Мы уже писали о том, как разрабатывали приложение «Я – школьник». После запуска сервиса прошло более двух лет, и сегодня мы предлагаем посмотреть, как школьникам из Татарстана стало учиться еще интереснее и удобнее. Какие функции были добавлены в сервис, пригодился ли анонимный рейтинг одноклассников и почему приложение стало таким популярным у школьников, рассказывает начальник отдела цифровой трансформации в сфере культуры, образования и молодежной политики Центра цифровой трансформации Татарстана Булат Габдрахманов.
«Я - школьник»: что это такое?
«Я – школьник» — это цифровой помощник учащихся Татарстан в учебной и внеучебной деятельности, который мотивирует и помогает достигать личные образовательные цели. В первую очередь, сервис позволяет в мобильном формате следить за успеваемостью и узнавать важную информацию об уроках.
Используя приложение, школьники получают множество опций — расписание, домашние задания в формате чек-листов, подсказки для того, чтобы контролировать предметы, на которые необходимо направить больше внимания, и даже отдельный раздел с информацией, которая пригодится в сложных психологических ситуациях. Так приложение помогает школьникам учиться с интересом и выстраивает важный канал коммуникаций государства с учащимися.
О команде
В разработке MVP сервиса мы привлекали подрядчиков. Мы работали как единая команда — совместно проводили интервью по потребностям школьников, поиску и отсеву идей, формированию бэклога и удержанию проекта в рамках MVP. Команда Центра цифровой трансформации Татарстана (ЦЦТ РТ) была в постоянном диалоге со школьниками, проводила первичную аналитику, описывала текущие процессы и системы.
Но впоследствии вся полноценная команда разработки была сформирована внутри ЦЦТ РТ. Мы с нуля собрали команду и осуществили технический и продуктовый «транзит» сервиса — это абсолютно новое явление, когда в государственном учреждении работают собственные разработчики и реализуют сервис с полноценным продуктовым подходом.
Как мы к этому пришли и с чем столкнулись в процессе найма сотрудников
Не секрет, что результат работы зависит от компетентной команды. Именно продуктовая команда является «золотым ключиком» в этом успехе.
Для начала мы разобрались с тем, какие зоны ответственности должен будет закрывать каждый специалист, и определили его спектр задач. Далее мы создали конкретные описания вакансий, с учетом задач, целей и наших ожиданий. В поиск разработчиков были вовлечены не только HR-менеджеры, но и тимлид, и продакт, и руководство компании. Каждый день мы проводили дейли — делились результатами, проблемами поиска и вместе их решали.
Барьеров в поиске специалистов возникало немало. В первую очередь, кандидатов отпугивала государственная специфика и сам эксперимент со сбором новой команды. Тем не менее, ключевое заключалось в следующем — соискатели понимали, что им придется работать над интересным и полезным продуктом для использования сотнями тысяч пользователей. Кроме того, их мотивировал, в частности, сам продуктовый подход и обещанная гибкость в технологиях и процессах. Мы, в свою очередь, знали как обеспечить ту самую гибкость и сделать процессы точно такими же, как в современных ИТ-компаниях. В итоге на создание команды разработчиков у нас ушло около двух месяцев.
Сегодня мы имеем боеспособную команду разработчиков из девяти человек.
О проекте — с чего все начиналось
Ранее мы уже рассказывали, как создавали сам проект и какие использовали подходы. Для этого мы активно проводили фокус-группы, в которых приняли участие более 500 школьников. Мы проводили глубинные интервью с учениками по мотивации, как делать «домашку», и чего им не хватает для бесперебойной организации учебы. С одной стороны, такой формат тестирования с активным вовлечением прямых пользователей помог разработчикам увидеть, как сервис работает «вживую». С другой стороны, школьники получили возможность присоединиться к процессу создания приложения. Для учеников принципиально важно было получить прямой доступ к интегрированному в новое приложение электронному дневнику и видеть расписание в одном месте.
Уже на этом этапе мы смогли заложить мощный фундамент для того, чтобы продолжать развивать сервис. Проделанные исследования, включающие работу в фокус-группах, точечные интервью, реализацию идей школьников, дали правильный вектор в будущем. В результате проделанной работы мы собрали бэклог фичей и сформировали более 100 идея для создания сервиса.
В первый релиз вошли онбординг, календарь, расписание, домашняя работа и успеваемость. В последующем были предусмотрены сбор обратной связи и виджеты для новых возможностей, связанных с мотивацией и поддержкой.
Мы предусмотрели максимально занимательный онбординг. Чтобы сразу же заинтересовать школьников, нужно было предусмотреть отличительный интерфейс, чтобы он был визуально захватывающим, удобным и отвечал всем запросам, которые были проработаны в процессе интервью.
Что касается основных возможностей приложения: ученики получили:
полное расписание уроков, включающее время начала и окончания предмета, номер кабинета, а также длительность перемены;
возможность контролировать оценки;
комментарии учителей, которые подтягиваются из электронного журнала edu.tatar.ru;
возможность следить за домашним заданием, использовав календарь.
Наше приложение «Я - школьник» только за последние два года стало обладателем девяти премий:
Лауреат конкурса «Золотое приложение» в 2020 году в трех номинациях: за лучшую идею, дизайн и юзабилити.
Лауреат премии Tagline Awards в 2021 году в трех номинациях: «Лучшее государственное приложение», «Лучшее MVP мобильного приложения», «Народное голосование».
Обладатель бронзы за лучший дизайн в категории Digital на европейской премии EUROPEAN DISIGN AWARDS 2021.
Лауреат премии IT Stars им. Георгия Генса в 2021 году в номинации «Умные решения в регионах России».
Обладатель бронзы за лучший дизайн в категории Digital на европейской премии EUROPEAN DESIGN AWARDS 2022.
Такие результаты дали еще больше мотивации в работе над развитием приложения.
Возможности «Я - школьник» — какие функции мы начали реализовывать после MVP
В дальнейшем мы также продолжали тесно сотрудничать со школьниками по улучшению приложения. Мы реализовали специальный дополнительный сервис в приложении, открытый бэклог, то есть некую площадку, где можно предложить идею для развития сервиса или проголосовать за другие. Все идеи проходят открытое голосование, в котором принимают участие сами же школьники. Тем самым они могут повлиять на судьбу сервиса. Все результаты голосования являются открытыми. Реализация данной функции еще больше повысила лояльность к сервису, потому что у каждого школьника появилась возможность влиять на судьбу любимого приложения.
В результате комплексный подход дал возможность школьникам следить не только за ежедневной учебной рутиной в одном приложении, но и контролировать свою успеваемость, отслеживая динамику за разные учебные периоды.
Позже мы начали активно реализовывать идеи из публичного бэклога, нашей целью было выпускать новый релиз каждый месяц.
Так, в следующих релизах мы постепенно внедряли дополнительные опции: пуш-уведомления об оценках, возможность загрузить свою аватарку, использование нескольких аккаунтов. Последняя функция дает возможность, в том числе, и родителям отслеживать успеваемость своего ребенка, а также друзьям-одноклассникам, которые могут добавлять аккаунты друг друга в приложение, чтобы также следить за оценками. В будущем запланирована функция с подпиской на одноклассников и друзей, которая будет позволять отслеживать успеваемость.
Совсем недавно мы дополнили приложение новой функцией — школьник может самостоятельно добавлять события в расписание, которые ему важны. Теперь мы с уверенностью говорим, что приложение школьники используют не просто как электронный дневник, но и планируют там свое свободное время, например, заполнив расписание дополнительными кружками.
Как мы ежемесячно развивали сервис
Один из первых наших релизов, разработанных собственной командой — это реализация функции сториз (или истории), который полностью напоминает визуально рекламный ряд в популярных банковских приложениях.
Опция была нацелена на то, чтобы помимо успеваемости в академической деятельности, школьники на понятном языке узнавали о бесплатных возможностях и важных событиях, которые проходят в регионе. Более того, данные сториз являются адресными. В данном случае, мы, как владельцы сервиса, можем направлять различную информацию школьникам из разных районов нашей республики. Контент мы готовим самостоятельно (сюда входят различные рекомендации, чек-листы), а также публикуем по запросам других наших партнеров (от вузов, учреждений дополнительного образования). Функция позволяет донести полезную информацию до каждого школьника максимально быстро.
В сториз мы также можем создавать опросы, например, как учащиеся относятся к питанию в школьной столовой. В отличие от стандартных опросов, которые учителя проводят в классе, данный подход собирает огромную аудиторию, поскольку школьникам этот формат становится уже привычным и легким для выполнения. Спустя время эта функция дала хорошие результаты. Ежедневно сториз набирают десятки тысяч просмотров.
От школьников всегда приходят пожелания с целью улучшения приложения. Так, например, в части оценок и отслеживания за успеваемостью были запросы по внедрению удобного калькулятора прогнозов по изменениям среднего балла — это обновление было реализовано в декабре 2021 года. Далее мы улучшили эту опцию — теперь приложение автоматически подсказывает сколько им нужно оценок получить, чтобы добиться желаемой оценки. Кроме этих функций, мы улучшили сервис в части получения информации по среднему баллу, их настроек, отслеживания своих показателей по успеваемости.
Одним из удивительных открытий стало то, что функция темной темы собрала более десятки тысяч голосов. Безусловно, это не относится к общеобразовательной деятельности школьника, но она улучшила общий пользовательский интерфейс, который имеет особое признание у учеников.
Лидерборд — за или против?
Осенью 2022 года по просьбе многих школьников была реализована история с лидербордом по классу — это рейтинг среди одноклассников по среднему баллу в анонимном формате. Эта функция вызывает много споров, поэтому мы ее реализовали с возможностью отключения, то есть, если ученик не хочет принимать участие в рейтинге, он может просто отключить данную функцию.
Беспрецедентный кейс привлечения к теме безопасности дорожного движения среди школьников
Сегодня сервис «Я - школьник» — это не просто электронный дневник. Это площадка для общего развития в рамках школьной жизни. В связи с этим правительственная комиссия по безопасности дорожного движения РТ и коллеги из Госавтоинспекции поставили задача — задействовать приложение и провести в нем конкурс по БДД.
Изначально был предложен классический формат проведения конкурса в виде викторины, но мы решили подойти к этому не так банально. Тогда мы совместно с резидентами казанского ИТ-парка, специализирующимися на создании интерактивных роликов, решили создать контент, на который смог бы повлиять любой школьник, принимающий участие. Мы были уверены, что такой формат создания игры в виде сериала, позволит привлечь максимально широкую аудиторию.
В итоге мы, совместно с привлечением профессиональной команды сценаристов и режиссеров, реализовали интерактивную игру с общей продолжительностью в 60 минут. В данной активности приняли участие ученики 5, 6 и 7-х классов. В профиле приложения школьники проходили квест, где нужно было смотреть интерактивный сериал, управлять решениями и действиями героев сюжета и набирать баллы. Победители получили ценные призы: смартфон, Яндекс-Станцию и курс от «Яндекс Учебника» за первые три места, а также отметили еще семь активных участников, подарив им фирменный мерч. Конкурс шел двух месяцев. Подключились к нему более 10 000 школьников.
В будущем запланирован новый конкурс среди школьников совместно с российским оператором связи, в рамках которого школьники смогут получить бесплатный интернет-трафик за хорошие и отличные оценки.
Статистика «Я – школьник» [на конец 2022 года]. Подводим итоги
В 2022 году сервис «Я – школьник» ставит рекорды по скорости скачиваний среди остальных сервисов среди школьников Республики Татарстан. Приложение насчитывает более 65% «привязанности» к сервису (Stickiness), в то время как число загрузок превысило 380 000 раз. Таким образом, количество скачиваний выросло на 250%, возвращаемость к сервису продолжает держаться на уровне 45%. Более половины активной аудитории ежедневно используют сервис в течение месяца.
«Я – школьник» можно скачать на платформах iOS и Android сразу на двух языках: русском и татарском. Приложение вошло в топ-50 чартов в образовании App Store и Google Play.
За счет такого инструмента как «Я – школьник» можно проводить время эффективнее и интереснее. В будущем активное вовлечение школьников в это приложение будет использовано как цифровое портфолио как в учебной, так и во внеучебной деятельности.