, сделал одностраничный сайт с презентацией и начал собирать учеников. И хотя курс занимал по времени больше месяца, в итоге он стал почти такой же простой услугой, как и продажа лимонада. Ведь у него были одни и те же ингредиенты: заранее составленное расписание с одинаковыми интервалами, одинаковое от курса к курсу количество учебных часов, одинаковые задания и проверки результатов.

Набираясь опыта в преподавании, я вносил корректировки в курс, но с каждой итерацией их было всё меньше. И после третьего потока я уже не беспокоился за программу, направляя свободные силы и время на привлечение новых учеников.

В итоге живой курс по своей сути значительно ближе к определению простой услуги, но иногда возникают обстоятельства: например, из-за собственной болезни в середине программы приходится что-то перекраивать.

Сложные услуги. Для их исполнения необходимо сначала сформировать примерный состав будущих работ и предварительно оценить их длительность и стоимость. Более того, в процессе предоставления сложной услуги её состав может по разным причинам измениться, что выльется либо в переоценку «на лету», либо в работу в ущерб фрилансеру или клиенту. Например, фрилансер потратит больше времени и сил, но получит оплату по первоначальной оценке. Либо сделает какие-то работы спустя рукава, пытаясь уложиться в старые сроки, и клиент получит менее качественный результат.

Большинство услуг в сфере информационных технологий — сложные. Я с самого начала и до сих пор предоставляю одну из самых сложных — проектирование информационных систем. Приведу наглядный пример.

Ко мне приходит клиент на проектирование сайта, целью которого является продажа информации о прозрачности воды в водоёмах за конкретный период времени. У клиента есть примерное представление о том, что на этом сайте должно быть, и мы это представление превращаем в набор функциональных требований и фиксируем в документе. По этим функциональным требованиям я оцениваю объём своей работы и срок её выполнения.

Но в процессе проектирования я выясняю и указываю клиенту на то, что  отдельным разделам сайта было бы неплохо обзавестись дополнительным функционалом, который помог бы пользователям более эффективно использовать систему. А ещё через неделю уже сам клиент видит: что-то можно было сделать иначе, чем указано в функциональных требованиях. Говорит ли это о том, что я как проектировщик что-то упустил при оценке? И да, и нет. Если бы речь шла о простом проекте, на котором я специализируюсь, то да. А если к проектировщику постоянно приходят люди из разных отраслей с проектами разных размеров и типов — то нет.

Поэтому в подобной ситуации необходимо либо проводить дополнительные переговоры о пересмотре наших прежних договорённостей и оформить дополнительное соглашение на новый объём работ, либо брать эту лишнюю работу на себя и корректировать рабочий календарь.

В таких условиях у фрилансера остаётся гораздо меньше времени на продвижение, так как постоянно приходится перекраивать свои рабочие планы и адаптироваться к уникальным ситуациям.

Чем сложнее услуга, тем труднее её «упаковать» из-за большого количества внезапных обстоятельств, о которых важно заявить перед началом работы и которые могут отпугнуть клиента.

И если стакан лимонада можно продавать за 30 рублей, а прототип информационной системы за 3 000 000 рублей, то через год продавец лимонада уже может обладать десятками точек, каждая из которых продаёт по 1 000 стаканчиков в день при минимальном вмешательстве владельца сети, а проектировщик через год будет доделывать этот свой единственный большой прототип, параллельно занимаясь оценкой ещё одного,— и весь этот год его голова работала на полную катушку без возможности оторваться от процесса бесконечного проектирования.

Это были два крайних примера. В реальности всё происходит где-то между ними. «Проектировщики» начинают специализироваться на чём-то одном и уже тратят меньше ресурсов на саму услугу, а «продавцы лимонада» упираются в то, что не совсем представляют, как масштабировать то, чем они занимаются, не имея в арсенале таких же энтузиастов с горящими глазами, как и они сами. А когда это представление появляется, вряд ли их можно будет назвать «фрилансерами». Это уже будут настоящие предприниматели.

На каких услугах — простых или сложных — остановить свой выбор, каждый решает для себя. А я бы мог посоветовать фрилансерам со сложными услугами чуть больше времени уделять продажам, отвлекаясь от непрерывной и трудоёмкой работы, а фрилансерам с простыми услугами — иногда отвлекаться от продаж и на радость клиентам работать над повышением сервиса и качества.


Как видите, я начал записывать аудиоверсию книги. Пока что я нащупываю нужный формат и от ролика к ролику что-то меняется в качестве записи (стараюсь делать так, чтобы эти изменения были в лучшую сторону). Когда найду формат, который мне нравится, буду перезаписывать всё заново.

Ссылка на книгу: https://normfreelancer.ru/ (её можно бесплатно прочитать онлайн или скачать в популярных форматах, но уже за деньги).

В Телеграме и Контакте, продолжаю делиться фрилансерскими историями и рассказываю о процессе публикации книги.

Комментарии (21)


  1. E_BEREZIN
    08.01.2023 17:00
    +1

    Определения простых и сложных услуг я придумал сам. 

    Придумать вы можете, что угодно. Стакан лимонада - это товар. Продажа стакана лимонада - это продажа товара.


    1. Ekamelev Автор
      08.01.2023 17:09

      Интерактивный прототип или документация — это тоже товар?


      1. E_BEREZIN
        08.01.2023 17:19
        +1

        В контексте вашей деятельности - это электронный/цифровой/виртуальный товар


        1. Ekamelev Автор
          08.01.2023 17:22

          То есть, я не оказываю услугу по проектированию интерфейсов, а продаю товары: интерактивные прототипы? А человек, который наливает лимонад в стакан, не оказывает услугу по обслуживанию клиента, обратившегося за лимонадом, а продаёт ему товар?


          1. E_BEREZIN
            08.01.2023 17:25

            Я не знаю точно, чем вы занимаетесь.

            Пример простой услуги - консультация.


            1. Ekamelev Автор
              08.01.2023 17:28
              -1

              А про лимонад? Обслуживание клиента на кассе — это ведь всё-таки услуга, а не товар?


              1. E_BEREZIN
                08.01.2023 17:29
                +2

                Стакан лимонада - это товар. Продажа стакана лимонада - это продажа товара.


                1. Ekamelev Автор
                  08.01.2023 17:33
                  -1

                  — Окажите мне услугу, продайте стакан лимонада, пожалуйста.
                  — Пожалуйста, с вас 30 рублей. Только это не услуга. Это я вам товар продал.

                  В общем, без пол-литра не разберёшься :) Задача главы — объяснить, что лично я вкладываю в термины простых и сложных услуг, т.к. использую их дальше в книге. Ничего страшного, если я ошибаюсь в общепринятой терминологии, главное передать смысл.


                  1. pbatanov
                    08.01.2023 21:53

                    А зачем пол-литра? Это же вполне себе юридические термины, которые вполне себе нормально описаны

                    http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131885/408deb9a985dae8c5008e766865a0b0e4f6e4a0d/

                    Есть товар, работа и услуга.

                    Что именно вы продаете зависит от того, что именно вы делаете.

                    Вы можете продавать прототипы как товар, как указал E_BEREZIN неограниченному кругу лиц (еще кстати вы можете исключительные продавать права, как товар, но это отдельная история)

                    Вы можете выполнить работу по разработке такового прототипа (например по договору подряда или иному)

                    А можете оказать заказчику набор возмездных услуг которые помогут ему самостоятельно разработать таковой прототип (например обучить его команду)


                    1. Ekamelev Автор
                      09.01.2023 13:12

                      Пол-литра затем, что есть, например, такой ГОСТ, про услуги торговли: https://gostassistent.ru/doc/9ed4aa8b-0945-4547-ac55-c461bcf117d7?ysclid=lcon5c3t64694808068

                      Там такое определение: «3.1 услуга торговли: Результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя при покупке и продаже (реализации) товаров».


                      1. pbatanov
                        09.01.2023 14:11

                        угу и прямо там же ниже

                        3.5

                         

                        продажа [реализация] товара: Передача покупателю товаров на определенных условиях, в том числе по договору купли-продажи или иным аналогичным договорам.

                        т.е. даже там это два разных определения. потому что при торговле (как услуги) помимо продажи товара могут быть осущствлены другие действия (оказаны другие услуги) - например доставка, примерка, возврат товара и пр.

                        ну и не забываем, что это некий ГОСТ, применимость которого под вопросом, а не гражданский кодекс, который обязателен к применению


              1. pbatanov
                08.01.2023 21:39

                Обслуживание клиента на кассе — это ведь всё-таки услуга, а не товар?

                Обслуживание на кассе - не услуга, а оформление\соблюдение юридических формальностей\обязательствы. Вы не можете их не выполнить, чтобы осуществить продажу.


                1. IvanPetrof
                  09.01.2023 07:09

                  А если в зале стоит "касса самообслуживания" где можно пробить товар самому и рядом касса с кассиром?


                  1. pbatanov
                    09.01.2023 10:06

                    Никакой разницы. В интернете я товар без всяких кассиров заказываю. Кассир скорей всего - это лишь легаси "прибор для работы с наличкой". Вы же человеку в чек не записываете "Услуги кассира - 10 р". Попробуйте записать, вам такой скандал устроят по навязанным платным услугам )


                    1. IvanPetrof
                      09.01.2023 11:08

                      Лет 10+ назад, когда небыло "платёжек", "госуслуг" и пр. личных кабинетов, народ платил за все коммуналки через кассы сбербанка, где (отстояв очередь бабушек) достаточно было дать квиток за коммуналку из своего почтового ящика и специальнообученная тётенька за стеклом кассы делала всю работу по проведению платежа по нужным реквизитам.

                      Потом в один "прекрасный" момент сбербанк ввёл за это плату (по-моему 40р). А всем возмущающимся говорили, что это деньги за услугу кассира по заполнению этих самых реквизитов. Возможно в этот момент как раз начали появляться платёжки в банкоматах и народ таким образом пытались заставить идти тем путём. Особенно упорные некоторое время применяли лайфхак, путём заполнения нужных реквизитов вручную (или на принтере, у кого был) и давали эту бумажку тётеньке кассиру, которой приходилось переколачивать все данные в ручную, но уже бесплатно)). Потом я перешёл на платежи через банкомат и перестал отслеживать ситуацию в кассе.


                      1. pbatanov
                        09.01.2023 11:18

                        ну здесь как раз другая история, там сбер ничего не продавал, а оказывал как раз таки финансовые услуги, ну и очевидно хотел иметь с этого какой-то гешефт, а не оказывать их бесплатно.


                      1. IvanPetrof
                        09.01.2023 11:21

                        Ну так прикол в том, что платёж онлайн (через сберовский банкомат) был бесплатным. А через кассу таки выдавали два чека (второй чек за услуги кассира).


                      1. pbatanov
                        09.01.2023 11:28

                        Ну, логично и правильно, да. платная услуга - чек. В этом и есть прямое отличие от услуг продавца лимонада. В общем, пока вы только подкрепляете мою позицию )


                      1. IvanPetrof
                        09.01.2023 11:42

                        Ну вообще, я пытался развить мысль про две кассы (ручную платную и автоматическую бесплатную).

                        Сейчас, кстати, интересная ситуация наблюдается в супермаркетах (не скажу за всю одессу, только за регион, где наблюдал) с внедрением автоматических касс. Народ их упорно игнорирует. Доходит до того, что у автоматических касс пусто, а у единственной кассы с кассиром очередь 10 человек. Даже "зазывалы" не помогают, которые крутятся у автоматических касс и пытаются помогать бабушкам освоить эту технологию. Да что там "бабушки"? Я, в меру упитанный программист 20+ стажем, и сам новые кассы не люблю. Там думать надо. Но я честно пытался. Обычно это заканчивалось тем, что я что-то делал не в том порядке, касса начинала на меня ругаться, после чего я складывал всё обратно в корзину и шёл "тупить" в очередь.

                        А тётенька кассир сама всё "пропикает" и в пакет сложит.


                      1. pbatanov
                        09.01.2023 11:48

                        Ну вообще, я пытался развить мысль про две кассы (ручную платную и автоматическую бесплатную).

                        не это может быть должным образом оформлено, да, но вас должны об этом заранее уведомить, что оплачивая товар на этой кассе вам надо будет оплатить услугу. и у вас всегда должен быть альтернативный способ заключить договор купли-продажи без дополнительных расходов по цене, указанной на ценнике. пока это условие соблюдается - вам хоть вип зал могут сделать за денюжку, чтобы вы ожидали свою покупку в комфорте.

                        но повторюсь, чаще всего кассир - это легаси прибор по работе с наличкой, т.к. все эти умные автоматы ее не принимают. а наличку у нас принимать обязаны (типовые магазины, насколько мне известно, но тут я слабо знаю). и, пока у вас наличка, у вас должен быть способ купить товар по ценнику за наличку -> касса с бесплатным кассиром.


  1. Chelidonium
    08.01.2023 17:23

    а вообще интересно как топорщатся мысли у изобретателей придуманных услуг,
    и как эти услуги разбиваются об мускулистый барьер сознания потребителей услуг