Два года люди сутками сидели дома, заказывая покупки и еду на дом и просматривая гору контента. Капитал рекой лился в BigTech, из‑за чего он нехило распух. В 2022 г. все изменилось. Теперь IT‑гиганты срезают "лишний жирок" и придумывают новые платные функции. Порой - весьма неоднозначные. Про них сегодня и поговорим.

Disclaimer. Друзья, в этой статье будут много раз упоминаться кое‑какие не очень желательные в РФ компании. Мне безумно лень каждый раз ставить звёздочки и сноски. Поэтому давайте здесь зафиксируем, что Meta, Facebook, Instagram экстремистские и запрещённые в РФ, и поедем дальше.

Вернемся на полгода назад, чтобы разобраться, откуда растут корни нововведений

Купил, значит, в октябре Илон Маск Twitter. Посмотрел на весь бедлам, разогнал команду веселых esg‑менеджеров и специалистов по диверсити (не только их, конечно — но таких, думаю, тоже было не мало), а оставшимся поставил в переговорках уютные раскладушечки.

Сверху команда Твиттера до Илона, снизу - после. Интересно, какое заклинание превращает радостных улыбчивых блондинок в суровых разрабов из Юго-Восточной Азии?
Сверху команда Твиттера до Илона, снизу - после. Интересно, какое заклинание превращает радостных улыбчивых блондинок в суровых разрабов из Юго-Восточной Азии?

Другие компании сначала офигевали от происходящего в Твиттере. Потом начали понимать, что, несмотря на серьезный шум в СМИ, общественности в целом по барабану. И потом бац:

  • Amazon увольняет более 18 тыс. сотрудников.

  • Salesforce планирует уволить 10% сотрудников.

  • Microsoft уволил 10 тыс. сотрудников (но зато купили один искусственный интеллект).

  • «Ну Гугл то точно не будет массово увольнять, эта компания ценит сотрудников», говорили некоторые... Упс, Alphabet увольняет больше сотрудников, чем Microsoft.

  • Meta увольняет тысячи сотрудников. Ну тут никто и не сомневался. Скоро, возможно, еще и на второй круг пойдут.

  • HP планирует уволить до 6 тысяч сотрудников к 2025 году.

  • Spotify объявила о планах сократить 6% штата — около 600 сотрудников.

Это я с ходу накидал основных диджитал‑ребят, чьи финансовые показатели слегка приуныли за 2022 г. А так список можно продолжать и продолжать.

Помимо всеобщей чистки рядов, некоторые ИТ‑гиганты показали прямо‑таки чудеса саморазрушения. Amazon в ноябре стал первой компанией в истории, потерявшей целый триллион капитализации (просто вдумайтесь в эту цифру!). Сейчас у Амазона уже все в порядке, но тогда выглядело очень мощно.

Думаю, примерно с таким лицом Джефф Безос читал новости в ноябре.
Думаю, примерно с таким лицом Джефф Безос читал новости в ноябре.

А еще двумя месяцами ранее капитализация Марка Цукерберговича упала аж до 400 миллиардов долларов, в связи с чем некоторые эксперты предложили воздержаться от приставки «Big» перед его «Tech».

Почему BigTech так сильно приуныл

Такая просадка глобального «Большого Айти» произошла по 3 ключевым причинам:

  • Во‑первых, миру удалось худо‑бедно ужиться с ковидом на одной планете. Из‑за этого люди начали отказываться от лайфстайла, который создавал чрезвычайно благоприятную среду для ИТ‑компаний. Два года люди сутками сидели дома, созванивались по Zoom, работали в Teams, тоннами потребляли сериальчики в Нетфликс и посты в Инстаграме. И, конечно, заказывали на дом товары в Амазон, попутно заедая едой, которую им в цветной квадратной сумке привезет курьер. С концом пандемии такая схема, конечно, не умерла полностью. Но она стала менее повсеместной, что весьма негативно сказалось на спросе населения на продукты и сервисы этих самых айти‑компаний.

  • Во‑вторых, стоит помнить, что у большинства Бигтеха реклама является основным источником дохода. Это справедливо не только для соцсетей, контентных платформ и поисковиков, но даже для ecommerce — у того же Amazon это весьма значимый источник выручки. Но за 2 года потребления из дома (а значит, бесконечного просмотра рекламы) у людей сформировалась рекламная слепота. И когда в 2022 году на эту рекламную слепоту наложился стагнирующий или падающий реальный доход потребителей, ситуация для компаний стала весьма плачевной. Но даже если сервис работал не по рекламной модели, а, например, по подписке, то падающий доход заставил людей выкидывать из потребительской корзины наименее обязательные статьи расходов. Поэтому компании стараются переходить на гибридную модель. Например, тот же Netflix внедряет рекламу, чтобы диверсифицировать свою монетизацию.

  • Ну и в третьих, из‑за понятных событий (и не только из‑за них) Центробанкам многих стран, включая США, пришлось поднимать ставки, что сделало венчурный капитал существенно дороже. И если в 2020–2021 достаточно было сказать инвесторам, что ты доставляешь еду или делаешь какую‑нибудь модную цифровую карту рассрочки, то в 2022 г. венчурные инвесторы спросят все метрики, проверят маржинальность и скажут, что «обязательно вам перезвонят» (акция не действует для стартапов из РФ или с российскими фаундерами — им даже такое не скажут). У нас здесь речь, конечно, не про стартапы. Но эта же логика замедлила денежные потоки в венчурные направления БигТеха.

Короче говоря, ранее весь мир верил, что BigTech всегда будет показывать бесконечный быстрый рост. Но он, гад такой, забуксовал! И этот сектор был так сильно разогрет, что торможение оказалось более резким и болезненным, чем в любой другой отрасли.

Безусловно, никуда «большой айти» от нас не денется. Происходящее — лишь временная коррекция после чрезмерно бурного расцвета. Более того, нынешний бум генеративного искусственного интеллекта может не просто вывести БигТех на новую спираль роста, а буквально перезапустить цикл многих продуктов. Главное, не торопиться, а то получится как с акциями Alphabet после анонса их сырого чат‑бота Bard.

Однако в этом году инвесторы ждут от технологических гигантов каких‑то весомых аргументов прямо здесь и сейчас. В первую очередь, улучшения операционных финансовых показателей.

И улучшать эти самые показатели можно с двух сторон:

Во‑первых, приводить в порядок затраты. Например, как я сказал выше, уволить сотрудников не первой важности. Кстати говоря, в первую очередь под нож пошли подразделения, занимающиеся всякими футуристичными проектами на будущее (те самые «X‑юниты»).

Однако не стоит забывать и доходную часть, где компании проявляют истинную креативность. Креативность эта, правда, порой кажется весьма неоднозначной.

Единый платный аккаунт от Meta или филигранная дискриминация пользователей

Если вы прочитали название главы и подумали "ну ясно-понятно, очередной диванный эксперт ворчит на крупную западную компанию", то просто дочитайте эту главу до конца.

Итак. Твиттер еще в конце 2022 г. сообразил, что верифицировать аккаунты можно не просто так (или потому что человек известный), а за небольшое количество долларов. Желательно, в виде регулярного ежемесячного платежа. Что и реализовалось в виде платной ежемесячной подписки Twitter Blue.

Стивен Кинг показывает Илону Маску мастеркласс по кастдеву. Отдельный респект за отсылку на Enron, и, как говорится, ждем Кинга в Телеге.
Стивен Кинг показывает Илону Маску мастеркласс по кастдеву. Отдельный респект за отсылку на Enron, и, как говорится, ждем Кинга в Телеге.

В дополнение к обладанию красивой синей галочкой пользователь получал некий приятный, но не очень обязательный дополнительный функционал, вроде загрузки видео в FullHD, преобразования длинных тредов в сплошной текст и (шок‑контент!) редактирования своих твитов!

Meta посмотрел на подобные фокусы Твиттера и решил перенять практику. Однако, Цукерберг не был бы собой, если бы не решился на кое‑какие сомнительные эксперименты.

Итак, пару недель назад Meta анонсировала новую фичу — единый платный верифицированный аккаунт для Instagram и Facebook. Стоить он будет $11.99 в месяц при оплате через вэб и 14.99$ — через сторы. Платежных ботов, аки в Телеграме, не подвезли.

А почему, собственно, эксперимент кажется сомнительным? У меня есть несколько аргументов:

  • Во‑первых, верификация будет осуществляться через проверку документов государственного образца (в большинстве стран таковые называются ID‑card). Интересно, что по этому поводу думают критики ужасного цифрового гулага, где в ВК нужно авторизовываться через Госуслуги (или это другое?)... В случае Meta данные из ID будут, вероятно, не просто попадать в частную корпорацию, а идти на проверку каким‑нибудь индийский аутсорсерам в Бангалор. Но это еще ладно.

Примерно так теперь будет выглядеть одно из подразделений Meta.
Примерно так теперь будет выглядеть одно из подразделений Meta.
  • Во‑вторых, после любого мало‑мальского изменения информации профиля верификацию по документам нужно будет проходить заново. Поменяли юзернейм или даже картинку профиля? Будьте любезны пройти заново сию замечательную процедуру. Мне очень любопытно посмотреть, сколько пользователей этой фичи отвалятся за первые месяцы.

  • Ну и в‑третьих — на мой взгляд, самый главный what‑a-fuck. В своем релизе Meta пишет, что помимо дополнительного функционала вроде повышенной защищенности и приоритетного доступа к службе поддержки (видимо, теперь будут отвечать через полгода, а не год, хех), у верифицированных профилей будет «increased visibility and reach». Здесь нужно остановиться подробнее.

У себя на сайте Meta пишет следующее (не буду давать здесь на них ссылку, она есть вот в этой статье TechCrunch, легко можете найти):

Increased visibility and reach with prominence in some areas of the platform — like search, comments and recommendations.

Переводя на русский язык, контент платных пользователь, судя по всему, будет более активно продвигаться при поиске и в ленте рекомендаций. Вероятно, это коснется как постов, так и Reels. Также, комментарии «блатных» юзеров будут выше под постами (видимо, примерно как комменты с донатами здесь — но это ладно, мелочи).

Вообще говоря, приоритизация контента за деньги — это уже в принципе такое себе. Уважающая себя платформа не должна так делать. Не по этическим соображениям, конечно, а из логики сохранения ценности для пользователя. Ведь кому нужна будет лента, состоящая из проплаченных постов и рилсов? Кстати говоря, еще летом Цукерберг говорил, что намерен нарастить долю алгоритмических рекомендаций в ущерб контенту из персональной ленты пользователя. А теперь представьте, что среди этого «контентного корма» приоритетны будут посты тех, кто занес в Meta денежку.

Однако от следующего нюанса у меня и вовсе отвисла челюсть.

Смотрите. Платная верификация будет делаться через проверку государственного ID. А значит, Meta точно будет раскатывать этот функционал по странам и регионам постепенно.

Некоторые страны, вроде России, вообще не получат к ней доступ, но это ладно, и так понятно. Многие страны, вероятно, подключат с большой задержкой — ведь службе поддержки Meta потребуется время, чтобы создать процесс верификации их ID. Но даже те страны, в которых фичу будут внедрять в первую очередь, будут все равно подключаться неравномерно. Разница в недели или месяцы возникнет в любом случае (просто по технически‑процессным соображениям). Например, заявляют, что первыми «блатными» юзерами смогут стать граждане Австралии и Новой Зеландии (видимо, Цукербергу хочется приоритизировать контент счастливых белозубых серферов).

Чувствуете, да, что получается? Пользователи Instagram и Facebook из тех стран, где фичу уже раскатали, будут иметь неиллюзорные преимущества в продвижении своего контента перед людьми из других стран. И даже если Meta постарается как можно быстро подключать все страны (что далеко не факт), сделать это абсолютно синхронно все равно не получится.

В итоге выходит так, что за счет новой фичи Meta будет неотвратимо дискриминировать пользователей по страновому признаку. Ну и чем это не экстремизм?

Когда друзьяшки не пришли в твою метавселенную, и ты решил выкинуть их посты из рекомендаций, пока они не занесут тебе бабки.
Когда друзьяшки не пришли в твою метавселенную, и ты решил выкинуть их посты из рекомендаций, пока они не занесут тебе бабки.

Платная двухфакторка от Twitter - Илон Маск бросает вызов базовым принципам цифровых сервисов

К верификации Meta есть много претензий, но она как минимум работает по принципу «дать за деньги дополнительные функции».

Но Илон Маск еще лучше понял эту жизнь, поэтому решил просто сделать платным то, что у любой платформы должно быть бесплатным по определению. А именно, один из способов двухфакторной аутентификации.

Двухфакторная аутентификация (двухфакторка, 2FA) — когда при входе в учетную запись нужно помимо ввода логина‑пароля доказать еще каким‑то способом, что это реально вы.

Двухфакторку можно делать через:

  • Получение кода по СМС.

  • Получение кода/ ссылки на имейл.

  • Получение кода или ссылки через активную сессию на другом устройстве. Например, для входа в профиль на телефоне вам присылают код в уже открытое приложение на десктоп. Такой способ старается использовать, к примеру, Телеграм.

  • Подтверждение в специальном приложении (например, Google Authenticator).

  • Подтверждение или получение кода в «родственном» приложении той же компании. Например, при входе в аккаунт Гугла вам придет код через уведомление в приложении Youtube.

  • Подтверждение с помощью физического носителя (это для совсем хардкорных товарищей).

Двухфакторка давно стала стандартом безопасности для всех соцсетей и мессенджеров (да и вообще всех цифровых сервисов).

Тот же Instagram, например, позволяет подтвердить вход в учетку через СМС, специальные приложения‑аутентификаторы или WhatApp.

Для моего любимого Telegram (который раньше предлагал авторизоваться через «пароль + СМС», а сейчас больше жалует связку «пароль + сообщение в ваш профиль на другом устройстве») двухфакторка стала настоящим спасением от мошенников.

Телеграм‑скаммеры придумывают весьма хитроумные схемы, чтобы красть аккаунты. Я давно веду телеграм‑канал, поэтому «по долгу службы» отслеживаю новые схемы. И хочу сказать, мошенники очень тщательно подходят к делу, так что обычные неподготовленные пользователи легко попадутся на крючок. Более того, прямо сейчас крупные российские банки начинают оказывать услуги через телеграм‑боты, что выводит простор для махинаций на принципиально новый уровень (прямо сейчас Минцифры старается убедить банки этого не делать, а банки, наоборот, стараются доказать Минцифры что «да норм все будет»).

"Базовое" разводилово в Telegram - фейковые рекламодатели просят авторов каналов зарегаться на фишинговых сервисах аналитики каналов (мне постоянно такое присылают). Также есть более мудреные схемы для админов каналов, как и разводняк для обычных юзеров.
"Базовое" разводилово в Telegram - фейковые рекламодатели просят авторов каналов зарегаться на фишинговых сервисах аналитики каналов (мне постоянно такое присылают). Также есть более мудреные схемы для админов каналов, как и разводняк для обычных юзеров.

Так вот, двухфакторка — единственный способ не потерять свой телеграм‑аккаунт (и, соответственно, привязанный к этому аккаунту канал), если вы все‑таки попадетесь на удочку мошенников. Обращения в поддержку не помогут, им скорее всего будет на вас пофиг. Если у вас еще не настроена двухфакторная аутентификация в Телеге — не поленитесь, настройте ее прямо сейчас!

Так вот, возвращаясь к Илону Маску. Я, признаться, не знаю, распространена ли массовая кража аккаунтов в Твиттере. Но, думаю, что она вполне возможна — ведь почему бы не угнать аккаунт какого‑нибудь медийного товарища, а потом шантажировать его, кошмаря его подписчиков с помощью щитпостинга или призывов к каким‑нибудь нехорошим (или даже уголовно наказуемым) деяниям.

Щитпостинг — намеренная публикация агрессивного и вызывающего контента нарочито низкого качества. Обычно используется в онлайн‑пространстве для стимулирования бурной реакции (чаще всего негативной).

Периодически используется схема, когда у несчастного автора годного телеграм‑канала с «умным» контентом этот самый канал угоняют, а потом кошмарят подписчиков щитпостингом, пока автор не выкупит канал обратно (суммы выкупа могут быть весьма и весьма внушительными). При этом, это еще «мягкий» вариант шантажа. Жесткие ребята могут и вовсе начать призывать на митинги или кое‑что дискредитировать как бы от имени автора...

В общем, у Твиттера, что логично, тоже есть своя двухфакторка. Помимо ввода пароля, вход предлагается подтверждать тремя способами (=факторами):

  • Первый — через сторонние приложения. Предлагается на выбор Google Authenticator, Authy, Duo Mobile и 1Password. Вангую, что 90–95% пользователей не будут заморачиваться с настройкой подобных штук (ибо лень).

  • Второй — через секретный ключ. Это вообще лютый костыль. Для подтверждения нужно вставлять флешку или синхронизироваться через NFC или Bluetooth. Даже комментировать это не буду — не представляю, кто вообще будет таким заниматься. Похоже, кто‑то перепутал вход в Твиттер с отправкой крипты с холодного кошелька...

  • Третий — через отправку кода по СМС. Разумеется, именно этот способ использует подавляющее большинство пользователей.

Так вот, Илон Маск как раз‑таки придумал сделать третий способ платным! А именно, сделать его доступным только для владельцев платной подписки Twitter Blue (которую как раз недавно хорошенько перекроили).

Знаете, с одной стороны, хочется даже похвалить руководство Твиттера за смелое решение. Никто раньше и предположить не мог, что за удобство и надежность авторизации можно брать деньги. Тем более, что компания действительно ведь платит мобильным операторам за каждое отправленное СМС, так почему бы не переложить этот расход на пользователя?

С другой стороны, а не перебор ли это? Понимаю, что прямо сейчас Twitter — это чуть ли не единственная на «западе» платформа с серьезным «взрослым» контентом, где умные люди читают умных людей. Отчасти конкуренцию может составить Facebook, но там другой формат, да и детище Цукерберга в последнее время начало куда‑то не туда сворачивать.

Однако стоит Твиттеру сделать серьезный просчет, и конкуренты весьма быстро начнут отбирать у него рынок. Относительно недавно громко выстреливал Signal, но ему чуть‑чуть не хватило до массовости. Да и англоязычный сегмент Telegram не дремлет. Не стоит забывать и про совсем новых игроков, особенно тех, которые будут пытаться выехать на хайпе по генеративному искусственному интеллекту.

Когда Твиттер уволил половину разрабов, но нанял новых, чтобы переделать двухфакторную аутентификацию и засунуть ее в новую платную подписку.
Когда Твиттер уволил половину разрабов, но нанял новых, чтобы переделать двухфакторную аутентификацию и засунуть ее в новую платную подписку.

Наверно, кто‑то скажет «Аффтар, ну чего ты бухтишь? Ведь Twitter просто убрал один из способов двухфакторки, причем самый небезопасный и при этом самый дорогой для компании (через SMS), а другие то два остались!». Да, соглашусь, это действительно так. Но именно этот способ был самым востребованным и популярным, как бы «само собой разумеющимся». А к приложениям‑аутентификаторам пользователя еще нужно приучить... Что представляется мне совсем не быстрым упражнением, учитывая хроническую неготовность пользователей делать любые лишние шаги. Про секретные ключи на физических носителях я вообще молчу. Так что, по сути, для подавляющего большинства пользователей Твиттер действительно убирает бесплатную двухфакторку, хотя формально она и останется.

Итак, что думаете про такое продуктовое решение от Twitter?

Пару слов про Youtube.

Гугловский видеохостинг тоже пострадал от снижения рекламной выручки, поэтому занялся усилением своей платной подписки. Однако в отличие от того же Twitter, к Ютубу претензий меньше — ведь они делают платным действительно дополнительный функционал, отсутствие которого не мешает нормально использовать сервис обычным пользователям. Как и не снижает его безопасность.

Например, в октябре прошлого года ходили слухи, что 4К видео станут доступны только владельцам Premium подписки.

Однако в итоге, похоже, различие будет еще менее значимым. Пишут, что премиальные пользователи получат отдельную вариацию качества 1080 и выше — с повышенным битрейтом. Данное качество обеспечивает чуть больше передаваемой информации на пиксель, что немного улучшает картинку. Но не так значительно, чтобы бесплатные пользователи почувствовали себя ущемленными.

Да и стоит учесть, что Youtube Premium и раньше был весьма полезной штукой — помимо отключения внутренней рекламы, премиалка позволяет, например, скачивать контент в оффлайн или проигрывать видосы при выключенном экране. То есть, это действительно полезный, но именно что дополнительный функционал. Так что, команду видеохостинга хочется похвалить за их подход к наполнению платной подписки.

Что в итоге хочется сказать.

Совершенно понятно и логично, что соцсети и прочий BigTech ищут новые (порой весьма творческие) способы монетизации. И, думаю, никто не против, когда сервис предлагает новый функционал, позволяющий компании класть в карман дополнительный доход, но при этом предлагающий клиентам (пусть даже отдельным сегментам) повышенную ценность.

Однако подобные нововведения нужно делать очень осторожно, выдерживая баланс. Иначе может получиться как с одной известной авиакомпанией — когда планировали делать образцовый лоукостер на европейский манер, а в итоге пассажиры частенько чувствуют себя недочеловеками, когда их небольшие сумочки не влезают в миниатюрный металлический ящик у стойки регистрации (который, кажется, специально спроектирован так, чтобы в него ничего и никогда не влезло).

Вот и некоторые айти‑гиганты сейчас очень близки к тому, чтобы внедрить функционал, который, возможно, и даст сиюминутную выручку, но при этом вместо создания дополнительной ценности будет размывать уже имеющуюся.

А вы как считаете, годный это функционал или «докатились»?


Если вам зашла статья, то буду благодарен за подписку на мой канал Disruptors. Там хватает подобного контента, где я пытаюсь докопаться до сути происходящего. А еще там много разборов ключевых событий в бизнесе, технологиях и инновациях, написанных живым нескучным языком.

Комментарии (16)


  1. CherryPah
    00.00.0000 00:00

    • Подтверждение с помощью физического носителя (это для совсем хардкорных товарищей).

    А что там такого хардкорного, сомневаюсь что кто-то на постоянке разлогинивается из своей учетки перед сном, а раз в год можно и кнопочку нажать.

    Я лет 10+ как назад купил себе World of Warcraftовский брелок (там Digipass Go6 под капотом) за емнип 500р, что меньше цены месячной подписки на Twitter Blue и в нем до сих пор даже батарейка не села.


    1. AlekseiPodkletnov Автор
      00.00.0000 00:00

      Думаю, что просто для большинства пользователей это будет слишком технически замороченно. Особенно для тех, кто не слишком готов утруждаться и что-то покупать/настраивать.


    1. PanDubls
      00.00.0000 00:00

      Эх, за него такого симпатичного спутника тогда давали


      1. CherryPah
        00.00.0000 00:00

        Да я в по большей части из-за питомчика и купил брелок, 2фа меня тогда не сильно заботила


  1. mrkaban
    00.00.0000 00:00
    +2

    Первый - через сторонние приложения. Предлагается на выбор Google Authenticator, Authy, Duo Mobile и 1Password. Вангую, что 90-95% пользователей не будут заморачиваться с настройкой подобных штук (ибо лень).

    На самом деле не такой уж и сложный вариант, поставь приложение на телефон и напиши код, который действует в течении минуты. Лет 10 назад к сайту прикручивал, с тех пор на телефоне и стоит.


    1. AlekseiPodkletnov Автор
      00.00.0000 00:00

      Это для пользователей Хабра не сложный, а для среднестатистического пользователя, возможно, очень даже сложный)


  1. t_vs
    00.00.0000 00:00

    Вероятно для верификации ID пользователей будет использоваться сторонний сервис. Так же как это делают различные финансовые организации.


    1. AlekseiPodkletnov Автор
      00.00.0000 00:00
      +1

      Да, но к использованию стороннего сервиса еще нужно приучить пользователей. А подавляющее большинство из них ленивые, не готовы сделать лишнее действие (что в целом нормально). А к аутентификации через СМС (максимум имейл) все привыкли, поэтому были согласны использовать. А тут придется приучать к новому


  1. RigidStyle
    00.00.0000 00:00
    +8

    Думаю причина в "гнили". Так я называю тот продукт, который производят эти компании. А именно - бесполезное ничто в обмен на внимание пользователя (фактически, используя баги прошивки человека, они паразитируют на них, захватывая внимание, и ничего не давая взамен полезного и приятного). Отсюда закономерный итог. Люди начали понимать, что это паразиты, производящие гниль, а следом за этим начали от этого отказываться (пока еще не сильно). Раньше соцсети давали то, чего не было (давали возможность друг с другом быть на связи онлайн и т.д.), сейчас эту нишу заняли мессенжеры, чаты общестенные в тех же мессенжерах и т.д. Ютуб был исключением, так как давал все же полезный контент, но с последним крупным абдейтом, добавившим гнили, когда начал предлагать видео на главной, довольно сомнительного содержания, вроде "подборка падений" или "100500 тысяч котов" по типу "посмотри как ежик пукает, твоему приматику внутри тебя понравится, уже 100 миллионов просмотров, а я впарю тебе рекламку", то люди начали опять же сбегать оттуда, ну те, кто обладает зачатками интеллекта. Сопоставив это с окончанием карантинов, и вот итог.

    Просто мир на сколько очистился, что из него начало исчезать то, что бесполезно. Это закономерный итог эволюции. И сейчас бесполезен фейсбук и ему подобные.


  1. DarthVictor
    00.00.0000 00:00
    +1

    Интересно, какое заклинание превращает радостных улыбчивых блондинок в суровых разрабов из Юго-Восточной Азии?

    Green cardum levioso


    1. AlekseiPodkletnov Автор
      00.00.0000 00:00

      Javada codedevra


  1. Vasjen
    00.00.0000 00:00
    +1

    Я думаю, что все более прозаичней. Весь бигтех сидит в акциях, которые котируются среди различных фондов и брокеров, стоимость которых являются единственным индикатором "успешности" компании. Мы - бигтех, у нас капитализация 1млрд+ долларов (из расчета стоимости акций опять же), пользователей - 200млн, как прямо с них иметь много денег мы до сих пор не придумали. И проблема простая, что кроме рекламы нет простых и адекватных способов конверсии этого трафика в стабильный профит. И выходит снежный ком - упали посещения, меньше смотрят рекламы, меньше платят за рекламу, меньше прямых доходов, меньше рыночная стоимость, акции падают, инвесторы не довольны.

    На мой взгляд, все эти соц. сети такой же пережиток прошлого, как форумы в свое время. 15 лет назад реально была проблема (и потребность) - найти какого-то человека и связаться. Сейчас - такого нет, из-за чего соцсети стали как огромный монстр, который пытается впихнуть в себя все и сразу - и видео/аудио хостинг, и мессенджер, и какие-то игры, и маркет плейс - все что угодно, лишь бы пользователь им пользовался и тратил время. Стоит ли говорить о вторичности контента на них? И пользоваться ими становится вообще не удобно, в какой цвет не перекрашивай кнопки.


    1. Tarnella
      00.00.0000 00:00

      ИМХО все еще более просто. Меня удивляет только одно: почему в наше время находится место для удивления тому, что пузыри имеют свойство лопаться, причем нередко среди неглупых в целом людей. Вероятно, венская экономическая школа хорошо умеет в пиар.


  1. lotse8
    00.00.0000 00:00

    Всё в этой жизни рождается, растет, стареет и умирает. Только длина цикла у каждого своя.


  1. amakhrov
    00.00.0000 00:00

    В целом-то годная статья. Но вот эти политически отсылки ("это другое", экстремизм Meta) совершенно лишние.


    1. AlekseiPodkletnov Автор
      00.00.0000 00:00
      +1

      Очень хотелось, не удержался)